Научная статья на тему 'ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / СРЕДСТВА МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ / МУЗЕЙНЫЙ УРОК / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ / ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никотина Е.В.

Статья посвящена особенностям формирования патриотизма младших школьников средствами музейной педагогики: представлены принципы музейной педагогики, раскрыты основные направления патриотического воспитания школьников, определены эффективные формы, методы и приемы музейной педагогики, способствующие патриотическому воспитанию младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

материала, но и при знакомстве с новыми темами. Особенно эффективен алгоритмизированный курс при прохождении и обобщении наиболее трудных для школьников тем орфографии «Н - НН в разных частях речи», «НЕ с разными частями речи» и пунктуации: «Обособление согласованных определений», «Знаки препинания в сложных предложениях» и др. Значительные результаты представленной методики видны в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в старших классах.

Список литературы:

1. Селезнева Л.Б. Русская орфография и пунктуация: интенсивный алгоритмизированный курс: пособ. для поступающих в вузы / Л.Б. Селезнева. -М.: Высшая школа, 2003. - 348 с.

2. Селезнева Л.Б. Русский язык: Орфография (Школьный курс за 100 часов): учебное пособ. / Л.Б. Селезнева. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 400 с.

3. Сосунова Е.А., Алмазова О.В. Правила и упражнения по русскому языку: пособ. для начальной и средней школы / Е.А. Сосунова, О.В. Алмазова. - М.: Аквариум, 1997. - 128 с.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

© Никотина Е.В.1

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь

Статья посвящена особенностям формирования патриотизма младших школьников средствами музейной педагогики: представлены принципы музейной педагогики, раскрыты основные направления патриотического воспитания школьников, определены эффективные формы, методы и приемы музейной педагогики, способствующие патриотическому воспитанию младших школьников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание младших школьников, средства музейной педагогики, музейный урок, школьный музей, приемы формирования патриотизма младших школьников средствами музейной педагогики (создание игровой ситуации, перевоплощение, театрализация).

В требованиях новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования [4] указана необходимость повышения качества образования современной личности путем создания благопри-

1 Доцент кафедры Начального образования, к.п.н.

ятных условий в школе, так как в ней сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно-нравственная, а также гражданская жизнь школьника.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для любого социального влияния, в том числе, патриотического воспитания. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования ученых: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной и др. В младшем школьном возрасте, когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление патриотического воспитания школьников в процессе их включения в разнообразные виды деятельности: игровую, учебную, трудовую, общение, направленные на воспитание бережного ценностного отношения к культуре, истории своего родного края, к традициям и обычаям своего народа и народов страны совместного проживания.

Патриотическое воспитание младших школьников должно носить систематический характер. Для его организации используются разнообразные методы и средства актуализации внимания к духовной культуре своего народа, уважения и интереса к его историческому прошлому. Особая роль в решении этой задачи принадлежит музейной педагогике: она способствует приобщению растущего человека к культурному наследию своего народа с помощью бесценного материала, который хранится в музеях, в том числе и школьных.

Основными принципами музейной педагогики являются: высокий уровень интеграции школы и музея; учет индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников, их склонностей и интересов; педагогическая целесообразность; гуманистическая направленность и др.

Реализация указанных принципов при решении вопроса формирования патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики могут быть представлены в различных видах сотрудничества школы и музея. Как социальный институт школа своим основным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (музеи, выставки, краеведческие уголки, залы) могли бы по-своему оживить учебный процесс, способствовать формированию у младших школьников чувств патриотизма. Важно выделить три главных направления такой работы школы: семья, школа, Родина (страна, малая родина) [2, с. 20].

Семья. Основными направлениями исследовательской деятельности в этом аспекте могут быть:

- Родословное древо. Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника. Простейшие методики позволяют познакомить с исследовательскими приемами работы с генеалогическими источниками. Совместная деятельность в этой сфере позволит сохранить многие ценные реликвии из домашнего архива, объединит людей разных поколений.

