Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МАРКИРОВКИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ СТРАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА'

ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МАРКИРОВКИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ СТРАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКИРОВКА / ТРАНСЖИРЫ / МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ / МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / СТРАНЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Ушанская Е.Ю., Быкыбаева С.А., Кайнарбаева М.С., Хуснутдинова Э.С., Темирбай А.

Маркировка товара является одним из средств информации для потребителя [1]. Требования к маркировке установлены действующими нормативными документами, однако они представлены только для информационного наполнения, а качество маркировки не учитывается. В этой ситуации уместен комплексный подход к оценке информации, размещаемой на носителе маркировки, который выявит несоответствия не только информационного характера, но и несоблюдения требований безопасности, защищенности и доступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Ушанская Е.Ю., Быкыбаева С.А., Кайнарбаева М.С., Хуснутдинова Э.С., Темирбай А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF QUALITY INDICATORS OF MARKING FOOD PRODUCTS OF THE COUNTRIES OF THE CUSTOMS UNION

Product labeling is one of the means of information for the consumer [1]. The requirements for labeling are set by the current regulatory documents, but they are provided only for informational content, and the quality of labeling is not taken into account. In this situation, there is the need for a comprehensive approach in the evaluation of information placed on a product label or media, which in turns will reveal inconsistencies not only of an informational nature, but also cases where the safety, protection and accessibility requirements of a product are not in compliance.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МАРКИРОВКИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ СТРАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА»

УДК 613.288:658.75

Е.Ю. Ушанская1, С.А. Быкыбаева1, М.С. Кайнарбаева1, Э.С. Хуснутдинова2, А. Темирбай1

1Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова 2ТОО «Алма-санэпидаудит» г. Алматы

ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МАРКИРОВКИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ СТРАН

ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Маркировка товара является одним из средств информации для потребителя [1]. Требования к маркировке установлены действующими нормативными документами, однако они представлены только для информационного наполнения, а качество маркировки не учитывается. В этой ситуации уместен комплексный подход к оценке информации, размещаемой на носителе маркировки, который выявит несоответствия не только информационного характера, но и несоблюдения требований безопасности, защищенности и доступности.

Ключевые слова: маркировка, трансжиры, масложировая продукция, молочная продукция, страны Таможенного союза

Введение

На сегодняшний день содержание маркировки в Республике Казахстан регламентируется несколькими нормативными документами, а именно: законом о защите прав потребителей, Техническим регламентом Таможенного союза о пищевых продуктах в части их маркировки (ТР ТС 022 / 2011, ГОСТ Р 51074-2003) [2], а также отдельные стандарты для конкретного вида продукции (ТУ, ОТУ) или специально для маркировки, например, для пищевых концентратов или консервов. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН ФАО совместно с ВОЗ работает над рекомендациями Комиссии Codex Alimentarius по техническим вопросам и мерам политики в отношении маркировки продуктов питания, уделяя внимание информации о питании при маркировке, рассматривая ее как фактор, распространение неинфекционных заболеваний, связанных с питанием, поскольку маркировка может быть эффективным способом помочь потребителям выбрать здоровые продукты и получить максимальную отдачу от предоставления этикеток и информации о пищевых продуктах для укрепления общественного здоровья. Стандарт Кодекса используется странами в качестве руководства для приведения стандартов в соответствие и используется в качестве основы для новой политики маркировки продуктов питания [3,4,5].

Однако большинство этих документов устанавливают требования лишь к содержанию маркировки. В отношении исполнения маркировки и используемых для носителей материалов регламентирующих документов нет, что неблагоприятно сказывается на качестве маркировки, поскольку неправильное ее исполнение не реализует основную информационную функцию [6,7,8].

