Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙ / ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ / ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинцова Ирина Михайловна, Староверова Мария Владимировна, Мосинцев Даниил Дмитриевич

В данной статье представлены основные формы музейной деятельности, использующиеся при изучении родного края на школьных занятиях. Выделены подходы к определению понятия «музейная педагогика». Сформулированы возможности учебно-методического комплекса Школы России, Школы 2100 и системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. В ходе исследования было определено два способа организации деятельности младших школьников. Первый подход - создание музея в школе. Второй подход - создание исследовательской группы, основная деятельность которой заключается в сборе информации, её структурировании, подготовке выступлений и др. Для проведения научного исследования подобраны методы и методики. Компонентами, использованными при диагностике и формировании процесса изучения родного края младшими школьниками и их отношения к Родине, выступили когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE NATIVE LAND BY YOUNGER SCHOOLCHILDREN USING MUSEUM PEDAGOGY

This article presents the main forms of activity used in the study of the native land in school classes. The approaches to the definition of the concept of "museum pedagogy" are highlighted. The possibilities of the educational and methodological complex of the School of Russia, School 2100 and the system of developmental education of D. B. Elkonin - V. V. Davydov are formulated. In the course of the study, two ways of organizing the activities of younger schoolchildren were identified. The first way is to create a museum at the school. The second way is to create a research group whose main activity is to collect information, structure it, prepare speeches, etc. Methods and techniques have been selected for conducting scientific research. The components used in the study of the native land by younger schoolchildren and their relationship to the Motherland were cognitive, emotional-value and activity.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Объект Image

Рисунок 10. Графическое представление элемента Image

Выводы. Все вышеперечисленные элементы управления создают минимальный уровень функциональности для создания мобильного приложения, описывающее теоретически-игровой процесс обучения, в рамках технологии EdTech. Комплекс функций и возможных взаимодействий с пользователем может увеличиваться со временем по мере необходимости и актуальности.

Литература:

1. Белаш, В.Ю. Об использовании мобильных приложений в образовательном процессе / В.Ю. Белаш, Д.О. Лаврентьев, М.С. Денисенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - Вып. 75. - Ч. 4. -C. 51-53.

2. Лаврентьев, Д.О. О программных средствах создания мобильного приложения (на примере электронного журнала) / Д.О. Лаврентьев, В.Ю. Белаш // Дневник науки. - 202l. - №11 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.dnevniknauki.rU/images/publications/2021/11/technics/Lavrentiev_Belash.pdf (Дата обращения 20.06.2022).

3. Ткаченко, А.Л. Анализ и рекомендации по выбору аналитической платформы / А.Л. Ткаченко, И.А. Лыгин, В.И. Кузнецова // Заметки ученого. - 2021. - № 7-1. - С. 51-54.

Педагогика

УДК 371.8

студент Блинцова Ирина Михайловна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Мосинцев Даниил Дмитриевич

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В данной статье представлены основные формы музейной деятельности, использующиеся при изучении родного края на школьных занятиях. Выделены подходы к определению понятия «музейная педагогика». Сформулированы возможности учебно-методического комплекса Школы России, Школы 2100 и системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. В ходе исследования было определено два способа организации деятельности младших школьников. Первый подход - создание музея в школе. Второй подход - создание исследовательской группы, основная деятельность которой заключается в сборе информации, её структурировании, подготовке выступлений и др. Для проведения научного исследования подобраны методы и методики. Компонентами, использованными при диагностике и формировании процесса изучения родного края младшими школьниками и их отношения к Родине, выступили когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный.

Ключевые слова: музейная педагогика, музей, любовь к родному краю, патриотизм, Родина, педагогические технологии, младшие школьники.

Annotation. This article presents the main forms of activity used in the study of the native land in school classes. The approaches to the definition of the concept of "museum pedagogy" are highlighted. The possibilities of the educational and methodological complex of the School of Russia, School 2100 and the system of developmental education of D. B. Elkonin - V. V. Davydov are formulated. In the course of the study, two ways of organizing the activities of younger schoolchildren were identified. The first way is to create a museum at the school. The second way is to create a research group whose main activity is to collect information, structure it, prepare speeches, etc. Methods and techniques have been selected for conducting scientific research. The components used in the study of the native land by younger schoolchildren and their relationship to the Motherland were cognitive, emotional-value and activity.

