_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 372.016:55+373
Шимлина Инна Владимировна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры географии, геологии и методики преподавания географии, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, [email protected], Новокузнецк
Суворова Лариса Борисовна
Старший преподаватель кафедры географии и химии, Павлодарский государственный институт, Республика Казахстан, [email protected], Павлодар
ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Аннотация. В статье актуализирована проблема развития современного образования в Республике Казахстан в условиях перехода к 12-летнему образованию; показана тенденция развития республиканской государственной образовательной политики по пути реализации компетентностного подхода. Авторы рассматривают формирование исследовательских компетенций учашдхся как ключевых в период школьного географического образования. В работе определены понятия «исследовательская компетенция», «исследовательская деятельность», проанализированы результаты экспериментальной работы по изучению отношения подростков к исследовательской деятельности в процессе обучения географии в 8-9-х классах школ Республики Казахстан.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательская компетенция, компе-тентностный подход, географическое образование.
Актуализация проблемы. Изменения социально-экономических условий в последние десятилетия привели к модернизации системы образования, важнейшей задачей которой является не только освоение учащимися конкретных знаний и навыков, но и умение применять эти знания в практической деятельности [10; 14].
Модернизация казахстанского образования в условиях перехода к 12-летнему образованию призвана изменить походы к образованию современных школьников [2]. Наиболее актуальным и значимым является внедрение в школьную практику ком-петентностного подхода, акцентирующего внимание на способности использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, предполагающего овладение учащимися ключевыми компетенциями [1; 5; 13]. Одной из ключевых компетенций многие ученые называют исследовательскую, которую можно определить как совокупность знаний человека в определенной области [12].
Формирование исследовательской компетенции школьников происходит в ходе исследовательской деятельности. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения не-
известного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [1; 10]. География как школьный предмет предоставляет учителю широкие возможности для формирования исследовательских компетенций школьников в урочной и внеурочной деятельности [4].
С целью изучения отношения подростков к исследовательской деятельности в процессе обучения географии было проведено исследование учащихся 8-9-х классов школ г. Павлодара, Экибастуза, Ерейментау и сельских школ Павлодарской области Республики Казахстан [11]. Авторами была разработана анкета, включающая 18 вопросов. В эксперименте приняло участие 319 учащихся.
Исследовательская часть. Результаты анкетирования показали, что 27 % респондентов под исследовательской деятельностью понимают углубленное изучение чего-либо, 15 % - проведение научного эксперимента, 7 % учащихся - написание докладов, рефератов, 10 % - защиту проектов, 35 % школьников затруднились в определении понятия «исследовательская деятельность», лишь 6 % респондентов под исследовательской деятельностью понимают творческий процесс учителя и ученика по
получению нового результата обучения.
На вопрос: «Занимаетесь ли Вы исследовательской работой в школе?» утвердительно ответило всего 28 % испытуемых, отрицательный ответ дали 72 % респондентов. Однако третья часть анкетируемых - 34 % изъявила желание включиться в исследовательскую деятельность во время уроков. Исследовательской работой во внеурочное время занимается только 31 % подростков.
Исследовательские задачи на уроках географии хотели бы решать 66 % учащихся, что говорит о желании большинства подростков заниматься исследовательской деятельностью.
Вопрос о предпочитаемой тематике исследовательских работ по географии показал разнообразие интересов школьников. Наибольшее предпочтение учащиеся отдают изучению следующих проблем: «Природные особенности растительного и животного мира Казахстана» - 20 % респондентов, «Экологические проблемы Казахстана и Павлодарской области» - 18 %, «История и география родного края» - 11 %, «Особенности хозяйства и населения зарубежных стран» - 10 %, «Развитие туризма в Казахстане» - 4 %, «Геополитические проблемы современного Казахстана» - 3 %, «Проблемы рационального использования природных ресурсов» - 7 %, «Изучение физико-географических особенностей отдельных материков и стран» - 4 %, «Изучение различных природных явлений» - 3 % школьников. Другие темы исследований отметили 7 %. Такое разнообразие исследовательской тематики можно объяснить тем, что география как школьный предмет формирует у учащихся систему комплексных знаний о закономерностях развития природы, географических особенностях размещения населения и хозяйства, о процессах, происходящих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества.