В 2014 году на Второй международной конференции по питанию (МКП-2) правительства подтвердили, что «необходимо расширять возможности потребителей путем повышения качества информации о здоровье, питании и уровне образования, необходимых для принятия обоснованных решений относительно потребления диетическое питание» [9,10,11]. В этой ситуации целесообразно уделить особое внимание оценке качества маркировки, касающейся не

только ее содержания, но и четкого определения характеристик маркировки, что повысит конкурентоспособность продукта и удовлетворит потребителей в отношении доступность информации. Материалы и методы

Исследования проводились с целью определения соответствия качества маркировки пищевых продуктов, реализуемых в Республике Казахстане и стран таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС).

Для оценки качества маркировки использовались статистический, эвристический (органолептический) методы исследованиия.

Объективные методы оценки показателей качества товаров - методы, основанные на определении показателей свойств путем измерений или выявлении отклонений этих показателей от установленных требований.

Статистический метод - анализ статистических данных. Можно выделить аналитический этап и описательный. Описательный этап — последний, он включает представление собранных данных в удобном графическом виде - в графиках, диаграммах[1]. В работе использовались программы: Microsoft Excel, Microsoft Word, Microsoft Point.

Отбору подлежали пищевые товары и упаковка масло -жировой, молока и молочной продукции стран таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), поскольку упаковочный материал в этом случае является основным носителем информации. Общее количество образцов для исследования на соответствие качества маркировки пищевых продуктов составило - 285 наименований пищевой продукции, из них 84 - молоко, 109 - молочные продукты, 92 -масложировая продукция. Результаты

Образцы упаковки молока и молочных продуктов проверялись на соответствие требованиям прописанных в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции"(ТР ТС 033/2013) (с изменениями на 19 декабря 2019 года) и Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» [2,12].

Из 84 образцов молока, 34 (40%)- производства Казахстан, 26(31%), 13(15%) - Россия, 13(15%) -Кыргызстан, 11(14%)- Белоруссия Среди них было выявлено несоответствие нормативной документации: 9 (10%) наименований молока -

Казахстан, 5(5%) -Россия, 2(2,3%)- Кыргызстан, 2(2,3%).-Белоруссия. Что отображено на рисунке 1.

4500%

4000%

3500%%

3000°%

2500%%

2000%

1500%

1000%

500%

0%

40%

I Кол-во образцов

I Несоответсвие

15%

2 14% 14%

Казахстан

Россия

Кыргызстан

Белоруссия

Рисунок 1 - Несоответствие маркировки молока стран Таможенного союза

Исследованию молочной продукции подлежали: кефир жирность 2,5%, 3,2%, биокефир, сметана, творог, творожная паста, йогурты различной жирности. Общее количество образцов составило - 109 шт.. В ходе анализа исследования было выявлено несоответствие маркировки молочных продуктов требованиям ТР ТС 033/2013, ТР ТС 022/2011.

Как показано на рисунке -2, из общего количества 47(43%) образцов молочных продуктов производства Казахстан, несоответствие выявлено у - 7 (6%). Молочные продукты из России были отобраны в объеме - 32(29%), несоответствие найдено у - 4 (4%) образцов, Кыргызстан - 14(13%), не соответствие - 2(2%), Белоруссия общее количество - 16(15%), не соответствует -2(2%).

Рисунок 2 - Несоответствие маркировки молочных

Масложировая продукция, а именно маргарины, спреды, сливочное масло, подсолнечное масло, майонез изучались на соответствие требованиям к маркировке Технического регламента таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 024/2011 Технический регламент на масложировую продукцию и дополнительно на соответствие трансжиров, в связи с введением новых требований Технического регламента Таможенного союза от 1 января 2018 года к масложировой продукции, где

продуктов, среди стран Таможенного Союза

содержание транс-жиров не должно превышать 2% от общей массы жирности[13,14].

По данным исследования общее количество наименований масло - жировой продукции составило -92 экземпляра. Из них: Казахстан - 43(46%), выявлено не соответствия у 6(6%) образцов. Россия - 41(44%), выявлено не соответствия - 4(4%), Кыргызстан - 3(3%), выявлено не соответствия - 2(2%) Белоруссия - 4(4%), выявлено не соответствия -1 (1%) все эти несоответствия проводились в соответствии с о требованиями ТР ТС 024/2011. Рисунок 3.

