Научная статья на тему 'Иерархическая структура ценностных ориентаций студентов-психологов'

Иерархическая структура ценностных ориентаций студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1587
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL VALUES / MODERN YOUNG PEOPLE / STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Наталья Владимировна

В статье представлен краткий теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций современной молодежи, а также результаты исследования терминальных ценностей в жизненных сферах студентов-психологов. Ведущие позиции в иерархии терминальных ценностей студентов-психологов занимают собственный престиж, сохранение собственной индивидуальности и активные социальные контакты. Перечисленные ценности являются значимыми в наиболее важных жизненных сферах: обучение и образование, профессиональная жизнь, увлечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степанова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иерархическая структура ценностных ориентаций студентов-психологов»

Степанова Н. В. Иерархическая структура ценностных ориентаций студентов-психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16092.htm.

ART 16092 УДК 17.022.1

Степанова Наталья Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Оренбург stepanowa-nw@vandex. ги

Иерархическая структура ценностных ориентаций студе нтов-психологов

Аннотация. В статье представлен краткий теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций современной молодежи, а также результаты исследования терминальных ценностей в жизненных сферах студентов-психологов. Ведущие позиции в иерархии терминальных ценностей студентов-психологов занимают собственный престиж, сохранение собственной индивидуальности и активные социальные контакты. Перечисленные ценности являются значимыми в наиболее важных жизненных сферах: обучение и образование, профессиональная жизнь, увлечения.

Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные ценности, современная молодежь, студенты-психологи.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Интерес к проблеме ценностных ориентаций у студентов-психологов обусловлен тем, что формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности, оказывает влияние на становление профессионального самосознания. Ценности являются исходными психическими образованиями для постановки целей и обоснования специалистом всей своей профессиональной деятельности, представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования: направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности выступают также в качестве критерия оценки действительности, других людей, а также самого себя. Анализ ценностных ориентаций студентов позволяет увидеть перспективы их личностного и профессионального развития и уже на этапе подготовки специалистов при необходимости внести в этот процесс определенные коррективы.

Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. В диспозиционной структуре личности ценностные ориентации образуют высший (как правило, осознаваемый - в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной, так и долгосрочной перспективе [1].

Формируясь при усвоении социального опыта, ценностные ориентации обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности; в структуре человеческой деятельности тесно связаны с её познавательными и волевыми сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Степанова Н. В. Иерархическая структура ценностных ориентаций студентов-психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16092.htm.

направленности личности и выражает внутреннюю основу её отношения к действительности [2]. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентации порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности [3].

Ценности имеют как содержательную, так и количественную характеристики. С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, принципы, цели поведения и т. д. являются важными. Количественная характеристика ценностной сферы показывает то, в какой степени данная ценность важна для индивида.

Существуют различные подходы к классификации ценностных ориентаций. М. Ро-кич выделяет две группы ценностей: терминальные и инструментальные. К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, безопасность, экономическое процветание, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные ценности, которые одинаково важны в любой стране и культуре. Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный и т. д. В отличие от терминальных ценностей, которые характеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие элементы поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта [4].

В. В. Гаврилюк и Н. А. Трикоз выделяют четыре основных типа систем ценностей: смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т. е. общечеловеческие ценности; витальную систему - это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; интеракционистскую систему - это ценности и суждения, важные в межличностном и групповом общении (хорошие отношения, совесть, власть, взаимопомощь); социализационную систему - ценности, которые определяют процесс формирования личности (социально одобряемые и наоборот) [5].

Ценностные ориентации формируются преимущественно на том этапе социализации индивидов, который непосредственно предшествует периодам зрелости. Сформировав свою ценностную картину мира, человек, как правило, сохраняет её неизменной практически в течение всей жизни. В современном обществе процесс социализации молодежи осложняется трудностями, которые возникают вследствие переоценки традиций, норм и ценностей. Отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре (довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). Резко возросла ценность благосостояния (материальный успех и благополучие), автономии как независимости и уверенности в себе, стремления выразить свою уникальность [6]. Если раньше молодежь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих поколений, то теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, что в значительной степени предопределяет наличие противоречивых тенденций в сознании и поведении современной молодежи.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Степанова Н. В. Иерархическая структура ценностных ориентаций студентов-психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16092.htm.

Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности, соответственно, изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту безразличия, социальной пассивности, инфантилизму, агрессивности молодежи.

Согласно результатам исследований Л. Ромашовой, доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов молодежи является материальное благополучие (у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальные ценности - главный стимул их жизненной активности). В представлениях молодежи деньги зачастую являются мерилом человеческого счастья, полезность труда определяется достижениями собственного экономического достатка, а жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием [7].

Приоритетность экономических ценностей оказывает влияние на всю систему ценностных ориентаций молодых людей. Так, в отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры. Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных ориентаций, характеризующих поведение, также обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве, отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокую коммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус [8].

Наше исследование было посвящено изучению специфики терминальных ценностей в различных жизненных сферах у студентов-психологов. Выборку составили 65 человек - студенты первого и второго курсов факультета клинической психологии ОрГМУ. Для изучения терминальных ценностей использовалась методика И. Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей» [9]. Тест основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей и позволяет оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей, а также их представленность в различных сферах жизни человека: сфере профессиональной жизни, сфере обучения и образования, сфере семейной жизни, сфере общественной жизни, сфере увлечений.

Среди терминальных ценностей первые позиции в изучаемой выборке занимают собственный престиж (43%), сохранение собственной индивидуальности (38%), активные социальные контакты (37%), далее идут высокое материальное положение (29%), духовное удовлетворение (25%), развитие себя (23%), менее выражены такие ценности, как креативность (22%) и достижения (20%). В скобках указаны проценты высокого уровня выраженности терминальных ценностей в изучаемой выборке. Высокий результат по показателю «собственный престиж» свидетельствует о стремлении испытуемых к признанию, уважению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, о высоком уровне потребности в социальном одобрении своего поведения. Высокие баллы по показателю «сохранение собственной индивидуальности» означают стремление испытуемых к независимости, к сохранению неповторимости и своеобразия своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни. Показатель «активные социальные контакты» говорит о высокой потребности в общении, стремлении к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, значимости всех аспектов человеческих взаимоотношений.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Степанова Н. В. Иерархическая структура ценностных ориентаций студентов-психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16092.htm.

Среди жизненных сфер на первое место по значимости студенты-психологи ставят обучение и образование (28%), далее идут профессиональная жизнь (22%), увлечения (19%), четвёртую и пятую позиции занимают семейная жизнь (11 %) и общественная жизнь (9%). В скобках указаны проценты высокого уровня выраженности значимости жизненных сфер. Результаты свидетельствуют о стремлении испытуемых к повышению уровня образованности, расширению кругозора, о высокой значимости будущей профессиональной деятельности и сферы увлечений. Семейная и общественная жизнь не входят в круг актуально значимых жизненных сфер испытуемых.

Терминальные ценности по-разному представлены в жизненных сферах студентов-психологов. В сфере обучения и образования на первом месте стоит собственный престиж (69%), далее идут высокое материальное положение (54%) и активные социальные контакты (52%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые стремятся иметь такой уровень образования, который ценится в обществе, ориентированы на материальные ценности, готовы повышать уровень образования для повышения материального благополучия, стремятся к контактам с людьми определенной социальной группы.

В сфере «профессиональная жизнь» на первом месте также собственный престиж (62%), на втором месте - сохранение собственной индивидуальности и активные социальные контакты (по 57%), на третьем месте - духовное удовлетворение (49%). Данные результаты подтверждают высокую значимость для испытуемых престижности выбранной профессии, посредством профессиональной деятельности они стремятся подчеркнуть свое своеобразие, удовлетворить потребность в социальных контактах, иметь интересную работу и получать от неё удовлетворение.

В сфере увлечений значимые позиции занимают сохранение собственной индивидуальности (62%), активные социальные контакты (60%), креативность (55%), что свидетельствует о стремлении испытуемых посредством увлечений выразить свою индивидуальность и реализовать социальную направленность, увлекаясь занятиями, носящими коллективный характер. Высокие показатели ценности «креативность» в сфере увлечений говорят о стремлении увлекаться такими занятиями, которые предоставляют широкие возможности для творчества.

