Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА: РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ'

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА: РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕСУРСЫ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Дарья Владимировна

События последних лет, происходящие во всем мире, свидетельствуют о том, насколько важно своевременно решать задачи гражданско-патриотического воспитания молодежи. И реализация задач формирования гражданина и патриота должна осуществляться на всех уровнях системы образования. Важно учитывать многонациональность нашего государства и правильно формировать гражданские и патриотические качества молодого поколения. Современный подход к гражданско-патриотическому воспитанию студентов предполагает использование новых технологий, соответствующих их интересам и предпочтениям. Следует брать во внимание все ресурсы и технологии по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся на современном этапе развития поликультурного общества. Цель нашего исследования - выявить наиболее эффективные ресурсы и технологии гражданско-патриотического воспитания студентов в современном поликультурном образовательном пространстве. В исследовании применялся метод анализа отечественной и зарубежной литературы, обобщение передового педагогического опыта по формированию гражданско-патриотических качеств студентов в поликультурной образовательной среде вуза; метод систематизации и ранжирования основных принципов гражданско-патриотического воспитания студентов (принцип стандартизации, принцип уместности, принцип системности, практико-ориентированный принцип и принцип дифференциации). Результаты исследования показали, что в современном обществе должны применяться разнообразные методы и приемы гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии с их особенностями и устремлениями. Наряду с традиционными (Вахта Памяти, участие в митинговых мероприятиях, концертные выступления для ветеранов Великой Отечественной войны, военно-спортивные клубы и т. д.) должны использоваться и инновационные формы, средства, методы гражданско-патриотического воспитания субъектов образовательного процесса. В воспитательно-образовательном процессе вуза необходимо использовать разнообразные ресурсы и технологии по гражданско-патриотическому воспитанию студентов. Все они должны быть направлены на развитие гражданственности как интегративного качества личности и формировать уважительное отношение к традициям и культурным нормам своей страны и своего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF A MULTICULTURAL SOCIETY: RESOURCES AND TECHNOLOGIES

The events of recent years taking place all over the world show how important it is to solve the tasks of civic and patriotic education of young people in a timely manner. And the implementation of the tasks of forming a citizen and a patriot should be carried out at all levels of the education system. It is important to take into account the multinational nature of our state and correctly form the civic and patriotic qualities of the younger generation. The modern approach to the civic and patriotic education of students involves the use of new technologies that correspond to their interests and preferences. It is necessary to take into account all the resources and technologies for civil and patriotic education of students at the present stage of development of a multicultural society. The purpose of our research is to identify the most effective resources and technologies of civic and patriotic education of students in the modern multicultural educational space. The study used the method of analysis of domestic and foreign literature, generalization of advanced pedagogical experience in the formation of civil and patriotic qualities of students in the multicultural educational environment of the university; the method of systematization and ranking of the basic principles of civil-patriotic education of students (the principle of standardization, the principle of relevance, the principle of consistency, practice-oriented principle and the principle of differentiation). The results of the study showed that in modern society a variety of methods and techniques of civic and patriotic education of young people should be applied in accordance with their characteristics and aspirations. Along with the traditional ones (memorial vigil, participation in rallies, concert performances for veterans of the Great Patriotic War, military sports clubs, etc.), innovative forms, means, methods of civil and patriotic education of subjects of the educational process should also be used. In the educational process of the university, it is necessary to use a variety of resources and technologies for the civil and patriotic education of students. All of them should be aimed at the development of citizenship as an integrative quality of personality, and form a respectful attitude to the traditions and cultural norms of their country and their people.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА: РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 5 (45). С. 78-87 PedagogicalReview. 2022, vol. 5 (45),pp. 78-87

Научная статья УДК 378.035. 6

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-5-78-87

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА: РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Дарья Владимировна Иванова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Россия, d_a_f_f_k_a@mail.ru

