Научная статья на тему 'Особенности восприятия и воспроизведения устной речи слабослышащими младшими школьниками'

Особенности восприятия и воспроизведения устной речи слабослышащими младшими школьниками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1607
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлович Н. Е.

Данная статья посвящена проблеме формирования устной речи младших школьников с нарушением слуха. Автором статьи отмечается актуальность проблемы исследования, описывается методика исследования, направленного на выявление особенностей воспроизведения и восприятия устной речи детьми с нарушением слуха младшего школьного возраста, анализируются полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павлович Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF HARD-OF-HEARING JUNIOR PUPILS’ REPRODUCTION AND PERCEPTION OF ORAL SPEECH

The article deals with the problem of formation of hard-of-hearing junior pupils’ oral speech. The author of the article reveals the topicality of the research problem and describes the methods of the research which reveal the peculiarities of hard-of-hearing junior pupils’ reproduction and perception of oral speech, the results are analysed.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия и воспроизведения устной речи слабослышащими младшими школьниками»

УДК 376.3

Н.Е. Павлович

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, г. Минск

На протяжении длительного времени одной из актуальных проблем сурдопедагогики является формирование устной речи, в частности навыков восприятия устной речи и правильного воспроизведения. Это обусловлено тем, что устная речь выступает универсальным общепринятым средством общения. От успешного овладения устной речью во многом зависит достижение детьми с нарушением слуха определенного образовательного и профессионального уровня [1]. Достаточно свободное владение детьми с нарушением слуха устной коммуникацией способствует их успешной социализации. Следовательно, основными направлениями коррекционной работы в специальной школе для детей с нарушением слуха выступают развитие слухового восприятия и коррекция произносительной стороны устной речи.

Исследования сурдопедагогов Ф.Ф. Рау, Р.М. Боскис, В.И. Бельтюкова, Л.В. Неймана и др. показали, что слуховое восприятие и уровень развития речи тесно взаимосвязаны: чем выше уровень развития речи, тем лучше слуховое восприятие ребенка, тем больше возможностей для развития речи [1, 2-5]. По определению Л.П. Назаровой, развитие слухового восприятия рассматривается как системообразующий фактор учебного процесса, связанный не только с развитием слухового восприятия речи, произносительной стороны устной речи, но и интенсификацией всего образовательного процесса в целом [6].

В исследованиях И.Г. Багровой, В.И. Бельтюкова, Р.М. Боскис, Л.В. Неймана, Ф.Ф. Рау, Е.П. Кузьмичевой, Л.П. Назаровой, Э.И. Леонгард и др. определены возможности и особенности восприятия речи на слух детьми с нарушением слуха. В работах К.А. Волковой, Р.М. Боскис, Ф.Ф. Рау, Ж.И. Шиф, С.А. Зыкова, А.Г. Зикеева, Е.З. Яхниной охарактеризованы особенности произносительной стороны устной речи детей с нарушением слуха разного возраста.

Вместе с тем анализ учебных планов специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха свидетельствует о том, что за последнее десятилетие значительно сократилось количество учебных часов на коррекционные занятия по развитию устной речи и слухового восприятия. Мы предположили, что это могло привести к снижению уровня развития речи учащихся с нарушением слуха. Это, в свою очередь, обусловило необходимость экспериментального изучения особенностей восприятия и воспроизведения устной речи слабослышащими младшими школьниками.

Нами было организовано констатирующее исследование. В исследовании приняло участие 30 учащихся младших классов, имеющих III-IV степень тугоухости (согласно классификации Всемирной организации

18

Научные стремления, 6’13

здравоохранения). Базой исследования выступили: специальная

общеобразовательная школа-интернат № 13 для детей с нарушением слуха города Минска, средняя общеобразовательная школа № 91 г. Минска.

Методика исследования особенностей восприятия и воспроизведения устной речи слабослышащими младшими школьниками включала в себя два блока.

Целью первого блока исследования выступало выявление особенностей восприятия устной речи на слух слабослышащими младшими школьниками.

Первый блок исследования состоял из двух частей:

1. выявление особенностей восприятия на слух различных по фонетическому составу групп слов (с использованием звукоусиливающей аппаратуры и без нее);

2. выявление особенностей восприятия фраз разными сенсорными способами.

При исследовании способности к различению на слух различных по фонетическому составу слов учащимся с нарушением слуха предлагались для различения списки слов, сбалансированных по фонематическому и слоговому составу, частотному и динамическому диапазонам.

Оценка точности восприятия осуществлялась по трем параметрам:

1) точное восприятие;

2) восприятие близкое к образцу;

3) ошибочное восприятие.

Кроме того, фиксировалось расстояние, на котором ребенок способен дифференцированно воспринимать слова.

