Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 376.33
Б01: 10.32343/2409-5052-2023-17-2-193-203
Научная статья
Изучение возможностей развития речевого слуха в условиях шума у младших школьников с нарушением слуха
Е. Н. Горина
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов ekgorina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6552-7485
Аннотация.
Введение. В статье представлены результаты исследования, в котором обосновываются необходимость и целесообразность внедрения в методику развития слухового восприятия обучающихся с нарушениями слуха младшего школьного возраста работы по развитию речевого слуха в условиях шума (селективного слуха). Материалы и методы. Содержание статьи построено на изучении возможностей развития речевого слуха с использованием шумовых помех у обучающихся 4-х классов со степенью снижения слуха 3-й и 4-й степени тугоухости. В качестве основного исследовательского метода был использован педагогический эксперимент. Диагностика уровня и особенностей развития слухового восприятия в условиях дополнительного шума, а также разработка и реализация комплекса коррекционных занятий по развитию селективного слуха основываются на методиках Л. П. Назаровой и Е. П. Кузьмичевой.
Результаты исследования. Выявленный недостаточный уровень развития речевого слуха экспериментальной выборки при фоновом шуме послужил основанием для разработки и реализации комплекса коррекционных занятий по развитию селективного слуха. Эффективность проведённой работы подтверждена с помощью качественно-количественного анализа полученных данных.
Обсуждение и заключение. Положительная динамика развития речевого слуха в условиях шума обосновывает целесообразность представленной работы. Её практическая значимость, подтверждённая нами, позволяет рекомендовать комплекс коррек-ционных упражнений к внедрению на занятиях по развитию речевого слуха у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста.
Ключевые слова: слуховое восприятие, обучающиеся с нарушениями слуха, речевой слух, селективный слух, коррекционная работа
Для цитирования: Горина Е. Н. Изучение возможностей развития речевого слуха в условиях шума у младших школьников с нарушением слуха // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. С. 193-203. Б01: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-193-203
© Е. Н. Горина, 2023
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
193
Study of the Possibilities of Speech Hearing Development in Noise Conditions in Primary School Students with Hearing Impairment
Original article
Ekaterina N. Gorina
Saratov State University, Saratov ekgorina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6552-7485
Abstract.
Introduction. The article presents the results of the study that substantiates the necessity and expediency of introducing into the methodology for the development of auditory perception of students with hearing impairments of primary school age work on the development of speech hearing in noise conditions (selective hearing).
Materials and Methods. The content of the article is based on the study of the possibilities of developing speech hearing using noise interference in 4th grade students with a severity of hearing loss of the 3rd and 4th grades. The pedagogical experiment was used as the main research method. The diagnosis of the level and features of the development of auditory perception in conditions of additional noise, as well as the development and implementation of a set of remedial classes on the development of selective hearing, are based on the methods of L.P. Nazarova and E.P. Kuzmicheva.
Results. The revealed insufficient level of development of speech hearing in the experimental sample with background noise served as the basis for the preparation and implementation of a set of remedial classes for the development of selective hearing. The effectiveness of the work carried out was confirmed by a qualitative and quantitative analysis of the data obtained.
Discussion and Conclusion. The positive dynamics of the development of speech hearing in noisy conditions constitute grounds for the expediency of the presented work. Its practical significance, confirmed by us, allows us to recommend a set of corrective exercises for implementation in the classroom for the development of speech hearing in children with hearing impairments of primary school age.
Keywords: auditory perception, students with hearing impairments, speech hearing, selective hearing, correctional work
For citation: Gorina E.N. Study of the Possibilities of Speech Hearing Development in Noise Conditions in Primary School Students with Hearing Impairment. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2023; 17 (2):193-203. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-193-203
Введение
Проблема развития слухового восприятия речи у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста продолжает оставаться актуальной. Технические средства коррекции нарушенного слуха совершенствуются, однако уровень развития и образования данной категории детей не всегда соответствует ожидаемым результатам. Уме -ние правильно пользоваться физиологически восстановленным слухом - фундамент для формирования и развития речи ребёнка, а также успешного освоения им содержания образовательных программ. Способность слышать вербальную речь и владеть ею значительно расширяет возможности социализации и личностной самореализации неслышащих и плохослышащих людей.
