Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ СЛУХА / СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / УСТНАЯ РЕЧЬ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феклистова Светлана Николаевна

Введение. В статье обосновывается необходимость модернизации системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха в Республике Беларусь. Материалы и методы. На основе анализа современных изменений в областях медицинской, технической и психолого-педагогической реабилитации детей с нарушением слуха определены теоретико-методологические основы исследования. Результаты. Раскрыты специфика реализации и основные принципы антропо-центрического, системного, компетентностного, интегративного и дифференцированного подходов. Разработаны и охарактеризованы целевые ориентиры слухоречевого развития детей с нарушением слуха раннего, дошкольного и школьного возраста. Обсуждение и выводы. Определены стратегические направления модернизации системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феклистова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE MODERNIZATION OF THE SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SYSTEM OF CORRECTIONAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF AUDITORY PERCEPTION AND ORAL SPEECH OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

Introduction. The article substantiates the feasibility of modernizing the system of correctional work on the development of auditory perception and oral speech of children with hearing impairment in the Republic of Belarus. Materials and methods. Based on the analysis of modern changes in the fields of medical, technical and psychological-pedagogical rehabilitation of children with hearing impairment, the theoretical and methodological foundations of the study are determined. Results. The specifics of implementation and the basic principles of anthropocentric, systemic, competency-based, integrative and differentiated approaches are disclosed. Target guidelines for the auditory-speech development of children with hearing impairment of early, preschool and school age are developed and characterized. Discussion and conclusions. The strategic directions of modernization of the system of correctional work on the development of auditory perception and oral speech of children with hearing impairment are determined.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

Статья / Article

УДК / UDC 376.3

Концептуальные подходы к модернизации научно-методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха

С. Н. Феклистова

Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка, Минск, Республика Беларусь

Введение. В статье обосновывается необходимость модернизации системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха в Республике Беларусь.

Материалы и методы. На основе анализа современных изменений в областях медицинской, технической и психолого-педагогической реабилитации детей с нарушением слуха определены теоретико-методологические основы исследования.

Результаты. Раскрыты специфика реализации и основные принципы антропоцентрического, системного, компетентностного, интегративного и дифференцированного подходов. Разработаны и охарактеризованы целевые ориентиры слухоречевого развития детей с нарушением слуха раннего, дошкольного и школьного возраста.

Обсуждение и выводы. Определены стратегические направления модернизации системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха.

Ключевые слова/ нарушение слуха; слуховое восприятие; устная речь; коррек-ционная работа.

Для цитирования: Феклистова С.Н. Концептуальные подходы к модернизации научно-методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 69-85.

Conceptual approaches to the modernization of the scientific and methodological system of correctional work on the development of auditory perception and oral speech of children with hearing impairment

Svetlana N. Feklistova

Belorussian State Pedagogical University named after Maxim Tank,

Minsk, Republic of Belarus

Introduction. The article substantiates the feasibility of modernizing the system of correctional work on the development of auditory perception and oral speech of children with hearing impairment in the Republic of Belarus.

Materials and methods. Based on the analysis of modern changes in the fields of medical, technical and psychological-pedagogical rehabilitation of children with hearing impairment, the theoretical and methodological foundations of the study are determined.

Results. The specifics of implementation and the basic principles of anthropocentric, systemic, competency-based, integrative and differentiated approaches are disclosed. Target guidelines for the auditory-speech development of children with hearing impairment of early, preschool and school age are developed and characterized.

Discussion and conclusions. The strategic directions of modernization of the system of correctional work on the development of auditory perception and oral speech of children with hearing impairment are determined.

Key words: hearing impairment, auditory perception; oral speech, correctional work.

For citation: Feklistova, S.N. (2020) Konceptual'nye podhody k modernizacii nauchno-metodicheskoj sistemy korrekcionnoj raboty po razvitiyu sluhovogo vospriyatiya i ustnoj rechi detej s narusheniem sluha [Conceptual approaches to the modernization of the scientific and methodological system of correctional work on the development of auditory perception and oral speech of children with hearing impairment]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. P. 69-85. (In Russian).

