Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА'

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2358
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдиева Газиза Ильясовна

Автор в своей статье рассматривает психологические особенности юношеского возраста. Выделяет закономерности развития юношеского возраста как основного периода профессионального самоопределения, усвоения роли специалиста, вхождения во «взрослую» жизнь, который приводят к успешному профессиональному становлению будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PSYCHOLOGICAL FEATURES OF YOUTH AGE

The author in his article examines the psychological characteristics of adolescence. Highlights the patterns of development of adolescence as the main period of professional self-determination, assimilation of the role of a specialist, entry into «adult» life, which lead to the successful professional formation of a future specialist.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА»

- умеренную по силе отрицательную корреляцию (R=-0,37) с заинтересованностью в развитии детей на уровне значимости p<0,1;

- умеренную по силе отрицательную корреляцию (R=-0,36) с педагогической заинтересованность на уровне значимости p<0,1 ;

- умеренную по силе отрицательную корреляцию (R=-0,36) с общим уровнем компетентности педагога на уровне значимости p<0,1.

Общий показатель синдрома эмоционального выгорания имеет ряд отрицательных корреляций с показателями профессиональной компетентности педагога, в числе которых самообразование педагога, заинтересованность в развитии детей и наличие профессионального девиза. Отдельно хотим отметить отрицательную корреляцию общего показателя СЭВ с общим уровнем профессиональной компетентности, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.

Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что профессиональная компетентность педагогов заслуживает большего внимания, чем это принято считать на сегодняшний день. И как оказалось основные компетенции, которые позволяют педагогу быть успешным выражаются не только в понимании методик преподавания, но и в умении понять основные потребности ребенка, знании как правильно реагировать в нестандартных ситуация и не маловажным оказалась компетенция «профессиональной увлеченности», как самомотивация педагога на развитие своих профессиональных знаний и выполнение своих трудовых функций.

Подводя итог, можно говорить о том, что профессиональное развитие кадров является важным элементом кадровой политики в образовании за счет чего можно снизить риск эмоциональное выгорания у сотрудников, уменьшить текучесть кадров, повысить качество оказываемых образовательных услуг.

Список литературы:

1.Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. -- СПб.: Речь.-2004. С.-272.

2.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер.-1999.- С.99-105.

3.Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с. ISBN 978-5

4.Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога. // Психологическая наука и образование. -№2.-2008.

5.Flanagan J. The critical incident technique. Psychological Bulletin, №51, 1954 Pp. 327-358.

References:

1.Beznosov S. P. Professional deformation of personality. -- St. Petersburg: Speech.-2004. P.-272.

2.Boyko V.V. The syndrome of "emotional burnout" in professional communication. - St. Petersburg: Peter.- 1999.- p.99-105.

3.Panfilova A. P. Innovative pedagogical technologies : Active learning : studies. manual for students. higher. studies. institutions / A.P.Panfilova. - M. : Publishing Center "Academy", 2009. - 192 p. ISBN 978-5

4.Pryazhnikov N.S., Ozhogova E.G. Strategies for overcoming the syndrome of "emotional burnout" in the work of a teacher. // Psychological Science and education. - No.2.-2008.

5.Flanagan J. The critical incident technique. Psychological Bulletin, №51, 1954 Pp. 327-358.

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Абдиева Газиза Ильясовна

Алматинский университет энергетики и связи Abdieva Gaziza Ilyasovna

Almaty University of Energy and Communications

Аннотация. Автор в своей статье рассматривает психологические особенности юношеского возраста. Выделяет закономерности развития юношеского возраста как основного периода профессионального самоопределения, усвоения роли специалиста, вхождения во «взрослую» жизнь, который приводят к успешному профессиональному становлению будущего специалиста.

Abstract. The author in his article examines the psychological characteristics of adolescence. Highlights the patterns of development of adolescence as the main period of professional self-determination, assimilation of the role of a specialist, entry into «adult» life, which lead to the successful professional formation of a future specialist.

Ключевые слова: юношеский возраст, психологические особенности, возрастное развитие, возрастная периодизация, профессиональное самоопределение, будущий специалист.

Keywords: adolescence, psychological characteristics, age development, age periodization, professional self-determination, future specialist.

