Научная статья на тему 'СИСТЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА У НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА У НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
999
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ / РЕЧЕВОЙ СЛУХ / СЛУХОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ / DEVELOPMENT OF AUDITORY PERCEPTION / SPEECH HEARING / AUDITORY EXERCISES / PERCEPTION AND REPRODUCTION OF ORAL SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мотовилова Юлия Валерьевна

В настоящей статье рассматривается вопрос становления в отечественной сурдопедагогике современной системы развития слухового восприятия детей с нарушенным слухом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF DEVELOPMENT OF SPEECH HEARING IN NON-HEARING CHILDREN: HISTORY AND MODERNITY

This article discusses the question of the formation in modern Russian language pedagogy of a modern system for the development of auditory perception of children with impaired hearing.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА У НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

3. Двуреченская О.Н. Преодоление социально-личностного недоразвития старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.Н. Двуреченская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. - № 7-6. - С. 1091-1093.

4. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О.В. Дзюба // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научн. трудов / Под ред. Е.А. Левановой. - Выпуск 23. - Калининград: Изд-во КГУ, 2009. - С. 56-60.

5. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Коммуникативный подход к изучению речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований". - 2018. - № 8. - С. 118-122.

6. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология, 2018. -№3. - С. 19-29.

7. Дмитриева Е.Е. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская // М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. - 136 с.

8. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

Педагогика

УДК 376.356

аспирант Мотовилова Юлия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург), учитель-дефектолог, методист

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат № 33 (г. Санкт-Петербург)

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА У НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ

И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. В настоящей статье рассматривается вопрос становления в отечественной сурдопедагогике современной системы развития слухового восприятия детей с нарушенным слухом.

Ключевые слова: развитие слухового восприятия, речевой слух, слуховые упражнения, восприятие и воспроизведение устной речи.

Annotation. This article discusses the question of the formation in modern Russian language pedagogy of a modern system for the development of auditory perception of children with impaired hearing.

Keywords: development of auditory perception, speech hearing, auditory exercises, perception and reproduction of oral speech.

Введение. Современная система работы по развитию слухового восприятия имеет длительную историю развития: от понимания необходимости использования слуховых упражнений до фундаментальных исследований в области разработки дифференцированных систем работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха.

Изложение основного материала статьи. Анализ историко-литературных источников, освещающих вопросы использования остаточного слуха неслышащих людей [1, 3, 15, 17], показал, что верный взгляд на соотношение состояния слуховой функции и речевого развития сложился только к концу XVII века. А возможность выявления у неслышащих детей остатков слуха возникла только на границе XIX и XX веков благодаря совершенствованию оториноларигологии.

Изучение научно-исторической литературы показывает, что в основу возникновения акустического направления в сурдопедагогике легли исследования западноевропейских отоларингологов В. Урбанчича и Ф. Бецольда [1, 3, 7, 14]. В Австрии врач-отоларинголог В. Урбанчич установил, что у глухих детей существуют остатки слуха и полагал, что с помощью разработанной им системы специальных упражнений возможно улучшить слух, то есть снизить пороги слуха. Стоит отметить, что «В. Урбанчич и его последователь А. Лефельд впервые рассматривали развитие слуха как часть процесса обучения речи глухонемых школьников» [7, с. 8]. Немецкий отоларинголог Ф. Бецольд также исследовал возможности остаточного слуха. Он полагал, что состояние слуха является стабильным, следовательно, определял занятия как «обучение разговору при посредстве слуха или дополнительное обучение речи» [3, с. 87]. В. Бецольд проводил взаимосвязь между использованием слуха и развитием слухового внимания, памяти, антиципации и комбинационной способности. Ученый считал необходимым использовать в слуховых упражнениях осмысленный речевой материал. Данное положение соответствует требованиям современной системы по развитию остаточного слуха у неслышащих детей. Особое внимание привлекает тот факт, что Ф. Бецольд и его последователь К. Кройс в слуховых упражнениях использовали остаточный слух детей для контроля произношения звуков речи.

