field of social work. An example is given about social work pioneers who were philanthropists of that time, for example, O. Hill, T. Barnardo, S. Barnett, and others. Also the article shows the professional creative experience that they have accumulated and summarized that became the prototype of modern actions and methods in the field of social work such as case studies, group and patronage work. The author calls only those who eventually formulated the fundamental principles, methods and forms of this work, which were generalized and introduced into modern social education and service system.
Key words: social work, institutionalize-tion, volunteer, social worker, charity, Great Britain, training of social workers.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кремнева Т. Л. Становление и развитие системы подготовки социальных работников в странах Британского Содружества: монография. - М., 2006. -153 с.
2. Horncastle J. Training for International Social Work: Initial Experiences // International Social Work. - 1994. - № 37. - Pp. 309-318.
3. Shardlow S., Robinson T., Thompson J., Thoburn J. Social Work in the United Kingdom // Shardlow S., Payne M. Contemporary Issues in Social Work: Western Europe. - Bodmin, Cornwall: MPG Books Ltd., 1998. - Рр. 133135; 145-148.
4. Younghusband E. The Newest Profession: A Short History of Social Work. - London, 1981.
5. Кремнева Т. Л. Определение социальной проблемы в контексте зарубежной социальной работы // СОТИС - социальные технологии, исследования. - Центр социально-правовой помощи несовершеннолетним «Со-тис». - 2016. - № 3. - С. 25-30.
6. Thomas M. and Pierson J. (Eds.) Dictionary of Social Work. - London: Collins Education, 1995. - 592 p.
7. Theories of practice in social work / ed. by P. Hardiker, M. Baker. - London: Academy Press, 1981. - Pp. 1-9.
8. Whelan R. Octavia Hill's Letters to Fellow-Workers 1872-1911: Together with an Ac-
count of the Walmer Street Industrial Experiment. London: Kyrle Books. - 2005. - 345 p.
9. Youll P., Walker C. Great Expectations? Personal, professional and Institutional Agendas in Advanced Training // Yelloly M. and Henkel M. Learning and Teaching in Social Work: Towards Reflective Practice. - London: Jessica Kingsley Publishers, 1995. - Pp. 201-203.
10. Barnador's [Electronic resource]. -URL: https://www.barnardos.org.uk/.
Л. А. Кочемасова, М. В. Акулов, Д. А. Шмыгарева
УДК 378
ПРИОРИТЕТ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
В современных условиях одной из главных задач образовательной организации становится патриотическое воспитание подрастающего поколения, привитие чувства любви к своей стране, малой родине. Идея необходимости формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности является одной из важнейших для общества и государства. Общество погружено в мир сетевых структур, где оно находит большое количество информации. Однако следует отметить, что не все способны найти не-
обходимую информацию и правильно ее проанализировать. Как следствие, это несет для дальнейшего развития современного общества пагубные последствия: происходит утрата самых важных для общества приоритетов, таких как семья, любовь к родине, патриотизм, долг, наблюдается искажение представлений о моральных и нравственных качествах человека. Следует привлечь внимание современной молодежи к истории Отечества, так как именно это составляет силу русского народа.
В отечественной литературе большая роль при воспитании патриотизма студенческой молодежи отводится образованию, так как именно с помощью него общество получает высоконравственную личность. В связи с этим, на наш взгляд, стратегическим национальным приоритетом выступает патриотическое воспитание студенческой молодежи.
С января 2021 года реализуется новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках нацпроекта «Образование», что делает особенно актуальной проблему учета качественных показателей результативности воспитательной работы. Президентом РФ 7 мая 2018 года подписан указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», где в пункте 5 обозначена необходимость обеспечить конкурентоспособность российского образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально--культурных традиций. В распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р утверждены основы государственной молодежной политики РФ до 2025 года. Стратегическим приоритетом государства является создание условий для формирования личности с четкими ценностными ориентирами и нравственным стержнем. Особенно важно это для будущих педагогов, от деятельности которых зависит облик нового поколения. Это требует построения/обновления подходов к воспитательной работе в педагогическом образовании [2; 3].
