Научная статья на тему 'Формирование нравственно-патриотических качеств у студентов'

Формирование нравственно-патриотических качеств у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГУМАННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / PATRIOTISM / MORALITY / CIVIC IDENTITY / MORAL QUALITIES / MORAL EDUCATION / MORAL BEHAVIOR HU-MANITY / PATRIOTIC EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набойченко Евгения Сергеевна

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты проблемы формирования гражданской идентичности, нравственно-патриотического отношения к своей Родине подрастающего поколения. Также в статье представлена актуальность проблемы формирования нравственно-патриотических качеств у студентов, выделены и обозначены основные ключевые понятия проблемы: так, «нравственность» определяется как личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. В начале статьи обозначено проблемное поле исследования, которое заключается в необходимости и целенаправленной работе по воспитанию патриотизма, нравственно-патриотических качеств у современной молодежи. Представлены различные точки зрения на определение нравственного воспитания, под которым подразумевается социальный и педагогический процесс взаимодействия воспитателя и студента, воспитательной системы и воспитуемого, направленный на самоопределение и самосовершенствование воспитуемого в соответствии с нравственными ценностями. Раскрываются структура нравственно-патриотического воспитания, которая состоит из гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения. Выделяются факторы нравственного воспитания: семья как система и семейные отношения; стихийные: включающие спонтанно возникающие отношения, окружающие личность студента; педагогически организованная, творческая эмоционально-ценностная деятельность: труд, творчество, воспитывающие ситуации, слово педагога, гуманистические отношения в коллективе. Представленный теоретический анализ определил содержание концепции нравственно-патриотического воспитания, а именно культурно-центрической концепции, ориентированной на формирование и поддержку социокультурного и образовательного пространства. В статье представлена и описана программа и план исследования, включающий описание трех экспериментов, выборки, методик и результатов. Основные направления программы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов: совершенствование содержания культурно-досуговой работы, нравственного, эстетического и физического воспитания, системы патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL-PATRIOTIC principles IN STUDENTS

The article reveals the theoretical and practical aspects of the problem of formation of civil identity, moral and patriotic attitude to their Homeland of the younger generation. The article also justifies the relevance of the problem of formation of moral and patriotic principles of students; it identifies and defines the key concepts of the investigated problem. "Morality" is defined as a personal characteristic that combines such qualities and properties as kindness, decency, discipline, and collectivism. The first part of the article outlines the field of the research, which consists in the necessity and purposeful work on the education of patriotism, moral and patriotic principles of modern youth. Various points of view on the definition of moral education are presented; one of them defines if as social and pedagogical process of interaction between a teacher and a student, educational system and a student, aimed at self-determination and self-improvement of the student in accordance with moral values. The article reveals the structure of moral and patriotic education, which consists of humanity, conscious discipline and proper behavior. The author highlights the factors of moral education: family as a system and family relations; spontaneous, including spontaneously arising relations surrounding the child; pedagogically organized, creative emotional and value activities of school: work, creativity, situations, teacher's words, and friendly relations in the team. The presented theoretical analysis determined the concept of moral and patriotic education, namely the culture-focused concept aimed at formation and support of socio-cultural and educational space. The article presents and describes the program and plan of the study, which includes a description of three experiments, samples, techniques and results. The main directions of the program on the formation of moral and patriotic qualities of students include the following: improving the content of cultural and leisure work, moral, aesthetic and physical education, and patriotic education system

Текст научной работы на тему «Формирование нравственно-патриотических качеств у студентов»

