Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ЭМПАТИЯ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Дарья Павловна

В статье рассмотрена проблема адаптации и проявления эмпатических способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Работа с кадрами занимает одно из основных мест в деятельности учреждений. Однако она не останавливается только на подборе специалиста, обладающего необходимыми качествами. Для выполнения своих обязанностей сотрудник должен адаптироваться к трудовому коллективу и специфике работы. Исследователи выделяют ряд качеств личности, облегчающих данный процесс. Одним из механизмов, позволяющих быстрее установить контакт и оценить актуальную ситуацию, является эмпатия - профессионально значимое качество работников в сфере «человек - человек». При психологической оценке деятельности и подборе сотрудников уголовно-исполнительной системы следует учитывать, что они несут службу в особых условиях стрессогенной обстановки, требующей повышенной бдительности и настороженности, особенно при работе с осужденными. Специфичность службы способна повлиять на профессиональную деятельность сотрудника, плохо адаптированного и не обладающего значимыми профессиональными качествами. Ограничиваться только профессиональной деятельностью было бы ошибкой, так как необходимо сохранить здоровую личность, способную успешно взаимодействовать с социумом вне рабочего пространства. В статье приводятся данные исследования, проведенного среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, направленного на изучение проявления эмпатических способностей, а также на выявление статистически значимых связей показателей социально-психологической адаптации и личностных характеристик. Исследование позволило выявить особенности поведения сотрудников в зависимости от их трудовой деятельности. Результаты исследования акцентируют внимание на некоторых аспектах деятельности сотрудников исправительных учреждений, что способствует организации целенаправленного психологического сопровождения с учетом выявленных мишеней воздействия. Основываясь на полученных данных, можно составить новые и дополнить имеющиеся коррекционные и профилактические программы с целью нивелирования негативного воздействия внешних факторов на поведение и психологическое состояние сотрудников.Work with personnel occupies one of the main places in the activities of institutions. However, it does not stop only at the selection of a specialist with the necessary qualities. To fulfill their duties, an employee must adapt to the team work and the specifics of the work. Researchers identify a number of personality traits that facilitate this process. One of the mechanisms that make it possible to establish contact faster and assess the current situation is empathy - a professionally significant quality of employees in the field of “person-to-person”. In the psychological assessment of the activities and selection of employees of the penitentiary system, it should be borne in mind that they serve in special conditions of a tense, stressful situation that requires increased vigilance and alertness, especially when working with convicts. The specificity of the service can affect the professional activity of an employee who is poorly adapted and does not have significant professional qualities. It would be a mistake to limit oneself only to professional activity, since it is necessary to preserve a healthy personality capable of successfully interacting with society outside the workplace. The article presents the data of a study conducted among employees of the penal system aimed at studying the manifestation of empathic abilities, as well as at identifying statistically significant relationships between indicators of socio-psychological adaptation and personal characteristics. The study revealed the peculiarities in the behavior of employees depending on their work activity. The results of the study focus on some aspects of the activities of correctional officers, which contributes to the organization of targeted psychological support, taking into account the identified targets of influence. Based on the obtained data, it is possible to create new and supplement existing correctional and preventive programs in order to neutralize the negative impact of external factors on the behavior and psychological state of employees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борисова Дарья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2021.4(57).082-091

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д. П. Борисова

Для цитирования

Борисова, Д. П. Изучение особенностей адаптации и проявления эмпатиче-ских способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / Д. П. Борисова // Прикладная юридическая психология. - 2021. -№ 4(57). - С. 82-91. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.4(57).082-091.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассмотрена проблема адаптации и проявления эмпатических способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Работа с кадрами занимает одно из основных мест в деятельности учреждений. Однако она не останавливается только на подборе специалиста, обладающего необходимыми качествами. Для выполнения своих обязанностей сотрудник должен адаптироваться к трудовому коллективу и специфике работы. Исследователи выделяют ряд качеств личности, облегчающих данный процесс. Одним из механизмов, позволяющих быстрее установить контакт и оценить актуальную ситуацию, является эмпатия - профессионально значимое качество работников в сфере «человек - человек». При психологиче-