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

48%

44%

I Кол-во образцов ■ Несоответсвие

3%

2%

5%

Казахстан Россия Кыргызстан Белоруссия

Рисунок 3 - Требование маркировки масложировой продукции на соответствие транс-жиров по ТР ТС 024/2011

Выводы

1. По данным исследования маркировки молока и молочных продуктов выявлено несоответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) (с изменениями на 19 декабря 2019 года), Технического регламента таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» по следующим пунктам: нечеткий знак соответствия, нечеткие оттиски даты изготовления, «размытый» шрифт, нехарактерные для потребительской упаковки манипуляционные знаки, ненадлежащее сокращение и др.

2. Нарушения маркировки масложировой продукции показали: отсутствие состава продукта, отсутствие партии изготовления, ненадлежащее сокращение, на большинстве масложировой продукции отсутствует четкое и ясное написание.

3. Исследование на указание количества транс - жиров в масложировой продукции выявило: имеются несоответствие в выполнении Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 024/2011 Технический регламент на масложировую продукцию с дополнением от 1 января 2018 года т.е не указывалось на упаковке наличие транс- жиров в продукции или их превышение более 2%.

5. Как показало наблюдение, на некоторых пищевых товарах страдает и качество упаковки т.е большинство производителей экономят на материале продукта, то есть при перевозке или хранении маркировка может быть помятой, этикетка при малейшем соприкасании воды теряет свою былую форму (буквы все размываются) и общем теряет товарный вид. Заключение и рекомендации

Маркировка является неотъемлемой частью любого продукта, носителем соответствующей информации как

о себе, так и о продуктах, связанных с его переработкой (например, его упаковка и упаковка). Это может быть как информация, требуемая по закону, так и дополнительная информация, передаваемая добровольно, исходя из ее потребностей для производителей, потребителей и других сторон, участвующих в процессе обращения с данным продуктом. В целом, маркировка представляет собой комплекс информации в виде текста, отдельных графических изображений, цветных знаков (символов) и их комбинаций, наносимых непосредственно на продукт, упаковку (контейнер), табличку, этикетку (бирку) или этикетку, в зависимости от конкретной условия. Маркировка может защитить имидж компании-производителя, исключая подделки. Маркировка также может являться рекламной информацией, размещая информацию о компании, производящей продукт. Этикетка улучшает внешний вид продукта и создает стандарт европейского качества[15,16,17]. Таким образом, рекомендуется:

■ усилить контроль качества маркировки и упаковки продуктов согласно требованиям ТР ТС 022/2011;

■ необходимо ужесточить контроль качества за указанием наличия трансжиров на упаковке масложировой продукции в соответствии с постановлением от 1 января 2018г отношение трансжиров в масложировой продукции не более 2% по требованию ТР ТС 024/2011;

■ производителям пищевой продукции рекомендуется использовать более качественную упаковку и краску для нанесения информации на этикетку, добросовестно нести ответственность за соблюдение нормативных требований по этикетированию.

1 О.Ю. Тихонова, И.Ю. Резниченко. Методы оценки показателей качества маркировки пищевых продуктов // Техника и технология пищевых производств. - 2015. -№1.- С. 118-126.

2 Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 022/2011)// «Пищевая продукция в части ее маркировки» [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/901971356.

3 Кодекс Алиментариус. Производство продуктов животноводства. - М.: Издательство «Весь мир», 2007. -С. 7-25.

4 Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к пищевой продукции» (утверждены приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 6 августа 2010 года № 611);

5 Технический регламент таможенного союза ТР ТС 005/2011 О безопасности упаковки Утвержден 16.08.11 № 769 URL: www.tehreg.ru. 12.01.2018.

