Гигиена детей и подростков
© А. И. КУЗНЕЦОВА, Т. Ш. МИННИБАЕВ, 2001 УДК 613.96:618.1-057.875
А. И. Кузнецова, Т. Ш. Миннибаев
ПРОФИЛАКТИКА ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОК ВУЗОВ
ММА им. И. М. Сеченова
В социально-экономическом развитии России важная роль принадлежит высококвалифицированным специалистам, подготовка которых осуществляется в высших учебных заведениях. Несомненно, что успешность обучения, работоспособность и здоровье студентов взаимосвязаны. С гигиенических позиций с учетом особенностей режима и условий обучения, образа жизни студенток следует выделять в отдельную группу риска. Возросший интерес к этой проблеме связан с тем, что среди учащейся молодежи вузов значительный процент составляют лица женского пола.
В последние годы наблюдается рост нарушений менструальной функции и воспалительных заболеваний гениталий у студенток, что может стать причиной бесплодия, осложнений течения беременности, родов у женщин. В связи с этим своевременное выявление и лечение этой патологии в юношеском возрасте являются актуальной задачей.
Изучение здоровья, образа жизни для последующего обоснования лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий должно быть нацелено на создание условий, позволяющих определенной части студенток сочетать учебу с материнством.
Исследования ряда авторов свидетельствуют о высокой гинекологической заболеваемости студенток вузов по сравнению с другими социальными группами женщин того же возраста.
Изучение репродуктивного здоровья учащихся девушек в возрасте 18—19 лет, проживающих в Волгоградском регионе [1], показало, что средний возраст менархе составил 12 лет 8 мес. Патологический характер становления менструального цикла выявлен у 41,3% девушек. Гипоменструальный синдром наблюдался у 15,1%, аменорея — у 7%, ги-перполименорея — у 25,5%, альгоменорея — у 11,5% обследованных девушек. По результатам осмотра и УЗИ выявлена патология со стороны внутренних гениталий (поликистоз, аномалии развития, гиперплазия эндометрия и т. д.). Авторы относят таких девушек к группе высокого риска по развитию гинекологической, а в будущем акушерской патологии.
По данным С. А. Гаспарян и соавт. [4], среди молодых женщин с первичным бесплодием в детском и юношеском возрасте каждая 2—3-я страдала хроническими инфекциями или обменно-эндок-ринными заболеваниями. Первичной альгомено-реей страдала каждая 3-я больная, нарушения менструальной функции в виде ановуляторных циклов обнаружены у 40%, в виде овуляторных с лютеино-вой и фолликулиновой недостаточностью — у 6,7%, однако И. В. Кузнецова и А. Н. Стрижаков [6] отмечают, что к нарушениям менструальной функции следует относиться дифференцированно.
При сборе анамнеза у молодых и юных женщин 3. В. Малышева [7] отметила нарушение менструальной функции у 48,3%, в том числе нерегулярный менструальный цикл — у 35%. Автором отмечена высокая частота нарушений менструальной функции, что создает условия для развития осложнений в реализации репродуктивной функции женщин. Полученные результаты совпадают с исследованиями, проведенными М. Г. Газазян [3], — отклонения в становлении репродуктивной системы, выявленные в 46,5%, с наиболее частым проявлением нарушения менструального цикла.
Г. Я. Клименко, Е. В. Веселова [5] в своих исследованиях установили, что хронические заболевания мочеполовой системы у девушек-студенток в возрасте 19—21 года встречались в 2,4 раза чаще, чем у старшеклассников (15—17-летние).
При изучении гинекологической заболеваемости [8] на 1-м году обучения различные заболевания выявлены у 16,3% студенток основной и у 6,9% студенток контрольной групп (кольпиты — 9,7%, аднекситы — 2,9%, эрозии шейки матки — 3,7% в основной группе; аналогичные показатели контрольной группы составили 3,5, 1,7 и 1,7% соответственно). На 3-м году уровень гинекологической заболеваемости вырос до 27,6% у студенток основной группы (кольпиты — 17,5%, аднекситы — 7,2%) и до 13,9% у студенток контрольной группы (кольпиты — 6,1%, аднекситы — 2,6%, эрозии шейки матки — 2,6%).
