УДК 372.891 ББК Ч426.268-24
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.02
Суворова Лариса Борисовна,
старший преподаватель, кафедра географии и химии, Коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения Павлодарский государственный институт; 140100, Республика Казахстан, г. Павлодар; e-mail: [email protected]
Шимлина (Рябцева) Инна Владимировна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра географии, геологии и методики преподавания географии, Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; 654041, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, д. 23; e-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учебная мотивация; учебная деятельность; методика преподавания географии; методика географии в школе; качество образования.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается изучение мотивации подростков 8-9 классов к обучению в процессе школьного географического образования. Авторами раскрываются понятия «мотивация», «учебная мотивация», «ведущая деятельность». Задача изучения мотивации к обучению поставлена авторами в связи с реализацией в Республике Казахстан государственной программы развития казахстанского образования на 2011-2020 годы, предполагающей повышение его качества, конкурентоспособности и престижа, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста казахстанской экономики. Учебная мотивация рассматривается в статье как условие достижения высоких результатов подростков в обучении и повышения качества образования в целом. Авторами представлены результаты эксперимента по изучению мотивации учащихся общеобразовательных школ гг. Павлодара, Экибастуза, сельских школ Павлодарской области Республики Казахстан к обучению географии.
Suvorova Larisa Borisovna,
Senior Lecturer, Department of Geography and Chemistry, Pavlodar State Pedagogical Institute; Pavlodar, Republic of Kazakhstan.
Shimlina (Ryabtseva) Inna Vladimirovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Geography, Geology and Geography Teaching Methodology, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
THE STUDY OF MOTIVATION OF ADOLESCENTS TO LEARN IN THE PROCESS OF SCHOOL GEOGRAPHICAL EDUCATION
KEY WORDS: learning motivation; educational activity; methods of teaching Geography; methods of teaching Geography at school; education quality.
ABSTRACT. The article discusses motivation of 8-9 grades students to study Geography. The authors define the concepts of "motivation", "motivation training" and "leading activity". The importance of the study of motivation to learning is connected with the implementation of the state program of education development of Kazakhstan for 2011-2020 aimed at increasing the quality, competitiveness and prestige of education in Kazakhstan, as well as development of human capital and consequently growth of the Kazakh economy. Academic motivation is discussed in the article as a condition of achievement of good results in learning and improving the quality of education in general. The authors present the results of an experiment to reveal the level of motivation of secondary school students of the cities of Pavlodar, Ekibastuz, rural schools of Pavlodar region (the Republic of Kazakhstan) to learning Geography.
Ф;
нормирование мотивации школьников к обучению является важной задачей школы. Достижение образовательных результатов, успешное и эффективное обучение, саморазвитие невозможны без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности. Положительная мотивация обучающихся является основой их внутренней, осознанной, продуктивной учебной деятельности. Современное образование Республики Казахстан находится на этапе модернизации. Реализация государственной программы развития казахстанского образования на 2011-2020 годы предполагает
повышение его качества, конкурентоспособности и престижа, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста казахстанской экономики [7; 8; 14]. Достижение поставленных целей требует от молодых людей высоких учебных достижений. Одним из условий достижения высоких результатов в обучении может стать формирование мотивации школьников к учебной деятельности.
Проблеме формирования мотивации к учебной деятельности посвящены труды многих исследователей. В широком пони-
© Суворова Л. Б., Шимлина (Рябцева) И. В., 2017
мании мотивацию можно определить как движение к намеченной цели, удовлетворение определенных потребностей. А. Г. Асеев под учебной мотивацией понимает совокупность побудительных механизмов учебной деятельности учащегося [1]. Согласно И. А. Зимней, учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность [9]. По мнению Е. П. Ильина, основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации подростков к учебной деятельности, являются содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности [10].
