Научная статья на тему 'Нарушения голоса и звукопроизношения при стойких нарушениях слуха'

Нарушения голоса и звукопроизношения при стойких нарушениях слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3227
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сурдопедагогика / глухие / слабослышащие / слухоречевое развитие / deaf / pediatric / deaf / hearing impaired / hearing and speech development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Ксения Александровна, Сутырина Марина Павловна

В статье даётся общая характеристика произносительной стороны речи и голосообразования у лиц с нарушениями слуха. Показано, что у слабослышащих студентов расстройства устной речи не так грубы, и динамика развития речи у них выше, чем у глухих. Глухие и слабослышащие, даже при схожести остаточного слуха, имеют неодинаковый уровень сформированности устной речи, что ставит вопрос о необходимости занятий по развитию, коррекции и совершенствованию словесной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Ксения Александровна, Сутырина Марина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLATIONS OF THE VOICE AND SOUND REPRODUCTION IN PERSISTENT HEARING DISORDERS

The article gives a general description of speech, its vocalization and pronunciation of a person with hearing disorders. It was shown that hearing impaired students do not have so gross speech disorders, and the dynamics of speech development is higher than that of the deaf ones. Deaf and hard of hearing people have a different level of oral speech formation even with the similarity of residual hearing. So, the question of the need for training on the development, correction and improvement of verbal speech raised

Текст научной работы на тему «Нарушения голоса и звукопроизношения при стойких нарушениях слуха»

УДК 37+612:534.78

НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ СТОЙКИХ

НАРУШЕНИЯХ СЛУХА

Волкова Ксения Александровна.

Россия, г. Новосибирск, Институт социальных технологий и реабилитации ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», преподаватель высшей квалификационной категории кафедры Специальной педагогики, sib-factor@yandex.ru.

Сутырина Марина Павловна.

Россия, г. Новосибирск, Институт социальных технологий и реабилитации ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», преподаватель высшей квалификационной категории кафедры Специальной педагогики, sib-factor@yandex.ru.

Аннотация. В статье даётся общая характеристика произносительной стороны речи и голосообразования у лиц с нарушениями слуха. Показано, что у слабослышащих студентов расстройства устной речи не так грубы, и динамика развития речи у них выше, чем у глухих. Глухие и слабослышащие, даже при схожести остаточного слуха, имеют неодинаковый уровень сформированности устной речи, что ставит вопрос о необходимости занятий по развитию, коррекции и совершенствованию словесной речи.

Ключевые слова: сурдопедагогика, глухие, слабослышащие, слухоречевое развитие.

VIOLATIONS OF THE VOICE AND SOUND REPRODUCTION IN PERSISTENT HEARING DISORDERS

Volkova Ksenia Alexandrovna.

Russia, Novosibirsk, Teacher of the highest qualification category of Special Pedagogy Department of Social Technologies and Rehabilitation Institute, Novosibirsk State Technical University, sib-factor@yandex.ru.

Sutyrina Marina Pavlovna.

Russia, Novosibirsk, Teacher of the highest qualification category of Special Pedagogy Department of Social Technologies and Rehabilitation Institute, Novosibirsk State Technical University, sib-factor@yandex.ru.

Abstract. The article gives a general description of speech, its vocalization and pronunciation of a person with hearing disorders. It was shown that hearing impaired students do not have so gross speech disorders, and the dynamics of speech development is higher than that of the deaf ones. Deaf and hard of hearing people have a different level of oral speech formation even with the similarity of residual hearing. So, the question of the need for training on the development, correction and improvement of verbal speech raised.

Key words: deaf, pediatric, deaf, hearing impaired, hearing and speech development.

Под стойкими нарушениями слуха в сурдопедагогике традиционно понимаются такие нарушения слухового анализатора, при которых восприятие акустической речи невозможно или затруднено. Дети с такими нарушениями слуха - это глухие дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха, приобретённым в раннем детстве в прелингвальный период или врождённым и, слабослышащие дети - со стойким понижением слуха, вызывающим затруднения в восприятии речи.

Без специальной коррекционно-педагогической работы у глухих детей речь не развивается. Если нарушения слуха наступают у них после того, как речь была сформирована, то есть в постлингвальный период, то она в той или иной мере сохраняется. Таких детей называют позднооглохшими.

В речевом общении различается две стороны: произнесение речи; восприятие и понимание речи.

Произнесение осуществляется с помощью речевого аппарата (органами речи). Контроль над произнесением осуществляется посредством слуха и кинестезических ощущений. Кинестезические ощущения, возникающие при произнесении, И.П. Павлов назвал базальным (основным) компонентом речи. Такие ощущения связаны не только с произносимым, но и видимым, и слышимым словом. В строении речи различают фонетическую сторону (звуковой состав), словарь и грамматический строй. При нарушениях слуха страдает каждая из указанных сторон, что требует длительной систематической коррекционной работы на протяжении всего школьного периода и в постшкольном периоде.

