Научная статья на тему 'Формирование произносительной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Формирование произносительной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
произносительная сторона речи / дошкольники / общее недоразвитие речи / phonetic side of speech / preschool children / general speech underdevelopment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Сергеевна Алпатова, Ирина Анатольевна Ульянова

В статье освещается проблема фонетического оформления речи у старших дошкольников с общим недоразвитием. Раскрывается содержание понятия «общее недоразвитие речи». Оно трактуется как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Представлена система логопедической работы, направленная на выявление особенностей формирования навыков звукопроизношения у данной категории детей. Описаны этапы опытно-экспериментального исследования: констатирующий этап, на котором была проведена диагностика речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи; формирующий этап, задачей которого было формирование правильного звукопроизношения у детей этой группы; контрольный этап, на котором была проведена оценка результативности проведенной логопедической работы. Проанализированы результаты экспериментального исследования, выявлена положительная динамика показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталья Сергеевна Алпатова, Ирина Анатольевна Ульянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phonetic formation of speech in older preschoolers with general speech underdevelopment

The article highlights the problem of phonetic formation of speech in older preschoolers with general speech underdevelopment. The content of the concept of “general speech underdevelopment” is revealed. It is interpreted as a complex speech disorder in which children with normal hearing and primary intact intelligence have a systemic impairment of all components of speech activity. A system of speech therapy work is presented, aimed at identifying the features of the formation of phonetic pronunciation skills in this category of children. The authors describe the stages of experimental research. They are the stating stage including the diagnosis of the speech development of preschoolers with general speech underdevelopment; the formative stage containing the tasks for forming the correct phonetic pronunciation in children of this group; the control stage was based on the assessment of the speech therapy work effectiveness. The results of the experimental study were analyzed, positive dynamics of indicators was revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование произносительной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGY

УДК 376 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_10

Наталья Сергеевна Алпатова,

г. Москва Ирина Анатольевна Ульянова

г. Волжский

Формирование произносительной стороны речи у старших дошкольников

с общим недоразвитием речи

В статье освещается проблема фонетического оформления речи у старших дошкольников с общим недоразвитием. Раскрывается содержание понятия «общее недоразвитие речи». Оно трактуется как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Представлена система логопедической работы, направленная на выявление особенностей формирования навыков звукопроизношения у данной категории детей. Описаны этапы опытно--экспериментального исследования: констатирующий этап, на котором была проведена диагностика речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи; формирующий этап, задачей которого было формирование правильного звукопроизношения у детей этой группы; контрольный этап, на котором была проведена оценка результативности проведенной логопедической работы. Проанализированы результаты экспериментального исследования, выявлена положительная динамика показателей.

Ключевые слова: произносительная сторона речи, дошкольники, общее недоразвитие речи.

Natalia Sergeevna Alpatova,

Moscow Irina Anatolievna Ulyanova

Volzhsky

The phonetic formation of speech in older preschoolers with general speech underdevelopment

The article highlights the problem of phonetic formation of speech in older preschoolers with general speech underdevelopment. The content of the concept of "general speech underdevelopment" is revealed. It is interpreted as a complex speech disorder in which children with normal hearing and primary intact intelligence have a systemic impairment of all components of speech activity. A system of speech therapy work is presented, aimed at identifying the features of the formation of phonetic pronunciation skills in this category of children. The authors describe the stages of experimental research. They are the stating stage including the diagnosis of the speech development of preschoolers with general speech underdevelopment; the formative stage containing the tasks for forming the correct phonetic pronunciation in children of this group; the control stage was based on the assessment of the speech therapy work effectiveness. The results of the experimental study were analyzed, positive dynamics of indicators was revealed.

Keywords: phonetic side of speech, preschool children, general speech underdevelopment.

В последние годы наблюдается увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Наиболее распространенная группа представлена детьми с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), определяемое как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается системное нарушение всеx компонентов речевой деятельности: звукопроизносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, навыков связного высказывания [2, 4].

Следует отметить, что в логопедии рядом авторов (Р.Е. Левиной, Е.Ф. Архиповой, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чирки-ной, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, С.Н. Шаховской и др.) разработана и широко используется методическая система коррекционной работы с детьми с ОНР.

10

В логопедической работе с детьми данной категории на первое место выдвигается задача коррекции произношения отдельных звуков. Именно правильно поставленное произношение звуков является базой для дальнейшего адекватного развития грамматического строя речи, формирования навыков словообразования и других речевых процессов. Именно формирование навыков звукопроизноше-ния у детей с ОНР вызывает наибольшую трудность и требует специального внимания логопеда, определенной и своевременной коррекции [1, 6].

