Indonesia, Papua New Guinea, Uganda (США, Китай, восточная Азия - африканские страны, южная Африка, Индонезия, Папуа-Новая Гвинея, Уганда). Отсюда неравенство является составляющей богатства и вытекает из него (governments benefit from inequality / правительства получают выгоду из неравенства).
Кроме того, на основании такой оппозиции (полярности) мы можем утверждать, что богатство связано с закрытостью, элитарностью. Богатством владеет узкий круг лиц. К такому выводу мы приходим благодаря таким характеристикам богатых как the few (несколько, некоторые, узкий круг), privileged (привилегированный), gated (запертый), к бедности тоже отношение -lonely island (одинокий остров). Бедность воспринимается как негативное явление, что подтверждается выбором слов, характеризующих это социальное явление, которое требуется устранить: to reduce poverty (снизить уровень бедности), to reduce the costs of poverty (сократить издержки бедности), to eradicate extreme poverty (искоренить крайнюю бедность), to fight poverty (бороться с бедностью), to solve poverty (решить проблему бедности), to doom to poverty (обрекать на бедность), poverty reduction (снижение уровня бедности), to kill poverty and hunger (уничтожить бедность и голод), the War on Poverty (война с бедностью), anti-poverty foundation (фонд борьбы с бедностью), introducing anti-poverty programs (введение программ по борьбе с бедностью). Бедность связана с виной (the blame for poverty / вина за бедность): для сравнения богатый человек в современном мире не испытывает вины за своё богатство (to feel no guilt / не чувствовать вины). Отсутствие бедности оказывает положительное влияние на общество (to save the future of poor / спасти будущее бедных), Метафорическое выражение бедности - война и борьба. Как показано на примерах, с бедностью связаны слова с семой борьбы с чем-либо, а также термины, употребляемые в военном деле и политике (to eradicate / уничтожить, anti- / анти-, program / программа, war / война).
В современном обществе есть мнение, что богатство непосредственно связано с культурой. Среди комментариев пользователей Интернета есть следующий: Just enjoy the trust fund and work on shaping America’s culture. (Просто наслаждайся трастовым фондом и продолжай формировать американскую культуру.). Стиль жизни, который ведёт богатый человек, является очень привлекательным, о нём мечтают. Отсюда частым является упоминание о такой идее как «Американская мечта» (American Dream). Нельзя игнорировать тот факт, что в настоящее время американская культура является наиболее пропагандируемой в обществе и проникающей в общество. Американская мечта ассоциируется с тем, что некоторые пользователи Интернета называют the «affluent» lifestyle («состоятельный» стиль жизни). Такая мечта может реализоваться в материальных вещах (McMansion (огромный особняк-замок), condo (квартира в доме-совладении), ski resort (горнолыжный курорт), beach (пляж), nice car (хорошая машина), private schools for the kids (частная школа для детей)); в наличие возможностей (ability to travel to Europe (возможность путешествовать по Европе), eating out at nice restaurants (посещение хороших ресторанов)). Кроме того, богатство как американская мечта связано с работой (hard work), образованием (education), удачей (luck), неукротимым желанием (indomitable desire). Американс-
Библиографический список
1. The Guardian [Э/р]. - Р/д: http://www.theguardian.com/uk.
2. The New Yorker [Э/р]. - Р/д: http://www.newyorker.com.
3. WSJ Blogs [Э/р]. - Р/д: http://blogs.wsj.com/wealth.
кая мечта непосредственно связана как с возможностями (opportunity), так и свободой (freedom), при этом сочетание возможностей и свободы с работой и образованием может привести к богатству, выраженному в материальных вещах. Следовательно, богатство - Американская мечта в виде свободы и возможностей.
На основании выше изложенного мы приходим к следующим выводам:
1) Богатство - это цель;
2) Богатство - это труд и работа;
3) Богатство - это материальные блага;
4) Богатство - это деньги;
5) Богатство - это неожиданный поворот судьбы, удача;
6) Богатство - это ум;
7) Богатство - это испытание;
8) Богатство - это успех;
9) Богатство - это время;
10) Богатство - это образование?
