Научная статья на тему 'Личностные предпосылки профессионального развития в юношеском возрасте'

Личностные предпосылки профессионального развития в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
945
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / YOUTHFUL AGE / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / SELF-DETERMINATION OF THE PERSONALITY / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Янина Самвеловна

В статье анализируются основные направления личностного развития в юношеском возрасте. Два психологически продуктивных и смысло-насыщенных возрастных этапа жизни человека ранняя и поздняя юность рассматриваются как психологический возраст перехода к самостоятельности, приобретению психической, идейной и гражданской зрелости, формированию мировоззрения, морального сознания и самосознания, а также внутренней готовности к самоопределению как итогу и критерию оценки личностного развития в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные предпосылки профессионального развития в юношеском возрасте»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Морозова Я.С. Email: Morozova629@scientifictext.ru

Морозова Янина Самвеловна - кандидат психологических наук, доцент,

кафедра мировых языков и культуры, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье анализируются основные направления личностного развития в юношеском возрасте. Два психологически продуктивных и смысло-насыщенных возрастных этапа жизни человека - ранняя и поздняя юность рассматриваются как психологический возраст перехода к самостоятельности, приобретению психической, идейной и гражданской зрелости, формированию мировоззрения, морального сознания и самосознания, а также внутренней готовности к самоопределению как итогу и критерию оценки личностного развития в юношеском возрасте. Ключевые слова: юношеский возраст, преобразование, самоопределение личности, самосознание, идентичность, профессиональное самоопределение.

PERSONAL PREREQUISITES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

AT ADOLESCENT AGE Morozova Ya.S.

Morozova Yanina Samvelovna - PhD in Psychology, Associate Professor, DEPARTMENT WORLD LANGUAGES AND CULTURES, DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON

Abstract: the article is analyzed the main directions of personal development in adolescence. Two psychologically productive and sense-saturated age stages of human life - early and late adolescence are considered as psychological age of transition to independence, acquisitions of a mental, ideological and civil maturity, formation of world outlook, moral consciousness and self-consciousness as well as internal readiness for self-determination as a result and criterion for assessing personal development in adolescence.

Keywords: youthful age, transformations, self-determination of the personality, self-consciousness, identity, professional self-determination.

УДК: 159.922.736.4

Психологические характеристики юношеского возраста занимают существенное место в теоретических и эмпирических работах отечественных и зарубежных психологов.

Начало исследований особенностей юношеского возраста связывают с работами С. Холла, относящимися к началу ХХ века. Дальнейшее осмысление юношеского периода возрастного развития в зарубежной психологии велось по ряду направлений:

• культурно-антропологическое (М. Мид, Р. Бенедикт),

• биогенетическое (Вернер, Кро),

• психоаналитическое (З. Фрейд, А. Фрейд, Ранк, Салливен, Дойч, Трайон),

• когнитивное (Ж. Пиаже, Лазарус),

• социально-психологическое (Эдлер, Хофштеттер, Бронфенбраннер),

• биографически-описательное (Томе, Ш. Бюлер),

• формирования идентичности (Э. Эриксон),

• индивидуализации (П. Блос), поля (К. Левин и др.).

В отечественной психологии к изучению особенностей юношеского развития обращались М.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, М.Р. Гинзбург, Л.Г. Десфронтейнес и др. В поле зрения исследователей оказывались задачи развития в период юношеского возраста, характеристика качественных изменений в потребностно-мотивационной сфере и сфере общения, особенности интеллектуального развития, проблемы юношеского возраста, обусловленные необходимостью самоопределения [5].

Психологический анализ периода ранней юности требует решения ряда проблем. Одна из них связана с выделение возрастных границ исследуемого периода. Продолжительность юности варьируется в зависимости от социально -культурного контекста и индивидуальной исследовательской позиции. Если по вопросу о нижней границе возраста - 15 лет - у большинства исследователей нет разногласий, то окончание юности может быть отнесено к 24-28 годам (Ш. Бюлер, В.В. Бунак, М.Р. Гинзбург и др.).

