Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ФОРУМАХ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ФОРУМАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРУМ / МОЛОДЕЖЬ / НАБОР / МОЛОДЕЖНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Доль О.С.

В статье рассматривается проблема низкого набора молодежи для участия в молодежных образовательных форумах. Приводятся результаты исследования, изучающего факторы, позволяющие повысить привлекательность форумов для молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING YOUTH'S PREFERENCES IN EDUCATIONAL YOUTH FORUMS

The article examines the problem of low recruitment of young people to participate in youth educational forums. The article presents the results of a study that studies the factors that make forums more attractive for young people.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ФОРУМАХ»

УДК 374

Доль О.С.

студент 2 курса магистратуры Институт общественных наук и массовых коммуникаций кафедра социологии и организации работы с молодежью

НИУ «БелГУ» Россия, г.Белгород

Научный руководитель: Кисиленко А.В., канд. социол. наук

доцент

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ФОРУМАХ

Аннотация: в статье рассматривается проблема низкого набора молодежи для участия в молодежных образовательных форумах. Приводятся результаты исследования, изучающего факторы, позволяющие повысить привлекательность форумов для молодежи.

Ключевые слова: форум, молодежь, набор, молодежный образовательный форум.

Dol O.S.

2nd year graduate student Institute of Social Sciences and Mass Communications Department of Sociology and Organization of Work with Youth

NIU «BelGU» Russia, Belgorod

Scientific supervisor: Kisilenko A. V., Candidate of Sociological

Sciences associate professor

STUDYING YOUTH'S PREFERENCES IN EDUCATIONAL YOUTH

FORUMS

Annotation: The article examines the problem of low recruitment of young people to participate in youth educational forums. The article presents the results of a study that studies the factors that make forums more attractive for young people.

Key words: forum, youth, recruitment, youth educational forum.

Молодежные образовательные форумы представляют собой площадку для развития инновационного потенциала молодых специалистов. Это современный актуальный способ организации досуга молодежи с образовательным акцентом, который позволяет следовать цели

государственной молодежной политики по созданию условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

Весомый потенциал, возможность эффективного развития и удовлетворения образовательных запросов молодежи вызывают необходимость продвижения и повышения набора участников образовательных молодежных форумов. В свою очередь это актуализирует задачи диагностики предпочтений молодежи относительно форматов их проведения и разработки проектов по управлению продвижением образовательными молодежными форумами с учетом выявленных особенностей и характеристик.

В связи с этим было проведено поисковое исследование в рамках проблемы низкого набора молодежи для участия в молодежных образовательных форумах. Объектом исследования выступили студенты НИУ «БелГУ» в возрасте от 17 до 22 лет. Всего в опросе приняло участие 100 респондентов, среди которых 57 (57%) девушек и 43 (43%) юноши.

В процессе исследования эмпирической оценке подлежали следующие характеристики молодежных образовательных форумов: содержание программы, формат проведения, факторы, влияющие на выбор форума, проблемы при выборе форума, информированность о форумах, участие молодежи в форумах по проектном управлению, участие молодежи в преакселераторе.

Содержание программы молодежного форума. Для начала необходимо определить наиболее популярную тематику молодежных образовательных форумов. Это позволит обозначить направления, пользующиеся наибольшим спросом у молодежи:

Менеджмент, управление - 13%;

Проектное управление - 7%;

Спортивная - 5%;

Предпринимательство - 11%;

Наука и инновации - 12%;

СМИ и медиа - 7%;

Студенческое самоуправление - 6%;

Политика, право - 8%;

Биотехнологии - 2%;

Медицина, фармакология - 2%;

Волонтерство - 5%;

Культура, искусство, творчество - 8%;

Информационные технологии - 10%;

Технологии, инженерия - 4%;

Психология - 2%;

Политика, право - 4%.

Таким образом, наибольшей популярностью пользуются направления, связанные с менеджментом и управлением,

предпринимательством, наукой и инновациями, информационными технологиями. В целом такие результаты можно объяснить фактом развития национальной технологической инициативы и, соответственно, повышением актуальности обозначенных сфер деятельности.

Такие традиционные направления, как игровые формы обучения, мастер-классы и воркшопы стали самыми предпочтительными способами реализации активности в рамках форума (25% и 27% соответственно). При этом лекции также достаточно востребованы среди респондентов (18%).

Формат проведения молодежного образовательного форума. Далее необходимо проанализировать критерии, значимые с точки зрения проведения молодежных образовательных форумов, а именно: время и место. Так самой оптимальной длительностью проведения форумов молодые люди выбрали интервал в 4-6 дней (72%), а относительно локализации большинство респондентов (51%) в качестве наиболее подходящего варианта отметили мероприятия в пределах России.

Факторы, влияющие на выбор молодежного образовательного форума. Цель участия в форуме - ключевой фактор исследования, поскольку от него во многом будет зависеть то, на что нужно будет сместить внимание и ресурсы при подготовке мероприятия. Так преимущественное количество респондентов отметило, что целью для них является изучение чего-то нового в рамках интересующей их темы (41%) (см. диаграмму 1).

