ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
PROFESSIONAL GROWTH, EDUCATION AND DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL
УДК/ийС 378 ЕйМ ВШСиЕ
Боровцов Валерий Анатольевич
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
Borovtsov Valeriy A.
Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА НА МАТЕРИАЛЕ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
THE EDUCATIONAL ASPECTS OF THE UNIVERSITY 'S ACTIVITIES BASED ON STUDENT'S QUESTIONNAIRE MATERIAL
Аннотация. В статье обосновывается значимость воспитательной работы в процессе подготовки будущих специалистов в современном вузе. Делается акцент на том, что современные тенденции в образовании и глубинные процессы в современном социуме требуют обновления концептуальных подходов к воспитанию будущих выпускников, обеспечения интегративности учебного и воспитательного процессов в вузе. В статье представлен результат количественного и качественного анализа данных анкетирования студентов, использован информационный материал по вопросам воспитательной работы вуза. Анкетирование проводилось на 1-4-х курсах Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева. Полученные результаты позволили сформулировать обобщенные
выводы по направлениям воспитательной работы вуза, обеспечивающим единство образовательного и воспитательного пространства вуза.
Abstract. The article substantiates the importance of educational work in the process of training future specialists in a modern university. The emphasis is placed on the fact that modern trends in education and deep processes in modern society require updating conceptual approaches to the education of future graduates, ensuring the unity of educational and training processes at the university. The article presents the result of a quantitative and qualitative analysis of student survey data based on information material on the educational work of the university. The survey was conducted at 1-4 courses of the T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University. The obtained results allowed to formu-
late generalized conclusions on the directions of educational work of the university, ensuring the unity of the educational and educational space of the university.
Ключевые слова: организация воспитательной работы, количественный и качественный анализ данных анкетирования студентов, единство образовательного и воспитательного пространства вуза.
Keywords: organization of educational work, quantitative and qualitative analysis of student survey data, unity of the educational and training space of the university.
Введение
Актуальность представленного социально-педагогического исследования воспитательных аспектов вуза обусловлена современными тенденциями в образовании и глубинными процессами в современном социуме. Бесспорно, это требует обновления концептуальных подходов к воспитанию будущих выпускников, обеспечения интегративности учебного и воспитательного процессов в образовательном учреждении [1]. Особым обстоятельством, определяющим актуальность и внимание к данной теме, является то, что современное положение воспитательного процесса в системе высшего образования сталкивается с новыми вызовами, связанными с формированием требуемых «гуманитарных кодов» у молодых специалистов [2; 3; 4; 5]. В Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» четко обозначено, что в настоящее время необходимым стало укрепление базовых основ гражданственности нашего общества [6]. Рассматривая образовательное учреждение как открытое образовательное пространство с мощным воспитательным ресурсом, при определении приоритетных направлений деятельности вуза представляется необходимым учитывать значимость региональной составляющей.
Представленный материал статьи описывает результаты одного из этапов исследования по изучению воспитательного потенциала вуза и возможности его реализации. Общая идея статьи связана с анализом опроса и анкетирования студентов по вопросам воспитательной работы вуза. Результаты будут основанием дальнейшей исследовательской работы: разработки педагогического инструментария, способствующего развитию и актуализации воспитательного потенциала вуза. Цель исследования данного этапа -выявить основополагающие направления воспитательной деятельности вуза, определяющие единство обра-
зовательного и воспитательного пространства. Нами учтено, что статья, как правило, имеет определенные ограничительные рамки для представления научных материалов и выводов, не позволяющие дать полный анализ изучаемого материала. Тем не менее на данном этапе работы мы определили задачи исследования в следующей форме:
- выявить и проанализировать особо значимые для студентов в воспитательном процессе факторы, определяющие единство образовательного и воспитательного пространства вуза;
- аргументировать направления деятельности вуза по развитию воспитательного потенциала в формировании будущего специалиста.
Новизна исследования в рамках данной статьи заключается в рассмотрении изложенной проблемы с позиций выявленного противоречия между потребностью образовательных учреждений в развитии воспитательного потенциала вуза и необходимостью системного оценивания мнения студентов для определения направлений воспитательной деятельности в вузе.
Значительные социально-экономические и межкультурные изменения в нашем обществе, бесспорно, требуют разработки новых подходов к воспитанию будущих выпускников для обеспечения интегративности учебного и воспитательного процессов в вузе. В условиях современного реформирования российского образования особая ответственность ложится на молодое поколение как на надежного носителя традиционных ценностей. Особо важными аспектами воспитания в настоящее время становятся гражданско-патриотическая направленность и региональный компонент.