Введение

Совершенствование системы слухоречевого развития детей с нарушением слуха как ключевого условия их успешной образовательной и социальной интеграции является одной из приоритетных задач сурдопедагогики [6; 8; 9; 12-14; 21]. На современном этапе в Республике Беларусь сложились существенные предпосылки для изменения потенциала слухоречевого развития детей с нарушением слуха: социально-экономические, медико-технические, психолого-педагогические и социокультурные [13; 18]. Внедрение средств высокотехнологичной медицинской и технической реабилитации создает условия для устранения или снижения степени выраженности первичного нарушения и, как следствие, определенного изменения качественного состава детей с нарушением слуха. Развивается система ранней комплексной помощи, создающая возможность выхода части детей со слуховой депривации на естественный путь слухоречевого развития, обеспечивающая предупреждение возникновения или снижение степени выраженности нарушений второго и третьего порядков и, как следствие, принципиально новый фундамент дальнейшего образования детей этой категории. Все это обусловливает необходимость переосмысления и модернизации существующей системы коррекционной работы с детьми с нарушением слуха с учетом современных условий.

Материалы и методы

Основная концептуальная идея нашего исследования заключается в разработке новых методологических, методических и технологических подходов в коррекционной работе по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха на уровне дошкольного, I и II ступенях общего среднего образования с учетом современных условий.

Обзор литературы

Ключевыми концептуальными основаниями разработки научно-методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха являются:

- положения культурно-исторической теории развития детей с особенностями психофизического развития Л. С. Выготского [1];

- результаты анализа современного состояния системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха;

- обоснование и характеристика современных предпосылок совершенствования системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха [18];

- научные представления о широком диапазоне слухоречевого развития детей с нарушением слуха и факторах, определяющих различия на современном этапе [4; 6; 7; 9; 14; 21];

- данные современных научных исследований о необходимости разработки новых оснований реализации дифференцированного подхода в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха с учетом их общих и индивидуальных особых образовательных потребностей на разных уровнях и ступенях образования [2; 5; 6; 11; 14].

Теоретико-методологические основы исследования определены в рамках культурно-исторической теории развития детей с особенностями психофизического развития Л. С. Выготского [1]. В логике развития культурно-исторической теории ведущие идеи разработки современных подходов в коррекционной работе по развитию устной речи детей с нарушением слуха определяются положениями о:

- соотношении биологических и социальных факторов развития;

- сложной структуре дефекта, взаимосвязи первичных и вторичных нарушений развития;

- социальной обусловленности нарушений развития второго порядка;

- единстве закономерностей психического развития в норме и в условиях нарушенной слуховой функции;

- необходимости учета сензитивных периодов в развитии слухового восприятия и устной речи ребенка;

- уровне актуального и зоне ближайшего (потенциального) развития ребенка;

- ведущей роли обучения в развитии ребенка.

Результаты

В исследованиях Н. Н. Малофеева, О. И. Кукушкиной, Е. Л. Гончаровой и др. акцентируется внимание на том, что развитие идей культурно-исторической теории в современной специальной педагогике обусловливает необходимость внесения изменений в терминологию [5; 7]. В аспекте нашего исследования ключевыми понятиями, определяющими развитие компонентов научно-методической системы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха, становятся «функциональные возможности слухового восприятия», «особые образовательные потребности в области слухоречевого развития», «смысловые доминанты коррекционной работы», «дидактический цикл», «адаптация дидактического инструментария», «специальные образовательные условия».

Функциональные возможности слухового восприятия представляют собой уровень совершенствования физиологических и психологических механизмов восприятия и интерпретации звуковой информации, который обеспечивается высокотехнологичными средствами коррекции нарушения слуха, а также результатами коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие смыслового восприятия. В отличие от физического слуха, обеспечивающего восприятие звуковой информации без точного определения значения, функциональный слух представляет процесс приема и осмысления, результирующегося в понимании (или непонимании) речевого сообщения [3; 17].

Особые образовательные потребности, по определению В. И. Лубовского, это «потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических, эмоционально-волевых, включая

мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения» [10]. В Концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 особо подчеркивается необходимость выявления и характеристики дифференцированного перечня особых образовательных потребностей, во-первых, для типологических вариантов развития определенной нозологической группы детей, и, во-вторых, для каждого уровня образования. По мнению исследователей, это обеспечит качественную основу для реализации разноуровневого и дифференцированного подходов в образовании [5]. В формате настоящего исследования определению и характеристике подлежат особые образовательные потребности детей с нарушением слуха в области слухоречевого развития.

