УДК 376.35
Д.А. Железная
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, КОМПЕНСИРОВАННЫМ КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ, ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
УО «Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Дети с кохлеарными имплантами - относительно новая группа детей с нарушением слуха, которая появилась благодаря прогрессу в области слухопротезирования. Как средство слухопротезирования, кохлеарный имплант возвращает человеку до 80% слуховой чувствительности. Однако для того, чтобы ребенок с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, смог овладеть речью, необходима длительная работа.
Формирование устной речи после включения кохлеарного импланта осуществляется на основе развивающегося слухового восприятия и обогащения представлений об окружающем мире. Основной задачей коррекционной работы на начальном этапе выступает формирование умения ребенка воспринимать и понимать значение звуков окружающей среды (как неречевых, так и речевых), обеспечивая, таким образом, естественное развитие речи и языка.
Уровень слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами может быть различным (это зависит от возраста, в котором выполнена операция, социального и слухового опыта, наличия специальной работы по развитию слуха и речи, которую могут проводит специалисты или родители). Учитывая особую роль зрительного восприятия в познании окружающего мира детьми с нарушением слуха, преобладание наглядных форм мышления, можно считать использование наглядности важным фактором, влияющим на понимание содержания речевого материала детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом. В процессе развития речи детей с кохлеарными имплантами иллюстративные изображения могут быть использованы для представлений о тех предметах и явлениях, которые невозможно увидеть и свойства которых воспринять непосредственно в данное время (животные, растения, явления природы). При этом следует помнить, что процесс организованного взрослым восприятия наглядно-демонстрационного материала всегда связан с обогащением словаря, уточнением значений слов и фраз.
Целью нашего исследования выступает разработка аудиовизуальных средств для развития устной монологической речи детей с кохлеарными имплантами дошкольного возраста и методических рекомендаций по их использованию.
Нами осуществлена разработка «Мини-тренажера», включающего работу по тематическим разделам: «Природа», «Транспорт», «Семья», «Предметы быта», «Игрушки».
В качестве платформы для разработки выбрана операционная система Andriod. Можно выделить следующие основные преимущества данной операционной системы перед другими:
- эта операционная система бесплатная;
- под управлением Android работают более 80% мобильных устройств;
- данная операционная система достаточно стабильна для прикладного программного обеспечения.
Мобильное приложение системы Andriod позволяет использовать его практически на любом современном мобильном телефоне. Он оформлен в виде развивающей игры с последовательным предъявлением заданий с увеличением уровня сложности.
Целью использования данного тренажёра в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, является повышение уровня понимания воспринятого текста, развитие связной монологической речи.
Реализация комплекса упражнений в виде программного продукта имеет следующие преимущества:
- использование развивающих заданий в доступной и современной форме, не ограничиваясь помещением учреждения образования;
- масштабируемость и тиражируемость ( при увеличении количества пользователей нет необходимости в каких-то специальных действиях, например изготовления карточек, записи звуков);
- простота внесения изменений, улучшений;
- повышение интереса детей к выполнению развивающих заданий;
- целостное восприятие и понимание воспринятого текста (благодаря наличию наглядности), снижение словарных трудностей;
- удобство использования и обслуживания (для использования приложения необходимо лишь наличие мобильного устройства, которые весьма распространены в настоящее время из-за универсальности применений).
Использование тренажёра как средства развития монологической речи детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, будет способствовать повышению эффективности коррекционно -развивающей работы с детьми с кохлеарным имплантом, что создаст условия для их максимально продуктивной послеоперационной реабилитации.
References:
1. Koroleva, I.V. Obuchenie roditelej kak vazhnyj component korrekcionnoj raboty s det'mi rannego vozrasta posle kohlearnoj implantacii / I.V. Koroleva, E.S. Semenova // XVI mezhdunar. konf. «Rebenok v sovremennom mire. Obrazovatel'naya integraciya detej s osobymi potrebnostyami: sociokul'turnye strategii i perspektivy». - Pb. : Izd-vo politekhnich. universiteta, 2009. - S.320-322.
2. Feklistova, S.N. Korrekcionno-pedagogicheskaya rabota s det'mi s narusheniem sluha, kompensirovannym kohlearnym implantom, rannego vozrasta / S.N. Feklistova // Specyyal'naya adukacyya. - 2013. - № 2. - S. 26 - 32.
D. A. Zheleznaya
THE DEVELOPMENT OF MONOLOGUE SPEECH OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT, OFFSET BY A COCHLEAR IMPLANT, PRE-SCHOOL AGE WITH THE
USE OF AUDIOVISUAL MEDIA
Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank
Summary
In the article the role of audiovisual media in the process of development of monologic speech of children with cochlear implants. The application, developed by the author in the Andriod system, will enable children with hearing loss, cochlear implant compensated, and their parents to carry out the execution of correctional and developmental tasks in a more relaxed atmosphere at any time.