Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МЕДИАРЕСУРСОВ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МЕДИАРЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / МЕДИАРЕСУРСЫ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саркисян Альберт Аргенович

В статье представлена модель формирования гражданской позиции старшеклассников с использованием средств медиаресурсов, имеющая блочную структуру: целевой, методологический, теоретический, процессуально-содержательный, диагностико-результативный. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования гражданской позиции старшеклассников: мотивированность старшеклассников к проявлению активной гражданской позиции; активное включение в деятельность гражданско-патриотического характера; использование потенциала медиаресурсов; создание в образовательной организации образовательно-воспитательной среды, способствующей формированию активной гражданской позиции старшеклассников; систематическое участие в гражданско-патриотических акциях, движениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF THE CIVIL POSITION OF HIGH SCHOOL STUDENTS USING MEDIA RESOURCES

The article presents a model of the formation of the civil position of high school students using media resources, which has a block structure: targeted, methodological, theoretical, procedural and substantive, diagnostic and effective. The pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the formation of the civil position of high school students are revealed: the motivation of high school students to display an active civil position; active involvement in the activities of a civil-patriotic nature; the use of the potential of media resources; creation of an educational and educational environment in an educational organization that promotes the formation of an active civic position of high school students; systematic participation in civil and patriotic actions, movements.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МЕДИАРЕСУРСОВ»

Педагогика

УДК 378.14.015.62

соискатель кафедры педагогики и педагогического мастерства Саркисян Альберт Аргенович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СРЕДСТВ МЕДИАРЕСУРСОВ

Аннотация. В статье представлена модель формирования гражданской позиции старшеклассников с использованием средств медиаресурсов, имеющая блочную структуру: целевой, методологический, теоретический, процессуально-содержательный, диагностико-результативный. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования гражданской позиции старшеклассников: мотивированность старшеклассников к проявлению активной гражданской позиции; активное включение в деятельность гражданско-патриотического характера; использование потенциала медиаресурсов; создание в образовательной организации образовательно-воспитательной среды, способствующей формированию активной гражданской позиции старшеклассников; систематическое участие в гражданско-патриотических акциях, движениях.

Ключевые слова: гражданская позиция, старшеклассники, медиаресурсы, модель.

Annotation. The article presents a model of the formation of the civil position of high school students using media resources, which has a block structure: targeted, methodological, theoretical, procedural and substantive, diagnostic and effective. The pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the formation of the civil position of high school students are revealed: the motivation of high school students to display an active civil position; active involvement in the activities of a civil-patriotic nature; the use of the potential of media resources; creation of an educational and educational environment in an educational organization that promotes the formation of an active civic position of high school students; systematic participation in civil and patriotic actions, movements.

Key words: civic position, high school students, media resources, model.

Введение. Современное социокультурное пространство характеризуется активным внедрением продуктов медиакультуры во все сферы человеческой деятельности. Медиаграмотный педагог, который следует основным педагогическим тенденциям, главенствующим в мировой педагогической практике, способен ориентироваться в них, подстраиваться под современные реалии, участвовать в процессе формирования новейших концепций взаимодействия педагога и обучающегося, достигает наибольшего успеха в сфере личностной и профессиональной самореализации. Такой специалист должен ориентироваться на выполнение следующих первостепенных задач медиаобразования:

- стимулирование обучающихся задавать объективные проблемные вопросы, которые тем или иным образом связаны с медиапространством, медиаресурсами, медиаконтентом, которые поддаются критике, аналитике, рефлексии, за счет чего формируется критическое мышление как у обучающихся, так и у педагога;

- применение в педагогической деятельности научно-исследовательских методик, в рамках которых обучающиеся могут осуществлять самостоятельную деятельность по поиску, навигации и обработке медиаинформации, медиаконтента для решения проблемных вопросов, возникших ранее, а также для применения этих знаний, полученных в ходе профессиональной подготовки, в различных условиях и различных сферах жизнедеятельности;

- помощь обучающимся в процессе развития способностей грамотного и целесообразного применения и обработки различных авторитетных источников информации, необходимых для научного исследования проблемы со всех сторон, выявления объективной реальности, посредством чего потом возможно сделать наиболее логический и обобщенный вывод в отношении тех или иных процессов и медиаструктур, медиаприемов и технологий;

- развитие дискуссионной культуры у обучающихся в ходе образовательной деятельности, которая предполагает включение дискуссий и открытых обсуждений в отношении каких-либо медиаресурсов, медиатехнологий, медиатекстов, в рамках которых происходит становление толерантности и активного формирования собственного мнения, позиции, элементов критического мышления;

- становление культуры медиадеятельности и медийных опытов обучающимися в рамках образовательного учреждения или за его пределами, которые могут обладать творческим уклоном и относиться непосредственно к профессиональной деятельности будущих специалистов [2].