© Борисова Д. П., 2021

ской оценке деятельности и подборе сотрудников уголовно-исполнительной системы следует учитывать, что они несут службу в особых условиях стрессоген-ной обстановки, требующей повышенной бдительности и настороженности, особенно при работе с осужденными. Специфичность службы способна повлиять на профессиональную деятельность сотрудника, плохо адаптированного и не обладающего значимыми профессиональными качествами. Ограничиваться только профессиональной деятельностью было бы ошибкой, так как необходимо сохранить здоровую личность, способную успешно взаимодействовать с социумом вне рабочего пространства. В статье приводятся данные исследования, проведенного среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, направленного на изучение проявления эмпатических способностей, а также

на выявление статистически значимых связей показателей социально-психологической адаптации и личностных характеристик. Исследование позволило выявить особенности поведения сотрудников в зависимости от их трудовой деятельности. Результаты исследования акцентируют внимание на некоторых аспектах деятельности сотрудников исправительных учреждений, что способствует организации целенаправленного психологического сопровождения с учетом выявленных мишеней воздействия. Основываясь на полученных данных, можно составить новые и дополнить имеющиеся коррекционные и профилактические программы с целью нивелирования негативного воздействия внешних факторов на поведение и психологическое состояние сотрудников.

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, эм-патия, адаптация, личность, взаимосвязь.

В современном мире большое значение придается профессионализму сотрудников. Работодатели стараются подбирать коллектив, основываясь не только на профессиональных знаниях, умениях и навыках в своей области, но и на личностных особенностях и профессионально значимых качествах сотрудника, необходимых для выполнения конкретной деятельности, а также важных для организации здорового коллектива. Стоит отметить, что любая профессиональная деятельность способна оказать влияние на личность человека в целом, являться стимулом для его развития и формирования тех черт, которые наиболее востребованы в его деятельности. Для каждой профессии характерны своя система ценностей и смысл, определяемые ее направленностью [1]. Служебная деятельность

сотрудниковуголовно-исполнительной системы (УИС) является достаточно специфичной деятельностью и также предъявляет ряд требований к работникам. При выполнении служебных обязанностей на сотрудника могут оказывать влияние различные негативные факторы и стрессовые ситуации(взаи-модействие с осужденными, отрезанность от внешнего мира и т. д.), провоцирующие формирование нервно-психического напряжения.

Становление личности как профессионала в своей области требует определенного времени и усилий. На результативность трудовой деятельности оказывают влияние личностные характеристики, в частности развитые адаптивные способности. Профессиональная адаптация сотрудника представляет собой социально-психологический процесс включения его в трудовой коллектив, установление с ним доверительных отношений, приспособление к характеру и условиям труда, формирование устойчивого интереса к выполняемой деятельности [2]. Однако на этом актуальность адаптационных возможностей не снижается ввиду того, что в трудовой деятельности возможно возникновение различных непредвиденных обстоятельств и стрессовых ситуаций, к которым человек не может быть готов. Дальнейшая его деятельность зависит от способности быстро переключаться и выстраивать ее в новых условиях, вырабатывая отличные от имеющихся формы поведения.

В современной научной литературе можно найти многочисленные исследования, посвященные изучению личностных особенностей и их взаимосвязи с адаптационными возможностями в различных профессиональных

областях. Среди наиболее распространенных черт личности, препятствующих быстрой и успешной адаптации, указываются следующие: замкнутость, необщительность, ригидность, строгость в оценке людей и т. д. В свою очередь, развитые коммуникативные навыки, адекватный уровень самооценки, ориентация на социальное окружение в большей степени будут способствовать успешному приспособлению [3].

Способность сотрудника проявлять внимание к партнеру по общению, а также учитывать его состояние отражает как его профессионализм, так и отсутствие психологической усталости, стабильность внутреннего состояния [4]. Одним из важных качеств, позволяющих сотрудникам понимать внутренний мир другого человека, его переживания, является эмпатия. Это конструкт эмоциональной сферы личности человека, который характеризует не только возможность занять позицию другого, но и способность оценивать поведение собеседника, его намерения, формировать целостное представление о собеседнике. Это крайне необходимый конструкт в деятельности пенитенциарного служащего, так как работа с лицами, преступившими закон, требует бдительности, внимательности, стойкости. Необходимо также учитывать тот аспект, что сотрудники контактируют в служебной деятельности со своими коллегами, поэтому должна быть согласованность в их действиях. Эмпатия также позволяет быстро подстраиваться и находить общие точки соприкосновения.