Key words: museum pedagogy, museum, love for the native land, patriotism, Homeland, pedagogical technologies, younger students.

Введение. В указе президента Российской Федерации В. В. Путина от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» акцентируется внимание на необходимости создания «условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [3].

Изложение основного материала статьи. Использование методов и средств музейной педагогики не является новшеством, практика их использования уже описана в трудах Г.М. Кершенштейнера, А. Лихтварка. Именно в их трудах впервые возникает термин «музейная педагогика». Исследованием методов формирования чувства любви к Родине у младших школьников с использованием музейной педагогики Н.Д. Наумова; Б.А. Столяров; Л.Н. Ан-Чауечи,

Ю.Е. Ан-Чауечи, Я.П. Бугаева; Я.В. Макарчук; Х.С. Даурбеков; О.Л. Князева; Л.Г. Латышева; Я.В. Макарчук; М.Л. Мальчевская; А.И. Шмидт и др.

Впервые термин «музейная педагогика» появился в Германии в начале ХХ века, в 1913 году А. Лихтварк впервые сформулировал идею об образовательном значении музея. А в 60-е годы XX века начался «музейный бум» и музейная педагогика стала развиваться как отрасль науки, имеющая образовательную функцию, как основную. В России о «музейной педагогике» заговорили лишь в 70-годы XX века. В 1989 году М. Ю. Юхневич определила ее как: «научную дисциплину, смежную музееведению, педагогике и педагогической психологии, которые занимаются изучением образовательной деятельности музеев» [4].

Мы будем опираться на определение музейной педагогики Б.А. Столярова: «направление педагогики, междисциплинарная область науки, профильная музею дисциплина, а также специфическая практическая деятельность по передаче культурного опыта в условиях музейной среды» [2].

Школьный музей в настоящее время во многом является площадкой для реализации детского творчества, это позволяет младшим школьникам проявлять интерес к окружающему миру, у них формируются полезные навыки, которые так же необходимы для дальнейшей учебной деятельности.

Мы проанализировали возможности учебно-методического комплекса Школы 2100, Школы России и системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и отразили их в следующих таблицах (Табл. 1-3).

Таблица 1

Возможности УМК Школа России

Темы, учебные проекты Основные виды деятельности с использованием музейной педагогики

1. Наш край. Проект «Разнообразие природы родного края» - экскурсия «Формы поверхности нашей местности»; - составление и презентация проекта «Книга природы родного края».

2. Наши ближайшие соседи - определение на карте границ страны, области, родного края. Сообщения о государствах, граничащих с нашей родиной.

3. Путешествие по России. Знаменитые соотечественники - сбор информации о знаменитых соотечественников своего края (города, села). Оформление собранных материалов в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; - дистанционная экскурсия в усадьбу Г.В. Юдина.

4. Проект «Экономика родного края» - сбор информации об экономике своего края (города, села); - оформление собранных материалов в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; - коллективное составление книги - справочника «Экономика родного края». Презентация и оценивание результаты проектной деятельности.

5. Проект «Музей путешествий» - сбор экспонатов для музея; - оформление экспозиции музея; - подготовка сообщения, презентация своих сообщений с демонстрацией экспонатов; - экспозиции детских работ.

Таблица 2

Возможности УМК Школа 2100

Темы, учебные проекты Основные виды деятельности с использованием музейной педагогики

1. Семья - ближайшее окружение человека - подготовка рассказа о семье, о том, чем она занимается, у кого какие домашние обязанности, так же профессии членов семьи, распределение домашних обязанностей; - составление генеалогического древа семьи.

2. Родной город, село. Домашний адрес - экскурсия «Путь домой». Изобразить путь от школы до дома при помощи условных знаков.

