Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ г. СУМ'

ИЗУЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ г. СУМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ г. СУМ»

Количественные изменения микрофлоры вареных колбас, хранящихся при комнатной температуре (18—20 °С) (а) и в холодильнике (4—6 °С) (б).

По оси абсцисс — дни; по оси ординат — индекс обсеменения: I — общее микробное число; // — споровые аэробы; /// — стафилококк; IV — CI. pertrlngens; V — протей.

образом, еще до термической обработки, по-видимому, в результате добавления спецнй происходит существенное снижение обсемененности основными санитарно-показа-тельными микроорганизмами пищевых продуктов. После термической обработки, т. е. в готовых колбасных изделиях, эти микробы, как правило, не обнаруживались. В то же время общее количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных бактерий оставалось в пределах 1,5-10*—2,810s, а споровых аэробов — до 3-Ю3 в 1 г продукта [5|.

В процессе хранения вареных колбас происходят заметные количественные и качественные изменения микрофлоры. При комнатной температуре через 2—3 сут общее микробное число в I г увеличивается до 10е, число споровых аэробов — до 10s, появляется стафилококк, который после термической обработки продукта мог сохраниться в единичном числе (см. рисунок, а). Через 3 сут в тех же условиях хранения в образцах колбас обнаружен также CI. perfringens, споры которого приобретают в этот период способность к активному размножению. На 4—5-е сутки отмечено значительное изменение органолептических свойств продукта.

При хранении в холодильнике наблюдается сходство в характере размножения бактерий, однако в отличие от условий комнатной температуры оно начинается н достигает максимума в более поздние сроки. Особенностью для этих условий является также отсутствие роста С1. рег-Гппяепэ (см. рисунок, б).

Анализ результатов наших исследований и данных литературы позволяет сделать вывод о предельно допустимых уровнях бактериального загрязнения изученных вареных колбас. Общее количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных бактерий не должно превышать 3-Ю3 в 1 г продукта. При этом присутствие коли-формных бактерий не допускается.

Среди опорных аэробов, постоянно загрязняющих вареные колбасы, наиболее часто встречаются Вас. сегеив, Вас. а1уе1 и Вас. 5иЬШ1$. Известно, что вопрос о целесообразности нормирования пищевых продуктов по споровым аэробам в последнее время обсуждается достаточно широко, что в первую очередь обусловлено наличием у одного из представителей — Вас. сегеив —■ патогенных свойств и значительной устойчивости его спор при термической обработке продуктов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бугрова В. И. — Гиг. и сан., 1969. № 4, с. 110—111.

2. Калина Г. П.. Блинкова А. Н. — Там же, 1966, № 9, с. 64—67.

3. Калина Г. П. — В кн.: Санитарная микробиология. М.. 1969, с. 29—36.

4. Калина Г. П. — Там же, с. 288—299.

5. Ковбасенко В. М. — Вопр. питания, 1964, № 4, с. 67— 69.

6. Нефсдьева Н. П., Седова Н. Н. — Там же, 1973, № 2, с. 66-68.

7. Пивоваров 10. П. — В кн.: Актуальные вопросы гигиены и профессиональной патологии в условиях научно-технического прогресса. Ташкент, 1980, с. 306— 308.

8. Хейфец М. Л. — Вопр. питания, 1961, № 5, с. 84— 87.

9. Хейфец М. А. — Там же, 1965, № 3, с. 78—81.

10. Хейфец М. А. — Гиг. и сан., 1971, № 2, с. 80—83.

Поступила 02.04.84

УДК 371.71/.74<477.52-25)

Б. Т. Крутько, А. П. Каменева, Е. К. Мыкитенко, А. Т. Иваненко

ИЗУЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ г. СУМ

Областная и городская санэпидстанции; Педагогический институт им. А. С. Макаренко, г. Сумы.

В последние годы возрос поток информации, который влечет за собой интенсификацию умственной деятельности школьников. В связи с этим перед врачами, гигиенистами и педагогами стоит задача повышения эффективности'умственного труда и профилактики психических перегрузок 16]. Разработка научно обоснованного режима в школах и изучение соответствия учебной нагрузки возрастным и функциональным возможностям учащихся — актуальная проблема дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Задачей нашей работы явилось изучение состояния здоровья и режима для школьников г. Сум.

Заболеваемость школьников и ее структуру определяли по данным обращаемости и углубленных медицинских осмотров. Для оценки влияния различных факторов на здоровье учащихся были взяты две средних общеобразова-

тельных школы с примерно одинаковыми численностью учащихся и типовой планировкой, расположенные в разных районах города. Наряду с анализом состояния здоровья школьников изучали режим дня методом анкетирования. Анкеты содержали вопросы, отражающие различные стороны деятельности учащихся. Перед анкетированием проводили инструктаж школьников и родителей.

Результаты анализа полученных данных свидетельствовали о росте частоты соматических заболеваний учащихся за счет увеличения численности детей с заболеваниями нервной и мочевыводящей системы, желудочно-кишечного тракта и патологии ЛОР-органов.

За последние 3 года отмечается некоторое увеличение количества учащихся, состоящих на диспансерном учете. Обследование показало рост числа учащихся с пониженной остротой зрения. Существует прямая зависимость

между снижением остроты зрения и школьным стажем: среди поступавших в 1-й класс с пониженной остротой зрения в 1982 г. выявлено 58, среди восьмиклассников — 111, среди десятиклассников — 140 на 1000 осмотренных, что подтверждает данные литературы [2, 7].