Таким образом, развитые способности к установлению контакта при выполнении служебных обязанностей, открытость, гибкость, понимание состояния другого человека позволяют

быстрее адаптироваться к актуальным условиям службы. При успешной адаптации у сотрудника формируется чувство психологического комфорта. Стоит отметить, что взаимосвязь данных аспектов, особенно при рассмотрении эмпатических способностей, недостаточно исследована в уголовно-исполнительной системе. В некоторых работах указывается, что развитые эмпатиче-ские способности (далее в работе будем использовать именно это словосочетание, так как в литературе нет четко устоявшегося понятия и в зависимости от теоретических основ у исследователей встречаются отличающиеся термины) -это одно из профессионально значимых качеств личности сотрудника, так как деятельность относится к области «человек - человек», но подробного исследования взаимосвязи с другими параметрами не проводилось.

Основываясь на изложенном, мы провели пилотажное исследование, в котором приняли участие более 20 человек из различных учреждений и служб УИС. Такого рода исследование позволяет выявить и уточнить существующие проблемы, а также более корректно поставить задачи для дальнейшей работы, так как в настоящее время недостаточно изучены интересующие нас аспекты именно в контексте уголовно-исполнительной системы. Цель исследования -выявление статистически значимых связей между показателями эмпа-тических способностей сотрудников УИС, их личностными особенностями и способностью к адаптации.Участни-ки были разделены на две группы по принципу наличия (отсутствия) в служебной деятельности прямых обязанностей по взаимодействию с осужденными и лицами, содержащимися под

стражей (далее - осужденные). В исследовании применялись следующие методики: Оценка уровня эмпатиче-ских способностей В. В. Бойко, Методика экспресс-диагностики эмпатии И. М. Юсупова, Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, Пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае, П. Коста. Данные были подвергнуты статистической обработке.

При анализе данных с применением критерия Манна - Уитни были определены значимые различия между рассматриваемыми группами по некоторым параметрам. Стоит отметить, что наибольшие показатели по выявленным параметрам свойственны представителям группы, чья деятельность не связана с контактом с осужденными, то есть сотрудники обладают более выраженными эмпатическими способностями, более адаптированы к социальной действительности, а также ориентированы на взаимодействие с окружающими. Рассмотрим эти параметры более подробно.

Различия были обнаружены практически по всем показателям мето-

дики «Пятифакторный личностный опросник» (табл. 1). Отметим основные факторы (следует учитывать, что их компоненты также имеют статистически значимую разницу): «экстраверсия - интроверсия», «привязанность -обособленность», «самоконтроль -импульсивность», «экспрессивность -практичность». Полученные данные указывают на то, что сотрудники, не контактирующие в своей деятельности с осужденными, более общительны и эмоциональны, способны полностью контролировать свое поведение и демонстрировать эмоции окружающим, ориентированы на взаимодействие с социумом. Обратная тенденция наблюдается у сотрудников, чья деятельность напрямую связана с взаимодействием с осужденными: данной категории сотрудников свойственны замкнутость, пассивность, обособленность, импульсивность, нечувствительность к другим людям. Подобные тенденции в поведении обусловлены спецификой выполняемой деятельности и требованиями четкой регламентации взаимодействия с правонарушителями.

Таблица 1

Значения критерия Манна - Уитни для методики «Пятифакторный личностный опросник»

Шкалы

I 11 12 13 15 II 111 115 1111 1112 1113 1114 1115 V V1 V3 V4

Мапп - Whitney и - со СУ СУ СУ СУ СУ СУ со СУ 20,5 со О СУ 19,5 18,5 ю СУ 2 со СУ 20,5

Asymp. Sig. 0,001552 0,017863 0,011793 0,017156 0,012468 0,025612 0,019365 0,011669 0,002678 0,007051 0,009558 0,00804 0,002568 0,007541 0,016191 0,025665 0,011552

ExactSig. [2*(1^аЫ Э1д.)] 0,0011 0,024155 0,015871 0,0196065 0,015871 0,02948 0,024155 8 71 СУ О О 0,002761 0,00795 8 71 СУ О о 0,010093 0,002761 0,00795 0,019665 0,042964 8 71 СУ О О

В методике «Диагностика социально-психологической адаптации» (табл. 2) значимая разница обнаружена между параметрами «адаптированность», «принятие себя», «ожидание внутреннего контроля». Данные показатели свидетельствуют о том, что сотрудники, не контактирующие с осужденными, более адаптированы как в обществе, так и на работе, обладают более высокими показателями самооценки и удовлетворенности своим положением, а также за все происходящие события в их жизни склонны брать ответственность на себя.

