Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2562
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СЕМЯ / ЭМПАТИЯ / САМОУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / САМООЦЕНКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фесенко С.Н.

Юношеский возраст рассматривается психологами, как один из этапов взросления с определенными особенностями и сложностями. В этот период происходит формирование индивидуальности, самооценки, самосознания, ценностных ориентаций и других характеристик индивида. Для этого возраста характерны внутренние противоречия и нестабильность социальных взаимосвязей. Следовательно, изучение психологических особенностей юношеского возраста является актуальной и важной темой. Стоит отметить, что данная тема изучалась многими специалистами, однако требуются дополнительные исследования в данной области в связи с изменившимися социальными, экономическими и психологическими условиями жизни, увеличивающимися напряженностью и тревожностью, постоянно возрастающим информационным потоком. Новые данные помогут лучше понять психологию лиц юношеского возраста, могут послужить основой в разработке методических и практических материалов для обучающихся ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ADOLESCENCE

Adolescence is considered by psychologists as one of the stages of growing up with certain features and difficulties. During this period, the formation of individuality, self-esteem, self-awareness, value orientations and other characteristics of the individual takes place. This age is characterized by internal contradictions and instability of social relationships. Consequently, the study of the psychological characteristics of adolescence is an urgent and important topic. It is worth noting that this topic has been studied by many specialists, but additional research is required in this area due to the changed social, economic and psychological living conditions, increasing tension and anxiety, and the ever-increasing information flow. The new data will help to better understand the psychology of young people and can serve as a basis for the development of methodological and practical materials for university students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА»

результатов методики «Оценка агрессивности в отношениях» Ассингер А. позволяет сделать вывод о наличии излишней агрессивности у подростков, употребляющих алкогольные напитки.

Таким образом, анализ полученных результатов позволяет нам судить что подростков, употребляющих алкоголь, характеризует излишняя агрессивность.

Полученные результаты лягут в основу разработки программы профилактики алкоголизма у подростков. Мы считаем, что основным условием эффективной профилактики алкоголизма является информирование подростков, родителей, социального окружения о проблеме и ее последствиях. Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с алкоголизмом. Список использованной литературы:

1. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2011. - 125 с.

2. Дьяконов И. Ф. Профилактика подросткового алкоголизма/ И. Ф. Дьяконов, Ю. Ю. Абриталин, Т. И. Дьяконова. - СПб.: СпецЛит, 2017. - 252 с.

3. Барцалкина В. В. Детская психическая травма и аддитивное поведение / В.В. Барцалкина // Другое детство: Сборник тезисов Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития», Москва, 25-27 ноября. - М.: МГППУ, 2015. - 18 с.

4. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 2015. - 122 с.

5. Братусь Б. С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма / Братусь Б.С., Сидорова П.И.: Москва, 2014. - 144 с.

© Сапитонова Л.Г., 2023

УДК 159.9.07

Фесенко С.Н.

студент магистратуры 2 курса психолого-педагогического факультета ВГПУ,

г. Воронеж, РФ.

Научный руководитель: Маркова И.И. канд. психол. наук, доц. каф. практической психологии ВГПУ,

г. Воронеж, РФ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Юношеский возраст рассматривается психологами, как один из этапов взросления с определенными особенностями и сложностями. В этот период происходит формирование индивидуальности, самооценки, самосознания, ценностных ориентаций и других характеристик индивида. Для этого возраста характерны внутренние противоречия и нестабильность социальных взаимосвязей. Следовательно, изучение психологических особенностей юношеского возраста является актуальной и важной темой. Стоит отметить, что данная тема изучалась многими специалистами, однако требуются дополнительные исследования в данной области в связи с изменившимися социальными, экономическими и психологическими условиями жизни, увеличивающимися напряженностью и тревожностью, постоянно возрастающим информационным потоком. Новые данные помогут лучше понять психологию лиц юношеского возраста, могут послужить основой в разработке методических и практических материалов для обучающихся ВУЗов.

Ключевые слова

юношеский возраст, психологические особенности, семя, эмпатия, самоудовлетворенность, самооценка, психологическая защита, асоциальное поведение, аутоагрессивное поведение.