Структура снижения остроты зрения следующая: миопия— 42,1%, астигматизм — 21,7%, гиперметропия— 18,5%, спазм аккомодации— 13,6%, прочие изменения — 4,1%.

Поскольку физическое развитие — один из важнейших показателей здоровья, проведена его оценка по линейным диаграммам, рекомендованным Харьковским институтом гигиены детей и подростков им. Н. К. Крупской. Установлен относительно высокий уровень физического развития школьников: средний и выше среднего уровень физического развития был у 81% обследованных. Однако процент учащихся со средним физическим развитием уменьшился и составил 66 против 72 в 1966 г. Количество же учащихся с физическим развитием выше среднего возросло почти в 2 раза. Сказанное позволяет предполагать развитие процессов акселерации, являющейся следствием влияния комплекса факторов с преобладанием социальных, улучшением условий жизни населения [5].

Повысилось (до 4,6 %) количество школьников с избыточной массой тела за счет жироотложения. Известно, что ожирение ограничивает физическую и социальную активность детей и может быть причиной нарушения углеводного обмена и развития таких заболеваний, как тонзиллит и юношеская гипертония |41. Учебная нагрузка сказывается на частоте невротических реакций учащихся старших классов. Увеличилось количество школьников с нарушением осанки, а также сколиозом, что можно объяснить различной степенью выявляемое™ этой патологии, недостаточным оснащением школ мебелью соответствующих размеров.

Одновременно с исследованием состояния здоровья изучали режим дня школьников двух школ города путем анкетирования. Было роздано 1400 анкет школьникам всех класов с учетом возрастных различий. Обработано 1376 анкет. Анализ анкетирования выявил следующее.

Основное количество (74,2%) школьников проживает в благоустроенных квартирах, 13,4% — с частичными удобствами, 12,4% — без удобств. Имеют отдельную комнату 36% учащихся, уголок школьника —63%. Только 1% учащихся лишен соответствующих условии для занятий. У 29% детей нет братьев или сестер, у 50% есть одни брат или одна сестра. Большие семьи (5 человек и более) у 17% учащихся. Воспитываются без отца 4% детей. Индивидуальный график режима дня имеется только у 55,5% школьников. 45,8% учащихся тратят на дорогу в школу до 30 мин, 37,7% — до 1 ч, 16,5% — до 1,5 ч. 73% детей встают в 7 ч, остальные — позже 7, 50,3% учащихся делают утреннюю гигиеническую зарядку.

Регулярно питаются 66% школьников; плотно завтракают 33% детей.

Жалуются на плохое самочувствие после занятий 53% школьников. Гуляют на улице более 2 ч 16% учащихся, до 2 ч — 29%, до 1 ч — 55%.

Большинство (66%) учащихся затрачивают время на приготовление домашних заданий в пределах рекомендуемых норм. 11% школьников помогают родителям дома. Не читает книг около 8% детей. Посещают кино 1 раз в неделю 56% учащихся, 2 раза — 15%. Не занимаются спортом 71% школьников, что сказывается на их физическом развитии и состоянии здоровья. По одному общественному поручению имеет 43% учащихся, по два — 11%, по три и более — 3%, не имеют общественных нагрузок 43% школьников. Длительность просмотра телепередач до 1 ч в день у 30% учащихся, до 2 ч — у 43,3%, до 3 ч — у 15,7%, более 3 ч — у 6,1%. Основное количество (62,5%) школьников различных возрастных групп ложатся в рекомендуемое время.

Как видно из анкетирования, в обследованных школах имеются педагогические и санитарно-гигиенические недостатки в организации учебно-воспитательного процесса и режима дня учащихся в домашних условиях.

Режим учебных занятий и полного дня является ведущим фактором в охране здоровья школьников. Существует прямая зависимость между здоровьем детей и их режимом дня |3].

Важным звеном в охране здоровья является также организация медицинского обеспечения детского контингента. По данным литературы [1], 46% рабочего времени школьного врача расходуется на документацию, а на санитарно-гигиеническую и санитарно-просветительную деятельность приходится лишь 4—6% бюджета рабочего времени.

Имеет значение и обеспеченность школ медицинскими кадрами. Городские школы обеспечены штатными врачами на 26%, средним медицинским персоналом — на 82%, что сказывается на качестве медицинского обслуживания.

Таким образом, проведенные исследования показали, что, нарушения режимных моментов, санитарно-гигиенические недостатки организации учебно-воспитательного процесса, низкое качество медицинского обслуживания отрицательно влияют на состояние здоровья школьников. Для улучшения охраны здоровья учащихся разработаны конкретные мероприятия, рекомендованные органам просвещения и здравоохранения. Исследования продолжаются с целью выявления других факторов, воздействующих на состояние здоровья школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьева Н. А., Гайдай В. Я- и др. — В кн.: Актуальные вопросы состояния здоровья детей. М., 1980, с. 120— 134.

2. Бережков Л. Ф., Ямпольская Ю. А. — Там же, с. 8—32.

3. Неделько В. П. — Гиг. и сан., 1976, № 4, .с. 47—51.

4. Пяткявичус Р. В. — Педиатрия, 1982, № 2, с. 48—49.

5. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979.

6. Сердюковская Г. И. — Гиг. и сан., 1982, № 4, с. 83—86.

7. Сычев А. А. — Там же, 1981, № 5, с. 83—86.

Поступила 20.03.84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.