Научная статья на тему 'Результаты исследования изменения эмпатических тенденций у педагогов в зависимости от стажа работы в школе'

Результаты исследования изменения эмпатических тенденций у педагогов в зависимости от стажа работы в школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ / ЭМПАТИЙНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ / EMPATHY / EMPATHIC TENDENCIES OF PERSONALITY / EMPATHIC POTENTIAL OF PERSONALITY / EMOTIONAL BEHAVIOR / EMOTIONAL INVOLVEMENT / PEDAGOGICAL INDIFFERENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожевникова Э.П.

В статье рассматривается проблема изменения эмпатического потенциала личности в профессиональной педагогической деятельности. Показана роль эмпатии как личностно направленного процесса и субъективного фактора в сохранении интереса к субъекту педагогической деятельности и профессионального долголетия. Приведены результаты исследования выраженности компонентов эмпатии у педагогов с разным стажем. Проанализированы связи компонентов эмпатии с личностными проявлениями ригидности, тревожности, склонности к переживанию отрицательных эмоций и синдрома эмоционального сгорания. Исследование эмпатии у педагогов показало недостаточную выраженность действенного компонента эмпатии, необходимого для осуществления психологической помощи и поддержки обучающимся в ситуациях психолого-педагогического взаимодействия (85% выборки). Наиболее полно все компоненты эмпатии представлены в группах педагогов со стажем 11-20 лет и 21 год и более. Педагоги со стажем до 10 лет показали низкий уровень выраженности эмоционального и когнитивного уровня эмпатии, что свидетельствует о недостаточности эмоционального и профессионального опыта.The article considers the problem of changing the empathic potential of a person in professional pedagogical activity. The role of empathy as a personality-oriented process and subjective factor in maintaining interest in the subject of pedagogical activity and professional longevity is shown. The results of the study of the severity of the components of empathy in teachers with different lengths of work are presented. The connections of empathy components with personal manifestations of rigidity, anxiety, a tendency to experience negative emotions and emotional combustion syndrome are analyzed. The study of empathy among teachers showed insufficient expression of the effective component of empathy, which is necessary to provide psychological assistance and support to students in situations of psychological and pedagogical interaction (85% of the sample). Most fully, all components of empathy are presented in groups of teachers with experience of 11-20 years and 21 years or more. Teachers with experience of up to 10 years showed a low level of severity of the emotional and cognitive level of empathy, which indicates a lack of emotional and professional experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования изменения эмпатических тенденций у педагогов в зависимости от стажа работы в школе»

Результаты исследования изменения эмпатических тенденций у педагогов в зависимости от стажа работы в школе

Кожевникова Эльвира Петровна,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» E-mail: e.p.kozhevnikova@utmn.ru

В статье рассматривается проблема изменения эмпатического потенциала личности в профессиональной педагогической деятельности. Показана роль эмпатии как личностно направленного процесса и субъективного фактора в сохранении интереса к субъекту педагогической деятельности и профессионального долголетия. Приведены результаты исследования выраженности компонентов эмпатии у педагогов с разным стажем. Проанализированы связи компонентов эмпатии с личностными проявлениями ригидности, тревожности, склонности к переживанию отрицательных эмоций и синдрома эмоционального сгорания. Исследование эмпатии у педагогов показало недостаточную выраженность действенного компонента эмпатии, необходимого для осуществления психологической помощи и поддержки обучающимся в ситуациях психолого-педагогического взаимодействия (85% выборки). Наиболее полно все компоненты эмпатии представлены в группах педагогов со стажем 11-20 лет и 21 год и более. Педагоги со стажем до 10 лет показали низкий уровень выраженности эмоционального и когнитивного уровня эмпатии, что свидетельствует о недостаточности эмоционального и профессионального опыта.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатические тенденции личности, эмпатийный потенциал личности, эмоциональное поведение, эмоциональная вовлеченность, педагогическая индифферентность.

о с

CJ

сэ см о см

В профессиональной деятельности педагога большое значение имеют не только объективные результаты, но и субъективные показатели, проявляющиеся как в когнитивном, так и в эмоциональном аспекте. В условиях индивидуализации и психологизации образования особую актуальность приобретает эмоциональное поведение педагога в различных профессиональных ситуациях.

Эмоциональная вовлечённость учителя в процесс психолого-педагогического взаимодействия способствует развитию у него способности понимать индивидуальные особенности обучающихся. Эмоциональной формой понимания явлений и объектов социальной природы выступает эмпа-тия [1]. В профессиональной деятельности учителя эмпатия как личностно направленный процесс является ее составной частью.

Формирование эмпатических тенденций личности служит показателем потенциальной психологической готовности личности к овладению педагогической профессией. Уже на этапе профессиональной подготовки в процесс прохождения практики в школе студенты педагогического вуза начинают осознавать важность проявления интереса к личности ребенка.

Мы связываем недостаточный уровень эмпатии у педагогов с феноменом педагогической индифферентности, которая проявляется в формализации профессиональной роли, экономии эмоций, эмоциональной отстраненности и потере интереса к личности учащегося [3].

