Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ТЕХНОЛОГИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / КАРЬЕРА / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епифанова Е.М.

В представленной статье раскрываются основные аспекты, связанные с понятием карьеры. Обосновывается необходимость реализации технологий поддержки молодежи в выборе профессиональной карьеры. Рассматриваются основные принципы, формы поддержки, а также субъекты, которые должны принимать непосредственное участие в реализации поддержки в области профориентации. К рассмотрению предлагается теоретическая модель проблемной ситуации. Центральная проблема исследования заключается в необходимости повышения эффективности развития системы использования технологий поддержки молодежи в выборе их профессиональной карьеры. Предполагается проведение социологического исследования молодежи старшего школьного возраста. Диагностика реализуется по ряду критериев, которые по итогу выведут на информацию, необходимую для обоснования выбора технологий поддержки по следующим блокам: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профотбор, профадаптация, профсопровождение. Комплекс выбранных технологий представит собой решение проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Епифанова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY OF TECHNOLOGIES TO SUPPORT STUDENTS IN CHOOSING A PROFESSIONAL CAREER

The presented article reveals the main aspects related to the concept of career. The necessity of implementing technologies to support young people in choosing a professional career is substantiated. The basic principles, forms of support, as well as subjects that should be directly involved in the implementation of support in the field of career guidance are considered. A theoretical model of the problem situation is proposed for consideration. The central problem of the study is the need to increase the effectiveness of the development of a system for using technologies to support young people in choosing their professional career. It is planned to conduct a sociological study of young people of senior school age. Diagnostics is implemented according to a number of criteria, which, as a result, will lead to the information necessary to justify the choice of support technologies for the following blocks: vocational education, vocational diagnostics, vocational consultation, vocational selection, vocational adaptation, vocational support. The complex of selected technologies will represent a solution to the problem.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ»

Теоретико-методологические основы изучения проблемы управления продвижением

молодежных форумов

Theoretical and methodological foundations for studying the problem of managing the

promotion of youth forums

Доль О.С.,

студентка 3 курса магистратуры, Институт общественных наук и массовых коммуникаций, кафедра социологии и организации работы

с молодежью, НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород dol@bsu.edu.ru

Dol O.S.,

3rd year graduate student,

Institute of Social Sciences and Mass Communications, Department of Sociology and Organization of Work

with Youth, National Research University «BelSU»,

Russia, Belgorod dol@bsu.edu.ru

Научный руководитель: Кисиленко А.В.,

канд. социол. наук, доцент,

Институт общественных наук и массовых коммуникаций, кафедра социологии и организации работы

с молодежью, НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород kisilenko@bsu. edu. ru

Scientific adviser: Kisilenko A. V.,

Cand. sociological sciences, Associate Professor, Institute of Social Sciences and Mass Communications, Department of Sociology and Organization of Work

with Youth, National Research University «BelSU»,

Russia, Belgorod kisilenko@bsu. edu. ru

Аннотация.

В представленной статьи автором рассматриваются теоретико-методологические основы исследования проблемы управления продвижением молодежных образовательных форумов. Обосновывается необходимость совершенствования системы управления продвижением молодежных образовательных форумови предлагается метод для реализации этой цели. Во-первых, рассматриваются основные дефиниции проблемы исследования, принципы и функции форумной кампании, а также субъекты ее реализации. Выделяется классификация участников молодежных образовательных форумов, дифференцированных относительно целей их участия. Во-вторых, к рассмотрению предлагается теоретическая модель проблемной ситуации. Предполагается проведение социологического исследования. Социологическая диагностика предусматривает анализ предпочтений молодежи касательно образовательной программы и формата реализации форума. Предлагается схема, включающая в себя ряд индикаторов, по которым проводится опрос. Полученная после обработки данных информация становится основой стратегии для подготовки и продвижения форума.

Annotation.

In the presented article, the author considers the theoretical and methodological foundations of the study of the problem of managing the promotion of youth educational forums. The necessity of improving the management system for the promotion of youth educational forums is substantiated, and a method is proposed for realizing this goal. First, the main definitions of the research problem, the principles and functions of the forum campaign, as well as the subjects of its implementation are considered. A classification of participants in youth educational forums is distinguished, differentiated with respect to the goals of their participation. Secondly, a theoretical model of the problem situation is proposed for consideration. It is supposed to conduct a sociological study. Sociological diagnostics involves the analysis of young people's preferences regarding the educational program and format of the forum. A scheme is proposed that includes a number of indicators for which the survey is conducted. The information received after data processing becomes the basis of the strategy for preparing and promoting the forum.

