Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / SPECIALIST 'S TRAINING / SELF-SUFFICIENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камолова Муаззам Файзуллаевна, Алиева Бималика Абдувалиевна, Шарипова Нилуфар Исматуллаевна

В статье рассматриваются проблемы преподавания русского языка на факультете истории и права, который специализируется в подготовке учителей истории и права. Указывается, что для подготовки всесторонне развитого, компетентного специалиста, способного своевременно решать стоящие перед ним задачи, необходимо конкретизировать цели образовательного процесса, начиная уже со школьной скамьи, где и осуществляется выбор будущей профессии. Отмечается, что для овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками, а также успешной деятельности будущий специалист должен достичь уровня универсальности и конкурентоспособности. В статье представлены виды упражнений, направленных на развитие коммуникативной компетенции, также способствующей развитию мыслительной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камолова Муаззам Файзуллаевна, Алиева Бималика Абдувалиевна, Шарипова Нилуфар Исматуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LANGUAGE STUDY AS A COMPONENT PART OF PREPARATION OF FUTURE SPECIALISTS

The article dwells on the problems beset with teaching Russian at the faculty of history and law, which specializes in preparing the teachers of history. It is indicated that in order to prepare a comprehensively developed and competent specialist who is able to solve his tasks in a timely manner, it is necessary to specify the targets of the educational process, starting from school, where the choice of a future profession is made. It is underscored that in order to master the relevant knowledge, skills and abilities, as well as the success of the future specialist must achieve a level of universality and competitiveness. The article presents the types of exercises directed to the development of communicative, oral and written skills that contribute to the development of students’ mental activity.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

УДК 21 ББК 863

Камолова Муаззам Файзуллаевна, доцент кафедры МПРЯЛ; Алиева Бималика Абдувалиевна, старший преподаватель общеуниверситетской кафедры русского языка; Шарипова Нилуфар Исматуллаевна, старший преподаватель кафедры МПРЯЛГОУ «ХГУ имени акад.Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)

Камолова Муаззам Файзуллоевна, дотсенти кафедраи методикаи таълими забон ва адабиёти рус; Алиева Бималика Абдувалиевна, сармуаллимаи кафедраи умумидонишгоуии забони руси; Шарипова Нилуфар Исматуллоевна,

сармуаллимаи кафедраи методикаи таълими забон ва адабиёти рус(Тоцикистон, Хуцанд)

Kamolova Mu'azzam Fayzullaevna, Associate Professor of the department of Russian language and literature and its methods of teaching; Alieva Bimalika Abduvalieva, senior lecturer of the all-University department of Russian language; Sharipova Nilufar Ismatullaeva, senior lecturer of the department of Russian language and literature and its methods of teaching under the SEI "KhSU named after acad.B.Gafurov" (Tajikistan, Khujand)

Ключевые слова: компетентность, профессиональное образование, подготовка специалиста, самостоятельная работа

В статье рассматриваются проблемы преподавания русского языка на факультете истории и права, который специализируется в подготовке учителей истории и права. Указывается, что для подготовки всесторонне развитого, компетентного специалиста, способного своевременно решать стоящие перед ним задачи, необходимо конкретизировать цели образовательного процесса, начиная уже со школьной скамьи, где и осуществляется выбор будущей профессии. Отмечается, что для овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками, а также успешной деятельности будущий специалист должен достичь уровня универсальности и конкурентоспособности. В статье представлены виды упражнений, направленных на развитие коммуникативной компетенции, также способствующей развитию мыслительной деятельности обучающихся.

Вожа^ои калиди: салоуиятнокй, маълумоти касби, тайёр кардани мутахассис, кори мустацилона

Дар мацола мауммоцои таълими забони руси дар факултети таърих ва хуцуц, ки омузгорони фанни таърихро тайёр менамояд, барраси шудааст. Зикр шудааст, ки барои тарбияи мутахассиси щмацониба ва салоуиятдоре, ки вазифауои дар назди у гузошташударо саривацт уаллу фасл карда тавонад, зарур аст, ки щдафуои раванди таълим аз курсии мактаб, ки он цо ихтисоси оянда интихоб карда мешавад, мушаххас карда шаванд. Барои ноил шудан ба ин мацсад мутахассиси оянда бояд дониш ва малакаи ба ихтисос хосро ба даст орад. Дар мацола намудцои машщо барои ташаккули салоуияти муоширати, ки ба инкишофи фаъолияти фикронии хонандагон мусоидат менамояд, оварда шудаанд.

