ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
PROFESSIONAL GROWTH, EDUCATION AND DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL
УДК /ийС 378
йО! 10/54509/22203036_2024_1_62 БйМ РиСРБ
Боровцов Валерий Анатольевич
старший преподаватель кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово
Borovcov Valerij A.
Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВУЗА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
EDUCATIONAL WORK AT THE UNIVERSITY ON THE CIVIL AND PATRIOTIC VALUES FORMATION OF STUDENTS
Аннотация. Представленная статья акцентирует внимание на актуальных вопросах формирования ценностных качеств обучающихся вуза, на значимости единства профессионального и воспитательного пространства в подготовке будущего специалиста. Обосновывается, что современные тенденции в образовании и глубинные процессы в современном социуме требуют обновления концептуальных подходов к воспитанию будущих выпускников.
Автором предложена педагогическая модель формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся вуза, раскрываются ее компоненты, описывается содержание проектов, лежащих в основе формирующего этапа эксперимента. Представлены методоло-
гические подходы и принципы формирования исследуемых ценностей обучающихся, сформулированы педагогические условия развития воспитательного потенциала вуза, способствующие определению будущими выпускниками своих ценностных ориентаций.
Abstract. The presented article focuses on the topical issues of the formation of the value qualities of university students, on the importance of the unity of professional and educational space in the training of a future specialist. It is proved that modern trends in education and deep processes in modern society require updating conceptual approaches to the education of future graduates. The author proposes a pedagogical model for the formation of civic and patriotic values of students, reveals the components of model,
describes the content of the projects underlying the formative stage. Methodological approaches and principles of the formation of the studied values of students are presented, pedagogical conditions for the development of the educational potential of the university are formulated, contributing to the determination of future graduates of their value orientations.
Ключевые слова: гражданско-патриотические ценности, воспитательный потенциал вуза, педагогическая модель формирования гражданско-патриотических ценностей будущего специалиста.
Keywords: civic and patriotic values, educational potential of the university, pedagogical model of civic and patriotic values formation the future specialist.
Введение
Актуальность представленного исследования по формированию гражданско-патриотических ценностей обучающихся вуза обусловлена глубинными социально-экономическими и политическими процессами в современном мире. Именно поэтому особым обстоятельством, определяющим важность данной темы, является то, что современное положение воспитательного процесса в системе высшего образования сталкивается с новыми вызовами, связанными с формированием требуемых «гуманитарных кодов» у молодых специалистов [1-5]. В Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» четко обозначено, что в настоящее время необходимым стало укрепление базовых основ гражданственности нашего общества [6].
Подготовка специалистов высшего профессионального образования связана с двумя видами работы со студентами: учебная деятельность и воспитательная деятельность. Воспитательная работа со студентами имеет широкий спектр направлений в формировании полноценной личности молодого специалиста.
Реализация воспитательной работы в рамках образовательного процесса происходит на всех этапах подготовки молодого специалиста и в рамках всех применяемых видов учебной и внеучебной работы. В процессе образовательной деятельности составляющая в большей степени сконцентрирована на усвоении глубоких профессиональных знаний, на формировании умений и отработки автоматизации навыков использования профессиональных способностей. Однако обретение надпрофессиональных умений и навыков выпускников, формирование стойких ценностных убеждений
будущих специалистов является важной составляющей профессионального воспитания в деятельности вузов.
Под воспитательной деятельностью понимают предпринимаемые действия, направленные на формирование субъектной, самостоятельной и ответственной личности с традиционными гражданскими ценностями. Традиционные гражданские ценности закреплены в 809 Указе Президента Российской Федерации. Субъектная, самостоятельная, ответственная личность с традиционными гражданскими ценностями - цель воспитательной работы профессионального учебного заведения.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона № 304 - воспитание осуществляется на основе рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, которые включены в образовательную программу и которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями высшего образования.
Отмечая актуальность представляемой темы, нами сформулирована следующая проблема: каковы возможности вуза в реализации воспитательного потенциала по формированию гражданско-патриотических ценностей обучающихся.
Цель и задачи проведенного исследования связаны с предложениями по разработке модели формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся вуза. В работе обоснованы и охарактеризованы методологические подходы и принципы, положенные в основу исследуемого процесса, выявлены критерии оценивания результатов формирующего этапа исследования.
