Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательный потенциал вуза / гражданско-патриотические ценности обучающихся / формирование гражданско-патриотической позиции будущих выпускников / educational potential of university / civic and patriotic values of students / formation of civic and patriotic position of future graduates

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.С. Зникина, В.А. Боровцов

Развитие воспитательного потенциала вуза является важной составляющей профессионального образования. Выполняя главную функцию – подготовку конкурентоспособного специалиста для рынка труда, реальной экономики или для широкой сферы услуг, система высшего образования активно выступает в качестве института гражданского и патриотического воспитания, формирующего личностные качества и активную жизненную позицию современного специалиста. Воспитательный потенциал вуза рассматривается как совокупность возможностей единства образовательного и воспитательного процессов. В статье обосновываются методологические подходы к формированию гражданско-патриотических ценностей будущих выпускников вузов, дается их краткая характеристика с позиций частнонаучного уровня. Методологическими направлениями, которые положены в основу процесса по формированию гражданско-патриотических ценностей обучающихся, представлены личностно-развивающий, когнитивно-деятельностный и регионально-мотивационный подходы. Выделенные методологические подходы определили функциональные составляющие исследуемого процесса: аксиологический компонент (характеризуется учетом индивидуальных особенностей), деятельностный компонент (создание условий активного включения в различные виды деятельности), гражданско-патриотический компонент (развитие интереса к отечественным ценностям, понимание гражданского долга).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF CIVIL AND PATRIOTIC POSITION OF FUTURE UNIVERSITY GRADUATES

The development of the educational potential of a university is an important component of vocational education. Fulfilling the main function of training a competitive specialist for the labor market, the real economy or for a wide range of services, the higher education system actively acts as an institution of civic and patriotic education, forming personal qualities and an active life position of a modern specialist. The educational potential of the university is considered as a set of possibilities for the unity of educational and educational processes. The article substantiates methodological approaches to the formation of civil and patriotic values of future university graduates, gives a brief description of them from the standpoint of the private scientific level. The methodological directions that form the basis of the process of forming the civic and patriotic values of students are represented by personality-developing, cognitive-activity and regional-motivational approaches. The highlighted methodological approaches have identified the functional components of the process under study: the axiological component (characterized by taking into account individual characteristics), the activity component (creating conditions for active inclusion in various types of activities), the civil-patriotic component (developing interest in national values, understanding civic duty).

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА»

Описаны возможные формы студенческой деятельности в рамках дополнительного и основного педагогического образования, формы работы различных целевых групп, к которым относятся, помимо студентов вуза, профессорско-преподавательский состав, одаренные школьники, педагоги школ, колледжей, организаций дополнительного образования, родители студентов и школьников - будущих абитуриентов вуза.

Библиографический список

Основным преимуществом описанной выше модели Педагогического Кван-ториума является ее свойство генерировать инновационное пространство гуманитарных технологий образования будущего за счет перехода к интенсивной системе государственной поддержки педагогического образования путем создания в профильных вузах мотивирующей интерактивной среды развития гуманитарного и точного знания для педагогов настоящего и будущего.

1. О направлении методических рекомендаций. Письмо Минпросвещения России от 27.01.2023 № 08-244 (вместе с Методическими рекомендациями по созданию и функционированию педагогических технопарков «Кванториум» на базе образовательных организаций высшего образования). Судебные и нормативные акты РФ. Available at: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-27012023-n-08-244/?ysclid=lqfm7cr3ce283144746

2. Запалацкая В.С. Мотивация к интеллектуальным достижениям в образовательных средах: монография. Москва: МГОУ, 2016.

3. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 1984.

4. Корочистова Ю.А., Нагель О.В. экология социальных процессов, коммуникации и обучения. Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2023; № 2 (54): 140-163.

5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. Москва: Книга по требованию, 2018.

6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001.