- Судьба семьи в судьбе страны. Многие школьники не знают, где работают их родители, дедушки, бабушки, они никогда не были в местах их детства, это еще один разъединяющий людей фактор. А ведь

знакомясь с улицами города, где прошли годы жизни близких, юные жители душевнее и глубже узнают свой родной край, сближаются с родными. Еще более усилят эти добрые чувства совместное фотографирование, зарисовки мест жизни близких.

- Семейный архив. Выявляя интересные с точки зрения краеведа предметы, юные исследователи вместе со старшими членами семьи приступают к формированию семейного архива: делают и подписывают конверты, тематические папки, заполняют вещицами небольшие коробки, составляют «легенды». Постепенно создается основа для небольшого домашнего музея. Хорошо, если первым музеем для каждого человека станет домашний музей.

Школьный музей мог бы отбирать наиболее интересные материалы для выставок (с последующим возвращением в семью). Примерная тематика выставок: «Наши семейные реликвии», «Орден в моем доме», «Фотографии рассказывают», «Старая фотография», «Профессии наших родителей» и др. В результате краеведческая работа будет способствовать повышению укреплению родственных связей, престижа семьи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.

Школа. Каждый человек проходит через школу, которая может стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем будут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа может выполнять функции архива. Здесь уместно, прежде всего, говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и обучающихся, не составит ее полноценную летопись. В связи с этим рекомендуется собирать следующие материалы: свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования); изображения школы в разные годы ее существования (планы, рисунки, фотографии, макеты); атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т.п.); детские сочинения, творческие работы.

Родина (малаяродина, страна). Разрабатывая план собирательской деятельности по истории родного края, не следует стремиться к «всеядности». Необходимо разработать реальную концепцию музея на ближайшие несколько лет. Желательно, чтобы музей имел комплексный характер (отражал культуру, историю и природу своего края), мог максимально использоваться учителями в учебном и воспитательном процессе.

Эффективной формой организации работы детей с использованием средств музейной педагогики является музейный урок - это урок в музее или с использованием переносной музейной выставки, интерактивных технологий. Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для школьников является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники культуры и истории. Для этого необходимо предусмотреть специальный комплекс музейных предметов, которыми можно пользоваться

на занятиях. Дав детям возможность взаимодействовать с предметами старины можно вызвать у них положительное эмоциональное отношение к теме занятия, а это ведет к глубокому усвоению и прочному запоминанию информации. Использовать при этом можно следующие приемы [3]:

- создание игровой ситуации. При проведении экскурсий, например по теме «Великая Отечественная война» младшим школьникам можно предложить стать партизанами отряда «За Родину». Для проведения игры использовать следующие атрибуты: знамя, плащ-палатки, гранаты, миноискатели и др;

- «перевоплощение» в того или иного героя: например, мастерица в русском народном костюме, используя большую коллекцию рушников и других изделий декоративно-прикладного искусства, рассказывает о развитии различных народных промыслов в крае. Широко можно использовать различные световые, звуковые эффекты и музыкальное оформление;

- театрализация, которой можно завершать каждую крупную тему. На основе изученного материала, учащиеся работают над созданием сценария, подготовкой костюмов, декораций, музыкального сопровождения, реквизита, соответствующих историческому контексту эпохи.

Так, на экскурсиях в рамках цикла «Традиционная культура» дети попадают в удивительный и волнующий мир прошлого, узнают много новых слов - «светец», «рогач», «лучина», «рубель», им предлагается подумать в какие современные бытовые предметы «превратились» эти вещи. Рядом с детской люлькой вместе с экскурсоводом вспоминают колыбельные песенки, знакомятся с давно забытыми детскими играми, вспоминают русские народные сказки, пословицы и поговорки.

Экскурсии цикла «Образы войны» вводят младших школьников в суровый военный быт тыла. Музейный показ предметов, бытовавших в «сороковые, роковые» в обычной квартире (буржуйка, керосиновая лампа, черная тарелка-громкоговоритель, продовольственные карточки, фронтовые письма-треугольники) создает особый эмоциональный настрой, вызывает целую гамму чувств и переживаний. Рассказывая о земляках, участниках Великой Отечественной войны, ребятам предоставляется возможность пообщаться с приглашенными на экскурсию участниками тех далеких героических событий.