6 ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя

7 ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования: введ. 01-07 2005. -М.: Стандартинформ, 2006. - 25 с.

8 Этикетирование и маркировка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.arzpuck.ru/arz151.html.

9 Lozowicka, B., P. Kaczynski, A.E. Paritova, G.B. Kuzembekova, A.B. Abzhalieva, N.B. Sarsembayeva, K. Alihan, Pesticide residues in grain from Kazakhstan and potential health risks associated with exposure to detected pesticides // Food and Chemical Toxicology. - 2006. - №64. - Р. 238248.

10 Fargemand, Jespersen D. ISO 22000 to ensure integrity of food supply chain // ISO Management Systems. - Vol. 5. -Copenhagen: «ISO Management Systems», 2009. - P. 1-24.

11 Этикетки. Технические условия на этикетки. ТУ 9571002-14350732-2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа- URL: http://www.nrap.ru/pub10_60_1_1036.html.

12 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» от 9 октября 2013 года № 67

13 Мухаметов А.Е., Даутканова Д.Р., Мусаева С.Д., Ербулекова М.Т. О безопасности упаковки для растительных масел // Вестник КазНИТУ. - 2018. - №4. -С. 27-34.

14 Технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011). Решение Комиссии таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 883.

15 Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.04.2019 г.)» Глава 3. Права потребителей и их защита. Статья 10 Право потребителей на получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе).

16 Николаева, М.А. Этикетирование пищевых продуктов / М.А. Николаева, О.Д. Худякова, М.С. Худяков // Сибирский торгово-экономический журнал.- 2013. - № 17. - С. 87-92.

17 Тутельян В.А. Новые продукты питания: необходим стандарт осторожности // Партнеры и конкуренты. -1999. - №3. - С. 30-31.

Е.Ю. Ушанская1, С.А. Быкыбаева1, М.С. Кайнарбаева1, Э.С. Хуснутдинова2, А. Темирбай1

1С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицинаyHueepcumemi 2ЖШС «Алма-санэпидаудит»

ТАЦБАЛАУДЫН, САПАЛЬЩ К0РСЕТК1ШТЕРШ ЗЕРТТЕУ КЕДЕН OMFbl ЕЛДЕР1Н1Н ТАМАЦ 0НШДЕР1

Тушн: Тауарларды тан,балау - тутынушыга аппарат беру бар, ол акрараттык; жауапсыздьщты гана емес, сонымен

;уралдарынын, бiрi. Тацбалауга ;ойылатын талаптар бiрге кэушаздж, кэушаздж жэне ;ол жетсмдшк

;олданыстагы нормативтж ;ужаттармен белпленед^ талаптарынын, са;талуын аны;тайды.

б1ра; олар тек мазмуны ушш усынылады, ал затбелпнщ ТYЙiндi сездер: тацбалау, транс майлар, май жэне май

сапасы ескершмейдг Мундай жагдайда маркерге ешмдерь сут ешмдеръ Кеден одагынын, елдерi

орналастырылган а;паратты багалаудын, кешендi тэсш

E.Yu. Ushanskaya1, S.А. Bykybayeva1, M.S. Kainarbayeba1, E.S. Khusnutdinova2, A. Temirbay1

1Asfendiyarov Kazakh National Medical University 2Limitedpartnership «Алма-санэпидаудит»

STUDY OF QUALITY INDICATORS OF MARKING FOOD PRODUCTS OF THE COUNTRIES OF THE CUSTOMS UNION

Resume: Product labeling is one of the means of information for the consumer [1]. The requirements for labeling are set by the current regulatory documents, but they are provided only for informational content, and the quality of labeling is not taken into account. In this situation, there is the need for a comprehensive approach in the evaluation of information placed on a product label or media, which in turns will reveal

inconsistencies not only of an informational nature, but also cases where the safety, protection and accessibility requirements of a product are not in compliance. Keywords: labeling, trans fats, fat and oil products, dairy products, countries of the Customs Union

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.