Учебная деятельность является ведущей деятельностью на протяжении всей школьной жизни учащегося, а значит, побуждающие ее мотивы имеют существенное значение для его жизни. Учебная деятельность школьников всегда полимотивирова-на. Для каждого возраста и для каждого школьника мотивы имеют разную побудительную силу. Одни из них являются ведущими, основными, другие - второстепенными, подчиненными ведущим мотивам. Согласно Л. И. Божович, все мотивы можно разделить на две группы - связанные непосредственно с учебной деятельностью и социальные. Первые связаны с познавательными интересами личности, ее потребностью в интеллектуальном развитии и овладении новыми знаниями, умениями и навыками, вторые - с потребностями личности в общении с другими людьми, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений [2]. Отношение учащихся к процессу обучения не всегда однозначно. Возникновение серьезных проблем в учебной деятельности у подростков приводит к снижению их мотивации к обучению, характеризуется «отходом от школы», «мотиваци-онным вакуумом» [3]. В этой связи формирование мотивации к учебной деятельности является актуальной проблемой в современной педагогике и методике.
Формирование учебной мотивации невозможно без учета возрастных особенностей учащихся. Подростковый возраст характеризуется множественными преобразованиями мотивации, обусловленными сменой и развитием ведущего типа деятельности [4; 6]. Мотивы, преобладавшие на предыдущем этапе жизни учащегося, вытесняются другими, более значимыми. Если для младшего школьника ведущим видом деятельности была учебная, а следовательно, основным мотивом - «научиться учить-
ся», то для подростка ведущей становится деятельность общения и главный мотив -найти свое место в обществе, быть значимым. В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими людьми [5].
В подростковом возрасте отмечаются существенные изменения в характере учебной деятельности. Отношение к ней носит у школьника избирательный характер. Расширение связей с окружающим миром, широкое, всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения зачастую снижают интерес подростков к учению. Положительное отношение к учебе у них возникает только тогда, когда удовлетворяются познавательные потребности [13; 15; 16].
Существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют научная содержательность учебного материала, практическая направленность знаний, проблемный и эмоциональный характер подачи материала, организация поисковой познавательной деятельности [11].
Несмотря на то что учение остается главным делом подростка, основные преобразования в его психике связаны с общественной деятельностью, которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребностям - прежде всего потребностям в общении со сверстниками и в самоутверждении. Специфическим новообразованием подростка является чувство взрослости, выражающее его новую жизненную позицию по отношению к себе, к людям и миру, определяющее направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний [2].
Для диагностики мотивации школьников к обучению нами проведено исследование, в ходе которого ставились задачи выявления доминирующих мотивов подростков в процессе обучения, ценности учебной деятельности для школьника, изучения желания учащихся развивать свои интересы и потребности в приобретении знаний и умений. Для решения поставленных задач была разработана анкета, включающая 20 вопросов. В эксперименте принимали участие 224 подростка 8-9 классов общеобразовательных школ гг. Павлодара, Экибастуза, сельских школ Павлодарской области Республики Казахстан. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у 72,7 % опрошенных подростков внешняя мотивация к обучению преобладает над внутренними источниками мотивов. На основании эксперимента нами выделены уровни проявления внутренней мотивации к учебной деятельности. По результатам работы большинство опрошенных
учащихся (67,8 %) имеют среднюю степень проявления внутренней мотивации, низкая степень проявления характерна для 23,2 % подростков, и лишь у 9 % анкетируемых отмечается высокая степень внутренней мотивации к обучению.
Анкетирование показало, что наибольшее влияние на учебную деятельность оказывают мотивы, связанные с перспективным развитием личности учащегося, его успехами в учебной деятельности, пониманием им своей социальной роли, стремлением к самореализации и одобрением учебной деятельности школьника со стороны ровесников и взрослых. Подростковый возраст характеризуется уменьшением поглощенности ученика учением, свойственной младшему школьному возрасту. При ответах на вопросы анкеты 65,5 % респондентов указали, что главным для них является внешний мотив -получение хороших оценок. В данном случае можно говорить о так называемом «сдвиге с мотива на цель», когда подростки ориентируются только на формальные показатели обучения в ущерб освоению учебного предмета. Знания теряют привлекательность для учащихся, подростки учатся ради оценки и получения хорошего аттестата, что приводит к формализму в усвоении знаний и отсутствию устойчивого познавательно интереса к предмету.
