Научная статья на тему 'Изучение вопросов культуры речи в школьном курсе русского языка'

Изучение вопросов культуры речи в школьном курсе русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2326
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ / СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CULTURE OF SPEECH / SYNTACTIC RULES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калабухова Н. П.

В статье рассматриваются синтаксические нормы современного русского литературного языка и методические приемы изучения этого материала в средней школе при подготовке к итоговой аттестации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the syntactic norms of modern Russian literary language and methods of studying this material in high school in preparation for the final certification of students.

Текст научной работы на тему «Изучение вопросов культуры речи в школьном курсе русского языка»

Н.П. Калабухова

ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО

ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматриваются синтаксические нормы современного русского литературного языка и методические приемы изучения этого материала в средней школе при подготовке к итоговой аттестации учащихся.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция. культура речи, синтаксические

нормы.

THE STUDY OF THE CULTURE OF SPEECH IN THE SCHOOL'S COURSE

OF RUSSIAN LANGUAGE

Abstract. The article deals with the syntactic norms of modern Russian literary language and methods of studying this material in high school in preparation for the final certification of students.

Key words, communicative competence, culture of speech, syntactic rules.

В спецификации Единого государственного экзамена по русскому языку особое место занимают задания, проверяющие знание учащимися языковых норм, в частности синтаксических норм современного русского литературного языка. [1, 35-47; 2, 27-34]. Синтаксические нормы -это правила построения синтаксических единиц, словосочетаний и предложений. В содержание заданий, проверяющих усвоение этих норм, включены примеры различных синтаксических ошибок. необходимо установить соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками. [3, 21-30]. Поэтому учителю, работающему в старших классах, необходимо уделять внимание теоретическому материалу по культуре речи и соответствующим практическим заданиям, что будет способствовать формированию коммуникативной компетенции обучающихся.

Рассмотрим типичные виды синтаксических ошибок.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

При употреблении падежных форм существительных с предлогом часто встречаются следующие ошибки.

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции. установить о причинах аварии (правильно. установить причины); не касаться к этим вопросам (правильно. не касаться этих вопросов);

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания. характерная им особенность (правильно. характерная для них особенность);

3) неправильный выбор предлога. партнер в игре в теннис (правильно. партнер по игре в теннис).

После предлога по в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в предложном падеже. по приезде в город, по возвращении домой; после предлогов благодаря, согласно, вопреки - в дательном падеже. согласно приказу, вопреки прогнозу.

2. Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением.

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключённые в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному. Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно. Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться. В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например. Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели. Вопросительные местоимения кто?, что? и отрицательные никто, ничто употребляются с глаголами в форме единственного числа. кто согласился. В конструкциях типа те, кто и все, кто предпочтительнее употреблять глагол в единственном числе. те, кто пришёл...; все, кто пришёл...

4. Нарушение способа выражения сказуемого, например. Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные - в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму иллюстрированы.

5. Ошибки в построении предложения с однородными членами.

1) смешение компонентов двойных союзов - создание неправильной пары союзов. Новая статья напечатана не только в газетах, а также в глянцевых журналах (правильно. ...не только в газетах, но и в глянцевых журналах);

2) неправильное положение компонентов двойного союза: Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране (правильно: ...за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране);

3) пропуск предлога: Предлагают туристические поездки в Турцию, Египет, Малайзию, Кубу (правильно: в Турцию, Египет, Малайзию, на Кубу);

4) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: Тема сочинения может быть раскрыта на примере произведений различных поэтов: А.С.Пушкин, С.А.Есенин, А.А. Блок (правильно: ... А.С.Пушкина, С.А.Есенина, А.А. Блока);

5) нарушение управления при однородных членах: два и более однородных члена должны требовать от общего зависимого слова одинакового падежа и предлога: например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить бельё и т.п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает её.

6) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения - в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты: Это был человек, знавший себе цену и который никому не давал себя в обиду (правильно: . человек, знавший себе цену и никому не дававший себя в обиду... или ... человек, который зал себе цену и никому не давал себя в обиду).

6. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например: Я бродил по улицам, заросших одуванчиками и цветущей травой (неверно выбран падеж причастия; правильно: ...по улицам, заросшим.).

Причиной ошибки может быть также неверный порядок слов в предложении: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес (определяемое слово не должно находиться внутри определения; правильно: Статья, опубликованная в газете... или Опубликованная в газете статья.).

7. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

При использовании деепричастного оборота следует помнить, что, как правило, называемое им действие обозначает действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь (я приехал и отправился).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу. );

2) если в безличном предложении есть смысловое подлежащее в косвенном падеже и нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно (правильно: Когда я приехал в Москву. );

3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).

8. Ошибки при построении сложного предложения, например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился - придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.

9. Неправильное построение предложения с косвенной речью, например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю - при переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Также одной из распространённых ошибок является употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли»: Учитель спросил, что успеем ли мы закончить работу на этой неделе.

С целью формирования коммуникативной компетенции учащихся и активной подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку можно предложить учащимся тематические тренинги, ориентированные на изучение синтаксических норм современного русского литературного языка.