Несмотря на развитие инклюзивного сообщества, люди с ограниченными возмож-
194 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 193-203
ностями здоровья, в том числе дети с нарушениями слуха, по-прежнему испытывают трудности в социальной адаптации [1] и предпочитают общение в своём микросоциуме. Дети, инклюзированные в образовательный процесс, а значит, имеющие достаточно высокий уровень речевого развития и слухового восприятия, приближенный к возрастной норме, затрудняются в восприятии и понимании речи на слух, ощущают дискомфорт и неуверенность, пребывая в среде, изобилующей посторонними шумами. В связи с этим поиск эффективных технологий развития речевого слуха в условиях шума у глухих и слабослышащих детей является одной из ведущих теоретических и практических задач сурдопедагогики.
Традиционно занятия по развитию слухового восприятия проходят в специально организованных условиях, где посторонние шумы максимально исключены, тогда как в повседневной жизни наряду с речевыми звуками мы постоянно воспринимаем огромное количество других - неречевых - звуков, на которые при сохранном слухе (а значит, без технических средств коррекции) не обращаем внимания. Для детей с нарушенным слухом сосредоточение на звуках речи в естественных условиях оказывается достаточно трудным, в связи с чем важным направлением работы с ними является развитие селективного слуха. Это, в свою очередь, требует разработки методических рекомендаций по организации занятий по развитию речевого слуха у детей указанной категории в условиях естественного шума.
В данной статье представлены результаты исследования, целью которого являлось изучение возможности совершенствования речевого слуха младших школьников с сен-соневральной тугоухостью в условиях шума. А именно: внедрение в традиционную методику развития слухового восприятия экспериментальной работы по развитию селективного слуха. Мы считаем, что это позволит ребёнку более уверенно пользоваться своим физиологически восстановленным (с помощью технических средств коррекции) слухом в разных социальных условиях.
Исследование предполагало решение трёх задач: выявить исходный уровень речевого слуха у глухих младших школьников в условиях шума, провести комплекс занятий с использованием шумовых помех при выполнении заданий на восприятие речевого материала на слух, оценить динамику в развитии слухового восприятия речи в разных социальных условиях.
Обзор литературы
Обучающиеся с нарушениями слуха младшего школьного возраста - достаточно полиморфная группа. Кроме того, что дети имеют разную степень снижения слуха (следовательно, разные диагнозы), они различаются по уровню слухового восприятия и развития речи. Это обусловлено рядом факторов: временем возникновения дефекта, возрастом, в котором выявлено нарушение, периодом слухопротезирования или кохле-арной имплантации и интенсивностью реабилитационного процесса после, педагогическими условиями воспитания, включением в коррекционно-образовательный процесс до школы и многими другими индивидуальными особенностями развития ребёнка [2; 3; 4]. Поэтому диагнозы у детей могут быть одинаковыми, а слуховые возможности при использовании технических средств коррекции нарушенного слуха - разными, и наоборот. Образовательный маршрут, рекомендованный психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), определяется в первую очередь исходя из уровня развития речевого слуха и речи ребёнка. Эти же критерии являются одними из важных показателей мониторинга качества образования обучающихся с нарушениями слуха [5].
Изучением проблемы развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха занимались многие отечественные учёные, такие как Ф. А. Рау, Р. М. Боскис, Е. П. Кузь-мичева, В. И. Бельтюков, Н. Д. Шматко, Е. З. Яхнина, Л. П. Назарова, Э. И. Леонгард, И. В. Королёва, Е. В. Зонтова и другие. Известно, что развитие слухового восприятия
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
195
представляет собой достаточно сложный процесс, эффективность которого также зависит от вышеуказанных факторов.