Fesenko S.N.,

2nd year Master's student of the Psychological and Pedagogical Faculty of VSPU,

Voronezh, Russian Federation.

Scientific supervisor: Markova I.I., PhD. Psychology, Associate Professor of Practical Psychology, VSPU,

Voronezh, Russian Federation.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ADOLESCENCE Abstract

Adolescence is considered by psychologists as one of the stages of growing up with certain features and difficulties. During this period, the formation of individuality, self-esteem, self-awareness, value orientations and other characteristics of the individual takes place. This age is characterized by internal contradictions and instability of social relationships. Consequently, the study of the psychological characteristics of adolescence is an urgent and important topic. It is worth noting that this topic has been studied by many specialists, but additional research is required in this area due to the changed social, economic and psychological living conditions, increasing tension and anxiety, and the ever-increasing information flow. The new data will help to better understand the psychology of young people and can serve as a basis for the development of methodological and practical materials for university students.

Keywords

adolescence, psychological characteristics, semen, empathy, self-satisfaction, self-esteem, psychological defense, antisocial behavior, auto-aggressive behavior.

Юношеский возраст - это важный период в жизни человека перед взрослостью. Конвенциональный возрастной рубеж юношеского возраста, на который мы будем опираться в нашем исследовании: от 18 до 20 лет. Нижняя граница обусловлена статьей 1 ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", где приводится определение понятия «ребенок», а именно, «ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)». Очерчивая верхние границы, мы руководствуемся известными науке данными о психологических, физиологических и биохимических процессах в организме. В юношеском возрасте человек способен нести ответственность за сделанный выбор, отвечающий его амбициям и притязаниям. В то же время в период юношества человек сталкивается лицом к лицу с окружающей реальностью, вовлекаясь в череду проблем быстро меняющегося мира. С развитием технологий культурные и религиозные обычаи стали проникать друг в друга, стирая географические границы. В этих хитросплетениях юноши и девушки стараются определиться со своим местом в современном мире.

Отечественные исследования, проведенные А.Я. Анцуповым, А.И. Шипиловым, М.М Кашаповым подтверждают необходимость в непрерывном изучении психологических особенностей юношеского возраста, что поддерживается государственной поддержкой сопровождения молодежи и политикой, направленной на создание комфортной среды для реализации потребностей молодежи [2,8].

Практически все аспекты социальной и психологической модели поведения личности связаны с семейными условиями, в которых воспитывался и формировался человек. Значительную роль на формирование личности в период юношества играет семья. Актуальные статистические данные

показывают увеличивающееся количество неполных семей. По результатам исследований, различаются способы реагирования на стрессовые ситуации. Лица, воспитывавшиеся в полной семье, стараются установить социальный контакт и прибегнуть к помощи со стороны. Лица, воспитывавшиеся в неполной семье, в схожих ситуациях пользуются примитивными методами самозащиты, например, вытеснению, что приводит к накоплению аффекта. Также Г. С. Ахметшина выяснила, что юноши и девушки, имеющие полную семью, способны лучше выстраивать межличностные, а так же межгрупповые отношения и имеют более высокий социальный статус. Адаптивная способность менее выражена у лиц, воспитывающихся в неполной семье [3].

Для людей юношеского возраста особо значимыми являются не только коммуникативные, но и организаторские способности. Организаторские способности имеют достаточно сильное влияние на быт человека. Слаборазвитые организаторские навыки имеют негативные последствия для всех сторон жизнедеятельности, в том числе построения личной жизни и профессиональной деятельности. Исследования П. К. Католиковой показывают, что организаторские способности у современной молодежи слабо выражены, несмотря на идеальный возраст для развития и оттачивания организаторских навыков. Невысокая развитость таковых способностей может сказываться на умении трудиться в коллективе, отстаивать личную позицию, может проявляться как смятение и растерянность в новых ситуациях [7].

