Научная статья на тему 'Особенности произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников'

Особенности произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2613
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗНОШЕНИЕ НЕСЛЫШАЩИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / СТЕПЕНИ ВНЯТНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ / ГНУСАВОСТЬ / ДЕФЕКТЫ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PRONUNCIATION OF DEAF HIGH SCHOOL STUDENTS / THE DEGREE OF INTELLIGIBILITY OF SPEECH / TWANG / DEFECTS / DIFFERENTIATED APPROACH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьминова Светлана Анатольевна

В статье представлены данные комплексного изучения произношения неслышащих старшеклассников, определены наиболее типичные недостатки произношения, оказывающие влияния на внятность их устной речи. Это позволит организовать коррекционную работу по совершенствованию произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников с учетом характера дефектов и степени внятности устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кузьминова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features utterance of speech deaf high school students

The article presents a comprehensive study of pronunciation of deaf high school students, identified the most typical pronunciation of the shortcomings that affect the intelligibility of their speech. This will organize rehabilitative work to improve the pronunciation of spoken language deaf high school students to the nature of defects and the degree of intelligibility of speech.

Текст научной работы на тему «Особенности произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников»

УДК 376.1-056.263 ББК 74.320.255

С. А. Кузьминова

Особенности произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников

В статье представлены данные комплексного изучения произношения неслышащих старшеклассников, определены наиболее типичные недостатки произношения, оказывающие влияния на внятность их устной речи. Это позволит организовать коррекционную работу по совершенствованию произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников с учетом характера дефектов и степени внятности устной речи.

The article presents a comprehensive study of pronunciation of deaf high school students, identified the most typical pronunciation of the shortcomings that affect the intelligibility of their speech. This will organize rehabilitative work to improve the pronunciation of spoken language deaf high school students to the nature of defects and the degree of intelligibility of speech.

Ключевые слова: произношение неслышащих старшеклассников, степени внятности устной речи, гнусавость, дефекты, дифференцированный подход.

Key words: pronunciation of deaf high school students, the degree of intelligibility of speech, twang, defects, differentiated approach.

Изменения, происходящие в российском обществе, социальноэкономические условия в стране определяют новые требования к отечественной системе образования. Сближение специальных и общеобразовательных учебных заведений, изменение отношения общества к детям с проблемами развития, диктуют системе специального школьного образования насущную необходимость ориентации всего коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса на социальную адаптацию и последующую интеграцию лиц с особенностями развития. Это означает полное включение личности во все возможные и необходимые сферы жизни, достойный социальный статус инвалидов, среди которых и лица с различной степенью поражения слуховой функции. Важным аспектом социальной адаптации и интеграции лиц с недостатками слуха в обществе слышащих является межличностное взаимодействие, что означает высокий уровень коммуникации, умение избирать адекват-

ные способы общения, хорошее владение коммуникативными навы -ками. В этой связи, особая роль отводится устной речи как наиболее важному средству общения между людьми. Учитывая, какое значение играет устная речь для взаимодействия в социуме с окружающими слышащими людьми, необходимо, чтобы устная речь неслышащего человека была достаточно внятной. Внятной признается такая речь учащихся с недостатками слуха, которая понятна для любого собеседника, обладающего нормальным слухом, которая понимается без особого затруднения людьми, незнакомыми близко с особенностями речи неслышащих Ф. Ф.Рау и Н.Ф. Слезина [9], В.И. Бельтюков [3], К.А. Волкова [4], Э.И. Леонгард [7], Л.В. Николаева [8].

