Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2017. 1 (178)
УДК 378
СТАНОВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
Д. К. Сарсембаева
Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул
Павлодарский государственный педагогический институт, Павлодар, Республика Казахстан
Обосновывается необходимость формирования исследовательской компетенции будущих педагогов в процессе предметной подготовки по специальности «география», которая происходит непосредственно в процессе осуществления студентами исследовательской деятельности. Анализируется компетентностный подход к определению ряда ключевых компетенций современного специалиста. Рассмотрены различные определение понятия «исследовательская компетенция», ее структура, а также выявлены трудности в становлении компетенции.
Ключевые слова: исследование, исследовательская деятельность, исследовательская компетенция, компетентностный подход.
В настоящее время в системе образования Республики Казахстан происходит переориентация образовательного результата с понятия «ЗУН» на европейские понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, что повлекло за собой необходимость в реализации компетентностного подхода в подготовке будущих педагогов, ориентации на практическую составляющую педагогической деятельности.
В Государственном стандарте высшего образования Республики Казахстан 2010 г. прописано: «Бакалавр образования должен учитывать, что современный учитель работает с новым поколением учащихся («новые дети»), которое требует обновления содержания целостного педагогического процесса, разработки и внедрения инновационных подходов в отечественном педагогическом образовании...» [1, с. 15]. В настоящем Госстандарте указывается уровень образованности выпускников, которые отражают сформированные компетенции будущих педагогов: специальная (овладение системой предметных и методических ЗУН), коммуникативная (устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми), информационная (владеть информационными современными технологиями), интеллектуальная (владеть на высоком уровне всеми мыслительными операциями, самовыражение), социальная (сформироваться и жить в социальном взаимодействии), персональная (выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития), профильная (проектировать и организовывать образовательный процесс в зависимости от профиля обучения) [1, с. 16-17].
Для вузов компетентностный подход означает, что результатом профессионального образования учителя, молодого специалиста будет не сумма предметных профильных знаний и навыков, а его способность компетентно действовать в различ-
ных педагогических ситуациях. В связи с этим безусловным требованием подготовки будущего педагога является вооружение знаниями предметных и методических дисциплин, формирование умений и навыков научно-исследовательской деятельности, развитие его профессиональных качеств в поиске и планировании новых подходов к обучению и воспитанию учащихся [2].
Анализ рабочих программ по изучению естественно-научного цикла показывает, что предметная подготовка будущего учителя складывается чаще всего из усвоения им определенного круга знаний, составляющих основу преподаваемого предмета. В данном случае это фундаментальные знания из области географии. Несомненно, глубокое знание предмета обеспечивает содержательную составляющую педагогической деятельности. Однако технологии присвоения будущим педагогом предметных (фундаментальных) знаний базируются зачастую на запоминании, с одной стороны, а с другой - на порциональности информации, которую предстоит усвоить, поскольку сам студент исключен из процесса построения знания. При этом исследование как способ познания не проявляется в рабочих программах.
Однако значимой и необходимой формой организации педагогической деятельности будущего педагога является исследование, которое позволяет актуализировать самореализацию и личностное развитие, а также повысить профессиональный уровень исследовательских умений и навыков, обеспечивающих профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя. В связи с этим становление исследовательской компетенции будущих педагогов остается наиболее актуальной в образовательной практике вуза.
Исследовательская компетенция и компетентность рассматривается учеными-педагогами (А. В. Хутор-
ской, И. А. Зимняя, А. В. Баранникова, Е. А. Та-можняя, Ю. В. Рындина, Л. А. Никитина, Д. Д. Ас-хабаева) с разных точек зрения и имеет множество определений, которые различаются по содержанию и способу ее образования.
А. В. Хуторской относит исследовательскую компетенцию к ключевым образовательным компетенциям и рассматривает «как компетенцию в сфере самостоятельной познавательной деятельности, знания и умения организации целеполагания, анализа, планирования, рефлексии и самооценки деятельности» [3, с. 58-64]. Е. А. Таможняя выделяет исследовательскую компетенцию в категорию методических компетенций и определяет их как взаимосвязанные между собой [4, с. 39]. Д. Д. Асхабае-ва и В. А. Терешкова понимают под исследовательской компетенцией способность решать профессиональные задачи, стоящие перед специалистом в реальной профессиональной жизни.
В классификации ключевых компетентностей И. А. Зимней исследовательская компетентность входит в качестве компонента в «компетенцию, относящуюся к деятельности человека». И. А. Зимняя выделяет компетенции, относящиеся к деятельности человека:
- компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение, исследование, интеллектуальная деятельность;
- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение интернет-технологией [5, с. 24-25].
