Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Функция времени реакции на звук (ВРЗ) различалась у девочек пос. Боконбаево и Каджи-Сай, у последних она была достоверно ниже. Этот показатель был также достоверно ниже у матьчиков пос. Каджи-Сай по сравнению с аналогичными показателями у мальчиков пос. Барскоон.

В целом же у детей пос. Каджи-Сай отмечено снижение всех изученных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы относительно таковых у детей других населенных пунктов. Видимо, причиной такого различия служит не только разная высотная характеристика местности, но и экологическая особенность территории в районе пос. Каджи-Сай, поскольку ранее, в 50—60-х годах, там осуществлялась добыча и переработка радиоактивных пород, а в настоящее время находится хвостохранилище недействующего (закрытого) предприятия.

Р. А. Калюжная (1977 г.) в своих исследованиях отмечает, что "функциональное состояние различных физиологических систем детского организма, и особенно сердечно-сосудистой, зависит от многих факторов: условий учебы, труда и быта, природно-климатических факторов, индивидуально-наследственных особенностей и др. Все факторы на фоне общих социально-экономических условий, связанных с общественным строем, имеют определенную значимость и оказывают положительное или отрицательное влияние" [6].

Таким образом, в результате настоящей работы установлено, что условия горной местности исследуемого региона накладывают свой отпечаток на адаптационные механизмы организма детей и ССС работает в более экономном режиме.

Выводы. 1. У всех детей из Джеты-Огузского и Тонского районов отмечалась брадикардия (43— 61 уд/мин), что соответствует парасимпатической направленности нервной системы.

2. Наиболее значимые изменения функциональных показателей выявлены у мальчиков и девочек пос. Каджи-Сай: САД и ДАД достоверно более низкое, чем у детей других населенных пунктов. В целом у детей из пос. Каджи-Сай отмечено снижение всех изученных показателей функционального состояния ССС, что, вероятно, связано с экологической обстановкой этого региона.

3. Хроническое воздействие гипоксии и других экстремальных факторов горных условий на расту-

щий организм вызывает перестройку ССС, направленную на оптимально-возможное снабжение крови кислородом и поддержание гомеостаза на допустимом для организма уровне функционирования.

Литература

1. Айдаралиев А. А. // Современные аспекты адаптации организма к экстремальным условиям. — Бишкек, 1998. - С. 87-92.

2. Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. — М., 1992.

3. Жемайтите Д. И. // Анализ сердечного ритма / Под ред. Д. Жемайтите, JI. Телькнис. — Вильнюс, 1982.

4. Жемайтите Д. И., Варонецкас Г. А., Соколов Е. Н. Ц Физиол. человека. - 1985. — Т. 11, № 3. — С. 448— 456.

5. Ильин А. А. // Итоги и перспективы развития современной медицины в контексте XXI века. — Бишкек, 1998. - С. 115-118.

6. Калюжная Р. А. Физиология и патология сердечнососудистой системы у детей и подростков. — М., 1977.

7. Комплексная оценка функциональных резервов организма / Айдаралиев А. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. и др. — Фрунзе, 1988.

8. Мамытов А. М. // Экология и здоровье. — Бишкек, 1992. - Т. 129. - С. 79-87.

9. Миррахимов М. М., Гольдберг П. Н. Горная медицина. — Фрунзе, 1978.

10. Турусбеков Б. Т. Особенности вегетативных функций у жителей горной Киргизии. — Фрунзе, 1970.

