Итак, подводя итоги, можно утверждать, что употребление круг», «дальний круг», проявлением эмоции, экспрессии и оцен-
ребенком элокутивно-орнаментальных средств напрямую свя- ки, что является органичной частью языкового мира ребенка.
зано со спецификой детского мышления и детской языковой
картины мира. Функционирование тропеических средств в спон- * Материал подготовлен в рамках государственного за-
танной речи детей связано со стремлением ребенка к осозна- дания Минобрнауки России по теме «Проблемы и особеннос-
нию окружающего мира и себя в нем, с номинацией, осмысле- ти эффективной коммуникации в поликультурной среде»
нием реалий, относящихся к таким сферам, как «Я», «ближний (№12-01-10)
Библиографический список
1. Попкова, Т.Д. Развитие речи и языковая картина мира ребенка // Российский государственный гуманитарный университет: Культура детства: нормы, ценности, практики [Э/р]. - Р/д: http://chNdcult.rsuh.ш/artide.html?id=60011
2. Кощеева, О.В. Речежанровая компетенция: возрастной аспект (на материале гипержанра «разговор») // Жанры речи: сб. науч. статей.
- Саратов, 2011. - Вып. 7. Жанр и языковая личность.
3. Амзаракова, И.П. Языковой мир немецкого ребенка: учеб. пособ. для студентов. - Абакан, 2004.
4. Говорят дети [Э/р]. - Р/д: http://det.org.ru
5. Львов, М.Р Основы теории речи: учебн. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002.
6. Попкова, Т.Д. Развитие речи и языковая картина мира ребенка // Российский государственный гуманитарный университет: Культура
детства: нормы, ценности, практики [Э/р].- Р/д: http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=60011
7. Говорят дети. Словарь-справочник / сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. - СПб., 1996.
8. Харченко, В.К. Словарь современного детского языка. - М., 2005.
9. Волков, А.А. Курс русской риторики. - М., 2001.
10. Лотман, Ю.М. Риторика // Избранные статьи: в 3 т. - Таллин, 1992. - Т. 1: Статьи по семиотике и топологии культуры.
11. Шахнарович, А.М. К проблеме понимания метафоры / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева // Метафора в языке и тексте; ред. В.Г. Гак и др.
- М., 1988.
12. Харченко, В.К. Переносные значения слова. - М., 2009.
13. Глущевская, Н.В. Функции метафоры в речи дошкольника // Детская речь как предмет лингвистического исследования. - СПб., 2004.
14. Говорят дети [Э/р]. - Р/д: http://det.org.ru
15. Дети говорят [Э/р]. - Р/д: http://www.inpearls.ru/
16. Береговская, Э.М. Когда начинается риторика? // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сб. материалов
Х Международной конференции по риторике / науч. ред.-сост. В.И. Аннушкин. - М., 2006. - Вып. 2.
Bibliography
1. Popkova, T.D. Razvitie rechi i yazihkovaya kartina mira rebenka // Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj gumanitarnihyj universitet: Kuljtura detstva: normih, cennosti, praktiki [Eh/r]. - R/d: http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=60011
2. Kotheeva, O.V. Rechezhanrovaya kompetenciya: vozrastnoyj aspekt (na materiale giperzhanra «razgovor») // Zhanrih rechi: sb. nauch. stateyj. - Saratov, 2011. - Vihp. 7. Zhanr i yazihkovaya lichnostj.
3. Amzarakova, I.P. Yazihkovoyj mir nemeckogo rebenka: ucheb. posob. dlya studentov. - Abakan, 2004.
4. Govoryat deti [Eh/r]. - R/d: http://det.org.ru
5. Ljvov, M.R. Osnovih teorii rechi: uchebn. posob. dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M., 2002.
6. Popkova, T.D. Razvitie rechi i yazihkovaya kartina mira rebenka // Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj gumanitarnihyj universitet: Kuljtura detstva:
normih, cennosti, praktiki [Eh/r].- R/d: http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=60011
7. Govoryat deti. Slovarj-spravochnik / sost. S.N. Ceyjtlin, M.B. Eliseeva. - SPb., 1996.
8. Kharchenko, V.K. Slovarj sovremennogo detskogo yazihka. - M., 2005.
9. Volkov, A.A. Kurs russkoyj ritoriki. - M., 2001.
10. Lotman, Yu.M. Ritorika // Izbrannihe statji: v 3 t. - Tallin, 1992. - T. 1: Statji po semiotike i topologii kuljturih.
