Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИ - ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) III УРОВНЯ'

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИ - ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1108
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ / ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ / ЭТАПЫ КОРРЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна, Андриенко Наталья Александровна

В статье проанализированы методы коррекции и даны результаты диагностического обследования звукопроизношения у детей 5-6 летнего возраста, рассмотрены принципы коррекционной работы, этапы коррекционного воздействия с использованием разнообразных методов, форм и приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна, Андриенко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF SOUND REPRODUCTION IN FIVE- TO SIX-YEAR-OLD CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT (ONR) OF LEVEL III

The article analyzes the methods of correction and gives the results of a diagnostic examination of sound reproduction in children aged 5-6 years, discusses the principles of correctional work, stages of corrective action using a variety of methods, forms and techniques.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИ - ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) III УРОВНЯ»

Литература:

1. Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов. - Режим доступа: URL:https://trends.rbc.ru/trends/education/ 612494579a 7947a830fc688e? utm_source= vk&utm_medium=soc&utm_ campaign=-aspirantura--2021-pyat-izmeneniy-ko (дата обращения: 01.09.2021).

2. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования. Коллективная монография / отв. ред. Е.В. Караваева. - М.: Издательство «Геоинфо», 2018. - 240 с.

3. Касаткина Т. Аспирантура 4.0 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: alma-2021-02.pdf (tsu.ru) (дата обращения: 02.10.2021).

4. Маркин В.В. Инновации в подготовке научных кадров высшей квалификации: международный опыт и российские реалии (экспертное мнение) / В.В. Маркин, В.В. Воронов, Д. Илишко // Инноватика и экспертиза: Научные труды. - 2019. -Выпуск 2 (27). - С. 121-134.

5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей». - Режим доступа: URL: http://publication.pravo. gov.ru/ Document/View/0001202104060043 (дата обращения: 02.09.2021).

6. Проект ФЗ «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://regulation.gov.ru/ projects/List/ Advanced Search# npa=69845. (дата обращения: 17.07.2021).

7. Пятнадцатое заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nspkrf.ru/zasedaniya/17-us/99-nspkrf-15.html (дата обращения: 05.06.2021).

8. РИА Новости [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://na.ria.ru/ 20201224/aspirantura-1590699555.html (дата обращения: 02.10.2021).

9. Садовничий В.А. О необходимости выделения «Науки» и научно- исследовательского вида профессиональной деятельности в Национальной системе квалификаций России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.acur.msu.ru/docs/nsk/ 10_sadovnichy_ nspk.pdf (дата обращения: 12.06.2021).

10. Самойленко Н.Б. Развитие научно-исследовательской компетенции аспирантов в процессе создания авторских онлайн-курсов/ Н.Б. Самойленко // Гуманитарно-педагогическое образование. - Севастополь: СевГУ, 2019. - Т. 5. - № 4. -С. 94-100.

11. Стратегическая сессия молодых ученых «Наука молодая: траектория открытий»: материалы конференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: https://www.sgu.ru/research/nauka-molodaya-traektoriya-otkrytiy (дата обращения: 22.05.2021).

12. Терентьев Е.А. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов / Е.А. Терентьев, Б.И. Бедный // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 10. - С. 9-28.

13. Федеральный закон от 30.12.2020 № 517-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/ View/0001202012300052 (дата обращения: 02.09.2021).

Педагогика

УДК 376. 37

кандидат психологических наук, доцент Самылова Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); магистрант Андриенко Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИ - ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) III УРОВНЯ

Аннотация. В статье проанализированы методы коррекции и даны результаты диагностического обследования звукопроизношения у детей 5-6 летнего возраста, рассмотрены принципы коррекционной работы, этапы коррекционного воздействия с использованием разнообразных методов, форм и приемов.

Ключевые слова: дошкольный возраст 5-6 лет, звукопроизношение, принципы коррекции, этапы коррекции. Annotation. The article analyzes the methods of correction and gives the results of a diagnostic examination of sound reproduction in children aged 5-6 years, discusses the principles of correctional work, stages of corrective action using a variety of methods, forms and techniques.

Keywords: preschool age 5-6 years, sound reproduction, principles of correction, stages of correction.

Введение. С каждым годом увеличивается количество детей имеющих нарушения речи. По данным статистки, за последние 50 лет количество детей, имеющих нарушения речи, увеличилось в три раза.

