Научная статья на тему 'ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ КАК ПЕРИОД ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ'

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ КАК ПЕРИОД ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1708
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдиева Газиза Ильясовна

Юношеский возраст - это период профессионального самоопределения и становления личности. Юность период количественной динамики социальных ролей и качественное их изменение. Именно, юношеский возраст ориентирован на профессиональное становление личности как основного психического новообразования, проявляющегося в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH AS A PERIOD OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND FORMATION

Adolescence is a period of professional self-determination and personal development. Youth is a period of quantitative dynamics of social roles and their qualitative change. Namely, youth is focused on the professional development of the individual as the main mental neoplasm that manifests itself in the educational process.

Текст научной работы на тему «ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ КАК ПЕРИОД ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ КАК ПЕРИОД ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ

Абдиева Газиза Ильясовна

Международный университет туризма и гостеприимства

Магистр педагогических наук

YOUTH AS A PERIOD OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

AND FORMATION

Abdieva Gaziza Ilyasovna

International University of Tourism and Hospitality Master of Pedagogical Sciences

Аннотация. Юношеский возраст - это период профессионального самоопределения и становления личности. Юность период количественной динамики социальных ролей и качественное их изменение. Именно, юношеский возраст ориентирован на профессиональное становление личности как основного психического новообразования, проявляющегося в учебно-воспитательном процессе.

Annotation. Adolescence is a period of professional self-determination and personal development. Youth is a period of quantitative dynamics of social roles and their qualitative change. Namely, youth is focused on the professional development of the individual as the main mental neoplasm that manifests itself in the educational process.

Ключевые слова: личность, юношеский возраст, возрастной период, профессиональное самоопределение, психическое новообразование.

Key words: personality, youth, age period, professional self-determination, mental neoplasm._

Одной из важных характеристик юношества является возраст. Понятие возраст - одно из базовых категории в возрастной психологии. В психолого-педагогической науке периодизация основана на выделении возрастных особенностей человека. На основе психологической характеристики попытаемся выявить специфические особенности юношеского возраста. Это период количественного и качественного развития человека, который относится к началу самостоятельной и взрослой жизни. Юность период количественной динамики социальных ролей и качественное их изменение. Юношеском возрасте перестраивается вся система отношений юноши с окружающими людьми и изменяется его отношение к самому себе и формируется образ Я-личность.

Известно, что именно в юношеской возрастной категории молодые люди пытаются найти себя в социуме, стремятся понять себя и других окружающих его людей, критично относиться к себе и к другим людям. В юношеском периоде молодой человек ищет ответы на вопросы своего личностного самовыражения: «познавать себя и других», «кем быть?», «каким должен быть?», «как мне жить в этом мире?» и по отношению к моральным вопросам: «Цели, которые ставлю «Я», «Образ жизни успешной личности», «Мое отношение к чувству любви», «Какой я друг?». Данные вопросы не возникают спонтанно, ответы на данные актуальные лишь в юношеском возрасте вопросы имеют смысловую и мотивационную ориентацию личности, связанную с возрастной особенностью человека, для которого свойственны сложная рефлексия, глубокий самоанализ и самоопределение личностного поведения.

Профессиональное самоопределение и профессиональное становление составляет основу психологической системы «индивидуальное Я» и «социальное Я». Наблюдается резкое расхождение между «идеальным Я» («желаемым Я») и «реальным Я», - «социально признаваемым Я». Потому что эмоциональная сфера личности в юношеский период связана с индивидуально-психологическими особенностями, которая с преодолением кризисного периода ранней юности постепенно сглаживается.

Для юношеского возраста свойственна личностно-возрастная интровертированность, повышенное внимание к своему внутреннему личностно-индивидуальному миру. Для человека открытие своего внутреннего личностно-индивидуального мира(самоуважение, принятие, одобрение себя), есть главное приобретение юношеского периода, где внешний мир начинает восприниматься молодым человеком «через себя», и это однозначно приводит к возрастанию волевой регуляции поведения, у личности юношеского возраста развивается активный «локус контроля».

Личность в юношеском возрасте выбрав профессию, ориентирован на социальный статус, на формирование своего мировоззрения и самосознания как основного психологического новообразования юношеского возраста. Появление взрослых социальных ролей в юношеском возрасте вытекает из-за индивидуально-личностных качеств студентов, таких как независимость, избирательность, ответственность, критичность, самостоятельность, самолюбие как основное психологическое новообразование юношеского возраста. Именно в этом возрасте активно формируются познавательно-

психические и профессиональные потребности и интересы, личностная способность в ориентире на успешное будущее.

Психологическая характеристика юношеского возраста основана на теории И.Кона [1, 119-122]. Психические новообразования в юношеском возрасте имеют возрастную психофилогенетическую основу, которая проявляется как объективный показатель количественного и качественного показателя изменении. Основными психические новообразования юношеского возраста являются: становление и развитие самосознания, развитое осознание личностного «Я», самоопределение в выборе профессии, развитие идентичности, вхождение в социум; активное формирование мировоззрения, установка на построение личной жизни и глубокая рефлексия.