Key words: competence, professional education, specialist's training, self-sufficient work

The article dwells on the problems beset with teaching Russian at the faculty of history and law, which specializes in preparing the teachers of history. It is indicated that in order to prepare a comprehensively developed and competent specialist who is able to solve his tasks in a timely manner, it is necessary to specify the targets of the educational process, starting from school, where the choice of a future profession is made. It is underscored that in order to master the relevant knowledge, skills and abilities, as well as the success of the future specialist must achieve a level of universality and competitiveness. The article presents the types of exercises directed to the development of communicative, oral and written skills that contribute to the development of students' mental activity.

В современном обществе требуются очень квалифицированные, или как мы говорим, компетентные специалисты, способные решать сложные задачи своевременно и весьма осмысленно. Такие требования определяют цели образовательного процесса, начиная уже со

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ОМУЗИШИ ЗАБОНИ РУСИ ЯКЕ АЗ ЦИСМА ЩОИ АСОСИИ ОМОДАСОЗИИ МУТАХАССИСОНИ ОЯНДА

RUSSIAN LANGUAGE STUDY AS A COMPONENT PART OF PREPARATION OF FUTURE SPECIALISTS

школьной скамьи, где и осуществляется выбор будущей профессии. Высшее профессиональное образование также ставит своей целью подготовку такого специалиста, который востребован в обществе. Профессионал своего дела, прекрасно владеющий соответствующими знаниями, умениями и навыками, для своей успешной деятельности должен достичь такого уровня, чтобы он стал универсальным и конкурентоспособным со специализированными компетенциями.

Наше время примечательно тем, что можно самостоятельно получить огромное количество различного рода информации, способствующей повышению квалификации, профессионального мастерства. В этом весьма важном вопросе, конечно же, первоочередным помощником становится русский язык, владея которым, каждый специалист получит доступ к мировым интеллектуальным ценностям.

В наших условиях достижению таких целей способствует такой курс русского языка, который направлен на расширение словарного запаса студентов на основе текстов по специальности. На всех факультетах Худжандского государственного университета во втором полугодии первого курса русский язык, имея коммуникативную направленность, преподносится обучающимся на «языке» их будущей специальности. Такой подход в изучении языка позволяет расширить их коммуникативные возможности, а также обогащает их словарный запас за счет профессиональной лексики, которая способствует им и в получении знаний по специальности, и, одновременно, в процессе становления компетентного и интересного собеседника.

Свободное овладение русским языком студентами национальных групп педвузов - задача исключительной трудности. Ее положительное разрешение возможно лишь посредством кардинальной рационализации и интенсификации учебного процесса. Все виды аудиторной и внеаудиторной работы студентов должны ориентироваться на активизацию речевой деятельности студентов. Большое внимание при этом необходимо уделять организации самостоятельной работы студентов с максимальной опорой на базовый учебник.

Постановка самостоятельной работы студентов национальных групп включает в себя руководство преподавателя (постановка заданий, их комментарий, проверка исполнения и т.д.) и индивидуальное (групповое) выполнение заданий студентами. Виды такой работы весьма разнообразны. Наиболее целесообразно проведение следующих из них: составление предложений (краткого пересказа), речевая тренировка по заданным образцам, подготовка ответов на предложенные вопросы, чтение вслух и др. [2, 78]

Самостоятельная работа студентов организуется на базе действующего «Учебника русского языка (для национальных групп неязыковых факультетов вузов)», автором которого является Б.С. Асимова. Диапазон содержащихся в нем тренировочных упражнений достаточно широк. Наиболее эффективно проводится при соответствующем контроле преподавателя отработка заданий, направленных на усвоение, закрепление и развитие необходимых основ русской разговорной речи. К примеру, это такие задания: отработка чтения различных разрядов слов, имеющих характерные особенности произношения (ср. слова, правописание которых не совпадает с их произношением); прочтение отдельных словосочетаний, выражений; заучивание отрывков прозы, стихотворений, пословиц, фразеологизмов; продумывание речевых ситуаций и диалогов с их последующим воспроизведением; подготовка к беседе на заданную тему и др. Привлекается для самостоятельной отработки и разнообразный синтаксический материал. Это тренировка в построении согласования сказуемого с подлежащим, распространение подлежащего с определением, составление предложений определенной характеристики; постановка вопросов и ответов к ним и др.