Исследования психоречевого развития детей с нарушением слуха (Э.И. Леонгард, Е.П. Кузьмичевой, И.Г. Багровой, Н.Ф. Слезиной, Е.И. Андреевой, Е.З. Яхниной, М.Л. Соколовой, Г.Е. Артамоновой, Н.А. Селезневой, З.И. Баландиной, С.В. Соколовой, З.М. Тюхтиной) показывают, что специальное обучение глухих детей устной речи, формирование её произносительной стороны следует начинать в раннем детстве. Чем раньше начинается систематическое и последовательное обучение, тем значительнее его результаты [1, 2, 3]. Первостепенными задачами обучения глухих и слабослышащих детей являются: формирование внятности их устной речи; достижение максимальной членораздельности, разборчивости произношения; максимальное приближение к естественному звучанию живой выразительной речи.

Программа обучения произношению состоит из следующих разделов: речевое дыхание; голос; звуки и их сочетания; работа над словом; работа над фразой.

Как в самом начале обучения, так и на более поздних его ступенях сурдопедагог сталкивается с самыми различными дефектами голоса и звукопроизнесения у учащихся. Остановимся подробнее на этих недостатках.

Дефекты голоса: голос очень тихий, слабый, едва слышимый; голос крикливый; голос слишком высокий или слишком низкий; голос фальцетный;

голос повышается или переходит на фальцет; голос низкий, беззвучный, приближающийся к шёпотному; голос гнусавый; хриплый голос; голос сдавленный, «скрипучий».

Очевидно, что дефекты касаются силы голоса, его высоты и тембра. Устранение дефектов голоса является одной из частей специальной методики обучения глухих произношению.

Среди недостатков произношения звуков у неслышащих детей и взрослых можно назвать следующие:

1. Расширенная артикуляция гласных.

2. Сужение артикуляции гласных.

3. Н-образная артикуляция гласных.

4. Открытая гнусавость.

5. Передняя артикуляция.

6. Задняя (глубокая) артикуляция.

7. Лабилизованное (огубленное) произношение звуков.

8. Мягкость согласных.

9. Призубная артикуляция.

10. Сонантность.

11. Межзубная артикуляция.

12. Призвуки.

13. Горловой звук.

14. Дефектное произношение аффрикат.

Успех коррекционной работы над голосом и звукопроизнесением у неслышащих зависит от ряда факторов: «стажа» дефекта; рационального построения специальных упражнений; условий закрепления правильной артикуляции; регулярности упражнений; мастерства и требовательности учителя; активного затормаживания дефектной артикуляции; дифференциации закрепляемой правильной артикуляции и дефектной; сознательности и произвольности действий ученика при постановке звуков или перестройке навыков дефектного произношения; максимального использования остатков слуха; сформированности надёжного самоконтроля и использования технических средств и др.

Несмотря на огромную работу по развитию словесной речи, которую выполняют сурдопедагоги специальных образовательных учреждений, речевой уровень глухих, окончивших школу, не отвечает требованиям качественной речи. Недостатки голоса и звукопроизношения у глухих сохраняются и в условиях получения профессионального образования, где словесная речь является основным средством приобретения научного знания.

Из практического опыта работы с глухими и слабослышащими студентами и по результатам обследования в ИСТР НГТУ следует отметить, что у слабослышащих студентов расстройства устной речи не так грубы, и динамика развития речи у них выше, чем у глухих. При глухоте речь окружающих не анализируется слухом, то есть не разлагается на простейшие звукопроизносительные элементы, потому ответные реакции получаются нечёткие, грубые, расплывчатые, часть звуков отсутствует, часть - заменена

другими. При врождённой глухоте сложно сформировать удовлетворительный голос, чаще всего отмечается фальцет и фальцетное произношение, что приводит к невнятной, неразборчивой речи в целом. У глухих может быть послоговое и даже позвуковое произношение. При прогрессирующей тугоухости слухом «схватывается» лишь несколько звуков, а по ним воспроизводятся остальные, чаще всего страдают шипящие и свистящие звуки.

Поступающие в средние профессиональные учебные заведения неслышащие студенты, даже при схожести остаточного слуха, имеют неодинаковый уровень сформированности устной речи, что ставит вопрос о необходимости дальнейших занятий по развитию, коррекции и совершенствованию словесной речи у обучающихся с нарушениями слуха в системе профессиональной подготовки.

Библиографический список:

1. Формирование навыков восприятия устной речи и произношения в вечернихшколах глухих и слабослышащих [Текст]: Метод. рекомендации / НИИ дефектологии АПН СССР, Лаб. общ. и проф. обучения взрослых глухих, Ленингр. восстанов. Центр ВОГ; [Сост. И.Г. Багрова]. - Ленинград: ЛВЦ ВОГ, 1978. - 31 с.

2. Дети с отклонениями в развитии [Текст]: методическое пособие / Сост. Н.Д. Шматко. - М.: Аквариум, 1997. - 128 с.

3. Методика обучения глухих устной речи: [Учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин-тов / Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюков, К.А. Волкова и др.] - М.: Просвещение, 1976. - 279 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.