Идеи В. Урбанчича и Ф. Бецольда оказали значительное влияние на взгляды отечественных ученых на проблему развития слухового восприятия детей с нарушенным слухом. Анализ научно-исторических работ показывает, что в XIX - начале XX века проблемам использования в процессе обучения остаточного слуха посвящены исследования врачей и сурдопедагогов (В.И. Флери, М.В. Богданов-Березовский, П.Д. Енько, П.П. Рождественский, С.С. Преображенский, Н.К. Патканова, Ф.А. Рау, Н.М. Лаговский и др.).

Изучение историко-литературных источников позволяет говорить о том, что в середине XIX века В.И. Флери, директор Петербургского училища глухонемых, считал важным развивать у глухих остатки слуха [1, 3, 6, 15]. Это, по мнению В.И. Флери, должно было способствовать побуждению к использованию неслышащими устной речи. Важным представляется мнение сурдопедагога о том, что попадание в коллектив глухих оказывает крайне негативное влияние на использование остаточного слуха.

В историко-литературных источниках отмечается, что взгляды М.В. Богданова - Березовского во многом сходны с мнением Ф. Бецольда [1, 7, 14]. Вместе с тем, подобно В. Урбанчичу, он полагал, что благодаря упражнениям в восприятии звучаний музыкальных инструментов глухой ребенок может разбираться в интенсивности и высоте тонов, из которых состоит речь. Ученый отмечает, что такие упражнения способствуют выработке возможного взаимодействия между слуховым и голосовым аппаратом. По мнению И.Г. Багровой, этот взгляд коррелирует с представлениями ученых второй половины XX века, занимающихся проблематикой развития слухового восприятия у неслышащих детей [1]. Так, П.Д. Енько предлагает вводить слуховые упражнения сразу при поступлении ребенка с нарушенным слухом в школу. Ученый разрабатывает содержание работы по развитию слуха, как в классе, так и на внеклассных занятиях, требования к речи учителя, отмечает важность ежегодного исследования слуховой функции для дифференцированного подхода в обучении [1, 7, 14].

Важность использования упражнений для развития слуха также отмечается в работах Ф.А. Рау, С.С. Преображенского, Н.К. Паткановой, Н.М. Лаговского. По результатам II съезда по социально-правовой охране несовершеннолетних (1924) [1, 7] во всех училищах для глухих было рекомендовано ввести систематические занятия по развитию слуха с использованием музыкальных инструментов.

На основе вышеизложенного мы можем сделать вывод, что в начале XX века в отечественной сурдопедагогике идет интенсивный поиск оптимальных путей развития остаточного слуха у неслышащих детей.

Изучение научно-исторической литературы показывает, что в 1930-х годах происходит выделение акупедии (слуховой работы) как специальной отрасли обучения глухих детей. В научной литературе отмечается, что проблемой остаточного слуха в данный период занимался М.А. Свищев [1, 7, 13, 15]. Ученый отмечал большое влияние развивающегося остаточного слуха на успешное овладение устной речью. М.А. Свищев обосновывает важность организации в школах акупедического кабинета - прообраза современного слухового кабинета. Однако несовершенство технических средств не позволило широко развернуть систему слуховых классов. В ходе обучения М.А. Свищев считал важным использование контекста, механизма антиципации, а также подчеркивал важность использования звукоусиливающей аппаратуры в ходе всего педагогического процесса.

Также в 1930 -е годы в ленинградском Отофонетическом институте под руководством Д.В. Фельдберга осуществлялась разработка различных методик обследования для выявления остаточного слуха, методы, приемы и средства использования остатков слуха в обучении глухих школьников. Проводились исследования, посвященные созданию устройств, которые позволили бы в разной мере использовать остаточный слух (В.К. Орфинская, П.А. Нейман, И.Н. Мусатов, М.Ф. Брунс).