УДК 37.035.6:378.14

ББК Ч448.005.2 ГРНТИ 14.35.05 Код ВАК 19.00.01

Набойченко Евгения Сергеевна,

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, ауд. 366; e-mail: dhona@mail.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм; нравственность; гражданская идентичность; нравственные качества; нравственное воспитание; нравственное поведение; гуманность; патриотическое воспитание; студенты.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются теоретические и практические аспекты проблемы формирования гражданской идентичности, нравственно-патриотического отношения к своей Родине подрастающего поколения. Также в статье представлена актуальность проблемы формирования нравственно-патриотических качеств у студентов, выделены и обозначены основные ключевые понятия проблемы: так, «нравственность» определяется как личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. В начале статьи обозначено проблемное поле исследования, которое заключается в необходимости и целенаправленной работе по воспитанию патриотизма, нравственно-патриотических качеств у современной молодежи. Представлены различные точки зрения на определение нравственного воспитания, под которым подразумевается социальный и педагогический процесс взаимодействия воспитателя и студента, воспитательной системы и воспитуемого, направленный на самоопределение и самосовершенствование воспитуемого в соответствии с нравственными ценностями. Раскрываются структура нравственно-патриотического воспитания, которая состоит из гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения. Выделяются факторы нравственного воспитания: семья как система и семейные отношения; стихийные: включающие спонтанно возникающие отношения, окружающие личность студента; педагогически организованная, творческая эмоционально-ценностная деятельность: труд, творчество, воспитывающие ситуации, слово педагога, гуманистические отношения в коллективе. Представленный теоретический анализ определил содержание концепции нравственно-патриотического воспитания, а именно - культурно-центрической концепции, ориентированной на формирование и поддержку социокультурного и образовательного пространства. В статье представлена и описана программа и план исследования, включающий описание трех экспериментов, выборки, методик и результатов. Основные направления программы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов: совершенствование содержания культурно-досуговой работы, нравственного, эстетического и физического воспитания, системы патриотического воспитания.

Naboychenko Evgeniya Sergeevna,

Doctor of Psychology, Professor, Department of General Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. FORMATION OF MORAL-PATRIOTIC PRINCIPLES IN STUDENTS

KEYWORDS: patriotism; morality; civic identity; moral qualities; moral education; moral behavior, humanity; patriotic education; students.

ABSTRACT. The article reveals the theoretical and practical aspects of the problem of formation of civil identity, moral and patriotic attitude to their Homeland of the younger generation. The article also justifies the relevance of the problem of formation of moral and patriotic principles of students; it identifies and defines the key concepts of the investigated problem. "Morality" is defined as a personal characteristic that combines such qualities and properties as kindness, decency, discipline, and collectivism. The first part of the article outlines the field of the research, which consists in the necessity and purposeful work on the education of patriotism, moral and patriotic principles of modern youth. Various points of view on the definition of moral education are presented; one of them defines if as social and pedagogical process of interaction between a teacher and a student, educational system and a student, aimed at self-determination and self-improvement of the student in accordance with moral values. The article reveals the structure of moral and patriotic education, which consists of humanity, conscious discipline and proper behavior. The author highlights the factors of moral education: family as a system and family relations; spontaneous, including spontaneously arising relations surrounding the child; pedagogically organized, creative emotional and value activities of school: work, creativity, situations, teacher's words, and friendly relations in the team. The presented theoretical analysis determined the concept of moral and patriotic education, namely the culture-focused concept aimed at formation and support of socio-cultural and educational space. The article presents and describes the program and plan of the study, which includes a description of three experiments, samples, techniques and results. The main directions of the program on the formation of moral and patriotic qualities of students include the following: improving the content of cultural and leisure work, moral, aesthetic and physical education, and patriotic education system.

В процессе экономического и поли- жизнь подрастающего поколения, возникла

тического реформирования суще- важная проблема - воспитание в молодежи

ственно изменилась социокультурная нравственно-патриотических качеств. Акту-

© Набойченко Е. С., 2018

альность изучения очевидна в связи с тем, что на сегодняшний день решение вопроса управления процессом патриотического воспитания является государственной задачей. Об этом свидетельствует Закон Российской Федерации «Об образовании» [5], в котором отводится важное место воспитанию таких качеств у студентов, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье, а также ряд законов и проектов, направленных на создание таких условий воспитания, в которых будет формироваться духовная, социально активная личность молодого поколения, осознающая неразрывную связь со своей Родиной, способная действовать во благо развития нашего общества, понимающая важность защиты интересов своего государства [2]. Так, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации [8].