Традиционно в методиках Е. П. Кузьмичевой [6], Л. П. Назаровой [7], С. Н. Фекли-стовой [8], И. В. Королёвой [2] по развитию слухового восприятия речи используются упражнения, которые нацелены на развитие речевого слуха у детей в слуховых аппаратах или кохлеарных имплантах, а также остаточного слуха ребёнка. В ходе упражнений ребёнку предъявляется для восприятия, различения, опознавания, распознавания речевой материал - изолированные звуки, слоги, слова, фразы, предложения, текст -слухозрительно и на слух. Следует также ещё раз подчеркнуть, что все упражнения по развитию речевого слуха выполняются обучающимися в изолированных от посторонних шумов помещениях, когда дети полностью сосредоточены на речи говорящего. Однако жизнь современного человека постоянно сопровождают посторонние звуки, шумы, которые в той или иной степени мешают ему воспринимать речь. Для детей с нарушениями слуха это является серьёзной проблемой: находясь на оживлённой городской улице, они часто не могут дифференцировать речь. Именно в связи с указанной причиной, на наш взгляд, при обучении и тренировке речевого слуха и слабослышащим, и неслышащим детям крайне необходимы занятия (или, как минимум, часть упражнений) не только в «стерильных» акустических условиях (которые обеспечиваются в изолированных кабинетах, где отсутствуют какие-либо помехи для распознавания речи взрослого), но и с использованием параллельного шумового воздействия, имитирующего звуки природы и городской среды.
О необходимости развития речевого слуха в разных акустических условиях, а также слуховых тренировок на фоне шума, о значении селективного восприятия и внимания указывается в публикациях М. С. Рукавицина [9], Е. А. Огородниковой [10], Н. В. Вощиловой [11] и других авторов. Они представляют психофизиологический подход, теоретические выводы и обобщение практического психолого-педагогического опыта сопровождения детей с нарушениями слуха. Однако детальных исследований в области развития речевого слуха у слабослышащих и неслышащих детей в условиях шума, а также возможностей развития селективного слуха практически нет. Под селективным слухом понимается способность человека дифференцировать и слышать нужную ему речь, пропуская (не обращая внимания) на лишние шумы и разговоры. Очевидно, что эта проблема сосредоточена не только в области сурдопедагогики, но и нейропсихологии.
Теоретический анализ представленных в научной литературе публикаций по изучению возможностей развития селективного слуха у глухих и слабослышащих младших школьников показал явную недостаточность исследований для решения данной проблемы как на теоретическом, так и практическом уровне.
Материалы и методы
Предлагаемое исследование проводилось нами на базе двух (образовательных) учреждений: г. Энгельса Саратовской обл. - ГАОУ СО «Центр образования «Родник знаний» и ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 3». Экспериментальная выборка составила 8 детей с 3-й и 4-й степенью сенсоневральной тугоухости (4 мальчика и 4 девочки, возраст - 12-14 лет) - обучающиеся 4-х классов по варианту 1.2 адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО, вариант 1.2). В выборку не случайно были включены обучающиеся 4-х классов: они достаточно длительное время были включены в коррекционно-образовательный процесс; у них накоплен некоторый слуховой словарь и имеется опыт восприятия речи слухозрительно и на слух (по традиционной методике). Кроме того, для чистоты эксперимента нам нужны были дети со схожими слухоречевыми характеристиками - в слуховых аппаратах
196 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 193-203
речь разговорной громкости воспринимают на расстоянии до 3 метров, но не всегда понимают без зрительной поддержки, любой фоновый шум оказывает влияние на её разборчивость. Собственная речь выраженно искажена, часто невнятна.
Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы использовались следующие методы:
1) педагогическое наблюдение;
2) педагогический эксперимент;
3) анализ результатов экспериментальной работы.
