Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / SOUND REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петтистова В.О.

В данной статье отражены взгляды исследователей на проблему звукопроизношения детей с общим недоразвитием речи. Также обозначены особенности звукопроизношения младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенное исследование показало: общий уровень развития звукопроизношения у учащихся с ОНР III уровня находится на среднем и низком уровне и не соответствует возрастной норме. В основе нарушений произношения таких учащихся лежат сочетанные нарушения. Большинство учащихся экспериментальной группы страдают ротацизмом и ламбдацизмом.

Использованные источники:

1. Налимова Т. А. Актуальные вопросы развития речи младших школьников Т. А. Налимова, 2017 Оформление. ООО «Бук», 2017

2. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко и др. - М.: «Гном-Пресс», 2016. -120 с.

УДК 371.26

Петтистова В. О. студент магистратуры научный руководитель: Мальчевская М.Л., к.пед.н.

доцент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Россия, г. Абакан ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Аннотация: В данной статье отражены взгляды исследователей на проблему звукопроизношения детей с общим недоразвитием речи. Также обозначены особенности звукопроизношения младших школьников с общим недоразвитием речи IIIуровня.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, звукопроизношение, младшие школьники

Pettistova V.O. masters degree student «The Khakas State University of N.F. Katanov»

Russia, Abakan Scientific supervisor: Malchevskaya M.L. candidate of pedagogical sciences, associate professor

Khakassky state University of N.F. Katanova Abstract: This article reflects the views of researchers on the problem of sound reproduction of children with general speech underdevelopment. Also features of the sound reproduction of younger schoolchildren with general underdevelopment of speech level III are indicated.

Key words: general underdevelopment of speech, junior schoolchildren, sound reproduction

С введением в обучение в школе ФГОС НОО основной задачей становится речевое развитие школьника, а одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. При этом правильная речь предполагает, прежде всего, правильное звукопроизношение. Большинство детей правильным звукопроизношением овладевают еще в дошкольном возрасте. Основным способом этого овладения является подражание правильной речи окружающих людей. Тем не менее, у достаточного количества детей сегодня дефекты в произношении звуков остаются и в младшем школьном возрасте. К таким детям относятся дети с общим недоразвитием речи. И эта проблема теперь становится актуальной именно для педагогов и логопедов в системе общеобразовательной школы.

Диагноз общее недоразвитие речи включает в себя различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы ( звуковой и смысловой сторон). При этом в общеобразовательные школы попадают в основном дети, имеющие недостатки именно в звукопроизношении. Этой стороной нарушения речи занимались такие исследователи, как Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова, М.Ф. Фомичева, А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и другие. При этом в их работах даются четкие рекомендации по преодолению этого дефекта, приводится последовательность в работе над звуком. Тем не менее образовательная практика показывает, что этого недостаточно. В специальных исследованиях советских ученых, в частности Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой и др., было доказано, что нарушения речи связаны с отклонениями в анализаторной деятельности детей (главным образом в речедвигательной или речеслуховой), обусловливающей нарушения дифференциации звуков речи. Вследствие этого учащиеся с трудом овладевают звуковым анализом и синтезом слова в период начального обучения в школе[1].

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка - фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности[2, с. 125].

В большинстве случаев дети с ОНР III уровня, обучающие в общеобразовательной школе, это дети, у которых недостатками речи является только неправильное звукопроизношение. При этом понимание

речи, словарь и грамматический строй не страдают. В логопедии такие нарушения получили название дислексии. По мнению М.Ф. Фомичевой, при произношении ребенком каждого звука совершается сложный акт, который связан с точной координированной работой всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. При этом недостатки звукопроизношения чаще всего являются физиологические и не связаны с патологией. Все это говорит, что они могут иметь временный характер, однако должны быть подвергнуты при длительном их сохранении коррекции.

Дошкольник, приходящий в школу, в норме способен замечать особенности произношения и других детей, и некоторые недостатки в своей речи. В этот период у него должны быть готовы к правильному восприятию всех звуков родного языка речедвигательный и речеслуховой аппараты. При этом, как показывают исследования, могут встречаться отдельные недостатки произношения звуков (нечеткое произношение шипящих, замена [р] на [л] или [й], [л] на [л']. Сохраняется и некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков. Тем не менее, как указывает М.Ф. Фомичева, в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок при поступлении в школу должен овладеть всеми звуками родного языка и правильно употреблять их в речи. Эта особенность необходима для усвоения ребенком фонемного состава языка, который неразрывно связан с процессами чтения и письма. Как говорит А.Н. Гвоздев, формирование фонем - это завершающее усвоение звуковой системы языка. Происходит это только тогда, когда ребенок осуществляет распознавание прежде смешивавшихся звуков и использует их для различения слов. Однако в силу разных причин этого не происходит у детей, имеющих диагноз ОНР III уровня.