Эмпатия так же является неотъемлемой частью эффективных межличностных отношений. Продуцирование широкого спектра эмоций, сопереживаний, различных настроений, способности высказать свои мысли, вступающие во взаимодействие с соответствующими психологическими процессами и состояниями других людей - важная часть установления межличностного взаимодействия. Если информация о состоянии собеседника не поступает и не расшифровывается другим человеком, то процесс межличностного эмпатийного взаимодействия не происходит. Для лиц юношеского возраста, реализующих прерванное эмпатийное взаимодействие, свойственны автономность суждений, безразличие к мнению других, ригидность, подозрительность, чувство беспомощности и бесперспективности. Наблюдается низкий уровень потребности во взаимодействии, ярко выраженные установки на доминирование и использование другого человека, деловое сотрудничество и эгоистическая мотивационная ориентация. Важно, что именно ценностное отношение к другому человеку является для данного вида взаимодействия ключевым. В ходе исследования Л. А. Шистко установил, что эгоцентрическое эмпатийное межличностное взаимодействие в период юности характеризуется покладистой психологической позицией, пессимистической эмоциональной модальностью и безразличием к другим [14].

А.А. Киселева, М.Ю. Кузьмин, В.В. Козлов пришли к выводу, что результат нерешенных проблемных ситуаций, которые часто сопровождают юношеский возраст, может влиять на самоудовлетворенность, самооценку, появление очередных нерешенных ситуаций [10]. И. В. Серафимович и А. И. Салова считают, что в юношестве анализ проблемных ситуаций становится более глубоким, что связано с повышающейся активностью, которая направляется на разрешение проблемой ситуации [13]. В. Н. Дружинин это объясняет тем, что период юношества совпадает с периодом развития интеллекта, что приводит к углубленному анализу проблемных ситуаций [6].

Юношество - это период определения Я-идентичности путем пробы различных поведенческих моделей, поиска своего имиджа, подбора своей социальной позиции, что связано с вовлечением в социальные задачи.

В период юношества, считает В.С. Мухина, активно развиваются нравственные и эстетические чувства, формируется характер, постижение совокупности социальных ролей зрелой личности [11].

В юношеском возрасте усиливается потребность в контактах с ровесниками. Социальные контакты становятся более крепкими. Однако возрастные особенности могут вызывать некоторые затруднения в выстраивании взаимоотношений. Н. Н. Грибунова считает, что наивысший уровень развития индивида в

юношеском возрасте показывает степень осознанного восприятия происходящего и адекватного отношения к себе. Для выстраивания органичных отношений со сверстниками необходимо соблюдать психологические личностные границы и проявлять уважение к другим людям, в умении разграничивать и отстаивать личное пространство и выстраивать наиболее приемлемые способы адаптации к общественным нормам. Умение выстраивать психологическую защиту отличает социально адаптированных здоровых людей. Это обеспечивает чувство уверенности, надежности и позволяет выстроить доверительные отношения с миром. Защитные механизмы помогают справиться с напряжением, тревогой, чувством подавленности, страхами, избавиться от стресса [4]. В данный сложный период адаптации в социуме, перед человеком юношеского возраста возникает ряд сложных задач, которые, в свою очередь, при неблагополучных внешних социальных условиях, по мнению Е. А. Кедяровой и А. А. Пчельниковой, могут способствовать развитию острых психологических конфликтов, глубинных эмоциональных переживаний, а также кризисному прохождению периода юности [9].

Современная жизнь характеризуется все более увеличивающемся темпом жизни, а в связи с этим, усиливающемся ощущении стресса. Особенно сильно это сказывается на психике в период юношества. Чтобы справиться с изменениями и социальным давлением, создающими внутреннее напряжение, ощущение безнадежности, данная возрастная группа прибегает к самым разнообразным неадаптивным методам: табакокурение, употребление запрещенных псиоактивных веществ, асоциальное и аутоагрессивное поведение. В тяжелых случаях часты проявления суицидальных наклонностей. В. И. Гисцев, Н.С. Андреев, А.Ю. Афенка и О.Ю. Малоземов предполагают, что самоповреждающее поведение может быть способом избегания своих отрицательных эмоций. Проявлению аутоагрессивных тенденций предшествует нежелание идти на компромиссы, эксцентричность, вкупе с небольшим жизненным опытом, консолидируют конфликт самости и общественности, реакцию протеста [5].

В возрасте юношества гендерная идентичность представляет достаточно серьезное значение в выстраивании связей между людьми противоположного пола, поскольку превалирует ориентация на поиск партнера, на самореализацию в построении модели семейных отношений.