Поступила 19.02.04

Summary. The age-specific features of the cardiovascular system in a child and the pattern of adaptive responses to the long-term impact the mountain-and-maritime climate of the Issyk-Kul Region. All the children were found to have bradycardia (43-61 beats per min), which corresponds to the parasympathetic predominance of their nervous system. They also showed a short pulse recovery (60 seconds), unlike the children of the plains and a statistically significant pulse rate reduction at rest minute 5 (p < 0.05) as compared with the baseline level. In the settlement of Kadji-Sai, there was a decrease in all functional parameters: pressure, the time of a response to light and sound stimuli. It was ascertained that the following features were characteristic for mountain dwellers: bradycardia associated with the predominance of the parasympathetic nervous system and the tendency towards lowered systolic pressure without a significant change in diastolic pressure.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2005 УДК 613.96:377/.378

Н. А. Агаджанян, Т. Ш. Миннибаев, А. Е. Северин, Н. В. Ермакова, Л. Ю. Кузнецова, А. А. Силаев

ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова, Российский университет Дружбы народов, Москва

Развитие конкуренции на рынке профессионального труда, которая в нашей стране только начинает формироваться, интеграция в европейскую систему образования и возможность не только свободно выбирать профессию, но и работать в любой стране мира обусловливают необходимость интенсификации процесса обучения и в равной мере учебной деятельности студентов, что в настоящее время является превалирующей тенденцией в мо-

дернизации системы высшего профессионального образования России.

Одновременно с масштабными реформами в управленческой сфере в стране осуществляется модернизация образовательной системы, в том числе в области высшей школы, направленная, в частности, на интенсификацию учебного процесса. Усложнение и динамичное увеличение объема учебного материала происходит как за счет естествен-

ного прироста новых научных данных по базовым дисциплинам, так и за счет расширения объема учебной информации в результате включения в учебный процесс необходимых для подготозки современного специалиста новых дисциплин, информатизации и повышения фундаментальной составляющей высшего профессионального образования. Эти процессы реализуются на всех этапах обучения в высших учебных заведениях, прежде всего на кафедрах ведущих вузов страны, которые являются методическими центрами по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Интенсификацию обучения мы рассматриваем как двусторонний процесс, конечный результат которого зависит от совершенства учебного процесса и активной учебы студента. Знание иностранных языков, теории управления и информации, компьютерная грамотность, экономические знания и многое другое для современного студента являются одной из целей обучения в вузе. Эти знания приобретаются параллельно с усвоением основной программы подготовки по специальности и повышают конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда. В настоящее время формируется осознанное отношение студентов к обучению, понимание, что профессиональное образование является средством самореализации, самовыражения, самоутверждения личности, что именно в профессиональном труде наиболее полно раскрываются способности человека и, наконец, понимание того непреложного факта, что профессиональное образование может служить гарантией экономического благополучия семьи, социальной защищенности и адаптации человека в условиях рыночной экономики [6, 8]. Активной движущей силой учебно-профессиональной деятельности современных студентов является осознание ими, что качественное профессиональное образование — это их собственность, капитал, который будет конкурировать на рынке труда. Все это, несомненно, побуждает к активной самостоятельной учебно-профессиональной деятельности — интенсификации процесса обучения в вузе. В этих условиях существенно возрастает умственно-эмоциональная нагрузка на всех этапах обучения в вузе, что иногда оказывает отрицательное влияние на функциональное состояние организма, умственную работоспособность, состояние здоровья и в конечном счете на успешность обучения, о чем свидетельствуют данные литературы [1, 3, 5, 11, 13, 14] и материалы научно-практических конференций последнего десятилетия (Первая Всероссийская научная конференция "Образ жизни и здоровье студентов", Москва, РУДН, 1997; Международная науч-но-практическая конференция "Здоровье студентов", Москва, РУДН, ММА им. И. М. Сеченова, 1999; Международный конгресс "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке", Москва, 2004).

По данным различных исследователей, круг факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащейся молодежи, в настоящее время расширяется (повсеместное закрытие студенческих санаториев-профилакториев, нерациональный режим, несбалансированность питания, интенсификация учебного процесса, недостаточная материальная база и отсутствие надлежащих условий для эффективных форм физического воспитания и др.). При

этом существенную роль играет недостаточное внимание обучающихся к состоянию собственного здоровья из-за высокой интенсивности занятий в вузе и, кроме того, из-за необходимости выполнять какую-либо оплачиваемую работу для обеспечения приемлемых условий жизни в период обучения. В связи с этим не удивительно, что ряд авторов, занимающихся проблемой здоровья студентов, отмечают увеличение среди них числа лиц с социальной дезадаптацией, рост заболеваемости, а в отдельных случаях и инвалидности [2, 4, 7, 10, 12].