Анализ научно-исторической литературы позволяет констатировать, что в середине XX века в отечественной сурдопедагогике возникает пристальное внимание к роли слухового анализатора в процессе овладения неслышащими детьми устной речью.

В середине XX века проводятся фундаментальные исследования в области сурдопедагогики, оказавшие в дальнейшем значительное влияние на практику развития слухового восприятия глухих и слабослышащих детей (Л.В. Нейман, Р.М. Боскис, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, В.И. Бельтюков, А.М. Масюнин, С.А, Зыков, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева, И.Г. Багрова, Л.П. Назарова и др.).

В научно-практических трудах Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, Л.В. Неймана отмечается значение остаточного слуха для развития мышления и общего психического развития ребенка [16]. Ученые считают, что у детей с нарушенным слухом «главным средством развития слухового восприятия являются не специально организованные занятия, а систематическое использование слуха в классе и вне класса» [16, с. 92]. Значимым, на наш взгляд, является мнение В.И. Бельтюкова о том, что основная задача при развитии слухового восприятия у детей с нарушенным слухом - наиболее эффективное использование его в общении с окружающими и для развития их собственной речи [4].

Подобный анализ работ Ф.Ф. Рау, Л.В. Неймана, В.И. Бельтюкова, А.М. Масюнина [12, 16] доказывает, что ученые разрабатывают содержание и определяют организацию работы по развитию слухового восприятия для школ глухих и слабослышащих, определяют ее задачи и методы. Осуществленный нами подробный анализ исследований Ф.Ф. Рау, Л.В. Неймана, В.И. Бельтюкова, А.М. Масюнина позволяет сделать вывод, что исследователи приходят к мнению, что ограниченная слуховая тренировка принципиально не влияет на развитие речевого слуха. Вместе с тем, изучение исследований Ф.Ф. Рау и В.И. Бельтюкова в области выявления значения остаточного слуха показывает, что восприятие речи слухозрительно является более эффективным, чем зрительное [16]. Похожее исследование было осуществлено К.П. Каплинской в первом отделении школы слабослышащих [6]. В результате выявлено, что слухозрительное восприятие действительно наиболее эффективно при восприятии устной речи, однако при использовании звукоусиливающей аппаратуры слуховое восприятие по эффективности сравнимо со слухозрительным. Однако, изучение работ Ф.Ф. Рау, Л.В. Неймана, В.И. Бельтюкова позволяет заключить, что авторы предостерегают от переоценки значения остатков слуха для восприятия речи глухими людьми, поскольку роль слуховой функции в этом случае крайне ограничена.

В работах Ф.Ф. Рау, Л.В. Неймана, В.И. Бельтюкова сформулирована задача слуховой работы в школах для детей с нарушением слуха: «обеспечить максимальное использование и развитие имеющихся у детей возможностей слухового восприятия в целях содействия осуществлению общих воспитательно-образовательных задач» [16, с. 86]. Следует констатировать, что разработанная Ф.Ф. Рау, Л.В. Нейманом, В.И. Бельтюковым, А.М. Масюниным, Р.Г. Краевским методика развития слухового восприятия речи использовалась в школах глухих до середины 1970-х годов, а в школах слабослышащих - до конца 1970-х годов [1]. Однако у данной методики, несмотря на значительный вклад, который она внесла в дальнейшее развитие системы работы по развитию слухового восприятия, имеется ряд недостатков. К ним можно отнести нехватку звукоусиливающей аппаратуры; подбор речевого материала, который был ограничен; отсутствие учета разных возможностей детей при восприятии речи.

Анализ исследований С.А. Зыкова, Р.М. Боскис, К.Г. Коровина, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной, Б.Д. Корсунской позволяет констатировать, что происходит дифференциация методик развития речевого слуха у детей с разной потерей слуха.

