Блок 6. Информационная безопасность в профессиональной деятельности специалиста сферы сервиса.
Данное направление раскрывает вопросы, отражающие общие подходы к защите прав интеллектуальной собственности в сфере сервиса, представленной в электронном виде, основные определения (интеллектуальная собственность, предшествующая интеллектуальная собственность, создаваемая интеллектуальная собственность, патент, конфиденциальная информация и др.); основные нормативно-правовые акты, регламентирующие защиту авторских прав на интеллектуальную собственность, представленную в электронном виде; аспекты соблюдения соответствующих правовых и этических норм передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной, профессиональной и личной переписке; этические нормы поведения людей в информационной среде.
Модульная структура подготовки позволяет реализовать профильную дифференциацию подготовки будущих специалистов сервиса в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности, модифицировать структуру и содержание подготовки с учетом уровня подготовки студентов, количества часов, выделенных на подготовку, материально-технической обеспеченности; позволяет совер-
шенствовать структуру и содержание подготовки в соответствии с совершенствованием ИКТ. Использование модульной структуры содержания подготовки в рамках нашего исследования должно повысить качество подготовки студентов за счет структурированности учебного материала и законченности изучения разделов.
Список литературы
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230600 «Домоведение». - М., 2000.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». - М., 2000.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230700 «Сервис». - М., 2000.
4. Попков, В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Попков, А.В. Коржуев. - М., 2001.
5. Фадеева К.Н. Квалификационная характеристика менеджера сферы сервиса в аспекте применения средств информационных и коммуникационных технологий / К.Н. Фадеева // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2008. -№ 4. - С. 101 - 106.
УДК 378.147
И.А. Яруничева
РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье раскрыты принципы создания разноуровневых программ при обучении детей с нарушениями слуха, определены критерии эффективности осуществления дифференцированного разноуровневого обучения, представлены результаты обучения.
Дифференцированный подход, формирование произношения, разноуровневые программы, компетентностный подход.
The paper considers the principles of developing multi-level programs for teaching children with hearing disturbances, determines the efficiency criteria of differenciated multi-level training, and presents the results of such a training.
Differentiated approach; pronounciation formation, multi-level programs; competence approach.
Одна из основных целей обучения детей с нарушениями слуха - активизация их речевой деятельности на основе практического овладения нормами языка, формирование основ коммуникативной компетентности. Как показывает практика обучения глухих детей в специальных школах, несмотря на имеющиеся разработки в области формирования устной речи у неслышащих и применение качественной и современной звукоусиливающей аппаратуры, развитие устной речи (ее восприятие и воспроизведение) не у всех учеников происходит одинаково успешно: устная речь большинства обучающихся является неразборчивой [1], [2], [6]. Выполнение единых программных требований, ориентированных на определенные сроки обучения, неэффективно, поскольку в большинстве случаев сформированные у учащихся
навыки закрепляются недостаточно. В результате нестойкие умения быстро утрачиваются и у учеников снова появляются те же дефекты в речи [3], [4]. Увеличение трудностей приводит к развитию у учащихся неуверенности в возможности овладения устной речью и к отказу от общения устной речью со слышащими людьми [5], [7].
Одной из важных причин возникающих затруднений при обучении глухих устной речи является недостаточная разработанность разноуровневого дифференцированного обучения при формировании произношения учащихся с нарушениями слуха с учетом состояния слуховой функции, речевого развития, уровня восприятия и воспроизведения устной речи, индивидуальных психофизических особенностей.
Основной целью дифференцированного обучения
является создание наиболее комфортных условий для наиболее эффективного обучения личности, обеспечивающего ей достижение такого уровня материала, который соответствует её познавательным возможностям. В связи с этим мы предполагаем, что использование дифференцированного подхода при формировании произношения в новых социально-педагогических и научно-технических условиях, создание и реализация разноуровневых программ по формированию произношения на разных этапах обучения улучшит процесс формирования устной речи учащихся, имеющих нарушения слуха, и повысит качество их произношения.
На основе полученных результатов исследования обучающиеся начальных классов были распределены на условные группы по уровню восприятия и воспроизведения устной речи: учащиеся с неразборчивой, малоразборчивой и достаточно разборчивой устной речью. Разработаны и апробированы разноуровневые программы по формированию произносительной стороны устной речи.
Основные принципы создания разноуровневых программ:
1. Учет уровня речевого развития, состояния и резервов развития слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи, психофизических особенностей типичных групп учащихся.