References

1. O napravlenii metodicheskih rekomendacij. Pis'mo Minprosvescheniya Rossii ot 27.01.2023 № 08-244 (vmeste s Metodicheskimi rekomendaciyami po sozdaniyu i funkcionirovaniyu pedagogicheskih tehnoparkov «Kvantorium» na baze obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya). Sudebnye i normativnye akty RF. Available at: https://sudact.ru/law/ pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-27012023-n-08-244/?ysclid=lqfm7cr3ce283144746

2. Zapalackaya V.S. Motivaciya k intellektual'nym dostizheniyam v obrazovatel'nyh sredah: monografiya. Moskva: MGOU, 2016.

3. Orlov Yu.M. Potrebnostno-motivacionnye faktory 'effektivnostiuchebnojdeyatel'nostistudentov vuza. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 1984.

4. Korochistova Yu.A., Nagel' O.V. ekologiya social'nyh processov, kommunikacii i obucheniya. Chelovek: Obraz i suschnost'. Gumanitarnye aspekty. 2023; № 2 (54): 140-163.

5. Gibson Dzh. 'Ekologicheskijpodhod kzritel'nomu vospriyatiyu. Moskva: Kniga po trebovaniyu, 2018.

6. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.

Статья поступила в редакцию 22.12.23

УДК 378.2

Znikina L.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Philology), Professor, Foreign Languages Department, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical

University (Kemerovo, Russia), E-mail: znikina@mail.ru

Borovtsov V.A., senior teacher, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Kemerovo, Russia), E-mail: dekanat.gemf@yandex.ru

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF CIVIL AND PATRIOTIC POSITION OF FUTURE UNIVERSITY GRADUATES. The development of the educational potential of a university is an important component of vocational education. Fulfilling the main function of training a competitive specialist for the labor market, the real economy or for a wide range of services, the higher education system actively acts as an institution of civic and patriotic education, forming personal qualities and an active life position of a modern specialist. The educational potential of the university is considered as a set of possibilities for the unity of educational and educational processes. The article substantiates methodological approaches to the formation of civil and patriotic values of future university graduates, gives a brief description of them from the standpoint of the private scientific level. The methodological directions that form the basis of the process of forming the civic and patriotic values of students are represented by personality-developing, cognitive-activity and regional-motivational approaches. The highlighted methodological approaches have identified the functional components of the process under study: the axiological component (characterized by taking into account individual characteristics), the activity component (creating conditions for active inclusion in various types of activities), the civil-patriotic component (developing interest in national values, understanding civic duty).

Key words: educational potential of university, civic and patriotic values of students, formation of civic and patriotic position of future graduates

Л.С. Зникина, д-р пед. наук, канд. филол. наук, проф., Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово,

E-mail: znikina@mail.ru

В.А. Боровцов, ст. преп., Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, E-mail: dekanat.gemf@yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

Развитие воспитательного потенциала вуза является важной составляющей профессионального образования. Выполняя главную функцию - подготовку конкурентоспособного специалиста для рынка труда, реальной экономики или для широкой сферы услуг, система высшего образования активно выступает в качестве института гражданского и патриотического воспитания, формирующего личностные качества и активную жизненную позицию современного специалиста. Воспитательный потенциал вуза рассматривается как совокупность возможностей единства образовательного и воспитательного процессов. В статье обосновываются методологические подходы к формированию гражданско-патриотических ценностей будущих выпускников вузов, дается их краткая характеристика с позиций частнонаучного уровня. Методологическими направлениями, которые положены в основу процесса по формированию гражданско-патриотических ценностей обучающихся, представлены личностно-развивающий, когнитивно-деятельностный и регионально-мотивационный подходы. Выделенные методологические подходы определили функциональные составляющие исследуемого процесса: аксиологический компонент (характеризуется учетом индивидуальных особенностей), деятельностный компонент (создание условий активного включения в различные виды деятельности), гражданско-патриотический компонент (развитие интереса к отечественным ценностям, понимание гражданского долга).