Среди нарушений речи, имеющихся у детей данной возрастной группы, самый большой процент составляют нарушения обусловленные общим недоразвитием речи, однако и на сегодняшний день данные нарушения изучены неполно. По утверждению исследователей и практиков, структура нарушенного развития при общем недоразвитии речи усложнилась, многие вопросы нуждаются в анализе, пересмотре и корректировке.

Нарушение звукопроизношения у детей с ОНР рассмотрено в работах В.В. Воробьевой, М.М. Лопатиной и др. Проблема звукопроизношения важна на этапе становления и развития речи детей пяти-шестилетнего возраста и является условием успешного освоения учебной программы, а так же развития высших психических функций. Даже при благоприятных предпосылках формирования звукопроизношения (при сохранном интеллекте и слухе) у современных детей имеются различные дефекты в речи: пропуски, замены, искажения, аграмматизмы устной речи.

Звукопроизношение - это составляющая речи, изучением данного процесса занимались ученые Е.Ф. Архипова, В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Л.В. Лопатина, А.Р. Лурия, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев и другие.

Изложение основного материала статьи. В работе мы опирались на определение из логопедического словаря, которое на наш взгляд более полно отражает содержание данного понятия: «звукопроизношение - это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным

(звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы» [5, С. 149-150].

Процесс развития звукопроизношения осуществляется в соответствии с общепринятой системой языка, которая создана на основе фонемного состава и интонационных структур, усваиваемых ребенком на уровне его активной речи и уровне понимания [1, С. 218].

Экспериментальная работа по выявлению уровня развития звукопроизношения у детей 5-6 лет проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 21», г. Урай ХМАО-Югры Тюменской области. В экспериментальной работе приняли участие десять детей, имеющих диагноз - общее недоразвитие речи III уровня.

Используя методику Е.Ф. Архиповой, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной изначально обследовали анатомическое строение и подвижность артикуляционного аппарата. Провели обследование звукопроизношения по методике Г.Н. Волковой у детей дошкольного возраста 5-6 лет в три этапа: 1) изолированное произношение звука; 2) произношение в различных позициях: в начале, середине и конце слова; 3) произношение звука в предложении.

В результате обследования нами не было выявлено высокого уровня звукопроизношения, и большинство детей старшего дошкольного возраста имели средний уровень развития звукопроизношения, который был выявлен у 80% испытуемых. У обследуемых детей с данным уровнем развития имелось по одному или два негрубых нарушения в строении артикуляционного аппарата. Дети допускали при выполнении задания незначительные ошибки, а также допускали ошибки при произношении звуков в предложении, в различных позициях смешение сонорных, хотя изолировано произносили верно, что свидетельствует о недостаточной автоматизации данных звуков.

Низкий уровень был выявлен у 20% обследуемых детей. У 5-6 летних детей с низким уровнем звукопроизношения наблюдались нарушения в строении артикуляционного аппарата, они имели множественные нарушения и отклонения от нормы. Их артикуляционные движения были нечеткими, часть упражнений не выполняли, детям требовались большие усилия, и они испытывали затруднения при переключении с одного артикуляционного уклада на другой.

Зафиксированы искажения в произношении сонорных, шипящих, свистящих звуков, пропуски сонорных и свистящих и замены определенных групп звуков. При произношении сложных слов, словосочетаний дети допускают ошибки, что свидетельствует о недостаточной автоматизации звуков.

В ходе обследования было выявлено, что дети с ОНР III уровня отличались от своих сверстников смазанностью речи, нечеткостью и неточностью произношения. Данные особенности речи у детей с ОНР рассмотрены в работе Н.В. Ивановой, Я.А. Савиной [2, С. 110]. Очень часто причинами нарушения звукопроизношения являются социальные проблемы: двуязычие в семье, физическая слабость детей из-за частых заболеваний, появление речи после трехлетнего возраста.

Результаты обследования детей обозначили необходимость проведения целенаправленной логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 летнего возраста с ОНР III уровня.

Разными авторами предлагаются различные методы и способы коррекции, так например, М.Ю. Комарова предлагает использовать в коррекционной работе по звукопроизношению информационно-коммуникационные технологии. По мнению данного учителя-логопеда информационно-коммуникационные технологии: «(компьютерные программы и игры, аудиозаписи, видеоролики, презентации) в педагогической практике могут представлять собой единый программно методический комплекс, поддерживающий коррекционно-развивающий процесс на различных этапах коррекции звукопроизношения, что способствует повышению эффективности процесса преодоления речевых нарушений» [4, С. 90-91].