11) Богатство - это уважение?
12) Богатство с риском - Вегас;
13) Богатство - это игра;
14) Богатство - это веселье;
15) Богатство - это душевные качества, любовь;
16) Богатство - здоровье;
17) Богатство - доброе имя;
18) Богатство - это корень всякого добра или зла?
19) Богатство - это свобода или зависимость и нахлеб-
ничество?
20) Богатство - Американская мечта в виде свободы и возможностей;
21) Богатство - это счастье или несчастье?
22) Богатство - это деятельность;
23) Богатство нельзя осуждать, вины богатого в богатстве нет;
24) Богатство - это власть;
25) Богатство - это неравенство;
26) Богатство - это честность или нечестность?;
27) Богатство - это закрытость;
28) Бедность - это лень;
29) Бедность - расовая черта;
30) Бедность заслужена;
31) Бедные виноваты своей бедности;
32) Бедность - это неравенство;
33) Бедность - это глупость;
34) Бедность - это состояние души;
35) Бедность - борьба;
36) Бедность - война.
Концепт «богатство» и концепт «бедность» в XXI в. сохранили способы репрезентации, существовавшие ранее, однако к ним добавилось новое видение богатства как американской мечты и способа формирования культуры. Следует отметить тот факт, что большая часть составляющих моделей, к которым восходят концепты, осталась неизменной, что свидетельствует о том, что есть некое архетипичное представление о богатстве и бедности, которое не зависит от религиозных взглядов, социальных убеждений, расовой принадлежности.
Bibliography
1. The Guardian [Eh/r]. - R/d: http://www.theguardian.com/uk.
2. The New Yorker [Eh/r]. - R/d: http://www.newyorker.com.
4. WSJ Blogs p/p]. - R/d: http://blogs.wsj.com/wealth.
Статья поступила в редакцию 30.09.13
УДК 811.161.1+808.5
Dobrya M. Ya. THE IMAGE OF PICTURE OF THE WORLD IN ELOCUTIV STATEMENTS OF CHILDISH LINGUISTIC PERSONALITY. The article deals with the interrelation between the linguistic picture of the world and the use of a child ornamental elokutiv means of language. The author researches pragmatically significant elokutiv statements, which reflect the childish world view particularity, the concreteness of intellection, the subjectivism of perception and the statements demonstrates expression and evaluation in use of trope elokutiv means of language.
Key words: linguistic picture of the world, specific of child's linguistic picture of the world, elocutiv, elocutiv statements.
М.Я. Добря, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан,
E-mail: [email protected]
ОТРАЖЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА В ЭЛОКУТИВНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЯХ ДЕТСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ*
В статье раскрывается взаимосвязь языковой картины мира и употребление ребенком орнаментально-эло-кутивных средств языка. Автор исследует прагматически значимые элокутивные высказывания, в которых отражается специфика детского мировоззрения, конкретность мышления, субъективизм восприятия и проявляется экспрессия и оценка в использовании тропеических элокутивных средств.
Ключевые слова: языковая картина мира, специфика детской языковой картины мира, элокуция, элокутивные высказывания
Обращение к «человеческому фактору в языке» предполагает изучение использования языка человеком в проявлении как типичных, так и индивидуальных черт. Характеристика языковой личности предполагает выявление тех ее структур, которые являются доминирующими при обращении исследователя к ее компонентному составу, в число которых включают языковую способность, языковое сознание, коммуникативные установки, идиолект языковой личности, учет ее психологических и социальных параметров и др. Следует признать перспективность междисциплинарных исследований, позволяющих на данном этапе антропологической лингвистики раскрыть сложность и многоуров-невость изучаемого феномена. При этом одним из перспективных антропоцентрических направлений является изучение детской языковой личности и детской языковой картины мира через призму основополагающих свойств языка: динамизма, системности, психологичности, социальной обусловленности.
Детская языковая картина мира определяется в психолингвистике как «наивнейшая», поскольку отражает наивные представления ребенка об окружающем мире, которые, однако, образуют свою систему представлений о реальном, и которая с течением времени все более конкретизируется и усложняется, приближаясь к картине мира взрослого.