Методология
Представленные в статье материалы обобщают результаты работы автора одного из этапов исследования, включающего количественный и качественный анализ данных опроса и анкетирования студентов Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева (399 респондентов) по вопросам воспитательной работы вуза гражданско-патриотической направленности. Полученные данные обсуждались на научных семинарах, проведенных в КузГТУ (апрель 2022 г. и январь 2023 г.) в формате Круглого стола «Вуз как воспитательное пространство», по результатам которых были определены направления деятельности управления по воспитательной работе, названы проблемы этой работы вуза, предложены возможные «точки роста» для реализации воспитательной функции вуза, рассмотрены педагогические условия формирования гражданско-патриотической позиции будущих специалистов.
В ходе научного обоснования модели формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся разрабатывалось организационное и методическое обеспечение реализации проектов под общим названием «Мы вместе», реализуемых в КузГТУ. Комплексный подход к решению поставленных задач потребовал анализа эмпирических материалов, сотворчества со студентами в планировании мероприятий гражданско-патриотической направленности, организации самоанализа совместных продуктов деятельности участников воспитательно-образовательного процесса. Деятельностно-ориентированный характер разрабатываемых проектов предусматривал применение партисипативного и мотивационно-когнитивного подходов к изучению уровня активности межличностного взаимодействия субъектов, определению условий реализации разработанных проектов. Методологические подходы и принципы решения исследовательских задач определили выбор педагогических и методических трудов ряда ученых для обеспечения практико-ориентированной тактики исследования [7; 8].
Результаты
Воспитательная работа со студентами вуза в рамках профессионального образования ведется, как правило, по следующим направлениям: научно-образовательное, гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, физическое, экологическое, волонтерское и воспитание студенческого самоуправления. Это плановая совместная работа всех подразделений учебного заведения, которые принимают участие в подготовке будущих специалистов. Такой план является развернутой дорожной картой внеучебной деятельности, осуществляемой как внутри, так и вне образовательного пространства учебного заведения.
Планирование мероприятий гражданско-патриоти-ческой направленности ориентировано на формирование духовно-нравственных ценностей личности, ее развитие, на создание условий для самоопределения и социализации. Целью вовлечения студентов в эти мероприятия является формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, уважение к закону и правопорядку, уважительное отношение к человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В настоящее время в КузГТУ используются современные формы и методы воспитания обучающихся по всем направлениям внеучебной деятельности.
Календарный план воспитательной деятельности трансформирует рабочую программу воспитания в конкретные события и мероприятия, синхронизирует программу воспитания с основной профессиональной образовательной программой.
Воспитательная программа высшего профессионального образовательного учреждения направлена на достижение количественных и качественных показателей воспитательной деятельности, проводимой со студентами в рамках подготовки молодых специалистов.
Качественные показатели воспитательной программы вуза выражены в соответствии целевого содержательного наполнения программ воспитания ожидаемым результатам: стойкого проявления проактивного патриотизма и гражданственности, социального служения и вовлеченности в социально-полезную активность, мотивации к выбору гражданско-патриотических ценностей.
К количественным показателям мы относим мероприятия календарного плана воспитательной деятельности, относящимся к различным направлениям воспитания.
Отметим еще раз, что формирование патриотических ценностей обучающихся является новым вызовом для вузов в современных условиях, когда укрепление базовых основ гражданственности нашего общества становится необходимым. На рисунке 1 представлена модель формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся.
Методологическими основаниями предложенной модели являются системно-деятельностный, мотиваци-онный и индивидуальный подходы. Выделенные методологические подходы позволили определить функциональные блоки, положенные в основу организации процесса формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся.
Аксиологический блок характеризуется учетом индивидуальных особенностей и значимостью педагогической поддержки в выборе обучающимися социально признанных ценностей, развития сотворчества с преподавателями, обеспечения партисипативных отношений.
Деятельностный блок определяет условия активного включения в различные виды деятельности, накопления опыта общения и способности принимать самостоятельные решения. Этот блок характеризует готовность к самооценке выбора решений, определению субъективной позиции обучающихся в профессиональной и социальной сферах.