В теории и практике отечественной педагогики существует обширное множество понятий «патриотизм». Результаты проведенного научного поиска позволили выделить в исследовании Б. А. Райзберг понятие «патриотизм как особое расположение, отношение, проявляемое человеком, социальной группой, населением к своей стране, своему народу, Родине, желание поддержать своим участием процветание своей страны, отечества, любовь к отчизне, отечеству» [1; 6].
Цель статьи: исследование уровня патриотического воспитания у студентов - будущих педагогов посредством подготовки к реализации мероприятий, ориентированных на патриотическое воспитание обучающихся.
Образовательные организации осуществляют патриотическое воспитание, целью которого является создание условий для развития у молодежи Российской Федерации нравственных интересов, патриотической позиции и идей, любви к Родине, а также готовность выполнять функции защитника своего Отечества. Для повышения уровня патриотизма Правительство Российской Федерации должно осуществлять организацию международных, российских и межрегиональных мероприятий по развитию гражданственности среди студенческой молодежи.
Вышеизложенное свидетельствует, что в России осуществляется реализация национальных проектов, направленных на решение целей национального развития, которые имеют приоритетное значение для развития государства. Реализация национального проекта «Образование» нацелена на формирование необходимых условий для воспитания гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов [2].
В рамках национального проекта «Образование» реализуется приоритетно значимый проект «Патриотическое воспитание», который направлен на «обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации» [3]. В ходе реализации проекта высшими учебными заведениями проводятся различные мероприя-
тия по воспитанию патриотизма у студентов. В связи с этим разработан ряд программ на федеральном и региональном уровнях для реализации проекта. На федеральном уровне был принят ряд программ, которые ставят задачи перед образовательными организациями для реализации патриотического воспитания. Анализ нормативно -правовых документов «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», «Примерная программа воспитания», «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования» позволил выявить, что их общей целью является формирование у студентов патриотизма посредством преподавания гуманитарных учебных предметов, которые обеспечивают способность обучающихся ориентироваться в общественно-политической деятельности и формировать собственную позицию на основе осмысления истории Отечества, достижения нашей страны [7; 4; 9].
Эмпирическая часть исследования строится на материалах проведенного исследования, в ходе которого был выявлен уровень патриотического воспитания студенческой молодежи ФГБОУ ВО «Оренбургского государственного педагогического университета» (ОГПУ). Исследование было ориентировано на определение способов повышения уровня патриотизма у студентов - будущих учителей для последующего формирования основ патриотического воспитания у обучающихся.
Авторами статьи при помощи методики «Особенности гражданской идентичности группы» выявлен уровень гражданской идентичности (определение места гражданина среди общества, его активность в общественно-политических делах). Для анализа были использованы первый и второй блоки методики, которые позволяют определить отношение студентов к своей стране и своему городу, что послужило впоследствии для определения способов по повышению уровня патриотического воспитания у студентов педагогического университета. Характеристиками участников исследования выступили уровень образования (бакалавриат), форма обучения
(очная), количество участников и курс обучения (132 студента 1-5 курса), гендерная принадлежность (мужчин - 24 человека, женщин - 107 человек), возраст (от 19 до 25 лет).
Результаты проведенной методики отражают обобщенные показатели по каждому отдельному блоку проведенного исследования.
«Отношение к Родине» - блок, который позволяет выявить уровень отношения к родной природе, уровень патриотизма, служение своему Отечеству.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство студентов любят свою страну, готовы ее защищать, интересуются историей Отечества. Следует отметить, что у них сформировано чувство долга перед своей страной. Однако по другим результатам необходимо отметить, что некоторая часть студентов не проявляют гражданскую активность в жизни государства, не интересуются историей страны. Полученные результаты помогут определить дальнейшую работу с респондентами, направленную на выявление причин, которые поспособствовали полученным ответам в ходе диагностики.