Рассматривая детство как уникальный этап в развитии человека, Т.Д. Попкова в картине мира ребенка выделяет несколько уровней: «Я; моя семья (дом, детский сад, т.е. большая, расширенная семья); окружающий меня мир (животные и растения)» [1].
Формирующаяся картина мира ребенка складывается через субъективное восприятие, значимость окружающего для него лично. О.В. Кощеева, рассматривая особенности овладения ребенком разнообразными жанрами речи, выделяет «некие глобальные сферы в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста - сфера обиходно-бытовой коммуникации в семье (ближайшем окружении ребенка), игровая сфера, институциональная сфера (для младших школьников - школа, для детей дошкольного возраста - детский сад)» [2, с. 281]. И.П. Амзаракова, с опорой на схему речевых функций К. Бюле-ра, в познании мира ребенком выделяет три направления: мир вещей, мир людей и мир языка [3, с. 65]. При этом общим для всех исследований является определение языкового круга ребенка с ядерным составляющим «Я», далее следуют «ближний круг», «дальний круг».
Ярким примером детского мировосприятия и его проявления в речи ребенка может служить детская песня в устах одного из детей: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет мама! Пусть всегда буду я! А дальше пошла импровизация: Пусть всегда будет папа! Пусть всегда будет бабуля! Пусть всегда будет Ангелина! (сестра) Пусть всегда будет Валерия! (старшая сестра) И, наконец: Пусть всегда будут кошки!!» [4].
Прагматика элокутивных высказываний ярко проявляется в образно-символических ассоциациях, одновременно раскрывающих своеобразие детского мировосприятия. Попробуем выстроить логическую цепочку взаимоотношения элокуции и ребенка через описание взаимообусловленности экспрессивности детской речи и своеобразия детского восприятия.
Истоки изучения отечественной лингвистикой детской языковой личности лежат в появлении в конце XIX века «дневнико-
вых записей», фиксирующих своеобразие речевого развития ребенка. В дальнейшем лингвистический и лингводидактический характер исследования детского языкового строя обогатился изучением онтогенеза речевой деятельности с позиций современной психологии. Психолингвистический анализ языкового мира ребенка представлен работами И.Н. Горелова, А.А. Леонтьева, К.Ф. Седова, А.М. Шахнаровича, Н.М. Юрьевой.
Детская языковая картина мира функционирует в детской речи. Существует большой корпус лингвистических исследований, отражающих специфику детского языка и речи: И.П. Амза-раковой, Т.А. Гридиной, В.К. Харченко, С.Н. Цейтлин. Исследованию подвергаются: лексикон ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (Т.В. Соколова), языковые средства выражения категории оценки в речи детей (Ю.О. Бронникова), овладение детьми грамматическими категориями (Н.В. Гагарина, М.Д. Воейкова), особенности речевого общения и становления коммуникативных навыков детей (Е.Б. Чернышова, Н.А. Лемяс-кина) и др.
Как отмечает М.Р Львов, речь ребенка изучается «в ее различных аспектах: деятельностном, процессуальном; формальном, структуральном; социальном, коммуникативном, личностном; в аспекте генетическом, в развитии; в ее связях с языком и другими знаковыми системами» [5, с. 4].
Однако на данном этапе развития лингвистики детской речи «при этом остается невыясненным множество проблем, например: какова структура картины мира ребенка; как сам ребенок относится к факту владения им языком; как существующая в его сознании картина мира может быть выражена текстуально, в виде устного рассказа» [6]; описание фрагмента языковой картины мира ребенка, созданного в результате анализа использования им, например, элокутивных средств и рассматриваемого через призму его речевых и личностных характеристик.
Системное описание использования ребенком элокутивных средств до настоящего времени не было предметом лингвистического анализа. При этом образный строй речи детей, лингвистической составляющей которого являются разнообразные орнаментальные средства языка, по-особому проявляет своеобразие наглядно-образного мышления ребенка, раскрывает специфику детского взгляда на мир, отличное от взрослого, соответствующее определенному возрасту представление о мире. Научная новизна работы состоит в выборе ракурса изучения детской языковой личности - через описание своеобразия детских элокутивных высказываний с позиций языковой картины мира ребенка.