Проблема формирования нравственно-патриотических качеств у студентов является одним из ключевых вопросов воспитания подрастающего поколения. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России нравственность и патриотичность рассматриваются в качестве базовых национальных ценностей [3].

Среди факторов формирования нравственно-патриотических качеств у студентов выделяем следующие: общее историческое прошлое (коллективное бессознательное), укореняющее существование данной общности, которое отражено в мифах, легендах и символах; самоназвание гражданской общности; общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей; общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства; переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране [7].

В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания молодежи становится одной из актуальнейших. За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты [1].

Целью статьи является предоставление результатов исследования и формирования нравственно-патриотических качеств у студентов, а также доказательство эффективности и необходимости данной работы в вузе.

Изучением проблемы нравственности занимались такие ученые, как Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев, И. Ф. Харламов, И. С. Марьенко, а также ряд российских ученных: Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, Л. Г. Григорович, И. П. Подласый и др. В своих работах данные ученые освещали вопросы нравственности, воспитания, их структуры, виды и функции [6].

В качестве гипотезы исследования мы рассматриваем идею о том, что разработка практической программы и реализация мероприятий позволит повысить уровень нравственно-патриотических качеств личности студентов: патриотическую культуру, ответственность, гражданскую ответственность и др.

Система нравственно-патриотического воспитания студентов должна привлекать молодое поколение к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России. Система состоит из государственных учреждений, общественных организаций, нормативно-правовой и духовно-нравственной базы, воспитательной, образовательной и массовой просветительной деятельности, комплексных мероприятий по формированию патриотических качеств молодого поколения и сознания граждан Российской Федерации [9].

Основными организационными принципами воспитания студентов вуза, в том числе патриотического, являются целеустремленность при достижении целей в жизни, непрерывность воспитания, объективность в оценке результатов, активная жизненная позиция, оперативность в принятии решений, дифференцированный подход и комплексное применение сил и средств. Основными средствами патриотического воспитания студентов являются индивидуальная воспитательная работа; информационно-пропагандистская работа; работа актива служебных коллективов органов (учреждений) [10] (рисунок 1).

Содержание: проведение культурно-массовых мероприятий

Формы: лекции, круглые столы посещение музея, фестивали, форумы, факультативы, празднование дней национальной культуры, проведение патриотических мероприятий, встречи с ветеранами и успешными людьми

Методы: наблюдение, беседа, социально-психологические тренинги, моделирование проблемных ситуаций, дискуссии и др.

Условия: Взаимодействие основного и дополнительного образования, материально-техническое оснащение, программно-методическое обеспечение.

Задачи:

- формирование патриотизма;

- ответственности за свои поступки;

- справедливости;

- дисциплинированности и др.

Принципы: - системности, поликультурности, непрерывности формирования общекультурных и профессиональных компетенций и др.

Рис. 1. Схема нравственно-патриотического воспитания студентов в вузе

Нравственно-патриотическое воспитание студентов осуществляется совместными усилиями семьи, учебных заведений, трудовых коллективов, творческих союзов, средствами массовой информации, военно-патриотических клубов. В практике работы по нравственно-патриотическому воспитанию студентов используются различные формы и методы. Наиболее распространенными из них являются: лекции, доклады, беседы, тематические вечера, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил, проведение занятий мужества, создание и посещение музеев и комнат боевой славы, проведение походов по местам боевых сражений, участие в движении юных следопытов, проведение военно-спортивных и военно-технических игр и др. Государственным органам значительную помощь в воспитании подрастающего поколения, подготовке молодежи к военной службе оказывают командиры и личный состав воинских частей, а также военные комиссариаты [11].

Экспериментальное исследование нравственно-патриотических качеств у студентов проводилось нами на базе УрГПУ. В нем принимало участие 50 студентов в возрасте 19-20 лет. Из них 35 девушек - 70%, и 15 юношей, что составляет 30% от общего числа. Исследование проводилось в январе-мае 2017 г.