Многие педагоги-практики в коррекционной работе используют игры. Е.С. Суворова и И.А. Свириденко применяли звукоподражательные игры. Игра дает положительный эффект, так как в игре ребенку легче решать поставленные перед ним задачи. Игра помогает закрепить приобретенные навыки звукопроизношения и автоматизировать звуки. О.С. Орлова, М.Л. Скуратова отмечают, что в процессе коррекционной работы с использованием игр необходимо применять индивидуально-дифференцированный подход.

В работах Е.В. Мусаевой, О.А. Москвиной использовались подвижные и дидактические игры. Дидактические игры -это игры с правилами, которые эффективно стимулируют развитие коммуникативных навыков у детей.

Э.А. Каверовой [3] использовались дидактические игры на всех трех этапах коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР, были использованы классические, механические и смешенные способы коррекции. Например, автором на подготовительном этапе применялись игры на развитие артикуляции (статики, динамики органов артикуляционного аппарата), мелкой моторики, диафрагмальное дыхание.

Килина Е.К. предлагает в коррекционной работе по звукопроизношению с детьми дошкольного возраста с ОНР использовать телесно-ориентированные технологии, которые важны для осознанного и чувственного восприятия своего тела. По её мнению данный метод позволяет ребенку избавиться от мышечных зажимов, нормализовать речевое дыхание, самочувствие и способствует устранению звукопроизношения.

Многими логопедами-практиками, например, Л.М. Масленниковой, Е.В. Назаренко, О.С. Акимовой в коррекции звукопроизношения использовалась логопедическая ритмика. Мы считаем, что сочетание в коррекционной работе традиционных и нетрадиционных методов с привлечением всех участников образовательного процесса даст положительный результат.

Проведение целенаправленной коррекционной работы у данной категории детей считаем необходимой и актуальной задачей, так как от правильного произношения во многом зависит дальнейшее развитие письменной, устной речи и в целом познавательная деятельность ребенка. От состояния речевого аппарата и правильного звукопроизношения будет зависеть успешность освоение ребенком учебной программы, а так же его дальнейшее интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие.

Занятия проводились регулярно в течение шести месяцев продолжительностью 15-20 минут каждое и были направлены на постановку отсутствующих звуков у детей, на закрепление, автоматизацию, дифференциацию шипящих звуков изолировано, в словах и во фразовой речи. Каждому ребенку на занятии создавали ситуацию успеха.

В логопедической работе при коррекции звукопроизношения мы использовали принципы, которые были выделены в работе О.Ю. Федосовой, Т.В. Нестеровой [6, С. 110-113].

Нами были использованы следующие принципы:

- комплексного подхода (медико-психолого-педагогического взаимодействия всех специалистов);

- систематичности (учёта всех компонентов речи: грамматических, лексических, семантических и фонематических);

- поэтапного формирования навыков звукопроизношения (подготовительного, первичных произносительных умений и навыков, коммуникативных навыков);

- последовательного формирования навыков звукопроизношения (постепенный переход от простого к сложному с усложнением лингвистического материала);

- онтогенетический (учёта закономерностей речевого развития фонематических и фонетических систем у детей);

- этиопатогенетический (учёт возникновения механизма расстройства речи);

- дифференцированного подхода (индивидуальных особенностей детей и сложности лингвистического материала в зависимости от механизма нарушения);

- принцип опоры на сенсорные системы (активное использование речедвигательного и речеслухового анализаторов);

- коммуникативности принцип (использование произносительных навыков в общении).

Каждое занятие было четко структурировано, включало все составные части. Например, основная часть занятия включала три этапа:

1) этап подготовительный, на данном этапе в работе опирались на сенсорные системы (речедвигательный и речеслуховой анализаторы). Применяли артикуляционную гимнастику с демонстрацией положения органов артикуляции, занятие сопровождали словесной инструкцией, показом и музыкальным сопровождением, так как музыка способствует дополнительному мышечному расслаблению и дает положительный настрой;