Аннотация

События последних лет, происходящие во всем мире, свидетельствуют о том, насколько важно своевременно решать задачи гражданско-патриотического воспитания молодежи. И реализация задач формирования гражданина и патриота должна осуществляться на всех уровнях системы образования. Важно учитывать многонациональность нашего государства и правильно формировать гражданские и патриотические качества молодого поколения. Современный подход к гражданско-патриотическому воспитанию студентов предполагает использование новых технологий, соответствующих их интересам и предпочтениям. Следует брать во внимание все ресурсы и технологии по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся на современном этапе развития поликультурного общества. Цель нашего исследования - выявить наиболее эффективные ресурсы и технологии гражданско-патриотического воспитания студентов в современном поликультурном образовательном пространстве. В исследовании применялся метод анализа отечественной и зарубежной литературы, обобщение передового педагогического опыта по формированию гражданско-патриотических качеств студентов в поликультурной образовательной среде вуза; метод систематизации и ранжирования основных принципов гражданско-патриотического воспитания студентов (принцип стандартизации, принцип уместности, принцип системности, практико-ориентированный принцип и принцип дифференциации). Результаты исследования показали, что в современном обществе должны применяться разнообразные методы и приемы гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии с их особенностями и устремлениями. Наряду с традиционными (Вахта Памяти, участие в митинговых мероприятиях, концертные выступления для ветеранов Великой Отечественной войны, военно-спортивные клубы и т. д.) должны использоваться и инновационные формы, средства, методы гражданско-патриотического воспитания субъектов образовательного процесса. В воспитательно-образовательном процессе вуза необходимо использовать разнообразные ресурсы и технологии по граж-данско-патриотическому воспитанию студентов. Все они должны быть направлены на развитие гражданственности как интегративного качества личности и формировать уважительное отношение к традициям и культурным нормам своей страны и своего народа.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, студенты, высшее учебное заведение, поликультурное общество, поликультурная образовательная среда, ресурсы, технология

Для цитирования: Иванова Д. В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов на современном этапе развития поликультурного общества: ресурсы и технологии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 5 (45). С. 78-87. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-5-78-87

© Д. В. Иванова, 2022

Original article

CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF A MULTICULTURAL SOCIETY: RESOURCES AND TECHNOLOGIES

Daria V. Ivanova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation, d_a_f_f_k_a@mail.ru

Abstract

The events of recent years taking place all over the world show how important it is to solve the tasks of civic and patriotic education of young people in a timely manner. And the implementation of the tasks of forming a citizen and a patriot should be carried out at all levels of the education system. It is important to take into account the multinational nature of our state and correctly form the civic and patriotic qualities of the younger generation. The modern approach to the civic and patriotic education of students involves the use of new technologies that correspond to their interests and preferences. It is necessary to take into account all the resources and technologies for civil and patriotic education of students at the present stage of development of a multicultural society. The purpose of our research is to identify the most effective resources and technologies of civic and patriotic education of students in the modern multicultural educational space. The study used the method of analysis of domestic and foreign literature, generalization of advanced pedagogical experience in the formation of civil and patriotic qualities of students in the multicultural educational environment of the university; the method of systematization and ranking of the basic principles of civil-patriotic education of students (the principle of standardization, the principle of relevance, the principle of consistency, practice-oriented principle and the principle of differentiation). The results of the study showed that in modern society a variety of methods and techniques of civic and patriotic education of young people should be applied in accordance with their characteristics and aspirations. Along with the traditional ones (memorial vigil, participation in rallies, concert performances for veterans of the Great Patriotic War, military sports clubs, etc.), innovative forms, means, methods of civil and patriotic education of subjects of the educational process should also be used. In the educational process of the university, it is necessary to use a variety of resources and technologies for the civil and patriotic education of students. All of them should be aimed at the development of citizenship as an integrative quality of personality, and form a respectful attitude to the traditions and cultural norms of their country and their people.

Keywords: civic and patriotic education, students, higher education institution, multicultural society, multicultural educational environment, resources, technology

For citation: Ivanova D. V Civil-patriotic education of students at the present stage of development of a multicultural society: resources and technologies [Grazhdansko-patrioticheskoye vospitaniye studentov na sovremennom etape razvitiya polikul'turnogo obshchestva: resursy i tekhnologii].

Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 5 (45), pp. 78-87. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-5-78-87

В современном поликультурном обществе гражданско-патриотическое воспитание личности занимает центральное место, поскольку решает задачи не только развития ее патриотического сознания и формирования гражданской позиции, но и способствует сохранению и развитию целостности страны. Важность гражданско-патриотического воспитания отражена в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [1], которая предусматривает формирование гражданственности и патриотизма, российской идентичности через создание комплекса мер сопровождения преподавателей, участвующих в воспитании студентов; через развитие программ патриотической направленности, особенно военно-патриотического воспитания; через повышение качества преподавания гуманитарных дисциплин для ориентации обучающихся в современном мире и выработке своей гражданской позиции; через развитие краеведческой и поисковой деятельности, познавательного туризма. Все это говорит о необходимости решения задач формирования

гражданина и патриота на всех уровнях системы образования, в том числе и в высшем учебном заведении, образовательная среда которого отличается поликультурным составом.