Нами проведено изучение состояния здоровья 4202 студенток в возрасте от 17 до 23 лет 3 вузов: медицинского (3248), технического (433) и химического (521).
При этом проводились углубленные медицинские осмотры с участием специалистов (терапевт, хирург, отоларинголог, окулист, невропатолог, гинеколог, гигиенист, психолог и др.), а также лабораторные и инструментальные исследования. По специально разработанной анкете изучались объемы и распределение учебной нагрузки, режим дня, условия проживания, питания и др., особое внимание уделялось возрасту менархе, становлению, длительности менструального цикла, продолжительности и интенсивности менструальных выделений, степени болезненности. По показаниям применяли тесты функциональной диагностики, УЗИ внутренних половых органов, определялось содержание в крови и мочеполовых гормонов в I и II фазы менструального цикла. Кроме этого, были проведены гинекологические осмотры с целью выявления заболеваний (по показаниям дообследование и лечение).
Во время осмотров другими специалистами было установлено, что распространенность хронических заболеваний и функциональных отклонений
у студентов I курса у девушек в 2,6 раза выше по сравнению с юношами. Ведущими среди них являлись заболевания органов пищеварения, нервной системы, эндокринные нарушения. За период обучения в вузе состояние здоровья студенток значительно ухудшилось, главным образом за счет заболеваний органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, зрения, ЛОР-органов, сердечно-сосудистых и гинекологических заболеваний. Аналогичные данные получены учеными Воронежа [5]. Установлено, что у студенток в возрасте 21—25 лет по сравнению с 15—17-летними подростками значительно преобладали хронические заболевания нервной системы, органов чувств, пищеварительной и мочеполовой систем и подкожной клетчатки (соответственно в 2,9, 2,6, 2,4 и 3,2 раза).
Изучался возраст появления менархе в период полового созревания. Средний возраст менархе — 12 лет и 6 мес, что согласуется с данными литературы [1, 5]. Нормальное становление отмечено у 71,1%, раннее — у 12,7%, позднее — у 3,1% и длительное становление — у 13,1% девушек.
При изучении характера менструальной функции были выявлены отклонения в продолжительности цикла, длительности и интенсивности менструальных выделений, степени болезненности у студенток разных курсов. Всего нарушения у студенток медицинского вуза были выявлены в 24,9%, технического — в 39,5% и химического в 67% случаев. Таким образом, у студенток технического и химического вузов нарушения менструальной функции отмечаются достоверно чаще.
В структуре нарушений менструальной функции наибольший удельный вес у студенток медицинского вуза составили альгоменорея (28,1%), дисфункция яичников (26,7%), альгогиперполиме-норея (22%) и гиперполименорея (20,4%), у студенток технического вуза — дисфункция яичников (33,3%), гиперполименорея (29,8%), альгоменорея (24%) и альгогиперполименорея (11,1%), у студенток химического вуза — гиперполименорея (39%), альгогиперполименорея (22,9%), альгоменорея (20,6%) и дисфункция яичников (10,3%). В последние годы чаще встречаются такие отклонения, как гиперполименорея, дисфункция яичников, альгоменорея и гиперполименорея. Полученные данные были получены в исследованиях и другими авторами [2].
При изучении воспалительных заболеваний внутренних половых органов нами установлено, что их распространенность среди студенческой молодежи медицинского, технического и химического вузов носит различный характер и составляет 29,1, 37,6 и 18,8% соответственно. У студентов-ме-диков заболеваемость от 1-го ко 2-му году обучения увеличилась в 2 раза (24,9 и 46,8%), к последнему году обучения воспалительные заболевания внутренних половых органов (эрозии, кольпиты, ад-некситы) уменьшились после проведенной лекарственной и нелекарственной терапии в 2 раза. У студенток технического вуза эти заболевания от 1 -го к последнему году наблюдались в большем проценте случаев (от 33,6 до 40,8). У девушек, обучающихся в химическом вузе, отмечен рост этих заболеваний в 4 раза (от 7,5 до 31,4%). При сборе анамнеза и его анализе мы обратили внимание на то, что из общего числа обследованных студенток с те-
ми или иными воспалительными заболеваниями, 97% студенток имели половые связи (с 13—17, реже с 18 лет), из них каждая 3-я студентка медицинского и химического и каждая 2-я технического вуза незамужняя.