«Отношение к родному городу» - блок, целью которого является определение отношения к своему городу, его традициям, к заботе об университете, что позволяет, в свою очередь, выявить заинтересованность студентов к своему городу. По полученным результатам необходимо отметить, что большая часть опрошенных принимает участие в жизни города без заинтересованности, часто под давлением других людей. Меньшая часть респондентов проявляет гражданскую активность в жизни города. Необходимо разработать мероприятия, по которым можно было бы повысить уровень заинтересованности студентов в жизни города.
Необходимость специального обращения в процессе патриотического воспитания студентов к региональному компоненту обуславливается потребностью реализации патриотического воспитания на территории Оренбургской области. Следует отметить, что среди
Отношение обучающихся в высших учебных заведениях к Родине
■ 1-недовольные государством, готовы уехать из него, не интересуются делами государства 2-не желают принимать участие в жизни государства
■ 3- проявляют интерес к государству под давлением других людей, но добровольно
■ 4-проявляют гражданскую активность в делах государства, но не побуждают к этому других
5- проявляют высокую гражданскую активность в делах государства, побуждают к этому других
Рис. 1. Отношение студентов педагогического университета к Родине Отношение обучающихся в высших учебных заведениях к городу
6,27% 0,30% 5Ж
86,70%
■ 1-не принимают участия в жизни города
2-интересуются жизнью города и принимают участие в ней только при побуяедении других людей
■ 3 - интересуются делами города и участвуют в них
■ 4-проявляют высокий интерес к городу, но не побуледают других участвовать в делах города 5-участвуют в делах города, проявляют гражданскую активность, побуждают других
Рис. 2. Отношение студентов педагогического университета к родному городу
национальных проектов на региональном уровне в 2012 году внедрена концепция «Воспитание оренбуржца XXI века», с 2014 года реализуется «Региональная программа разви-
тия воспитательной компоненты в образовательных организациях Оренбургской области». «Региональная программа развития воспитательной компоненты в образовательных
организациях Оренбургской области» нацелена на развитие воспитательного потенциала в образовательных организациях Оренбургской области среди следующих целевых групп: дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, родители и члены семьи. Необходимо подчеркнуть, что в качестве субъекта реализации Программы выступают общественные институты, организаторы воспитательной деятельности в образовательных организациях и др.
Исследовательский поиск показал, что для выполнения задач, поставленных «Региональной программой развития воспитательной компоненты в образовательных организациях Оренбургской области», принято решение разработать направления по реализации воспитательной деятельности. За каждым направлением воспитательной деятельности закреплен ряд проектов, который способствует развитию воспитательного компонента у обучающихся [7].
Научную заинтересованность вызывает направление гражданско-патриотического воспитания, реализующее серию региональных проектов, направленных на воспитание патриотизма:
- проекты исследования культурного и исторического наследия родного края;
- проекты межпоколенного и общественного диалога;
- проекты музеев боевой славы и военно-исторических клубов;
- проекты диалога культур.
Оренбургский государственный педагогический университет в целях патриотического воспитания студентов реализует «Программу воспитания», ориентированную на создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, удовлетворения духовных, нравственных потребностей. Одной из приоритетных задач программы воспитания является «развитие патриотизма, чувства неравнодушия к судьбе Отечества, к его прошлому, настоящему и будущему; мотивация обучающихся к реализации и защите интересов Родины, воспитание уважения к историческому прошлому своей страны». Данная задача реализует-
ся посредством организации и проведения следующих мероприятий: участие в мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня Победы (тематические вечера в институтах/факультетах, посвященные памяти ветеранов войны, участие в городском параде, акция «Свеча памяти», «Бессмертный полк», «Вечер памяти жертв Холокоста») и др. [5].
Необходимо отметить значимость сотрудничества Волонтерского центра ОГПУ с волонтерской организацией «Волонтеры победы», где студенты узнают об историческом прошлом своего города, страны. Вместе с тем следует указать на стратегический национальный приоритет Военно-патриотического поискового клуба «Патриоты Отечества ОГПУ», в рамках которого осуществляются следующие мероприятия:
- ежегодные поисковые экспедиции (апрель-май, июль-август) в местах боев Великой Отечественной войны Смоленской и Новгородской областей;
- реализация регионального этапа международной акции «Без срока давности»;
- всероссийская акция «Судьба солдата»;
- ежегодная памятная дата «День неизвестного солдата»;
- организация и проведение экскурсий по мобильной и стационарной выставкам поисковой направленности во Всероссийских, межрегиональных Слетах и форумах;
- работа вожатыми в областной профильной смене «Поиск».