Одним из важных, составляющую психологическую основу одного из психических новообразовании является профессиональное самоопределение в юношеском возрасте, который составляет осознание человека в качестве взрослого представителя общества, личностная потребность осознания социального места и признание как профессионала. Поэтому самым важным делом для юношества становится выбор профессии, который систематизирует его мотивационные тенденции в юношеском возрасте, исходящие от личностных интересов и мотивов, порождаемых условиями профессионального выбора. Изучение закономерностей развития человека в юношеском возрасте как периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения социальных ролей, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить об особенностях юношеского возраста в процессе профессионального становления. Именно профессиональное становление есть характерная черта юношеского возраста в процессе социализации.

Личностно-профессиональное самоопределение и профессиональное становление, связанные с целенаправленным развитием индивидуально-психологических особенностей личности для успешной социализации в юношеском возрасте. В процессе профессионального становления в вузе нарастает тенденция к индивидуализации во всех основных компонентах профессиональной направленности, которые закладывают личностно-профессиональные качества, необходимые будущему специалисту. Профессиональное самоопределение и профессиональное становление в юношеском возрасте выступает как новообразование, которое формируется в особой деятельности, называющейся учебно-профессиональная деятельность. Основной задачей юношеского возраста выступает выбор профессии и профессиональное становление как основная сторона развития индивидуально-психологических особенностей личности.

В современной психологии ученые часто используют понятие социальный интеллект (как комплекс способностей, лежащих в основе коммуникативных способностей личности в обществе). Для успешного овладения профессиями, учитывающими человеческие взаимодействия важен социальный интеллект как коммуникативные способности в процессе профессионального становления.

Характеризуя специфику студента юношеского возраста, можно назвать и некоторые социально-психологические особенности. Во-первых, в юношеском периоде при нормальных условиях жизни инстинкт самосохранения не достаточно обнаруживается. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Во-вторых, юношеству свойственна некоторая природная дисгармония. Так, желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера, и в таких условиях молодежь не всегда способна подавить некоторые чрезмерные и лишние устремления и желания.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом личностной зрелости, который отличается сложностью становления всех личностных черт. Л. С. Выготский доказал, что между процессом обучения и развитием существует сложная динамическая взаимосвязь, изменяющаяся с возрастом и что процессы развития не совпадают с процессами обучения, а идут за ними. Он выделил «зону» ближайшего развития, очерченную кругом задач, которые на определенном этапе развития студент способен решать под руководством преподавателя, а не самостоятельно. Но с течением времени, по мере развития познавательных способностей эти задачи будут выполняться им вполне самостоятельно [2, с.51]. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. В процессе качественных изменении у студента порождается общность интересов, групповое самосознание, определенный уровень субкультуры, образ жизни, стиль поведения. И в этот период промежуточного статуса, каждый студент приобретает в процессе социализации общие черты, которые необходимы для реализации нового социального статуса. В этот момент «сходится» развитие двух сфер жизнедеятельности человека - эмоционально-мотивационной и когнитивной, и основанием для этого выступают ценности как смысловые образующие. Этому этапу социализации принадлежит активное осмысление действительности и построение образа мира [3, с.21].

Следовательно, юношеский возраст (от 17 до 21 года) - это период профессионального становления. Именно в этой возрастной категории, юноша как человек, как личность характеризуется с трех определенных позиции: с биологической, где проявляются врожденные качества человека как индивида: телосложение, черты лица, цвет кожи, разрез глаз, рост, тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, рефлексы, инстинкты, физическая выносливость организма, и которые под влиянием внешних факторов видоизменяются. С психологической - это психические свойства человека с учетом индивидуальных особенностей личности (темперамент, характер, способности, направленность,

активность), от которых зависит общее протекание всех психических процессов и возникновение психических состояний человека в юношеском возрасте как особый период психических новообразований. С социальной - студент в юношеском возрасте является представителем определенной социальной группы, который активно включается в социальные отношения и усваивает социальные роли в процессе взаимодействия. Именно, юношеский возраст ориентирован на профессиональное становление личности как основного психического новообразования, проявляющегося в учебно-воспитательном процессе.

Список литературы

1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., -1977, C.119-122

2.Выготский Л. С.Проблемы общей психологии // Собр. соч.: В 6 т.-М.,-1982. Т. 2.,- С.51.

3.Тихомандрицкая О.А. Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации. Диссертация кандидат психологических наук. - Москва, -2000. С.21.

References

1) 1. Kon I. S. Psychology of youth. - M., -1977, p. 119-122

2) 2. Vygotsky L. S. Problems of general psychology / / Sobr. soch.: In 6 t. - M., -1982. T. 2., - p. 51.

3. Tikhomandritskaya O. A. Values and self-attitude at the stage of youth socialization. Dissertation Candidate of Psychological Sciences. - Moscow, -2000. p. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.