2. Учет коммуникативного принципа обучения языку, в основе которого одни и те же коммуникативные ситуации, необходимые детям для общения на уроках и во внеурочное время при определенных различиях в словаре и объеме речевого материала, используемых грамматических и синтаксических конструкциях.
3. Изменение программных требований при работе над звукопроизношением и ритмико-интонацион-ной структурой речи за счет:
- сокращения или увеличения объема программных требований;
- усложнения синтаксических и грамматических конструкций речевого материала (добавления однородных членов, изменения форм частей речи);
- сокращения или увеличения сроков овладения программными требованиями.
Дифференциация в методике работы с разными группами обучающихся при формировании произношения реализуется через изменение содержания программных требований, предъявляемых для обучающихся разных групп, по степени сложности и объему изучаемого материала; изменение количества занятий на изучаемый звук, ритмико-интонационную структуру устной речи; изменение видов и приемов работы над произношением: для слабых учеников более длительное использование массажа артикуляционного аппарата, артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики; уменьшение количества предлагаемого на занятии речевого материала; сокращение числа формируемых звуков у обучающихся с неразборчивой речью по принципу исключения наименее существенных с точки зрения разборчивости речи (ц, ч, щ); использование дактилологии в качестве опоры для сохранения звуко-буквенного состава слов при воспроизведении речевого материала; постоянный возврат к более дробным речевым структурам (фразе,
словосочетанию, слову, слогу, звуку) вследствие нестабильности уже казалось бы сформированных произносительных навыков; использование большого количества дополнительных опор: наглядных (реальных предметов, картинок, схем, табличек, ИКТ), двигательных (элементов фонетической ритмики), тактильно-вибрационных (приемов самоконтроля); изменение видов и условий восприятия и воспроизведения речевого материала [для учащихся 1-й (с неразборчивой речью) и 2-й (с малоразборчивой речью) групп широко используется наглядный материал, создается подсказывающая ситуация, задаются наводящие вопросы и т.п.]; работа над ритмико-интонационной структурой речи с обучающимися 1-й и 2-й групп проводится на нотированном речевом материале, по подражанию педагогу; изменение объема использования наглядного материала (при работе с обучающимися 1-й и 2-й групп в большем количестве и более длительное время используются макеты, опорные таблицы, картинки, таблички и пр.).
Работа над всеми компонентами произносительной стороны устной речи проводилась на индивидуальных занятиях по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произношения в зависимости от выявленных нарушений. Цель коррекцион-ного обучения достигалась в результате использования дифференцированного подхода, специальных методов, направленных на повышение качества произносительной стороны устной речи и с привлечением компьютерных технологий.
Речевой материал подбирался и разрабатывался с учетом нескольких уровней сложности в зависимости от уровня речевого развития, состояния слуховой функции, возрастных особенностей и коммуникативных потребностей учащихся.
Коррекция нарушений звукопроизношения, закрепление правильного произношения и дифференциация звуков осуществлялись в различных фонетических условиях и позициях на специально подобранном речевом материале. Большое внимание уделялось формированию навыков самоконтроля над произношением. Параллельно проводилась работа по преодолению недостатков воспроизведения словесного и логического ударений, норм орфоэпического произношения, основных интонационных конструкций. Выработка речевого дыхания и голоса осуществлялась при выполнении тренировочных упражнений, нацеленных на регуляцию силы и длительности воздушной струи и на оптимальное звучание голоса. С обучающимися 3 - 4-х классов проводилась работа по усвоению теоретических сведений о фонетической системе русского языка, её функционированию в процессе речевого общения (описание правильного и дефектного произношения каждого звука, подкрепляемое изображением профиля артикуляции, показом приема самоконтроля над произношением; усвоение понятий о словесном, логическом ударении, правил орфоэпии).
Основу успеха педагогической деятельности по совершенствованию произносительной стороны устной речи у неслышащих младших школьников определяет комплексность проведения коррекционной работы, в которой сочетаются традиционные методы и инновационные технологии.