Юноши и девушки, склонные к антисоциальному поведению проявляют наклонность к уединенному образу жизни, к высокому уровню тревожности, фрустрации, проявляют признаки андрогинии.

В юношеском возрасте происходит столкновение с кризисом смысла жизни. Возникает желание выявить возможные направления деятельности, определить ее смысл для себя и возможность раскрытия его индивидуальности. А. О. Репина считает, что это основной этап становления личностных основ смысла жизни [12].

Как отмечает Г.И. Абдиева, период юношеского возраста, ограниченный от других возрастных периодов, имеет особые темпы развития и особую значимость. Важность перехода от детства к юношеству состоит в том, что это этап вступления во взрослую жизнь, сопряженный с выбором профессии, направленностью на социальный статус, организацией самосознания [1].

В юношестве происходит физическая и психологическая трансформация человека. Именно в этот период человек впервые начинает серьезно задумываться о своем будущем и строить планы на дальнейшую жизнь. Свежий взгляд на психологические особенности лиц юношеского возраста поможет предугадать возможные сложности в образовательном процессе, социальной сфере, трудовой деятельности. Благополучное развитие индивида в этом возрасте закладывает фундамент и оказывает весомое воздействие на всю последующую жизнь.

Список использованной литературы:

1. Абдиева, Г. И. Некоторые психологические особенности юношеского возраста / Г. И. Абдиева // Chronos. - 2021. - Т. 6. - № 11(61). - С. 41-43. - EDN AOMUBL.

2. Анцупов, А. Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.:

ЮНИТИ, 2000. 551 с.

3. Ахметшина, Г. С. Личностные особенности лиц женского пола, выросших в неполных семьях / Г. С. Ахметшина // Территория инноваций. - 2018. - № 12(28). - С. 123-127. - EDN VRLJJO.

4. Грибунова, Н. Н. Особенности построения личностных границ в межличностных отношениях в юношеском возрасте / Н. Н. Грибунова // Психологическая студия: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова / Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. - С. 46-48. - EDN MRYAXM.

5. Гисцев, В. И. Гендерный и телесно образный аспекты выбора мотивов оздоровления и их связь с самоповреждающим поведением в юношеском возрасте / В. И. Гисцев, Н. С. Андреев, А. Ю. Афенка, О. Ю. Малоземов // Системная интеграция в здравоохранении. - 2020. - № 1(47). - С. 15-22. - EDN PZWZNR.

6. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427496 (дата обращения: 1.04.2022).

7. Католикова, П. К. Психологические особенности развития коммуникативных и организаторских способностей в юношеском возрасте / П. К. Католикова // Психологическая студия: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова / Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. - С. 64-67. - EDN SOYIYR.

8. Кашапов М.М Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020.№ 11. С. 116-130.

9. Кедярова, Е.А. Взаимосвязь психологических защит и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте / Е.А. Кедярова, А.А. Пчельникова // Проблемы теории и практики современной психологии : Материалы XVII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Иркутск, 26-27 апреля 2018 года. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2018. - С. 425-429. -EDN DCRBTY.

10. Киселева А.А., Кузьмин М.Ю., Козлов В.В. Особенности совладающего поведения // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4 (101). С.641-655.

11. Мухина, В.С. К юбилею В.С. Мухиной: Новый взгляд на концепцию возрастной психологии и феноменологии развития личности / В.С. Мухина // Развитие личности. - 2021. - № 1-2. - С. 8-131. - EDN WDWHEZ.

12. Репина, А. О. Исследование осмысленности жизни и интеллектуального развития в юношеском возрасте / А. О. Репина // Аллея науки. - 2019. - Т. 1. - № 4(31). - С. 798-804. - EDN ZSDCSH.

13. Серафимович, И. В. Особенности решения проблемных ситуаций и копинг-стратегии поведения в различные периоды юношеского возраста / И. В. Серафимович, А. И. Салова // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2021. - № 2(42). - С. 227-234. - EDN QWMTWC.

14. Шистко, Л.А. Психологические особенности емпатийного взаимодействия лиц в юношеском возрасте / Л.А. Шистко, Я.Е. Рябчич, С.А. Примаченко // Науковий огляд. - 2019. - № 9(62). - С. 123-142. - EDN ZZJKAZ.

© Фесенко С.Н., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.