Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ АЛКОГОЛЬНОЙ)'

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ АЛКОГОЛЬНОЙ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛИЗМ / СПИРТНЫЕ НАПИТКИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сапитонова Л.Г.

В работе представлен анализ психоэмоционального состояния подростков с психофизической зависимостью (на примере алкогольной), описан процесс диагностики, сделаны выводы по результатам работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF ADOLESCENTS WITH PSYCHO-PHYSICAL DEPENDENCE (ON THE EXAMPLE OF ALCOHOL)

The article attempts to systematic understanding of socio-psychological approaches study of teenage alcohol abuse. Presented results empirical researches influences alcohol on behavior teenagers and psych emotional state.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ АЛКОГОЛЬНОЙ)»

УДК 740

Сапитонова Л.Г.

Студентка 5 курса, ПИТОГУ г. Хабаровск, РФ Научный руководитель: Колесникова Г.Ю.

(канд. псих наук, доцент ПИТОГУ) г. Хабаровск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ АЛКОГОЛЬНОЙ)

Аннотация

В работе представлен анализ психоэмоционального состояния подростков с психофизической зависимостью (на примере алкогольной), описан процесс диагностики, сделаны выводы по результатам работы.

Ключевые слова

Алкоголизм, спиртные напитки, подростковый возраст, вредные привычки.

Abstract

The article attempts to systematic understanding of socio-psychological approaches study of teenage alcohol abuse. Presented results empirical researches influences alcohol on behavior teenagers and psych emotional state.

Keywords:

Alcoholism, alcoholic beverages, adolescence, bad habits.

Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально -этическими нормами поведения [1]. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, под идейным руководством коллектива.

По мнению И.Ф. Дьяконов наиболее актуальной проблемой с которой 1 сталкиваются школьные психологи остается проблема употребления алкоголя [2]. В связи с этим уделяется большее внимание проблеме распространения алкоголизма, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками.

Как пишет В.В. Барцалкина можно выделить основные причины алкоголизации молодёжи - это неумение правильно использовать свободное время, растущее психологическое напряжение, позитивная реклама в средствах массовой информации, уход от проблем, отчуждение, неустроенная жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания, алкоголизм родителей и неблагополучие в семье, мода, самоутверждение и конфликт с общественными нормами [3].

По данным исследований И.С. Кон последствия подросткового алкоголизма очень плачевны, алкоголь разрушает организм подростка, губительно влияет на психику и здоровья, ведет к формированию алкоголизма. В дальнейшем проявляется приводит в нарушении самоконтроля и антиобщественном и преступном поведении [4].

Злотникова М.П., Суркова К. Г., Чалисова М.А. и др. считают, что основными чертам личности

подростков, употребляющих алкоголь, выступают возбудимость, агрессивность, импульсивность, депрессивные реакции, циничность, заострение характерологических черт, свойственных пубертатному возрасту, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, узкий круг интересов, асоциальные тенденции, эмоциональное огрубение, конфликты с родителями [5].

На основании высокой актуальности и личного опыта нами была сформирована рабочая гипотеза подростков, употребляющих алкоголь, характеризует наличие негативных психоэмоциональных состояний.

Анализ негативных психоэмоциональных состояний подростков, употребляющих алкогольные напитки был осуществлен на базе КГБПОУ Хабаровского Техникума Техносферной Безопасности и Промышленных Технологий.

В исследовании приняли участие подростки в количестве 15 человек в возрасте от 14 до 16 лет.

Испытуемые были разделены на 2 группы:

основная группа - подростки, употребляющие алкоголь и группа сравнения - подростки, не употребляющие алкоголь. Группы испытуемых были уравнены по количеству, по возрасту участников исследования. Для диагностики заявленного феномена нами был сформирован диагностический комплекс, включающий опросник «Оценка агрессивности в отношениях» А. Ассингер.

При интерпретации результатов, полученных при помощи опросника «Оценки агрессивности в отношениях» Ассингера А., нами были установлены следующие данные, которые систематизированы в таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования методики «Оценки агрессивности в отношениях» Ассингера А.

Показатель агрессивности Основная группа Группа сравнения

Излишне агрессивны 60% 3%

Умеренно агрессивны 35% 67%

Миролюбивы 5% 30%

В основной группе 60 % испытуемых проявляют чрезмерную агрессию по отношению к окружающим и близким людям, а в группе сравнения лишь 3%. Для агрессивной личности характерны следующие черты: резкость в речи, злобность, раздражительность, несдержанность в поведении.

С умеренной агрессивностью в основной группе 35% испытуемых, в группе сравнения 67%. Для умеренно агрессивной личности характерны: сдержанность, твердость, гибкость поведения.

В основной группе лишь 5% испытуемых миролюбивы, в группе сравнения 30%. Их характеристиками являются уравновешенность, доброта, принятия себя и других такими, какие они есть, открытость и доброжелательность (рис.1.).

Рисунок 1 - Сравнительная характеристика результатов испытуемых методики «Оценка агрессивности в отношениях» Ассингер А.

В процентном соотношении у испытуемых основной группы все показатели значительно отличаются от результатов, продемонстрированных испытуемыми группы сравнения. Детальный анализ полученных

результатов методики «Оценка агрессивности в отношениях» Ассингер А. позволяет сделать вывод о наличии излишней агрессивности у подростков, употребляющих алкогольные напитки.

Таким образом, анализ полученных результатов позволяет нам судить что подростков, употребляющих алкоголь, характеризует излишняя агрессивность.

Полученные результаты лягут в основу разработки программы профилактики алкоголизма у подростков. Мы считаем, что основным условием эффективной профилактики алкоголизма является информирование подростков, родителей, социального окружения о проблеме и ее последствиях. Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с алкоголизмом. Список использованной литературы:

1. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2011. - 125 с.

2. Дьяконов И. Ф. Профилактика подросткового алкоголизма/ И. Ф. Дьяконов, Ю. Ю. Абриталин, Т. И. Дьяконова. - СПб.: СпецЛит, 2017. - 252 с.

3. Барцалкина В. В. Детская психическая травма и аддитивное поведение / В.В. Барцалкина // Другое детство: Сборник тезисов Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития», Москва, 25-27 ноября. - М.: МГППУ, 2015. - 18 с.

4. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 2015. - 122 с.

5. Братусь Б. С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма / Братусь Б.С., Сидорова П.И.: Москва, 2014. - 144 с.

© Сапитонова Л.Г., 2023

УДК 159.9.07

Фесенко С.Н.

студент магистратуры 2 курса психолого-педагогического факультета ВГПУ,

г. Воронеж, РФ.

Научный руководитель: Маркова И.И. канд. психол. наук, доц. каф. практической психологии ВГПУ,

г. Воронеж, РФ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Юношеский возраст рассматривается психологами, как один из этапов взросления с определенными особенностями и сложностями. В этот период происходит формирование индивидуальности, самооценки, самосознания, ценностных ориентаций и других характеристик индивида. Для этого возраста характерны внутренние противоречия и нестабильность социальных взаимосвязей. Следовательно, изучение психологических особенностей юношеского возраста является актуальной и важной темой. Стоит отметить, что данная тема изучалась многими специалистами, однако требуются дополнительные исследования в данной области в связи с изменившимися социальными, экономическими и психологическими условиями жизни, увеличивающимися напряженностью и тревожностью, постоянно возрастающим информационным потоком. Новые данные помогут лучше понять психологию лиц юношеского возраста, могут послужить основой в разработке методических и практических материалов для обучающихся ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.