Широкое использование приемов индивидуализации обучения с опорой на учебник, несомненно, позволит качественно улучшить подготовку по русскому языку студентов национальных групп, добиться устойчивой речевой активизации их языковых знаний благодаря регулярной отработке наиболее типичных синтаксический конструкций и коммуникативной важной лексики и фразеологии. Всевозможные повторения, разумные усложнения или видоизменения имеющихся в учебнике упражнений, систематическое внедрение в занятия дополнительных дидактических материалов, новых текстов, импровизация речевых ситуаций, диалогов и монологов на основе различных сюжетов и т.д. Все это способствует не только прочному усвоению и закреплению программного материала, но и развивает у студентов национальных групп любовь к русскому языку, стремление уделять ему большое внимание.

Рассматриваемая проблематика, безусловно, имеет важное значение и для более углубленной профессиональной ориентации студентов-русистов национальных групп

педвузов. Для этого необходимо, как минимум, умение использовать те элементы учебника (упражнения, тексты, словарь, материал приложения к учебнику), которые могут быть полезными и при проведении под руководством преподавателя (учителя, студента-практиканта) самостоятельной работы учащихся, развивающей их воспроизводящую деятельность, формирующей конкретные учебные умения (работа с учебником, выработка определенного ритма учебного труда).

Как уже отмечалось выше, курс русского языка направлен на развитие коммуникативных способностей на материале текстов по специальности.

На факультете истории и права нами отобраны такие тексты, которые больше носят научно-популярный характер, нежели чисто научный. Но данные тексты очень интересны как в содержательном, так и в грамматическом плане.

Например, при изучении темы «Исторические источники. Виды планов» вначале даются предтекстовые задания, которые включают в себя ознакомление с новыми словами и словосочетаниями, а также с их толкованием.

Исторические источники.

Путь развития человеческого общества не проходит на земле бесследно, он оставляет «следы». ...

Исторические источники - все созданное ранее человечеством и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников, которые позволяют судить о нравах, обычаях, языке народов... Каждая историческая формация порождала и порождает те или иные источники. Например: источниками первобытного общества являются орудия труда, остатки жилищ, погребения, украшения, кости животных. Все исторические источники условно делятся на шесть групп. Наука, которая изучает исторические источники, занимается разработкой методов их использования, называется источниковедением.

После текста дается словарь, дающий представление о непонятных словах в тексте. Затем выполняются следующие задания:

Задание 1. Прочитайте текст еще раз. Ответьте на вопросы.

Задание 2. Допишите предложения, используя текст.

Задание 3. Сопоставьте пункты назывного и тезисного плана. Укажите, в чем различие между ними по форме и по содержанию. Один из пунктов тезисного плана дополните информацией так, чтобы получился полный текст.

Задание 4. Воспроизведите текст по плану.

Задание 5. С данными словами и словосочетаниями составьте предложения.

Задание 6. Распределите существительные по семантическим группам. Значение незнакомых слов найдите в толковом словаре.

Задание 7. Выпишите из текста грамматические конструкции.

Задание 8. Прочитайте каждое предложение про себя, а потом, не глядя в текст, повторите вслух.

Или, например, при изучении темы «Классическая Греция» очень интересными являются задания, которые будут указаны ниже. Эта тема интересна тем, что обучение грамматике русского языка ведется на основе весьма интересного текстового материала, а разнообразные задания составлены с учетом индивидуальных особенностей студентов, направлены на развитие коммуникативных умений обучающихся, а также способствуют формированию у них широкого кругозора и аналитического склада мышления.

Задание. Ответьте на вопросы в виде диалога (используя текст)

Задание. Прочитайте текст, укажите абзацы, содержащие основную мысль.

Задание. Составьте назывной план текста и перескажите его по плану.

Далее дается таблица, в которой определены характерные особенности Древнего Египта и Афин

Древний Египет Афины

1.Высшая власть принадлежала фараону 2.Главные чиновники назначались фараоном из числа вельмож 3.Власть защищала интересы всех рабовладельцев. 1.Высшая власть принадлежала народному собранию, в состав которого входили афинские граждане 2.Должностные лица выбирались на определенный срок 3. Власть защищала интересы граждан, в пользу которых шли доходы от эксплуатации рабов

Таблица №1. Сравнительная характеристика государственного строя Древнего Египта и Афин

Задание 1. Образуйте глаголы от данных, существительных, составьте с ними предложения.

