Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 272-277. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 12. P. 272-277.
Научная статья УДК 37.017.4
https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.42
Изучение отношения к патриотизму как аспекту гражданского воспитания студентов направления «Педагогическое образование»
Елена Владимировна Дистенфельд1, Татьяна Витальевна Палецкая2
■^Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7760-2574 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1176-006X
Аннотация. В статье раскрывается актуальность воспитания патриота как одно из приоритетных направлений гражданского воспитания студентов направления «Педагогическое образование» в условиях современных радикальных общественных изменений. Описывается значимость реализации в процессе профессиональной подготовки будущих учителей федерального проекта «Патриотическое воспитание», который ориентирован главным образом на массовую просветительскую деятельность по формированию нравственных взглядов, основанных на любви к Отечеству и выполнению гражданского долга. На основе обозначенных в «Стратегии развития и воспитания в РФ на период до 2025 года» критериев и показателей воспитания патриота применена диагностическая методика «Неоконченные предложения», состоящая из пяти блоков: «Потребность помощи другому», «Мой опыт помощи другому» (мотивационно-потребностный критерий), «Патриотизм как понятие», «Гражданская позиция педагога» (когнитивно-интеллектуальный критерий), «Отношение к своей стране» (эмоционально-ценностный критерий). В качестве выводов в статье аргументирована необходимость создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания патриота и гражданина своей страны.
Ключевые слова: патриотизм, гражданское воспитание, студенты, федеральный проект, потреб-ностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-ценностный критерии воспитания
Для цитирования: Дистенфельд Е.В., Палецкая Т.В. Изучение отношения к патриотизму как аспекту гражданского воспитания студентов направления «Педагогическое образование» // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 272-277. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.42.
Original article
Study of Attitudes Towards Patriotism as an Aspect of Civic Education of Students in the Direction of "Pedagogical Education"
Elena V. Distenfeld1, Tatyana V. Paletskaya2
^Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7760-2574 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1176-006X
Abstract. The article reveals the relevance of patriot education as one of the priority areas of students' civic education in the direction of "Pedagogical education" in the context of modern radical social changes. The importance of the implementation of the Federal project "Patriotic education" in the process of professional training of future teachers, which is mainly focused on mass educational activities to form moral views based on love for the fatherland and the fulfillment of civic duty, is described. Based on the criteria and indicators of the patriot's education outlined in the "Strategy for Development and Education in the Russian Federation for the Period until 2025", the diagnostic method "Unfinished Proposals" was used, which consisted of five blocks: "Need for help to another", "My experience of helping another" (motivational and requirement-based criteria), "Patriotism as a concept", "Civic position of a teacher" (cognitive and intellectual criteria), "Attitude towards one' s country" (emotional and value-based criterion). As conclusions, the article presents the need to create psychological and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the education of a patriot and citizen of their country.
Keywords: patriotism, civic education, students, federal project, needs-motivational, cognitive-intellectual, emotional-value criteria of education
For citation: Distenfeld, E.V. & Paletskaya, T.V. (2022) Study of Attitudes Towards Patriotism as an Aspect of Civic Education of Students in the Direction of "Pedagogical Education". Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 272-277. Available from: doi:10.24158/spp.2022.12.42 (In Russian).
© Дистенфельд Е.В., Палецкая Т.В., 2022
Динамичные изменения российского социокультурного пространства оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности современного человека. В условиях радикальных общественных преобразований, которые демонстрируют негативное воздействие на сознание и чувства членов социума, особенную значимость приобретает гражданское воспитание молодежи, так как на этом возрастном этапе происходит социальное становление личности, отождествление ею себя с государством посредством осознания собственной сопричастности к истории, культуре и достижениям своей страны (Горев, Кисляк, 2020).
Воспитание патриота, являясь одним из приоритетных направлений гражданского воспитания, становится особенно актуальным в современных социальных условиях.