Ключевые слова: молодежь, форум, молодежные образовательные форумы, продвижение форумов, управление продфижением.

Key words: youth, forum, youth educational forums, forum promotion, promotion management.

Молодежные образовательные форумы представляют собой площадку для развития инновационного потенциала молодых специалистов. Это современный актуальный способ организации досуга молодежи с образовательным акцентом, который позволяет следовать цели государственной молодежной политики по созданию условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи и его использованию в интересах инновационного развития области.

Весомый потенциал, возможность эффективного развития и выполнения образовательных запросов молодежи вызывают необходимость продвижения и повышения набора участников образовательных молодежных форумов. Для этого необходимо изучать предпочтения молодежи относительно форматов проведения молодежных образовательных форумов, разрабатывать проекты под выявленные особенности и характеристики, совершенствовать управления продвижением молодежных образовательных форумов [1].

На сегодняшний день одним из ключевых инструментов реализации направлений государственной молодежной политики является форумная кампания. Молодежные форумы представляют собой площадки, заключающие в себя большой образовательный потенциал и имеющие популярность среди молодых людей. Инструментом организационно-управленческого и кадрового характера, направленным на самореализацию молодежи в целях развития страны, является всероссийская форумная кампания. Во время проведения форумов формируется уникальная среда, позволяющая молодежи взаимодействовать с государственными структурами, представителями общественности и бизнеса.

В своей монографии С.Ю. Попова изучает явление форумных кампаний и пишет, что «...молодежные форумы потенциально позволяют реализовывать принципы, которые соответствуют новым трендам в образовании. Прежде всего, это принцип индивидуализации. Данный принцип подразумевает ориентацию разработчиков образовательной программы форума на индивидуальные предпочтения молодого человека. Так, каждый участник форума сможет пройти персонализированный путь к освоению наиболее актуального для него знания.

Следующий принцип - принцип открытости. Он связан с преодолением границ заданного учебными программами вуза, положенного системой традиционного образования как основного, и пониманием того, что каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом.

Принцип вариативности предполагает создание разнообразной «избыточной» среды, по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в построении индивидуальной образовательной программы в условиях молодежного форума. Реализуя перечисленные принципы, участники форумов имеют возможность перейти от теоретической части образования к практической» [5].

Ключевая дефиниция настоящего исследования - «молодежные форумы». В официальных документах Россмолодежи есть следующая трактовка термина: «система молодежных форумов, организуемых с целью информирования молодежи и молодежных общественных объединений о возможностях самореализации и социализации» [1]. При этом термин «молодежные образовательные форумы» в проекте Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации» трактуется как «.мероприятия, проводимые для взаимодействия и общения молодежи в целях развития у молодых граждан навыков и знаний в области политики, экономики, социального развития, инноваций, общественных и гражданских инициатив.

Ключевые задачи форумов в рамках государственной молодежной политики в Российской Федерации заключаются в:

- создании профессиональных сообществ и сообществ молодежи по интересам, направленных на созидание и развитие личных, общественных и государственных институтов и инициатив;

- содействии формированию патриотического мировоззрения и развитию компетенций молодежи посредством образовательных мероприятий;

- предоставлении необходимых сервисов и услуг для реализации проектов участников форумов.

При реализации продвижения молодежного форума, в частности, с целью набора молодежи для участия традиционно выделяют ряд критериев, которые позволяют определить портрет целевой аудитории того или иного образовательного форума [5].

1. Конкретные темы и вопросы, которые молодой человек хотел бы разобрать, то есть непосредственно образовательная программа;

2. Условия и формат организации, что подразумевает собой длительность проведения, место, соотношения свободного и учебного времени;

3. Цель пребывания и ожидаемый конечный результат.

Обозначенные критерии используются для диагностики предпочтений целевой аудитории форума относительно формата организации последних. Таким образом, удовлетворение запросов потенциальных участников молодежных образовательных форумов позволяет повысить качество продвижения мероприятия, увеличив его популярность и востребованность.