При сопоставлении данных по методике «Оценка уровня эмпатических способностей» (табл. 3) значимое различие между группами обнаружено только в параметре «эмоциональный канал эмпатии». Это означает, что сотрудники, не контактирующие с осужденными, в большей степени способны проявлять сопереживание и демонстрировать понимание чувств другого

человека, что способствует формированию правильной оценки и возможности прогнозировать действия человека.

Следовательно, статистически значимой разницы между показателями эмпатических способностей у сотрудников, контактирующих и не контактирующих с осужденными, не выявлено. Уровень развития эмпатических способностей у двух групп исследуемых относится к средним значениям. Важно, что в исследовании дополнительно рассматривался параметр «стаж службы в УИС», который не нашел отражения при проведении статистической обработки данных: не было выявлено статистически значимой разницы между исследуемыми группами и корреляционных связей между рассматриваемыми параметрами и стажем службы в УИС. Однако при рассмотрении полученных данных с помощью корреляционного анализа Спирмена были получены разные аспекты проявления и взаимосвязи между показателями эм-

Таблица 2

Шкалы

А ПРС ОВК

Мапп - Whitney и 21 15 15,5

Asymp. Sig. (2^Ы) 0,015406 0,004163 0,004701

Еха^д. [2*(1^Ы Sig.)] 0,015871 0,003652 0,003652

Значения критерия Манна - Уитни для методики «Оценка уровня эмпатических способностей»

Таблица 3

Шкалы

ЭЭ

Мапп - Whitney и 26

Asymp. Sig. (2-йЫ) 0,022421

ЕхаОйд. [2*(1-йЫ Э1д.)] 0,042964

Значения критерия Манна - Уитни для методики «Диагностика социально-психологической адаптации»

патических способностей, адаптации и личностных особенностей сотрудников. Отметим, что в группе контактирующих с осужденными сотрудников выявлено значительно меньше связей эмпатических способностей и других исследуемых параметров. Рассмотрим данные особенности подробнее.

При анализе корреляционных связей в группе контактирующих с осужденными сотрудников выявлено, что между показателями адаптации и эм-патическими способностями значимые связи отсутствуют. Наибольшее количество статистически значимых связей отмечается между показателями социально-психологической адаптации и личностными характеристиками.

Все параметры, которые демонстрируют развитые способности к

адаптации, коррелируют с чертами личности, демонстрирующими обособленный образ жизни, - тревожностью, подозрительностью, неудовлетворенностью, сниженным уровнем ответственности. Сотрудники насторожены при общении и аккуратны в своих контактах, что обусловливает напряженный фон деятельности, так как приходится быть всегда готовым к вычленению неточностей в информации и рассогласованности действий, что, в свою очередь, негативно влияет на самоощущение и отношение к выполняемой деятельности. Данный факт виден в следующих связях (корреляционная связь между параметрами отрицательная, поэтому в таблице приведено не полное название шкалы, а ее крайние полюса, с которыми образуется взаимосвязь (табл. 4).

Таблица 4

Показатели методики «Диагностика социально-психологической адаптации» Показатели методики «Пятифакторный личностный опросник»

Показатель Уровень значимости

Доминирование Подозрительность 0,007288

Безответственность 0,043356

Замкнутость 0,034269

Любопытство 0,006846

Адаптированность Подозрительность 0,022025

Любопытство 0,040317

Принятие других Подозрительность 0,040339

Тревожность 0,008705

Эмоциональный комфорт Подозрительность 0,015886

Безответственность 0,013913

Тревожность 0,036504

Ожидание внутреннего контроля Непонимание 0,009216

Безответственность 0,013008

Тревожность 0,001728

Напряженность 0,012523

Любопытство 0,022512

Принятия себя Безответственность 0,034259

Тревожность 0,026186

Напряженность 0,026186

Однако наравне с этим отмечается интерес к происходящему вокруг, желание быть в курсе событий в обществе, некоторая социальная заинтересованность. Можно также говорить о вероятности того, что участники исследования из данной группы склонны давать социально желательные ответы на вопросы, связанные с эмоциональным состоянием (положительная корреляционная связь параметра «ложь» с параметрами «эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость» (р - 0,0077), «тревожность -беззаботность» (р - 0,003), «напряжение - расслабление» (р - 0,00394)).