11. Shakhnarovich, A.M. K probleme ponimaniya metaforih / A.M. Shakhnarovich, N.M. Yurjeva // Metafora v yazihke i tekste; red. V.G. Gak i dr.
- M., 1988.
12. Kharchenko, V.K. Perenosnihe znacheniya slova. - M., 2009.
13. Gluthevskaya, N.V. Funkcii metaforih v rechi doshkoljnika // Detskaya rechj kak predmet lingvisticheskogo issledovaniya. - SPb., 2004.
14. Govoryat deti [Eh/r]. - R/d: http://det.org.ru
15. Deti govoryat [Eh/r]. - R/d: http://www.inpearls.ru/
16. Beregovskaya, Eh.M. Kogda nachinaetsya ritorika? // Ritorika i kuljtura rechi v sovremennom obthestve i obrazovanii: sb. materialov
Kh Mezhdunarodnoyj konferencii po ritorike / nauch. red.-sost. V.I. Annushkin. - M., 2006. - Vihp. 2.
Статья поступила в редакцию 20.10.13
удк 81'42
Kust T.S. INVESTIGATION OF GENRES OF COMPUTER-MEDIATED COMMUNICATION IN CONTEMPORARY RUSSIAN LINGUISTICS. The article provides a detailed description of main approaches to investigation of genres of computer-mediated communication known in contemporary Russian linguistics. The author suggests a division of the whole complex of information on genres into three groups: works describing particular genres, works providing classification of the genres, and works submitting models to study all the genres of computer-mediated communication.
Key words: computer-mediated communication, a genre, a descriptive approach, a grading approach, a model of a genre.
Т.С. Куст, канд. филол. наук, Юргинский технологический институт Национального исследовательского
Томского политехнического университета, г. Юрга, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ЖАНРОВ КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
В работе обобщены и представлены основные направления изучения жанров компьютерно-опосредованной коммуникации, выработанные в современной отечественной лингвистике. В массиве накопленных лингвистикой сведений, предлагается выделить три подхода к исследованию жанров компьютерно-опосредованной коммуникации: описательный, классификационный и методологический, предлагающий модели для портретиро-вания всего жанрового многообразия компьютерно-опосредованной коммуникации.
Ключевые слова: компьютерно-опосредованная коммуникация, описательный подход, классификационный подход, модель жанра.
Коммуникативное пространство в России конца 20-го - начала 21-го столетий претерпело серьезные изменения в силу появления и стремительного распространения Интернет-общения, коммуникации посредством мобильной связи (СМС). Экст-ралингвистические условия, в частности достижения технического прогресса, повлияли как на скорость и простоту общения, так и на собственно лингвистические особенности компьютерно-опосредованной коммуникации.
В настоящее время изучение компьютерно-опосредованной коммуникации отличается не только своей экстенсивностью -стремлением выявить, изучить и описать как можно больше ее характерных явлений, особенностей и закономерностей [1-9]. Исследователи предпринимают попытки теоретически осмыслить и обобщить накопленный эмпирический материал [10; 11; 4; 12; 13]. Выделяются магистральные направления изучения компьютерно-опосредованного общения: описание особенностей компьютерно-опосредованной коммуникации в целом и отдельных ее аспектов, описание и классификация жанров данного вида коммуникации [14]; или коммуникативное, дискурсивное, функционально-стилистическое и жанроведческое направления исследований компьютерно-опосредованной коммуникации [13].
В фокусе данной статьи - жанроведческий аспект изучения компьютерно-опосредованной коммуникации.
