УДК 376.356
О.Н. Розанова
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОСТАВА И СОСТАВ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ВОСПИТАННИКАМИ ОТ 6 ДО 7(8) ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, КОМПЕНСИРОВАННЫМ
КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ
НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь,
Государственное специальное дошкольное учреждение «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха», г. Минск
На современном этапе развития в Республике Беларусь одним из важнейших направлений, изучаемых специальной (коррекционной) педагогикой и психологией, является совершенствование условий и разработка эффективных технологий социализации и инклюзивного образования детей с особенностями психофизического развития. Развитие сурдопедагогики и технический прогресс создают условия для совершенствования специальной коррекционно -педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста со слуховой депривацией. Одним из эффективных способов слухопротезирования и реабилитации детей, имеющих тяжелые нарушения слуха, признана кохлеарная имплантация. О.В. Зонтова характеризует детей с кохлеарными имплантами как «глухих детей с возникшим слухом, на базе которого возможно развитие устной речи» [1]. О.И. Кукушкина акцентирует внимание на том, что в процессе коррекционной работы статус ребенка с кохлеарным имплантом меняется «от неслышащего без речи к слышащему ребенку с речевым развитием, соответствующим нормативным показателям» [3].
Кохлеарная имплантация открывает большие возможности для результативной коррекционной работы с детьми, имеющими глубокое нарушение слуха. Как способ слухопротезирования, кохлеарная имплантация возвращает человеку физическую возможность воспринимать окружающие неречевые и речевые звуки. В то же время для того, чтобы ребенок научился их адекватно воспринимать, различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний и таким образом, овладел речью, требуется достаточно длительный срок (по данным И.В. Королевой, средний срок реабилитации при благоприятных условиях составляет 5 - 7 лет) [3; 6]. При этом эффективность коррекционной работы определяется рядом факторов, ведущими из которых являются возраст ребенка, в котором проведена операция; профессиональная компетентность учителя-дефектолога; степень включенности родителей в процесс послеоперационной слухоречевой реабилитации.
В настоящее время в Республике Беларусь успешно проводятся операции кохлеарной имплантации. Однако анализ состояния оказываемой в Республике
Беларусь реабилитационной помощи имплантированным детям в учреждениях образования и здравоохранения, а также изучение специальной литературы по проблеме исследования позволяют сформулировать ряд противоречий между:
- значительным увеличением в последние годы числа имплантированных детей и отсутствием научно обоснованного подхода оказания им специальной (коррекционной) помощи в медицинских учреждениях, участвующих в программе кохлеарной имплантации, а также в различных образовательных учреждениях;
- имеющимся достаточным опытом педагогической работы по развитию слухового восприятия и формированию речи у детей, протезированных слуховыми аппаратами в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений и недостаточно полной разработанностью научно-методической базы слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации;
Необходимость преодоления имеющихся противоречий определяют актуальность теоретического обоснования содержания и научно -методического обеспечения коррекционной работы на уровне дошкольного образования воспитанников с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.
В соответствии с Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования», Положением о б учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09 ноября 2004 № 66) детям с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом в зависимости от уровня речевого развития, могут быть рекомендованы учреждения, как общего, так и специального образования, а также группы интегрированного обучения и воспитания. Существующие нормативные документы позволяют решать индивидуальные вопросы определения образовательной программы специального образования для каждого конкретного ребенка, оказания ему коррекционно-педагогической помощи, определения среды его обучения.
Анализ методических подходов к вопросам слухоречевой реабилитации [5, с. 7 - 9] позволил выделить ряд основных особенностей, характерных для развития детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом:
1. После включения и настройки процессора кохлеарного импланта пороги слуха ребенка составляют 25-40 дБ, что соответствует первой степени тугоухости (по классификации Всемирной организации здравоохранения). При этом уровень понимания обращенной речи и собственной речи ребенка соответствует уровню речевого развития глухого ребенка.
2. Отмечаются особенности долговременной памяти. Так, ребенок быстро усваивает новое слово, повторяет его за педагогом, однако показать соответствующую картинку или игрушку не может, не использует это слово в собственной речи. Это обусловлено проявлением непропорционально быстрого
развития у детей после кохлеарной имплантации слухового анализа звуков и речи, как звуковых сигналов, и более медленного формирования процессов анализа речи как лингвистических сигналов, а также особенностями формирования связи между звуковым образом слова и его значением, что является результатом нарушения развития слуховых центров мозга коры головного мозга.