Смысловые доминанты коррекционной работы - это ключевые задачи слухоречевого развития ребенка с нарушением слуха на определенном этапе, решение которых обусловливает результативность работы на последующих этапах работы [6]. В рамках нашего исследования необходимо определение иерархии и взаимосвязи таких направлений, как «развите слухового восприятия» и «развитие устной речи» на разных ступенях образования.

Дидактический цикл - функциональная система, упорядоченная совокупность элементов образовательного процесса, обеспечивающая усвоение обучающимися определенного фрагмента содержания учебного материала. При разработке нами интегративной технологии слухо-речевого развития реализация дидактического цикла обеспечивается через использование аудиовизуальных комплексов - совокупность дидактических материалов, включающих тематически объединенные разноуровневые тексты диалогического и монологического характера, дотекстовые и послетекстовые разноуровневые задания, обеспечивающие усвоение их содержания, а также дифференцированные наглядные опоры [19].

Адаптация предусматривает изменение характера обучения без внесения корректив в содержание и сущность учебного задания. Главной характеристикой адаптации является возможность изменения условий, обеспечивающих усвоение содержания, при сохранении оптимального состояния последнего. Применительно к проблеме данного исследования, адаптация дидактического инструментария

предусматривает адекватный отбор и варьирование методов, методических приемов и средств коррекционной работы в соответствии с актуальным уровнем и потенциалом развития ребенка. Так, при предъявлении одного и того же учебного материала разным детям могут варьироваться: акустические условия восприятия; способ восприятия; этап формирования слуховых представлений; объем материала; степень сложности используемых лексико-грамматических средств; характер внешних опор и др.

Адаптация дидактических средств коррекционной работы должна обеспечивать доступность учебного материала и динамику слухоречевого развития ребенка. В связи с этим предъявляемое ребенку содержание и используемые методы, приемы и средства должны обеспечивать трудности развивающего характера. Это обусловливает высокие требования к уровню профессиональной компетентности педагога, осуществляющего процесс коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи ребенка с нарушением слуха на определенном уровне образования.

Специальные образовательные условия обеспечиваются через адекватную особым образовательным потребностям ребенка организацию средовых образовательных ресурсов (предметных, пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических), моделирование их пересечения и взаимодействия.

Методологической основой нашего исследования являются антропоцентрический, системный, компетентностный, интегративный, дифференцированный подходы.

В соответствии с положениями антропоцентрического подхода изучение любых объектов и явлений осуществляется с учетом их значения для развития личности человека и обеспечения его жизнедеятельности. В специальной педагогике реализация этого подхода базируется на признании единства закономерностей развития детей в условиях нормотипич-ного развития и дизонтогенеза; необходимости учета зон актуального и ближайшего развития детей с особенностями психофизического развития; включения всех детей в единое образовательное пространство и создание для этого специальных условий [1; 2; 5; 7; 11]. Актуальность реализации антропоцентрического подхода в коррекционной работе с детьми со слуховой депривацией обусловлена возросшим запросом за-

конных представителей к уровню слухоречевого развития детей как важнейшего условия обеспечения качества их образования, а также особыми образовательными потребностями самих обучающихся. Это означает, что основной целью коррекционной работы должно стать формирование компетенций, связанных с функциональным использованием языковых средств, овладением речью в ее коммуникативной функции.