Отличие, выборы, защита, запрет, использование, продажа, развитие,

Задание 2. Составьте предложения на основе таблицы, используя грамматические конструкции для выражения, сравнения, сопоставления.

Для выражения сравнения, сопоставления используются следующие грамматические конструкции.

- отличать от чего, чем (тем, что), почему

-подобно (аналогично) чему (тому, как)

-так же как и что

- в отличие от чего

- составляет что

Например: Греческое рабовладение отличается от древневосточного тем, что рабы широко использовались в ремесле, в большинстве полисов было запрещено рабство за долги.

Задание 3. Замените предложения сложноподчиненными с придаточными причинами.

Образец: В отличие от древневосточных монархий греческие государства были рабовладельческими республиками - а) Греческие государства отличаются от древневосточных, потому что они были рабовладельческими республиками, б) Греческие государства отличались от древневосточных монархии тем, что они были рабовладельческими республиками.

1. В отличие от Спарты в Афинах рабы были не греческого происхождения. 2. В отличие от афинских граждан спартанцам было запрещено заниматься какой - либо производительностью. 3. В отличие от Греции в Египте было очень развито ирригационное земледелие. 4. В отличие от восточных народов греческий демос вел ожесточенную борьбу за свои права. 5. В отличие от Афин в Спарте основной земледельческий труд был возложен на рабов. 6. В отличие от других греческих государств в Спарте было запрещено гражданам владеть золотом, серебром и копить деньги.

Задание 4. Классифицируйте собственные имена существительных по группам.

Аргос, Вавилон, Каспийское, Египет, Коринф, Красное, Одиссей, Средиземное, Ассирия, Тесен, Афины, Эгейское, Геракл, Персия, Ахилл, Финикия, Аральское, Спарта, Гектор, Иудея.

Задание 5. Дополните предложение, используя глаголы, данные в скобках, в форме прошедшего времени.

Во втором периоде Греко-персидских войн борьба с персами (сосредоточиться -сосредотачиваться) в руках Афин. Афины (выйти -выходить) из войны сильнейшим морским государством Греции. Они (стать - становится) главою Делосского союза. В руках афинян (оказаться - оказываться) огромное средство союзной козны. Они также (контролировать-контролироваться) морские пути в Черное море.

Задание 6. Образуйте отданных прилагательных существительные с суффиксом -ость, составьте с некоторыми из них предложения.

Образец: Государственный - государственность.

Демократический, популярный, общественный, деятельный, могущественный, щедрый, выборный.

Задание 7. Используя следующие грамматические конструкции составьте словосочетание, а затем предложение.

- отличать от чего, чем, почему.

- подобно чему

- также, как и что

- составлять что

- в отличие от чего

Таким образом, все представленные задания направлены на развитие коммуникативных способностей обучающихся на материале текстов. При этом, не забывается и грамматическая значимость указанной темы, согласно которой отрабатываются навыки составления различных видов планов, чему способствуют упражнения, развивающие умения и навыки правильной устной и письменной речи. Здесь очень важно также отметить, что при отборе текстов по специальности желательно взять во внимание и тексты, изучаемые студентами непосредственно на занятиях по их специальности. Такой подход стимулирует у студентов

желание получить дополнительную информацию и позволяет избежать потери интереса к теме из-за ее совпадения с уже изученной тематикой.

Только хорошо продуманный ход каждого занятия позволяет подготовить квалифицированных специалистов, компетентных в своей профессии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Мусатаева, М.Ш. Пособие по научному стилю русской речи (финансово-экономический цикл)/М.Ш. Мутасаева. - Алматы, 2001. - 110с.

2. Пособие по обучению профессиональной научной речи. - М.: Высшая школа, 1984.-115с.

3. Мотина, Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов/Е.И.Мотина. - М.: Русский язык, 1983. - 68с.

REFERENCES:

1. Musataeva, M.Sh. Guide to the Scientific Style of Russian Speech (financial and economic cycle). /M.Sh. Musataeva.- Almaty, 2001. - 110p.

2. Training manual for professional scientific speech. - M .: Higher School, 1984. -115р.

3. Motina, E.I. Language and Specialization: Linguistic and Methodological Bases of Teaching Russian Language to Students-Nephilologists/ E.I.Motina. - М .: Russian Language, 1983. - 68p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.