Целью настоящей работы явилось сравнительное изучение образа жизни и состояния здоровья студентов в условиях интенсификации образовательного процесса в вузах разного профиля. Исследование выполнено в рамках научно-технической программы "Федерально-региональная политика в науке и образовании" по разделу "Научные основы охраны здоровья участников образовательного процесса" (Проект 1504). Базой проведения исследований служили Российский университет Дружбы народов (РУДН) и Московская медицинская академия (ММА) им. И. М. Сеченова, в которых на протяжении многих лет последовательно и систе-матизированно проводится совершенствование учебно-методической работы, осуществляются разработка и внедрение в учебный процесс активных "развивающих" методов обучения, психолого-педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка эффективности обучения с проведением мониторинга состояния здоровья студентов. В исследованиях участвовали студенты различных факультетов, в том числе медицинского профиля, в частности факультета подготовки научно-педагогических кадров ММА им. И. М. Сеченова.

В качестве оригинальной системы обучения и подготовки медицинских кадров высшей квалификации на факультете подготовки научно-педагогических кадров (ФПНПК) ММА им. И. М. Сеченова в последние годы постоянно развивалась и совершенствовалась разработанная оригинальная организационно-функциональная модель обучения. Особое место в этой модели занимает специальная подготовка, являющаяся одним из основных разделов учебной деятельности студентов и представляющая собой многокомпонентную систему, все элементы которой тесно взаимосвязаны и интегрированы с программой базового образования. В рамках системы обучения создаются условия для получения более глубоких знаний и навыков по различным разделам медицины. Учебный план ориентирован на реализацию принципа приоритетности фундаментализации образования. В учебный процесс включены соответствующие дополнительные дисциплины, пролонгировано преподавание отдельных фундаментальных дисциплин, введено прохождение научной программы.

Нами разработана методология системного изучения показателей совершенствования педагогического процесса в вузе и влияния учебной нагрузки, образа жизни на здоровье, работоспособность и успешность обучения студентов.

В работе использован комплекс современных, адекватных цели исследования методик, применяемых в условиях педагогического процесса. С помощью социологических, физиологических, психологических, психофизиологических и клини-ко-статистических методов изучались учебная на-

грузка, режим занятий, динамика функционального состояния организма, умственная работоспособность, структура бюджета времени, успешность обучения, состояние здоровья студентов. Всего под наблюдением находилось более 20 ООО студентов I—V (VI) курса. На базе поликлиник РУДН и ММА им. И. М. Сеченова проводили углубленный медицинский осмотр студентов с участием бригады специалистов (терапевт, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, хирург, стоматолог, гинеколог, дерматолог), применяли лабораторные и инструментальные методы исследования (по показаниям проводили УЗИ, ЭКГ, рентгенографию, ритмокардио-графию и др.). На основе полученных результатов проводили индивидуальную оценку состояния здоровья обследованных с учетом выявленных функциональных нарушений, хронической патологии, а также уровня физического развития (группы здоровья).

Для изучения динамики умственной работоспособности, психофизиологического состояния организма использовали портативный психофизиологический комплекс "Мир", позволяющий оценивать функциональное состояние ЦНС (определяли показатели латентного периода зрительно-моторной реакции, критическую частоту слияний световых мельканий, скорость и точность реакции на движущийся объект), проводили тест "корректурная проба" для оценки эффективности процесса восприятия, переработки и сохранения информации, тест САН, направленный на определение субъективного состояния по категориям "самочувствие", "активность", "настроение". По гемодина-мическим и антропометрическим показателям оценивали функциональное состояние вегетативной нервной системы (адаптационный потенциал).