Разделяя мнение Е.В. Горошко о том, что коммуникативное пространство Интернета способствует возникновению новых жанров, обуславливая, в свою очередь, интенсивное развитие жанроведения [4], мы ставим перед собой цель проанализировать имеющиеся в распоряжении отечественной лингвистики сведения о жанрах данного вида коммуникации, о подходах к их изучению и описанию.
Исследователи жанрового пространства русской речи (В.В. Дементьев, Н.Б. Лебедева, Т.В. Шмелева и др.) неоднократно высказывали свои соображения о необходимости и возможности создания энциклопедии всех существующих речевых жанров. И хотя данный труд так не появился, несмотря на колоссальный объем изученных и описанных жанров, нам представляется, что исследователи Интернет-пространства внесли существенный вклад в подготовку материалов для данной энциклопедии, представив целый ряд работ описательного характера.
На материале русского языка было изучено и описано жанровое пространство сети Фидонет [2]. Наряду с описанием условий, участников и языковых средств, оформляющих конференции сети Фидонет, исследовательница также предпринимает попытку классификации жанров по степени простоты/сложности, выделяя элементарный, сложный, комплексный речевые жанры и гипержанр. Е.Н. Галичкина, обозначившая впервые в отечественной лингвистике набор конститутивных признаков компьютерного дискурса [3], который впоследствии был взят на вооружение некоторыми исследователями (А.Г. Аврамова, Н.Г. Асмус, В.В. Варламова, Е.В. Волкова, В.М. Громова, Н.Л. Моргун, К.В. Овчарова и др.) проанализировала особенности жанра конференции в компьютерном дискурсе. В работе Н.Л. Моргун [15] объектом изучения выступает научная конференция в компьютерно-опосредованном дискурсе, последовательно описываются языковые и текстовые особенности научного сетевого дискурса.
Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации описаны исследователями в большей степени на материале английского и немецкого языков или в сопоставительном аспекте с русским языком, что объясняется тем, что за пределами России электронная коммуникация начала распространяться несколько раньше. В.М. Громова выявляет конститутивные признаки жанра персонального объявления в электронной коммуникации, строит жанровую модель, анализирует лингвистические и пара-графические способы конструирования идентичности в данном жанре, анализируя американские и русские сайты персональных объявлений [16]. Особенности англоязычного и русскоязычного чатового пространства Интернет-коммуникации, участвующие в его построении языковые и речевые средства, а также экстралингвистические условия, задействованные в построении данного коммуникативного пространства, рассмотрены в рабо-
те К.В. Овчаровой [17]. Элементы структуры и классификация представленных в текстах Интернет-форумов языковых средств с учетом их функциональной специфики описаны Н.В. Кузнецовой [18]. Жанровые признаки социальной сети «В Контакте» обоснованы в работе Т.В. Алтуховой [19].
Объектом изучения исследователей являются не только жанры, оформившиеся благодаря развитию и распространению Интернет-технологий, но и жанры, существовавшие ранее в печатной или устной коммуникации. С.А. Стройков исследует особенности электронного лексикографического гипертекста (словаря-энциклопедии), выявляя роль гипертекстуальности и интерактивности в функционально-стилевой и жанровой принадлежности словаря-энциклопедии [20]. В работе Т.С. Куст описываются признаки электронного учебника, позволяющие утверждать о сформированности особого типа текста, т.е. жанра. Электронный учебник рассматривается на фоне жанрового пространства научного стиля и компьютерно-опосредованной коммуникации, определяется статус этого учебника в данных жанровых пространствах [21]. А.А. Плотникова рассматривает лингвопрагматические и метаязыковые аспекты жанра лирической миниатюры, функционирующей на сайтах Интернета разной функциональной направленности [22].
Второе магистральное направление в исследовании компьютерного дискурса представлено работами, предлагающими классификации жанров компьютерно-опосредованной коммуникации [1; 2; 3; 5; 6; 7; 8; 9; 13].
