Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ'

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
445
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / SOUND REPRODUCTION / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петтистова В.О.

Статья посвящена выявлению уровня развития звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Рассмотрены критерии и методы выявления уровня звукопроизношения. Также отражена актуальность данной темы в работе с младшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петтистова В.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

УДК 371.26

Петтистова В. О. студент магистрант «Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова»

Россия, г. Абакан

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III

УРОВНЯ

Аннотация: Статья посвящена выявлению уровня развития звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня. Рассмотрены критерии и методы выявления уровня звукопроизношения. Также отражена актуальность данной темы в работе с младшими школьниками.

Ключевые слова: звукопроизношение, общее недоразвитие речи, младшие школьники.

Pettistova V.O. masters degree student «The Khakas State University of N.F. Katanov»

Russia, Abakan Khakassky state University of N.F. Katanova

Abstract: The article is devoted to revealing the level of development of sound reproduction in children of primary school age with general underdevelopment of speech level III. The criteria and methods for detecting the level of sound reproduction are considered. Also, the relevance of this topic is reflected in the work with younger schoolchildren.

Key words: sound reproduction, general underdevelopment of speech, junior schoolchildren.

Сегодня, когда возрастание коммуникативной активности членов нашего общества продиктовано быстро изменяющимися условиями жизни, проблема речевого развития школьников становится особенно актуальной. Следует отметить, что развитие речи, как основная задача, ставится на всем протяжении обучения ребенка, начиная с дошкольного возраста. Однако именно начальная школа, в силу того что именно в этот период происходит изменение его деятельности, является наиболее сензитивным периодом для решения этой задачи.

Эта задача закреплена в нормативных документах по начальному образованию, где говорится о том, что приоритетным направлением этого периода является формирование коммуникативной культуры. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) нацеливает на то, что младший школьник должен «...осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и

письменной формах».

Однако решение этой задачи осложняется тем, что сегодня в общеобразовательных учреждениях все больше детей, имеющих различные речевые нарушения. Чаще всего, в школу приходят дети с диагнозом, говорящим что у них есть общее недоразвитие речи (далее ОНР). При этом у ребенка могут наблюдаться различные недостатки речевого развития. Это нарушения звукопроизношения, нарушения звуко-слоговой структуры речи, а также интонационной выразительности. Однако все они проявляются в просодической стороне речи (сила голоса, тембр, выразительность) и влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи ребенка. В свою очередь, эти проблемы вызывают трудности не только в общении с окружающими, но могут повлиять в дальнейшем на определенные изменения личности и ее становление. А они будут отражаться в учебной деятельности, так как ведут, чаще всего, к застенчивости и закомплексованности ребенка. Кроме того, у ребенка с такими нарушениями появляются проблемы в формировании лексико-семантических и лексико-грамматических обобщений. Нарушения звукопроизношения отражаются и на процессе овладения письмом, причем у детей с такими нарушениями встречаются как орфографические, так и фонетические ошибки. Все это говорит о необходимости коррекционной работы по звукопроизношению в период начальной школы.

Цель констатирующего этапа исследования: изучить особенности сформированности звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.

Задачи:

1. Сформировать экспериментальную и контрольную группу участников исследования.

2. Подобрать необходимые методики диагностики звукопроизносительной стороны речи.

3. Провести исследование, выполнить количественный и качественный анализ полученных данных.

На констатирующем этапе было проведено исследование звукопроизносительной стороны речи детей двух групп. Нами была использована методика «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.

Обследование произношения звуков:

- изолированно;

- в словах;

- в слогах;

- во фразах;

- в потешках;

- в самостоятельной речи;

- в отраженной речи.

При общей оценке состояния звукопроизношения использовалась трехбалльная система:

1 балл - нарушения как согласных звуков (более трех групп), так и гласных звуков (усредненность /редуцированность/, назальный оттенок), нечеткость артикуляции и умеренно выраженное снижение разборчивости речи; низкий уровень мотивации к выполнению задания, стимулирующая помощь не учитывается;

2 балла - негрубые нарушения отдельных согласных звуков или групп согласных звуков (до трех-четырех групп), некоторое снижение четкости артикуляции, незначительное ухудшение разборчивости речи;

3 балла - недостатков звукопроизношения выявлено не было, артикуляция четкая, разборчивость речи не нарушена.

По результатам проводился качественный и количественный анализ полученных результатов.