Профессионально-ориентированный блок представленной модели - это формирование мотивации
Целевой компонент: формирование гражданско-патриотических ценностей обучающихся при реализации воспитательного потенциала вуза
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТ
Подходы: системно-деятельностный, мотивационный, индивидуальный
Принципы: вариативности, гуманизма, ценностной направленности, открытого взаимодействия
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Блоки:
■ Аксиологический - учет индивидуальных особенностей, педагогическая поддержка в выборе обучающимися социально признанных ценностей; развитие творчества; партисипативные отношения
■ Деятельностный - активное включение
в различные виды деятельности; накопление опыта общения и способность принимать самостоятельные решения; самооценка выбора решений; определение субъективной позиции обучающихся в профессиональной и социальной сферах
■ Профессионально-ориентированный - сотворчество участников образовательных отношений; профессиональное воспитание; участие потенциальных работодателей в процессе накопления общепрофессиональных
и узкопрофессиональных знаний
■ Гражданско-патриотический - развитие интереса к отечественным ценностям, понимание долга
и гражданского отношения к обновленной России; педагогическое сопровождение формирования комплекса позитивных ценностных и патриотических ориентиров в социальной и профессиональной деятельности
Педагогические условия:
■ системность организации и реализация мероприятий духовно-ценностной ориентации
■ обеспечение комплексной педагогической поддержки обучающихся
в воспитательном процессе
■ усиление мотивации к региональной профессиональной деятельности будущих специалистов
ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Критерий - формирование гражданско-патриотических ценностей обучающихся Показатели - владение знаниями о гражданско-патриотических категориях; умение аргументировать свои ценностные приоритеты; убежденность в правильности профессии; стремление к профессиональной самореализации в регионе; способность к самоанализу и самооценке
Рис. 1. Педагогическая модель формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся при реализации воспитательного потенциала вуза
к выбору региональной профессиональной траектории, участие потенциальных работодателей в процессе накопления общепрофессиональных и узкопрофессиональных знаний.
Гражданско-патриотический блок - развитие интереса к отечественным ценностям, понимание долга и гражданского отношения к обновленной России; педагогическое сопровождение формирования комплекса позитивных ценностных и патриотических ориентиров в социальной и профессиональной деятельности.
Выделенные методологические подходы и определение функциональных блоков позволили нам разработать проекты для патриотического воспитания под общим названием «Мы вместе». Проекты назывались «Я самый нужный на земле», «Отчизны верные сыны» и «Мой край - моя Родина». Реализация проектов осуществлялась в Кузбасском государственном техническом университете в г. Кемерово в рамках воспитательной работы со студентами первого и второго курсов института энергетики. Количество студентов, приняв-
ших участие в нашем эксперименте, составляет более 200 обучающихся.
Задачами проектов было:
- становление и закрепление патриотических и профессионально-патриотических качеств на практике общекультурных установок и профессиональных компетенций;
- создание у студента потребности в реализации на практике своих способностей через сформированные установки и компетенции;
- создание необходимых условий для формирования патриотических и профессионально-патриотических ориентиров, инициирование и поддержание требуемой морально-психологической атмосферы в образовательном пространстве вуза, преподавательском и кураторском коллективе и в студенческом сообществе.
Для реализации наших проектов нами были задействованы: дирекция института энергетики; библиотека КузГТУ; Государственная научная библиотека Кузбасса им. В. Д. Федорова; Кемеровский областной краеведческий музей; Отдел военной истории Кузбасского государственного краеведческого музея; Кузнецкий геологический музей при КузГТУ; Музей истории Православия на земле Кузнецкой; Музей космонавта А. А. Леонова; Парк Победы имени Георгия Константиновича Жукова; Мемориал Воину-Освободителю; штаб студенческих отрядов КузГТУ.
В оценочно-результативном компоненте модели мы выделили главный и единственный критерий оценки сформированности исследуемых качеств обучающихся - формирование гражданско-патриотических ценностей обучающихся. Показателями определены следующие позиции для оценки: владение знаниями о гражданско-патриотических категориях; умение аргументировать свои ценностные приоритеты; убежденность в правильности профессии; стремление к профессиональной самореализации в регионе; способность к самоанализу и самооценке.
При обосновании педагогических условий формирования ценностных позиций студентов было проведено анкетирование (237 респондентов из студентов КузГТУ), включающее вопросы организации воспитательной работы в вузе гражданско-патриотической направленности. Анкета включала как общие вопросы по воспитательной работе в вузе, так и специальные вопросы патриотической направленности:
- Важно ли проводить в вузе мероприятия гражданской и патриотической направленности?
- Является ли в вузе необходимым проведение системной работы по профилактике экстремизма?
- Считаете ли Вы, что в ситуациях появления в среде студенчества бывших участников СВО к ним необходимы особые подходы в коммуникации?
- Поддерживаете ли Вы вовлечение студентов в участие в массовых народно-патриотических мероприятиях (например, Ночь Гагарина, День народного единства, Слава защитникам Отечества и т.д.)?
На эти вопросы студенты отвечали однозначным да/нет. Обучающимся были предложены также вопросы, требующие развернутого ответа: в каких сферах общественно полезной деятельности вы готовы принять участие? Какие личностные качества, по Вашему мнению, можно сформировать в процессе воспитательной работы в вузе? Охарактеризуйте роль куратора в воспитательной работе в вузе.