В предложенный Л.Ю. Ивановым перечень жанров КОК [1], построенный по аналогии с жанрами других сфер общения, входят: общеинформационные жанры или жанры новостей, представленные как в электронных средствах массовой информации, так и на прочих сайтах, имеющих разделы новостей; научно-образовательные и специальные информационные жанры; художественно-литературные жанры; развлекательные жанры; деловые и коммерческие жанры [1].
Л.А. Капанадзе относит к «электронным жанрам» веб-сайт, домашнюю страницу, электронную библиотеку, электронный журнал, электронное письмо, чат, гостевую книгу, доски объявлений, коллекции программ, каталоги, коммерческие объявления, рекламные баннеры и объединяет данные жанры в две крупные группы: жанры, тяготеющие к письменным текстам, и жанры, являющиеся своеобразным гибридом письменного и устного текста [6].
Н.Б. Мечковская предлагает деление всего информационного пространства, существующего в Интернете, на 3 группы: рекламную информацию, профессиональную авторизированную информацию, бесплатную информацию, создаваемую энтузиастами. Основными жанрами автор предлагает считать электронную почту, электронные доски объявлений, чаты, онлайновые конференции и форумы, ICQ, сетевые офлайновые конференции и форумы, блоги, движение WIKI, «сетературу» [23, с. 440-457].
Л.Ю. Щипицыной все существующее в настоящий момент многообразие жанров КОК осмысляется в медийном и функциональном аспектах. Медийная классификация жанров компьютерно-опосредованной коммуникации создана с учетом существования жанров, представленных в той или иной службе Интернета. Функциональная классификация создана с учетом главной функции жанров в коммуникативном взаимодействии и включает: информативные жанры (цель - предъявление или получение информации); социальные жанры (цель - удовлетворение потребности в общении); директивные жанры (цель - побуждение адресата к совершению действия); презентационные жанры (цель - самовыражение); эстетические жанры (цель - реализация художественно-творческого потенциала и эстетического воздействия на партнеров с помощью создания мнимой реальности); развлекательные жанры (цель - получение удовольствия от выполнения ролевых действий в виртуальном мире) [13, с. 21 - 22].
Идея первичности/вторичности также находит свое выражение в классификации жанров компьютерного дискурса [2; 13; 14; 21; 22].
Одним из направлений теории цифровых жанров представляется разработка моделей описания цифровых жанров, с последующим портретированием на их основе жанров компьютер-
но-опосредованной коммуникации. Опыт описания цифровых жанров на основе специально разработанных моделей представлен в отдельных исследованиях [9; 13]. В работе Н.Г. Асмус определяется совокупность параметров для характеристики электронных жанров. Эти параметры охватывают: 1) тематический признак, 2) коммуникативную цель, 3) сферу общения, 4) образ автора - читателя, 5) режим синхронного/асинхронного времени, 6) форму объективации (близость к устному или письменному тексту), 7) диалог/полилог, 8) композиция, 9) языковые особенности. Тематический признак заключается в выборе предмета «информационного обмена» [9, с. 36], в зависимости от цели общения выделяется статусно-ориентированное или личностно-ориентированное общение коммуникантов; образ авто-ра-читателя зависит от принципа взаимодействия пользователей «многие - одному», «один - одному», «один - многим» или «многие - многим». Параметр синхронного/асинхронного времени выделяет сообщения, приближенные к письменной форме языка, и имитации разговорного диалога. Виртуальный диалог или полилог зависит от количества участников общения. В качестве языковых особенностей называются субъективность, оценочность, нестандартизованность [9, с. 35-36].
Согласно позиции Е.И. Горошко, разграничение многообразия жанров электронной коммуникации необходимо проводить с учетом следующих характеристик: 1) гипертекстуальность (способ прочтения текста и характер гиперссылок), 2) возможность создания поликодовых текстов, 3) интерактивность среды, приводящая к гибридизации жанров, к усилению степени полижанровости, 4) синхронность/асинхронность коммуникации, 5) частота обновления информации, 6) адресат электронного текста, 7) автор текста, 8) география Интернета [4].