Патриотизм - это чувство, которое выражается в любви и преданности Отечеству, это возможность испытывать гордость за его прошлое и настоящее, а также стремление защищать свою Родину.
В различные исторические периоды ученые, философы и педагоги считали патриотизм необходимой составляющей успешного развития цивилизованного гражданского общества.
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский утверждал, что патриотизм является важной задачей воспитания, так как «человек восполняется любовью к Отечеству, и это чувство дает ему возможность развиваться и самосовершенствоваться» (Ушинский, 2002).
И.Ф. Харламов отмечал, что патриотизм существенным образом влияет на развитие различных сфер человеческого общества, так как имеет мощную духовную основу - любовь к Родине (Харламов, 2000).
В отечественной парадигме воспитание патриота начинается с формирования ценностного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. На первом этапе особенно значимо осознать важность семьи, научиться выражать заботу о близких людях и родных местах, уважать обычаи и традиции своего народа. Далее спектр действия расширяется, постепенно формируя отношение к Отечеству как к тому месту, которое является основой для дальнейшего личностного развития человека1.
Концепция воспитания человека как члена гражданского общества представлена в различных нормативно-правовых документах. Одним из них является федеральный проект «Патриотическое воспитание», разработанный Министерством просвещения и ориентированный на систематическую, целенаправленную образовательную и массовую просветительскую деятельность по формированию у граждан нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины2.
Реализация данного проекта является одним из важных компонентов подготовки будущих педагогов, так как в процессе гражданского воспитания огромное значение имеет личность учителя, являющегося носителем национальных общечеловеческих ценностей. Педагогическая деятельность является фундаментом для развития каждого обучающегося, тем самым способствуя «приращению» культурного и интеллектуального потенциала России. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что от качества подготовки выпускников педагогических вузов существенно зависит формирование ценностных гражданских ориентиров будущих поколений.
Подтверждает этот факт и содержание одного из основных нормативно-правовых документов - ФГОС 3++ направления «Педагогическое образование», в котором обозначены такие общепрофессиональные компетенции, как способность осуществлять духовно-нравственное воспитание на основе базовых национальных ценностей и воспринимать культурное разнообразие общества в социально-историческом и философском контексте3.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание патриота является одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки будущего педагога. А результативность воспитательного процесса иллюстрируется через динамику отношений к российским и общечеловеческим ценностям. Для настоящего исследования особенно значимо понимание сути российского патриотизма, что составляет наше особое духовное наследие предков, щедрость и милосердие, способность оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, стремление жить в мире и согласии, отстаивание чести и достоинства, а также осознание себя как части своей семьи и своей Родины.
Методологической основой для данного направления воспитания являются общечеловеческие ценности (достоинство, честь, благородство, свобода, самоценность и уникальность каждой личности и т.д.), а также готовность к созидательной деятельности на благо своей страны.
1 Маленкова Л.И. Я - расту! Я - человек! Диалоги о воспитании : книга для родителей. М., 2019. 197 с.
2 Федеральный проект Министерства просвещения РФ «Патриотическое воспитание» [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 28.07.2022).
3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] // ФГОС ВО. URL: https://fgosvo.ru/materials/index/2 (дата обращения: 20.12.2022).