Исследование включало в себя 3 этапа.
На констатирующем этапе была проведена диагностика актуального уровня развития речевого слуха у детей в условиях шума (с помощью портативной акустической системы имитировались звуки природы и шум городской среды - ветер, оживлённая улица, звуки транспорта, голоса людей) с использованием методик Е. П. Кузьмичевой [6] и Л. П. Назаровой [7]. Обследование проводилось индивидуально, предъявлялись задания на различение и опознавание речевого материала за экраном.
Для оценки слухоречевых показателей школьников нами использовался речевой материал из методики Е. П. Кузьмичевой [7]: слова, фразы разговорно-обиходного характера, фразы-инструкции. Список представлен в таблице.
Таблица
Речевой материал
Table
Speech Material
Слова Фразы разговорно-обиходного характера Фразы-инструкции\ задания
Дом Как тебя зовут? Подними левую руку
Мама Как зовут твою маму? Подними правую руку
Учебник Какой сегодня день недели? Возьми карандаш
Окно Какое сегодня число? Возьми ручку
Мяч Какое сейчас время года? Дай мне ручку
Машина Какой сейчас месяц? Возьми листочек
Пенал Какой сейчас год? Напиши своё имя
Собака В каком ты классе? Напиши свою фамилию
Бумага Сколько человек в классе? Напиши, как зовут твою маму
Ручка Как зовут твою учительницу? Реши пример
Текст У нас в классе новая девочка. Её зовут Оля. Ей 12 лет. Зимой она активно катается на лыжах вместе с мамой. Летом Оля ходит купаться на речку с папой. Папа научил Олю плавать на спине. Оля любит учиться
На формирующем этапе был реализован разработанный нами комплекс коррекци-онных занятий, целью которых стало выявление возможности повышения уровня селективного слуха обучающихся. Всего было проведено 10 индивидуальных занятий продолжительностью по 15-20 минут (2 раза в неделю). Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие коррекционные задачи: развивать селективное слуховое внимание, формировать активный словарь, развивать селективный слух на основе текста. Речевой материал подбирался с учётом слухового опыта каждого ребёнка по тематическим группам (в соответствии с программным материалом): «План
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
197
класса», «Больница», «Семья», «Школа», «Транспорт», «Природа», «Профессии», «Спорт», «23 Февраля», «Весна». Слова, фразы, текст предъявлялись на фоне шума. Функцию шумовых помех выполняли различные неречевые звуки окружающей среды, интенсивность которых определялась индивидуальными возможностями каждого обучающегося. Если ребёнок испытывал затруднения при восприятии речи на слух после двух повторений, материал предъявлялся без экрана, а на следующем занятии, на этапе актуализации знаний, - вновь на слух.
На контрольном этапе исследования - после повторной диагностики - проведён качественно-количественный анализ полученных результатов.
Результаты исследования
Для оценивания уровня слухового восприятия речи при наличии дополнительного шума использовались следующие критерии [12]:
«5» - обучающийся с первого предъявления воспринимает речевой материал на слух правильно;
«4» - воспринимает речь на слух после двух повторений, правильно выполняет задания, отвечает на вопросы;
«3» - воспринимает речь слухозрительно с ошибками, задания выполнены неверно, неточно отвечает на вопросы;
«2» - не воспринимает речь даже слухозрительно, задание не выполняет.
На констатирующем этапе исследования мы получили результаты, представленные в виде средней оценки по каждой категории на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровень развития речевого (селективного) слуха обучающихся 4-х классов на констатирующем этапе
Figure 1. Level of development of speech (selective) hearing in 4th graders at the ascertaining stage
Таким образом, средняя оценка в категории «слова» составила 4,2. Это значит, что обучающиеся чаще всего воспринимали речь на слух после двух повторений за экраном.
Средняя оценка в категории «фразы разговорно-обиходного характера» составила 4,1. Дети так же воспринимали речь на слух после двух повторений материала за экраном.