Студенческое объединение «Патриоты Отечества ОГПУ» ежегодно составляет основную часть делегации региона на Окружном Слете поисковых отрядов «Никто не забыт», является участником Стратегических военных учений «Центр - 2019». В настоящее время студенты ОГПУ реализуют проект «Музей - территория общения», получивший поддержку Росмолодежи на Окружном форуме «хВолга - 2020».
Большой масштаб приобрел Областной конкурс среди студентов на лучшее «Интервью о солдате войны», реализация проекта «Незабываемый 1941 год»:
- тематический круглый стол, разработка и реализация экскурсионного модуля;
- участие в реализации проекта «Белая роза»: проведение экскурсий по мемориальному центру «Белая роза», серия литературных гостиных по изучению наследия немецких писателей послевоенной эпохи;
- участие в реализации проекта «Экология» совместно с Оренбургским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» и Молодежным клубом Русского географического общества;
- участие в реализации проектов «Этносы Оренбуржья (региональный рисунок, традиции, кухня»: ролевая игра для студентов в рамках фестиваля национальных культур г. Оренбурга «Многонациональная весна»).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что патриотическое воспитание студентов -учителей будущего в образовательной практике педагогического университета посредством вовлечения к реализации и защите интересов Родины, воспитанию уважения к историческому прошлому своей страны, любви и бережного отношение к Отечеству, сохранению культурных традиций России - стратегический ориентир эффективной системы патриотического воспитания подрастающего поколения.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается патриотическое воспитание как стратегический национальный приоритет. Рассмотрены приоритетные направления патриотического воспитания Оренбургского государственного педагогического университета как важнейшего ресурса исторических и национально -культурных традиций. Авторами статьи представлены результаты проведения методики «Особенности гражданской идентичности группы». Представлен опыт патриотического воспитания, верности Отечеству учителей будущего в образовательной практике педагогического университета.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, студент, образовательная практика, патриотизм, педагогический университет.
SUMMARY
The article considers patriotic education as a strategic national priority. The priority directions of patriotic education of the Orenburg State Pedagogical University as the most important resource of historical and national-cultural traditions are considered. The authors of the article present the results of the methodology «Peculiarities of the group's civic identity». The experience of patriotic education, loyalty to the Fatherland of teachers of the future in the educational practice of the Pedagogical University is presented.
Key words: patriotic education, student, educational organization, patriotism, pedagogical university.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крюкова Е. А., Лаптун В. И. Сущность и содержание понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения»: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - XV Осов-ских педагогических чтений (г. Саранск, 11 ноября 2021 года) // Мордовский государственный педагогический университет. - Саранск: РИЦ МГПУ, 2021. - С. 296-301.
2. Министерство Просвещения России // Национальный проект образование [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.gov.ru/ national-proj ect/about/
3. Министерство Просвещения России // Патриотическое воспитание граждан [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.gov.ru/ national-project/projects/patriot/.
4. Примерная программа воспитания [Электронный ресурс]. - URL: http://form instrao.ru/PPV.php.
5. Программа воспитания ФГБОУ ВО «Оренбургского государственного педагогического университета» [Электронный ресурс]. -URL: https ://ospu.ru/assets/resources/articles/ inaya%20information/ОГПУ%2C%20програм ма%20воспитания.pdf.
6. Райзберг Б. А Современный социоэко-номический словарь. - М., 2012. - 360 с.
7. Региональная программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области / авт. кол. А. Н. Моисеева, Ю. А. Скляренко, И.И. Буева. - Оренбург: ООДТДМ, 2014. - 68 с.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс]. - URL: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) (утвержден приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644 [Электронный ресурс]. - URL: https://gimnazy66.ru/about/obrazovprocess/osno vnoeobcheeobrazovanie/pe.
W&)