В качестве одного из средств коррекционной работы по повышению качества произношения широко использовались информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ на индивидуальных занятиях по РНСФ и ФП позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, обеспечивать мотивацию учащихся к занятиям и к использованию устной речи, поддерживать работоспособность и продуктивность деятельности на протяжении всего занятия. Компьютерная программа Microsoft Power Point позволяет сочетать одновременно возможности текстового и графического редакторов, анимацию (движение объектов), звук и видео. С помощью этих программ были созданы электронные продукты справочного и дидактического характера, которые дифференцированно использовались на занятиях и при проведении внеклассных мероприятий. Варианты данной деятельности выражаются в сложности речевого материала, его объеме, мере помощи педагога в выполнении задания.
Критериями эффективности осуществления дифференцированного разноуровневого обучения произношению обучающихся начальных классов нами были определены: увеличение количества обучающихся с более высоким уровнем разборчивости устной речи; улучшение состояния произносительной стороны устной речи обучающихся начальных классов; повышение мотивации к обучению устной речи, удовлетворенности процессом обучения; переход обучающихся на более высокий уровень программных требований.
Об эффективности деятельности свидетельствуют результаты обследований учащихся, которые обучались по разноуровневым программам с соблюдением дифференцированной методики:
1. У 66 % обучающихся речевое дыхание соответствует программным требованиям, что на 47,2 % больше, чем при первичном обследовании.
2. Голос по силе, высоте и тембру без грубых нарушений характерен для 43,7 % обучающихся, что на 30,2 % больше, чем на начало обучения.
3. Улучшилось произношение гласных и согласных звуков, устранены отдельные нарушения звуко-произношения.
4. С программными требованиями по разделу «звукопроизношение» справляется 18,9 % учащихся, что на 18,9 % больше, чем при первичном обследовании.
5. У 62,5 % обучающихся отмечается более 50 % автоматизированных звуков, что на 31,2 % больше, чем при констатирующем эксперименте.
6. При воспроизведении слов и фраз наблюдается положительная динамика в воспроизведении учащимися ударения: на 24 % увеличилось количество обучающихся, правильно ставящих ударение в знакомых словах и по графическому знаку воспроизводящих ударение, уменьшилось количество ошибок при воспроизведении ударения при изменении форм слова, орфоэпических норм (в 60 % случаев обучающиеся в знакомых словах и по надстрочному знаку воспроизводят слова с соблюдением орфоэпических норм), фразового ударения (в 40 % случаев
учащиеся по подражанию педагогу и по надстрочному знаку воспроизводят фразовое ударение).
7. Увеличилось количество обучающихся с высоким (на 18,8 %) уровнем слухового восприятия незнакомого речевого материала: часть обучающихся перешли с низкого уровня (0 - 59 %) на средний (60 -79 %), со среднего - на высокий. У 50 % учащихся наблюдается положительная динамика в восприятии на слух незнакомого речевого материала по сравнению с прошлым учебным годом.
8. На 25 % увеличилось количество обучающихся, воспринимающих от 80 до 100 % программного материала по РНСФ, у 37,5 % учащихся начальных классов наблюдается положительная динамика в восприятии на слух программного материала по РНСФ.
9. Результаты проверки разборчивости устной речи показывают, что на 27,2 % уменьшилось количество обучающихся с неразборчивой речью (66,6 %). Часть учащихся (25 %) перешли с первого уровня разборчивости устной речи (0 - 59 % с неразборчивой речью) на второй уровень (60 - 90 % с малоразборчивой речью). У 41,7 % обучающихся отмечена положительная динамика в разборчивости устной речи по сравнению с прошлым учебным годом.
10. Результаты анкетирования воспитанников показывают, что:
- на 15 % уменьшилось количество обучающихся, которые не будут носить слуховые аппараты летом;
- на 2,2 % увеличилось количество учащихся, которые считают, что слуховой аппарат им помогает и слух им нужен на уроках и занятиях;
- на 27,6 % уменьшилось количество воспитанников, которые считают, что говорят «отлично»;
- на 33,8 % увеличилось количество испытуемых, которые общаются преимущественно устно и устно-дактильно;
- большинство учащихся стремятся к совершенствованию устной речи и удовлетворены процессом и результатами обучения.
Таким образом, результаты диагностики свидетельствуют об эффективности реализации дифференцированного подхода и целесообразности использования разноуровневых программ при формировании произношения учащихся младших классов с нарушениями слуха.
Список литературы
1. Волкова, К.А. Методика обучения глухих детей произношению / К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова. - М., 2008.
2. Кузьмичева, Е.П. Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина. - М., 2001.
3. Методика обучения глухих устной речи / под ред. Ф.Ф. Рау. - М., 1976.