Однако тот факт, что 14 % респондентов затруднились с выбором тематики, может свидетельствовать о слабом познавательном интересе подростков к изучению географических вопросов, а также о непонимании ими сути исследовательской работы. Это делает вопрос формирования исследовательских компетенций школьников актуальным в современном географическом образовании [9; 11].
Изучение видов исследовательской деятельности по географии, вызывающих интерес у подростков, показало, что большая часть респондентов - 45 %, отдают предпочтение проведению экспериментов, 35 % - наблюдению за природными явлениями и 20 % другим видам исследований.
В связи с тем что в подростковом возрасте существенно изменяется характер учебной деятельности, важную роль в формировании положительного отношения учащихся к учению играет связь учебного материала с жизнью и практикой. Поэтому организация поисковой познавательной деятельности через наблюдение и эксперимент дает подросткам возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружает их рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания [3; 7; 8].
Четверть всех опрошенных подростков результаты исследовательской деятельности видят в реализации школьных проектов. Такая ситуация, вероятно, сложилась потому, что в настоящее время проектная технология получила наибольшее развитие в Казахстане как одна из наиболее популярных форм организации работы, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов. Участие в конференциях, конкурсах привлекает 22 % респондентов, подготовке докладов, рефератов отдают предпочтение 17 %, написанию эссе - 15 %, сбору и обработке статистических данных -14 % опрошенных.
На вопрос «Что мешает Вам заниматься исследовательской работой?» подавляющая часть респондентов (58 %) отметила нехватку времени, перегруженность домашними заданиями, на отсутствие желания указало 28 % анкетируемых.
Почти треть опрошенных учащихся имеют проблемы с выбором темы исследования - 33 %, отсутствие помощи со стороны учителя и родителей назвали 8 % школьников, у 13 % опрошенных подростков отсутствует уверенность в собственных силах, 4 % подростков указали на нехватку теоретических знаний для проведения исследовательской работы.
На вопрос «Какие способности исследовательская деятельность позволяет Вам проявить?» 13 % подростков ответили - умение
38
Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2017
пользоваться различными методами исследования, 11 % - работать с научной литературой, отбирать и анализировать информацию по теме исследования, 16 % - находить рациональные пути решения проблемы, 12 % - проводить наблюдения, 9 % - приобретать опыт самостоятельной работы, 8 % - анализировать результаты проведенной работы, 18 % - выступать публично с докладом по результатам проведенного исследования. На возможность проявить творческие способности и выявлять причинно-следственные связи указало 13 % опрошенных подростков.
При проведении исследовательской работы не испытывают затруднений только 8 % респондентов. Трудности у большинства учащихся (49 %) вызывает выбор темы исследования, на затруднение при поиске и анализе информации по теме исследования указывают 16 % опрошенных, проблему с выдвижением гипотезы называют 14 % школьников, сложности при выявлении проблемы исследования возникают у 13 % подростков.
Несмотря на притязание подростков на взрослость, самостоятельность, независимость, отсутствие жизненного опыта при проведении исследования вынуждает их обратиться к помощи учителя. Большинство опрошенных учащихся - 52 % считает, что помощь учителя при проведении исследовательской работы заключается, прежде всего, в оценивании правильности написания исследовательской работы. Помощь в подборе методов исследования хотели бы получить 37 % подростков, предоставление необходимой информации по теме исследования -26 % учащихся, пятая часть анкетируемых считает, что помощь учителя должна сводиться только к корректировке текста.