Ключевые слова: воспитательный потенциал вуза, гражданско-патриотические ценности обучающихся, формирование гражданско-патриоти-ческой позиции будущих выпускников

Актуальность представленного исследования по обоснованию методологических подходов к формированию гражданско-патриотических ценностей обучающихся вуза обусловлена глубинными социально-экономическими и политическими процессами в современном мире. Особым обстоятельством, определяющим актуальность и внимание к данной теме, является то, что современное положение воспитательного процесса в системе высшего образования сталкивается с новыми вызовами, связанными с формированием требуемых «гуманитарных кодов» у молодых специалистов [6]. Общая идея исследования связана

с решением вопросов развития воспитательного потенциала вуза, что является важной составляющей профессионального образования.

Целью исследования является обоснование методологических подходов, обеспечивающих выполнение необходимых требований подготовки будущих специалистов в процессе профессионального воспитания - формирование гражданско-патриотических ценностей обучающихся. Авторами учтено, что любая статья имеет ограничительные рамки для изложения научных наработок и предложений, что не позволяет полностью раскрыть научную идею. Тем не ме-

нее на данном этапе работы задачи исследования формулируем следующим образом:

- аргументировать формирование гражданско-патриотических ценностей будущих специалистов как направление профессионального воспитания в педагогической деятельности вуза;

- обосновать и дать краткую характеристику методологической основы формирования гражданско-патриотической позиции будущих выпускников вузов.

Новизна и теоретическая значимость исследования в рамках представленной статьи заключается в рассмотрении данной проблемы с позиций выявленного противоречия между потребностью образовательных учреждений в развитии гражданско-патриотической позиции будущих выпускников и необходимостью разработки методологической основы исследуемого процесса. Практическая значимость исследования определена практико-ориентированным содержанием базисных методологических подходов, которые могут быть импортированы в образовательное учреждение и явиться основой для разработки конкретных проектов по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся.

Подготовка квалифицированных специалистов в вузе остается важнейшей задачей системы высшего профессионального образования России. Вместе с тем наряду со своей главной миссией - качественной профессиональной подготовкой система высшего образования активно выступает в качестве института гражданского воспитания, формирующего личностные качества и активную жизненную позицию современного специалиста.

Важным в рассмотрении данной темы является то, что современное положение воспитательного процесса в системе высшего образования сталкивается с новыми вызовами, связанными с определением ценностных ориентаций молодого поколения, формированием необходимых надпрофессиональных компетенций обучающихся [1, с. 24; 2, с. 123-127; 3; 4, с. 60-62; 5]. В Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» четко обозначено, что в настоящее время необходимым стало укрепление базовых основ гражданственности нашего общества [6].

В современном вузе на всех уровнях обучения идет поиск новых форм и способов раскрытия педагогического потенциала воспитательной работы с обучающимися. В педагогике понятие «воспитательный потенциал», в зависимости от объекта исследования, трактуется по-разному: это социально-психологические факторы, влияющие на саморазвитие и творчество личности; возможности и способность личности к творчеству, которые реализуются определенными инструментами [1, с. 24]. Это понятие рассматривается также как наличие структурных условий для актуализации социальной активности личности и ее самореализации [7].

В терминах нашего исследования, предметом которого выступает обоснование методологических подходов к процессу формирования граждан-ско-патриотических ценностей обучающихся, воспитательный потенциал мы рассматриваем как совокупность возможностей единства образовательного и воспитательного процессов.