Управление продвижением молодежных образовательных форумов должно исходить из особенностей и предпочтений конкретных групп молодежи, а также учитывать специфику отдельных регионов.

При подготовке стратегии продвижения молодежных образовательных форумов можно выделить несколько групп молодых людей, дифференцируя их относительно целей участия [3]:

1. Молодые люди, заинтересованные в развитии и реализации своих проектов. При этом отмечается, что чем выше статус форума, тем выше уровень качества проектов-участников.

2. Молодые люди, которые приехали по указанию руководства своей организации.

3. Молодые люди, приезжающие самостоятельно, при этом не для развития проекта, а в большей степени для знакомств.

По степени активности участия в форумах можно выделить тех, кто приехал впервые, у кого есть опыт пребывания на форумах, а также тех, кто посещает по несколько форумов за год. Последние часто переходят в статус волонтера на последующих форумах или даже представляют экспертов.

Таким образом, участники форума делятся на основании тех запросов, которые они хотят удовлетворить, фигурируя в образовательном мероприятии. Данные разграничения учитываются при подготовке форума, поэтому организаторы должны обеспечить наличие тех элементов, которые позволят каждому участнику достичь своих целей.

В ходе теоретического исследования проблемы повышения эффективности управления молодежными образовательными форумами обнаружена необходимость увеличения востребованности молодежных форумов среди молодежи. Относительной популярностью пользуются форумы всероссийского уровня, однако следует работать над продвижением форумов регионального значения. Подобная необходимость обусловлена следующими причинами и отклонениями в процессе реализации молодежной политики:

- Низкое качество управления продвижением молодежных образовательных форумов, в частности на региональном уровне.

- Низкий уровень информированности молодежи о существующих форумах.

- Существующая потребность в организации региональных форумов с учетом интересов и предпочтений молодых представителей данного региона.

Как следствие, наблюдается:

- Неиспользованный потенциал формата молодежных форумов как площадки для развития социальной активности молодежи;

- Отсутствие развития проектных идей у молодежи, которые остаются на стадиях планирования;

- Нереализованные возможности для развития и прогрессирования государственной молодежной политики.

Для повышения востребованности молодежных образовательных форумов, в частности на региональных уровнях, следует выявить особенности процесса выбора молодыми людьми молодежных форумов, определить их предпочтения по ряду критериев и создать прототип форума, отвечающего выявленным требованиям. Для выполнения данной задачи необходимо проведение социологического исследования, которое позволит изучить ситуацию индивидуально для каждого региона и проработать точечно построение и подготовку каждого образовательного форума.

Таким образом, предлагается следующая теоретическая модель исследования проблемы управления продвижением молодежных образовательных форумов (см. рис. 1):

Индикаторы оценки востребованности образовательного форума среди молодежи

4

1. Учет предпочтений по содержанию программы молодежного фор™а (конкретные тематики в рамках направления, которые интересуют целевую аудиторию):

2. Предпочитаемый формат проведения молодежного образовательного форума (формы активностей, процент преобладания образовательной программы над культурно-развлекательной, интенсивность обучения);

3. Факторы, влияющие на выбор молодежного образовательного форума (финансовая составляющая, время и срок проведения, цель посещения и т.д.);

4. Проблемы при выборе молодежного образовательного форума:

5. Информированность о молодежных образовательных форумах (через какие источники информации молодые люди узнают об образовательных форумах).

I

*

Проекшрование молодежного форума под запрос целевой аудитории

Рисунок 1. Теоретическая модель исследования проблемы управления продвижением молодежных

образовательных форумов

Представленная схема отображает необходимость проведения социологической диагностики студенческой молодежи с опором на ряд индикаторов, позволяющих дать оценку востребованности молодежного образовательного форума среди молодежи:

1. Учет предпочтений по содержанию программы молодежного форума (конкретные тематики в рамках направления, которые интересуют целевую аудиторию). Так определяется ряд положений, которые ложатся в основу разрабатываемого учебного плана образовательного форума. Это не только увеличивает востребованность форума, но и позволяет молодому человеку подучить необходимое знание в соответствии с принципом индивидуализации.