Неслышащие дети овладевают словесной речью вообще и устной ее формой в частности только в условиях специального обучения, которое строится на широком использовании остаточного слуха, с привлечением кожного, двигательного анализаторов и широкого применения технических средств - звукоусиливающей аппаратуры, визуальных приборов, вибраторов. В условиях модернизации специального образования на занятиях по формированию устной речи детей с недостатками слуха используются: специальные компьютерные программы «Видимая речь», «Дельфа» О.И. Кукушкина, Т.О. Королевская [6]; верботональный метод реабилитации детей с недостатками слуха - электроакустическая аппаратура «Верботон» Л.И. Руленкова [10]; аудиовизуальный курс, который направлен на овладение устной речью благодаря использованию системы специальных фонетических упражнений, позволяющих эффективно овладевать звуковой стороной речи В.М. Астафьева [2].

Формированию устной речи при нарушениях слуха посвящены многочисленные исследования и разработки. В отечественной сурдопедагогике огромную роль в создании современных научных под -ходов к решению проблемы формирования устной речи неслышащих сыграли исследования Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной. Они обосновали новый подход к первоначальному обучению глухих произношению, а именно временного использования «сокращенной системы фонем». Теоретические идеи ученых в научно-практическом плане были развиты их учениками и последователями В. И. Бельтюковым, К. А. Волковой, Э. И. Леонгард. Большой вклад в дальнейшее

обоснование, становление и развитие современной системы обучения глухих и слабослышащих внесли такие ученые, как Е.И. Андреева, И. Г. Багрова, Б.Д. Корсунская, Е.П. Кузьмичева, Л. В. Николаева, Л.П. Назарова, Н. И. Шелгунова, Е.З. Яхнина и др. [1].

В настоящее время в отечественной сурдопедагогике проблеме совершенствования произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников уделено недостаточное внимание, так же невелика численность дидактических материалов и методических рекомендаций по проведению коррекционной работы над устной речью с этой категорией детей.

Таким образом, современные требования к полноте социальной адаптации лиц с нарушениями слуха и необходимость совершенст -вования их произносительной стороны устной речи определяют ак -туальность исследования. Для того чтобы обеспечить эффективность работы в данном направлении, необходимо всесторонне изучить произносительную сторону устной речи старшеклассников и создать специальные педагогические условия, способствующие повышению качества устной речи. В связи с этим, цель нашего исследования заключалась в изучении состояния устной речи неслышащих старшеклассников. В соответствие с целью исследования были определены следующие задачи:

1) разработать комплексный диагностический материал для проведения обследования устной речи неслышащих старшеклассников;

2) определить внятность речи старшеклассников с нарушением слуха;

3) выявить особенности произношения устной речи неслышащих старшеклассников.

В основу разработки содержания диагностической программы констатирующего эксперимента, направленного на изучение качества устной речи глухих учащихся старших классов, были положены материалы отечественных сурдопедагогов Е.И. Андреевой, К.А. Волковой, Э.И. Леонгард, Л.В. Николаевой, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Сле-зиной. Программа исследования объединила два направления: I -определение внятности устной речи неслышащих старшеклассников; II - изучение особенностей произносительной стороны устной речи старшеклассников с нарушениями слуха.

Констатирующий эксперимент проводился на базе двух московских специальных (коррекционных) школ 1-11 вида для детей с нарушениями слуха № 101 и 65. Всего в исследовании приняли участие 79 глухих учеников 9-11 классов.

Основываясь на выводах исследователей Э.И. Леонгард, Л.В. Николаевой, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной, Н.И. Шелгуновой, характеризующих внятность устной речи, нами были определены три степени внятности устной речи неслышащих старшеклассников:

достаточно внятная (выше 78 % правильно произнесённого речевого материала) - полностью удовлетворяющая понимание собеседника в процессе общения;

средне-внятная (46-78 %) - при которой возникают затруднения в понимании собеседников при общении;

невнятная (менее 45 %) - при которой резко снижена разборчивость устной речи.

Внятность устной речи неслышащих старшеклассников определялась на основе использования методики, разработанной Э.И. Леонгард. Ученик с недостатками слуха читал специальный речевой материал, то есть выступал в роли диктора. Слышащие (4 человека), являлись аудиторами, они слушали и записывали в протокол то, что поняли. Для определения степени внятности устной речи каждо -го старшеклассника с нарушениями слуха высчитывался средний процент правильного понимания слов и фраз всеми аудиторами.