Исследование восприятия на слух фраз осуществлялось как с использованием звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее. Как подчеркивают Е.П. Кузьмичева и Е.З. Яхнина, списки должны быть сбалансированы по количеству слов, использованным грамматическим и синтаксическим конструкциям. Предъявляемый речевой материал включал: 4 поручения, 5 вопросов и 1 сообщение.

Ученик должен был прослушать фразу и выполнить задание. Слухозрительный и слуховой способы восприятия исследовались отдельно. Перед ребенком лежали картинки. Экспериментатор предъявлял инструкцию: "Слушай" и последовательно предлагал фразы (каждую до 2-х раз).

Экспериментатор точно фиксировал ответ и действия ребенка. Анализ полученных результатов предполагал определение количества правильно воспринятых фраз и соответственно выполненных заданий. В неточных ответах анализировались случаи правильного восприятия смысла фразы и количество правильно воспринятых слов. Отмечалось, какой способ восприятия наиболее доступен для ребенка, определялась роль слухового компонента в восприятии речи.

Целью второго блока исследования выступало выявление особенностей воспроизведения устной речи учащимися с нарушением слуха.

19

Задачами исследования состояния произносительной стороны устной речи было определение качества воспроизведения:

1) звуков (в словах и изолированно);

2) слов (слитность, соблюдение словесного ударения);

3) фраз (возможности восприятия и качества воспроизведения фразового ударения; особенностей воспроизведения ритмико-интонационной структуры речи; темпа).

Исследование состояния произносительной стороны устной речи младших школьников с нарушением слуха осуществлялось по методике, рекомендованной Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной, и включало три основных раздела: звуки; слова; фразы.

Качество произношения звуков исследовалось на материале слов, слогов, и в некоторых случаях - изолированных звуков. При отборе проверочных слов учитывался ряд требований: значение слов должно быть знакомо ребенку; отбирались существительные в именительном падеже; проверяемый звук находился в словах в различных фонетических условиях (в начале, середине, конце слова).

Исследование звуковой стороны устной речи осуществлялось в соответствии с дидактическим принципом "от трудного к легкому":

1. при использовании речевого материала (фраза - слово - слог - звук);

2. при выборе видов речевой деятельности (самостоятельные высказывания - называние картинок - чтение).

Результаты, полученные при исследовании качества воспроизведения звуков, фиксировались в протоколе.

Исследование произношения слов включало:

- определение слитности воспроизведения слова (слитно / по слогам / по звукам / с призвуками (без них);

- обследование навыков словесного ударения (проводится на разном по ритмической структуре материале).

Ученику предлагались для чтения слова различной ритмической структуры. Варианты воспроизведения слов фиксировались в протоколе.

Исследование произношения фраз включало три компонента.

1. изучение возможностей восприятия и качества воспроизведения фразового ударения. В качестве стимульного материала использовались фразы одинакового содержания, но с разным местом фразового ударения.

Экспериментатор предъявлял фразы для различения на слух, а ребенок должен был воспроизвести логическое ударение, выделив "главное слово".

В протоколе исследования фиксировалась адекватность восприятия и воспроизведения логического ударения; средства, которые использовал ученик для его выделения (более громкое произношение слова, более длительное произнесение гласного ударном слове, либо оба интонационных средства).

2. исследование особенностей воспроизведения ритмико -интонационной структуры речи осуществлялось на материале фраз, имеющих

20

Научные стремления, 6’13

различную интонационную структуру в соответствии с классификацией Е.А. Брызгуновой.

Ребенку предъявлялся образец воспроизведения на слух, он должен был повторить фразу. В протоколе фиксировалась адекватность воспроизведения интонации.

3. темп речи фиксировался при воспроизведении младшими школьниками с нарушением слуха фраз и связного текста. Предлагались различные виды речевой деятельности: чтение, пересказ, чтение наизусть.

Анализ результатов исследования восприятия на слух слов производился в соответствии с выделенными нами уровнями восприятия слов:

1 уровень - высокий - дифференцированное восприятие более 80% речевого материала (при этом оставшиеся 20% материала воспринимаются близко к образцу, т.е. отмечаются обоснованные замены слов другими, близкими по звуковому составу и ритмическому рисунку);

2 уровень - выше среднего - различение на слух от 50 до 80% речевого материала;

3 уровень - средний - различение на слух около 50% речевого материала (что, по данным Л.В. Неймана составляет минимальный порог восприятия, необходимый для осуществления коммуникации);

4 уровень - низкий - преимущественно ошибочное восприятие слов на

слух.

Как показали результаты исследования восприятия на слух слов, высокий уровень восприятия характерен для 16,67% учащихся. Следует отметить, что 100%-го правильного различения слов не было отмечено ни у одного ученика. Уровень восприятия выше среднего был отмечен у 23,33 % учеников. 33,33% младших школьников с нарушением слуха воспринимали слова на слух на среднем уровне (т.е. минимальном, при котором возможно осуществление акта коммуникации). 26,67% учеников различали слова на слух преимущественно ошибочно, т.е. был зафиксирован низкий уровень восприятия.