В структуре гинекологических заболеваний студенток медицинского, технического и химического вузов наиболее часто встречались эрозии шейки матки (52,6, 38,1, 41,5%), воспаление придатков и матки (27,7, 24,5, 35,1%) и кольпиты (18,9, 19,6, 23,4% соответственно).
Полученные результаты исследований позволили нам сделать вывод, что каждая 3-я студентка обследованного контингента имела те или иные отклонения со стороны состояния специфических органов женского организма.
Доброкачественные образования придатков матки и молочных желез (мастопатии) у студенток медицинского вуза были выявлены в незначительном проценте (0,2, 0,5 соответственно), тогда как у студенток технического вуза эти изменения наблюдались значительно чаще (17,8%). У обследованных студенток химического вуза подобные отклонения отсутствовали.
Все девушки, у которых были выявлены те или иные отклонения, взяты нами под динамическое диспансерное наблюдение. В тесном содружестве с главными врачами и врачами других специальностей студенческих поликлиник нами были проведены лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия в удобное для студенток время: сочетание лекарственных и нелекарственных методов лечения, а также санитарно-просветительская и разъяснительная работа (групповые лекции, беседы о половом воспитании, о венерических и воспалительных заболеваниях, мерах контрацепции, о вреде для здоровья абортов, употребления алкоголя, курения и т. д.).
В результате проведенных мероприятий заболеваемость резко сократилась (на 70—75%) от 1-го к последнему курсу обучения студенток, и у большинства из них наступило полное выздоровление, после чего студентки были сняты с диспансерного наблюдения.
Таким образом, высокая заболеваемость среди студенческой молодежи диктует необходимость проведения целенаправленной работы по диспансеризации больных, а своевременное рациональное лечение в юношеском возрасте поможет снизить число больных с нарушениями репродуктивной системы, что является профилактикой вышеуказанных нарушений у будущих матерей. Наряду с этим, начиная с раннего возраста, необходимо обязательно проводить большую санитарно-про-светительскую работу в каждой возрастной группе как среди девочек и девушек, так и среди мальчиков и юношей.
Литература
1.
2.
Андреева М. В., Квартовкина Л. К., Андреев В. А. // Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления развития: Материалы Всероссийской конф. — М., 1999. — С. 47— 48.
Баранов А. Н. // Материалы второго съезда Российской ассоциации врачей акушеров-гинекологов. — М., 1997. - С. 206-207.
3. Газазяи М. Ч., Желобенко А. В. // Проблемы эндокринологии в акушерстве и гинекологии. — М., 1997. - С. 209-210.
4. Гаспарян С. А., Латенкова Н. Ю., Рогов В. М., Стар-ненкова Т. Я. // Проблемы эндокринологии в акушерстве и гинекологии: Материалы второго съезда Российской ассоциации врачей-акушеров и гинекологов. - М., 1997. - С. 30-32.
5. Клименко Г. Я., Веселова Е. В. // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы первой Всероссийской науч. конф. - М., 1995. - С. 114-116.
6. Кузнецова И. В., Стрижаков А. Н. // Проблемы эндокринологии в акушерстве и гинекологии: Материалы второго съезда Российской ассоциации вра-
чей-акушеров и гинекологов. — М., 1997. — С. 56— 57.
7. Малышева 3. В. // Там же. — С. 72—73.
8. Семятов С. М. // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы первой Всероссийской науч. конф. — М., 1995. - С. 212-213.