На первом этапе исследования проводилась диагностика звукопроизношения у младших школьников двух групп. Результаты детей экспериментальной группы представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Уровень звукопроизношения у младших школьников экспериментальной группы _______

№ п/ п Учащиес я Изоли р. В слова х В слога х Во фраза х В поте ш ках В самос т. речи В отра ж. речи Сред н. балл Уровен ь

1 Алижон А. 2 2 1 1 1 1 1 1 Низкий

2 Ангелин а Б. 2 2 1 1 2 2 2 2 Средни й

3 Артем Ш. 2 1 0 1 0 1 0 1 Низкий

4 Денис П. 2 2 1 1 0 1 0 1 Низкий

5 Кирилл Ш. 1 1 1 1 0 0 1 1 Низкий

6 Саша Я. 2 2 1 1 0 1 0 1 Низкий

7 Сабина У. 2 2 1 1 2 2 1 2 Средни й

8 Маша Ш. 2 1 1 1 1 0 0 1 Низкий

9 Рома Б. 3 3 2 3 2 2 2 2 Средни й

10 Карина С. 2 1 0 1 0 1 0 1 Низкий

11 Маша Б. 3 2 1 2 2 2 2 2 Средни й

12 Миша З. 2 2 1 1 0 1 0 1 Низкий

13 Алсу В. 3 1 2 2 2 2 2 2 Средни й

14 Тимур А. 2 1 1 1 1 0 0 1 Низкий

15 Софья Т. 3 2 2 2 2 2 2 2 Средни й

Средн.балл 2,2 1,7 1,1 1,3 1,0 1,2 0,9 1,3 Средни й

Результаты свидетельствуют о том, что высокие результаты не были получены ни у кого из учащихся экспериментальной группы. Средний балл группы составил 1,3 балла, что соответствует среднему уровню сформированности звукопроизношения учащихся. Результаты детей контрольной группы отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Уровень звукопроизношения у младших школьников контрольной группы_

№ Уч-ся Изол. В В Во В В В Средн Уровень

п/ слова слог фраз поте самост отраж

п х ш ках речи . речи балл

1 Полина

Б. 3 3 3 3 3 3 3 3 Высокий

2 Вика

И. 3 3 3 3 3 3 3 3 Высокий

3 Макси

м К. 3 2 3 3 3 2 2 3 Высокий

4 Саша

П. 3 3 3 2 2 3 3 3 Высокий

5 Даша

О. 3 3 2 2 3 3 2 3 Высокий

6 Леша

П. 3 3 3 3 3 2 3 3 Высокий

7 Катя Ч. 3 3 2 3 3 2 3 3 Высокий

8 Егор К. 3 3 2 3 3 3 3 3 Высокий

9 Ваня Б. 3 3 3 2 2 2 3 3 Высокий

10 Арина

Н. 3 3 2 3 2 2 2 2 Средний

11 Мирон

Ш. 3 3 2 3 2 2 3 3 Высокий

12 Оля Т. 3 3 3 3 2 3 3 3 Высокий

13 Олег

Ю. 3 2 3 2 2 2 3 2 Средний

14 Сережа

А. 3 3 3 3 3 3 3 3 Высокий

15 Паша

Т. 3 3 3 3 3 3 2 3 Высокий

Средн.балл 3,0 2,9 2,7 2,7 2,6 2,5 2,7 2,7 Высокий

В контрольной группы результаты значительно выше, чем в экспериментальной: средний балл составил 2,7 баллов, что соответствует высокому уровню развития звукопроизношения у учащихся без речевых

нарушений.

Сравнительное распределение учащихся по уровню развития звукопроизношения отражено на рис.1.

□ Высокий □ Средний □ Низкий

Рис 1. Сравнительное распределение учащихся двух групп по уровню развития звукопроизношения, констатирующий этап исследования

Большинство (53%) младших школьников с ОНР III уровня показали низкий уровень развития звукопроизношения. Высоких результатов не выявлено. В контрольной группе большинство (87%) младших школьников показали высокие результаты, низких результатов не выявлено. Таким образом, можно сделать вывод о существенных различиях в развитии звукопроизношения младших школьников с ОНР III уровня и детей с нормальным речевым развитием.

Для проведения качественного анализа рассмотрим результаты диагностики звукопроизношения у детей экспериментальной группы.

Искажениями характеризовались 13 (87%) учащихся с ОНР III уровня. При этом только в 2-ух случаях (13%) отмечались только искажения. Одинаковый вид искажений разных групп звуков отмечен у 4 школьников (27%). Нарушения в произношении звуков, характеризующиеся различным видом искажений звуков (например, межзубным произношением свистящих и боковым произношением шипящих звуков), наблюдались у 7 детей (47%).