Материалом для исследования явились детские высказывания, касающиеся (осознанного и спонтанного) использования изобразительно-выразительных средств в речи, опубликованные в работах С.Н. Цейтлин [7], В.К. Харченко [8], на сайтах «Говорят дети» и «Дети говорят», а также собственная картотека эло-кутивных высказываний детей 3 - 9 лет.
Элокуция - словесное выражение, один из этапов риторического канона, целью которого является «путь от мысли к слову», процесс создания и произнесения речевого произведения. Элокуция со времен античности включает себя выбор языковых средств, определение стиля и слога (совокупность выразительных качеств речи). При этом признаками хорошего слога будут правильность и чистота, имеющие отношение к нор-
мам литературного языка; ясность, уместность, красота речи. «Красота речи есть результат синтеза выразительных средств, создающего смысловую и выразительную глубину, многомерность слова» [9, с. 294].
Элокуция детской речи детерминирована орнаментальными средствами, в число которых входят тропы и фигуры, экспрессивная лексика и своеобразие построения синтаксических конструкций, а также реминисценциями, прецедентными, фольклорными вкраплениями. При этом образность как качество детской речи нельзя понимать как способ «речевого декора» (выражение Г.В. Бобровской). Своеобразие детской речи - в репрезентации в ней образного мышления ребенка, проявлении в ней формирующегося языкового сознания и открытии ребенком эстетической функции языка. «Тропы не являются внешним украшением, некоторого рода апплике, накладываемым на мысль извне, - они составляют суть творческого мышления, и сфера их даже шире, чем искусство. Они принадлежат творчеству вообще», - писал Ю.М. Лотман [10, с. 169].
В основе тропа лежит сравнение по параметру, которое нашим сознанием определяется как свойство, качество, признак, объединяющее два явления и проявляющееся на уровне слова или словосочетания. Определение понятия и видов тропов, их признаках до сих пор является предметом дискуссии как среди философов, так и лингвистов. Оставляя за рамками данной статьи все разногласия, назовем наиболее частотные тропы, встречающиеся в детской речи: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, персонификация.
При это мнение об осознанном или спонтанном употреблении детьми метафоры как стилистического приема также остается дискуссионным. С.Л. Рубинштейн, А.М. Шахнарович полагают, что в речи ребенка метафорическое средство появляется всегда неосознанно, в силу преобладания у него наглядно-образного мышления и понимания слова в буквальном, прямом смысле [11]. В.К. Харченко, исследуя переносное значение слова, приводит интересные замечания о своеобразии детской метафоры и отмечает ее раннее появление в речи детей - в 2-3 года [12].
Троп возникает в речи ребенка в результате потребности в номинации, когда возникает дефицит «лексических средств в активном словарном арсенале ребенка, при котором в сознании ребенка соотносятся два объекта действительности: один из них более или менее известен, а другой не известен вообще. При сравнении свойства известного объекта признаются существенными для именования неизвестного» [13]. Например, девочка (2 г.) рассматривает папину руку: Папа, а можно я у тебя на руке реснички подёргаю? Девочка (6 л.) была в археологическом музее и видела там рыцаря в твёрдой кофточке. Примеры демонстрируют использование детьми метафорического переноса при недостаточности лексического материала для наименования предметов и явлений, которые попадают в поле исследования ребенка. Приведем еще примеры: Мама сушит волосы феном, в другой комнате папа спрашивает: - Что мама делает? Девочка (2,8 г.) отвечает: - Пылесосится! Мама собирается миксером взбивать картошку, чтобы сделать пюре. Дочь (2,5 г.) говорит: - Сейчас будем картошку феном пылесосить.