В подростковом возрасте ведущая деятельность - общение. Этим объясняется предпочтение школьников выполнять исследовательскую работу коллективно (30 % респондентов) или в малых группах -46 %. Лишь 24 % анкетируемых настроены
на индивидуальную исследовательскую работу. Данные ответы свидетельствуют о том, что в этом возрасте основное значение подростки придают устанавливающей системе взаимоотношений с окружающими людьми, социальной средой, со сверстниками, друзьями. Именно система взаимоотношений и определяет направленность психического развития подростка.
Результаты исследования, выводы. Результаты эксперимента показали, что третья часть подростков, участвующих в анкетировании, не имеет представления об исследовательской деятельности, более чем у 35 % анкетируемых не проявляется познавательный интерес к данному виду деятельности. Загруженность, отсутствие свободного времени не дает возможности включения подростков в исследовательскую работу. Шаблонность выполнения исследовательской деятельности в виде рефератов, докладов, эссе и т. п. не способствует формированию исследовательских умений школьников, развитию их творческих способностей. Большинство учащихся затрудняется с установлением причинно-следственных связей изучаемых явлений. Препятствует формированию исследовательских умений и репродуктивный характер заданий, представленный в школьных учебниках географии для 8-9-х классов. Задания творческого характера встречаются в них редко и сводятся зачастую к накоплению теоретических знаний и обеспечению деятельности учащихся по образцу.
Решение проблемы мы видим в разработке комплекса исследовательских заданий в курсе географии Казахстана в 8-9-х классах в рамках реализации грантового проекта «Становление исследовательских компетенций студентов и школьников в предметной подготовке по географии». Главным результатом использования исследовательских заданий должно стать развитие самого подростка за счет приобретения им опыта исследовательской деятельности, осмысления новых знаний и их обобщения.
Библиографический список
1. Баранников А. В. Содержание общего об- годы [Электронный ресурс]. - URL: http:// разования: Компетентностный подход. - М.; ГУ primeminister.kz (дата обращения: 15.09.2016). ВШЭ, 2002. - 51с. 3. Ефимова Т. М. Формирование исследова-
2. Государственная программа развития об- тельских умений у учашдхся на уроках биологии разования Республики Казахстан на 2011-2020 с включением биологического эксперимента //
Педагогическое образование и наука. - 2015. -№1. - С. 20-24.
4. Петрова Н. Н. География для настоящего и будущего: методическое совершенствование школьного географического образования // География в школе. - 2014. - № 1. - С. 47-52.
5. Пятунин В. Б. О методах обучения географии в условиях ФГОС ООО // География в школе. - 2016. - № 4. - С. 43-47.
6. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник / под ред. Н. Г. Алексеев, М. В. Гущина, А. В. Леонтович. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
7. Рябцева И. В. Теоретические основы пред-профильной подготовки школьников в системе географического образования: монография. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2011. - 291 с.
8. Рябцева И. В. Методика предпрофильной
подготовки школьников в системе географического образования: монография. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2011. - 370 с.
9. Тарасевич Д. И. Реализация деятельност-ного подхода на уроках географии // География в школе. - 2015. - № 8. - С. 37-41.
10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003. - № 2. - С. 58-64.
11. Шимлина И. В., Суворова Л. Б. Изучение готовности учителя к формированию исследовательских компетенций школьников в процессе обучения географии // Философия образования. - 2016. - № 3 (66). - С. 188-194.
12. Education & Technology / ed. by Charles Fisher, David С. Dwyer, Keith Yocam. - San Franscisco, 1996. - 314 p.
Поступила в редакцию 20.10.2016
Shimlina Inna Vladimirovna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department of Geography, Geology and Geography Teaching Methodology, Novokuznetsk Institute (branch) Kemerovo State University, [email protected], Novokuznetsk
Suvorova Larisa Borisovna
Senior lecturer in Geography and Chemistry, Utility Company on Right of Economic Management Pavlodar State Pedagogical Institute, Republic of Kazakhstan, [email protected], Pavlodar
THE STUDY OF ADOLESCENTS ' ATTITUDE TO RESEARCH WORK IN THE PROCESS GEOGRAPHY EDUCATION
Abstract. The article covers the problem of development of modern education in the Republic of Kazakhstan in the conditions of transition to 12-year education; shows the trend of the Republican state education policy towards the realization of the competence approach. The authors examine the formation of research competences of pupils as a key, the period of school geographical education. In this paper we define the concept "research competence", "research activity" are analyzed a results of experimental work on attitudes of teenagers to research activities in the process of teaching geography in 8th and 9th grades of schools of the Republic of Kazakhstan.