Анализ научной литературы показывает, что в 1969 в Институте дефектологии АПН СССР по инициативе и под руководством директора Т.А. Власовой были начаты исследования, ставившие целью

разработку новых подходов к развитию у глухих детей слухового восприятия (И.Я. Темкина, Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард). Как отмечает Е.П. Кузьмичева, задачей экспериментального исследования являлось «изучение возможностей и особенностей формирования слуховой функции у глухих, разработать дифференциальные системы слухового воспитания для двух групп: дошкольников и школьников» [9, с. 32]. В результате проведенных исследований в нашей стране была создана система работы по развитию слухового восприятия глухих учащихся, основанная на возможности формирования у них речевого слуха, восприятия неречевых звучаний. В итоге расширяется сенсорная основа восприятия и воспроизведения устной речи. Подробное изучение результатов исследований Е.П. Кузьмичевой [9, 10] показывает, что в системе слухового воспитания глухих школьников ставится акцент на развитии их слухового восприятия при широком использовании звукоусиливающей аппаратуры в ходе всего учебно-воспитательного процесса (на фронтальных и индивидуальных занятиях). Е.П. Кузьмичева отмечает, что при обучении используется как слухозрительное, так и слуховое восприятие устной речи. Мы можем утверждать, что ученый рассматривает слуховое восприятие как один из компонентов речевой деятельности глухих, который оказывает значительное влияние на формирование этой деятельности. Подводя итоги экспериментального исследования, Е.П. Кузьмичева констатирует, что в условиях созданной системы слухового воспитания развитие речевого слуха у глухих детей происходит достаточно интенсивно. На наш взгляд, важным показателем успешности работы по развитию слуховой функции после длительной тренировки является способность воспринимать на слух слова незнакомые по звучанию, даже если они воспринимаются приближенно.

В результате многолетних исследований И.Я. Темкиной, Е.П. Кузьмичевой, Э.И. Леонгард доказаны большие потенциальные возможности развития речевого слуха у глухих. Е.П. Кузьмичева отмечает, что развивающееся слуховое восприятие является базой для создания качественно новой системы восприятия речи глухими - слухозрительного восприятия с помощью слуховых аппаратов [9, 10]. Развитое слуховое восприятие оказывает положительное влияние на формирование восприятия и воспроизведения устной речи, на личность глухого. Все в совокупности оказывает положительное влияние на социальную адаптацию глухих учащихся.

Проведенные в 1970-х годах исследования легли в основу современной системы обучения глухих школьников восприятию и воспроизведению устной речи. Данная система подробно освещена в работах Е.П. Кузьмичевой и Е.З. Яхниной [11, 18]. Учеными сформулированы основные научно-методические положения современной системы развития речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, обучения произношению глухих обучающихся. Е.П. Кузьмичева и Е.З. Яхнина отмечают, что в основе действующей системы заложены общие закономерности речевого развития при сохранном слухе. В современной системе специального образования глухих школьников формирование и развитие речевого слуха и устной речи осуществляется в ходе учебно-воспитательного процесса в условиях педагогически созданной слухоречевой среды. Также отмечается, что постоянным является использование различных типов электроакустической аппаратуры. Е.П. Кузьмичева и Е.З. Яхнина отмечают, что только совместная деятельность анализаторов способствует улучшению восприятия фонетической структуры речи. Данное положение соотносится с выводами, полученными Ф.Ф. Рау и В.И. Бельтюковым о преимуществах полисенсорного восприятия речи. Е.П. Кузьмичева и Е.З. Яхнина подчеркивают, что «обеспечение неразрывной связи формирующегося слухового восприятия с усвоением словаря, овладением грамматическим строем языка, развитием и коррекцией произносительных навыков, а также с совершенствованием познавательной деятельности позволяет приблизить характер становления устной речи у глухих детей к естественному пути овладения речью слышащими» [11, с. 21]. Также значимым для личностного развития глухих школьников, по мнению ученых, является развитие восприятия неречевых звучаний и музыки. Обучение восприятию устной речи осуществляется как в ходе всего образовательно-коррекционного процесса, так и на специальных занятиях: индивидуальных, фронтальных, музыкально-ритмических.