Ребенок - активный исследователь мира. В силу недостаточности опыта, в круг его интересов попадают предметы ближайшего окружения, их свойства, признаки ребенок усваивает через соотнесение с собственным «Я», осознанием предметного мира как живого. Все это находит отражение в прагматически заряженных элокутивных высказываниях детей:
Мальчик (5 л.) доставал мёд и погнул ложку: - Пап, дай другую ложку, у этой мышцы слабые. Девочка (5 л.) после часа купания в аквапарке, глядя на свои пальцы, подушечки которых сморщились от долгого нахождения в воде, произносит: - Что-то пальчики стали грустными. Мальчик (4 г.) разбил губу и ходит с открытым ртом. - А почему у тебя рот открыт? - Его зажмуривать больно.
Персонификация и олицетворение в детских высказываниях проявляют анимизм детской картины мира, ее динамизм: Мальчик (3,3 г.) про одинокий фонарь в ночи, печально: -А у столба всего одна ножка! И ботинка нет! Закипает вода в прозрачном чайнике. Девочка (3 г.) комментирует: - Мама, смотри, водичка балуется. Мальчик (4 г.): - Пусть кровать пока стоит раздетая, я потом опять лягу.
Детские элокутивные высказывания раскрывают свой прагматический потенциал в ситуациях спонтанного диалога взрос-
лого и ребенка, передавая непосредственность и эмоциональность детского восприятия мира, невольно демонстрируя глубину понимания человеческих отношений: девочка (5 л.) в разговоре замечает: - Если у мужчины родился сын, то он стал отцом, а если дочка — папулей. Два слова (отец и папуля) несут в себе оценку, которая проявляется как имплицитно, так и эксплицитно и в сознании ребенка жестко привязана к гендерной специфике использования обращений.
Детское мировосприятие ярко проявляется в высказываниях с орнаментальными средствами, использование которых ребенком всегда мотивировано: ситуацией общения, осмыслением связей и явлений окружающего мира, его оценкой. При этом исследователи отмечают лингвокреативность детских языковых употреблений. Например, родители говорили с сыном, какого цвета какого цвета бывают глаза. Мальчик (3,6 л.): - Чтобы глаза были голубые, надо смотреть на небо, зеленые - сидеть на траве, а белые - смотреть на снег, а если смотреть на полосатое полотенце, то полосатые. Употребление ребенком прилагательных-эпитетов сопровождает рассуждение о приобретаемых свойствах через активное восприятие предметов. Еще примеры: девочка, описывая свою квартиру: - У нас однокомнатная и однокухонная квартира. Дочь (4,7 г.) делает маме комплимент: - Мама, ты у меня красавица красоты невидимой! Еще пример использования градационного ряда эпитетов: Девочка (6,6 л.): - Какая ты золотая мать! Просто бриллиантовая! В следующем высказывании ребенок (5,6 л.) образует окказиональный эпитет, характеризуя основное событие в течение дня: - Сегодня бассейный день или саунный?
Показательным является пример использования ребенком в одном высказывании эпитета и метафоры, «спровоцированный» объяснением взрослого: Девочка (6 л.): - Мам, а что, свекла может быть шубой? - А видишь, мы её сверху кладём. Как будто верхнюю одежду надеваем на салат, как шубу - сверху! Девочка, ласково глядя в кастрюлю с салатом: - Ты селёёёдоч-ка! Ты хорооошая! В шубе из свёклы, в трусах из картошки.
Сравнение - довольно частотный элокутив в детской речи. При этом сравнение - одна из мыслительных операций, показатель когнитивного развития ребенка, который характеризует развивающуюся языковую личность как творческую, креативную, знаково преобразующую окружающий ее мир. Сравнивать ребенок может явления, с точки зрения взрослого, абсолютно не сопоставимые. Однако формирующееся детское мировоззрение проявляет себя в сравнительных оборотах через парадоксальный ассоциативный ряд, который легко выстраивает ребенок в силу своего возрастного языкового сознания и образного мышления: Мальчик (3,7 г.) увидел таксу: - Мама, смотри, собака-лимузин! - сравнение основано на метафоризации наблюдаемого явления. Ребенок (4 г.) увидел маленького мальчика, ползущего на четвереньках, и воскликнул: - Мама, смотри, мальчик как гусеница ходит! Ребенок (4 г.) недовольным голосом отчитывает: - Ты говоришь громко, как бык! - Мама, а давай пойдём медленно, медленно, как коровы! После обеда: -Я объелся и стал как толстенький бройлерный гусь (5,6 л.) -Мама, я есть хочу, как бык после бегов (6 л.).