Некоторыми критериями и показателями воспитания патриота могут являться следующие (табл. 1):
Таблица 1 - Критерии и показатели воспитания патриота
Критерии Характеристика Показатели
Когнитивно-интеллектуальный Выражается не только в знании и осмыслении базовых определений понятий, но и в проявлении патриотизма в различных видах человеческой деятельности Знание собственной истории на фоне истории Отечества и героических свершений, понимание роли и места России в мировой цивилизации
Эмоционально-ценностный Предполагает развитие патриотических убеждений, которые впоследствии становятся мотивами поведения. Особенно важно, чтобы различные патриотические взгляды были «прочувствованы» студентами, приняты на личностном уровне Наличие патриотических идеалов, духовных, нравственных и культурных образцов, желание выполнять гражданский и воинский долг, проявление гражданской позиции
Мотивационно-потребностный Предполагает создание таких ситуаций, в которых человек переживает чувство гордости за свою страну, осознает ее выдающуюся роль в развитии мировой цивилизации и испытывает потребность защищать родину, стремится беречь ее достоинство и честь Осознание сопричастности с Отечеством и гордость за его достижения, осмысление своей роли и места в жизни общества
Целью настоящего исследования явилось изучение отношения студентов к патриотизму как одному из аспектов гражданского воспитания. В исследовании приняли участие обучающиеся 1-3 курсов Новосибирского государственного педагогического университета (ФГБОУ ВО НГПУ) направления «Педагогическое образование» института естественных и социально-экономических наук (ИЕСЭН), института филологии, массовой информации, психологии (ИФМИП) и института культуры и молодежной политики (ИКИМП). Общая выборка составила 123 человека.
В качестве диагностического инструментария использовалась методика неоконченных предложений, ориентированная на выявление отношения личности к миру, значимой деятельности, самому себе. Основой для отбора неоконченных тезисов явились критерии, обозначенные в Стратегии развития и воспитания1.
Респондентам предлагалось продолжить пять блоков, каждый из которых соответствовал определенному критерию:
1 блок - «Патриотизм как понятие» (когнитивно-интеллектуальный).
2 блок - «Гражданская позиция педагога» (эмоционально-ценностный).
3 блок - «Отношение к своей стране» (эмоционально-ценностный).
4 блок - «Потребность помощи другому» (мотивационно-потребностный).
5 блок - «Мой опыт помощи другому» (мотивационно-потребностный).
Обработка результатов исследования велась с применением контент-анализа, позволяющего учитывать частотность одинаковых или близких по смыслу утверждений респондентов, такая форма дает возможность работать с большими массивами неструктурированной информации. Каждый блок содержал по пять неоконченных предложений.
Анализ ответов респондентов по блоку «Патриотизм как понятие» соответствовал когнитивно-интеллектуальному критерию воспитания патриота (табл. 2).
В качестве показателей здесь выступили: знание истории своей страны, понимание роли и места России в мировой цивилизации. В соответствии с частотностью утверждений было выявлено, что 51 человек включил в состав понятия «патриотизм» любовь и уважение к своей стране, 30 респондентов определили его как защиту общественных и культурных ценностей, 24 участника исследования - как готовность обеспечивать безопасность своей родины. 15 человек понимают данное явление как уважение к согражданам. 3 информанта обозначили определяющим в термине «патриотизм» преданность родине.
1 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Совет Федерации. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 20.12.2022).
Таблица 2 - Категории контент-анализа «Патриотизм как понятие»
№ Утверждения Факультеты Частотность упоминания абсолютная, раз
ИФМИП ИКИМП ИЕСЭН
1. Готовность защищать интересы своей страны 20 4 24
2. Любовь и уважение к своей стране 18 7 26 51
3. Готовность к защите общественных ценностей 8 4 18 30
4. Проявление уважения к согражданам 2 2 11 15
5. Преданность своей стране 3 3
Однако особенно важно происхождение данного слова: в переводе с древнегреческого -отечество, соотечественник, а значит, необходимой категорией выступает осознанное единение со своими соотечественниками. Патриотом является тот человек, который знает историю и традиции своей страны, а также осознает значимость России в контексте развития мирового сообщества. Таких утверждений ответы респондентов не содержали.
Блок «Гражданская позиция педагога» соответствовал эмоционально-ценностному критерию воспитания патриота. Показателями здесь служили: наличие патриотических идеалов, желание выполнить свой гражданский долг и проявить свою активную жизненную позицию. По мнению студентов, гражданская позиция педагога (табл. 3) заключается в воспитании культурных людей, любящих свою страну, - так считают 48 человек, 24 респондента уверены, что для педагога важно формирование гражданских ценностей у воспитанников; привитие любви к Родине значимо для 15 респондентов; 11 человек считают, что основа гражданской позиции - это качественное выполнение профессиональных обязанностей, 8 информантов определяют данную позицию справедливыми суждениями и наличием собственного мнения, для 7 человек из числа опрошенных важна преданность своей стране и желание приносить пользу. Перспективное мышление как обязательное для педагога отмечается 5 респондентами, и такое же количество опрошенных предполагает значимость передачи знаний обучающимся.