Заменами и смешениями характеризовались 6 учащихся с ОНР III уровня (40%). При этом у 3 детей (20%) в речи встречались только фонематические нарушения. У 9 младших школьников с ОНР (60%) фонетические нарушения сочетались с фонематическими нарушениями -заменами, смешениями. У 4 (27%) учащихся с ОНР III уровня были отмечены сочетания искажений с заменами и смешениями. Сочетание замен и искажений выявлено у 4 детей (27%); сочетанием искажений со смешениями характеризовался только 1 (7%) учащихся экспериментальной группы.

Таким образом, исследование показало следующие виды нарушений

звукопроизношения и их сочетаний у учащихся экспериментальной группы:

- 5 случаев (36%) усредненности гласных звуков;

- 3 случая (20%), в которых дети характеризовались носовым оттенком при произнесении гласных [О,У];

- у 10 учащихся (67%) отмечены сигматизмы свистящих;

- у 3 школьников (20%) отмечено призубное, у 3- (20%) межзубное, у 2-х (13%) - боковое произношение.

- смешения свистящих и шипящих выявлено у 2-ух детей (13%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- недостатки произношения соноров (переднеязычных смычно-проходных) [Л, Л'] отмечены у 12-и учащихся (80%). Межзубным произношением характеризовались 4 ребенка (27%); замена [Л] на двугубный звук [W] отмечена у 4 школьников с ОНР (27%).

- удлинением смежных гласных характеризовался только 1 ребенок (7%); заменами звука [Л] на [Ы] характеризовались 2 ребенка (14%), на [j] -5 учащихся (33%);

- ротацизмы были выявлены у 14 учащихся экспериментальной группы (93%). Из них 2 ребенка (13%) с боковым произношением, 3 ребенка (20%) с одноударным произношением. Заменами [Р] на [Ы] характеризовались 2 ученика (13%); горловым (велярным) произношением 2 ребенка (13%).

- у одного ученика при произнесении [Р] отмечалась грубая вибрация кончика и спинки языка у верхних резцов.

- заменяли [Р'] на [j] 6 учащихся (40%), [Р,Р'] на [Л,Л'] 5 учащихся (33%);

- межзубное произношение переднеязычных звуков: взрывных [Т, Т', Д, Д'] - у 2 детей (13%); смычно-проходных [Н, Н'] - у 1 ребенка (7%); сочетание данных дефектов в произношении отмечалось в 1 случае (7%);

Средний уровень развития звукопроизношения показали 57% участников экспериментальной группы. Это учащиеся, у которых были отмечены негрубые нарушения отдельных согласных звуков или групп согласных звуков, а также незначительное снижение четкости артикуляции и ухудшение разборчивости речи. У остальных школьников с ОНР III уровня были отмечены нарушения более 4-х групп согласных звуков или же 3 группы согласных и гласных звуков.

В контрольной группе существенных нарушений звукопроизношений не выявлено.

Таким образом, исследование показало, что развитие звукопроизношения детей экспериментальной группы не соответствует возрастной норме.

Результаты исследования позволили сделать выводы о различиях в развитии звукопроизношения младших школьников с ОНР III уровня и их сверстников без нарушений речевого развития. Речь детей характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенное исследование показало: общий уровень развития звукопроизношения у учащихся с ОНР III уровня находится на среднем и низком уровне и не соответствует возрастной норме. В основе нарушений произношения таких учащихся лежат сочетанные нарушения. Большинство учащихся экспериментальной группы страдают ротацизмом и ламбдацизмом.

Использованные источники:

1. Налимова Т. А. Актуальные вопросы развития речи младших школьников Т. А. Налимова, 2017 Оформление. ООО «Бук», 2017

2. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко и др. - М.: «Гном-Пресс», 2016. -120 с.

УДК 371.26

Петтистова В. О. студент магистратуры научный руководитель: Мальчевская М.Л., к.пед.н.

доцент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Россия, г. Абакан ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Аннотация: В данной статье отражены взгляды исследователей на проблему звукопроизношения детей с общим недоразвитием речи. Также обозначены особенности звукопроизношения младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, звукопроизношение, младшие школьники

Pettistova V.O. masters degree student «The Khakas State University of N.F. Katanov»

Russia, Abakan Scientific supervisor: Malchevskaya M.L. candidate of pedagogical sciences, associate professor

Khakassky state University of N.F. Katanova Abstract: This article reflects the views of researchers on the problem of sound reproduction of children with general speech underdevelopment. Also features of the sound reproduction of younger schoolchildren with general underdevelopment of speech level III are indicated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.