Студенческое самоуправление в последнее время становится ярко выраженным элементом общей системы учебно-воспитательного процесса, позволяющей студентам участвовать в управлении вузом и организовывать в нем свою учебную и внеучебную деятельность. Коллегиальные органы студенческого самоуправления различных уровней и направлений помогают студенту развивать свой внутренний потенциал, накапливать опыт управленческой работы, способствовать формированию и развитию у студентов таких личностных качеств, как организованность, ответственность, дисциплина, самодисциплина, ответственный подход к принимаемым решениям, культивирование навыков управления коллективом. На особую высоту подняты вопросы формирования гражданско-патриотической позиции будущих специалистов.
Для определения приоритетных направлений воспитательной работы мы считаем необходимым учи-
тывать мнение студентов, принимать во внимание пожелания преподавателей в процессе проведения социологических опросов и обработки информации. Полученные результаты позволят, на наш взгляд, максимально сократить противоречия между потребностью образовательных учреждений в развитии воспитательного потенциала вуза, в поиске эффективности тематических направлений воспитательной работы и реализации воспитательного потенциала вуза. Под воспитательным потенциалом нами понимается совокупность возможностей единства образовательного и воспитательного процессов, реализация которых обусловливает формирование не только профессиональных компетенций обучающихся, но и их способность сохранять и укреплять традиционные иерархии российских гражданских ценностей в условиях постоянно меняющейся социальной, межкультурной среды, проблем «сетевого социума» и других контекстов образовательного процесса в вузе [7].
Методология
В настоящем исследовании с помощью количе -ственного и качественного анализа данных опроса и анкетирования студентов (399 респондентов) был изучен информационный материал по вопросам воспитательной работы вуза. Для получения информации об отношении студенчества к актуальной реализации процесса воспитательной работы в вузе, а также с целью исключить выполнение воспитательной работы, основанной на количественных показателях и «мероприятийном» подходе, мы разработали и использовали в своей работе комплекс анкет и опросов, направленных на изучение вопросов организации воспитательной работы студентов вуза.
Анкетирование проводилось на 1-4-х курсах Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева. Содержание разработанных анкет охватывало вопросы, предполагающие выявление мнения обучающихся уровня необходимости воспитательной работы в вузе, определения положительных и отрицательных аспектов этой работы. Опрос проводился в период с 1 по 30 апреля 2022 года и с 1 по 31 марта 2023 года. Этой работе предшествовала научно обоснованная разработка сертифицированных анкет, без учета возраста, уровня предшествующего образования и возможного опыта работы.
Направления опроса и оценки показателей:
- организация и проведение внеучебной работы в вузе в целом;
- учет мнений студентов в организации внеучебной (воспитательной) работы;
- социально-психологическая поддержка студентов в вузе;
- помощь куратора;
- организация воспитательных и внеурочных мероприятий в общежитии;
- педагогическое сопровождение в вопросах студенческого самоуправления;
- системность и информационность проводимых мероприятий;
- организация досуга в студенческих общежитиях;
- предложения по организации воспитательной работы в вузе.
Опрос в нашем эксперименте рассматривался как вербально-коммуникативный метод, заключавшийся в осуществлении личного взаимодействия между интервьюером и респондентами посредством получения от студентов ответов на заранее сформулированные вопросы. Анкетирование проводилось силами студенческого актива без применения формата реального общения. Поэтому для нас крайне важным было правильно и четко сформулировать необходимый перечень вопросов, ответы на которые позволили бы нам сформировать объективное положение по исследуемой проблеме.
Основной целью анкетирования было не просто «снятие информации» из ответов студентов: для нас важно было определить основополагающие направления воспитательной деятельности вуза, определяющие единство образовательного и воспитательного пространства. Анализ полученных материалов обсуждался на научных семинарах, проведенных в Кузбасском государственном университете (апрель 2022 г. и январь 2023 г.) в формате круглого стола «Вуз как воспитательное пространство», по результатам которых были акцентированы направления деятельности управления по воспитательной работе, названы проблемы этой работы вуза, предложены возможные «точки роста» для реализации воспитательной функции вуза.