Одной из важных психологических особенностей юношества является возраст. Психология юношеского возраста - один из крупных разделов возрастной психологии. Возраст как категория возрастной психологии впервые последовательно представлено в деятельностном подходе А.Н. Леонтьева. По его утверждению, возраст - «изменение места, занимаемого человеком в системе общественных отношений, который может ответить на вопрос о движущих силах развития его психики» [1, с. 67]. Возрастное развитие человека есть сложный и непрерывный процесс развития, связанный с определенными видами деятельности. Возраст существует как количественное понятие (календарный возраст, период жизни от рождения) и как процессе физического и психологического развития. По И.С.Конту «возраст индивида представляет собой количество лет в совокупности с духовным развитием личности» [2, с. 103-104]. Огромное количество работ отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов, психологов посвящено проблеме юношеского периода развития личности. В науке представлена не только хронологическая (количество прожитых лет) возрастная категория человека, но и физический возраст, биологический возраст, психологический возраст и социальный возраст развития человека. В совокупности возраст определяется как единство биологического и физиологического, психологического и социального созревания в условиях его активной жизнедеятельности. Соотношение биологического и социального в разные периоды жизни человека проявляются неодинаково, это и есть установление границ юношества как определенной продуктивной возрастной категории человека. Смена возрастных периодов из одного возраста в другой сопровождается показателями количественных и качественных изменении в жизни человека.

В возрастной категории от 17 до 21 года юноша как человек, как личность характеризуется с трех определенных позиции: с биологической, где проявляются врожденные качества человека как индивида: телосложение, черты лица, цвет кожи, разрез глаз, рост, тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, рефлексы, инстинкты, физическая выносливость организма, и которые под влиянием внешних факторов видоизменяются. С психологической - это психические свойства человека с учетом индивидуальных особенностей личности, от которых зависит общее протекание всех психических процессов и возникновение психических состояний человека в юношеском возрасте как особый период психических новообразований. С социальной - личность в юношеском возрасте является представителем определенной социальной группы, который активно включается в социальные отношения и активно усваивает социальные роли в процессе взаимодействия в обществе.

Психологические особенности возрастной периодизации развития человека впервые было изучено древнегреческим философом Аристотелем. Психические периоды развития человека в юношеский возраст (от рождения до 21 года), рассмотрел как период, когда каждый человек обязательно усваивает определенные социальные нормы, правила, ценности и приспосабливается к социуму. Данные идеи древнегреческого философа Аристотеля способствовали дальнейшему применению понятий «юношество» в психологической науке. С конца XIX - и первой пол. XX в. изученной теоретической основой концепции юности послужили сформулированные еще в XVШ в. другим философом Ж.-Ж. Руссо предположения понятия «юноша». Ж.-Ж. Руссо были выделены следующие возрастные периоды: 16-17 лет - ранняя юность; 17-20 лет - собственно юность; 20-21 год - поздняя юность. Возрастные границы юношества (17 лет - 21 год) устанавливаются, исходя из стадий физиологического развития и полового созревания (акселерация) человека. Западные исследователи: Д.Векслер, Д. Биррен, Д.Бромель занимавщиеся проблемой возрастной психологии, выделили следующие классификации: юность - от 16 до 21 года, ранняя зрелость - от 21 до 25 лет (Д.Векслер); юность - от 11 до 21 года, ранняя зрелость от 21 до 25 лет (Д.Бромель) [3, с.61].

Известно, цикл жизни человека включает в себя несколько возрастных периодов: рождение, детство, юношество, молодость, взрослость и старость.

Психологические особенности юношеского возраста в отечественной и в зарубежной психологии выделяют исследователи: А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, И.С.Конту, П. П.Блонский, Л. И.Божович, Д. Б.Эльконин. Одним из них Л. С. Выготский, утверждал что между процессом обучения и развитием существует сложная динамическая взаимосвязь, изменяющаяся с возрастом и что процессы развития не совпадают с процессами обучения, а идут за ними. Он выделил «зону» ближайшего развития ВУЗ, которые на определенном этапе развития способен решать под руководством (педагог), а не самостоятельно. Но с течением времени, по мере развития познавательных способностей, эти задачи будут выполняться им вполне самостоятельно [4, с.251]. По утверждению, Б. Г. Ананьева период жизни от 17 до 25 лет является завершающим этапом формирования личности и как основной стадией профессионализации. Стремление личности приобрести социально-значимую профессию усиливает творческие способности, развивает интеллектуальные и физические возможности в юношеском возрасте. Становление юношеского интеллекта выражается в обобщении, поиске закономерностей развития и принципов познания как одного из основ новообразовании проявляющейся в юношеском возрасте. Именно профессиональное становление есть одна из основных психологических особенностей в юношеском возрасте. И к 17 годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности [5, с.53]. Юношеский возраст служит основным критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей (прямой, опосредованной). В этой возрастной категории как юношеский период должно проявляться целостность

поведения, внутреннее единство, понимание связи внутренних и внешних ситуации с социальными нормами и групповыми стремлениями.