Поликультурную образовательную среду можно раскрыть как часть образовательной среды, представляющую собой комплекс условий, влияющих на формирование личности, «ее готовность к эффективному межкультурному взаимодействию, эмпатии, сохранению национальной идентичности и пониманию других культур, терпимому отношению к представителям других культур и этносов применительно к гуманитарному вузу в условиях устойчивости российского образования» [2].

Так, в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» обучаются представители различных национальностей (мари, русские, татары, чуваши, таджики, узбеки, индийцы и др.), каждая из которых отличается своими ценностными установками, культурными традициями, особенностями коммуникации и т. д. Гражданственность и патриотизм в данном контексте следует рассматривать как одно из важнейших социальных чувств, без которых обучающийся теряет социальные ориентиры, важные для его духовно-нравственного развития.

Для выявления уровня гражданственности и патриотизма у студентов мы провели исследование по анкете «Патриотизм сегодня» (Л. А. Лазаренко, В. Г. Недбайло) [3]. В эксперименте приняли участие 132 студента направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль программы «Начальное образование и информатика».

При выборе ассоциаций к слову «патриотизм» первое место занял вариант «любовь к Родине» (16,5 %), второй вариант, с чем ассоциируют патриотизм, - это «любовь к народу» (14 %), на третьей позиции оказалось «уважение к Родине, гордость за свою страну» (12,4 %). Разница в выбранных вариантах небольшая, так как действительно все три понятия входят в определение патриотизма и сразу вызывают соответствующую ассоциацию.

При выборе наиболее подходящего, на взгляд респондентов, определения патриотизма большая часть испытуемых (36,4 %) остановилась на определении, данном в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Чуть меньше респондентов (27,3 %) отметили определение из «Энциклопедии социологии» как более полное для расшифровки понятия «патриотизм» (рис. 1).

Вызывают интерес результаты при ответе на вопрос «В чем проявляется истинный патриотизм?» [3], так как большая часть респондентов (26,9 %) определили вариант «в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма» [3]. Это говорит о том, что любовь к Родине, приобщение к традициям и культуре народа, развитие чувства гордости за свою страну у молодого поколения должны формироваться с малых лет и в семейной обстановке. Чуть меньше (20,4 %) студентов выбрали вариант «в праздновании исторических событий и юбилеев» [3], на самом деле, знание важных исторических дат в развитии страны и государства, ежегодное обращение к ним в большей степени влияет на развитие гражданско-патриотических качеств обучающихся. Не остался в стороне у испытуемых и вариант формирования патриотических качеств через участие в деятельности организаций, ведущих свою работу по гражданско-патриотическому направлению. Этот вариант выбрали 13 % респондентов. Приведенный факт говорит о том, что лучшее проявление какого-либо качества всегда выражается через практическую деятельность. В данном случае участие в таких организациях способствует формированию у обучающихся патриотического сознания.

Выбирая направления гражданско-патриотического воспитания, способствующие наиболее качественному и действенному формированию патриотических ценностей у обучающихся, 22,7 % респондентов отметили работу патриотических центров и клубов; 17,4 % - участие в фестивалях и конкурсах патриотической направленности; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн (14,3 %).

Студенты с легкостью ответили на вопрос «Испытываете ли вы трудности в коммуникации с представителями других наций?» - 63,6 % выбрали вариант «не испытываю». Это связано с тем,

что студенты не обращают особого внимания на различия в национальности своих собеседников, не испытывают трудностей в коммуникации с представителями других наций.