В сфере семейной жизни на первом месте развитие себя (51%), далее идут сохранение собственной индивидуальности, собственный престиж (по 43%) и духовное удовлетворение (32%). Это означает стремление испытуемых изменять к лучшему особенности своей личности в семейной жизни, при этом ориентируясь на собственные взгляды и убеждения, желание строить семейную жизнь так, чтобы обеспечить признание окружающих, также ценится любовь, взаимопонимание и духовная близость с членами семьи.

В сфере «общественная жизнь» иерархия ценностей представлена следующим образом: собственный престиж (60%), высокое материальное положение (48%), активные социальные контакты (45%), что выражается в стремлении придерживаться наиболее распространенных взглядов на общественно-политическую жизнь, заниматься общественной деятельностью ради материального вознаграждения, реализуя через общественную жизнь социальную направленность.

Таким образом, ведущие позиции в иерархии терминальных ценностей студентов-психологов занимают «собственный престиж», «сохранение собственной индивидуальности» и «активные социальные контакты». Перечисленные ценности являются значимыми в наиболее важных жизненных сферах: «обучение и образование», «профессиональная жизнь», «увлечения». Противоречивые представления о ценностях выявлены у испытуемых в сфере «семейная жизнь». Полученные результаты в целом

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Степанова Н. В. Иерархическая структура ценностных ориентаций студентов-психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16092.htm.

подтверждают общие тенденции ценностных ориентаций современной молодежи и могут быть использованы в системе воспитательной работы в аспекте развития гуманистических, социально значимых ценностей и формирования профессионального самосознания студентов-психологов.

Ссылки на источники

1. Новейший философский словарь. - Минск, 1999.

2. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. - М., 1985.

3. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.

4. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / под общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2009.

5. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. - 2002. - № 1.

6. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль, 2001.

7. Ромашова Л. Ценностные ориентации современной молодежи // Капитал страны. - 2009. - 10 февраля. - URL: http.:capital-rus.ru.

8. Там же.

9. Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсульти-рования. - Екатеринбург, 2001. - Вып. 2. - Ч. 1.

Natalya Stepanova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of General Psychology, Orenburg State Medical University, Orenburg stepan [email protected]

The hierarchical structure of psychology students' value orientations

Abstract. The paper presents the theoretical analysis of value orientations among modern young people and the results of the study of terminal values in life of students-psychologists. Leading positions in the hierarchy of terminal values of students-psychologists is a "private prestige", "preserve their individuality" and "active social contacts". These values are meaningful in the most important spheres of life such, as "training and education", "professional life", "hobbies".

Key words: value orientations, terminal values, modern young people, students-psychologists. References

1. (1999). Novejshij filosofskij slovar', Minsk (in Russian).

2. Karpenko, L. A., Petrovskiy, A. V. & Jaroshevskiy, M. G. (eds.) (1985). Kratkij psihologicheskij slovar1, Moscow (in Russian).

3. (1989). Filosofskij jenciklopedicheskij slovar', Moscow (in Russian).

4. Golovaha, E. I. (2009). "Zhiznennaja perspektiva i cennostnye orientacii lichnosti", in Kulikov, L. V. (ed.). Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov, Piter, St. Petersburg (in Russian).

5. Gavriljuk, V. V. & Trikoz, N. A. (2002). "Dinamika cennostnyh orientacij v period social'noj transformacii", Sociologicheskie issledovanija, № 1 (in Russian).

6. Kljueva, N. V. (2001). Psiholog i semja: diagnostika, konsul'tacii, trening, Jaroslavl' (in Russian).

7. Romashova, L. (2009). "Cennostnye orientacii sovremennoj molodezhi", Kapital strany, 10 fevralja. Available at: http.:capital-rus.ru (in Russian).

8. Ibid.

9. Tihomirov, A. V. (2001). Metoddifferenciaciiprofessional'nyh vyborov vpraktike profkonsul'tirovanija, vyp. 2, ch. 1, Ekaterinburg (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 24.02.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.02.16

Принята к публикации Accepted for publication 28.02.16 Опубликована Published 30.05.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Степанова Н. В., 2016

5779343120366

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.