В связи с вышеизложенным проблема формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР является актуальной и востребованной в современной логопедической практике.

Проанализировав научную литературу по проблеме исследования и обобщив практический

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022

опыт работы, была определена цель эксперимента - выявить особенности формирования навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение учебного года на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 94 «Полянка», г. Волжского. Всего в эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 5 лет (10 детей контрольной и 10 детей экспериментальной групп). 7 детей экспериментальной группы имели логопедическое заключение: ОНР (3 уровень речевого развития), 3 детей - ОНР (3 уровень речевого развития) при легкой степени дизартрии.

Приведем характеристику каждого ребенка экспериментальной группы.

1. Василиса В., 5,3 лет. Нарушения звукопро-изношения: дефект оглушения, шипящий сигма-тизм, ламбдацизм, ротацизм. Девочка спокойная, неконфликтная, трудоспособная.

2. Матвей А., 5,6 лет. Нарушения звукопроиз-ношения: свистящий и шипящий сигматизм, ротацизм. Мальчик тихий, замкнутый, тревожный. В коллективе проявляет себя менее активно.

3. Максим Л., 5,4 лет. Нарушение звукопроиз-ношения: свистящий сигматизм, ламбдацизм, ротацизм. Мальчик общителен, в группе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей.

4. Денис К., 5,2 лет. Нарушение звукопроизно-шения: каппацизм, шипящий и свистящий сигма-тизм, ламбдацизм, ротацизм. Нарушение дикции, дикция нечеткая, недостаточная выразительность речи и вялая артикуляция, обусловленное общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией. Мальчик активный, на занятиях невнимательный, рассеянный.

5. Кристина К., 5, 7 лет. Нарушение звукопро-изношения: йотацизм, каппацизм, парасигматизм, параламбдацизм, ротацизм. Девочка активная, невнимательная. На занятиях иногда может быть рассеянна.

6. Владимир Н., 5,4 лет. Нарушение звукопро-изношения: свистящий и шипящий сигматизм,

ламбдацизм, ротацизм. Мальчик подвижный, общительный, быстро находит общий язык со сверстниками.

7. Владимир Л., 5,2 лет. Нарушение звукопро-изношения: свистящий и шипящий сигматизм, ламбдацизм, ротацизм. Мальчик пассивный, необщительный. На занятиях неинициативен.

8. Даниил К., 5,5 лет. Нарушение звукопроиз-ношения: дефект смягчения, свистящий и шипящий сигматизм, ротацизм. Мальчик добрый, вдумчивый, сосредоточенный.

9. Василиса Ф., 5,3 лет. Нарушение звукопро-изношения: парасигматизм, параламбдацизм, ротацизм. Девочка внимательная, дружелюбная, активно отвечает на занятиях, хорошо ладит с коллективом.

10. Ярослав Ф., 5,6 лет. Нарушение звукопро-изношения: дефекты смягчения, каппацизм, гамма-цизм, свистящий и шипящий сигматизм, ламбда-цизм, ротацизм. Нарушение просодической стороны речи, нечеткая дикция, недифференцированное произнесение пар или групп звуков, а также нестойкое употребление в речи звуков, обусловленное общим недоразвитием речи при стёртой дизартрии. Мальчик спокойный, тихий, дружелюбный. На занятиях застенчив, не любит, когда его спрашивают.

Исследование было направлено на целостное изучение уровня сформированности звукопроизноше-ния у детей экспериментальной и контрольной групп.

Нами были выделены показатели для изучения уровня сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

- изолированное звукопроизношение;

- звукопроизношение в слогах и словах;

- звукопроизношение в предложениях и фразовой речи (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Т. В. Туманова и др.).

С детьми были проведены диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности звукопроизношения изолированно, в слогах и словах, а также в предложениях и фразовой речи [3, 5]. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровневые показатели сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (констатирующий этап)

Уровни сформирован- Уровни сформирован- Уровни сформирован-ности звукопроизношения в предложениях и фразовой речи

Дети старшего ности изолированного ности звукопроизноше-

дошкольного звукопроизношения ния в слогах и словах

возраста высо- сред- низ- высо- сред- низ- высо- сред- низ-

кий ний кий кий ний кий кий ний кий

Экспериментальная группа (ЭГ) 0% 20% 80% 0% 10% 90% 0% 10% 90%

Контрольная группа (КГ) 10% 30% 60% 10% 20% 70% 0% 20% 80%

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 2 (54) 2022

Из таблицы следует, что на констатирующем этапе эксперимента среди дошкольников контрольной и экспериментальной групп наблюдаются преимущественно низкий и средний уровни сформированное™ изолированного звукопроизношения. Так, 20% детей экспериментальной группы показали средний уровень и 80% - низкий. Детей с высоким уровнем в экспериментальной группе не выявлено. Среди детей контрольной группы 10% показали высокий уровень, 30% - средний уровень и 60% - низкий.