Важно также отметить, что лишь малое количество респондентов утверждает, что формирование гражданской позиции педагога неизбежно сопряжено и с качественным выполнением им своих обязанностей.
Таблица 3 - Категории контент-анализа «Гражданская позиция педагога»
№ Утверждения Факультеты Частотность упоминания абсолютная, раз
ИФМИП ИКИМП ИЕСЭН
1. Воспитание культурных людей, любящих свою страну 25 5 18 48
2. Формирование гражданских ценностей у воспитанников 5 1 18 24
3. Привитие любви к Родине 5 2 8 15
4. Качественное выполнение профессиональных обязанностей 3 5 3 11
5. В справедливых суждениях и собственном мнении 5 2 1 8
6. Преданность своей стране, желание приносить пользу 5 2 7
7. Думать и действовать на перспективу 1 4 5
8. Передать знания обучающимся 2 3 5
Также эмоционально-ценностный критерий представлен утверждениями о том, в каких категориях проявляется уважение к своей стране. Полученные по этому утверждению данные (табл. 4) демонстрируют, что 37 человек считают выражением уважения к своей стране участие в различных видах деятельности для ее развития и процветания; 30 респондентов предполагает, что наиболее значимо оказывать поддержку науке и культуре; защита законов является самым главным для 26 человек из числа участников исследования, а 18 опрошенных утверждают, что данное качество выражается в отношении к гражданам и гостям, а в 7 ответах информанты отметили, что уважение проявляется через любовь.
Однако в числе частотных утверждений студенты не обозначили значимость патриотических идеалов для воспитания подрастающего поколения, необходимость создания духовных и нравственных образцов поведения, которые характеризуют позитивное созидательное развитие человечества. Беззаветное служение идеалам своей страны присутствует в тезисах скорее, как неизбежная обязанность по защите территории.
Таблица 4 - Категории контент-анализа «Отношение к своей стране»
№ Утверждения Факультеты Частотность Упоминания абсолютная, раз
ИФМИП ИКИМП ИЕСЭН
1. Участие в развитии и процветании 18 4 15 37
2. В поддержке культуры 8 5 17 30
3. В защите законов и интересов 11 7 8 26
4. В отношении к гражданам и гостям своей страны 7 1 10 18
5. Через любовь к ней 3 2 2 7
6. В знании истории своей страны 3 2 5
Блок «Потребность в помощи другому» соответствовал потребностно-мотивационному критерию. В качестве показателей здесь рассматривались: осознание сопричастности со своим Отечеством, осмысление своей роли в жизни общества, участие в различных видах созидательной деятельности на благо страны. Анализ ответов респондентов показал, что 96 человек сделали выбор в пользу помощи другим людям, указав в качестве обязательного условия наличие собственных ресурсов для осуществления данной деятельности (табл. 5). 24 респондента подчеркнули готовность помочь другим людям даже в том случае, если это потребует ущемления собственных интересов. 3 человека заявили, что помощь с их стороны возможна исключительно близким людям.
Таблица 5 - Категории контент-анализа «Потребность в помощи другому»
№ Утверждения Факультеты Частотность упоминания абсолютная, раз
ИФМИП ИКИМП ИЕСЭН
1. Окажу помощь в меру своих возможностей 33 13 50 96
2. Окажу помощь даже в ущерб себе 5 2 3 24
3. Окажу помощь только близким мне людям 3 3
Категории ответов по блоку «Мой опыт помощи другому» (табл. 6) распределились следующим образом: 49 участников опроса заявили об имеющемся опыте волонтерской деятельности, участия в работе общественных объединений, обозначили готовность продолжать развиваться в этом направлении; 33 студента в такой деятельности участия не принимали, но хотели бы попробовать; еще 18 - ответили, что у них нет желания заниматься подобной инициативой.