Мы считаем, что положения современной системы развития речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, обучению произношению глухих обучающихся служат положительным драйвером развития предметной, коммуникативной и социальной компетенции глухих детей.

В настоящее время благодаря достижениям в области медицины и техники стало возможным восстановление слуховой функции при помощи операции кохлеарной имплантации (И.В. Королева, О.В. Зонтова, Г.А. Таварткиладзе, Э.В. Миронова, Н.В. Тарасова, А.А. Балякова, А.И. Сатаева и др.). После проведения операции КИ дети практически одномоментно из группы глухих переходят в группу слабослышащих, имеющих 1-11 степень снижения слуха. В сурдопедагогике разработано два подхода к реабилитации детей после операции кохлеарной имплантации: слухоречевая реабилитация (И.В. Королева) «3П - реабилитация» (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, А.И. Сатаева). Цель слухоречевой реабилитации -«развитие устной речи как средства общения, выражения эмоций и познания, прежде всего посредством слухового восприятия речи окружающих с помощью КИ и спонтанного научения» [8, с. 210]. Цель «3П-реабилитации» - «перевод ребенка на путь естественного развития слухового восприятия, коммуникации и речи» [5, с. 46]. Кохлеарная имплантация при правильно организованной постоперационной реабилитации дает возможность ребенку осваивать речь на основе развивающегося слуха, как это происходит у нормально слышащих детей [5]. В научных исследованиях, посвященных проблемам реабилитации детей после кохлеарной имплантации [8] отмечается, что в развитии речи ребенка с кохлеарным имплантом важная роль принадлежит спонтанному научению на основе развивающегося слуха в процессе общения с окружающими людьми. В научной литературе, посвященной реабилитации детей после КИ подчеркивается, что целенаправленная тренировка слуховой функции не должна быть самоцелью при обучении ребенка [8], а новый подход к реабилитации кохлеарно имплантированных детей - «3П-реабилитация» - исключает «механическую тренировку слуха» [5, с. 47].

Дети после операции кохлеарной имплантации и психолого-педагогической реабилитации оказываются в разных образовательных условиях: в общеобразовательной школе, а также в школе для слабослышащих. Однако в школах для детей с нарушением слуха работа по развитию слухового восприятия школьников с КИ осуществляется в рамках сложившейся в отечественной сурдопедагогике системы обучения слабослышащих. Предполагается овладение школьниками речью на полисенсорной основе в специально педагогически созданной слухоречевой среде и в условиях целенаправленного обучения. На наш взгляд задача современной школы состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для максимально эффективного

слухоречевого развития школьников с КИ с учетом современных научных исследований в области реабилитации детей после операции кохлеарной имплантации. К данным условиям мы можем отнести переосмысление методики проведения индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи; организацию дополнительных внеклассных занятий (кружковая деятельность); расширение взаимодействия с родителями обучающихся с КИ.

Выводы. Проведенный анализ научно-исследовательской литературы позволяет констатировать, что отечественные ученые (И.Г. Багрова, В.И. Бельтюков, Р.М. Боскис, Т.А. Власова, С.А, Зыков, Б.Д. Корсунская, Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард, А.М. Масюнин, Л.П. Назарова, Л.В. Нейман, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина и др.) создали систему развития слухового восприятия, в которой развитие слухового восприятия осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса. При этом учитываются физиологические, психологические, лингвистические закономерности развития. Данная система актуальна и находит свое отражение как в научных работах, так и в практике обучения детей с нарушением слуха.