По результатам исследования уровня сформи-рованности звукопроизношения в слогах и словах выявлены следующие показатели: 10% детей экспериментальной группы со средним уровнем и 90% детей с низким. Среди детей контрольной группы было определено: 10% - с высоким уровнем, 20% -со средним уровнем и 70% - с низким.

Состояние звукопроизношения в предложениях и фразовой речи сформировано преимущественно на низком уровне среди детей экспериментальной (90%) и контрольной (80%) групп. Средний уровень показали 10% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы. Высокий уровень у детей не зафиксирован.

Среди наибольших затруднений в произношении сонорных звуков отмечены их замены, а именно замена [Р] на звук [Л], замена [Л] на звук

[B], также дети нередко заменяли звук [Ш] на звук

[C]. В отдельных случаях дети произносили эти звуки, если они были мягкими, однако у многих дошкольников с низким уровнем развития звукопро-изношения такие звуки, как [Л], [Р], [Ш] всегда заменялись в мягкой и твердой позиции.

При диагностике звукопроизношения в речевом потоке дети испытывали сложности, например: Василиса Ф. всегда стабильно четко произносила звук [Ль] в словах (бутыль, кегли, лимон), а также в слогах, однако в произношении речевого потока звук [Л] всегда заменяла на [В], если тот стоял в начале слова: «Вез корабль карамель» -произносила без ошибок, а слова [В]асточка и [В]ук - с заменой.

У детей со средним уровнем сформированно-сти звукопроизношения наблюдалась нечеткость и нестабильность произношения, а дети с низким уровнем не могли произнести звуки [Ц], [Ч], [Щ]. Отметим, что у всех детей с ОНР наблюдалось полиморфное нарушение звукопроизношения.

После проведения констатирующего этапа эксперимента нами был проведен формирующий эксперимент, цель которого - формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР (3 уровень) средствами игровой деятельности.

Важной задачей данного этапа было вовлечение родителей в работу по закреплению правильного произношения, исправленных логопедом звуков.

Работа осуществлялась в два этапа:

1. Непосредственная логопедическая работа с детьми.

2. Логопедическое и педагогическое просвещение родителей по специфике формирования зву-копроизношения у детей в домашних условиях.

Опишем систему логопедической работы с дошкольниками экспериментальной группы.

Дидактические упражнения и игры проводились в небольших группах и индивидуально. Для того чтобы выработать определенное положение органов артикуляционного аппарата для правильного звуко-произношения, мы проводили с детьми артикуляционную гимнастику. Например, упражнение «Сказка про веселый язычок», в ходе которого логопед проговаривал с детьми стихотворение, демонстрировал определенные движения языка, которые дети повторяли. У многих дошкольников все движения получались без ошибок, однако у некоторых детей отмечались множественные ошибки в движениях языка, обусловленные нарушением иннервации артикуляционного аппарата при легкой форме дизартрии.

С целью формирования сильного, плавного и продолжительного выдоха мы проводили с детьми дыхательное упражнение «Летящая бабочка». Цель данного упражнения: обучить детей правильному дыханию, а именно делать короткий и быстрый вдох, при этом совершая сильный, длительный и плавный выдох, что играет решающее значение в правильном звукопроизношении. Дети должны были заставить бабочку лететь, направляя на нее поток воздуха. Все дети выполнили данное упражнение без ошибок, трудностей отмечено не было.

Последующая часть работы также проводилась с использованием дидактических упражнений и игр, направленных на развитие навыка определять на слух изменения тона голоса, темпа речи, изменения силы голоса от тихого к громкому и наоборот. Для этого мы провели с детьми игру «Вьюга», целью которой является развитие речевого дыхания, силы голоса, активизации мышц губ.

В ходе работы мы применяли следующие игровые приемы:

- показывали детям упражнения на повторение звука;

- объясняли, как правильно выполнять задание;

- поощряли детей при правильном выполнении задания.