В онтогенезе личности эмпатийный потенциал подвержен как спонтанному изменению, так и произвольному регулированию [2]. Возможности повышения эмпатийного потенциала наиболее подвержены лица, изначально имеющие индекс эмпатии не менее 37 баллов (результаты проведённого тренинга) [4].

Изменение интенсивностной характеристики с возрастом практически не изучалось, за исключением отдельных работ, выполненных на макросрезах школьного периода, выявивших возможность истощения эмпатийного уровня [1]. Изучение динамики эмпатического потенциала у врачей и актеров показало взаимосвязанность эмпатии с той ситуацией, в рамках которой происходит общение.

Ряд экспериментов показал, что способность педагога понимать индивидуальные особенности учащихся и проявлять интерес к личности как таковой зависит не столько от стажа, сколько от уровня профессионализма. Выявлена общая закономерность: все кривые экспериментальных графиков в координатах «индекс эмпатии - хро-

нологическии возраст» имеют изломы в двух зонах. С одноИ стороны - это возраст 22-23 года (когда специалисты заканчивают ВУЗ и выступают в этап профессиональной оптации). С другоИ стороны - это возраст 44-45 лет, когда меняются социальные роли, начинается поиск новых смыслов и возможностей дальнейшей самореализации себя в профессии.

В профессиональной деятельности педагога изменения в формировании эмпатического потенциала личности происходит плавно, без ярко выраженных скачков. Потускнение эмпатических тенденций в период вузовской подготовки объясняется вытеснением их средствами респонсив-ности и условиями маргинальной социализации, в которых оказываются будущие учителя (более 70% студентов педагогического вуза - выпускники сельских школ) (Clark K.B.). У молодых специалистов требования к эмпатии как профессионально важному качеству понижены в отличие от абитуриентов, студентов и мастистых профессионалов [3]. Это объясняется тем, что неудовлетворение трудом растёт ввиду несоответствия студенческих экспектаций (ожиданий) реальному положению дел в школе. Полученные в вузе обширные знания и выработанные навыки не находят своего применения в работе, профессиональные качества получают переоценку в сторону занижения.

В психолого-педагогических исследованиях выявлены связи эмпатии со способностью принимать социальные роли, социальной чувствительностью в общении, наличием эмпатийного опыта, альтруистической направленностью личности. Прогрессирующая динамика эмпатического потенциала связывается с просоциальной ориентацией личности в интерперсональных отношениях, а потускнение - с эгоцентрической ориентацией. Повышение эмпатийного потенциала с возрастом связано с общим личностным ростом и формированием социального интеллекта [1;2;4].

С целью определения эмпатическх тенденций личности педагога мы использовали методику А.А. Меграбяна и Н.П. Эпштейна. Авторы методики выделяют в структуре эмпатии три компонента: эмпатическую тенденцию; тенденцию к присоединению; сенситивность к отвержению [6].

В нашем исследовании изучалось выраженность данных компонентов эмпатии у педагогов, имеющих разный стаж работы в школе (N = 136). Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что в целом по выборке в структуре эмпатии не все компоненты имеют достаточный уровень выраженности. Такую неполную форму эмпатии показали 85% испытуемых. Педагоги видят и могут распознать эмоции другого человека, проявляют эмоциональную впечатлительность, но при этом у них оказалась недостаточно выражена действенная эмпатия. Именно этот компонент эмпатии в психолого-педагогическом взаимодействии имеет больше значение для осуществления психологической помощи и поддержки обучающимся.

Анализ зависимости эмпатии от стажа работы в школе показал, что в группах педагогов со стажем работы в школе (11-20 лет; 21 год и более) в структуре эмпатии достаточно выражены все ее компоненты. В стажной группе до 10 лет оказались недостаточно выражены 1-ый и 2-ой компоненты эмпатии. Низкий уровень эмоционального компонента эмпатии (сопереживание, сочувствие) характерен для стажных групп (до 5 лет; 6-10 лет). Кроме того у педагогов со стажем 6-10 лет выявлено некоторое снижение действенной эмпатии.

Сравнение выборочных дисперсий, с использованием критерия Фишера показало, что вычисленное значение F-критерия > F критического на уровне значимости а = 0,001, следовательно, различия выборочных дисперсий значимы на данном уровне в следующих сочетаниях стажных групп: 1-5 лет / 21 год и более; 1-5 лет / 1120 лет; 6-10 лет / 11-20 лет; 6-10 лет / 21 год и более (по компоненту «эмпатическая тенденция»). По компоненту «тенденция к присоединению» различия между дисперсиями статистически значимы во всех сочетаниях групп, кроме учителей-стажистов (11-20 лет / 21 год и более). По компоненту «сенситивность к отвержению» статистически значимых различий не получено во всех сочетаниях групп.

Получены статистически значимая корреляционная связь между эмпатической тенденцией и ригидностью ^ = 34, г = -0,26, р < 0,001) в группах педагогов, имеющих стаж работы в школе: 1-5 лет и 11-20 лет; ^ = 34, г = -0,12, р < 0,001) в стажных группах: 6-10 лет и 21 год и более. Данная связь является обратной, что свидетельствует о том, что при выраженной ригидности эмпатиче-ский потенциал личности снижается, и наоборот.