Рассматривая особенности звукопроизношения младших школьников, можно выделить такие:

- владение навыками звукового анализа, свободное определение место звука в слове;

- четкое произношение всех звуков;

- отсутствие замены шипящих и свистящих звуков;

- возможны до конца не сформированные шипящие и р.

Говоря же о детях с ОНР III уровня можно выделить такие особенности в их звукопроизношении:

- отсутствие дифференциации в произношении свистящих, шипящих звуков (причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы);

- частые замены одних звуков другими, более простыми по артикуляции (н-р, соноров (дюка вместо рука, палоход вместо пароход), свистящих и шипящих (тотна вместо сосна, дук вместо жук);

- неправильное употребление звука в разных словах (паяход - пароход, палад - парад, люка - рука);

- четкое произношение изолированных звуков и его смешение в словах

и предложениях (ямак вместо гамак, котенот вместо котенок);

- искажение артикуляции части звуков (межзубное произношение свистящих, горловое р и др.).

Таким образом, у детей с ОНР III уровня несформированность звуковой стороны речи выступает на первый план. Причинами этого являются незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Это приводит не только к неправильному произношению звуков, но и недостаткам в их различении, трудностям в звуковом анализе речи. А это часто приводит и к задержке лексико-грамматического развития.

В исследованиях Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной отмечается, что у детей с ОНР всегда есть нарушения звукопроизношения. При этом у 15 % детей нарушаются две группы звуков (свистящие и сонорные или шипящие и сонорные). У них также наблюдаются замены и пропуски. У 30 % нарушены три группы и наблюдаются искажения, регулярные замены, перестановки, пропуски слогов в многосложных словах. У 55 % детей -четыре и более групп. При этом в их речи присутствуют нерегулярные замены и искажения. Детей с грубыми нарушениями фонематических процессов отмечается 85 %, ас их несформированностью 15 %. Тем не менее, следует отметить, что у детей с ОНР III уровня, в отличие от первых двух, более сформирована именно звуковая сторона речи. У этих ребят отмечаются дефекты в произношении сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Отмечается недостаточная дифференциация ряда звуков. Достаточно редко встречаются перестановки звуков. Обычно это отмечается в незнакомых и сложных по слоговой структуре словах. Но при этом дети этой категории не удерживают в памяти фонематический образ слова, понимая его значение. Это приводит к искажениям в различных вариантах (персеверации, перестановке звуков и слогов, парафазиям, опусканием слогов, добавления звуков и слогов).

Еще одной особенностью нарушений в речи таких детей является вялая артикуляция и нечеткая дикция. Это при общении с ребенком производит впечатление общей смазанности речи. Кроме того, диагноз ОНР приводит к особенностям детей и в поведении. Так у них отмечается повышенная усталость, раздражительность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность. Достаточно часто они подвержены смене настроения, могут присутствовать проявления агрессии, навязчивости, беспокойства. Хотя могут, значительно редко, наблюдаться заторможенность и вялость. Эти дети неусидчивы, у них снижена работоспособность и произвольное внимание. Все это отражается не только в поведении на уроке, но и откладывает отпечаток на общей успеваемости.

Таким образом, для детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня характерно такое состояние звукопроизношения: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением; возможно отсутствие звука или его замена близкими по артикуляции. При этом отмечаются особенности

развития и психической сферы, к числу которых относится неустойчивое внимание, отвлекаемость, низкая познавательная активность. В учебной деятельности эти учащиеся плохо запоминают речевой материал, а при выполнении заданий допускают множество ошибок. Речь таких детей звучит некрасиво и неправильно.

Все это говорит о необходимости проведения с такими детьми коррекционной работы.

Использованные источники:

1. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для ВУЗов - М.: Владос, 2006. - 704 с.

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. -- М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.

3. Никашина Н.А. Формирование речи и ее недоразвитие. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -С. 153-157.

4. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.-М.: Просвещение, 1989.—223 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.