Представленные в статье материалы обобщают результаты работы авторов на констатирующем и формирующем этапах эксперимента по вопросам воспитательной работы вуза гражданско-патриотической направленности. Работа проводилась со студентами Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева. Полученные данные обсуждались на научных семинарах, проведенных в КузГТУ (апрель 2022 г. и январь 2023 г) в формате круглого стола «Вуз как воспитательное пространство»; результаты экспериментально подтвердили сформулированные в начале исследования методологические подходы к процессу формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся. Данные на этих этапах исследования позволили выявить конкретные проблемы в воспитательной работе и определить в рамках развития воспитательного потенциала вуза возможные «точки роста» для реализации воспитательной функции вуза гражданско-патриотической направленности. В частности, были разработаны различные методические материалы для кураторов и проекты, реализуемые в рамках воспитательной программы «100 шагов к успеху». Комплексный подход к решению поставленных задач потребовал анализа эмпирических материалов, со-творчества со студентами в планировании мероприятий гражданско-патри-отической направленности, организации самоанализа совместных продуктов деятельности участников воспитательно-образовательного процесса. Выбор педагогических и методических трудов ученых [8; 9] обеспечил подтверждение ряда авторских идей по определению методологических подходов к решению исследовательских задач.

Методологическим основанием, на которое опирается последовательный процесс решения научной задачи исследования по формированию граждан-ско-патриотических ценностей обучающихся, являются подходы частнонаучного уровня - личностно-развивающий, когнитивно-деятельностный и региональ-но-мотивационный подходы.

Личностно-развивающий подход рассматривается в педагогике как единство двух подходов: личностного (целью, субъектом и поведенческим результатом является личность) и развивающего - в основе определения этого подхода рассматриваются возможности, средства и условия совершенствования личности. Сущность этого подхода заключается в том, что личность обладает определенным комплексом потребностей, ценностным багажом, мотивами, целями,

которые имеют свойство изменяться в зависимости от условий, факторов и внешних воздействий. То есть личность является центром всего процесса обучения и воспитания [10]. Применение личностно-развивающего подхода в нашем исследовании позволяет рассмотреть особенности отношений участников образовательного и воспитательного процессов при формировании гражданско-па-триотической позиции будущих специалистов, раскрыть мотивы и природу этих взаимоотношений. Исследователи придают особое значение субъект-субъектным взаимоотношениям в личностном развитии, выделяя в межличностном взаимодействии значимость развития и саморазвития [9; 11, с. 1-15]. В нашем исследовании личностно-развивающий подход позволяет рассмотреть и обосновать:

- проектирование педагогического обеспечения с включением комплекса проектов как системного педагогического воздействия в формировании граждан-ско-патриотической позиции будущих специалистов;

- разработку и апробацию конкретных мер профессионального воспитания в рамках предлагаемого педагогического инструментария, направленных на активное развитие личности при принятии определенных решений граждан-ско-патриотической направленности;

- обеспечение учета индивидуальных особенностей и построение на этой основе соответствующего субъект-субъектного диалога при решении поставленных задач;

- ориентирование на совместное проектирование мероприятий, позволяющих формирование стойкой положительной позиции обучающихся в отношении гражданских и патриотических ценностей в структуре будущей профессиональной деятельности;

- создание условий для объективного (само)оценивания достижений.

Значимость для нашего исследования когнитивно-деятельностного подхода определена его специфической особенностью - деятельностной природой, представленной в трудах Е.В. Бондаревской, П.Я. Гальперина, И.А. Зимней [8; 12; 13]. Это позволяет исследовать и решать поставленные задачи с позиций определения мотивов и уровня активности межличностного взаимодействия субъектов. Когнитивная составляющая в этом подходе определяется тем, что развитие личности происходит на основе сознательного выбора траектории своей деятельности, утверждения жизненной позиции и принятие смысловых ценностей. Когнитивно-деятельностный подход в совокупности с лично-разви-вающим рассматривается с позиции пополнения и накопления «человеческого потенциала» в системе ценностей и идеалов, которые сознательно принимаются личностью [11, с. 1-15; 14].