Определение Доля

Патриотизм — это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (Словарь Ожегова и Шведовой) 36.4%

Патриотизм- нраветвенный и политический принцип, социальное чувство., содержанием которого является люоовь к отечеству, гордостьза его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа (Энциклопедия социологии) 273%

Патриотизм — это люоовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности инт ере с се тр аждан д энного го суд ар ства ил и чт енов данной нации (Ma лый энцикл one диче с кий словарь Брокгауза и Ефрона) 18,2%

Патриот - это не тот. который славословит страну, а это тол. кот орый может чр е звычайно же стко... чт о -т о оч е нь тяжело е сказать о стране... патриотизм - это не бесконечное извержение паток любви. а это совсем другое (В. Познер) 9.1%

Патриотизм, в котором главное — это люоовь именно к своей стране- (то есть отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает.по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя со б ственного могущества, б огатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку (Л. Толстой) 9.1%

Рис . 1. Результаты исследования вопроса о наиболее подходящем, на взгляд респондентов, определении патриотизма

Отрадно отметить, что 77,3 % обучающихся дали положительный ответ на вопрос о чувстве гордости за свою страну (рис. 2). Это говорит о том, что студенты гордятся своей страной, исторические события и события настоящего времени не дают усомниться в мощности государства перед другими странами.

77,3%

22,7%

0%

Да, приходилась

Затрудняюсь ответить

Нет, не приходилось

Рис . 2 . Результаты ответа на вопрос «Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?»

Слово «Родина» большинство респондентов ассоциируют с домом (9,1 %) и Россией (9,1 %). Оставшиеся результаты получили равное распределение среди студентов (по 4,5 %) - семья, гордость, долг, любовь, место рождения и др.

Заключительный вопрос был посвящен тому, считают ли себя испытуемые патриотами. На что 77,3 % дали положительный ответ, 22,7 % дали отрицательный ответ (рис. 3).

Рис . 3 . Результаты ответа на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?»

Подчеркнем, что нравственный уровень современных студентов относительно высок и чувства патриотизма и гражданственности для большинства не чужды. Они любят свою страну, осознают свою ответственность перед ней, готовы приложить усилия для ее развития и процветания, но влияние массовой культуры приводит к идеологической путанице в сознании многих обучающихся, проявляющейся:

- в слабости патриотического сознания: чувство патриотизма есть, но оно нечеткое и нестабильное;

- изменении и диверсификации ценностей обучающихся, обусловленных развитием социальной экономики;

- отсутствии уверенности в национальном развитии в связи с тенденциями глобальной экономической интеграции [4].

Нужно отметить также и некоторый формальный подход к реализации задач воспитания патриотизма и гражданственности обучающихся со стороны преподавательского состава. Не все педагоги уделяют этому направлению достаточно внимания, ограничиваясь рассмотрением лишь вопросов по своей преподаваемой дисциплине, считая, что для этого есть специальные управления и отделы (управление по воспитательной работе и молодежной политике). Так могут поступать только те преподаватели, у которых нет должного понимания значимости гражданско-патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития общества [5]. Каждый педагог не только сам должен быть настоящим патриотом своей страны, с активной гражданской позицией, но и уметь создавать необходимые условия для полноценного гражданско-патриотического становления личности обучающихся.

Вся работа по гражданско-патриотическому воспитанию студентов вуза должна строиться на учете принципов стандартизации, уместности, системности, практико-ориентированной направленности и дифференциации [4], где принцип уместности требует построения процесса граждан-ско-патриотического воспитания с учетом особенностей мышления, психологических потребно-

стей и текущих запросов молодого поколения. Принцип дифференциации заключается в организации обучения в соответствии с уровнями развития обучающихся. Принцип стандартизации подразумевает соответствие целей и задач гражданско-патриотического воспитания требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Практико-ориенти-рованный принцип, как следует из названия, заключается в деятельностном подходе к гражданско-патриотическому воспитанию студентов и предусматривает проведение различных социальных практик и мероприятий. Принцип системности говорит о необходимости системной и целенаправленной работы в вузе по формированию гражданских и патриотических качеств обучающихся. Важно, чтобы этим направлением занимались квалифицированные и неравнодушные педагоги, имеющие большой опыт работы в данной сфере деятельности.

Нужно учитывать и то, что общество меняется, а значит, должны меняться и методы и приемы гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии с требованиями времени. И наряду с традиционными (Вахта Памяти, участие в митинговых мероприятиях, концертные выступления для ветеранов Великой Отечественной войны, военно-спортивные клубы и т. д.) должны использоваться и инновационные формы, средства, методы в пространстве позитивного взаимодействия индивидов, групп, представляющих разные этносы, культуры [6].