В работе были использованы следующие методики: Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна, в модификации А. М. Прихожан. Методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от оригинальной, прежде всего, изменением исследуемых параметров. Шкала самооценки показывает, как каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Уровень развития каждого человека, сторону человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее.

Представлены три таких линии. Они обозначают: 1) любовь к Родине; 2) верность традициям своей страны; з) гордость за историю своего Отечества; Анкета «Отечество моё - Россия» (Д. В. Григорьева); Опросник сформированности гражданственности личности М. А. Бойко; Критерий Вилкоксона.

Далее перейдем к описанию и анализу результатов по трем методикам на констатирующем этапе исследования. Можно констатировать тот факт, что не у всех респондентов сформированы на достаточно высоком уровне «любовь к Родине» - 30% (15 человек), «верность традициям своей страны» -34% (17 человек) и «гордость за историю своего Отечества» - 18% (9 человек). Как правило, чувство патриотизма более сформировано у мужчин, чем у женщин, так как мужчины служили в вооруженных силах и в процессе службы у них проводилось первичное просвещение по патриотизму.

Так, ответы на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» распределись следующим образом: «да» - в 24% (12 человек), «частично» - 70% (35 человек); «нет» - ответило 6% (3 человека). Большинство респондентов не считают себя

Так, на первом месте у студентов располагается любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни и готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины -России. Для большинства респондентов характерны любовь к Родине и представление о себе как патриоте своей страны, а также готовность участвовать в развитии нации, своих возможностей и поддержании тради-

полностью патриотами своей Родины, не совсем интересуются историей и культурой Родины, не всегда участвуют в истори-ко-патриотической работе, в должной степени не проявляют интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям.

На вопрос «Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших нравственно-патриотических чувств?» респонденты ответили следующим образом: родители - 32% (16 человек); окружающие люди - 14% (7 человек); органы власти - 14% (7 человек); вооруженные силы РФ - 22% (12 человек) и учебное заведение - 16% (8 человек). Такой источник как СМИ респондентами не выбран. Таким образом, студенты считают, что на проявление патриотических качеств личности повлияли в большей степени родители. Менее повлияли школа, окружающие люди и органы власти, так как являются внешними источниками пропаганды патриотизма среди молодежи.

Ответы респондентов на вопрос «По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?» можно посмотреть в таблице 1.

ций нации. Национальное самосознание не совсем сформировано, так как оно имеет следующую структуру: эмоциональное отношение, представление о любви к Родине и стремление сделать какие-либо поступки на благо Родины, и один из компонентов у респондентов не совсем сформирован в силу тех или иных обстоятельств.

На следующем этапе респондентов попросили определить по 10-балльной шкале, какие качества и ценности сформированы

Таблица 1

Определение понятия «патриотизм» у студентов

Определения патриотизма Степень выраженности

1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу 8% (4 чел.)

2. Непримиримость к представителям других наций и народов 2% (1 чел.)

3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины - России 26% (13 чел.)

4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения 10% (5 чел.)

5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни 38% (19 чел.)

6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире 4% (2 чел.)

7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи 12% (6 чел.)

у студентов. Студенты выбрали следующие качества, которые представлены по степени убывания выраженности:

1) здоровье (физическое и психическое);

2) интересная работа;

3) материальное обеспечение жизни;

4) наличие хороших и верных друзей;

5) счастливая семейная жизнь;

6) общественное признание;

7) развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование);

8) развлечения;

9) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

10) уверенность в себе (внутренняя гар-

мония, свобода от внутренних противоречий), ответственность (чувство долга, умение держать слово, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов).

Как показывает практика, практически всегда здоровье, материальное обеспечение, семья, друзья и работа входят в ведущие ценности личности. Такие ценности, как творчество, толерантность, искренность, аккуратность оказались на последнем месте и не находят свое место в жизни студентов, за исключением двух-пяти человек.

Далее перейдем к анализу результатов по опроснику сформированности гражданственности личности М. А. Бойко (результаты представлены в таблице 2).