Таким образом, исходя из вышеуказанных задач, можно сказать, что спектр обязательных медиазнаний и уммений, необходимых для реализации наиболее грамотной организации и осуществления эффективного взаимодействия в рамках образовательного процесса в медиаобразовательной деятельности, представляет собой одновременно и перечень требований к современному медиапедагогу [1].

Изложение основного материала статьи. Важно понимать, что медиаобразование диктует особые правила, следование которым гарантирует педагогам осуществление наиболее эффективной и логично выстроенной профессиональной деятельности в области организации образовательного процесса как в рамках учебного заведения, так и за его пределами. Знания и умения медиаобразовательного характера должны быть направлены не только на организацию аудиторной учебной деятельности, поскольку она представляет собой лишь часть образования и профессионального становления личности. Учитывать необходимо и самостоятельную деятельность обучающихся, которая должна быть направлена на проектирование концепций взаимодействия с медиапространством, его участниками и субъектами, а также самостоятельную деятельность в области организации собственного пространства и презентации собственных творческих медиапродуктов.

Разработанная нами модель формирования гражданской позиции старшеклассников с использованием средств медиаресурсов имеет блочную структуру и включает следующие блоки: целевой, методологический, теоретический, процессуально-содержательный, диагностико-результативный.

В современной системе образования моделирование выступает одним из наиболее распространенных научно-исследовательских методов, объединяющим теоретические и эмпирические аспекты научного исследования, представляющий собой процесс создания, исследования и использования моделей. Модель представляет собой теоретический конструкт, позволяющий наглядно в виде схемы отобразить процесс или явление, раскрыть его структуру, этапы, функции, взаимосвязи и отношения. В психолого-педагогической науке накоплен достаточно большой опыт моделирования, разработки, научного обоснования и экспериментальной реализации различных моделей, моделирующих и

содержание образования, и учебную, и внеурочную деятельность, которые успешно внедряются в практику работы образовательных организаций разных уровней.

Целевой блок модели включает постановку цели, отражает социальный заказ общества, нормативно-законодательную базу. Целью реализации модели является формирование гражданской позиции старшеклассников с использованием средств медиаресурсов. Социальный заказ общества обусловлен острой потребностью в активных гражданах-патриотах, любящих свою Родину и активно действующих на ее благо и развитие.

Методологический блок отражает ключевые научные подходы и соответствующие им принципы. Общая методологическая основа на философском уровне включает положения диалектической теории познания о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений объективного мира. В рамках нашего исследования ключевыми научными подходами выступают системно-деятельностный, практико-ориентированный, аксиологический, контекстный.

Рисунок 1. Модель формирования гражданской позиции старшеклассников с использованием средств

медиаресурсов

Каждый из выбранных подходов реализуется в следующих принципах: системно-деятельностный подход конкретизирован в принципах: деятельностной позиции; активности и включенности; практико-ориентированный подход

реализуется принципами проблемности, интегративности, цифровизации; аксиологический подход реализуется принципами ценностной ориентации, гражданственности и патриотизма; контекстный подход конкретизируется принципом контекстности.

Таблица 1

Соотношение научных подходов и принципов формирования гражданской позиции старшеклассников с

использованием средств медиаресурсов

Научные подходы Принципы

системно-деятельностный деятельностной позиции, активности и включенности

практико-ориентированный проблемности, интегративности, цифровизации

аксиологический ценностной ориентации, гражданственности и патриотизма

контекстный контекстного обучения

В теоретическом блоке раскрыта сущность и компонентную структуру ключевого понятия исследования «гражданская позиция старшеклассников», которое рассматриваем как систему ценностных установок личности на государство и себя как активного гражданина, ориентированного на достижение общественного блага.