В первую очередь следует отметить технологии социокультурной деятельности, которые состоят из целевого, мотивационно-ценностного, цифрового, деятельностного и ресурсного компонентов гражданско-патриотического воспитания студентов [7]. К ним можно отнести поисково-краеведческую деятельность, проведение художественно-творческих программ, создание клубов и объединений, организацию благотворительных и социально-культурных акций. Такие формы работы повышают у студентов желание трудиться во благо страны, вызывают уважение к традициям и национальным ценностям народа, преданность к общегосударственному наследию Родины [8].

Самореализации личности, эффективно функционирующей в условиях демократического общества и владеющей культурой гражданского достоинства, способствуют проведение дискуссионных, диалоговых и интерактивных программ по гражданско-патриотическому воспитанию. Данные формы работы помогают адаптироваться обучающимся в многонациональном государстве и поликультурной среде, легко интегрироваться в тенденции мировой и социальной культуры [9].

В процессе гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде необходимо учитывать и выявленный в ряде исследований невысокий уровень готовности к коммуникации в условиях кросс-культурной ситуации. Это проявляется в неготовности студентов заводить контакты с представителями разных национальностей, неумении находить приемлемый вариант решения в трудных коммуникативных ситуациях из-за незнания языка и этических норм, что ведет к уклонению от общения с ними, высокой напряженности во взаимоотношениях [10].

Здесь нужна целенаправленная работа по устранению коммуникативных барьеров: использование этнопсихологических и коммуникативных тренингов («Толерантность - основа бесконфликтного общения»), приемы психологического воздействия («Зеркало отношения», «Ты и я»), постоянный сбор и анализ информации о социокультурной и социально-воспитательной деятельности университета; корректировка деятельности вуза для улучшения работы по данным направлениям воспитательной работы; мониторинг эффективности данной деятельности [11].

Среди современных ученых нет единства в принятии такой специфической особенности представителей цифрового поколения, как клиповое мышление. На первый взгляд данная особенность связана с тем, что в современном обществе идет тенденция перехода на новый уровень восприятия информационного потока линейным способом [12]. С. И. Журавлев в своих работах объясняет причины возникновения данного феномена и приводит факты ученых в пользу клипового мышления [13]. С. В. Докука считает клиповое мышление данью времени и тоже положительно относится к этому феномену, соглашаясь с современными психологами, так как появилась возможность быстро

переключаться в большом потоке информации [14]. Однако не все положительно относятся к клиповому мышлению. Так, есть предположение, что люди с преобладающим клиповым видом мышления легче поддаются манипуляции. У. Эко объясняет это тем, что текстовая информация может быть воспринята человеком подозрительно, а информация, представленная визуальным путем, скорее всего, будет восприниматься как достоверная [12]. Поддерживает такую точку зрения и А. Д. Пудалов. Он отмечает такую особенность молодого поколения, как потеря способности к критическому анализу информации и построению логико-смысловых связей [15]. Для «клипиков» можно использовать такие формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию, как проведение виртуальных экскурсий, разработка электронно-образовательных ресурсов гражданско-патриотической направленности, изучение сайтов с информацией об истории и культуре родного края и страны в целом, об обычаях и традициях народов России, основных достопримечательностях и культурном наследии каждого населенного пункта и др. [16]. Все это способствует повышению уровня гражданско-патриотической воспитанности обучающихся на современном этапе развития цифрового общества [17].

В настоящее время существует большое количество цифровых ресурсов гражданско-патриоти-ческой направленности, например, на сайте https://learningapps.org/, где представлены разнообразные интерактивные упражнения, можно найти задания, связанные с формированием качеств гражданственности и патриотизма у обучающихся (квиз-игра «День Конституции», комплекс упражнений «Права и обязанности», кроссворд «Герои былых времен», викторина «Даты по истории России» и др.).

Огромное количество цифрового контента по гражданско-патриотическому воспитанию расположено на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Здесь можно найти интерактивные карты («Внешняя политика России в 1812-1815 гг.», «Плакат времен Великой Отечественной войны» и др.), интерактивные галереи («Военная галерея», «В. А. Гартман, М. О. Микешин. Памятник «Тысячелетие России». Великий Новгород. 1862», «Живопись времен Великой Отечественной войны» и др.), интерактивные задания (проверочная работа «С чего начинается Родина?», проверочное задание «Что лишнее? (патриотическая направленность)» и др.