Оценка одноклассников важна 53,2 % учащимся, что объясняется желанием подростков быть принятыми другими, стремлением к дружеским отношениям со сверстниками и страхом быть отвергнутыми, оказаться в полной изоляции. Оценочный мотив играет важную роль для подростков и основан на свойственной им потребности в социальном признании и одобрении взрослыми. Одним из наиболее сильных стимулов для подростка 13-15 лет является одобрение со стороны родных, похвала, положительная оценка с их стороны, на это указали 63,7 % опрошенных нами подростков.
Особенностью возраста является острое осознание и переживание частых неудач при выполнении трудных учебных заданий. Повторные неудачи способны вызвать у учащихся негативные эмоции и закрепить отрицательное отношение к предмету. Большинство опрошенных учащихся (59,3 %) отрицательно относится к заданиям различной степени сложности, предпочитая унифицированный вариант самостоятельных и контрольных работ. 74,1 % респондентов отметили, что у них отсутствует интерес к заданиям, заставляющим предпринимать максимум усилий. 62,3 % опрошенных подростков теряют интерес, столкнувшись с трудным заданием на уроке. Ситуация успеха, наоборот, является благо-
приятной ситуацией учения для подростков, обеспечивающей им эмоциональное благополучие. Наше исследование показало, что 84,3 % опрошенных учащихся испытывают удовольствие, справившись с заданием в процессе обучения.
Полученные результаты исследования позволяют констатировать, что большая часть подростков предпочитает выполнять задания на репродуктивном уровне, ориентированном на передачу знаний, умений и навыков и выполнение заданий по образцу. Такие задания слабо развивают мыслительную деятельность школьников, имеют низкие возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Наибольшим потенциалом для развития творчества и проявления личной инициативы учащихся обладают задания продуктивного характера, однако они привлекают лишь 30,7 % анкетируемых подростков.
Одним из новообразований подросткового возраста является потребность учащихся в самоутверждении, которая основана на представлении школьника о самостоятельности, независимости от чужого мнения, стремлении подростка совершать действия и поступки без чьей-либо помощи. 63,7 % респондентов, подтверждая это суждения, указали на стремление самоутвердиться в коллективе сверстников как основополагающий мотив в процессе учебной деятельности [12].
В процессе исследования нами выявлено, что наиболее выраженная положительная мотивация к обучению у подростков -учащихся 8-9 классов наблюдается к обще-ствознанию, географии и ОБЖ. Интерес к географии связан с удовлетворением доминирующей познавательной потребности возраста, определяющей положительное отношение к предмету. Большинство анкетируемых подростков (95,1 %) считают географию важным предметом в школьном обучении, обладающим огромным познавательным потенциалом. 78 % опрошенных считают, что география позволяет проявлять и развивать практические навыки, способные пригодиться человеку в повседневной жизни. Безразличное отношение к предмету отмечали 15,2 % опрошенных подростков, указывая на сложность понимания ими рассматриваемых вопросов, невозможность самостоятельно объяснить причинно-следственный характер географических явлений и процессов. Возникающая мотивация к обучению географии у таких подростков носит неустойчивый характер и зависит от привлекательности процесса обучения географии, связанного с необычными явлениями, интересными фактами, визуализацией информации [13]. Однако только 18,3 % анкетируемых
школьников имеют внутренние мотивы к обучению географии и готовы восполнять недостаток в получении на уроке географических знаний в процессе работы с дополнительными источниками самостоятельно во внеурочное время.
Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что учебная деятельность для подростков не всегда является личностно образующей, определяющей ведущее отношение учащихся к действительности. Поэтому существует необходи-
мость в создании определенных условий для формирования положительного отношения учащихся к учебной деятельности, разработке методической модели формирования учебной мотивации школьников в процессе школьного образования (на примере географического). Элементом модели может выступить учебно-исследовательская деятельность школьников, основной функцией которой является мотивация учеников к познанию мира и себя в этом мире [9].
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М. : Смысл, 1976. - 312 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 151 с.
3. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь: Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Всерос. конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского по проблемам развития исследовательской деятельности учащихся : сб. теоретич., метод. и практ. мат-лов. - М. : Народное образование, 2001. - 85 с.
4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. - М. : Просвещение, 1967. - 360 с.
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология : в 2-х ч. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. - М. : вЛаДОС, 2005. - 343 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. - 432 с.