Окончание юности связано с включением индивида в общество взрослых, однако в современном обществе достижение статуса взрослости не институциализировано и не имеет четких критериев. Неслучайно в англоязычных работах понятия «teenager», «youth» и «adolescence» могут без четкой дифференциации быть отнесены к возрастной группе от 11-ти до 20-23-х лет. В то же время, часто встречающиеся описательные характеристики границ юности (начало самостоятельной жизни, окончание школы, вступление в брак, служба в армии и т.п.) позволяют отдельным исследователям отрицать наличие оснований для выделения юности в качестве отдельного возраста личности и рассматривать ее как переходный этап, как первую фазу ранней взрослости (А. Толстых).

Многообразие существующих в психологической науке возрастных периодизаций объясняется множественностью признаков физического и психосоциального развития, выступающих в качестве критериев. Перечислим некоторые из них:

• половое созревание (З. Фрейд);

• развитие зубов (П.П. Блонский);

• скелетно-мышечная деятельность (И.А. Аршавский);

• смена видов питания (В.Д. Розанов);

• потребность в межличностных контактах (Г. Салливен);

• преобладающее развитие какой-либо психической функции (А. Дистервег);

• генезис морального сознания (Л. Кольберг, Р. Крамер);

• степень взрослости (А. Гезелл);

• преимущественное развитие телесной или духовной сфер (Э. Шпрангер).

Помимо перечисленных, существуют авторские периодизации развития человека (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

В настоящее время наиболее распространенными являются периодизации, в основе которых лежат сроки обучения и воспитания в образовательных учреждениях различного типа. Несмотря на то, что периодизации данного типа часто оставляют открытым вопросы о движущих силах психического развития и собственно психологическом содержании каждого периода, они являются предпочтительными, так как учитывают достаточно стабильные и значимые факторы. Периодизации, учитывающие тип образовательного учреждения, наиболее адекватны задачам нашего исследования, поскольку большинство авторов отмечает возрастание влияния на личностное развитие в юношеском возрасте социальных факторов, обусловленное расширением социальной среды, необходимостью социального самоопределения, формированием жизненных позиций и ценностей.

В современной зарубежной психологии (П. Нуп, М. Хобарт, Д. Брилл) принято разделять период молодости (adolescence) на три фазы: 1) раннюю юность (12-14 лет), 2) собственно юность (15-18 лет) и 3) позднюю юность (19-21 год). В отечественной психологии возраст от 15 до 17-ти лет принято выделять как отдельный этап онтогенетического развития - период ранней юности, который характеризуется специфическими задачами, обусловленными социальной ситуацией развития [2, с. 58].

Основными линиями личностного развития в ранней юности являются:

• формирование «Я-концепции» и развитие самосознания, становление идентичности; осознанное стремление к самореализации и готовность к самоопределению;

• преобразования личностных пространств, качественные изменения в системе личных отношений, развитие саморефлексии, начало периода жизнеутверждения, необходимость и возможность принятия внешнего и внутреннего миров;

• формирование личностных позиций, ценностных ориентаций, жизненных целей и планов;

• повышение уровня самоконтроля и саморегуляции, надстройка социального сознания как регулятора поведения.

На период ранней юности приходится один из пиков развития потребности межличностного общения. На протяжении возрастного этапа изменяется характер дружбы: в начале ранней юности - ощущение осознанной личной привязанности, к 18-ти годам -преобладание общность интересов и совместность деятельности. Помимо потребности в

общении формируется потребность в обособлении и уединении. Актуализируются процессы смыслообразования, формирования внутренних позиций (личностной, нравственной, гражданской и пр.).

Переход к юношеству связан с расширением диапазона доступных или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности. Наиболее значимые изменения происходят в сфере самосознания, формирования Я-концепции, являющихся ведущим фактором развития, сохранения и изменения личности.

Период до 17-18-ти лет является периодом постижения и изучения внешнего и внутреннего миров, в результате которого приходит их принятие и гармонизация.

В юношеском возрасте возрастает влияние социальных факторов на личностное развитие (расширение социальной среды, необходимость социального самоопределения, формирование жизненных позиций, ценностей). Особенности юношества в значительной мере определяются своеобразием политических, экономических и социальных условий жизни.

Одна из главных задач развития в юности - формирование идентичности. Происходящий в момент кризиса идентичности (период от 15 до 17-ти лет) личностный поиск служит основой для решения проблемы самоопределения. Одной из причин беспокойства молодых людей является ощущение или реальность невозможности установления профессиональной идентичности [4, с. 161].