Keywords: research activity, research competence, competence approach, geographical education.
References
1. Barannikov, A. V., 2002. Soderzhanie ob-shhego obrazovaniya: Kompetentnostnyj podxod [Content of General education: Competence-based approach]. Moscow: Higher school of Economics Publ., 51 p. (In Russ.).
2. Gosudarstvennaya programma razvitiya obra-zovaniya Respubliki Kazaxstan na 2011-2020 gody [The state program of education development of the Republic of Kazakhstan for 2011-2020 years] [online]. Available at: http://primeminister.kz (Accessed 15 September 2016) (In Russ.).
3. Efimova, T. M., 2015. Formirovanie issledo-vatel'skix umenij u uchashhixsya na urokax biologii
s vklyucheniem biologicheskogo e'ksperimenta [Formation of research skills of pupils at lessons of biology including biological experiment]. Pedagog-icheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science], 1, pp. 20-24 (In Russ.).
4. Petrova, N. N., 2014. Geografiya dlya nas-toyashhego i budushhego: metodicheskoe sovershen-stvovanie shkol'nogo geograficheskogo obrazovaniya [Geography for present and future: methodical improvement of school geographical education]. Geografiya v shkole [Geography at school], 1, pp. 47-52 (In Russ.).
5. Petunin, V. B., 2016. O metodax obucheniya
40
Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 I 2017
geografii v usloviyax FGOS OOO [On methods of teaching geography in the GEF OOO]. Geografi-ya v shkole [Geography at school], 4, pp. 43-47 (In Russ.).
6. Alekseev, N. G., Gushhina, M. V., Leontovich, A. V., 2001. Razvitie issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashhixsya: metodicheskij sbornik [Development of research activity of pupils: methodical collection]. Moscow: Education Publ., p. 60 (In Russ.).
7. Ryabtseva, I. V., 2011. Teoreticheskie osnovy predprofil'noj podgotovki shkol'nikov v sisteme ge-ograficheskogo obrazovaniya [Theoretical foundations of preprofile preparation of schoolboys in the system of geographical education]. Novokuznetsk: KuzSPA Publ., 291 p. (In Russ.).
8. Ryabtseva, I. V., 2011. Metodika predprofil'noj podgotovki shkol'nikov v sisteme geogra-ficheskogo obrazovaniya [Methods of pre training of students in the system of geographical education]. Novokuznetsk: KuzSPA Publ., 370 p. (In Russ.).
9. Tarasevich, D. I., 2015. Realizaciya deya-
tel'nostnogo podxoda na urokax geografii [Implementation of the activity approach in geography]. Geografiya v shkole [Geography at school], 8, pp. 37-41 (In Russ.).
10. Xutorskoj, A. V., 2003. Klyuchevye kom-petencii kak komponent lichnostno-orientirovan-noj paradigmy obrazovaniya [Key competences as a component of personality-oriented education paradigm]. Narodnoe obrazovanie [Education], 2, pp. 58-64 (In Russ.).
11. Simlina, I. V., Suvorova, L. B., 2016. Izuchenie gotovnosti uchitelya k formirovaniyu issledovatel'skix kompetencij shkol'nikov v processe obucheniya geografii [Study of readiness of teachers to formation of research competences of students in the learning process geography]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education], 3 (66), pp. 188-194 (In Russ.).
12. Fisher, Ch., Dwyer, David C., Yocam, Keith, eds., 1996. Education & Technology. San Franscisco, 314 p.
Submitted 20.10.2016