В категории «фразы-задания» средняя оценка - 3,7. В этом материале ученики ис-
198 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 193-203
пытывали трудности: воспринимали речь слухозрительно, без экрана и неверно выполняли задания.
Средняя оценка в категории «текст» составила 3,7. Дети затруднялись воспринимать речь на слух, поэтому при чтении текста нам приходилось опираться на слухозри-тельную основу восприятия детей.
Общая средняя оценка по всем категориям материала составила 3,9.
Таким образом, анализируя полученные данные констатирующего этапа эксперимента, мы обнаружили недостаточный уровень развития речевого (селективного) слуха глухих обучающихся 4-х классов. Дети различают речевой материал только после двух повторений за экраном или же вовсе затрудняются воспринимать речь на слух.
После реализации комплекса коррекционных занятий на контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика испытуемых.
Полученные результаты повторной диагностики на контрольном этапе исследования представлены в виде средней оценки по каждой категории на рисунке 2.
Категории ■ Слова ■ Фразы разговорно-обиходного характера Фразы - задания ■ Текст
5 - г ■ I I 1 щ _ г ■ 1 п _
4 - га з -ас X Î 2 О 1 - 1 ■ Я 1 1 I 1 ■ ■ 11 -
Катя Илья Аня Сергей Индир а Эльвир а Матвей Никита
Слова 4,9 4,7 5 5 5 4,8 4,7 5
Фразы разговорно-обиходного характера 5 5 5 5 4,5 5 4,7 4,7
Фразы - задания 5 4,5 5 5 4 4,5 4 4
Текст 4,5 4,5 5 5 4,7 4,5 4,7 4,7
Рисунок 2. Уровень развития речевого (селективного) слуха обучающихся 4-х классов на контрольном этапе
Figure 2. Level of development of speech (selective) hearing in 4th graders at the control stage
Таким образом, средняя оценка обучающихся в категории «слова» составила 4,8. Это значит, что обучающиеся воспринимали на слух отдельные слова с первого раза.
Средняя оценка в категории «фразы разговорно-обиходного характера» составила 4,8. Дети также воспринимали речь на слух с первого раза, правильно понимая большинство фраз.
В категории «фразы-задания» средняя оценка - 4,5. В восприятии этой категории мы видим положительную динамику. При первичной диагностике средняя оценка составляла 3,7.
Средняя оценка в категории «текст» составила 4,7. В этой категории также мы наблюдаем значительные улучшения. Дети при прослушивании текста не испытывали значительных затруднений, правильно понимали смысл предложений в тексте.
Общая средняя оценка по всем категориям составляет 4,7.
Результаты исследования на констатирующем и контрольном этапах в сравнитель-
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
199
ном аспекте представлены в виде средней оценки по каждой категории на рисунке 3.
Цнщщ
5
ifi J
1
гд 1 oj
D
I
ЫДиИГнОСТтИгай этап ri KUMtprj.nbnы й iïafi
слеш фрШы-злДамин темт
ьднйгпйсгткпм этап 4,1 3,7 32
и кимгрильный ЗТЛ1 4,5 4,7 4,7
Рисунок 3. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования уровня развития речевого слуха в условиях шума
Figure 3. Comparative results of the ascertaining and control stages of the study of the level of development of speech hearing in noisy conditions
Обсуждение и заключение
Сравнительными результатами исследования подтверждена положительная динамика развития речевого слуха в условиях шума у детей с сенсоневральной тугоухостью 3-й и 4-й степени (обучающиеся 4-х классов). Средняя оценка стала выше по всем категориям речевого материала. Сформировались навыки опознавания и различения речи на слух на фоне посторонних звуков (фраз, словосочетаний, текстов диалогического и монологического характера, выполнение поручений, ответы на вопросы) посредством развития слухового сосредоточения. Оценка значимости различий полученных результатов на констатирующем и контрольном этапах подтверждена Т-критерием Вилкок-сона.