Уровень сформированности у студентов нравственно-патриотических качеств

Таблица 2

Шкалы Уровни сформированности нравственно-патриотических качеств личности студентов

высокий средний низкий

1. Гражданское самосознание - 66% (33 чел.) 34% (17 чел)

2. Гражданский долг 36% (18 чел.) 52% (26 чел.) 12% (6 чел.)

3. Гражданская ответственность 22% (11чел.) 74% (37 чел.) 4% (2 чел.)

4. Правовая культура - 50% (25 чел.) 50% (25 чел.)

5. Соблюдение законов государства - 100% -

6. Личная свобода - 82% (41 чел.) 18% (9 чел.)

7. Гражданское достоинство 6% (3чел.) 62% (31 чел.) 32% (16 чел.)

8. Гражданская активность 10% (5 чел.) 70% (35 чел.) 20%(10 чел.)

9. Политическая культура - 58% (29 чел.) 42% (21 чел.)

10. Патриотизм 14% (7 чел.) 68% (34 чел.) 18% (9 чел.)

Как показывают данные таблицы 2, 100% студентов соблюдают законодательство страны, в меньшей мере они ощущают себя компетентными в правовой и политической культуре, также считают, что государство ограничивает их личную свободу, что, несомненно, влияет на формирование патриотизма и патриотического самосознания. Большинство респондентов уверены, что они в полной мере отдают гражданский долг, и считают себя ответственными в вопросах поддержки и сопровождения граждан.

На основании полученных и проанализированных данных была выделена группа

студентов в количестве 20 человек, у которых выявлены следующие проблемные области: низкий уровень патриотизма, любви к Родине, гражданской ответственности, политической и правовой культуры. Далее группы методом случайного выбора были поделены на две подгруппы: экспериментальную группу - ЭГ (10 человек), с которой в дальнейшем будет реализовываться программа, и контрольную - КГ (10 человек), с которой программа реализовываться не будет. На основании выделенных проблемных областей была разработана программа по развитию нравственно-патриотических качеств личности студентов.

Название программы - «Программа по - совершенствование содержания куль-

формированию нравственно-патриотиче- турно-досуговой работы, нравственного, эс-

ских качеств студентов ВУЗа». тетического и физического воспитания;

Основные направления программы: - совершенствование системы патрио-

- информационно-пропагандистское тического воспитания и воспитательной ра-

обеспечение; боты со студентами [4].

Таблица 3

Программа по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов

№ Направления деятельности Содержание программы

1 Развитие научно-теоретических, методических и образовательных основ формирования нравственно-патриотических качеств личности Ежегодно в соответствии с утвержденным планом в вузе организуются занятия со студентами по разъяснению реализации приоритетных направлений развития страны, конституционным правам и свободам граждан, этике. Для проведения занятий приглашаются специалисты государственных и правоохранительных органов, известные общественные деятели и научные работники, а также принимают участие ветераны

2 Информационное обеспечение формирования нравственно-патриотических качеств студентов Создание во всех подразделениях на сайтах постоянно действующих рубрик по нравственно-патриотическому воспитанию студентов. Подготовка и издание книг, брошюр, очерков, буклетов по истории РФ, о славных традициях, героических и благородных поступках сотрудников вуза в прошлом. Проведение лекций, круглых столов, дискуссий

3 Деятельность вуза по использованию государственных символов в патриотическом воспитании В целях реализации государственной политики в сфере пропаганды и применения государственных символов Российской Федерации проводится работа по пропаганде и применению государственных символов - флага, герба и гимна. Все важные мероприятия в вузе начинаются с гимна РФ. Оформление наглядной агитации с использованием государственных символов РФ проводится строго в соответствии с государственными стандартами

4 Координация деятельности музеев Сохранение и развитие музеев и уголков боевой славы, которые являются центрами работы по патриотическому воспитанию студентов. Широко используются передвижные экспозиции, тематические фотовыставки, в том числе о сотрудниках, погибших на боевых постах в военное и мирное время, о награжденных боевыми орденами за мужество и самоотверженность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Организация культурно-массовой работы Организовать работу коллективов художественной самодеятельности, которые принимают участие в проведении праздничных концертов, смотров и фестивалей самодеятельного художественного творчества

6 Организация спортивных, культурных массовых мероприятий направленных на нравственно- патриотическое воспитание Организация и проведение массовых мероприятий, пропаганды здорового образа жизни: кросс нации, флэшмобы, конкурсы профессионального мастерства среди студентов, конкурсов красоты, музыкальные фестивали и др.