В научной литературе подчеркивается тот факт, что практическая реализация системы интенсивного развития слухового восприятия способствует формированию у неслышащих детей полисенсорной основы восприятия и воспроизведения устной речи, что имеет важное значение для активизации их речевого общения со слышащими людьми (В.И. Бельтюков, К.А. Волкова, Л.А. Головчиц, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Б.Д. Корсунская, Е.П. Кузьмичева, О.И. Кукушкина, Э.И. Леонгард, Л.П. Носкова, Т.В. Пелымская, Ф.Ф. Рау, Е.Г. Речицкая, Н.Ф. Слезина, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина и др.).

В настоящее время благодаря достижениям в области медицины и техники стало возможным восстановление слуховой функции при помощи операции кохлеарной имплантации (И.В. Королева, О.В. Зонтова, Г.А. Таварткиладзе, Э.В. Миронова, Н.В. Тарасова, А.А. Балякова, А.И. Сатаева и др.). Дети после операции кохлеарной имплантации и психолого-педагогической реабилитации обучаются как в общеобразовательной школе, так и в школе для слабослышащих. Однако в школах для детей с нарушением слуха работа по развитию слухового восприятия школьников с КИ осуществляется в рамках сложившейся в отечественной сурдопедагогике системы обучения слабослышащих.

Совершенствование процесса слухоречевого развития школьников с КИ требует переосмысления действующей системы работы по формированию речевого слуха обучающихся, а также создания условий для максимальной реализации школьниками с КИ их новых слуховых возможностей.

Литература:

1. Багрова И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников. Монография. М. 1993.

2. Багрова И.Г. Работа по развитию слухового восприятия в школе для слабослышащих детей // Дефектология. 1981. №5. С. 37-41.

3. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. М.: Просвещение. 1984. 276 с.

4. Бельтюков В.И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению. М.: АПН РСФСР. 1960. 423 с.

5. Дети с кохлеарными имплантами: научно-популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. М.: Национальное образование, 2017. 208 с. (Антология образования). (Инклюзивное и коррекционное образование).

6. Каплинская К.П. К вопросу о слухо-зрительном восприятии различных элементов в устной речи слабослышащими детьми // Дефектология. 1975. №2. С. 22-29.

7. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. Пособие для учителя. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2004. 154 с.

8. Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. СПб.: КАРО, 2016. 872 с. (Специальная педагогика).

9. Кузьмичева Е.П. Итоги работы по развитию восприятия речи на слух у глухих учащихся // Дефектология. 1979. №2. С. 32-34.

10. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. М.: Педагогика. 1983. 160 с.

11. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. М.: Издательский центр «Академия». 2011. 366 с.

12. Масюнин А.М. Использование остаточного слуха в работе над произношением у глухонемых школьников: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. М. 1960. 20 с.

13. Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих. М.: Просвещение. 1981. 120 с.

14. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2001. 288 с.

15. Назарова Л.П. Этапы становления дидактической системы развития слухового восприятия у учащихся с нарушением слуха // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. Режим доступа: https://cyberiemnka.m/artide/n/etapy-stanovlemya-didakticheskoy-sistemy-razvitiya-sluhovogo-vospriyatiya-u-uchaschihsya-s-narusheniem-sluha

16. Рау Ф.Ф., Нейман Л.Р., Бельтюков В.И. Использование и развитие слухового восприятия у глухих учащихся. М: АПН РСФСР. 1961. 187 с.

17. Рау Ф.Ф. Психологические вопросы использования остаточного слуха для формирования произношения глухих детей // Дефектология. 1976. № 1. С. 3-13.

18. Яхнина Е.З. Современные тенденции в обучении восприятию и воспроизведению устной речи глухих детей школьного возраста // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. Режим доступа: https://cyberieninka.m/artide/n/sovremennye-tendentsii-v-obuchenii-vospriyatiyu-i-vosproizvedeniyu-ustnoy-rechi-gluhih-detey-shkolnogo-vozrasta

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.