Таким образом, обнаруживается возможность совершенствования речевого слуха младших школьников с сенсоневральной тугоухостью в условиях шума посредством внедрения в традиционную методику развития слухового восприятия работы по развитию селективного слуха. Реализованный нами комплекс коррекционных занятий, направленный на восприятие речи в условиях естественного шума городской среды, целесообразно внедрить в систему коррекционных занятий по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи.
Этот подход представляется нам достаточно новым, интересным и открывающим новые перспективы для исследования проблемы коррекции и развития слухового восприятия речи детей с нарушениями слуха. Исследование имеет теоретическую и практическую значимость. Дети со слуховой депривацией более уверенно начинают пользоваться слухом в разных социальных условиях, что в значительной степени расширяет возможности для социализации.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Список источников
1. Зайцев Д. В., Корогодова Н. П., Селиванова Ю. В. Инклюзивная культура и кон-
200 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 193-203
фликт: анализ с позиций социологии города // Социология в изменяющемся научно-образовательном пространстве современного общества : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. VII Дыльновские чтения (Саратов, 12 февраля 2020 года). Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 229-233.
2. Королёва И. В. Учусь слушать и говорить: методические рекомендации по развитию слухового восприятия и речи у детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами на основе «слухового» метода (с комплектом 3 рабочих тетрадей). СПб. : КАРО, 2018. 192 с.
3. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М. : Педагогика, 1977. 176 с.
4. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Владос, 2004. 655 с.
5. Горина Е. Н. Изучение уровня сформированное™ универсальных учебных действий у слабослышащих младших школьников // Специальное образование. 2020. № 4 (60). С. 29-40. DOI 10.26170/sp20-04-03
6. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1991. 160 с.
7. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М. : Владос, 2012. 288 с.
8. Феклистова С. Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие. Минск : БГПУ 2008. 66 с.
9. Рукавицин М. С. Модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с минимальными нарушениями слуха // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 150-160.
10. Огородникова Е. А., Балякова А. А., Жилинская Е. В., Охарева Н. Г., Пак С. П., Бобошко М. Ю. Слуховая тренировка как метод реабилитации пациентов с нарушениями слуха и речи // Folia Otorhinolaryngologiae et Pathologiae Respiratoriae. 2017. Т. 23. № 1. С. 12-14.
11. Вощилова Н. В. Специфика селективного внимания слабослышащих младших школьников и их сверстников с нормальным слухом : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.02. СПб., 2007. 18 с.
12. Кузьмичева Е. П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учебное пособие для вузов / под ред. Н. М. Назаровой ; 2-е изд. М. : Академия, 2014. 336 с.
References
1. Zaitsev D. V., Korogodova N. P., Selivanova Yu. V. Inclusive culture and conflict: Analysis from the standpoint of urban sociology. Sotsiologiya v izmenyayushchemsya nauch-no-obrazovatelnom prostranstve sovremennogo obshchestva: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. VII Dylnovskie chteniya [Sociology in the changing scientific and educational space of modern society: proceedings of the international scientific-practical conference. VII Dylnov Readings]. Saratov, Saratovskii istochnik Publ., 2020, pp. 229-233.
2. Koroleva I. V Uchus slushat i govorit: Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu sluk-hovogo vospriyatiya i rechi u detei s kokhlearnymi implantami i slukhovymi apparatami na osnove «slukhovogo» metoda (s komplektom 3 rabochikh tetradei) [Learning to listen and speak: methodological recommendations for developing auditory perception and speech in children with cochlear implants and hearing aids based on the "hearing" method (with a set of 3 workbooks)]. Saint Petersburg, KARO Publ., 2018. 192 p.