Применение когнитивно-деятельностного подхода в нашем исследовании позволяет:

- при разработке педагогического инструментария и его компонентов рассмотреть гражданско-патриотическую позицию обучающегося как субъектное осмысление и восприятие ценностей в процессе их подготовки к профессиональной деятельности;

- научно обосновать направления деятельности вуза по использованию воспитательного потенциала в процессе формирования гражданско-патриотиче-ской позиции будущих специалистов;

- организовать системную разработку проектов, технологий граждан-ско-патриотической направленности с непосредственным участием студентов;

- оценить мотивы и уровень активности субъектов образовательного и воспитательного процессов.

В рамках регионально-мотивационного подхода педагогический инструментарий по формированию гражданско-патриотической позиции будущих специалистов определен как регионально направленный. Выделенный нами подход предполагает побуждение будущих специалистов в процессе обучения к активному включению на уровне региона в программы профессиональной и граждан-ско-патриотической направленности, мотивированному выбору региональной профессиональной траектории, прогнозирующей экономический и социальный контекст развития региона.

Выделенные методологические подходы позволили определить функциональные составляющие, положенные в основу организации процесса формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся.

Аксиологический компонент как функциональная составляющая исследуемого процесса характеризуется учетом индивидуальных особенностей и значимостью педагогической поддержки в выборе обучающимися социально признанных ценностей, развития со-творчества с преподавателями, обеспечения партисипативных отношений.

Деятельностный компонент определяет условия активного включения в различные виды деятельности, накопления опыта общения и способности принимать самостоятельные решения. Этот компонент характеризует готовность личности к самооценке выбора решений, к определению субъективной позиции в профессиональной и социальной сферах.

Профессионально ориентированная составляющая - это формирование мотивации к выбору региональной профессиональной траектории, участие потенциальных работодателей в процессе накопления общепрофессиональных и узкопрофессиональных знаний

Гражданско-патриотический компонент представлен как развитие интереса к отечественным ценностям, понимание долга и гражданского отношения к обновленной России; педагогическое сопровождение формирования комплекса

позитивных ценностных и патриотических ориентиров в социальной и профессиональной деятельности.

Разработка методологических подходов была положена в основу комплекса проектов патриотического воспитания под общим названием «Мы вместе». Проекты назывались «Я самый нужный на земле», «Отчизны верные сыны» и «Мой край - моя Родина». Реализация проектов осуществлялась в Кузбасском государственном техническом университете в г Кемерово в рамках воспитательной работы со студентами первого и второго курсов института энергетики. Количество студентов, принявших участие в нашем эксперименте, составляет более 200 обучающихся.

Задачами проектов было:

- становление и закрепление патриотических и профессионально-патриотических качеств на практике общекультурных установок и профессиональных компетенций;

- создание у студента потребности в реализации на практике своих способностей через сформированные установки и компетенции;

- создание необходимых условий для формирования патриотических и профессионально-патриотических ориентиров, инициирование и поддержание требуемой морально-психологической атмосферы в образовательном пространстве вуза, преподавательском и кураторском коллективе и в студенческом сообществе.

Для реализации проектов нами были задействованы дирекция института энергетики; библиотека КузГТУ; Государственная научная библиотека Кузбасса им. В.Д. Федорова; Кемеровский областной краеведческий музей; Отдел военной истории Кузбасского государственного краеведческого музея; Кузнецкий геологический музей при КузГТУ; Музей истории Православия на земле Кузнецкой; Музей космонавта А.А. Леонова; Парк Победы имени Георгия Константиновича Жукова; Мемориал Воину-Освободителю; штаб студенческих отрядов КузГТУ.

Мы выделили главный и единственный критерий оценки сформированно-сти исследуемых качеств обучающихся: формирование гражданско-патриоти-ческих ценностей обучающихся. Показателями определены следующие позиции для оценки: владение знаниями о гражданско-патриотических категориях; умение аргументировать свои ценностные приоритеты; убежденность в правильности профессии; стремление к профессиональной самореализации в регионе; способность к самоанализу и самооценке.