В нашем исследовании конкретизация идей антропоцентрического подхода осуществляется через реализацию ряда принципов: онтогенетического; социопрагматической обусловленности коррекционной работы; динамического наблюдения. Онтогенетический принцип предусматривает опору на знание закономерностей слухоречевого развития в норме и их учет в процессе проектирования коррекционной работы. Актуализация этого принципа на современном этапе связана с возросшим потенциалом выхода детей с нарушением слуха на естественный путь развития речи [5-9; 14; 21] и потребностью в создании для этого специальных образовательных условий. Принцип социопрагматической обусловленности коррекционной работы основан на современных целевых ориентирах образования детей с нарушением слуха - максимально возможной социализации и интеграции в общество. Главной целью коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха должно стать формирование слухоречевого опыта и создание условий для его последующего развития в процессе повседневной жизнедеятельности [4; 6; 8; 13; 20]. Потребность в опоре на принцип динамического наблюдения обусловлена неравномерностью слухоречевого развития детей с нарушением слуха и, как следствие, необходимостью регулярной оценки их достижений. Как подчеркивает О. И. Кукушкина, необходимым является не только выявление динамики, но и оценка качества происходящих изменений и определение тех факторов, которые эти изменения обусловливают [7].

Системный подход предполагает определение целостного комплекса взаимосвязанных элементов, обоснование их иерархии. В контексте нашего исследования реализация системного подхода обеспечивается через выделение логической совокупности элементов коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи и их характеристике в трех плоскостях с учетом: 1) структурных компонентов речевой деятельности (восприятие - понимание - воспроизведение);

2) уровней развития языка (лексика - грамматика); 3) форм речи (диалогическая - монологическая) [3; 8; 12; 17]1. В логике системного подхода определяется приоритетность направлений коррекционной работы на разных уровнях и ступенях образования. Важным является также определение места и функций научно-методической системы коррекционной работы в целостном образовательном процессе (в условиях специального и инклюзивного образования).

К основным принципам, конкретизирующим идеи системного подхода в нашем исследовании, мы относим принципы континуума коррекционной работы и дидактического цикла. Первый принцип определяет процесс коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха как совокупность структурированных, взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Реализация этого принципа означает учет закономерностей и специфики процессов развития слухового восприятия и устной речи детей в условиях слуховой деприва-ции, изучение и учет их взаимосвязи, возможных причин «рассогласования». Реализация принципа дидактического цикла, как отмечено выше, осуществляется через разработку аудиовизуальных комплексов и технологии их использования в процессе коррекционной работы.

Особая роль на современном этапе принадлежит компетентност-ному подходу, одной из ведущих целей которого выступает формирование компетентностного опыта [20]. Реализация данного методологического подхода в процессе коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха требует смещения акцентов с сепаративного развития слуховых и речевых умений на формирование комплексной опытной компоненты: готовности и способности реализовывать слухоречевые умения в реальной речевой практике с учетом определенных ситуативных задач, в том числе в изменяющихся условиях. Целесообразным, на наш взгляд, является переосмысление методических требований к организации коррекционной работы с учетом современных условий слухоречевого развития неслыша-щих и слабослышащих детей, обеспечение возможностей для реализации усвоенных компетенций в процессе жизнедеятельности. В контексте

1 Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2002. 224 с.

исследуемой проблемы реализация компетентностного подхода опирается на принципы текстоцентричности и обучения в опыте. Потребность в опоре на принцип текстоцентричности связана с особой ролью текстовой компетентности в системе ключевых образовательных компетенций современности [16; 17]. Одним из целевых ориентиров коррекционной работы становится поэтапное формирование у обучающихся с нарушением слуха умений и опыта работы с текстами, выступающими основным средством обучения и коррекционной работы на уровне общего среднего образования. Принцип обучения в опыте означает обеспечение приоритета смысловой стороны над технической в процессе слухоречевого развития детей с нарушением слуха. В содержательном аспекте реализация этого принципа предусматривает использование личностно-значимого учебного материала. Трансформация технологического аспекта работы по развитию слухового восприятия с учетом принципа обучения в опыте означает переход от использования речевого материала, строго соответствующего динамическому и частотному диапазонам слуха ребенка, к «избыточному» речевому материалу, формированию умений воспринимать речевой материал разной степени сложности в разных акустических условиях, восстанавливать неполно воспринятую информацию с опорой на речевую ситуацию и контекст. Ориентир в работе по развитию речи следует сделать на усилении «смыслового компонента», акцентировании приемов варьирования лексико-грамматических средств, обеспечении условий для реализации и развития усвоенных умений в собственной речевой практике.