Структура гражданской позиции старшеклассников включает мотивационный, нормативный, знаниевый, коммуникативный, поведенческий компоненты. Мотивационный компонент направлен на формирование у старшеклассников устойчивой мотивации к проявлению активной гражданской позиции, активному участию в жизнедеятельности общества. Нормативный компонент обеспечивает овладение старшеклассниками знаниями о нормах и правилах, нормативно-законодательных актах по формированию гражданской позиции. В рамках знаниевого компонента у старшеклассников формируется система знаний по истории страны, о гражданских правах и обязанностях, гражданской активности. Коммуникативный компонент обеспечивает формирование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих формирование активной гражданской позиции, установление коммуникации со сверстниками. В рамках поведенческого компонента формируются действия и поступки, адекватные нормам и правилам гражданско-правового общества.

Процессуально-содержательный блок интегративно отражает этапность и содержательный аспект реализации программы «Моя гражданская позиция», педагогические условия, обеспечивающие эффективность ее реализации, ожидаемый результат. Процессуально-содержательный блок включает поэтапную работу и реализуется в три этапа: мотивационно-когнитивный, деятельностный, рефлексивный.

Так, целью мотивационно-когнитивного этапа является формирование устойчивой мотивации старшеклассников к проявлению активной гражданской позиции. Педагогическое условие - мотивированность к старшеклассников к проявлению активной гражданской позиции - на данном этапе работы реализуется в процессе таких форм работы, как знакомство с нормативно-законодательной базой РФ в сфере гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения; форумы; круглые столы, программа «Моя гражданская позиция». Ожидаемый результат - мотивированность старшеклассников к проявлению активной гражданской позиции.

Целью деятельностного этапа является активизация деятельности старшеклассников гражданско-патриотической направленности. На втором этапе в процессе участия старшеклассников в гражданско-патриотических акциях; историческом клубе; клубе юного краеведа и историка, программе «Моя гражданская позиция» реализуются следующие педагогические условия: активное включение в деятельность гражданско-патриотического характера; использование потенциала медиаресурсов; создание в образовательной организации образовательно-воспитательной среды, способствующей формированию активной гражданской позиции старшеклассников. Результатом работы в рамках деятельностного этапа будет повышение активности участия старшеклассников в деятельности гражданско-патриотической направленности.

Целью рефлексивного этапа заключается в формировании способности к оценке деятельности сверстников и самооценке собственной деятельности гражданско-патриотического характера. Педагогическое условие - систематическое участие в гражданско-патриотических акциях, движениях - реализуется при подготовке и презентации проектов; организации и проведении акций гражданско-патриотического характера; в ходе участия в программе «Моя гражданская позиция». Результатом рефлексивного этапа работы является сформированность способности к адекватной способности к оценке деятельности сверстников и самооценке собственной деятельности гражданско-патриотического характера.

В диагностико-результативном блоке представлены критерии, показатели, уровни сформированности гражданской позиции старшеклассников, диагностический инструментарий для проверки сформированности выделенных показателей, результат работы по реализации модели, программы «Моя гражданская позиция» и педагогических условий, обеспечивающих эффективность их внедрения.

Выводы. Таким образом, представленная теоретическая модель включает целевой, методологический, теоретический, процессуально-содержательный, диагностико-результативный блоки. Представленная модель обеспечивает реализацию педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования гражданской позиции старшеклассников: мотивированность старшеклассников к проявлению активной гражданской позиции; активное включение в деятельность гражданско-патриотического характера; использование потенциала медиаресурсов; создание в образовательной организации образовательно-воспитательной среды, способствующей формированию активной гражданской позиции старшеклассников; систематическое участие в гражданско-патриотических акциях, движениях.

Литература:

1. Онкович, А.В. Магистратура: профессионально ориентированное медиаобразование в области медиа / А.В. Онкович // Медиаобразование. - 2013. - № 4. - URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/magistratura-professionalno-orientirovannoe-mediaobrazovanie-v-oblasti-media-opyt-ukrainy (дата обращения: 26.03.2023)

2. Федоров, А.В. Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности / А.В. Федоров // Инновационные образовательные технологии. - 2006. - № 4 (8). -С. 44-50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.