Эмпатическая тенденция отрицательно коррелирует с высокой тревожностью ^ = 34, г = -0,24, р < 0,001) в группе со стажем 1-5 лет. Это говорит о том, что у молодого учителя, имеющего высокий уровень личностной тревожности эмпатические тенденции выражены в меньшей степени.

Представляет интерес корреляционная связь между эмпатической тенденцией и тенденцией к переживанию отрицательных эмоций. Такая зависимость обнаружена во всех группах учителей ^ = 34, г = 0,16; 0,19; 0,18; р < 0,001), кроме учителей со стажем 21 год и более. Связь является прямой, незначительной силы выраженности. Чем выше способность человека к сопереживанию, тем чаще он испытывает переживания вины, сожаления, неудовлетворённости, что при определённых условиях приводит к эмоциональному истощению («сгоранию»).

Статистически значимой является связь эм-патической тенденции со всеми проявлениями синдрома эмоционального сгорания: напряжением, резистенцией и истощением (соответственно г = 0,26, г = 0,25, г = 0,25, р < 0,001) в группе учителей со стажем до 5 лет. В других группах учителей связь оказалась менее выраженной, и не со все-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ми фазами синдрома. У учителей со стажем более 21 года данная связь статистически не значима.

Итак, результаты исследования эмпатии у педагогов показывают, что изменения выраженности компонентов эмпатии зависят от стажа работы в школе и имеют значимые связи с личностными проявлениями. Эмпатия является субъективным фактором профессионального долголетия и сохранения интереса к личности обучающегося. У педагогов, имеющих большой стаж работы в школе, эмпатия выражена более полно, что может свидетельствовать о роли эмоционального и профессионального опыта в динамике эмпати-ческих тенденций.

Литература

1. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологического познания людьми друг друга / Т.П. Гаврилова. - Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1975. - С. 17-19.

2. Джрназян Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях: автореф...дис. канд. пси-хол. наук / Л.Н. Джрназян. - Тбилиси, 1984. -24с.

3. Кожевникова Э.П. Предпосылки возникновения педагогической индифферентности в профессиональной деятельности учителя: дисс. канд. психол. наук / Э.П. Кожевникова. - Тобольск. - 1999. -199 с.

4. Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание / И.М. Юсупов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1993. - 199 с.

5. Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): автореф. дисс... докт. психол. наук / И.М. Юсупов. - СПб, 1995. -24с.

6. Megrabian A., Epstein N. A measure of emotional Empathy // Journal of Personality / A. Megrabian, N.A. Epstein. - 1972 - № 4. - p. 525-543.

RESEARCH RESULTS OF CHANGES IN EMPATHIC TRENDS IN TEACHERS DEPENDING ON THE EXPERIENCE OF WORK AT SCHOOL

Kozhevnikova E.P.

Tyumen state university

The article considers the problem of changing the empathic potential of a person in professional pedagogical activity. The role of empathy as a personality-oriented process and subjective factor in maintaining interest in the subject of pedagogical activity and professional longevity is shown. The results of the study of the severity of the components of empathy in teachers with different lengths of work are presented. The connections of empathy components with personal manifestations of rigidity, anxiety, a tendency to experience negative emotions and emotional combustion syndrome are analyzed. The study of empathy among teachers showed insufficient expression of the effective component of empathy, which is necessary to provide psychological assistance and support to students in situations of psychological and pedagogical interaction (85% of the sample). Most fully, all components of empathy are presented in groups of teachers with experience of 11-20 years and 21 years or more. Teachers with experience of up to 10 years showed a low level of severity of the emotional and cognitive level of empathy, which indicates a lack of emotional and professional experience.

Keywords: empathy, empathic tendencies of personality, empathic potential of personality, emotional behavior, emotional involvement, pedagogical indifference.

References

1. Gavrilova T.P. Empathy as a specific way of knowing a person by a person // Theoretical and applied problems of psychological knowledge of people by each other / T.P. Gavrilova. - Krasnodar: Publishing House Kuban. University, 1975. - S. 17-19.

2. Dzhrnazyan L.N. Mechanisms of empathy in interpersonal relationships: abstract ... dis. Cand. psychol. sciences / L.N. Jrna-zyan. - Tbilisi, 1984. - 24s.

3. Kozhevnikova EP Prerequisites for the emergence of pedagogical indifference in the professional activity of a teacher: Diss ... cand. psychol. sciences / E.P. Kozhevnikova. - Tobolsk. -1999. - 199 p.

4. Yusupov I.M. Feeling, penetration, understanding / I.M. Yu-supov. - Kazan: Kazan publishing house. University, 1993. -199 p.

5. Yusupov I.M. Psychology of empathy (theoretical and applied aspects): author. diss ... doctor. psychol. sciences / I.M. Yusupov. - St. Petersburg, 1995. - 24p.

6. Megrabian A., Epstein N. A measure of emotional Empathy // Journal of Personality / A. Megrabian, N.A. Epstein. - 1972 -№ 4. - p. 525-543.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.