Результаты
Оценка воспитательной и внеурочной работы вуза была дана студентами по основным направлениям с использованием максимального балла 10. Так называемые «вопросы» анкет на деле были представлены утверждениями, сформулированными в повествовательной форме. Интервьюируемому не просто нужно было соглашаться или не соглашаться, давая ответ простыми «да» или «нет». Отвечая на вопросы, студенты давали оценку по 10-балльной шкале. Такая форма «постановки вопроса» позволила нам получить ответ в более градуированной форме, что позволило полу-
Таблица 1
Общая оценка уровня организации воспитательной и внеурочной работы со студентами в вузе по основным направлениям деятельности (по 10-балльной градации)
Показатель Оценка
Организация и проведение внеучебной работы в вузе в целом
Учет мнений студентов в организации внеучебной (воспитательной) работы
Эффективность (справедливость) поощрения активности студентов во внеучебной деятельности
Социально-психологическая поддержка студентов в вузе
Помощь куратора
Организация воспитательных и внеурочных мероприятий в общежитии
Педагогическое сопровождение в вопросах студенческого самоуправления
Качество информационно-коммуникативной среды во внеурочной деятельности
Организация досуга в студенческих общежитиях
Системность и информационность проводимых мероприятий
Учет специфики молодежной субкультуры и интересов студентов
чить еще и качественный показатель деятельности организации воспитательной и внеурочной работы в вузе, выраженный личным, субъективным отношением через количество выставленных каждым отдельным студентом баллов. Чем выше балл, тем выше оценка интервьюируемого вида деятельности. Ниже приведен пример одной из анкет (табл. 1).
Интересно отметить, что максимальное оценивание одних и тех же вопросов в зависимости от курса существенно отличается. Средний балл оценивания приоритетных направлений воспитательной работы менялся от курса к курсу обучающихся. Так, для студентов первого курса наиболее значимым оказался вопрос, связанный с оценкой помощи куратора. В среднем студенты оценили работу куратора в 8,9 балла. Это говорит о важности и востребованности данного направления работы в вузе, о том, что эта работа проводится на достаточно высоком уровне. А вот последующие вопросы были оценены не столь высоко, что указывает на необходимость корректировки работы по данным направлениям. Пример: вопрос, связанный с оценкой уровня организации и проведения вне-учебной работы в вузе в целом, получил от студентов первого курса среднюю оценку в 6,9 балла. В общем, конечно, это неплохой показатель, поскольку первокурсники на этом этапе еще только социализируются в вузовском пространстве и находятся на этапе поиска интересных для себя направлений внеучебной деятельности. Но тем не менее этот показатель, на наш взгляд, указывает на необходимость проанализировать причины такой оценки студентов.
Еще более низкую оценку (6,7 балла) получили показатели «качество информационно-коммуникативной среды» и «социально-психологическая поддержка сту-
дентов в вузе». Исходя из 10-балльной шкалы оценивания, на наш взгляд, оба этих направления с такими показателями заслуживают более пристального внимания со стороны корпуса ППС, управления образовательным и воспитательным процессами в вузе, соответствующего анализа с целью последующего улучшения работы со студентами.
Что же касается педагогического сопровождения в вопросах студенческого самоуправления, то этот вопрос заслуживает особого внимания. С одной стороны, студенческие организации являются самодостаточными студенческими коллективами, которые самостоятельно формулируют цель своей организации и те задачи, которые являются «дорожной картой» конкретного студенческого объединения. С другой стороны, преподавательское сообщество и административные лица вуза всегда должны учитывать, какие факторы (положительные и отрицательные) оказывают влияние на студенчество. Другими словами, это должно быть не простым контролем происходящих в молодежной среде событий, а помощью в организации, текущей работе и дальнейшем «стратегическом» планировании тех или иных студенческих событий. Делаем вывод: создание «костяка», который «тянет» работу организации по сформулированным правилам, проявляет инициативу, принципиален в отношениях, болеет всей душой за проводимую внеучебную деятельность, остается важной задачей воспитательной деятельности.
«Учет мнений студентов в организации внеучебной работы» (оценка 5,8 балла) показал, что почти у половины студентов не согласуется ожидание и реальность организации внеучебной работы. Возможно, это происходит из-за переходного процесса из учеников в студенты, и можно предположить, что вчерашние выпуск-
ники школ еще не в полной мере влились в студенческую жизнь и не до конца ощутили возможности и особенности проведения студенческого досуга.