На наш взгляд, наиболее подробной моделью для портре-тирования дигитальных жанров является алгоритм, разработанный Л.Ю. Щипициной, которая предлагает использовать при опи-
Библиографический список
сании жанров компьютерно-опосредованной коммуникации медийные, прагматические, структурно-семантические и лингвостилистические параметры. Медийные параметры охватывают оформление жанра, гипертекстуальность, мультимедийность, синхронность, интерактивность, количество и эксплицированность коммуникантов; прагматические параметры включают адресата, адресанта, цель и сферу коммуникации; структурно-семантические параметры касаются темы, ее развертывания и текстовых единиц; лингвостилистические параметры жанра - это используемые в тексте данного жанра языковые средства [13 с. 20].
Проблемными областями цифрового жанроведения признаются «отсутствие четкого определения дигитального жанра» [4, с. 372], взаимосвязь «бумажных и цифровых жанров», степень влияния технической среды на возникновение новых жанров и видоизменение «бумажных» при переносе их в электронную коммуникацию [24], поскольку «технологический» критерий играет «в процессе формирования новых жанров на фоне других факторов <...> иногда определяющую роль»: направления развития жанров зависят от технических средств, определяющих «формат общения» [10, с. 353-354].
Множественность позиций авторов в отношении принципов классификации жанров компьютерно-опосредованной коммуникации, подходов к их описанию объясняется, по нашему представлению, тем, что теоретические и методологические основы описания совокупности жанров, выработанных и вырабатываемых электронной средой, формируются одновременно с самими жанрами, и технологический прогресс существенно опережает лингвистическую рефлексию. Очевидно, что перспективным направлением изучения жанров компьютерно-опосредованной коммуникации является их рассмотрение на фоне всего жанрового многообразия речи, с выявлением общего и различного, позволяющего делать заключения о внутрижанровом варьировании или о возникновении новых жанров.
1. Иванов, Л.Ю. Язык в электронных средствах коммуникации // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова. - М., 2007.
2. Вавилова, Е.Н. Жанровая квалификация дискурса сети Фидонет: дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2001.
3. Галичкина, Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: дис. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2001.
4. Горошко, Е.И. Теоретический анализ интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи: сб. науч. статей. - Саратов, 2007. - Вып. 5. Жанр и культура.
5. Атабекова, А.А. Сопоставительный анализ функционирования языка на англо- и русскоязычных Web-страницах: дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2004.
6. Капанадзе, Л.А. Структура и тенденции развития электронных жанров // Жизнь языка: сб. к 80-летию М.В. Панова. - М., 2001.
7. Антонова, Л.Г. Специфические черты современного электронного эпистолярия / Л.Г. Антонова, Е.С. Жуленова // Коммуникативные исследования. - Воронеж, 2003.
8. Трофимова, Г.Н. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: дис. ... д-ра филол. наук. -М., 2004.
9. Асмус, Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2005.
10. Макаров, М.Л. Жанры в электронной коммуникации // Жанры речи: сб. науч. статей. - Саратов, 2005. - Вып. 4.
11. Горошко, Е.И. Интернет-коммуникация: проблема жанра // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. трудов. - 2006. - Вып. 4.
12. Дементьев, В.В. Теория речевых жанров. - М., 2010.
13. Щипицына, Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Воронеж, 2011.
14. Рогачева, Н.Б. Структура и функционирование вторичных речевых жанров Интернет-коммуникации (на материале русского и английского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2011.
15. Моргун, Н.Л. Научный сетевой дискурс как тип текста: дис. ... канд. филол. наук. - Тюмень, 2002.
16. Громова, В.М. Конструирование идентичности в интернет-дискурсе персональных объявлений: дис. ... канд. филол. наук. - Ижевск, 2007.
17. Овчарова, К.В. Компьютерные чаты в интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Краснодар, 2008.
18. Кузнецова, Н.В. Структура и стилистика языковых средств в текстах интернет-форумов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тюмень, 2008.
19. Алтухова, Т.В. Коммуникация в социальной компьютерной сети «В Контакте»: жанроведческий аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Кемерово, 2012.