3. Beltyukov V. I. Vzaimodeistvie analizatorov vprotsesse vospriyatiya i usvoeniya ustnoi
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
201
rechi [Interaction of analyzers in the process of perception and assimilation of oral speech]. Moscow, Pedagogika Publ., 1977. 176 p.
4. Rechitskaya E.G. Surdopedagogika: uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenii [Surdo-pedagogy: textbook for students of higher education institutions]. Moscow, Vlados Publ., 2004. 655 p.
5. Gorina E. N. Izuchenie urovnya sformirovannosti universalnykh uchebnykh deystvii u slaboslyshashchikh mladshikh shkolnikov [Study of the level of formation of universal learning activities in hearing-impaired primary school students]. Spetsialnoe obrazovanie [Vocational education], 2020, no. 4(60), pp. 29-40. DOI: 10.26170/sp20-04-03 (In Russian).
6. Kuzmicheva E.P. Metodika razvitiya slukhovogo vospriyatiya glukhikh uchash-chikhsya [Methodology for the development of auditory perception of deaf students]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991. 160 p.
7. Nazarova L.P. Metodika razvitiya slukhovogo vospriyatiya u detey s narusheniyami slukha [Methodology for the development of auditory perception in children with hearing impairment]. Moscow, Vlados Publ., 2012. 288 p.
8. Feklistova S. N. Razvitie slukhovogo vospriyatiya i obuchenie proiznosheniyu uchash-chikhsya s narusheniem slukha: Ucheb.-metod. posobie [The development of auditory perception and teaching the pronunciation of students with hearing impairment: textbook]. Minsk, BGPU Publ., 2008. 66 p.
9. Rukavitsin M. S. Model psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detey mlad-shego shkolnogo vozrasta s minimalnymi narusheniyami slukha [Model of psychological and pedagogical support for primary school children with minimal hearing impairment]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2017, no. 54-7, pp. 150-160. (in Russian)
10. Ogorodnikova E.A., Balyakova A.A., Zhilinskaya E.V., Okhareva N.G., Pak S.P., Boboshko M.Yu. Slukhovaya trenirovka kak metod reabilitatsii patsientov s narusheniyami slukha i rechi [Auditory training as a method of rehabilitation of patients with hearing and speech disorders]. Folia Otorhinolaryngologiae et Pathologiae Respiratoriae [Journal of Otorhinolaryngology and Respiratory Pathology], 2017, V. 23, no. 1, pp. 12-14. (in Russian)
11. Voshchilova N. V. Spetsifika selektivnogo vnimaniya slaboslyshashchikh mladshikh shkolnikov i ikh sverstnikov s normalnym slukhom: avtoreferat diss. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.02 [The specifics of selective attention of hearing-impaired primary school children and their peers with normal hearing: thesis... cand. of psych. scien.: 19.00.02], Saint Petersburg, 2007. 18 p.
12. Kuzmicheva E.P., Yakhnina E.Z. Obuchenie vospriyatiyu i vosproizvedeniyu ustnoi rechi glukhikh detey pod red. Nazarovoi N.M.; 2-e izd. [Education in the perception and reproduction of spoken language of deaf children: textbook for universities ed. by Nazarova N.M. 2nd ed.], Moscow, Akademiya Publ., 2014. 336 p.
202 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 193-203
Екатерина Николаевна Горина
кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, факультет психолого-педагогического и специального образования
Author ID: 665551 Researcher ID: D-8596-2013
Ekaterina N. Gorina
Candidate of Sciences (Sociology), Assistant Professor of Department of Correctional Pedagogy, Faculty of Psychological-Pedagogical and Special Education
Author ID: 665551 Researcher ID: D-8596-2013
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
тел.: +7 (8452)261696
N. G. Chernyshevsky Saratov National Research State University
83 Astrakhanskaya St, Saratov, Russia, 410012
tel.: +7 (8452)261696
Статья поступила в редакцию 21.02.2023, одобрена после рецензирования 04.05.2023, принята к публикации 17.05.2023.
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
203