Хотя мы не проводили по всем позициям четкое деление ответов студентов по курсам, все же отметим, что студенты выпускного курса дали максимальную отметку в вопросе об уровне организации и проведении внеучебной работы в вузе в целом (7,4 балла). И этому есть объяснение: большинство студентов этого курса уже влились в коллективы студенческих организаций вуза, нашли себе интересное занятие, научились ориентироваться в образовательно-воспитательном пространстве своего учебного заведения и, судя по оценке, большую часть из них все устраивает. Это еще раз доказывает, что, пройдя процесс социализации во внутри-вузовском пространстве, а также интегрировавшись во всевозможные студенческие организации, клубы и объединения, второкурсники ощущают себя частью общей студенческой жизни, в которой их вполне устраивает информационно-коммуникативная среда и в которой учитывается их консолидированное мнение. А далее оставшиеся ответы варьировались от 6,8 до 5,2 балла. Это достаточно сбалансированный разброс в оценке воспитательной работы со студентами, так сказать, «хорошая кучность» по десятибалльной шкале, но общий уровень оценивания находится, на наш взгляд, все же на уровне, требующем улучшения.
Особое удивление вызывает оценка уровня «социально-психологической поддержки студентов в вузе». Работу этого направления второкурсники оценивают в 4,9 балла. На наш взгляд, это достаточно низкий показатель. Однако его можно трактовать как отрицательно, так и положительно: если рассматривать оценку деятельности социально-психологической поддержки студентов со скептической точки зрения, то напрашивается вывод, что работа в этом направлении ведется на низком уровне и не отвечает потребности студенчества в решении возникающих проблем. Но не исключено и другое, противоположное объяснение, поскольку, вероятнее всего, этот вопрос максимальным количеством баллов оценили лишь те студенты, которые воспользовались возможностью прибегнуть к помощи соответствующей службы в вузе для решения своей проблемы. Количество таких студентов невелико. Остальные же, если даже была необходимость, не пользовались услугами такой помощи и не могут объективно оценить работу службы социально-психологической поддержки студентов в вузе.
Важную информацию, а именно низкую оценку (5,6 и 5,4 балла) в процессе анкетирования мы получили по позициям «Организация воспитательных и внеуроч-
ных мероприятий в общежитии» и «Организация досуга в студенческих общежитиях». Такие данные позволяют сделать вывод, что жизни студентов первого курса в студенческих общежитиях, по оценке самих студентов, уделяется минимум внимания, она находится на периферии внеучебной деятельности в вузе.
В процессе анкетирования и анализа ответов студентов мы считали целесообразным учитывать то, где проживают отвечающие на эту анкету студенты: в общежитии или дома с родителями. И результаты оказались отличающимися. Забегая немного вперед, отметим, что те ребята, которые проживают в студенческом общежитии, отвечая на вопросы анкеты, оценивали необходимость и качество перечисленных мероприятий значительно выше по сравнению с теми, кто во время обучения продолжал проживать дома с родителями. Видимо, оказавшись оторванным от своих близких и находясь в ситуации, когда человек попадает в абсолютно новое для себя социальное пространство как в вузе «на учебе», так и «дома» в общежитии, для него приобретают критически важное значение любые мероприятия, позволяющие ему найти свой круг общения, новых друзей и возможность личной социализации в новом для себя социуме. Любая открывающаяся возможность -это попытка найти «замену» тому кругу общения, который остался «дома» в другом городе.
В завершении интерпретаций ответов студентов на вопросы анкеты считаем важным вернуться к одному из наиболее значимых и обсуждаемых студентами пунктов анкетирования - работе куратора со студентами.
Первая позиция - работа кураторов по изучению интересов студентов. Студенты, проживающие дома в семье, оценили необходимость проведения такой работы со стороны куратора в 5,7 балла. Что же касается студентов из Студгородка, то, в очередной раз, они оценили необходимость деятельности куратора этого направления в 8,5 балла. Отметим в данном случае существенную разницу.
Вторая позиция - значимость работы куратора, направленной на организацию деятельности по воспитательным аспектам в формировании у студентов профессиональных ценностей. Студентам предоставлялась возможность выразить свое отношение в необходимости проведения мероприятий этой направленности, также дать оценку качества той деятельности, которую куратор проводил с группой в перечисленных в анкете мероприятиях. Система оценивания осталась прежней: от 0 до 10 баллов, где 10 баллов - это максимальная оценка. Обучающиеся, которые проживают и дома, и в общежитии, отметили необходимость прове-
дения мероприятий такой направленности одинаково, в 8,1 балла, однако пока оценили реальную деятельность куратора в этом направлении всего в 6,4 балла.