Компетентность - это способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика, взятая в момент его включения в деятельность. Поскольку у любого действия существуют два аспекта: ресурсный и продуктивный, то есть именно развитие компетен-тностей определяет развитие ресурса в продукт.
Л. А. Никитина рассматривает исследовательскую компетентность в методической подготовке как способ организации деятельности. Собственно процесс становления исследовательской компетентности является образовательным процессом, так как педагог, участвуя в исследовании, образует ее совместно с детьми, вовлекая в свою очередь их в исследование [6, с. 120]. Ю. В. Рындина предлага-
ет исследовательскую компетентность рассматривать как основание для развития предметно-ориентированных компетентностей, поскольку именно она помогает студенту обучаться, позволяет специалисту в будущем стать конкурентоспособным [7].
В данном исследовании под исследовательской компетенцией в предметной подготовке будущего учителя географии понимается совокупность исследовательских знаний и умений педагога, необходимых для организации своего исследования в выборе средств и образовательных технологий при построении педагогической деятельности.
В структуре исследовательской компетенции О. В. Зданович предлагает выделять три компонента: когнитивный (сумма методологических знаний), аксиологический (осознание студентом смысла, важности исследовательской позиции), праксиологический (совокупность знаний методов и средств исследовательской деятельности) [8, с. 78-79].
Вслед за А. В. Хуторским и И. А. Зимней автор выделяет следующие компоненты: мотивацион-ный (сумма интересов, мотивов, потребностей, направленных на реализацию исследовательских способностей), когнитивный (сумма географических знаний, умение пользоваться этими знаниями для решения исследовательских задач, совокупность знаний, методов и средств исследовательской деятельности), деятельностный (готовность к осуществлению исследовательской деятельности, умение выполнять исследовательские действия и рефлексию).
Для выявления проблемного поля в становлении исследовательской компетенции через предметную подготовку будущих учителей были привлечены преподаватели, которые непосредственно связаны с научной деятельностью и имеющие ученую степень. Студенты сталкиваются с необходимостью выбора способов и средств в организации собственного педагогического исследования. Поэтому целесообразно было включить студентов 1-2-го курса в процедуру опроса.
Анкетирование проводилось с целью понимания, как преподаватели и студенты определяют содержание исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки, какие трудности испытывают они в организации и овладении исследовательской деятельностью.
В анкетировании приняли участие 15 преподавателей с различным педагогическим стажем (от 5-10 лет до 25-30 лет) и 19 студентов 1-2-го курса специальности 5В011600 «География».
На первый вопрос «Какое место, на Ваш взгляд, занимает формирование исследовательской компетенции в предметной подготовке к педагогической деятельности?» респонденты-преподаватели отмечают следующее: развивает исследовательскую де-
Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2017. 1 (178)
ятельность (70 %) и формирует педагогическую деятельность (30 %).
Ответы преподавателей показывают, что они связывают исследовательскую компетенцию с исследовательской и педагогической деятельностя-ми, что, безусловно, важно и значимо в подготовке будущего учителя. Однако о возможностях предметной подготовки в формировании исследовательской компетенции они не говорят. Все это позволяет определить ряд проблемных точек в формировании исследовательской компетенции студентов. Во-первых, исследовательская компетенция, по мнению преподавателей, формируется непосредственно в процессе исследовательской деятельности, при этом не рассматривается возможность ее формирования в предметной подготовке. Во-вторых, определяя исследовательскую компетенцию как основу педагогической деятельности, преподаватели не видят средств ее формирования непосредственно в предметной подготовке. Тогда как исследовательская компетенция является одной из составляющих предметной подготовки будущего учителя, без которой невозможно изучить дисциплину и в дальнейшем организовать педагогическую деятельность.
Студенты же на этот вопрос отмечали, что исследовательская компетенция позволяет: «продумывать свою совместную деятельность с учениками» (65 %); «внедрять инновационные технологии в педагогическую деятельность» (30 %).
Таким образом, исследовательскую компетенцию студенты видят в совместной деятельности с учениками, а также во внедрении образовательных технологий в учебный процесс, т. е. они видят ее практическую значимость. Для них исследовательская компетенция - это способ организации работы с детьми.
На второй вопрос «Для чего необходимо включать студентов в исследовательскую деятельность?» респонденты отмечают: «совершенствовать умения в процессе выполнения исследовательских работ» (50 %) и «сформировать у студента готовность и способность находить выход из ситуаций неопределенности» (40 %).