Особое чувство сопричастности к истории дает метод перевоплощения. Каждому ребёнку предлагается солдатская пилотка, можно надеть каску, посидеть на плащ-палатке, подержать в руках котелок и даже автомат. В заключение экскурсии можно дать задание узнать о своих родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, расспросить бабушек и дедушек об их военном и послевоенном детстве, собрать семейные реликвии того времени.

Музей дает формирующейся личности уникальную возможность ощутить себя в потоке Времени, оценить то или иное историческое явление с

точки зрения сегодняшнего дня и с позиций прошлого, понять, что Будущее «прорастает» из Прошлого. В контексте реализации этой задачи бесспорно актуальной является проблемная экскурсия.

В заключение экскурсии важно предложить детям, на основании полученных знаний и впечатлений, написать сочинение, нарисовать рисунок, сделать поделку своими руками и т.д.

Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.

Важное место в музейной работе занимает организация регулярно сменяемых выставок, и, прежде всего, тематических выставок предметов быта и декоративно-прикладного искусства. Здесь поле деятельности огромно. Можно выставлять изделия народных промыслов и ремёсел, что обычно и делается в школах, для того, чтобы как можно лучше познакомить учащихся с разными видами практической и художественной деятельности народа.

Можно проводить выставки музейных коллекций по отдельным видам экспонируемых предметов и изделий декоративно-прикладного искусства. Например: самоваров, утюгов, бондарных изделий, гончарных изделий, расписной посуды, костюмов, вышивки, платков т.д. При этом у школьников формируется более полное представление о том или ином виде предметной среды человека, что даёт ему возможность лучше постичь историческую, художественную, эстетическую и практическую ценность выставляемых экспонатов [1, с. 51].

Большой интерес вызывают выставки, включающие в экспозицию разные по назначению экспонаты, но объединенные одной темой, например: «Рукоделье крестьянки», «Посуда русского застолья», «Убранство русской горницы», «Орудия сельскохозяйственного труда», «Досуг крестьянской семьи» и т.д. Этот вид тематических выставок дает более полное представление не только о том, какие вещи, предметы, орудия труда окружали человека в прошлом, но и как они влияли на их жизненный уклад, определяя различные виды хозяйственной и семейной деятельности. Такие выставки успешно используются в проведении уроков по ИЗО, литературному чтению, труду и окружающему миру.

На базе школьного музея должны регулярно проводиться выставки детских работ, созданных ими в кружках в традициях национальной культуры (изделия из глины, вышивка, национальные костюмы, куклы, детские игрушки и т.п.).

Таким образом, понятие «средства музейной педагогики» рассматривается учеными как материальные средства, прежде всего: музейные экспонаты, основные и вспомогательные фонды, программные продукты, аудиови-

зуальные средства и т.д. Данные средства используются педагогами при создании школьных музеев совместно с учащимися в процессе учебно-исследовательской, поисково-собирательной работы школьников. Посещение музеев, проведение музейных уроков и уроков с элементами музейной педагогики вызывают у младших школьников большой эмоциональный отклик, воспитывают любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, пробуждают интерес к исследовательской деятельности, развивают воображение и творческую фантазию.

Список литературы:

1. Махмудова Р.Н. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Аспирант и соискатель. - 2010. - № 3. - С. 51-52.

2. Провоторова В.П. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании [Текст] // Начальная школа. - 2013. - № 4. -С. 19-21.

3. Соколова М.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2010. - 28 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/922.Йт1.

ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Новикова Л.С.1

МБОУ «СОШ п. Ягодное», Магаданская область, Ягоднинский район, пгт. Ягодное

Данная статья посвящена проблеме формирования орфографической зоркости младших школьников, формулируются основные условия для ее успешного формирования. Приводятся примеры таблиц алгоритмов работы с правилами, применяемые в работе.

Ключевые слова: орфографическая грамотность, правописание, орфографическая зоркость, алгоритм.

1 Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.