Можно сделать вывод о том, что для данной группы сотрудников свойствен средний уровень адаптации, но присутствует некоторая напряженность и неудовлетворенность деятельностью, которая компенсируется любопытством к происходящим вокруг собы-тиям,что позволяет чувствовать себя включенным в совместную с социумом деятельность. Внутренняя напряженность также может быть обусловлена невозможностью демонстрировать негативные эмоции и переживания, что способствует уходу в себя, замкнутости.

Если обратиться к выявлению корреляционных связей между эмпатиче-скими способностями и личностными характеристиками, то увидим следующие особенности. Сотрудникам, контактирующим с осужденными, свойственны отрицательная связь между параметрами «общий уровень эмпа-тии» и «активность - пассивность» (р - 0,04); положительная связь между показателями «идентификация» и «настойчивость - отсутствие настойчивости» (р - 0,025), «поиском впечатлений - избеганием впечатлений»

(р - 0,038). При анализе направленности эмпатических способностей выделяются категории: «герои художественных произведений», «родители», «дети». Подобные данные свидетельствуют о том, что сотрудники обладают эмпатическими способностями, однако их проявление достаточно скудно и ориентировано на узкую категорию лиц. Включение в этот круг героев художественных произведений демонстрирует нам описанные выше дистан-цированность и замкнутость, то есть сотрудники пытаются компенсировать недостаточность эмоциональных контактов с обществом посредством погружения в вымышленный мир. Обратим внимание на то, что при возникновении сопереживания на первый план выходит такая черта личности, как настойчивость, что не позволяет сотруднику полностью погрузиться в проблему собеседника, отстраниться от происходящего и довести какую-либо совместную деятельность до конца, невзирая на эмоциональный компонент.

Все эти особенности находят четкое отражение в деятельности сотрудников, чья прямая обязанность - контактировать с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, так как особенности профессиональной деятельности предъявляют достаточно жесткие требования к поведению, особенно к проявлению эмоциональных реакций. Эта особенность может затруднять процесс адаптации. Замкнутость и отстраненность от различных категорий людей, непонимание актуальной ситуации будут препятствовать адекватной оценке происходящего, а также скупости в общении.

Анализируя корреляционные связи в группе не контактирующих с осужденными сотрудников, отмечаем

многочисленные связи между исследуемыми параметрами в отличие от предыдущей группы. Можно выделить тот факт, что корреляционные связи имеются между параметрами эмпа-тических способностей и адаптации. У сотрудников данной группы отмечается сниженный (по сравнению с группой контактирующих сотрудников) уровень показателя «уход от проблем», что, в свою очередь, образует отрицательные корреляционные связи со следующими характеристиками личности (также приведены крайние значения шкалы): «экстраверсия» (р - 0,0464), «доминирование» (р - 0,0240), «доверчивость» (р - 0,0395), «настойчивость» (р - 0,01663). При достаточно высоких показателях адаптирванности характерно проявление самодостаточности (отрицательная корреляционная связь, р - 0,0446). Все это свидетельствует о том, что сотрудники данной группы способны проявлять свои эмоции и чувства, ориентированы на других людей, способны воспринимать, что происходит с состоянием собеседника,обладают удовлетворительным уровнем самооценки. Указанные качества облегчают взаимопонимание контактирующих как на вербальном, так и на невербальном уровне, что способствует установлению контакта и более детальной оценке личности собеседника. Участники исследований из данной группы более открыты к общению, а также не стремятся давать социально желательные ответы в отношении своих чувств и состояний. Таким образом, можем сделать вывод о том, что сотрудники данной группы адаптированы к социальной действительности и чувствуют себя психологически комфортно.

Анализируя данные по имеющимся корреляционным связям между

эмпатическими способностями, параметрами адаптированности и личностными характеристиками, можем отметить, что представители данной группы проявляют разнообразные способы эмпатического реагирования. В таблице 5 указаны наиболее значимые связи.

Из приведенных данных видим, что при развитии гармоничной личности, принимающей себя и других с возможными достоинствами и недостатками, эмпатия на достаточно высоком уровне. Таким образом, понимание чувств и переживаний других людей происходит быстрее и не требует лишних эмоциональных затрат. Данная категория сотрудников в общении может не только демонстрировать свою причастность, но и проявлять теплоту, любопытство к собеседнику, а также чувство вины. Это способствует быстрой проработке негативных переживаний и снижению их негативного влияния на психику.