3. Характерны проблемы непроизвольного и произвольного внимания, а также быстрая утомляемость при слуховой нагрузке.
4. Отмечаются нарушения скорости обработки речи (речь слышится с задержкой в 45 секунд и более). При этом кохлеарный имплант искажает звуки и речь, поступающие в слуховую систему.
5. Кохлеарная имплантация в большинстве случаев выполняется моноурально (на одно ухо), что приводит к возникновению сложностей у ребенка при локализации звуков в пространстве.
Таким образом, данные особенности являются определяющими для содержания, организации и планирования коррекционно -развивающей работы с детьми после кохлеарной имплантации.
Основным подходом оказания коррекционно -педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации является слухоречевой подход, предполагающий развитие слухового восприятия как основы овладения устной речью. Исходя из данного положения нами были выделен и теоретически обоснован состав коррекционных занятий с воспитанниками в возрасте от 6 до 7(8) лет с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.
Программа коррекционных занятий включает два раздела:
1) развитие слухового восприятия;
2) обучение произношению.
Развитие слухового восприятия является приоритетным направлением коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, от его эффективности будут зависеть результаты работы по другим направлениям.
Содержание работы по развитию слухового восприятия представлено двумя разделами:
1) развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями, к которым относятся музыкальные инструменты, звуки природы, бытовые шумы, голоса животных, неречевые звуки, издаваемые человеком);
2) развитие слухового восприятия речью (стимулы- звуки, слоги, слова, фразы).
Задачами коррекционных занятий по развитию слухового восприятия с воспитанниками от 6 до 7(8) лет с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, являются:
1. Формирование умения различать на слух голоса животных и птиц,
бытовые шумы, звуки транспорта при выборе из 9-10, сольное и хоровое
пение, музыку различного характера.
2. Развивать умение различать на слух слова разной и близкой частотной характеристики, близкие по ритмической структуре, близкие по звуковому составу.
3. Развивать умение воспринимать и различать на слух фразы, различать фразы из текста на слух.
4. Формировать умение воспринимать на слух диалоги; различать и опознавать реплики из диалога на слух.
Обучение произношению от 6 до 7(8) лет с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом. направлено на формирование устной речи как средства общения.
На коррекцтонных занятиях по обучению произношению решаются следующие задачи:
1. Развитие умения воспроизводить на выдохе до 6 слогов.
2. Формирование умения пользоваться голосом нормальной силы, высоты и тембра, шепотной речью.
3. Развитие умения воспроизводить речевой материал с разной силой, высотой голоса.
4. Развитие умения воспроизводить слова слитно, без призвуков, соблюдая звуковой состав, нормы словесного ударения и орфоэпии.
5. Развивитие умения воспроизводить фразы и диалоги с соблюдением интонации.
При этом основная работа с детьми в возрасте от 6 до 7(8) лет с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, направлена на развитие фонематического восприятия, привлекая слуховое внимание к согласованию слов в предложении, правильному употреблению предлогов, изменение глаголов по временам, изменению существительных по родам и числам, а также развитие связной речи.
Для детей в возрасте от 6 до 7(8) лет с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, характерно то, что ребенок пользуется фразовой речью, дает сведения о себе и об окружающем, при этом в речи у него отмечаются аграмматизмы и недостаточность словарного запаса. Работу над слуховым восприятием необходимо объединять с работой над развитием речи: уточнением звукопроизношения (развитие фонематического восприятия), грамматического строя речи, расширение словарного запаса (развитие слуховой памяти), развитии связной речи.
Формирование устной речи детей с кохлеарным имплантом -специальная задача, от решения которой во многом зависит интеграция ребенка с нарушением слуха в общество. Устная речь детей, имеющих нарушения слуха, зачастую является малопонятной из-за недостаточности произносительных навыков, интонационной окрашенности, эмоционально -экспрессивной выразительности (Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Рау, А.Д. Салахова, Е.З.Яхнина, Н. Ф.Слезина) [1; 3; 7]. Решению этих задач, а также формированию ритмико-интонационной и звукопроизносительной стороны речи признаны коррекционные занятия по музыкальной стимуляции, проводимые музыкальным руководителем совместно с учителем-дефектологом.