Одним из значимых явлений детской субкультуры является мир компьютера и Интернета. Технократизм современного мира проявляет себя и в прагматически значимых элокутивных детских высказываниях, раскрывающих картину мира ребенка и отношение ребенка к тому, что его окружает. Примечательным является замечание ребенка (6 л.), растущего в семье программистов, о пении кенора: Красиво очень поёт, на модем похоже. Пример из наблюдений родителей: «Вчера Борю посадила обедать. Сидит и смотрит в одну точку. - Боря, кушай! Ноль внимания. - Боря, кушай! Никакой реакции. - Боря!!! - Я повис...». Еще примеры: - Мам, ты всех любишь и помнишь, а если для меня места не хватит? - Для тебя всегда есть место в моем сердце. - У тебя там что, запасная карта памяти вставляется? Из телефонного разговора внука (7 лет) с бабушкой: -Бабушка, папа купил мне айпад. - Да, а что это такое? - Ну, это такой маленький интернет! [14]. Педагог в детском саду показывает картинку пчелы, спрашивая: «Дети, а это кто? Мальчик: Я знаю! Это насекомое - Билайн! Почему? А я знаю, полоска черная, полоска желтая» [15].
В заключение следует подчеркнуть, что «в речи дошкольников тропы выступают скорее как способ интерпретации действительности, а не как средство экспрессивного выражения мыслей и чувств» [16, с. 32].
Итак, подводя итоги, можно утверждать, что употребление круг», «дальний круг», проявлением эмоции, экспрессии и оцен-
ребенком элокутивно-орнаментальных средств напрямую свя- ки, что является органичной частью языкового мира ребенка.
зано со спецификой детского мышления и детской языковой
картины мира. Функционирование тропеических средств в спон- * Материал подготовлен в рамках государственного за-
танной речи детей связано со стремлением ребенка к осозна- дания Минобрнауки России по теме «Проблемы и особеннос-
нию окружающего мира и себя в нем, с номинацией, осмысле- ти эффективной коммуникации в поликультурной среде»
нием реалий, относящихся к таким сферам, как «Я», «ближний (№12-01-10)
Библиографический список
1. Попкова, Т.Д. Развитие речи и языковая картина мира ребенка // Российский государственный гуманитарный университет: Культура детства: нормы, ценности, практики [Э/р]. - Р/д: http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=60011
2. Кощеева, О.В. Речежанровая компетенция: возрастной аспект (на материале гипержанра «разговор») // Жанры речи: сб. науч. статей.
- Саратов, 2011. - Вып. 7. Жанр и языковая личность.
3. Амзаракова, И.П. Языковой мир немецкого ребенка: учеб. пособ. для студентов. - Абакан, 2004.
4. Говорят дети [Э/р]. - Р/д: http://det.org.ru
5. Львов, М.Р Основы теории речи: учебн. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002.
6. Попкова, Т.Д. Развитие речи и языковая картина мира ребенка // Российский государственный гуманитарный университет: Культура
детства: нормы, ценности, практики [Э/р].- Р/д: http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=60011
7. Говорят дети. Словарь-справочник / сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. - СПб., 1996.
8. Харченко, В.К. Словарь современного детского языка. - М., 2005.
9. Волков, А.А. Курс русской риторики. - М., 2001.
10. Лотман, Ю.М. Риторика // Избранные статьи: в 3 т. - Таллин, 1992. - Т. 1: Статьи по семиотике и топологии культуры.
11. Шахнарович, А.М. К проблеме понимания метафоры / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева // Метафора в языке и тексте; ред. В.Г. Гак и др.
- М., 1988.
12. Харченко, В.К. Переносные значения слова. - М., 2009.
13. Глущевская, Н.В. Функции метафоры в речи дошкольника // Детская речь как предмет лингвистического исследования. - СПб., 2004.