2. Предпочитаемый формат проведения молодежного образовательного форума (формы активностей, процент преобладания образовательной программы над культурно-развлекательной, интенсивность обучения). Максимальное проектирование форума под запрос целевой аудитории позволит создать максимально комфортные условия для участия, что также положительно скажется на продвижении.

3. Факторы, влияющие на выбор молодежного образовательного форума (финансовая составляющая, время и срок проведения, цель посещения и т.д.). Это также позволяет составить портрет потенциального

участника и определить причины его участия, конкретные цели и то, что он должен получить на выходе из образовательной площадки.

4. Проблемы при выборе молодежного образовательного форума. Выявление барьеров позволяет их устранить, увеличив тем самым количество набора. Кроме того, в ряде случаев, это позволяет приобретать необходимый опыт для повышения доступности пребывания на форуме как можно большего числа участников (например, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья; представителей молодых семей и т.д.).

5. Информированность о молодежных образовательных форумах (через какие источники информации молодые люди узнают об образовательных форумах). Понимание каналов получения информации о молодежных образовательных форумах повышает эффективность рекламно-распространительной деятельности.

После проведения социологического опроса анализируется массив полученных данных и формируется информация, которая ложится в основу требований к проекту. Последние, в свою очередь, имеют значение в двух основных направлениях:

1. Работа над наполнением форума.

2. Формирование стратегии продвижения.

Таким образом, увеличивается не только результативность кампании по продвижению форума (рост числа участников), но также повышается итоговая удовлетворенность молодых людей (влияние качества образовательной программы, условий и формата проведения, а также закрытие их потребностей целей).

По итогу рассмотрения теоретико-методологических основ изучения проблемы продвижения молодежных образовательных форумов были получены следующие выводы:

1.Молодежные образовательные форумы являются одним из вариантов культурно-досуговой деятельности молодежи, позволяющим молодым людям способствовать реализации своего потенциала с помощью погружения в среду своих интересов. Именно поэтому встает вопрос о необходимости повышения эффективности управления продвижением молодежных образовательных форумов. Решение данной проблемы позволит повысить качество и эффективности организации данного вида массовых мероприятий, а также увеличить количество набора участников.

Молодежные образовательные форумы имеют ряд требований для организаторов, а также критерии, по которым следует изучать предпочтения для целевой аудитории. Анализ предпочтений целевой аудитории по выделенным пунктам определит опорные показатели для управления продвижением того или иного форума относительно конкретных групп молодежи, разделенные по целям участия. Так, в фокусе исследования проблемы настоящей работы находится рассмотрение участников молодежных образовательных форумов и их личных причин участия в образовательных площадках.

2.Для повышения качества управления продвижением молодежных образовательных форумов, а, следовательно, и востребованности молодежных образовательных форумов среди молодежи, в частности на региональных уровнях, была разработана теоретическая модель исследования данной проблемы. Модель подразумевает подготовку и проведение социологического исследования среди потенциальных участников образовательных площадок. Опрос проводится по ряду индикаторов, которые основаны на принципах проведения образовательных форумов (открытость, вариативность, индивидуализация), а также на успешных практиках организации форумов.

Таким образом, управление продвижением молодежных образовательных форумов проводится с учетом организации адресной работы по привлечению каждой из категорий участников форума.

Список используемой литературы:

1. Евстратова Т.А. Основы молодежной политики: Электронный ресурс: Учебное пособие / Т.А. Евстратова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 242 с.

2. Козлов А.С. Методология управления портфелем программ и проектов: Монография / А.С. Козлов. -Москва: Флинта, 2010. - 195 с.

3. Лукс Г.А. Особенности индивидуального и группового инновационного социального проектирования в региональной молодежной политике / Г.А. Лукс // Молодежная галактика. - 2006. - № 1. - C. 25-30.

4. Серегина В.В., Серегина Е.А., Шаповалова Л.Н. Современное социальное проектирование и его методики / В.В, Серегина, Е.А. Серегина, Л.Н. Шаповалова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - №23. - С. 88-92.

5. Технологии работы с молодежью (опыт работы кафедры социальных технологий и организации работы с молодежью МГГУ им. М.А. Шолохова). Коллективная монография под ред. С.Ю. Поповой. - М.: Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2015. - 326 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.