Для изучения личностных особенностей и степени адаптации студентов к новым условиям обучения в исследовании применяли компьютерные версии (ВНИИМТ МЗ и СР РФ) 16-факторного личностного опросника Кеттелла, адаптированного варианта ММР1 — сокращенного метода обследования личности (СМОЛ), шкалы тревожности (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин). С помощью специально разработанной анкеты получены данные о структуре бюджета времени, социально-бытовых условиях, образе жизни, отношении к своему здоровью и др. Состояние здоровья студентов определяли в соответствии с "Методическими рекомендациями по комплексной оценке состояния здоровья студентов при массовых профилактических осмотрах".

С гигиенических позиций оптимальным следует считать лишь тот процесс обучения, который дает максимальные учебно-воспитательные и профессионально значимые результаты при сохранении устойчивого уровня работоспособности и здоровья учащегося.

Данные, характеризующие режим дня студентов разных факультетов и использование ими суточного бюджета времени, представлены в табл. 1.

Анализ полученных данных показал, что суммарная учебная нагрузка студентов групп наблюдения составляла в среднем 11 — 12 ч в сутки, а у 1/3 студентов — от 13 до 14 ч, что в среднем в 1,5—2 раза больше, чем у студентов других факультетов. Особенности структуры бюджета времени учащихся связаны с увеличением продолжительности са-

Таблица 1

Показатели структуры бюджета времени, режима дня, образа жизни обследованных групп студентов

Показатель

Факультет подготовки научно-пе-дагогичс-ских кадров (и = 385)

Другие факультеты (л = 490)

Суммарная учебная нагрузка (в среднем

в день), ч: 11,5 9,5

аудиторные занятия 7,5 5,5

самостоятельные занятия 4,0 2,0

Время на сон (в среднем), ч 6,8 6,4 Число студентов (в %):

совмещающих учебу с оплачиваемой работой 13,4 28,2 считающих свое материальное положение хорошим, удовлетворительным 97,3 85,9 съедающих горячий обед в середине учебного дня 43,0 69,8 принимающих меры по изменению своего образа жизни (занятие физкультурой, организация питания, отказ от курения; и т. п.) 51,7 28,4 считающих себя здоровыми (субъективная оценка своего здоровья) 66,5 57,8

мостоятельной учебно-практической деятельности в клиниках, лабораториях научно-исследовательских институтов РАМН.

Личностные особенности студентов ФПНПК ММА им. И. М. Сеченова в целом характеризуются высоким уровнем общих способностей, доминированием познавательных мотивов при обучении, высокими показателями эффективности деятельности в учебном процессе.

Изучение состояния психического здоровья студентов при повышенной умственной нагрузке и активных формах обучения с помощью многофакторного личностного опросника Кеттелла показало наличие высокого уровня интеллектуального развития (фактор В+) учащихся, устойчивость к стрессам (Р3_), умеренный уровень ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ), уверенность в себе (О-), низкий уровень эмоциональной напряженности (Р,_). У девушек факультета интеллектуальные показатели оказались выше, чем у юношей, а также отмечена некоторая конформность и зависимость поведения от мнения окружающих (СЬ_), склонность к интроверсии (Р2_). У юношей отмечались консерватизм (С>,_), склонность к экстраверсии (Р2+).

Показатели психического здоровья и адаптации по тесту СМОЛ не выходили за рамки нормальных значений (шкалы 1—9), хотя у отдельных студентов наблюдалось превышение нормы по шкале 7 (психастения). Несмотря на более высокую учебную нагрузку на ФПНПК, уровень тревожности у студентов этого факультета средний и достоверно не отличается от показателей студентов сравниваемых факультетов.

У обучающихся на ФПНПК по сравнению со студентами других факультетов выявлены высокий уровень работоспособности как по количественным, так и по качественным критериям, а также более высокая интенсивность работы при сохранении ее качества, что свидетельствует о меньшей степени утомления. Изучение динамики умствен-

ной работоспособности позволило отметить проявления утомления к концу учебного дня у 82% студентов ФПНПК и у 75% студентов других факультетов. Оценка функционального состояния ЦНС выявила полное восстановление показателей умственной работоспособности к началу следующего учебного дня. В недельной же динамике показатели работоспособности у большинства обследованных восстанавливались к началу новой учебной недели.