Результаты исследования точности восприятия фраз показали, что 30% учащихся способны различать предъявляемый речевой материал на слух без звукоусиливающей аппаратуры; 70% различают фразы на слух с помощью звукоусиливающей аппаратуры; 46,67% исследуемых различают материал на слухозрительной основе без звукоусиливающей аппаратуры; 53,33% - с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

Остальная часть речевого материала была принята по смыслу, но воспринята учащимися приближенно, с некоторыми особенностями: перестановка слов в предложении, неправильное согласование слов в предложении, пропуски частей слова, окончаний, сказуемого, замена предлогов и союзов, замена акустически близких звуков (убери полки на книгу, будем чита, убеи пату в стол, мальчик дерево, играй любишь, куклу и т. д.). Данное явление можно объяснить недостаточностью фонематического восприятия, несформированностью грамматического строя речи. Чаще всего ошибки допускались в условиях восприятия на слух без звукоусиливающей аппаратуры.

21

Результаты исследования состояния звукопроизношения слабослышащих младших школьников показали, что среди участвующих в исследовании нет детей, которые воспроизводили все звуки речи правильно. Нарушено произношение одной группы звуков у 13,3% детей: замены свистящих шипящими. Нарушено произношение двух и более групп звуков у 20%: оглушение, замены свистящих на шипящие, замена ц на т, ч на ш (выпадает щелевой или смычный компонент артикуляции), передняя артикуляция звуков к и г, боковая артикуляция звука х. До 10 дефектов звукопроизношения - у 26,7% детей: увулярный р, очень грубая вибрация звука р, фрикативный г, замена ы на и, далёкая позиция звука к; у 40% - более 10 дефектов звукопроизношения: отсутствует мягкий вариант произнесения звуков.

Результаты исследования произношения слов показали, что 6,7% слабослышащих младших школьников произносят слова по слогам, с призвуками, остальные (93,3%) -слитно, без призвуков. Навык словесного ударения сформирован у 23,3% детей (необходимо подчеркнуть, что исследование проводилось на известном учащимся речевом материале); у остальных детей (76,7%) наблюдаются единичные случаи правильного использования ударения. Только 20% испытуемых соблюдают правила орфоэпии, остальные 80% произносят слова в соответствии с их написанием.

Как показали результаты исследования произношения фраз, 20% учащихся с нарушением слуха адекватно воспринимали и воспроизводили логическое ударение во фразах, при этом для его выделения использовали более громкое произношение "главного слова"; остальные (80%) - не вычленяли ударное слово, не использовали фразовое ударение в собственной речи.

33,3% детей адекватно воспроизводили интонацию, 66,7% - просто повторяли фразу без соблюдения ее ритмико-итонационной структуры.

При воспроизведении детьми фраз и связного текста особенностей темпа речи отмечено не было.

Таким образом, анализ результатов констатирующего исследования позволил выделить следующие особенности восприятия и воспроизведения устной речи слабослышащих младших школьников: недостаточно

дифференцированное слуховое восприятие звуков, слов и понимание их значения; искаженное произнесение отдельных звуков; отсутствие отдельных звуков; ограниченный словарный запас и владение грамматическим строем речи; нарушения норм орфоэпии; нарушения интонационно-ритмической структуры речи (несоблюдение словесного ударения и фразового ударения, нарушение темпа речи и др.)

Полученные данные свидетельствуют о необходимости поиска новых путей совершенствования коррекционной работы по формированию устной речи (восприятия и воспроизведения) младших школьников с нарушением слуха.

22

Научные стремления, 6’13

Список литературных источников:

1 Кузьмичева, Е.П. Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова. - М: НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

2 Рау, Ф. Ф. Устная речь глухих / Ф.Ф. Рау. - М.: Педагогика, 1973. - 422 с.

3 Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис - М.: Педагогика, 1963. - 147 с.

4 Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 1977. - 176 с.

5 Нейман, Л. В. Слуховая функция тугоухих и глухонемых детей / Л.В. Нейман. - М.: 1961. - 168 с.

6 Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова - М.: Владос, 2001. - 487 с.

N.E. Paulovich

PECULIARITIES OF HARD-OF-HEARING JUNIOR PUPILS’ REPRODUCTION AND PERCEPTION OF ORAL SPEECH

Belarusian State Pedagogical University named after M. Tank, Minsk

Summary

The article deals with the problem of formation of hard-of-hearing junior pupils’ oral speech. The author of the article reveals the topicality of the research problem and describes the methods of the research which reveal the peculiarities of hard-of-hearing junior pupils’ reproduction and perception of oral speech, the results are analysed.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.