Реализация интегративного подхода в образовательном процессе означает обеспечение межпредметных и внутрипредметных связей. Целесообразность разработки и реализации интегративного подхода в рамках нашего исследования обусловлена теснейшим взаимодействием процессов развития слухового восприятия и речи детей с нарушением слуха [8; 12; 15; 21]. Конкретизация осуществляется через принципы содержательно-процессуальной интеграции и смысловых доминант в коррекционной работе. Принцип содержательно-процессуальной интеграции опирается на результаты клинико-физиологических и психолого-педагогических исследований в области слухоречевого развития детей с нарушением слуха и означает учет данных физиологии о процессах

и сроках созревания слухового пути и возможностях эффективного развития слуха человека; взаимодействия анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи; сензитивных периодов развития слуха и речи [6; 8; 12; 14; 21]. Содержательная и процессуальная интеграция в контексте нашего исследования предусматривает также единство решения задач развития слухового восприятия и речи в процессе коррекцион-ной работы, обеспечение преемственности коррекционных занятий и занятий / уроков по образовательным областям / учебным предметам. Принцип определения «смысловых доминант» реализуется через четкое определение задач, содержания, методов и средств коррекционной работы в диаде «развитие слухового восприятия - развитие устной речи».

Реализация дифференцированного подхода в образовании детей с особенностями психофизического развития может осуществляться с учетом разных критериев:

- особых образовательных потребностей детей с особенностями психофизического развития;

- типологических особенностей развития разных категорий обучающихся (с нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями речи, интеллектуальной недостаточностью и т.д.);

- внутригрупповой специфики развития обучающихся одной категории (слабослышащие - неслышащие; дети с нарушением слуха, компенсированным слуховым аппаратом - дети с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом).

Определенную специфику в основания и технологию реализации дифференцированного подхода вносит переход в специальной педагогике от «медицинской» к «социальной» модели реабилитации. При определении стратегии работы акцент делается не на ограничениях и особенностях (хотя их знание и учет, безусловно, важны), а на выявлении актуального состояния и развитии функциональных слухоречевых возможностей каждого ребенка. Ключевым становится понятие «особые образовательные потребности детей с нарушением слуха в области слухоречевого развития». Однако такой переход не может быть реализован «механически». Необходимы научное обоснование и разработка:

1) современного диагностического инструментария, основанного на принципах функционального подхода;

2) разноуровневых задач, содержания, средств и методов развития слухового восприятия и речи детей с нарушением слуха;

3) разноуровневого учебно-методического обеспечения коррекци-онно-развивающей работы.

Обсуждение и выводы

Реализация дифференцированного подхода в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха на современном этапе должна быть основана на принципах учета особых образовательных потребностей детей и адаптационно-развивающего характера дифференциации.

Результаты современных исследований, с одной стороны, свидетельствуют о сохранении диапазона различий в слухоречевом и общем развитии, а, с другой стороны, фиксируют изменение функционального статуса части детей с нарушением слуха. Это обусловливает необходимость разработки новых целевых ориентиров коррекционной работы с детьми с нарушением слуха. С учетом нормативного онтогенеза слухоре-чевого развития, а также результатов отечественных и зарубежных исследований проблем развития слухового восприятия и речи детей с нарушением слуха нами определены целевые ориентиры слухоречевого развития детей с нарушением слуха на разных этапах коррекционно-раз-вивающей работы.

Целевыми ориентирами слухоречевого развития детей с нарушением слуха раннего возраста выступают:

- развитие общения ребенка с близкими взрослыми (ситуативно-личностного, ситуативно делового);

- формирование мотивации к использованию устной речи как средства общения;

- положительная динамика в развитии слуховых представлений ребенка с опорой на рекомендованное средство слухопротезирование;

- развитие слухового восприятия как базы овладения речью (запуск процесса естественного развития речи на основе восприятия образов на слух);

- положительная динамика в развитии понимания обращенной словесной речи;

- положительная динамика в овладении лексико-грамматическими средствами;

- максимально возможная нормализация слухоречевого развития с учетом возрастных показателей.