За проанализированный 5-летний период среди студентов ФПНПК ММА им. И. М. Сеченова достоверно уменьшилось число лиц с нарушениями рефракции и аккомодации (табл. 2). Среди студентов других факультетов значительно увеличилась распространенность функциональных нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата, у студенток — распространенность гинекологических заболеваний и нарушений менструальной функции. Выявлена тенденция к увеличению распространенности заболеваний верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой и нервной систем у студентов всех факультетов.

Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности за последний год (на основании справок о временной нетрудоспособности) у студентов ФПНПК и лечебного факультета существенно не различались и составили соответственно 5,8 и 5,1 случая на 100 студентов, у студентов ме-дико-профилактического факультета — 9,5 случая; средняя продолжительность заболеваний составила соответственно 5,7, 6,6 и 7,3 дня.

Исследование общей заболеваемости позволяет выявить направленность медико-социальных проблем у студенческой молодежи. В этой социальной группе следует особо выделить студентов подросткового возраста, учитывая его особенности как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Поступление в вуз и первый год обучения накладывают на них наибольшую нагрузку по социальной, психологической и интеллектуальной адаптации к новой жизненной ситуации, что, несомненно, служит фактором риска для их здоровья. Особенно это касается иностранных студентов, прибывших на обучение в РУДН. Являясь жителями преимущественно субтропического и тропического поясов, они оказываются в новых, не при-

Таблица 2

Распространенность функциональных нарушений и хронических заболеваний у студентов за период наблюдения, %

Функциональные отклонения и заболевания ФПНПК Другие факультеты

год наблюдения

1999 2004 1999 2004

Нарушения рефракции и аккомода-

ции 52,5 42,9* 44,7 42,3

Гинекологические заболевания и

нарушения менструального цикла 32,0 30,2 37,7 44,8*

Заболевания:

опорно-двигательного аппарата 29,6 35,4 34,6 46,8*

верхних дыхательных путей 14,2 18,6 16,5 20,9

пищеварительной системы 12,6 12,2 14,5 19,5

сердечно-сосудистой системы 11,0 15,7 12,6 14,8

нервной системы 12,2 15,6 14,3 21,0

* Достоверные изменения.

вычных для них как социальных, так и климатогео-графических условиях. Если ранее приезд иностранных граждан на учебу ограничивался августом—сентябрем, то в последние годы иностранные студенты стали приезжать на учебу практически круглогодично. Естественно поэтому, что острый период адаптации проходит у них с большим напряжением резервных возможностей организма.

На данном этапе был проведен анализ обшей и первичной заболеваемости студентов РУДН первого года обучения (подростки 15—17 лет), а также заболеваемости по классам в соответствии с "Международной классификацией болезней, травм и причин смерти" девятого и десятого пересмотра по данным поликлиники № 25 за период с 1998 по 2003 г. Общую заболеваемость изучали на основании учета всех заболеваний, по поводу которых студенты обращались в поликлинику, а также данных углубленных медицинских осмотров.

Результаты исследования показали, что уровень общей заболеваемости студентов первого года обучения (подростков) имеет явно выраженную тенденцию к увеличению за изученный период. Если в 1998 г. число заболевших составляло 30,3% от общего количества обучающихся, то в 2003 г. этот показатель повысился до 43,6% (в 2001 г. — 46,1%). Динамика первичной заболеваемости за этот период имела тенденцию, аналогичную выявленной для общей заболеваемости. Сравнение динамики заболеваемости студентов подросткового возраста по полу за этот же период показало, что уровень как общей, так и первичной заболеваемости среди девушек был выше, чем среди юношей.