Ответы преподавателей вновь показывают, что респонденты видят включение студентов в исследовательскую деятельность только в процессе выполнения исследовательской работы, при этом не видят исследование как способ организации познания предметных знаний.
На третий вопрос «Что позволяет в учебном процессе формировать исследовательскую компетенцию у студентов?» респонденты отмечают: «выполнение курсовых и дипломных работ» (60 %); «выполнение исследовательских заданий в процессе изучения дисциплин» (20 %); «создание
творческих групп по изучению актуальных проблем педагогической деятельности» (20 %).
Преподаватели вновь обращаются к использованию распространенных видов работ (дипломные и курсовые, исследовательские задания), которые обычно присутствуют в организации научно-исследовательской деятельности при изучении специальных курсов. Безусловно, данные исследовательские работы являются важнейшими в изучении теории и приобретении навыков самостоятельной творческой работы студентов, отражают уровень овладения основами организации педагогического исследования. Однако они не указывают на виды работ в предметной подготовке, которые способствуют овладению студентами исследовательской компетенцией.
На четвертый вопрос «В чем проявляется, на Ваш взгляд, исследовательская компетенция в педагогической деятельности?» в качестве вариантов ответов были предложены следующие:
1. Умение работать с первоисточниками.
2. Умение формулировать гипотезу для лабораторного эксперимента.
3. Умение анализировать педагогическую ситуацию.
4. Умение подобрать технологию и методику проведения урока в школе.
5. Умение решать предметные задачи на уроке.
Преподаватели указывают на умение подобрать
технологию и методику проведения урока в школе (65 %), умение анализировать педагогическую ситуацию (20 %), умение работать с первоисточниками (10 %).
Следующие варианты отмечают студенты: умение работать с первоисточниками (65 %), умение формулировать гипотезу для лабораторного эксперимента (25 %).
Преподаватели видят проявление исследовательской компетенции в организации урока, работе с первоисточниками. При этом сами студенты не видят возможности в становлении исследовательской компетенции в предметной подготовке.
Таким образом, проведенное анкетирование позволило выявить следующее:
1) исследовательскую компетенцию относят к организации педагогической деятельности, но не указывают на то, что предметная подготовка может быть средством для становления ее;
2) большая часть преподавателей видят формирование исследовательской компетенции в педагогической организации урока, а студенты - в овладении умениями организации педагогического исследования.
Изменение целей и содержания педагогической подготовки в условиях современного образования требует создания определенных условий для включения будущих педагогов в исследователь-
скую деятельность. Предметная подготовка в вузе должна приобрести исследовательскую направленность в овладении будущими учителями исследовательскими компетенциями, что требует
пересмотра не содержания предметной подготовки, а способов ее организации, включения студентов в овладение предметом с помощью образовательных технологий.
Список литературы
1. ГОСО РК 6 .08.072-2010 . Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан (2010) . Высшее образование . Бакалавриат . 5В011600 «География» . Астана: МОН РК, 2010 . 54 с .
2 . Курлыгина О . Е . Педагогическая компетентность педагога: теоретический аспект // Современные проблемы науки и образования . 2014 .
№ 5 . URL: http://cyberleninka. ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-pedagoga-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 24. 11.2015) .
3 . Хуторской А . В . Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос» . 2002 . 23 апреля . URL: http:// www.
eidos .ru /journal/ 2002/0423. htm (дата обращения: 24. 11.2015) .
4 . Таможняя Е . А. Реализация компетентностного подхода в методической подготовке современного учителя географии // Преподаватель
XXI века . Содержание и технологии образования . 2010 . Вып . 4 . С . 34-41.
5 . Зимняя И . А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании . М. : Исследоват .
центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 40 с
6 . Никитина Л . А. Образовательные ситуации в методической подготовке как средство становления исследовательской компетентности
педагога // Образование и наука . 2010 . Вып . 5 . С . 15-24 .
7 . Рындина Ю . В . Исследовательская компетентность в структуре ключевых компетентностей будущего педагога // Журнал научных
публикаций аспирантов и докторантов . 2011. № 1. URL: http://www.jumal . org/articles/2011/ped4. html (дата обращения: 10 . 12 . 2015) .
8 . Зданович О . В . О структуре и содержании исследовательской компетенции студентов - будущих учителей // Вестн . Томского гос . пед .
ун-та (TSPU Bulletin) . 2012 . Вып . 11. С . 76-79 .