При обосновании педагогических условий формирования ценностных позиций студентов было проведено анкетирование (237 респондентов из студентов КузГТУ), включающее вопросы организации воспитательной работы в вузе граж-данско-патриотической направленности. Анкета включала как общие вопросы по воспитательной работе в вузе, так и специальные вопросы патриотической направленности:

- Важно ли проводить в вузе мероприятия гражданской и патриотической направленности?

- Является ли в вузе необходимым проведение системной работы по профилактике экстремизма?

- Считаете ли Вы, что в ситуациях появления в среде студенчества бывших участников СВО к ним необходимы особые подходы в коммуникации?

- Поддерживаете ли Вы вовлечение студентов в проведение массовых народно-патриотических мероприятий в вузе (напр., Ночь Гагарина, День народного единства, Слава защитникам Отечества и т. д.)?

На эти вопросы студенты отвечали однозначным да/нет. Обучающимся были предложены также вопросы, требующие развернутого ответа: в каких

Библиографический список

сферах общественно полезной деятельности вы готовы принять участие? Какие личностные качества, по вашему мнению, можно сформировать в процессе воспитательной работы в вузе? Охарактеризуйте роль куратора в воспитательной работе в вузе.

Предварительные результаты анализа ответов показали следующее: наивысшим баллом (100% ответов «да») были отмечены позиции о том, что в среде студенчества при появлении бывших участников специальной военной операции (СВО) необходимы особые подходы в коммуникации.

По другим позициям были также отмечены высокие баллы, то есть ответы «да»: преподаватель для студента - пример высокой культуры, патриотизма и ответственности (91%). Работа в вузе по профилактике экстремизма и конфликтов тоже отмечена студентами как важная (79% от общего количества отвечавших).

Эти и другие результаты, полученные на этом этапе работы, вошли в массив полученных данных исследования для выявления и обоснования педагогических условий, способствующих результативности процесса формирования граж-данско-патриотических ценностей обучающихся. Эти условия мы представили в следующей формулировке:

- системность организации и реализация мероприятий духовно-ценностной ориентации;

- обеспечение комплексной педагогической поддержки обучающихся в воспитательном процессе;

- усиление мотивации к региональноой профессиональной деятельности будущих специалистов.

Методологической основой формирования гражданско-патриотической позиции будущих выпускников вузов представлены и обоснованы следующие подходы:

- личностно-развивающий: рассмотрение формирования гражданско-па-триотической позиции обучающихся как развитие личности будущих специалистов;

- когнитивно-деятельностный: решение поставленных задач с позиций определения мотивов и уровня активности межличностного взаимодействия субъектов;

- регионально-мотивационный: побуждение будущих специалистов в процессе обучения к активному включению на уровне региона в программы профессиональной и гражданско-патриотической направленности, мотивированному выбору региональной профессиональной траектории.

Педагогическими условиями, способствующими формированию граждан-ско-патриотических ценностей обучающихся, нами определены системность организации и реализация мероприятий духовно-ценностной ориентации, обеспечение комплексной педагогической поддержки обучающихся в воспитательном процессе, усиление мотивации к региональной профессиональной деятельности будущих специалистов.

Результаты поиска методологических подходов к организации процесса формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся оказались важным основанием для последующей работы - корректировки, конкретизации и более тщательного обоснования показателей по формированию граждан-ско-патриотических ценностей в профессиональном воспитании обучающихся. Перспективным и дальнейшим направлением нашего исследования считаем разработку педагогического инструментария по развитию и актуализации воспитательного потенциала вуза.

1. Белошапка ПИ. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений. Вестник. Научный журнал Сургутского государственного педагогического университета. 2010; № 1 (8): 24.

2. Болотина Е.Е. Модель становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы. ВестникКГУим. Н.А. Некрасова. 2009; Т. 15: 123-127.

3. Пусев Ю.В., Половова Т.А. Общество и образовательная среда: проблемы формирования системы ценностей. Философия образования. 2010; № 2 (310).