14. Говорят дети [Э/р]. - Р/д: http://det.org.ru
15. Дети говорят [Э/р]. - Р/д: http://www.inpearls.ru/
16. Береговская, Э.М. Когда начинается риторика? // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сб. материалов
Х Международной конференции по риторике / науч. ред.-сост. В.И. Аннушкин. - М., 2006. - Вып. 2.
Bibliography
1. Popkova, T.D. Razvitie rechi i yazihkovaya kartina mira rebenka // Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj gumanitarnihyj universitet: Kuljtura detstva: normih, cennosti, praktiki [Eh/r]. - R/d: http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=60011
2. Kotheeva, O.V. Rechezhanrovaya kompetenciya: vozrastnoyj aspekt (na materiale giperzhanra «razgovor») // Zhanrih rechi: sb. nauch. stateyj. - Saratov, 2011. - Vihp. 7. Zhanr i yazihkovaya lichnostj.
3. Amzarakova, I.P. Yazihkovoyj mir nemeckogo rebenka: ucheb. posob. dlya studentov. - Abakan, 2004.
4. Govoryat deti [Eh/r]. - R/d: http://det.org.ru
5. Ljvov, M.R. Osnovih teorii rechi: uchebn. posob. dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M., 2002.
6. Popkova, T.D. Razvitie rechi i yazihkovaya kartina mira rebenka // Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj gumanitarnihyj universitet: Kuljtura detstva:
normih, cennosti, praktiki [Eh/r].- R/d: http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=60011
7. Govoryat deti. Slovarj-spravochnik / sost. S.N. Ceyjtlin, M.B. Eliseeva. - SPb., 1996.
8. Kharchenko, V.K. Slovarj sovremennogo detskogo yazihka. - M., 2005.
9. Volkov, A.A. Kurs russkoyj ritoriki. - M., 2001.
10. Lotman, Yu.M. Ritorika // Izbrannihe statji: v 3 t. - Tallin, 1992. - T. 1: Statji po semiotike i topologii kuljturih.
11. Shakhnarovich, A.M. K probleme ponimaniya metaforih / A.M. Shakhnarovich, N.M. Yurjeva // Metafora v yazihke i tekste; red. V.G. Gak i dr.
- M., 1988.
12. Kharchenko, V.K. Perenosnihe znacheniya slova. - M., 2009.
13. Gluthevskaya, N.V. Funkcii metaforih v rechi doshkoljnika // Detskaya rechj kak predmet lingvisticheskogo issledovaniya. - SPb., 2004.
14. Govoryat deti [Eh/r]. - R/d: http://det.org.ru
15. Deti govoryat [Eh/r]. - R/d: http://www.inpearls.ru/
16. Beregovskaya, Eh.M. Kogda nachinaetsya ritorika? // Ritorika i kuljtura rechi v sovremennom obthestve i obrazovanii: sb. materialov
Kh Mezhdunarodnoyj konferencii po ritorike / nauch. red.-sost. V.I. Annushkin. - M., 2006. - Vihp. 2.
Статья поступила в редакцию 20.10.13
удк 81'42
Kust T.S. INVESTIGATION OF GENRES OF COMPUTER-MEDIATED COMMUNICATION IN CONTEMPORARY RUSSIAN LINGUISTICS. The article provides a detailed description of main approaches to investigation of genres of computer-mediated communication known in contemporary Russian linguistics. The author suggests a division of the whole complex of information on genres into three groups: works describing particular genres, works providing classification of the genres, and works submitting models to study all the genres of computer-mediated communication.
Key words: computer-mediated communication, a genre, a descriptive approach, a grading approach, a model of a genre.
Т.С. Куст, канд. филол. наук, Юргинский технологический институт Национального исследовательского
Томского политехнического университета, г. Юрга, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ЖАНРОВ КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
В работе обобщены и представлены основные направления изучения жанров компьютерно-опосредованной коммуникации, выработанные в современной отечественной лингвистике. В массиве накопленных лингвистикой сведений, предлагается выделить три подхода к исследованию жанров компьютерно-опосредованной коммуникации: описательный, классификационный и методологический, предлагающий модели для портретиро-вания всего жанрового многообразия компьютерно-опосредованной коммуникации.