Анализ заболеваемости по классам позволил установить, что ее структура за изученный период оставалась стабильной. Ведущими классами заболеваний были болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, мочеполовой системы, а также травмы и отравления.

Первое место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания. Уровень общей заболеваемости болезнями органов дыхания за период наблюдения имел тенденцию к увеличению. С 1998 по 2002 г. он повысился с 11,1 до 16,8%, затем в 2002 г. наметился спад (16%), а в 2003 г. он составил 14,3%. Удельный вес болезней органов дыхания в структуре общей заболеваемости студентов подросткового возраста составил 36,7% в 1998 г., 38,2% в 1999 г., 34,6% в 2000 г., 36,4% в 2001 г., 36,2% в 2002 г. и 32% в 2003 г. В основном болезни органов дыхания были представлены острыми рес-пираторно-вирусными инфекциями, которыми чаще страдали девушки. Пневмонией и бронхиальной астмой, напротив, больше болели юноши.

Второе место в структуре заболеваемости занимают болезни нервной системы и органов чувств. Из заболеваний этого класса наиболее распространены болезни органов зрения (миопия), что соответствует данным ряда исследователей здоровья студентов других регионов России [4, 12]. Уровень общей заболеваемости миопией с 1998 по 2001 г. увеличился с 6,69 до 16,8%, с 2002 г. он снизился до 14,59%, а в 2003 г. — до 13%, однако оставался в 1,9 раза выше, чем в 1998 г. Удельный вес миопии среди зарегистрированной патологии этого класса к 2000 г. вырос на 17%, далее он имел тенденцию

к снижению, но ьсе же оставался выше, чем в 1998 г. Возможно, это связано с компьютеризацией учебного процесса как в школах, так и в вузах, с ростом зрительных нагрузок в процессе обучения и увеличением контингента студентов, уже имеющих отклонения со стороны органа зрения при поступлении в вуз.

Третье ранговое место в структуре заболеваемости занимают болезни органов пищеварения. Уровень общей заболеваемости этой патологией постепенно повышался с 2,4% в 1998 г. до 3,4% в 2003 г. На протяжении исследуемого периода удельный вес этой патологии в структуре общей заболеваемости колебался незначительно (1998 г. — 7,8%, 1999 г. — 8%, 2000 г. - 7,8%, 2001 г. - 6,1%, 2002 г. - 6,7%, 2003 г. -7,7%). Следует отметить, что если в 1998 и 1999 гг. болезнями органов пищеварения болели больше также девушки, то с 2000 г. эта патология выявляется больше у юношей. При этом у юношей чаще диагностируются гастриты, дуодениты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, а у девушек — болезни желчного пузыря и желчных протоков.

Четвертое ранговое место в разные годы исследуемого периода занимали травмы и отравления (1998—2000 гг.) и болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (2001—2003 гг.). Уровень общей заболеваемости болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани возрос за исследуемый период с 0,6 до 3,3%. В структуре общей заболеваемости удельный вес этой патологии за 1998-2000 гг. составлял от 1,7 до 1,9%, а с 2001 по 2003 г. резко возрос до 7,7%. Обращает на себя внимание тот факт, что если среди юношей в 1998 г. на долю этой патологии приходилось около 30% случаев, то в 2002 г. юноши даже опередили девушек (57%); в 2003 г. заболевания этого класса у юношей составили 44%, а у девушек — 56%. Выявленная динамика роста числа болезней костно-мышечной системы отражает общую тенденцию для всего населения и, возможно, обусловлена снижением двигательной активности, проведением длительного времени в неудобных, фиксированных позах во время работы с компьютером, на лекциях, занятиях.

Уровень травматизма среди студентов-подростков с 1998 по 2002 г. изменялся незначительно — от 2 до 2,3%, а в 2003 г. резко снизился до 0,6%. В структуре общей заболеваемости доля болезней этого класса в 1998 г. составила 7,2%, в 2000 г. снизилась до 2,9%, в 2001 и 2002 гг. опять повысилась соответственно до 4,42 и 5,3%, а в 2003 г. резко снизилась до 1,5%. Травмы и отравления достоверно чаще отмечались у юношей.