Тематический тренинг «Синтаксические нормы»

1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Распахнув окно, в комнату внезапно ворвался аромат цветущей сирени. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Этот случай описан Н.В Гоголем в комедии «Ревизоре». 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Многие из тех, кто участвовал в прошлогоднем фестивале, снова приедет в Москву. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Родион Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Согласно легенды, у этого камня следует загадывать желание. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение построения предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) В журнале «Науке и жизни» опубликовано множество интересных материалов. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Взобравшись на крышу сарая, Павлу был виден весь сад. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Никто из сестёр, даже младшая, не знала об этом. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) В этом порту вы встретите не только грузовые, а также пассажирские суда. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение построения предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Поднятая проблема в данном тексте актуальна и в наши дни. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Не случайно герой говорит, что я никогда не совершаю необдуманных поступков 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Все, кто бывали в Крыму, помнят запах можжевеловых рощ. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Автор поднимает проблему не только филологическую, сколько социальную. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Поднимаясь по лестнице, мне послышались знакомые голоса. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение построения предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Двадцать одна торговая компания уже заявили о расширении своей деятельности. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) По зрелому размышлению я отказался от этого щедрого предложения. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Живший Михаил Волошин в Коктебеле описал Феодосию в октябре 1920г. в стихотворении «Бойня». 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Глядя на фотографию родного дома, мне вспомнилась молодость. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) В центре внимания Гончарова судьбы двух друзей: Обломов и Штольц. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение построения предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Несоответствие работы образованию, полученного в вузе, особенно характерно для молодого поколения россиян. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Я хотел вникнуть и познать все тайны окружающего мира. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) На знаменитой кондитерской фабрике «Красном октябре» недавно отметили юбилей. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Все, кто были в этот день в театре, не раз вспоминали удивительную игру актёров. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) По приезду в Москву мы отправились на Красную площадь. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение построения предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ключи

№ задания А Б В Г Д

1 5 3 2 4 1

2 3 5 2 4 6

3 6 7 2 4 5

4 2 1 6 5 4

5 6 4 3 2 1

Таким образом, обобщающее повторение вопросов культуры речи и, в частности, синтаксических норм современного русского литературного языка будет способствовать формирование коммуникативной компетенции старшеклассников и позволит им подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку в форме Единого государственного экзамена.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нарушевич А.Г. Русский язык. Тесты для подготовки к ЕГЭ с комментированными ответами. М.: Просвещение, 2015. - 189 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гингель Е.А.Новый вариант задания 7 на ЕГЭ-2015. Тренировочные упражнения. 11 класс // Русский язык. Первое сентября. М.: Первое сентября, 2015. - № 1. - С. 34-38.

3. Нарушевич А.Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

УДК 81'33 ББК 81.1

А.В. Атлан

ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭТИМОЛОГИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье характеризуются пути использования этимологии лингвистических терминов в школьном курсе русского языка. Показано, что анализ происхождения лингвистических терминов на уроках русского языка помогает школьникам усвоить значение и написание терминов, стимулирует интерес к предмету.

Ключевые слова: термин, этимология, внутренняя форма слова, корень, семантика, орфография, падеж.

A.V. Atlan

WAYS OF STUDING THE ETYMOLOGY OF LINGUISTIC TERMS ON RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Abstract. The article characterizes the ways of using the etymology of linguistic terms in a school Russian language course. It is shown that the analyses of the origin of linguistic terms on Russian language lessons helps pupils to learn the meaning and spelling of terms and stimulates interest in the subject. Keywords: term, etymology, inner form, root, semantics, orthography, case.

Этимология как раздел языкознания, изучающий происхождение слов, выявляющий их внутреннюю форму, имеет важное лингводидактическое значение. Поиск происхождения слова, его родственных связей приучает школьников «вдумываться в слова, анализировать их <...> и в результате развивает речемыслительные способности» [5, 148]. Этимологические разыскания «побуждают учащихся к установлению связи между названием и предметом, неизменно вызывая интерес детей, чувство захваченности, любопытства» [4, 92]. Характеристика основных проблем использования этимологического анализа в школьной практике содержится в книгах И.В. Прониной [8] и Л.И. Шелеповой [14, 87 - 99].

Одним из путей использования этимологии в школьном курсе русского языка является истолкование происхождения изучаемых лингвистических терминов.

Каждая отрасль науки использует ту или иную терминологию. Как отмечает И.П. Сусов в своей «Истории языкознания», постепенное формирование русской лингвистической терминологии происходило (с опорой на античную, греко-латинскую традицию) уже в средневековой Руси: «Первоначально русские лингвистические термины были очень расплывчаты. Лишь постепенно формируется своя терминологическая система. При этом используются словообразовательные ресурсы родного языка и строго отбираются возникшие при переводах разных текстов дублеты. Утверждается стремление к ясности терминов, к более строгим определениям» [10, 121]. На всех этапах развития языкознания «возникновение новых идей обычно связано и с появлением новых терминов, и с нестандартным использованием старых» [11, 179]. Академик Д.С. Лихачев подчеркивал важную роль терминов в развитии науки: «В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления - термин. Очень часто это значит закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание» [6, 481].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.