И третья позиция - желание совместного (с кураторами) планирования, организации и проведения этических бесед, конкурсов и диспутов, проведения экскурсий на предприятия по профилю обучения, организационной помощи сдачи «долгов» по учебным дисциплинам. Необходимость в проведении мероприятий этой направленности все студенты оценили в 8 баллов.
Заключение
Полученные результаты обработки проведенного нами анкетирования позволили:
- выявить и сформулировать особо значимые для студентов в воспитательном процессе факторы, определяющие единство образовательного и воспитательного пространства вуза;
- определить «точки роста», которые в перспективе могут оказать положительный эффект на качество воспитательного процесса в вузе;
- аргументировать направления деятельности вуза по развитию воспитательного потенциала в формировании будущего специалиста.
Основными направлениями деятельности вуза в воспитательной работе нами определены:
- проектирование и системно организованная реализация качественно новых мероприятий воспитательной направленности на основе поколенческой теории;
- развитие и совершенствование института кураторства в вузе;
- поиск новых форм и подходов к единению образовательной и воспитательной составляющих при подготовке будущих специалистов;
- создание комплексного методического сопровождения подготовки будущих специалистов как участников образовательных отношений в едином пространстве с воспитательными задачами.
Полученные показатели оценки уровня организации воспитательной и внеурочной работы со студентами в вузе по основным направлениям деятельности представляются для нас важным основанием для последующей работы. Перспективностью нашего исследования считаем обоснование и разработку педагогического инструментария, способствующего развитию и актуализации воспитательного потенциала вуза.
Литература
1. Зникина Л. С., Боровцов В. А. К вопросу о реализации воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки будущих
специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2022.
№ 4 (95). С. 60-62.
2. Белошапка Г И. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений // Научный журнал «Вестник» Сургутского гос. пед. университета, 2010. № 1 (8). С. 24.
3. Гусев Ю. В., Половова Т. А. Общество и образовательная среда: проблемы формирования системы ценностей // Философия образования. 2010. № 2 (310).
4. Запесоцкий А. С. Университет как социально-педагогическая система // Известия Российской академии образования, 2008. № 1 (8). С. 43.
5. Тимонин А. И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. Кострома, 2007. 216 с.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 11.10.2023).
7. Зникина Л. С., Седых Д. В., Боровцов В. А. Организационно-методическая культура педагога современного вуза в условиях полилингвального образовательного пространства // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы лингво-образования. Под редакцией Л. С. Зникиной. Кемерово, 2020. С. 20-27. DOI: 10.26730/lingvo.2020.28-33.
References
1. Znikina L. S., Borovtsov V. A. K voprosu o realizacii vospitatel'nogo potenciala vuza v processe podgotovki budushhix specialistov [To the question of the realization of the educational potential of the university in the process of training future specialists]. Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya, 2022, № 4 (95), pp. 60-62. (In Russian).
2. Beloshapka G. I. Osobennosti socializacii lichnosti v deyatel'nosti sovremennyh molodezhnyh ob"edinenij [Features of persona I ity socialization in the activities of modern youth associations]. Nauchnyj zhurnal «Vestnik» Surgutskogo gos. ped. universiteta, 2010, № 1 (8), pp. 24. (In Russian).
3. Gusev Yu. V., Polovova T. A. Obshchestvo i obrazovatel'naya sreda: problemy formirovaniya sistemy cennostej [Society and the educational environment: problems of forming a system of values] // Filosofiya obrazovaniya. 2010. № 2 (310).
4. Zapesockij A. S. Universitet kak social'no-pedagogicheskaya sistema [University as a socio-pedagogical system] // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2008. № 1 (8), р. 43. (In Russian).
5. Timonin A. I. Konceptual'nye osnovy social'no-pedagogicheskogo obespecheniya professional'nogo stanovleniya studentov vuza [Conceptual foundations of socio-pedagogical support for the professional development of university students]. Kostroma, 2007. 216 p. (In Russian).
6. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayushchihsya» [On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the education of students"]. (In Russian).
7. Znikina L. S., Sedych D. V., Borovtsov V. A. Organizacionno-metodicheskaya kul'tura pedagoga sovremennogo vuza v usloviyah polilingval'nogo obrazovatel'nogo prostranstva [Organizational and methodological culture of a teacher of a modern university in the conditions of a multilingual educational space] // V sbornike: Teoreticheskie i prikladnye voprosy lingvoobrazovaniya. Pod redakciej L. S. Znikinoj. Kemerovo, 2020, рр. 20-27. DOI: 10.26730/lingvo.2020.28-33. (In Russian).