Предварительные результаты анализа ответов показали следующее: наивысшим баллом (100% ответов «да») были отмечены позиции о том, что в среде студенчества при появлении бывших участников специальной военной операции (СВО) необходимы особые подходы в коммуникации.
По другим позициям были также отмечены высокие баллы, то есть ответы «да»: преподаватель для студента - пример высокой культуры, патриотизма и ответственности (91 %). Проведение в вузе работы по профилактике экстремизма и конфликтов тоже отмечена студентами как важная (79 % от общего количества отвечавших).
Эти и другие результаты, полученные на этом этапе работы, вошли в массив полученных данных исследования для выявления и обоснования педагогических условий, способствующих результативности процесса формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся. Эти условия мы представили в следующей формулировке:
- системность организации и реализация мероприятий духовно-ценностной ориентации;
- обеспечение комплексной педагогической поддержки обучающихся в воспитательном процессе;
- усиление мотивации к регионально-профессиональной деятельности будущих специалистов.
Заключение
Проведенное исследование позволило представить логическую взаимосвязь компонентов модели формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся: целевого, методологического, функционально-содержательного и результативного. Формирующий этап экспериментальной работы позволил выявить педагогические условия, способствующие реализации исследуемого процесса и охарактеризовать функ-
циональные блоки, положенные в основу организации процесса формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся.
Полученные результаты оказались важным основанием для последующей работы: корректировки, конкретизации и более тщательного обоснования показателей по формированию гражданско-патриотических ценностей в профессиональном воспитании обучающихся. Перспективным и дальнейшим направлением нашего исследования считаем разработку педагогического инструментария по развитию и актуализации воспитательного потенциала вуза.
Литература
1. Зникина Л. С., Боровцов В. А. К вопросу о реализации воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). С. 60-62.
2. Белошапка Г И. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2010. № 1 (8). С. 24.
3. Гусев Ю. В., Половова Т. А. Общество и образовательная среда: проблемы формирования системы ценностей // Философия образования. 2010. № 2 (310). C. 192-199.
4. Запесоцкий А. С. Университет как социально-педагогическая система // Известия Российской академии образования. 2008. № 1 (8). С. 43.
5. Тимонин А. И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. Кострома, 2007. 216 с.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся : федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ.
7. Гальперин П. Я. Лекции по психологии : учебное издание. М. : АСТ : КДУ 2007. 399 с.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 345 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2003. 705 с.
References
1. Znikina L. S., Borovcov V. A. K voprosu o realizacii vospitatel'nogo potencíala vuza v processe podgotovki budushhih specialistov [To the question of the realization of the educational potential of the university in the process of training future specialists]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2022, no. 4 (95), pp. 60-62. (In Russian).
2. Beloshapka G. I. Osobennosti socializacii lichnosti v dejatel'nosti sovremennyh molodezhnyh ob"edinenij [Features of personality socialization in the activities of modern youth associations]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta, 2010, no. 1 (8), pp. 24. (In Russian).
3. Gusev Ju. V., Polovova T. A. Obshhestvo i obrazovatel'naja sreda: problemy formirovanija sistemy cennostej [Society and the educational environment: problems of forming a system of values]. Filosofija obrazovanija, 2010, no. 2 (310), pp. 192-199. (In Russian).
4. Zapesockij A. S. Universitet kak social'no-pedagogicheskaja sistema [University as a socio-pedagogical system]. Izvestija Rossi-jskoj akademii obrazovanija, 2008, no. 1 (8), pp. 43. (In Russian).
5. Timonin A. I. Konceptual'nye osnovy social'no-pedagogich-eskogo obespechenija professional'nogo stanovlenija studentov vuza [Conceptual foundations of socio-pedagogical support for the professional development of university students]. Kostroma, 2007. 216 p. (In Russian).
6. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossi-jskoj Federacii" po voprosam vospitanija obuchajushhihsja. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 N 304-FZ. [On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the education of students". Federal Law no. 304-FZ dated July 31, 2020]. (In Russian).
7. Gal'perin P. Ja. Lekcii po psihologii: uchebnoe izdanie [Lectures on psychology: educational edition]. Moscow, 2007. 399 p. (In Russian).
8. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Conscience. Personality]. Moscow, 2004. 345 p. (In Russian).
9. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of general psychology]. Saint Petersburg, 2003. 705 p. (In Russian).
УДК/ийС 37.017
йО! 10/54509/22203036_2024_1_67 БйМ DVMWDW
Горбатова Марианна Михайловна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологических наук, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово
Горбатов Алексей Владимирович
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово
Gorbatova Marianna M.
Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor, Docent the Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo
Gorbatov Aleksej V.
Doctor of History Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of General History and International Relations, Kemerovo State University, Kemerovo