После реализации программы было проведено повторное исследование сформированности нравственно-патриотических качеств личности студентов. Исследование проводилось через три недели после реализации программы с целью определения степени эффективности проделанной работы. На контрольном этапе исследования использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. Достоверность и эффективность проведенной работы можно

оценить, применяя математический критерий Т-Вилкоксона, который позволяет выявить сдвиг (положительный или отрицательный) в исследуемых признаках.

Критическое значение для выборки численностью десять человек равно 10 при уровне значимости 0,05 и 5 при уровне значимости 0,01. Данные, полученные в результате применения критерия Т-Вилкоксона у экспериментальной группы, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Статистические данные после проведения программы по развитию нравственно-патриотических качеств личности студентов в экспериментальной группе

Шкала Эмпирическое значение критерия Ъ (сдвиг) Уровень значимости

1. Любовь к Родине 3,00 1,21 0,22

2. Верность традициям страны 2,50 1,83 0,07

3. Гордость за историю страны 6,00 1,34 0,01

4. Гражданское самосознание 5,43 1,27 0,05

5. Гражданский долг 9,04 1,40 0,05

6. Гражданская ответственность 4,00 1,61 0,01

7. Правовая культура 10,50 - -

8. Соблюдение законов государства 3,00 2,02 0,01

9. Личная свобода 10,00 - -

10. Гражданское достоинство 2,00 1,42 0,01

11. Гражданская активность 4,30 1,21 0,01

12. Политическая культура 12,45 0,53 0,59

13. Патриотизм 3,70 1,41 0,01

Примечание: жирным выделены значимые различия по шкалам, то есть произошел положительный сдвиг (показатели улучшились).

Как показывают результаты расчетов критерия Вилкоксона из таблицы 4, практически по всем шкалам произошли изменения в положительную сторону, что подтверждает нашу гипотезу и доказывает статистически эффективность реализованной программы по формированию нравственно-патриотических качеств личности студентов. Они прочувствовали важность вопросов со-

блюдения законов и правил, ответственности за свои поступки, помощи окружающим, доброты и порядочности по отношению к окружающим и природе в целом, стали более дисциплинированными, представляют и выполняют свой гражданский долг, осознали такие качества, как патриотичность, верность традициям страны, проявление интереса к истории страны (таблица 5).

Таблица 5

Статистические данные после проведения программы по развитию нравственно-патриотических качеств личности студентов

в контрольной группе

Шкала Эмпирическое значение критерия Ъ (сдвиг) Уровень значимости

1. Любовь к Родине 13,00 - 0,22

2. Верность традициям страны 11,50 - 0,07

3. Гордость за историю страны 15,00 - 0,01

4. Гражданское самосознание 15,13 - 0,05

5. Гражданский долг 19,00 - 0,05

6. Гражданская ответственность 14,00 - 0,01

7. Правовая культура 14,50 - -

8. Соблюдение законов государства 3,00 1,02 0,01

9. Личная свобода 13,40 - -

10. Гражданское достоинство 14,30 - 0,01

11. Гражданская активность 14,30 - 0,01

12. Политическая культура 12,45 - 0,59

13. Патриотизм 15,80 - 0,01

В контрольной группе существенных изменений не произошло, так как с ними программа не реализовалась. В данной группе все показатели остались примерно

на том же уровне. Произошел сдвиг по шкале «соблюдение законов государства», что говорит нам о том, что студенты примерно ведут себя, соблюдают правила пове-

дения на улице, дома. Знают основные законы и последствия в случае их нарушения, побуждают к хорошему поведению других.