4. Рау, Ф.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - М., 1981.
5. Рау, Ф. Ф. Устная речь глухих / Ф.Ф. Рау. - М., 1973.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 1988.
7. Слезина, Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников / Н.Ф. Слезина. - М., 1984.
- ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ -
УДК 75.046
Е.Е. Никулина
НОВЫЕ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ В СЕВЕРНОЙ ИКОНОПИСИ XVII - XVIII вв. (на примере коллекции икон Музея изобразительных искусств Республики Карелия)
В статье представлено исследование «северных писем» периода позднего средневековья. На примере отдельных за-онежских икон выявляются некоторые новые стилистические черты, присущие европейскому искусству.
Северные иконы, новые стилистические черты, барокко, упрощенные формы.
The paper presents the results of the research of northern icons of the late middle ages (XVII - XVIII-th centuries). Study of icons mostly created in Zaonezhye workshops has revealed some new stylistic features that are characteristic for European renaissance and baroque.
Northern icons, new stylistic features, baroque, primitive forms.
В истории отечественного искусства иконопись второй половины XVII - начала XVIII в. занимает исключительно важное место. В последние десятилетия эта тема вновь стала актуальной и обсуждаемой в научных кругах. В этой связи любопытное стилистическое разнообразие демонстрируют памятники переходного периода из коллекции Музея изобразительных искусств Республики Карелия (далее МИИРК).
В данный круг рассуждений вписывается икона «Преображение» XVII в.1 Система формальных приемов строится на сочетании архаизирующих черт и новых стилистических тенденций. Так, например, к традиционным приемам относится статичная постановка несколько приземистых фигур Петра, Иоанна и Иакова, укрупненные головы, диспропорции личного письма. Кроме того, изображение мандорлы имеет форму круга с расходящимися золотыми асси-стами, трактующимися как тема солнца, характерная для северных народных росписей и вышивок. Живописное поле организует несколько монотонная цветовая палитра - светлая и темная охра, киноварь, празелень, в целом соответствующая духу традиционного северного иконописания. Но мягкая тональность обработки пейзажного фона дает основание полагать, что изограф был знаком с продуктом нового иконописного образца. Легкая живопись ложится вибрирующим мазком и создает ощущение сложной структуры природного ландшафта. Дополняет картину подвижная крепкая линия рисунка, виртуозно моделирующая клубящиеся складки одежд, формы горок, которые больше напоминают скалистые уступы, чем условные лещади. Интерес к натуре начинает проявляться и в личном письме. Например, Мои-
1 Середина XVII в. МИИРК, инв. 337. Происхождение неизвестно. Реставратор Г.В. Жаренков.
сей с явно назидательным словом обращается к братии. В сценах с учениками Спаситель в одном случае в напряженном монологе настраивает их на чудо, ведя на гору, в другом озабочен тем, чтобы апостолы не рассказали никому об увиденном. Сам сюжет сопровождается текстами из евангелий, вписанными в своеобразные рамы, роль которых выполняют скалистые уступы; создается иллюзия врезного рельефа.
Возросшее влияние эстетики искусства переходного периода отчетливо реализуется и в других памятниках. Так, появление большого количества житийных икон является своего рода индикатором происходящих изменений. В житиях святых начинает преобладать индивидуальное над имперсональным, усиливается повествовательность и любовь к детали, акцентируются архитектурные и пейзажные фоны.
Отпечаток местной культуры и приметы нового времени демонстрирует икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие в житии» середины XVIII в. Чудотворцы изображены в схимнических одеждах в полный рост, в трехчетвертном повороте. Они держат макет Соловецкого монастыря и предстоят Богоматери Знамение, которая дается в верхнем облачном регистре. В руках Зосимы развернутый свиток с обращением к братии. Классическая композиция житийной иконы «нарушается» отсутствием четкой разбивки на клейма, один эпизод плавно «перетекает» в другой. Весь цикл разделен на две равные части - в левой дается житие преподобного Зосимы, в правой - преподобного Савватия2.
По совокупности формальных приемов живопись отличается скульптурной проработанностью и напоминает искусство резного рельефа, представляющего своеобразную вариацию барочных стилеобразующих
2 Середина XVIII в. МИИРК, инв. 460. Вывезена из часовни Пресвятой Богородицы д. Кургеницы Медвежьегор-ского р-на в 1962 г. Реставратор С.В. Ямщиков.