Сарсембаева Динара Канатовна, аспирант, Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул, Россия); старший преподаватель, Павлодарский государственный педагогический институт (ул. Мира, 60, корп. А, г. Павлодар, Республика Казахстан, 140000). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.09.2016.
FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE IN THE SUBJECT TRAINING OF A FUTURE GEOGRAPHY TEACHER
D. K. Sarsembaeva
Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation
Pavlodar State Pedagogical Institute, Pavlodar, Kazakhstan
This article explains the necessity of formation of the research competence of future teachers in the course of subject training in geography, which takes place directly in the process of student research activities. Analyzes the competence approach to the definition of a number of key competencies of modern specialists. Considers different definition of the term "research competence", its structure, identifies difficulties in the development of competence. The structure of research competence contains basic components: motivation (the sum of the interests, motivations, needs, aimed at implementing research abilities), cognitive (the amount of geographical knowledge, the ability to use this knowledge to solve research problems, the body of knowledge, methods and means of research activity), activity (readiness for the implementation of research activities, the ability to perform research activities and reflection). In our study, research competence in the subject preparation of a future geography teacher, is understood as a complex of research knowledge and skills of teachers needed for the organization of their research in the choice of means and educational technologies in the construction of educational activities. Changing the objectives and content of teacher training in the conditions of modern education requires the creation of specific conditions for the inclusion of future teachers in research activities.
Key words: research, research activities, reseach competence, rnmpetence approach.
References
1. Gosudarstvennyy obshcheobyazatel'nyy standart obrazovaniya Respubliki Kazakhstan (2010) [State educational standard of the Republic of Kazakhstan (2010)] . Vyssheye obrazovaniye. Bakalavriat. 5B011600 "Geografiya"[Higher education . Bachelor programm . 5V011600 Geography] . Astana, MON RK Publ . , 2010 . 54 p . (in Kazakh) . 2 . Kurlygina O . E . Pedagogicheskaya kompetentnost' pedagoga: teoreticheskiy aspekt [Pedagogical competence of the teacher: theoretical aspect] . Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2014, no . 5 (in Russian) . URL: http: // cyberleninka . Ru / article / n /professionalnaya-kompetentnost-pedagoga-teoreticheskiy-aspekt (accessed 11. 24.2015) .
Вестник ^m (TSPUBulletin). 2017. 1 (178)
3 . Khutorskoy A. V. Klyuchevyye kompetentsii i obrazovatel'nyye standarty [Key competencies and education standards] . Internet-zhurnal "Eydos",
2002, 23 aprelya (in Russian) . URL: http: // www. eidos. ru/journal/ 2002 /0423. htm (accessed 24. 11.2015) .
4 . Tamozhnyaya E . A. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v metodicheskoy podgotovke sovremennogo uchitelya geografii [The
implementation of competence-based approach in a methodical preparation of modern geography teachers] . Prepodavatel' XXI veka. Soderzhaniye i tekhnologii obrazovaniya - Teacher of the XXI Century. The Content and Education Technology, 2010, no . 4, pp . 34-41 (in Russian)
5 . Zimnyaya I . A . Klyuchevyye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Key competence
as effectively-targeted basis of competence approach in education] . Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2004. 40 p . (in Russian) .
6 . Nikitina L . A. Obrazovatel'nyye situatsii v metodicheskoy podgotovke kak sredstvo stanovleniya issledovatel'skoy kompetentnosti pedagoga
[Educational situation in the methodological training as means of formation of research competence of the teacher] . Obrazovaniye i nauka - The Education and Science, 2010, no . 5, pp . 15-24 (in Russian) .
7 . Ryndina Y. V. Issledovatel'skaya kompetentnost' v strukture klyuchevykh kompetentnostey budushchego pedagoga [Research competence in the
structure of the key competences of future teachers] . Zhurnal nauchnykh publikatsiy aspirantov i doktorantov - Journal of Scientific Publications of Graduate and Doctoral Students, 2011, no . 1 (in Russian) . URL: http://wwwjurnal . org/articles/2011/ped4. html (accessed 12 .10 .2015) .
8 . Zdanovich O . V. O strukture i soderzhanii issledovatel'skoy kompetentsii studentov - budushchikh uchiteley [The structure and content of the
research competence of students - future teachers] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo Pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no . 11, pp . 76-79 (in Russian).
Sarsembayeva D. K., Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Russian Federation); Pavlodar State Pedagogical Institute (ul. Mira, 60, Pavlodar, Respublika Kazakhstan, 140000). E-mail: [email protected]