■ Съездить просто «для галочки», как достижение

■ Отдохнуть, развлечься, поднять настроение

■ Завести новые знакомства, пообщаться с другими людьми

■ Сменить привычную обстановке

■ Изучить что-то новое в рамках интересующей меня темы

Диаграмма 1. Распределение ответов респондентов на вопрос о цели их участия в молодежных образовательных форумах

Популярным ответом также стали новые знакомства (27%). Однако стоит отметить, что больше всего молодыми людьми ценится содержание форумной образовательной программы (77%). Это говорит о том, что несмотря на различные цели пребывания на форуме, само содержание образовательной программы имеет первостепенное значение для потенциальных участников. При этом в вопросе о том, с кем бы респондентам хотелось посещать молодежные форумы, 95% отметило, что со своими друзьями или знакомыми.

Наибольшее влияние на молодых людей при выборе молодежных форумов оказывают средства массовой информации и мнение окружающих людей. Это говорит о том, что для успешного набора участников на форум необходимо проводить информационное освещение с упором на средства массовой информации (см. диаграмму 2).

150 -

100 50 0 -

■illJ. ...Uli

■■■in Iii. HIII

Средства Мнение

массовой окружающих информации

Мода Моральные Влияние места Содержание

ценности обучения программы

форума

123456789

10

Диаграмма 2. Распределение ответов респондентов на вопрос о том, что больше всего влияет на их выбор образовательных молодежных форумов

В связи с этим рассмотрим вопрос информированности в контексте проблемы управления продвижением образовательных моложеных форумов. Тремя самыми популярными каналами, которые используются молодыми людьми для получения информации о проведении образовательных молодежных форумов, являются реклама в социальных сетях (34%), реклама в Интернете на различных сайтах и новостных блоках (21%) и «сарафанное радио» в лице друзей и знакомых (31%). Результаты по наиболее действенным каналами информирования совпадают с результатами по наиболее влиятельным на выбор молодого человека факторам. При этом самыми удобными для получения информации источниками опрашиваемые молодые выбрали рекламу в социальных сетях (39%) и свое окружение (36%).

Можно говорить о низком уровне информированности молодежи о существующих молодежных образовательных форумах. 74% респондентов ответили, что среди всех существующих всероссийских молодежных образовательных форумов могут назвать только 1-3. При том, что образовательных молодежных форумов всероссийского масштаба

минимум восемь («Таврида», «Территория смыслов», «Балтийский Артек», «Амур», «Восток», «Евразия Global», «ТИМ Бирюса», «Байкал»).

Проблемы при выборе молодежного образовательного форума. Важным элементом при продвижении молодежных образовательных форумов является максимальное нивелирование и решение проблем, с которыми сталкиваются молодые люди в процесс выбора форума для участия.

64% молодых людей отметили, что они довольны существующим количеством молодежных образовательных форумов. При этом 21% отметили, что они с трудом могут выбрать что-то подходящее, и только 15% полностью удовлетворены ассортиментом.

Среди направленностей молодежных образовательных форумов молодые люди отмечают, что им не хватает мероприятий с со следующими тематиками: информационные технологии (37%), менеджмент и управлением (38%), наука и инновации (35%) и предпринимательство (29%). Следует отметить, что аналогичные темы были выбраны молодежью в начале опроса как наиболее интересные и востребованные. Можно сделать вывод о необходимости ориентации на обозначенные боки тем для повышения спроса на участие в том или ином форуме.

Респонденты отметили, что, по их мнению, молодые люди посещают молодежные образовательные форумы в основном для изучения чего-то нового (33%), чтобы отдохнуть и развлечься (24%) и завести новые знакомства (20%). В целом данные три параметра можно использовать при позиционировании молодежного образовательного форума. Эти же причины молодые люди определяли, как личные факторы, мотивирующие на участие.

Непосредственными проблемами, с которыми молодые люди сталкиваются при выборе форумов, были отмечены лень и недостаточная мотивация (36%) и некомфортные условия проживания (27%). Высокий процент респондентов также затруднился с ответом 20%.

Таким образом, проведенный опрос позволил сформулировать ряд рекомендаций для повышения набора молодежи для участия молодежных образовательных форумах:

1. В тематику форумов следует включать самые популярные среди молодежи направления: менеджмент и управление, предпринимательство, наука и инновации, информационные технологии. Более того, эти же темы были заявлены как те, которых не хватает молодежи.

2. Образовательная программа должна иметь практико -ориентированную направленность и быть качественно проработанной, поскольку образовательная программа и ее содержание имеют первостепенное значения для участников.

3. В образовательную программу необходимо включать элементы проектного управления, поскольку молодые люди отмечают его необходимость практически в любом направлении деятельности.

4. Молодежи потенциально интересно принять участие в школе-преакселераторе, которая будет проходить в формате форума, и на которой им помогут доработать их проектную идею и подготовить ее к выходу на рынок.

Использованные источники:

1. Бабинцев, В.П. Социология молодежи: учебник [Текст] / В.П. Бабинцев, Ю.В. Коврижных, Е.В. Реутов. - Белгород: КОНСТАНТА, 2008. - 218 с.

2. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность. [Текст] / А.Д. Жарков. - М.: Наука, 2010. - 235 с.

3. Коноваленко, Ю.В. Социальные технологии работы с молодежью [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Ю.В. Коноваленко. - Киров, 2015. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.