Объединяя два блока, характеризующих потребностно-мотивационный критерий, можно сделать вывод о том, что большая часть студентов либо участвует в различных видах общественной деятельности, либо имеет желание попробовать свои силы в этом. Также можно отметить и то, что опрашиваемые понимают значимость оказания помощи нуждающимся, а, следовательно, у ребят имеется объективная потребность в осознании своей роли в развитии общества.
Таблица 6 - Категории контент-анализа «Мой опыт помощи другому»
№ Утверждения Факультеты Частотность
ИФМИП ИКИМП ИЕСЭН упоминания абсолютная, раз
1. Участвовал и хотел бы продолжить 23 7 19 49
2. Не участвовал, но хотел 13 5 15 33
3. Не участвовал и не планирую 6 5 12 23
4. Участвовал, но не хочу 6 2 8 18
Студенты в своих рассуждениях указывают на то, что для патриота важно нести ответственность за свою страну, отмечают готовность защищать ее интересы, а определяющим признаком называют созидательную деятельность, направленную на укрепление благосостояния государства.
Активная гражданская позиция обучающихся проявилась через утверждение об участии в общественной деятельности и оказании помощи и поддержки нуждающимся. Однако полученные результаты исследования также продемонстрировали, что студенты в процессе патриотического воспитания молодежи считают значимым привитие ее представителям уважения к Отечеству, при этом нивелируется роль истории мировой цивилизации, без которой развитие одной страны не представляется возможным, а также упускается из вида тот факт, что патриотизм как политический принцип прежде всего основан на принятии и признании других людей, независимо от их культуры, вероисповедания и социального положения.
Таким образом, в качестве психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания патриота, гражданина своей страны, необходимо назвать следующие:
- включение в учебно-воспитательный процесс вуза форм организации воспитания, нацеленных на осознание будущими педагогами значимости своей страны в контексте мировой истории;
- использование совокупности интерактивных методов воспитания (дебаты, дискуссии, диспуты, деловые игры и другие), ориентированных на развитие навыков практической оценки происходящих политических и правовых событий;
- формирование мотивации студентов к включению в общественные виды деятельности, направленные на накопление практического опыта в вопросах воспитания патриота и гражданина своей страны.
Представляется, что обозначенные условия позволят повысить уровень патриотизма среди студентов российских вузов и усилить их гражданскую позицию.
Список источников:
Горев В.Д., Кисляк А.А. Патриотическое воспитание студентов в современных условиях // Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск. Екатеринбург, 2020. C. 235-242.
Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М., 2002. 592 с.
Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи. Минск, 2000. 256 с.
References:
Gorev, V.D. & Kislyak, A.A. (2020) Patrioticheskoe vospitanie studentov v sovremennykh usloviyakh [Patriotic Education of Students in Modern Conditions]. In: Teoriya i praktika voennogo obrazovaniya v grazhdanskikh vuzakh: pedagogicheskii poisk. Ekaterinburg, 235-242. (In Russian)
Kharlamov, I.F. (2000) Teoriya nravstvennogo vospitaniya: istoricheskaya i sovremennaya problematika i osnovnye pedagog-icheskie idei [Theory of Moral Education: Historical and Modern Problems and Key Pedagogical Ideas]. Minsk. 256 p. (In Russian)
Ushinskii, K.D. (2002) Problemy pedagogiki [Problems of Pedagogy]. Moscow. 592 p. (In Russian)
Информация об авторах
Е.В. Дистенфельд - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=523762
Т.В. Палецкая - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=403419
Information about the authors
E.V. Distenfeld - Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=523762
T.V. Paletskaya - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=403419
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.12.2022.