Широкое распространение в формировании гражданственности и патриотизма у обучающихся получили виртуальные экскурсии. Практически каждый сайт музея имеет раздел виртуальной выставки или виртуального тура, что позволяет оказаться в любой точке страны и в SD-формате посмотреть экспонаты и пройтись по выставочным залам [18]. Так, можно посетить виртуальный тур по Третьяковской галерее. С помощью технологии Street View от Google посетители могут посмотреть выдающиеся работы отечественных художников. Большую образовательную направленность имеет возможность посещения виртуального тура по Эрмитажу, который позволяет познакомиться со структурой трех этажей здания или выбрать конкретный выставочный зал для близкого знакомства с экспонатами и их описанием, представленным в лучшем качестве.

Проанализируем разработанный нами электронный образовательный ресурс «Моя страна», который выполнен с помощью конструктора сайтов Wix. Контент сайта предназначен для систематизации материала по гражданско-патриотическому воспитанию студентов вуза. Электронный образовательный ресурс имеет следующие модули: введение, историко-культурный раздел, методический раздел, контрольно-оценочный раздел, список использованных источников и литературы. На сайте можно познакомиться с природными и культурными памятниками, с поэтами, писателями, композиторами и выдающимися деятелями литературы, культуры и искусства, фольклором, историческими местами; подобрать практический материал и провести контроль. Весь материал сопровождается аудио, видео и фотографиями культурно-исторических объектов. Данный контент рекомендован к использованию педагогами в образовательно-воспитательном процессе с целью формирования гражданско-патриотической воспитанности обучающихся.

Таким образом, в воспитательно-образовательном процессе вуза необходимо использовать разнообразные ресурсы и технологии по гражданско-патриотическому воспитанию студентов [19].

Все они должны быть направлены на развитие гражданственности как интегративного качества

личности и формировать уважительное отношение к традициям и культурным нормам своей страны и своего народа.

Список литературы

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 25.04.2022)

2. Башмакова Н. И., Рыжова Н. И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=12635 (дата обращения: 25.04.2022).

3. Лазаренко Л. А., Недбайло В. Г. Теоретико-методологические основы патриотического и гражданского воспитания студенческой молодежи: метод. пособие. Краснодар, 2016. 146 с.

4. Ying Ji. Research on Patriotic Education of College Students in the New Era // International Conference on Management Science, Education Technology, Arts, Social Science and Economics. MSETASSE, 2015. P. 173-176.

5. Землянская А. П. Гражданско-патриотическое воспитание современных подростков // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 27.04.2022).

6. Гладких В. В. Сущность и особенности формирования поликультурной информационной среды учреждения образования // Вестник ТГУ 2010. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-formirovaniya-polikulturnoy-informatsionnoy-sredy-uchrezhdeniya-obrazovaniya (дата обращения: 30.04.2022).

7. Мусинов П. А., Гаврилова Т. Г., Табакаева И. В. Роль гражданско-патриотического воспитания студентов в полиэтнической и поликультурной среде вуза // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-polietnicheskoy-i-polikulturnoy-srede-vuza (дата обращения: 25.04.2022).

8. Федорова С. Н., Корнилова Н. А. Этнокультурные образовательные практики как средство ознакомления детей средней группы с культурой своего народа. Йошкар-Ола: МарГУ 2018. 104 с.

9. Новикова А. Н. Подбор интерактивных методов обучения в вузе с учетом личных типов обучающихся и интегральных типов групп // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2020. № 4 (56). С. 71-74.

10. Иксанова Л.Г., Федорова С.Н. Организационное, ресурсное и методическое обеспечение деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13, № 2 (34) С. 161-168.

11. Журлова И. В. Сущностные характеристики поликультурного образовательного пространства университета // Весшк МДПУ iмя I. П. Шамяшна. 2017. № 1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-polikulturnogo-obrazovatelnogo-prostranstva-universiteta-1 (дата обращения: 20.04.2022).

12. Кожокарь Д. А. Клиповое мышление как феномен современности и его влияние на восприятие радионовостей // Наука и образование сегодня. 2016. № 6 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-myshlenie-kak-fenomen-sovremennosti-i-ego-vliyanie-na-vospriyatie-radionovostey (дата обращения: 25.04.2022).