Подводя итог, можно сказать следующее: главной и важной целью нравственно-патриотического воспитания студентов является возрождение в российском обществе таких важных качеств, как гражданственность и патриотизм как наиболее важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие патриотических качеств у подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его ста-

бильности и безопасности. Составной частью патриотического воспитания студентов является военно-патриотическое воспитание, основными задачами которого являются формирование готовности и способности молодежи к военной службе, воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии, сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите Отечества, обеспечению его безопасности и суверенитета. Формирование нравственно-патриотического сознания тесно связано с развитием деятельностного аспекта мировоззрения. Стремление внести личный вклад в процветание Родины придает полезную окраску всему мировоззрению человека. Патриотическое сознание влияет на мировоззрение молодежи, ее субкультуру, мировоззренческие устои общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2010. - 170 с.

2. Дериглазова Л. В. Результаты формирования гражданской идентичности в европейском союзе в 1997-2014 гг. // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 6. - С. 60-66.

3. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» / / Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 14-18.

4. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2000. - 383 с.

5. Капустина З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. - 2013. - № 9. - С. 45-49.

6. Кожанов И. В. Гражданская и этническая идентичности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.

7. Лутовинов В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. - 2010. - № 5. -

с. 52-59.

8. Набойченко Е. С. Профессиональное воспитание в помогающих специальностях с позиции акмео-логии // Сборник научных трудов кафедры психологии образования Института психологии. Вып. 12 / сост. Н. Н. Васягина ; Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2014. - С. 28-50.

9. Никитин А. Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика. - 2012. -№ 5. - С. 44-49.

10. Петрова Л. А. Формирование патриотизма [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. - Март, 2012. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru // 2012/03/349.

11. Сергеева В. П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе // Проблемы современного образования. - 2013. - С. 23-29.

REFERENCES

1. Danilyuk A. Ya. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Ros-sii. - M. : Prosveshchenie, 2010. - 170 s.

2. Deriglazova L. V. Rezul'taty formirovaniya grazhdanskoy identichnosti v evropeyskom soyuze v 19972014 gg. / / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 6. - S. 60-66.

3. Efimenko V. N. Strukturnye komponenty i soderzhatel'noe napolnenie ponyatiya «grazhdanskaya iden-tichnost'» / / Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2013. - № 11. - S. 14-18.

4. Ippolitova N. V. Teoriya i praktika podgotovki budushchikh uchiteley k patrioticheskomu vospitaniyu uchashchikhsya : dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 2000. - 383 s.

5. Kapustina Z. Ya. Vospitanie grazhdanstvennosti v usloviyakh obnovlyayushcheysya Rossii // Pedagogi-ka. - 2013. - № 9. - S. 45-49.

6. Kozhanov I. V. Grazhdanskaya i etnicheskaya identichnosti: problema vzaimosvyazi i vzaimozavisimosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2013. - № 3.

7. Lutovinov V. I. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie segodnya // Pedagogika. - 2010. - № 5. - S. 52-59.

8. Naboychenko E. S. Professional'noe vospitanie v pomogayushchikh spetsial'nostyakh s pozitsii ak-meologii // Sbornik nauchnykh trudov kafedry psikhologii obrazovaniya Instituta psikhologii. Vyp. 12 / sost. N. N. Vasyagina ; Ural.gos.ped.un-t. - Ekaterinburg, 2014. - S. 28-50.

9. Nikitin A. F. Edinstvo nravstvennogo i grazhdanskogo vospitaniya // Pedagogika. - 2012. - № 5. -S. 44-49.

10. Petrova L. A. Formirovanie patriotizma [Elektronnyy resurs] // Psikhologiya, so-tsiologiya i pedagogika. - Mart, 2012. - Rezhim dostupa: http://psychology.snauka.ru // 2012/03/349.

11. Sergeeva V. P. Formirovanie grazhdanskoy identichnosti v obrazovatel'nom protsesse // Problemy sov-remennogo obrazovaniya. - 2013. - S. 23-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.