4. Зникина Л.С., Боровцов В.А. К вопросу о реализации воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки будущих специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 60-62.

5. Тимонин А.И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. Кострома, 2007.

6. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей от 9 ноября 2022. Указ Президента Российской Федерации № 809. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

7. Перлах И.В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.

8. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное издание. Москва: АСТ: КДУ 2007.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.

10. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001.

11. Слободчиков В.И., Игнатьева П.А. Антропологическая перспектива развития человеческого потенциала образовательных систем. Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. 2016; № 1 (5): 1-15.

12. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997: 114-115.

14. Бессонова Е.А. Образовательный выбор как актуальная проблема современной педагогической науки. The Emissia. Offline Letters. 2018; № 2. Available at: http://www. emissia.org/offline/2018/2574.htm

References

1. Beloshapka G.I. Osobennosti socializacii lichnosti v deyatel'nosti sovremennyh molodezhnyh ob'edinenij. Vestnik. Nauchnyj zhurnal Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010; № 1 (8): 24.

2. Bolotina E.E. Model' stanovleniya grazhdanskoj pozicii podrostka v vospitatel'noj srede shkoly. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2009; T. 15: 123-127.

3. Gusev Yu.V., Polovova T.A. Obschestvo i obrazovatel'naya sreda: problemy formirovaniya sistemy cennostej. Filosoflya obrazovaniya. 2010; № 2 (310).

4. Znikina L.S., Borovcov V.A. K voprosu o realizacii vospitatel'nogo potenciala vuza v processe podgotovki buduschih specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 60-62.

5. Timonin A.I. Konceptual'nye osnovy social'no-pedagogicheskogo obespecheniya professional'nogo stanovleniya studentov vuza. Kostroma, 2007.

6. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej ot 9 noyabrya 2022. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 809. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

7. Gerlah I.V. Razvitie vospitatel'nogo potenciala molodezhnyh obschestvennyh organizacij sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

8. Gal'perin P.Ya. Lekciipopsihologii: uchebnoe izdanie. Moskva: AST: KDU, 2007.

9. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Smysl; Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.

10. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'nojdeyatel'nosti: monografiya. Volgograd: Peremena, 2001.

11. Slobodchikov V.l., Ignat'eva G.A. Antropologicheskaya perspektiva razvitiya chelovecheskogo potenciala obrazovatel'nyh sistem. Voprosy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagoga. 2016; № 1 (5): 1-15.

12. Bondarevskaya E.V. Vospitanie kak vozrozhdenie grazhdanina, cheloveka kul'tury i nravstvennosti. Rostov-na-Donu, 1995.

13. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov-na-Donu, 1997: 114-115.

14. Bessonova E.A. Obrazovatel'nyj vybor kak aktual'naya problema sovremennoj pedagogicheskoj nauki. The Emissia. Offline Letters. 2018; № 2. Available at: http://www.emissia. org/offline/2018/2574.htm

Статья поступила в редакцию 26.12.23

УДК 373.1

Ivanov M.A., postgraduate, Teacher Education Department, North Ossetian State University n.a. Kosta Levanovich Khetagurov (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: 3ivanovma2025@bk.ru

FORMATION OF PERSONAL EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The aim of the article is to study the methodology of organising extracurricular activities in the process of humanitarian education of basic school students as a means of achieving personal educational results. The author analyses pedagogical and methodological literature to formulate a correct definition of personal results. An example of the educational influence of extracurricular activities in the process of teaching humanities disciplines to basic school students on the process and result of the formation of educational results is considered. The problem of insufficiently clear understanding of the hierarchy of personal results in the development of students' personality is formulated. The relationship between students' participation in extracurricular activities in humanities disciplines and the success of the formation of personal results is determined and experimentally confirmed.