Проведение занятий по музыкальной стимуляции с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, способствует решению таких важных коррекционных задач, как:
- развитие слухового восприятия;
- развитие чувства ритма (речевого и музыкального);
- формирование интонационно-мелодической стороны речи;
- формирование звукослоговой структуры слова;
- вызывание, коррекция и дифференциация звуков;
- выделение словесного и фразового ударения;
- пополнение лексического словаря.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, отражено в направлениях коррекционных занятий учебного плана для детей с нарушением слуха в таблице 1.
Таблица 1. Состав коррекционных занятий для детей в возрасте от 6 - 7(8) лет с нарушением
слуха, компенсированным кохлеарным имплантом
Коррекционные занятия Примерное количество учебных часов в неделю на группу Педагогический работник, осуществляющий реализацию программы коррекционных занятий
1. Развитие слухового восприятия 8 Учитель-дефектолог (сурдопедагог)
2. Обучение произношению 10 Учитель-дефектолог (сурдопедагог)
3. Музыкальная стимуляция 3 Учитель-дефектолог (сурдопедагог) Музыкальный руководитель
Таким образом, кохлеарная имплантация в современном мире ставит перед образованием новые задачи, заставляет искать новые пути решения вопросов воспитания и обучения, ставит новые вопросы о проблемах расширения вариативности образовательных систем, в том числе и в области специального образования. В современных условиях развития инклюзивного образования в Республике Беларусь деятельность в данном направлении является значимой и актуальной.
References:
1. Bogomil'skij, M.R. Kohlearnaya implantaciya / M.R. Bogomil'skij, A.N. Remizov. - M.: Medicina, 1986. - 176 s.
2. Zontova, O.V. Korrekcionno-pedagogicheskaya pomoshch' detyam posle kohlearnoj implantacii: metodicheskie rekomendacii / O.V. Zontova. - SPb.: Rossijskij Gosudarstvennyj Pedagogicheskij Universitet im. A.I. Gercena, 2007. - 52 s.
3. Koroleva, I.V. Razvitie sluha i rechi u gluhih detej rannego i doshkol'nogo vozrasta posle kohlearnoj implantacii / I.V. Koroleva. Uchebnoe posobie. - SPb.: S.-Peterburgskij NII uha, gorla, nosa i rechi, 2008. - 286 s.
4. Nazarova, L.P. Metodika razvitiya sluhovogo vospriyatiya u detej s narusheniyami sluha. - M.: Vlados, 2001. - 343 s.
5. Obuhova, T.I. Metodika formirovaniya rechi detej rannego i doshkol'nogo vozrasta s narusheniem sluha. // Ucheb. metod. posobie. - Mn.: BGPU, 2005. - 48 s.
6. Programma dlya special'nyh doshkol'nyh uchrezhdenij «Vospitanie i obuchenie detej s narusheniem sluha» / T.I. Obuhova. - Mn.: Nacional'nyj institut obrazovaniya, 2006. - 292 s.
7. Feklistova, S.N. Korrekcionno-pedagogicheskaya pomoshch' detyam rannego i doshkol'nogo vozrasta s kohlearnym implantom v Respublike Belarus': sostoyanie, problemy, perspektivy // Specyyal'naya adukacyya. - 2010. - №6. - S.17 - 23.
8. Feklistova, S.N. Metodika korrekcionno-razvivayushchej raboty pri narushenii sluha / S.N. Feklistova, L.V. Mihajlovskaya, T.I. Obuhova. - Mn.: BGPU, 2011. - 216 s.
V.Razanava
THE THEORETICAL SUBSTANTIATION OF STRUCTURE AND COMPOSITION OF CORRECTIONAL CLASSES WITH PUPILS FROM 6 TO 7 (8) YEARS WITH HEARING LOSS, COCHLEAR IMPLANT COMPENSATED
NMU «National Institute of Education» of Ministry of Education of the Republic of Belarus State preschool special "National Center for preschool children with hearing impairment", Minsk
Summary
The article presents the results of a study on the issue of cochlear implantation and the Republic of Belarus provided rehabilitation assistance implanted children. We give a detailed theoretical study content and scientific and methodological provision of correctional work with pupils from 6 to 7 (8) years with hearing loss, cochlear implant compensated. Disclosed specific tasks, content and composition of correctional work with children from 6 to 7 (8) years of age with hearing impairment, offset by a cochlear implant,
Keywords: cochlear implantation, children with hearing impairment, corrective exercises, scientific and methodological support