2) этап постановки и автоматизации звука. На данном этапе использовали классические приемы постановки звука, при этом опирались на исследования Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. При автоматизации звука применяли игровые приемы по Н.В. Нищевой. Например, произношение звука в начале, середине и конце слова с использованием обучающего и развивающего материала: игр, картинок, пособий, например игра: «Четвертый лишний», где необходимо было найти лишнее слово: «мешок, петушок, носок, капюшон» и объяснить, где лишнее слово и пояснить, почему данное слово является лишним. Задания такого плана позволяли активизировать, обогатить словарь детей, способствовали развитию фонематического слуха и были направлены на развитие звукового анализа детей 5-6 летнего возраста. На данном этапе использовали метод отраженного повторения за логопедом;

3) этап дифференциации. Дифференциация звуков в слогах, например (ша -, шо -, шу -, ше - и в обратном порядке аш-, ош-, уш-, еш-) в словах (кашка башмак башня), в предложениях (Маше шьют на швейной машинке шубу) и самостоятельной речи детей. На этапе дифференциации дети учились разделять звуки по моторным и акустическим признакам, по мягкости и твердости. На занятиях для дифференциации мы использовали: «повторяшки», чистоговорки, потешки, скороговорки, читали фрагменты стихотворений, рассказов и сказок, использовали отгадывание загадок и определение места звука в отгадках, например, «Рыба в море, хвост на заборе. (Ковш)». Самостоятельное произнесение слова в игре «Звуковые дорожки».

Для повышения результативности логопедической работы в коррекционный процесс были включены родители воспитанников, чтобы достичь необходимого результата и устранить имеющиеся нарушения речи. Родители были помощниками и участниками всех мероприятий проводимых в ДОУ. Они принимали участие:

- в открытых занятиях, занятиях-практикумах, которые носили обучающий характер, консультациях, праздниках проводимых в ДОУ, родительских собраниях;

- оказывали посильную помощь ребенку в выполнении домашних заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для логопедических занятий;

- в играх и упражнениях, направленных на формирование артикуляционной моторики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и стремление научиться правильно, говорить;

- создание условий для устойчивости результатов логопедической коррекции.

Для выработки общих подходов в коррекции звукопроизношения в логопедическую работу включались все педагоги образовательного учреждения, работающие с данной категорией детей. С целью оптимизации коррекционного воздействия и получения эффективного результата для (воспитателей, психолога, дефектолога, социального педагога) были организованы консультации, лекции, открытые занятия, семинары-практикумы по данной проблеме.

Работа носила системный характер. Воспитатели данного образовательного учреждения включали в свои ежедневные занятия игры и упражнения направленные на развитие речи. Психологи оказывали индивидуальную помощь детям в нормализации психического, эмоционального состояния и устраняли имеющиеся отклонения в психическом развитии детей. Социальный педагог работал с семьей по оказанию педагогической поддержки и необходимой информационной помощи.

С целью проверки эффективности данной логопедической работы был проведен сравнительный анализ до и после коррекционного воздействия по тем же самым методикам. По результатам повторной диагностики были получены следующие результаты, низкий уровень звукопроизношения выявлен у 20% испытуемых, средний у 40% и высокий у 40% детей 5-6 летнего возраста. Что подтверждает эффективность проведенной коррекционной работы.

Выводы. Таким образом, логопедическая работа с детьми и вовлечение в коррекционный процесс родителей, педагогов дали положительный результат в коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет. Данная работа способствовала преодолению речевых нарушений и переходу детей со среднего уровня на более высокий уровень развития звукопроизношения.

Считаем необходимым продолжить работу по индивидуальной программе с детьми, имеющими низкий уровень развития звукопроизношения, чтобы дети из дошкольного образовательного учреждения смогли поступить в школу с правильным звукопроизношением и не испытывали трудности при дальнейшем обучении в школе.

Литература:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие. - М.: Академия, 2000. - С. 218-219.

2. Иванова, Н.В., Савина Я.А. Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи // Символ науки. -2017. - № 4. - С. 79-85.

3. Каверова Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр // Специальное образование: материалы Международной научно-практической конференции (том. 2). - Санкт-Петербург. - 2015. -С. 145-149.

4. Комарова М.Ю. Основные направления коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием информационно-коммуникационных технологий // Актуальные вопросы в науке и практике: материалы XIV международной научно-практической конференции в 3 ч. - Ч. 3. - Уфа, 2019. - С. 87-91.

5. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под. ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. -С. 149-150.

6. Федосовой О.Ю., Нестеровой Т.В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей // Самарский научный вестник. - 2014. - №.1 (6). - С. 110-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.