Результаты эксперимента по определению внятности устной речи неслышащих старшеклассников представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количественные показатели степени внятности устной речи неслышащих старшеклассников 9-11 классов

Степень внятности речи 9 класс, % 10 класс, % 11 класс, % Средний процент

Достаточно внятная 26 30,75 35,7 30,8

Средневнятная 48 30,75 41,3 40

Невнятная 26 38,5 23 29,2

Данные исследования внятности речи показали, что устная речь неслышащих старшеклассников 9-11 классов имеет различную степень внятности и может быть отнесена как к «достаточно внятной», «средневнятной», так и «невнятной» степени, таким образом, у неслышащих учащихся степень внятности устной речи не зависит от класса и года их обучения. Коррекционная работа по повышению внятности устной речи старшеклассников с нарушениями слуха не теряет своей актуальности, успешность которой во многом зависит от знания причин, снижающих качество произношения. Поэтому мы провели специальное исследование, направленное на изучение всех компонентов произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников.

Для изучения особенностей произносительной стороны устной речи старшеклассников с нарушениями была разработана диагностическая программа, которая включала задания на определение качества звукопроизношения, голоса, речевого дыхания; соблюдение норм орфоэпии, словесного и логического ударения, интонации. При отборе речевого материала диагностического комплекса мы ориентировались на программное содержание и лексическую наполняемость учебников массовой школы, по которым проходит обучение в старших классах школ I вида.

Основной целью изучения качества звукопроизношения явилось определение умения старшеклассниками с нарушением слуха произносить звуки речи - изолированно, в различных сочетаниях. Речевой материал состоял из специально подобранных слов, словосочетаний, фраз, слогов, звуков.

Данные исследования показали, что изолированным произношением многих звуков или в составе слога старшеклассники овладели лучше, а произношение звука в словах и фразах вызывали большие затруднения. Это объясняется тем, что увеличение слоговой структуры в словах и фразах, требует быстрой и четкой смены артикуляционных движений с одной на другую, умения делать паузы, экономно расходовать воздух, поэтому правильность произношения звука в данном случае зависит от их автоматизации.

Успешнее всего старшеклассники с нарушением слуха овладели произношением гласных и глухих согласных звуков. Наиболее дефектными оказались мягкие согласные, аффрикаты и дифтонги. Звуки требующие, более тонких артикуляционных укладов и

изменения позиций в момент говорения, воспроизводятся учащимися дефектно или неустойчиво.

В целях дальнейшего изучения особенностей произносительной стороны устной речи учащихся старших классов с нарушениями слуха, мы определили наиболее типичные недостатки произношения звуков и проанализировали их с точки зрения влияния на внят -ность речи (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение наиболее типичных дефектов гласных

и согласных звуков

Характер дефекта Средний процент

Гласные звуки

1. Нейтрализация [а,о,у,э,и,ы] 37

2. Лабиализация звуков [о,у,э] 18

3. Повышение голоса [а,о,у,э,и,ы] 24

4. Расширение артикуляции звуков [а,о,у,э,и,ы] 14

5. Открытая гнусавость звуков [а,о,у,э,и,ы] 19

6. Произношение простых гласных вместо дифтонга 27

7. Замена гласного [и] в дифтонгах 24

Согласные звуки

8. Закрытая гнусавость 28

9. Оглушение 31

10. Озвончение 19

11. Отсутствие палатализации 64

12. Замена твердых согласных мягкими 14

13. Замена звуков 33

14. Призубный сигматизм 23

15. Сонантность 18

16. Призвуки 21

17. Отсутствие звука 6

18. Повышение голоса 13

Данные таблицы свидетельствуют о большом разнообразии дефектов звукопроизношения в устной речи неслышащих старше -классников. К числу самых распространенных дефектов произношения звуков, по результатам проведенного обследования, относятся: отсутствие палатализации, замена звуков, гнусавость, нейтрализация, призубный сигматизм и сонантность. Дефектами, оказывающими принципиальное влияние на внятность речи, являются:

50

сонантность, гнусавость (открытая, закрытая), повышение голоса, замены звуков.