20. Стройков, С.А. Лингвопрагматические характеристики англоязычного электронного лексикографического гипертекста (на материале словаря-энциклопедии «The Free Dictionary»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2008.
21. Куст, Т.С. Жанровая природа электронного учебника: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2011.
22. Плотникова, А.А. Лирическая миниатюра в Интернет-коммуникации (лингвопрагматический и метаязыковой аспекты жанра): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2012.
23. Мечковская, Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета. - М., 2009.
24. Горошко, Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. - Саратов, 2009. - Вып. 6. Жанр и язык.
Bibliography
1. Ivanov, L.Yu. Yazihk v ehlektronnihkh sredstvakh kommunikacii // Kuljtura russkoyj rechi: ehnciklopedicheskiyj slovarj-spravochnik / pod red.
L.Yu. Ivanova, A.P Skovorodnikova. - M., 2007.
2. Vavilova, E.N. Zhanrovaya kvalifikaciya diskursa seti Fidonet: dis. ... kand. filol. nauk. - Tomsk, 2001.
3. Galichkina, E.N. Specifika kompjyuternogo diskursa na angliyjskom i russkom yazihkakh: dis. ... kand. filol. nauk. - Astrakhanj, 2001.
4. Goroshko, E.I. Teoreticheskiyj analiz internet-zhanrov: k opisaniyu problemnoyj oblasti // Zhanrih rechi: sb. nauch. stateyj. - Saratov, 2007. -Vihp. 5. Zhanr i kuljtura.
5. Atabekova, A.A. Sopostaviteljnihyj analiz funkcionirovaniya yazihka na anglo- i russkoyazihchnihkh Web-stranicakh: dis. ... d-ra filol. nauk. -M., 2004.
6. Kapanadze, L.A. Struktura i tendencii razvitiya ehlektronnihkh zhanrov // Zhiznj yazihka: sb. k 80-letiyu M.V. Panova. - M., 2001.
7. Antonova, L.G. Specificheskie chertih sovremennogo ehlektronnogo ehpistolyariya / L.G. Antonova, E.S. Zhulenova // Kommunikativnihe issledovaniya. - Voronezh, 2003.
8. Trofimova, G.N. Funkcionirovanie russkogo yazihka v Internete: konceptualjno-suthnostnihe dominantih: dis. ... d-ra filol. nauk. - M., 2004.
9. Asmus, N.G. Lingvisticheskie osobennosti virtualjnogo kommunikativnogo prostranstva: dis. ... kand. filol. nauk. - Chelyabinsk, 2005.
10. Makarov, M.L. Zhanrih v ehlektronnoyj kommunikacii // Zhanrih rechi: sb. nauch. stateyj. - Saratov, 2005. - Vihp. 4.
11. Goroshko, E.I. Internet-kommunikaciya: problema zhanra // Zhanrih i tipih teksta v nauchnom i mediyjnom diskurse: mezhvuz. sb. nauch. trudov. - 2006. - Vihp. 4.
12. Dementjev, V.V. Teoriya rechevihkh zhanrov. - M., 2010.
13. Thipicihna, L.Yu. Kompleksnaya lingvisticheskaya kharakteristika kompjyuterno-oposredovannoyj kommunikacii: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. - Voronezh, 2011.
14. Rogacheva, N.B. Struktura i funkcionirovanie vtorichnihkh rechevihkh zhanrov Internet-kommunikacii (na materiale russkogo i angliyjskogo yazihkov): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Saratov, 2011.
15. Morgun, N.L. Nauchnihyj setevoyj diskurs kak tip teksta: dis. ... kand. filol. nauk. - Tyumenj, 2002.
16. Gromova, V.M. Konstruirovanie identichnosti v internet-diskurse personaljnihkh objhyavleniyj: dis. ... kand. filol. nauk. - Izhevsk, 2007.
17. Ovcharova, K.V. Kompjyuternihe chatih v internet-kommunikacii: soderzhanie i osobennosti funkcionirovaniya: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Krasnodar, 2008.