Детская активность поддерживалась нами при помощи уточняющих и наводящих вопросов. Основным оборудованием была сюжетная картинка «Вьюга». Суть игры: дети располагались сидя в ряд и изображали вьюгу, которая бушует за окном. По сигналу «Вьюга началась» дети громко начинали говорить: «У-у-у», а по сигналу «Вьюга заканчивается» произносили звук тише, по сигналу «Вьюга завершилась» дети замолкали. Данное упражнение мы повторяли 3-4 раза. Дальнейшая работа проводилась с целью закрепления и автоматизации звуков. В нашу работу мы включили звуки, которые вызывали трудности у детей, а именно: [С], [З], [Ц], [Ш], [Щ], [Р], [Ч], [Л], [Ж].

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

Следует отметить, что с детьми проводилась как индивидуальная, так и групповая работа в соответствии с выявленным уровнем развития звукопро-изношения и фонематического слуха. В процессе групповых занятий проводилась артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, а также работа по закреплению произношения звуков.

В процессе индивидуальной работы по формированию правильного произношения звука [Р], который вызывает наибольшие затруднения у детей, проводилось упражнение «Тигр рычит», а для звука [Ж] мы проводили игру «Муха в паутине». Для того чтобы автоматизировать произношение звука [Р] в группе мы применяли артикуляционные упражнения «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел стучит», игры «Заведи мотор», «Собака рычит».

С целью отработки произношения звука [С] мы применяли дыхательные упражнения «Загони мяч в ворота», «Буря в стакане», «Холодный ветерок». Цель данных игр: выработать целенаправленную воздушную струю. Для того чтобы отработать мягкое произношение звука [Сь] мы показывали детям картинку насоса со словами: «Когда воздух выходит из насоса он свистит: «Сссс». Повтори». Далее мы показывали картинку воды из крана со словами: «Когда вода льется из крана она журчит: «Сьсьсьсьсь». Повтори». Данное упражнение мы проводили с детьми несколько раз.

Для автоматизации звуков [З] и [Зь] использовалась игра «Подарок кукле Зине». Суть игры заключается в том, что ребенку показывают куклу со словами: «Это кукла Зина. Мы ее купили в магазине». Далее детям задавались вопросы: Как зовут куклу? Где ее купили? и т.д.

С целью закрепления правильного произношения звуков мы применяли игру «Кому что нужно». Суть данной игры: развешиваются картинки, где детям нужно определить, чего не хватает на изображениях. Детям нужно было назвать предмет, которого не хватает. Картинка менялась в зависимости от произношения отрабатываемого звука.

Также была проведена игра «Волшебная коробочка», в которую дети должны были положить воображаемые предметы. Важное условие: верное произношение звуков в предметах.

Кроме того, в план работы с детьми была включена игра «Где звук», суть которой заключалась в том, что дети должны были разложить воображаемые слоги в словах: первая коробочка - первый звук в слове, вторая коробочка - второй и так далее.

Для развития слухового внимания использовались такие игры, как: «Угадай, что я делаю», «Что звучало?», «Узнай по голосу».

Для развития слуховой памяти проводилась игра «Вспоминай слова». Суть данной игры: дети вставали в круг, и им предлагалось назвать слова, которые начинаются или содержат в себе звук [Д]. Дети передавали слова друг другу по кругу, изменяя первый звук (например, ДОМ-ТОМ-КОМ-СОМ и т.д.).

С целью развития фонематического слуха использовалась игра «Звуковая дорожка». Суть данной игры: дети брали куб, на гранях которого представлены игровые задания определенной группы звуков. Например, жук, звук [Ж], насос - звук [С], коза - звуки [З] и [К] и так далее.

Также мы применяли такую игру, как «Ракета». Суть данной игры: дети находились в кругу и им предлагалось представить, что они стали ракетами. Дети садились на корточки и сгибали руки в локтях перед собой. Под команду «Ракета готова ко взлету» дети начинали протяженно произносить звук [У].

Все дидактические упражнения и игры были систематизированы согласно планированию образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и проводились в утреннее, вечернее время, а также во время прогулки.

После реализации системы занятий был проведен контрольный этап эксперимента, результаты которого представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровневые показатели сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР (контрольный этап)

Уровни сформирован- Уровни сформированно- Уровни сформирован-ности звукопроизноше-ния в предложениях и фразовой речи

Дети старшего ности изолированного сти звукопроизношения

дошкольного звукопроизношения в слогах и словах

возраста высо- сред- низ- высо- сред- низ- высо- сред- низ-

кий ний кий кий ний кий кий ний кий

Экспериментальная группа (ЭГ) 0% 60% 40% 0% 30% 70% 0% 20% 80%

Контрольная группа (КГ) 80% 20% 0% 60% 40% 0% 50% 50% 0%

Из таблицы видно, что в ходе проведения комплекса логопедических занятий по формированию произносительной стороны речи в соответствии с тематическим планом у дошкольников с ОНР