Поступила 10.11.2000
Summary. Menstrual function and gynecologic morbidity were studied in 4202 female students from medical, engineering, and chemical institutes. They were found to have al-gomenorrhea, ovary dysfunction, algo-hyper-polymenorrhea, hyper-polymenorrhea. Among genital inflammations there were predominant erosion of the cervix uteri, adnexitis, and colpitis. After therapeutical and conditioning measures the vast majority of girls convalesced.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 613.96:378]-07
77. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ХРОНИЧЕСКУЮ СОМАТИЧЕСКУЮ ПАТОЛОГИЮ
Северный государственный медицинский университет, Архангельск; Поморский государственный университет, Архангельск
Обучение в вузе объективно требует большого напряжения всех систем организма [2]. Интенсивная умственная деятельность студентов связана с включением механизмов адаптации, высокое психоэмоциональное напряжение отражается на работоспособности студентов и требует усилия внимания, памяти, мышления [17]. Сдача экзаменов и зачетов создает стрессовую ситуацию с активизацией всех адаптивных сил организма [18], что может привести к перегрузкам вегетативной и эндокринной систем, высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы и как следствие стать звеном в возникновении психосоматических заболеваний
[4, 23].
Здоровье студентов является необходимым условием учебы в вузе, между тем данные литературы свидетельствуют об увеличении заболеваемости студентов [13], частота хронических заболеваний у которых колеблется в широких пределах [9, 15, 19]. Так, по мнению Т. Н. Грошевой и соавт. [12], у 48% студентов имеются различные заболевания, но наиболее часто обнаруживаются болезни органов пищеварения и ЛОР-органов. В то же время, по сведениям Л. М. Асхабовой, П. М. Махуловой [3], 60,2% студентов имеют различную соматическую патологию, среди которой на первое место выходят болезни нервной системы и органов дыхания. По данным Е. Г. Щукиной [24], у 77% студентов вуза были выявлены признаки социально-психологической дезадаптации, в том числе у 37% — депрессивные тенденции и у 20% — признаки невроти-зации.
Среди часто встречающихся жалоб студентов — неуверенность в своих возможностях, заниженная самооценка, ощущение страха, снижение работоспособности [1, 11]. Некоторые с трудом приспосабливаются к вузовским условиям, к усвоению дисциплин, специфических для приобретения будущей специальности, испытывают трудности в профессиональном самоопределении [12]. Причинами социально-психологической дезадаптации нередко являются конфликты в отношениях с родителями, сложности при смене места жительства,
а также наличие хронических заболеваний [10]. В то же время остаются недостаточно изученными, требующими научного обоснован™ и практической разработки вопросы, касающиеся обследования студентов с отклонениями в здоровье, в том числе изучения их психосоциальной адаптации к учебе.
Целью данного исследования явилось выявление особенностей психосоциальной дезадаптации студентов, имеющих хронические соматические заболевания.
Обследовано 114 студентов III курса факультетов гуманитарной направленности Поморского государственного университета Архангельска (78 девушек и 36 юношей); средний возраст составил 20,11 ± 0,32 года.
Для достижения цели исследования все студенты по состоянию соматического здоровья были разделены на 2 группы. В 1-ю группу вошли 75 (65,79%) человек, имеющих хронические соматические заболевания, во 2-ю — 39 (34,21%) студентов без соматических заболеваний, с отсутствием жалоб на состояние здоровья. Контрольную группу составил 21 студент (15 юношей и 6 девушек) факультета физического воспитания (средний возраст 20,96 ± 0,85 года), они относились к категории практически здоровых и регулярно занимались спортом. Исследование проведено в период между сессиями, действие стрессовых факторов, обусловленных сдачей экзаменов и зачетов, исключалось.
Для комплексного изучения особенностей психосоциальной адаптации студентов были выбраны экспериментально-психологические методики, наиболее полно оценивающие психоэмоциональное состояние, личностные особенности и систему взаимоотношений с окружающими, включающие следующие психологические тесты: Миннесотский многоаспектный личностный опросник (ММР1), тест реактивной и личностной тревожности Ч. Спил-бергера—Ю. Ханина, тест САН, опросник "Личностный дифференциал", методика "Незаконченные предложения".