13. Журавлев С. И. Клиповое мышление как способ видения реальности // Аспирантский вестник Поволжья. 2014. № 7-8. С. 27-31.

14. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность, 2013. № 2. С. 169-176.

15. Пудалов А. Д. Клиповое мышление - современный подход к познанию // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2011. С. 229-233.

16. Федорова С. Н., Корнилова Н. А. Интернет-ресурсы этнокультурной направленности в профессиональной подготовке будущих педагогов системы дошкольного образования // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15, № 3. С. 317-324.

17. Lacka E., Wong T. C., Yacine Haddoud M. Can digital technologies improve students' efficiency? Exploring the role of Virtual Learning Environment and Social Media use in Higher Education // Computers & Education. 2021. № 163. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104099.

18. Дудырев Ф. Ф., Максименкова О. В. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты // Вопросы образования. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/simulyatory-i-trenazhery-v-professionalnom-obrazovanii-pedagogicheskie-i-tehnologicheskie-aspekty (дата обращения: 17.04.2022).

19. Сахарчук Е. С., Баграмян Э. Р., Киселева И. А., Сахарчук А. Л. Социальный фокус воспитательной деятельности вуза: декларация целей и практика // Образование и наука. 2022. № 24 (3). С. 11-40. https://doi. org/10.17853/1994-5639-2022-3-11-40

References

1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025]. Official site (in Russian). URL: https://rg. ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed 25 April 2022).

2. Bashmakova N. I., Ryzhova N. I. Polikul'turnaya obrazovatel'naya sreda: genezis i opredeleniye ponyatiya [Multicultural educational environment: genesis and definition of the concept]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2014, no. 2 (in Russian). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12635 (accessed 25 April 2022).

3. Lazarenko L. A. Teoretiko-metodologicheskiye osnovypatrioticheskogo igrazhdanskogo vospitaniya studencheskoy molodezhi: metodicheskoye posobiye [Theoretical and methodological foundations of patriotic and civic education of students: method.manual]. Krasnodar, 2016. 146 p. (in Russian).

4. Ying Ji. Research on Patriotic Education of College Students in the New Era. International Conference on Management Science, Education Technology, Arts, Social Science and Economics (MSETASSE 2015). Pp. 173176.

5. Zemlyanskaya A. P. Grazhdansko-patrioticheskoye vospitaniye sovremennykh podrostkov [Civil-patriotic education of modern teenagers]. Upravleniye obrazovaniyem: teoriya ipraktika - Education management: theory and practice, 2021, no. 3 (43) (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-sovremennyh-podrostkov (accessed 27 April 2022).

6. Gladkikh V. V Sushchnost' i osobennosti formirovaniya polikul'turnoy informatsionnoy sredy uchrezhdeniya obrazovaniya [Essence and features of formation of poly-cultural information environment of education institution]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2010, no. 12 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-formirovaniya-polikulturnoy-informatsionnoy-sredy-uchrezhdeniya-obrazovaniya (accessed 30 April 2022).

7. Musinov P. A. Rol' grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov v polietnicheskoy i polikul'turnoy srede vuza [Civil-patriotic role of education of students in the polyethnic and multicultural environment of the university]. CredeExperto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk - CredeExperto: transport, society, education, language, 2015, no. 4 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-polietnicheskoy-i-polikulturnoy-srede-vuza (accessed 25 April 2022).

8. Fedorova S. N., Kornilova N. A. Etnokul'turnyye obrazovatel'nyye praktiki kak sredstvo oznakomleniya detey sredney gruppy s kul'turoy svoyego naroda [Ethnocultural educational practices as a means of familiarizing children of the middle group with the culture of their peopl]. Yoshkar-Ola, MarGU Publ., 2018. 104 p. (in Russian).

9. Novikova A. N. Podbor interaktivnykh metodov obucheniya v vuze s uchetom lichnykh tipov obuchayushchikhsya i integral'nykh tipov grupp [Selection of interactive teaching methods at the university, taking into account the personal types of students and integral types of groups]. Nauchnyy vestnik Vol'skogo voyennogo instituta material'nogo obespecheniya: voyenno-nauchnyy zhurnal, 2020, no. 4 (56), pp. 71-74 (in Russian).