наблюдается положительная количественная динамика большинства показателей. Вместе с тем, мы наблюдаем детей, которым требуются дополнительные логопедические занятия.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 2 (54) 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом полученные результаты экспери- ОНР. Представленный опыт работы может быть

мента свидетельствуют об эффективности прове- полезен специалистам и применяться в их профес-

денной логопедической работы по формированию сиональной деятельности. произносительной стороны речи у дошкольников с

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алпатова, Н.С. Формирование речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Н.С. Алпатова, Е.П. Фуреева, И.А. Ульянова. - Текст : электронный // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 3. - С. 92-96. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48212386 (дата обращения: 14.05.2022).

2. Архипова, Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е.Ф. Архипова. - Текст : электронный // Современное дошкольное образование. - 2017. - № 2 (74). - С. 38-43. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28780534 (дата обращения: 14.05.2022).

3. Коррекция нарушений речи : прогр. дошк. образоват. учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина ; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - Москва : Просвещение, 2017. - 204 с. - Текст : непосредственный.

4. Логопедия. Теория и практика : учеб. пособие / Т.В. Туманова [и др.] ; под общ. ред. Т.Б. Филичевой. - Москва : Эксмо, 2020. - 606 с. - Текст : непосредственный.

5. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева [и др.] ; под общ. ред. Л.В. Лопатиной. - Санкт-Петербург : Центр диагностики, консультирования и игровой поддержки развития детей профессора Л. Б. Баряевой, 2015. - 447 с. - Текст : непосредственный.

6. Хорошавина, Е. В. Формирование средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Хорошавина Екатерина Владимировна. - Москва, 2014. - 25 с. - URL: https://dlib.rsl.ru/01005548922 (дата обращения: 14.05.2022). - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Alpatova N.S., Fureeva E.P., Ul'yanova I.A. Formirovanie rechevyh navykov u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvitiem rechi v igrovoj deyatel'nosti [Formation of speech skills in children of senior preschool age with general speech underdevelopment in play activities]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies], 2022, no. 3, pp. 92-96.

2. Arhipova E.F. Esli u rebenka obshchee nedorazvitie rechi [If the child has a general speech underdevelopment]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie [Modernpreschool education], 2017, no. 2 (74), pp. 38-43.

3. Filicheva T.B., et al. Korrekciya narushenij rechi : programmy doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij kompensiruyush-chego vida dlya detej s narusheniyami rechi [Correction of speech disorders: programs of preschool educational institutions of a compensatory type for children with speech disorders]. In Filicheva T.B. (ed.). Moscow: Prosveshchenie, 2017. 204 p.

4. Tumanova T.V., et al. Logopediya. Teoriya i praktika [Speech therapy. Theory and practice]. In Filicheva T.B. (ed.). Moscow: Eksmo, 2020. 606 p.

5. Baryaeva L.B., et al. Primernaya adaptirovannaya osnovnaya obrazovatel'naya programma dlya doshkol'nikov s tyazhelymi narusheniyami rechi [Sample Adapted Core Education Program for Preschoolers with Severe Speech Disabilities]. In Lopatina L.V. (ed.). St. Petersburg: Tsentr diagnostiki, konsul'tirovaniya i igrovoy podderzhki razvitiya detey professora L.B. Barya-yevoy, 2015. 447 p.

6. Horoshavina E.V. Formirovanie sredstv rechevogo obshcheniya u detej doshkol'nogo vozrasta s nedorazvitiem rechi. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Formation of means of verbal communication in preschool children with speech underdevelopment. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 2014. 25 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

H.С. Алпатова, кандидат социологических наук, доцент кафедры дошкольной дефектологии и логопедии, НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва, Россия, e-mail: alpatova.ns@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0784-2396.

И.А. Ульянова, учитель-логопед, МДОУ «Детский сад № 94 «Полянка», г. Волжский, Россия, e-mail: sarafan77@rambler.ru, ORCID: 0000-0003-2695-2918. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N. S. Alpatova, Ph. D. in Sociology, Associate Professor, Department of Preschool Defectology and Speech Therapy, Moscow Socially-Pedagogical Institute, Moscow, Russia, e-mail: alpatova.ns@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0784-2396.

I.A. Ulyanova, Speech Therapist, Nursery school No. 94 «Polianka», Volzhsky, Russia, e-mail: sarafan77@rambler.ru, ORCID: 0000-0003-2695-2918.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2М2-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.