Изучение голоса неслышащих старшеклассников осуществлялось по следующим параметрам: сила - нормальный, слабый, иссякающий; высота - нормальный, низкий, фальцет; тембр - чистый, хриплый, напряженный, дрожащий, глухой, назализированный.

Типичными нарушениями голоса неслышащих учащихся с 9 по 11 класс, являются: крикливый, иссякающий, фальцетный, глухой, назализированный голос. Чаще всего у неслышащих старшеклассников встречаются такие дефекты, как гнусавость и фальцет. Помимо выделенных типичных нарушений голоса единичного характера, у группы неслышащих старшеклассников выявлены нарушения, затрагивающие все параметры голоса, что в значительной степени отрицательно влияет на характер внятности их устной речи.

Целью исследования сформированности навыков речевого дыхания является выявление у глухих учащихся старших классов умения делать умеренно глубокий вдох и давать плавный длительный выдох. Обследование речевого дыхания старшеклассников с нарушениями слуха показало, что длительный и экономный выдох, характерный для нормальной речи, представляет для них трудность, речевое дыхание неслышащих старшеклассников отличается своей краткостью. В результате проведения качественного анализа речевого дыхания неслышащих старшеклассников нами были выделены наиболее типичные ошибки: неправильное соотношение вдоха и выдоха; неэкономное расходование воздуха; чрезмерная утечка воздуха в результате неправильного уклада органов артикуляции. Некоторые учащиеся делали добор воздуха в середине слова; при этом струя воздуха не имела достаточной силы, поэтому происходило «затухание» к концу фразы.

Цель исследования навыка соблюдения норм русской орфоэпии заключалась в выявлении умений старшеклассниками с нарушениями слуха соблюдать в устной речи нормы русского произношения. Речевой материал, предлагаемый для чтения, представлялся учащимся в двух видах: без надстрочных орфоэпических знаков, показывающих орфоэпическое произношение слов и с надстрочными знаками, которые могут напомнить глухому об орфоэпическом правиле. Результаты исследования показали, что ошибки орфоэпического характера в речи старшеклассников с нарушением слуха

отличаются большим разнообразием. Показатели сформированно-сти навыка соблюдения норм русской орфоэпии на речевом материале без надстрочных знаков, свидетельствуют, что лучше всего учащиеся соблюдали следующие правила произношения: «непроизносимые согласные», «произношение звонких согласных в конце слова» и «произношение безударного о». Лидирующее положение соблюдения этих правил сохраняется и на нотированном речевом материале. Остальные правила вызвали наибольшие затруднения.

При изучении соблюдения в речи словесного ударения необходимо было выявить умение выделять один из слогов в слове (ударный) с помощью более громкого и длительного его произнесения.

Большинство неслышащих учащихся старших классов владеет техникой словесного ударения. Однако, ученики 9-11-х классов, имеющие средне-внятную и невнятную устную речь допускали ошибки - воспроизводили слова с неправильным ударением, равноударно, монотонно. Слова с подвижным ударением вызвали наибольшие затруднения, учащиеся письменно обозначали двойное и даже тройное ударение в этих словах. Старшеклассники с нарушением слуха допускали ошибки в сопоставлении ритмико-слоговой структуры слова с его лексическим значением. Некоторые учащиеся не владели техникой словесного ударения, то есть не могли выделить ударный слог более громким, длительным произнесением при чтении нотированного речевого материала.