7. Государственные общеобязательные стандарты образования соответствующих уровней образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://egov.kz/cms/ru/law/list/P1200001080.
8. Государственная программа развития казахстанского образования на 2011-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primeminister.kz.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. - М. : Логос, 2000. - 294 с.
10. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб., 2009. - 576 с.
11. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1983. - 404 с.
12. Психология : учебник для учащихся пед. уч-й / В. А. Крутецкий. - М. : Просвещение, 1986. - 336 с.
13. Рябцева (Шимлина) И. В. Теоретические основы предпрофильной подготовки школьников в системе географического образования : монография. - Новокузнецк : РИО КузГПА, 2011. - 291 с
14. Стратегия Казахстан — 2050 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs.
15. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М. : Междунар. пед. академия, 1995. - 368 с.
16. Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
REFERENCES
1. Aseev V. G. Motivatsiya povedeniya i formirovaniya lichnosti. - M. : Smysl, 1976. - 312 s.
2. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti : izbr. psikhol. tr. / pod red. D. I. Fel'dshteyna. - M. : Mosk. psikhologo-sotsial'nyy in-t; Voronezh : NPO «MODEK», 2001. - 151 s.
3. Borzenko V. I., Obukhov A. S. Nasil'no mil ne budesh': Podkhody k probleme motivatsii v shkole i uchebno-issledovatel'skoy deyatel'nosti // Vseros. konkursa yunosheskikh issledovatel'skikh rabot im. V. I. Ver-nadskogo po problemam razvitiya issledovatel'skoy deyatel'nosti uchashchikhsya : sb. teoretich., metod. i prakt. mat-lov. - M. : Narodnoe obrazovanie, 2001. - 85 s.
4. Vozrastnye i individual'nye osobennosti mladshikh podrostkov / pod red. D. B. El'konina, T. V. Draguno-voy. - M. : Prosveshchenie, 1967. - 360 s.
5. Volkov B. S., Volkova N. V. Vozrastnaya psikhologiya : v 2-kh ch. Ch. 2. Ot mladshego shkol'nogo vozras-ta do yunoshestva : ucheb. posobie dlya stud. vuzov, obuchayushchikhsya po ped. spetsial'nostyam / B. S. Volkov, N. V. Volkova; pod red. B. S. Volkova. - M. : VLADOS, 2005. - 343 s.
6. Vygotskiy L. S. Sobranie sochineniy : v 6-ti t. T. 4. Detskaya psikhologiya / pod red. D. B. El'konina. -M. : Pedagogika, 1984. - 432 s.
7. Gosudarstvennye obshcheobyazatel'nye standarty obrazovaniya sootvetstvuyushchikh urovney obrazova-niya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://egov.kz/cms/ru/law/list/P1200001080.
8. Gosudarstvennaya programma razvitiya kazakhstanskogo obrazovaniya na 2011-2020 gody [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://primeminister.kz.
9. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya : uchebnik dlya vuzov. - M. : Logos, 2000. - 294 s.
10. Il'in E. P. Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnosheniy. - SPb., 2009. - 576 s.
11. Markova A. K., Orlov A. B., Fridman L. M. Motivatsiya ucheniya i ee vospitanie u shkol'nikov / Nauch.-issled. in-t obshchey i ped. psikhologii Akad. ped. nauk SSSR. - M. : Pedagogika, 1983. - 404 s.
12. Psikhologiya : ucheЪnik dlya uchashchikhsya ped. uch-y / V. A. Krutetskiy. - M. : Prosveshchenie, l986. - 336 s.
13. RyaЪtseva (Shimlina) I. V. Teoreticheskie osnovy predprofil'noy podgotovki shkol'nikov v sisteme geo-graficheskogo oЪrazovaniya : monografiya. - Novokuznetsk : RIO KuzGPA, 20ll. - 29l s
14. Strategiya Kazakhstan - 2050 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs.
15. Fel'dshteyn D. I. Problemy vozrastnoy i pedagogicheskoy psikhologii. - M. : Mezhdunar. ped. akademi-ya, l995. - 368 s.
16. El'konin D. B. Izte. psikhol. tr. / pod red. V. V. Davydova, V. P. Zinchenko. - M. : Pedagogika, l989. -560 s.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. О. Ю. Елькина.