Key words: extracurricular activities, personality, personal educational results of students, upbringing, social order in sphere of education

М.А. Иванов, соискатель, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (СОГУ), г. Владикавказ, E-mail: 3ivanovma2025@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена комплексному исследованию методики организации внеурочной деятельности в процессе гуманитарного образования обучающихся основной школы как средства достижения личностных образовательных результатов в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования. Автор анализирует педагогическую и методическую литературу для формулирования корректного определения личностных результатов. Рассмотрен пример воспитательного влияния внеурочной деятельности в процессе образования по гуманитарным дисциплинам обучающихся основной школы на процесс и результат формирования образовательных результатов. Сформулирована проблема недостаточно четкого понимания иерархии личностных результатов в развитии личности обучающихся. Определена и экспериментально доказана корреляция участия обучающихся во внеурочной деятельности по гуманитарным дисциплинам и успешным становлением личностных результатов обусловленных требованиями ФГОС ООО.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, личность, личностные образовательные результаты обучающихся, воспитание, социальный заказ, сфера образования

Актуальность выбранной темы опосредована заявлением Президента РФ на форуме «Настоящее и будущее Русского мира», в котором он подчеркнул важность жизненных ориентиров человека, прочную нравственную опору, что должна быть привита подрастающему поколению через сферу просвещения, в которой «гармонично дополняют друг друга семья, система образования, национальная культура, работа детских, молодежных, спортивных, военно-патриотических организаций, широкое движение наставничества» [1]. Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы (далее - ООП) основного общего образования выступают теми самыми жизненными ориентирами и нравственной опорой будущих поколений России.

Впервые о личностных результатах было заявлено Министерством образования и науки Российской Федерации в приказе от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [2].

По установленным стандартом требованиям 2021 года личностные образовательные результаты включают в себя «осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сфор-мированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом» [3].

Значимым фактом выступает то, что «обновление федеральных государственных образовательных стандартов происходит примерно раз в 10 лет Разрабатывает их Министерство образования и науки Российской Федерации при непосредственном участии научных и образовательных организаций, учебно-методических объединений» [4]. Соответственно, в настоящий момент времени мы могли наблюдать переход на новую модель ФГОС. В обновленном ФГОС ООО личностные результаты освоения ООП объедены в 9 смысловых блоков, характеризующих основные направления воспитания [5].

Целью выступает исследование методики организации внеурочной деятельности в процессе гуманитарного образования обучающихся основной школы как средства достижения личностных образовательных результатов. В соответствии с целью решались следующие задачи: проанализировать понятие и особенности личностных образовательных результатов, а также средства их достижения и измерения; разработать, апробировать и определить эффективность методики организации внеурочной деятельности по гуманитарным дисциплинам.

Научная новизна представлена тем, что сформулировано корректное понятие термина «личностные результаты»; получены экспериментальные данные о показателях проявления сформированности личностных образовательных результатов в рамках внеурочной деятельности обучающихся по гуманитарным дисциплинам; разработана и апробирована методика развития личностных образовательных результатов в области внеурочной деятельности обучающихся по гуманитарным дисциплинам.

Понятие личностного образовательного результата «не может быть представлено без рассмотрения современного социального заказа к сфере образования. Признанными ориентирами целей российской системы образования являются формирование у выпускника творческого мышления, развитие коммуникабельности, толерантности, готовности к постоянному повышению профессиональной квалификации, а также способности к сознательному и ответственному выбору. Речь идет не просто о новых актуальных качествах личности, а о качественно новой личности, личности другого уровня» [6, с. 13-23]. Таким образом, личностные результаты трактуются как социальный заказ на формирование новой личности, необходимой для нашего социума. Это подтверждает и В.С. Басюк в научно-методическом сопровождении ФГОС последней редакции, рассматривая личностные результаты компонентом «глобальной конкурентоспобности российского образования» [7].

По мнению С.Н. Поздняк, возможность предоставить обучающимся перманентное личностное развитие может выступать базисом их дальнейшего само-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.