Умение соблюдать в речи логическое ударение мы определяли на материале вопросов, ответов, текстов. Учащимся необходимо было самостоятельно указать местонахождение главного слова и воспроизвести предложение, акцентируя главное слово самостоятельно по образцу. Проверяя умение выделять голосом логическое ударение при ответе на вопросы и формулировании вопроса на заданную тему, мы отметили, что большинство успешно справилось с заданием, если вопросительное предложение содержало вопросительное слово. В остальных случаях обнаруживалась тенденция к пословному членению фразы или монотонному её произнесению; учащиеся затруднялись в выделении главного слова отражающего содержание фразы, слабо ориентировались на контекст.

Целью исследования интонационной структуры устной речи являлось выявление уровня владения интонационной системой речи,

а именно умение воспроизводить старшеклассниками с нарушениями слуха основные интонационные конструкции (ИК).

При анализе данных исследования было установлено, что старшеклассники с нарушением слуха владеют базовыми интонационными конструкциями не одинаково. Наиболее доступными для выполнения неслышащими старшеклассниками являются повество -вательная и вопросительная конструкция с вопросительным словом. В остальных конструкциях учащиеся не модулируют голос, воспроизводимые паузы часто не соответствуют границам синтагм. Наиболее типичными ошибками воспроизведения базовых ИК старшеклассниками с нарушениями слуха являются следующие: неумение определять интонационный центр; замедленный темп произнесения предложения, что разрушало целостность фразы; отсутствие модуляции голоса, в отдельных случаях это обусловлено имеющимися голосовыми дефектами.

Результаты комплексного изучения произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников позволили выявить различную степень ее внятности: от невнятной, с грубыми дефектами различных компонентов речи, сказывающимися на ее разборчивости, до достаточно внятной, приближенной к речи нормально слышащих. Это требует использования дифференцированного подхода в обучении устной речи старшеклассников, предполагающего учет степени ее внятности, характера дефектов звукопроизношения, голоса, речевого дыхания и т. д. Для повышения качества произношения старшеклассниками с нарушениями слуха необходимо разработать пути коррекционной работы с привлечением современных технологий обучения устной речи.

Список литературы

1. Андреева Е. И. Психологические основы обучения произношению. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977.

2. Астафьева В. М. Использование АВК, как технологии верботонального метода, в развитии детей с нарушениями слуха // Социальная защита детства: Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии (по материалам Московских гор. мед. чтений). Вып. 6. - М.: Школьная книга, 2001.

3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977.

4. Волкова К.А. Формирование у глухих учащихся навыка самоконтроля над произношением // Вопросы сурдопедагогики. - М., 1972. - С. 85-98.

5. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М.: Просвещение, 1969.

6. Кукушкина О.И., Королевская Т.К. Spechviewer: программа «Видимая речь» и ее применение в обучении глухих. - М.: Инфотех, 1991.

7. Леонгард Э. И. и др. Я не хочу молчать. -М.: Просвещение, 1990.

8. Николаева Л. В. Уточнение приближенного произношения слов и речи глухих школьников. - М., 1975.

9. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф.Произношение. - 3-е изд. - М., Просвещение, 1 989.

10. Руленкова Л.И. Смирнова О.И. Аудиология и слухопротезирование: учеб. пособие. - М.: Академия, 2003.

УДК 376.1-058.204 ББК 74.37

И. А. Поварова

Формирование интонационной выразительности речи

у заикающихся

В статье обосновывается необходимость построения логопедической работы с заикающимися на основе целостного подхода к совершенствованию интонационной выразительности речи, упорядочения разноуровневых единиц ритма при коррекции нарушений плавности речи.

In article necessity of construction of logopedic work with stammering on the basis of the complete approach to perfection of intonational expressiveness of speech, streamlining разноуровневых rhythm units is proved at correction of infringements of smoothness of speech.

Ключевые слова: речевая деятельность, интонационные компоненты, заикание, развитие просодии.

Key words: speech activity, intonational components, stutter, intonation development.

В психологии и психолингвистике речь рассматривается как специфическая, иерархически организованная деятельность. Выражение человеком мыслей, чувств или собственно говорение - сложный и многогранный процесс. Интонационно выразительная речь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.