Целевыми ориентирами слухоречевого развития детей с нарушением слуха на уровне дошкольного образования являются:

- наличие мотивации к использованию устной речи как основного средства общения;

- развитие внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форм общения;

- положительная динамика в развитии слуховых представлений (формирование максимально точных и дифференцированных слуховых образов разных по степени сложности и акустической близости речевых единиц);

- развитие фактуального и смыслового уровней понимания словесной речи;

- развитие лексической стороны речи на уровне смысловых полей слов, овладение разными степенями обобщения слова;

- положительная динамика в овладении грамматическими средствами;

- развитие умений диалогического общения на личностно значимые для ребенка темы;

- развитие первичных умений связной монологической речи;

- максимально возможная нормализация слухоречевого развития с учетом возрастных показателей.

Целевые ориентиры слухоречевого развития детей с нарушением слуха на I ступени общего среднего образования:

- развитие мотивации к использованию словесной речи как основного средства общения и познания;

- положительная динамика в развитии слухового восприятия связных высказываний;

- развитие прогностических умений, связанных с восстановлением неточно или неполно воспринятой звуковой информации с опорой на ситуацию общения или контекст;

- положительная динамика в овладении пониманием речи;

- расширение, уточнение и коррекция лексико-грамматических средств;

- развитие лексико-семантической вариативности высказываний;

- развитие текстовых умений как основы овладения текстовой компетентностью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- максимально возможная нормализация слухоречевого развития с учетом возрастных показателей.

Целевые ориентиры слухоречевого развития детей с нарушением слуха на II ступени общего среднего образования:

- развитие коммуникативных умений как средства решения жизненных задач и достижения целей в разных социальных ситуациях;

- развитие умений слухового восприятия в разных акустических условиях;

- положительная динамика в развитии прогностических умений, связанных с восстановлением неточно или неполно воспринятой звуковой информации с опорой на ситуацию общения или контекст;

- положительная динамика в развитии лексико-грамматических средств;

- владение способами семантизации лексики;

- развитие лексико-семантической вариативности на уровне текста;

- формирование основ текстовой компетентности.

Реализация разработанных концептуальных оснований совершенствования научно-методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха обусловливает необходимость:

- разработки современного инструментария педагогической диагностики слухоречевого развития детей с нарушением слуха;

- экспериментального изучения особенностей слухоречевого развития детей с нарушением слуха разных возрастных групп и выявление их особых образовательных потребностей в этой области;

- переосмысления содержания коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха на разных уровнях и ступенях образования;

- разработки новых методических и технологических подходов в коррекционной работе по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха;

- внесения соответствующих изменений в содержание подготовки специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу с детьми с нарушением слуха на разных уровнях образования.

Разработанные концептуальные подходы определяют стратегические направления модернизации системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха. Реализация концептуальных подходов обеспечит совершенствование модели коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха, потенциал которой будет направлен на создание условий для эффективной социальной и образовательной интеграции этой категории детей.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.

2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики Российской академии образования. 2002. № 5. URL: https://aNdef.ru/ru/artides/almanah-5/rebenok-s-osobym i-obrazovatelnymi-potrebnostjam i

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. 428 с.

4. Кобрина Л.М. Особенности диагностической и коррекционной работы с неслы-шащими детьми в условиях интеграции // Российская оториноларингология. 2006. № 2 (21). С. 100-103.

5. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общ. ред. Н.Н. Малофеева. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. 120 с.

6. Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации: моногр. СПб.: КАРО, 2019. 873 с.

7. Кукушкина О.И. Развитие культурно-исторической традиции в специальной психологии и коррекционной педагогике [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики Российской академии образования. 2016. № 39. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historical-tradi-tions-in-correctional-pedagogics.

8. Лёве А. Развитие слуха неслышащих детей: История. Методы. Возможности / пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2003. 224 с.

9. Леонгард Э.И. Ранняя слухоречевая реабилитация детей с нарушением слуха - основа их полноценного включения в общество слышащих // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. М.: Полиграф-сервис, 1999. С. 74-77.

10. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. № 5. URL: http://psy-edu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_5_Lubovskiy.pdf.

11. Малофеев Н.Н. Научные достижения отечественной дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и реабилитационной помощи детям с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 2. С. 3-11.

12. Назарова Л.П. Дидактическая система развития слухового восприятия учащихся в целостном образовательном процессе школы слабослышащих: моногр. СПб.: Лен. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина, 2001. 132 с.