Изучение психологических особенностей в юношеском возрасте связано с определением периода интенсивного интеллектуального развития, профессионального самоопределения, усвоения роли специалиста, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста. По утверждению, Б. Г. Ананьева период жизни от 17 до 25 лет является завершающим этапом формирования личности и как основной стадией профессионализации. И к 17 годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности [6, с.3].

Психологическое развитие личности в юношеский период происходит объективность противоречии, вызывающих внутреннюю неуверенность, сомнительность внешних поступков, сопровождающаяся тревожностью, вспыльчивостью и агрессивностью поведения. Юность, по мнению, В. И. Слободчикова, есть завершающая стадия психологического этапа «персонализации», периода нахождения самоидентичности [7, с.111].

В своей культурно-исторической теории Л.С.Выготский указывал, что возраст представляет собой целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Юношеский возраст есть известный цикл развития, как бы замкнутый в себе, ограниченный от других циклов, который отличается своими своеобразными темпами и своим своеобразным содержанием развития. Для установления этапов психического развития человека, Л.С. Выготский [8, с.80], выделяет основные психологические признаки возрастных периодов на основе следующих трех параметров: социальная ситуация, которая приводит к формированию психических новообразовании как продукта возрастного развития, ведущие виды деятельности, необходимые для психического развития человека и социальное общение. Именно социальная ситуация как одна из основных психологических характеристик юношеского возраста рассматривает самостоятельный выход в профессиональную деятельность, который определяет дальнейшее место и социальный статус человека в обществе.

Таким образом, возрастной период юношества является для человека особо важным этапом перехода от детства к юношеству - он вступает во взрослую, и в самостоятельную жизнь. Юношеский период развития есть начало взрослой жизни человека. Личность в юношеском возрасте выбрав профессию, ориентирован на социальный статус, на формирование своего самосознания как основного психологического новообразования. При рассмотрении вопроса психологических особенностей юношеского возраста выделяем стремление личности приобрести социально-значимую профессию приводят к успешному профессиональному становлению будущего специалиста.

Литература

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., - 1972. - с. 67 Кон И.С. Социология личности. - М., -1967. - с. 103-104 Павловский В.В. Ювенология. -М., -2001. - с.61

Л.С. Выготский Проблемы общей психологии // Собр.соч.: В 6 т. М.,1982. Т. 2.,- С. 251 Б.Г. Ананьев К психофизиологии студенческого возраста //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы // Под ред. Б.Г. Ананьев. - Л., - 1974. - с.53

Б.Г. Ананьев К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы // Под ред. Б.Г. Ананьев - Л., - 1974. - с.3.

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев Психология развития человека. М.: Высшая школа, 2000. -с.111 Выготский Л.С. (Антология гуманной педагогики). - Переиздание. М: Издательский Дом Ш. Амонашвили, - 2002. - с. 80

Literature

Leontiev A.N. Problems of the development of the psyche. - M., - 1972. - p. 67 Kon I.S.I.S. Sociology of personality. - M., -1967. - p.103-104 Pavlovsky V.V. Yuvenologiya. -M., -2001. - p.61 L.S.

Vygotsky Problems of general psychology // Sobr.soch.: In 6 vol. M., 1982. Vol. 2.,- p. 251 Ananyev B.G. To psychophysiology of student age // Modern psychological and pedagogical problems of higher education // Edited by B.G.

Ananyev B.G. To the psychophysiology of student age // Modern psychological and pedagogical problems of higher education // Edited by B.G.

V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev Psychology of human development. Moscow: Higher School, 2000. p.111 Vygotsky L.S. (Anthology of Humane pedagogy). - Reissue. M: Publishing House Sh. Amonashvili, -2002. - p. 80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.