Следующее ранговое место в структуре заболеваемости среди студентов-подростков занимают болезни мочеполовой системы. Общая заболеваемость по этому классу болезней имеет тенденцию к снижению с 1,4% в 1998 г. до 0,9% в 2003 г. (исключение составил 1999 г., когда заболеваемость достигла 2,02%). В структуре общей заболеваемости уровень болезней мочеполовой системы также снизился с 4,6% в 1998 г. до 2,2% в 2003 г. (исключение составил 1999 г., когда заболеваемость достигла 5,3%). Болезнями мочеполовой системы чаще страдали девушки.

Таким образом, проведенные исследования показали, что, несмотря на более высокую учебную нагрузку, интенсивное обучение с применением активных методов и при наличии положительной мо-

тивации не оказывает существенного неблагоприятного влияния на психофизиологическое состояние студентов. У обучающихся на ФПНПК ММА им. И. М. Сеченова отмечены более высокий уровень работоспособности, интенсивности учебной работы и меньшая утомляемость. Интенсификация обучения и учебной деятельности не привела к ухудшению состояния здоровья учащихся факультета.

Вместе с тем в целом уровень общей и первичной заболеваемости обследованных в 1998—2003 гг. студентов имеет тенденцию к увеличению. Анализ заболеваемости по классам болезней позволил установить, что ее структура за исследованный период оставалась стабильной и ведущими были болезни органов дыхания, нервной системы, глаза и его придаточного аппарата, органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани. Изучение заболеваемости студентов подросткового возраста по полу выявило, что для студенток был характерен более высокий уровень как общей заболеваемости, так и болезней изученных классов. Сравнительное изучение заболеваемости российских и иностранных студентов по наиболее часто встречаемой патологии выявило, что к заболеваниям органов дыхания более предрасположены студенты из стран с жарким и влажным климатом, причем частота заболеваний у них самая высокая на втором году обучения.

Литература

1. Агаджанян Н. А., Ветчинкина К. Д. // Современная высшая школа: Международ, журн. (Варшава). — 1986. - № 1(53).

2. Бабанов С. А. // Мед.-соц. эксперт, и реабил. — 2002. - № 2.

3. Бурчинский Н. В. // Нижегород. мед. журн. — 2000. - № 1.

4. Васильева О. Л. Заболеваемость, образ жизни и пути совершенствования медицинского обслуживания студентов высших учебных заведений: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Иваново, 2001. — С. 22.

5. Горбач Н. А., Жарова А. В. // Материалы Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке". — М., 2004. — 4.1.

- С. 263-265.

6. Денисова Д. В. Воздействие новых информационных технологий на здоровье студентов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — СПб., 2001. — С. 20.

7. Доброрадных М. Б. // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФС. — М., 2000. — С. 88-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Завьялов А. В., Северьянова Л. А., Плотников В. В., Плотников Д. В. // Вестн. РАМН.-1998, — №5,— С. 11-16.

9. Зайцев В. П., Крамской С. И. // Гиг. и сан. — 2003.

- № 2. - С. 46-48.

10. Здоровье студентов / Агаджанян Н. А., Дегтярев В. П., Русанова Е. И. и др.: Под ред. Н. А. Агаджа-няна. - М., 1999.

11. Зорко 10. А. Ц Мед. новости. - 1998. - № 12.

12. Куцепко Г. И., РозенфельдЛ. Г., Круглякова И. П. Сохранение и восстановление здоровья студентов в современных условиях. — Тула, 2001.

13. Миннибаев Т. Ш. Актуальные вопросы университетской гигиены на современном этапе // Материалы Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке". — М., 2004. - Ч. 2. - С. 272-275.

14. Щербатых /О. В. // Высшее образование в России.

- 2000. - № 3.

Поступила 29.10.04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.