13. Обухова Т.И. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2016. 324 с.

14. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации: реализация новых возможностей ребенка: моногр. / Е.Л. Гончарова [и др.]. М.: Полиграф сервис, 2014. 192 с.

15. Pay Ф.Ф., Нейман Л.В., Бельтюков В.И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. М.: АПН РСФСР, 1961. 188 с.

16. Салосина И.В. Текстовая компетентность: от восприятия к интерпретации // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер. Психология. 2007. Вып. 10. С. 55-59.

17. Смысловое восприятие речевого сообщения: коллективная монография / отв. ред. Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьев. М.: Наука, 1976. 263 с.

18. Феклистова С.Н. Современный этап развития системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха: SWOT-анализ // Спецыяльная адукацыя. 2018. №10. С. 21-26.

19. Феклистова С.Н. Интегративная технология слухоречевого развития детей с нарушением слуха // Педагогическая наука и образование. 2019. № 3. С. 78-86.

20. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: сб. науч. тр. Тула, 2008. Вып. 1. С. 117-137.

21. Guberina P. Verbotonal method. Zagreb, 2013. 503 p.

References

1. Vygotskij, L.S. (2003) Osnovy defektologii [Defectology basics]. St. Petersburg: Lan. (In Russian).

2. Goncharova, E.L., Kukushkina, O.I. (2002) Rebenok s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami [A child with special educational needs] [Online]. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki Rossijskoj akademii obrazovaniya - Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy of the Russian Academy of Education. Vol. 5. Available from: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-po-trebnostjami(In Russian).

3. Zimnyaya, I.A. (2001) Lingvopsihologiya rechevoj deyatel'nosti [Linguopsychology of speech activity]. Moscow: MSSI; Voronezh: MODEK. (In Russian).

4. Kobrina, L.M. (2006) Osobennosti diagnosticheskoj i korrekcionnoj raboty s nesly-shashchimi det'mi v usloviyah integracii [Features of diagnostic and correctional work with deaf children in conditions of integration]. Rossijskaya otorinolaringologiya - Russian oto-rhinolaryngology. No 2(21). (In Russian).

5. Malofeev, N.N. (2019) (Ed.) Koncepciya razvitiya obrazovaniya obuchayushchihsya s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya do 2030 g. [The concept of developing education for students with disabilities and disabilities until 2030]. Moscow: FSBSE "IKP RAO". (In Russian).

6. Koroleva, I.V. (2019) Reabilitaciya gluhih detej i vzroslyh posle kohlearnoj i stvolo-mozgovoj implantacii [Rehabilitation of deaf children and adults after cochlear and brainstem implantation]. St. Petersburg: KARO. (In Russian).

7. Kukushkina, O.I. (2016) Razvitie kul'turno-istoricheskoj tradicii v special'noj psi-hologii i korrekcionnoj pedagogike [The development of cultural and historical traditions in special psychology and correctional pedagogy] [Online]. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki Rossijskoj akademii obrazovaniya - Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy of the Russian Academy of Education. Vol. 39. (In Russian). Available from: https://all-def.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historical-traditions-in-correctional-pedagogics.

8. Lyove, A. (2003) Razvitie sluha neslyshashchih detej: Istoriya. Metody. Vozmozhnosti [Hearing Development of Deaf Children: History. Methods Capabilities]. Moscow: Akademiya. (In Russian).

9. Leongard, E.I. (1999) Rannyaya sluhorechevaya reabilitaciya detej s narusheniem sluha - osnova ih polnocennogo vklyucheniya v obshchestvo slyshashchih [Early auditory rehabilitation of hearing impaired children is the basis for their full inclusion in the hearing society]. In: Problemy mladenchestva: nejro-psihologo-pedagogicheskaya ocenka razvitiya i rannyaya korrekciya otklonenij - Infancy problems: neuro-psychological and pedagogical developmental assessment and early correction of deviations. Moscow: Poligraf-Servis. (In Russian).

10. Lubovskij, V.I. (2015) Osobye obrazovatel'nye potrebnosti [Special educational needs] [Online]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru - Psychological Science and Education psyedu.ru. No 5. (In Russian). Available from: http://psyedu.ru/files/arti-cles/psyedu_ru_ 2013_5_Lubovskiy.pdf.