3. Народы, населяющие регион - проект «Расскажи о своем народе».

4. Важные события из истории родного региона - собирать материал на основании книг, интернет -ресурсов о праздничных днях родного города. Выпуск стенгазеты; - экспозиции, посвященные родному городу, архитектуре.

5. Памятники истории и культуры региона, достопримечательности, их охрана - подготовка в группах рассказа по экскурсии в краеведческий музей, к историческим местам событий, так же по посещенным историческим памятникам родного края, сообщений о достопримечательностях родного города.

Таблица 3

Возможности УМК системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Темы, учебные проекты Основные виды деятельности с использованием музейной педагогики

1. Знакомые маршруты - экскурсия «Дорога в школу и домой», составление маршрута.

2. Родной край - частица России - проведение виртуальной экскурсии по родному краю; - составление туристического маршрута (важнейшие объекты природы, музеи, театры и др.).

3. Россия - многонациональная страна - выставки кукол в национальной одежде народов, которые населяют край, игрушек.

4. Шкалы времени - работа с информационными источниками (время жизни родного края, его история, важные события); - проекты: «История моей семьи - часть истории родного края», «Примечательные здания родного города».

В результате анализа возможностей использования музейных педагогических технологий при реализации УМК и мы выявили его большой культурно-образовательный потенциал при изучении младшими школьниками родного края. Его реализации способствует музейная среда, а также технологии музейной педагогики на школьных занятиях [1]. Нами были выделены основные формы деятельности обучающихся при изучении младшими школьниками родного края на уроках, связанные с музейной педагогикой:

- проведение уроков, связанных одной тематикой;

- экскурсии в краеведческие музеи, в том числе виртуальные;

- проведение урока на базе школьного музея;

- работа над проектом;

- тематические экскурсии в музей и др.

Первым подходом является создание школьного музея (по согласованию с администрацией школы).

Первый подход предполагает возможность организовать:

1. Музеи - выставки, с предметами экспозиции;

2. Музей - мастерские, со специальным местом для занятия творчеством;

3. Музей - клуб, позволяющий использовать предметы экспозиции на других урока или, в театральных постановках;

4. Музей - ярмарка, включающий предметы, сделанные самими школьниками.

Второй подход - создать исследовательскую группу, которая будет собирать информацию, структурировать ее, готовить выступления перед другими учениками на уроках, конференциях и т.д. Именно этот вид деятельности направлен на формирование уважения к Родине, воспитание патриотизма. Сбор информации способствует изучению истории родного края. В большинстве случаев эти методы реализуются в комплексе, так как это более эффективно и разнообразно.

Нами было проведено научное исследование, в ходе которого были использованы такие методы, как:

- Опрос (методика «Незаконченное предложение» Царевой Л.И., методика «Незаконченное предложение» Масловой Т.М., методика «Мое отношение к малой Родине» Савенкова И.П., методика «Цветик-семицветик»);

- Наблюдение (составление протокола наблюдений);

- Анализ полученных эмпирических данных и проведенной работы.

Работа на констатирующем этапе была построена на основании трех компонентов: когнитивный (выявление уровня предметных знаний о малой Родине), эмоционально-ценностный (выявление уровня ценностного отношения к малой Родине), деятельностный (выявление поведенческих реакций). На каждый компонент нами была подобрана методика.

Полный диагностический инструментарий представлен в таблице 4.

Таблица 4

Диагностический инструментарий

Компоненты Результат Диагностика компонентов

Когнитивный компонент Высокий уровень (10-12 правильных полных ответов на обязательные вопросы). Методика «Незаконченное предложение» Царевой Л.И. (выявление предметных результатов по предмету, состоит из 20 вопросов, 12 из которых обязательны и относятся к знаниям 3 класса, остальные 8 - дополнительные, по материалу 4 класса).

Средний уровень (6-9 правильных полных ответов на обязательные вопросы).

Низкий уровень (0-5 правильных полных ответов на обязательные вопросы).