Имеющиеся связи параметров «рациональная эмпатия» и «настойчивость» (р - 0,049), «установки, способствующие эмпатии» и «самоконтроль поведения» (р - 0,035) дают возможность сделать вывод о способности сотрудников своевременно и непредвзято оценить состояние собеседника, не вникая в сущность его проблем, довести все необходимые дела до логического конца, невзирая на эмоциональные посылы другого человека. Это является важным фактором при организации общения, позволяющим сохранять психологическое спокойствие и равновесие при возможном манипуляционном воздействии на сотрудника либо при нахождении партнера по общению в стрессовой ситуации.

Таблица 5

Показатели «Методики экспресс диагностики эмпатии» Показатели методики «Диагностика социально-психологической адаптации» Показатели методики «Пятифакторный личностный опросник»

Показатель Уровень значимости Показатель Уровень значимости

Общительность 0,013066

Проявление чувства вины 0,006904

Теплота 0,044786

Любопытство 0,035982

Рациональный канал эмпатии Настойчивость 0,049481382

Установки, способствующие эмпатии Самоконтроль поведения 0,035357667

Проникающая способность Предусмотрительность 0,046201542

Идентификация Принятие других 0,0418

Общий уровень эмпатии Принятие других 0,0304

Принятие себя 0,000145

Эмоциональный комфорт 0,024312

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адаптированность 0,00642

Ожидание внутреннего контроля 0,000498

При анализе направленности эмпатических способностей в группе не контактирующих с осужденными сотрудников отмечаются связи параметров личностныххарактеристик и адаптации со всеми категориями, но чаще встречающимися являются «родители», «старики», «дети». Это свидетельствует о выделении более значимой категории людей, с которыми можно демонстрировать весь спектр эмоциональных реакций и устанавливать близкую связь, проявляя не только понимание, но и сопереживание. Чувствительность к героям художественных произведений и к животным свидетельствует о более развитых эмпа-тических способностях. В отношении незнакомых людей данные сотрудни-

ки способны проявлять большую пластичность в общении.

На основе полученных данных формируется образ данной категории сотрудников как более открытых, готовых к взаимодействию с разными людьми, способных понять и оказать помощь, гибких в поведении личностей. Все это позволяет не только устанавливать контакты с людьми, но и быстро адаптироваться к новым условиям и социальным требованиям. Процесс адаптации будет проходить легче, не вызывая внутреннего напряжения, создавая ощущение психологического и эмоционального комфорта.

В итоге следует подчеркнуть, что полученные в пилотажном исследовании результаты требуют дальнейше-

го уточнения и детальной проработки для более четкого определения мишеней воздействия. Все рассмотренные особенности проявления эмпатиче-ских способностей и адаптации требуют особого внимания к воспитанию, обучению, формированию профессионально важных качеств сотрудников. Однако не стоит обходить вниманием то, что сотрудники много времени проводят на службе,но их социальная роль за пределами исправительных учреждений также должна реализовываться в полном объеме. Такое быстрое переключение позволяет обеспечить развитые способности к адаптации и некоторые личностные особенности. В силу этого необходимо сохранять целостную здоровую личность сотрудников, проводить с ними полный комплекс мероприятий, направленных на развитие и совершенствование не только профессионально значимых качеств, но и иных социально важных способностей (в том числе эмпатических), а также на решение возникающих психологических проблем.

Библиографический список

1. Дегтярев А. В., Галкина Е. А. Личность и эмоциональная сфера студен-

тов в контексте подготовки специалистов для работы с детьми в юридически значимых ситуациях (часть 1) // Психология и право. 2016. № 1. С. 58-72. DOI: 10.17759/рБу^.2016060106.

2. Волкова В. В., Трандина Е. Е., Об-луков А. А. Актуальные проблемы системы трудовой адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы // Наука: исследования, результаты, достижения. 2016. № 1(2). С. 34-37.

3. Борисова Д. П. Изучение особенностей эмпатии и адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы в зависимости от степени контакта с осужденными // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России) : сб. тез. выступ. и докл. участников (Рязань, 20-22 нояб. 2019 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2019. Т. 7 : Материалы международных научно-практических конференций и круглых столов. С. 83-86.

4. Погадаева Е. В. Специфика эмоционального интеллекта сотрудников уголовно-исполнительной системы // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 711-713.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.