10. Iksanova L. G., Fedorova S. N. Organizatsionnoye, resursnoye i metodicheskoye obespecheniye deyatel'nosti obrazovatel'noy organizatsii po udovletvoreniyu yazykovykh prav i etnokul'turnykh potrebnostey obuchayushchikhsya [Organizational, resource and methodological support for the activities of an educational organization to meet the linguistic rights and ethno-cultural needs of students]. VestnikMariyskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of the Mari State University, 2019, vol. 13, no. 2 (34), pp. 161-168 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Zhurlova I. V Sushchnostnyye kharakteristiki polikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva universiteta [Essential characteristics of the multicultural educational space of the University]. Visnik MDU imya I. P. Shamyakina - Bulletin of MSUnamed after I. P. Shamyakin, 2017, no. 1 (49), pp. 161-168 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-polikulturnogo-obrazovatelnogo-prostranstva-universiteta-1 (accessed 20 April 2022).

12. Kozhokar' D. A. Klipovoye myshleniye kak fenomen sovremennosti i yego vliyaniye na vospriyatiye radionovostey [Clip thinking as a phenomenon of modernity and its influence on the perception of radio news]. Nauka i obrazovaniye segodnya - Science and Education Today, 2016, no. 6 (7) (in Russian). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/klipovoe-myshlenie-kak-fenomen-sovremennosti-i-ego-vliyanie-na-vospriyatie-radionovostey (accessed 25 April 2022).

13. Zhuravlev S. I. Klipovoye myshleniye kak sposob videniya real'nosti [Clip thinking as a way of seeing reality]. Aspirantskiy vestnikPovolzh'ya, 2014, no. 7-8, pp. 27-31 (in Russian).

14. Dokuka S. V. Klipovoye myshleniye kak fenomen informatsionnogo obshchestva [Clip thinking as a phenomenon of the Information Society]. Obshchestvennyye nauki i sovremennost'- Social sciences and contemporary world, 2013, no. 2, pp. 169-176 (in Russian).

15. Pudalov A. D. Klipovoye myshleniye - sovremennyy podkhod k poznaniyu [Clip thinking is a modern approach to cognition]. Sbornik nauchnykh trudov Angarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Collection of scientific papers of Angara State Technical University, 2011, pp. 229-233 (in Russian).

16. Fedorova S. N., Kornilova N. A. Internet-resursy etnokul'turnoy napravlennosti v professional'noy podgotovke budushchikh pedagogov sistemy doshkol'nogo obrazovaniya [Internet resources of ethno-cultural orientation in the professional training of future teachers of the preschool education system]. VestnikMariyskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Mari State University, 2021, vol. 15, no. 3, pp. 317-324 (in Russian).

17. Lacka E., Wong T. C., Yacine Haddoud M. Can digital technologies improve students' efficiency? Exploring the role of Virtual Learning Environment and Social Media use in Higher Education. Computers & Education, 2021, no. 163. URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104099.

18. Dudyrev F. F., Maksimenkova O. V. Simulyatory i trenazhery v professional'nom obrazovanii: pedagogicheskiye i tekhnologicheskiye aspekty [Simulators and simulators in professional education: pedagogical and technological aspects]. Voprosy obrazovaniya - Education issues, 2020 no. 3 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 simulyatory-i-trenazhery-v-professionalnom-obrazovanii-pedagogicheskie-i-tehnologicheskie-aspekty (accessed 17 April 2022).

19. Sakharchuk E. S., Bagramyan E. R., Kiseleva I. A., Sakharchuk A. L. Sotsial'nyy fokus vospitatel'noy deyatel'nosti vuza: deklaratsiya tseley i praktika [Social focus of educational activity of the university: declaration of goals and practice]. Obrazovaniye i nauka - Education and science, 2022, no. 24 (3), pp. 11-40. DOI: 10.17853/1994-56392022-3-11-40

Информация об авторах

Иванова Д. В., аспирант, Марийский государственный университет (пл. Ленина, 1, Йошкар-Ола, Россия, 424000). E-mail: d_a_f_f_k_a@mail.ru

Information about the authors

Ivanova D. V., graduate student, Mari State University (pl. Lenina, 1, Yoshkar-Ola, Russian Federation, 424000). E-mail: d_a_f_f_k_a@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.05.2022; принята к публикации 01.09.2022 The article was submitted 03.05.2022; accepted for publication 01.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.