Эмоционально-ценностный компонент Результаты определяются с помощью семантического анализа ответов на сайте ADVEGO https://advego.com/text/seo/, учитывая частотность слов. Методика «Незаконченное предложение» Масловой Т.М.

Высокий уровень (14-20 баллов) -ярко выраженно проявляет чувства гордости к своей малой Родине. Средний уровень (7-13 баллов) -проявляет чувства гордости к своей малой Родине. Низкий уровень (0-6 баллов) - слабо проявляет или не проявляет чувства Методика «Мое отношение к малой Родине» Савенкова И.П.

гордости к своей малой Родине.

Результат представлен выявлением доминирующей категории и вида желаний. Методика «Цветик - семицветик».

Деятельностный компонент Высокий уровень (активно принимает участие в деятельности, заинтересован в происходящем, предлагает свои идеи и варианты). Протокол наблюдений.

Средний уровень (принимает участие в деятельности, но не заинтересован в происходящем, старается не привлекать внимание).

Низкий уровень (не принимает участие вообще или минимально. Идеи не предлагает и совершенно не заинтересован).

Подведем итог всех проведенных методик в таблице 5.

Таблица 5

Результаты диагностики изучения младшими школьниками родного края и уважительного отношения к малой

Родине по трем компонентам

Компоненты /уровни Когнитивный Эмоционально - ценностный Деятельн остный Итог

«Незаконченное предложение», Царевой Л.И. «Незаконченное предложение», Масловой Т.М. «Мое отношение к малой Родине» «Цветик-семицветик» Протокол наблюдений

Высокий 0% 100% 80% 95% 100% 75%

Средний 72% 0% 13% 5% 0% 18%

Низкий 28% 0% 7% 0% 0% 7%

Преобладает высокий уровень

После анализа результатов методик по 3 компонентам, нужно отметить, что обучающиеся 3 класса имеют средний уровень сформированности по когнитивному компонент, высокий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента (что характерно для младшего школьного возраста), высокий уровень сформированности деятельностного компонента, который подтверждает эффективность использования музейной педагогики.

Выводы. Таким образом, на основании всего вышесказанного мы можем отметить, что музейная педагогика имеет высокий потенциал при изучении родного края и формировании уважительного отношения к малой Родине. Музейная педагогика позволяет поддерживать эмоционально-ценностный отклик младших школьников на материалы связанные с родным краем и создает условия для реализации деятельностного компонента. А так же хочется отметить, что малая Родина вызывает у младших школьников исключительно теплые чувства, а так же гордость и уважение, что является фундаментом для более глубокого изучения данной темы во внеурочной деятельности.

Литература:

1. Асташкин, С.В. Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся школы [Электронный ресурс] / С.В. Асташкин // Дискуссия. 2017. - №3 (77). - Режим доступа: https://cyberieшnka.ш/artide/n/muzeynaya-pedagogika-v-patrioticheskom-vospitanii-uchaschihsya-shkoly (дата обращения: 22.02.2022).

2. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие / Б.А. Столяров. - Москва: Высшая школа, 2004. - 216 с.

3. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36194 (дата обращения: 20.02.2022).

4. Юхневич, М.Ю. Я отведу вас в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич // Министерство культуры РФ. Рос. Институт культурологии. - Москва, 2001. - С. 13-20.

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры военного регионоведения Блохина Оксана Валерьевна

ФГКВОУ «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации» (г. Москва)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОПТИМИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА БОЕВЫМ ОПЫТОМ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И

СЛУШАТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье представлена обобщенная структура процесса оптимизации информационного обмена боевым опытом средствами электронно-библиотечных систем в военных вузах РФ на примере классификации внутренних и внешних ресурсов электронно-библиотечных систем Военного университета им. князя Александра Невского МО РФ и Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознамённое командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова (по состоянию на 2022 г.); предложены пути и условия её учебно-практической реализации. Автором доказательно раскрывается предположение о том, что активное использование ресурсов электронно-библиотечных систем в образовательном поле высших военно-учебных заведений может послужить фактором оптимизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.