Специфику периода поздней юности (от 17 до 21-23 лет в значительной мере определяет учебно-профессиональная деятельность и включение в образовательное пространство вузов, колледжей, лицеев и т.п. С периодом поздней юности связано начало экономической активности человека и включение его в самостоятельную деятельность. У юношей и девушек данного возраста в интеллектуальном и этическом планах уже наблюдаются черты зрелой личности.

Позднюю юность часто называют ранней взрослостью, характеризуя ее двойственное положение: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, за которую боролась юность, молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя.

Поздняя юность характеризуется через необходимость решения следующих задач развития: становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки; способность принимать «смысложизненные» решения; закрепление мировоззренческих ориентаций; построение устойчивого «образа мира»; определение перспектив и целей жизни; профессиональное самоопределение; обретение нового социального статуса; становление индивидуального жизненного стиля и т.д. [6, с. 83].

В поздней юности начинается осмысленное построение будущего, обнаруживается стремление к личностной экспансии, самовыражению (особенно в плане профессионального самоопределения и карьеры), построению жизненной стратегии. Жизненная стратегия опирается на рефлексию и соотнесение своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества.

Цели, которые ставят перед собой молодые люди, часто бывают нереалистичными и могут определяться высоким уровнем притязаний или тем жизненным сценарием, который определили родители. Существует опасность подмены реальности нереализованными мечтами других людей.

В поздней юности оформляется способность и потребность в нравственной саморегуляции, происходит передача ответственности за себя самому человеку. В отдельных случаях молодой человек может оказаться неготовым и неспособным принять на себя эту ответственность.

Цель развития в юности - достижение взрослого бытия «сквозными» процессами, имеющими принципиальное значение для юношеского возраста в целом, являются интеллектуальное развитие и проблема самоопределения. В ход развития на протяжении всего периода юности «вмешивается» обучение, в существенной мере определяя формирование интеллектуальных качеств личности.

Специфическими для юношеского возраста характеристиками интеллектуальной сферы являются: формирование теоретического мышления; выраженная тяга к обобщениям; склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Интеллектуальное развитие в юношеском возрасте неотделимо от становления структуры деятельности и, собственно, личностного развития.

Место юношеского периода в онтогенетическом развитии человека определяется необходимостью самоопределения. Самоопределением заканчивается переходный период между отрочеством и взрослостью.

Юношеский возраст совпадает с двумя стадиями профессионального развития: 1) стадией оптации (12-15 лет) и 2) стадией профессиональной подготовки (15-23 года).

В современных условиях неопределенность ценностных представлений о профессии переносит акцент на выбор не профессии, а определенного образа жизни с помощью профессии. При выборе профессии юноши часто стремятся не столько к переживанию приятных эмоций, сколько к удовлетворению своих потребностей, к реализации целей.

Важнейшим фактором результативности профессионального выбора является умение строить личные профессиональные планы. Вместе с тем, для большинства юношей и девушек характерны неумение четко ставить перед собою цели и недостаточная способность разрабатывать стратегии их достижения.

В современной ситуации развития представляется необходимым повышение личностной активности юношей и девушек в осознанности выбора профессионального и жизненного пути, в ответственности за свою судьбу. Внутренняя готовность к самоопределению может рассматриваться как итог и критерий оценки личностного развития в юношеском возрасте.

Список литературы / References

1. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

3. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопр. психол., 1997. № 2. С. 122-130.

4. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопр. психол., 1989. № 5. С. 158—164.

5. Ольховая Т. «Я - будущий профессионал» // Высшее образование в России, 2003. № 6. С. 98-99.

6. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.

7. Ощущение чуда: Методическое пособие для преподавателей по развитию восприятия окружающего мира у детей младших классов и среднего звена / Авт.-сост.: Д. Брилл, К. Нуп, П. Нуп, М. Хобарт; Пер. с англ. Е. Ламановой; Ред. пер. В. Калинин; Природный центр им. Бракнера (Штат Огайо, США) Российско-Американский центр экол. образования (Россия и СНГ) // Вестник АсЭкО., 1995. № 3. С. 9-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.