18. Kuznecova, N.V. Struktura i stilistika yazihkovihkh sredstv v tekstakh internet-forumov: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Tyumenj, 2008.
19. Altukhova, T.V. Kommunikaciya v socialjnoyj kompjyuternoyj seti «V Kontakte»: zhanrovedcheskiyj aspekt: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. -
Kemerovo, 2012.
20. Stroyjkov, S.A. Lingvopragmaticheskie kharakteristiki angloyazihchnogo ehlektronnogo leksikograficheskogo giperteksta (na materiale slovarya-
ehnciklopedii «The Free Dictionary»): avtoref. dis. . kand. filol. nauk. - Samara, 2008.
21. Kust, T.S. Zhanrovaya priroda ehlektronnogo uchebnika: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Tomsk, 2011.
22. Plotnikova, A.A. Liricheskaya miniatyura v Internet-kommunikacii (lingvopragmaticheskiyj i metayazihkovoyj aspektih zhanra): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Tomsk, 2012.
23. Mechkovskaya, N.B. Istoriya yazihka i istoriya kommunikacii: ot klinopisi do Interneta. - M., 2009.
24. Goroshko, E.I. Internet-zhanr i funkcionirovanie yazihka v Internete: popihtka refleksii // Zhanrih rechi. - Saratov, 2009. - Vihp. 6. Zhanr i
yazihk.
Статья поступила в редакцию 20.10.13
УДК 81+811.111
Kazandzhan J.S. THEORETICAL JUSTIFICATION TO TRAINING OF ORAL SPEECH AT RUSSIAN LESSONS AS FOREIGN. In article the concept of speech activity is concretized, theoretical justification is given to training of oral speech. Key words: speech activity, oral speech, audition, govoreniye, phrase.
Ж.С. Казанджан, преп. ВУНЦ «Общевойсковой академии ВС РФ», г. Москва, Е-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЮ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
В статье конкретизировано понятие речевой деятельности, дано теоретическое обоснование обучению устной речи.
Ключевые слова: речевая деятельность, устная речь, аудирование, говорение, словосочетание.
Речевая деятельность - «это активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения» [1]. Это система умений творческого характера, которая направлена на решение различных коммуникативных задач.
Форма речи делится на два вида: устная и письменная. Также виды речевой деятельности различаются по признаку продуктивный и рецептивный.
Предметом речевой деятельности является мысль как форма отражения окружающей действительности во всех её проявлениях. Основным средством существования, оформления и выражения мысли выступает язык.
Речевая деятельность на родном и иностранном языках осуществляется одними и теми же речевыми механизмами, однако уровень их функционирования на иностранном языке вначале ниже, чем на родном. Чтобы эти механизмы приспособились на должном уровне обеспечивать реализацию различных видов речевой деятельности средствами неродного языка, нужны определённые усилия и специальные упражнения.
Устная речь - это любая звучащая речь. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. «Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.» [2].
Устную форму речи характеризует: контактность с собеседником; ситуативность; большая доля паралингвистической информации (мимика, жесты, позы); линейность во времени; необратимость отзвучавшего отрезка речи; темп, задаваемый говорящим; высокая степень автоматизированности.
Лингвистические особенности устной формы речи: богатство интонационного оформления; обилие лексических единиц; сравнительно несложное грамматическое оформление; распространённые в диалогах эллиптические конструкции, а так же возможен инверсированный порядок слов, частотное изменение на ходу внешнего оформления программы высказывания и характерное наличие семантически незначимых слов - заполнителей пауз.
Устную речь составляют аудирование и говорение. Аудирование - это рецептивная деятельность, представляющая собой одновременное восприятие и понимание звучащей речи. Процесс восприятия состоит из анализа и синтеза разноуровневых языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений), в результате чего происходит преобразование воспринятых звуковых сигналов в смысловую запись (т.е. наступает смысловое понимание).
В практическом курсе русского языка как иностранного аудирование присутствует как цель и как средство обучения. Выступая в учебном процессе в качестве средства обучения, аудирование помимо своей основной, собственно коммуникативной,