11. Malofeev, N.N. (2014) Nauchnye dostizheniya otechestvennoj defektologii kak ba-zis sovremennoj profilakticheskoj, korrekcionnoj i reabilitacionnoj pomoshchi detyam s narusheniyami razvitiya [Scientific achievements of domestic defectology as a basis for modern preventive, correctional and rehabilitation assistance to children with developmental disorders]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya - Education and training for children with developmental disabilities. No 2. (In Russian).

12. Nazarova, L.P. (2001) Didakticheskaya sistema razvitiya sluhovogo vospriyatiya uchashchihsya v celostnom obrazovatel'nom processe shkoly slaboslyshashchih [Didactic system for the development of auditory perception of students in the holistic educational process of the school of the hearing-impaired]. St. Petersburg: Len. gos. obl. un-t im. A.S. Pushkina. (In Russian).

13. Obuhova, T.I. (2016) Vospitanie iobuchenie detejrannego idoshkol'nogo vozrasta s narusheniem sluha [Parenting and education of children with hearing impaired in early and preschool age]. Minsk: Adukacia I vyhovanje. (In Russian).

14. Goncharova, E.D. et al. (2014) Psihologo-pedagogicheskaya pomoshch' posle kohlearnoj implantacii: realizaciya novyh vozmozhnostej rebenka [Psychological and pedagogical assistance after cochlear implantation: the implementation of new opportunities for the child]. Moscow: Poligraf-Servis. (In Russian).

15. Pay, F.F., Nejman, L.V., Bel'tyukov, V.I. (1961) Ispol'zovanie i razvitie sluhovogo vospriyatiya u gluhonemyh i tugouhih uchashchihsya [The use and development of auditory perception in deaf and hearing-impaired students]. Moscow: APS RSFSR. (In Russian).

16. Salosina, I.V. (2007) Tekstovaya kompetentnost': ot vospriyatiya k interpretacii [Textual competency: from perception to interpretation]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya Psihologiya - Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. Psychology Series. No 10. P. 55-59. (In Russian).

17. Dridze, T.M., Leont'ev, A.A. (1976) Smyslovoe vospriyatie rechevogo soob-shcheniya [The semantic perception of a speech message]. Moscow: Nauka. (In Russian).

18. Feklistova, S.N. (2018) Sovremennyj etap razvitiya sistemy korrekcionnoj raboty po razvitiyu sluhovogo vospriyatiya i ustnoj rechi detej s narusheniem sluha: SWOT-analiz [The current stage of development of the system of correctional work on the development of auditory perception and oral speech of children with hearing impairment: SWOT analysis]. Specyyal'naya adukacyya - Special education. No 10. (In Russian). P. 21-26.

19. Feklistova, S.N. (2019) Integrativnaya tekhnologiya sluhorechevogo razvitiya detej s narusheniem sluha [Integrative technology of auditory-speech development of children with hearing impairment]. Pedagogicheskaya nauka i obrazovani. - Pedagogical science and education. No 3. P. 78-86. (In Russian).

20. Hutorskoj, A.V., Hutorskaya, L.N. (2008) Kompetentnost' kak didakticheskoe po-nyatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruirovaniya [Competence as a didactic concept: content, structure and design models]. Proektirovanie i organizaciya samostoyatel'nojraboty studentov v kontekste kompetentnostnogo podhoda [Design and organization of students' independent work in the context of the competency-based approach]. Iss. 1. P. 117-137. (In Russian).

21. Guberina, P. (2013) Verbotonal method. Zagreb.

© С.Н. Феклистова, 2020

© Svetlana N. Feklistova, 2020

Информация об авторе Феклистова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Республика Беларусь, ORCID ID: 0000-0002-0195-897X, e-mail: feklsv@mail.ru

Information about the author Svetlana N. Feklistova, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Belorussian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk, Republic of Belarus, ORCID ID: 0000-0002-0195-897X, e-mail: feklsv@mail.ru

Поступила в редакцию: 13.05.2020 Received: 13 May 2020

Принята к публикации: 25.05.2020 Accepted: 25 May 2020

Опубликована: 29.06.2020 Published: 29 June 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.