Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОК ВУЗОВ'

ПРОФИЛАКТИКА ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОК ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.И. Кузнецова, Т.Ш. Миннибаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Menstrual function and gynecologic morbidity were studied in 4202 female students from medical, engineering, and chemical institutes. They were found to have algomenorrhea, ovary dysfunction, algo-hyper-polymenorrhea, hyper-polymenorrhea. Among genital inflammations there were predominant erosion of the cervix uteri, adnexitis, and colpitis. After therapeutical and conditioning measures the vast majority of girls convalesced.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОК ВУЗОВ»

Гигиена детей и подростков

© А. И. КУЗНЕЦОВА, Т. Ш. МИННИБАЕВ, 2001 УДК 613.96:618.1-057.875

А. И. Кузнецова, Т. Ш. Миннибаев

ПРОФИЛАКТИКА ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОК ВУЗОВ

ММА им. И. М. Сеченова

В социально-экономическом развитии России важная роль принадлежит высококвалифицированным специалистам, подготовка которых осуществляется в высших учебных заведениях. Несомненно, что успешность обучения, работоспособность и здоровье студентов взаимосвязаны. С гигиенических позиций с учетом особенностей режима и условий обучения, образа жизни студенток следует выделять в отдельную группу риска. Возросший интерес к этой проблеме связан с тем, что среди учащейся молодежи вузов значительный процент составляют лица женского пола.

В последние годы наблюдается рост нарушений менструальной функции и воспалительных заболеваний гениталий у студенток, что может стать причиной бесплодия, осложнений течения беременности, родов у женщин. В связи с этим своевременное выявление и лечение этой патологии в юношеском возрасте являются актуальной задачей.

Изучение здоровья, образа жизни для последующего обоснования лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий должно быть нацелено на создание условий, позволяющих определенной части студенток сочетать учебу с материнством.

Исследования ряда авторов свидетельствуют о высокой гинекологической заболеваемости студенток вузов по сравнению с другими социальными группами женщин того же возраста.

Изучение репродуктивного здоровья учащихся девушек в возрасте 18—19 лет, проживающих в Волгоградском регионе [1], показало, что средний возраст менархе составил 12 лет 8 мес. Патологический характер становления менструального цикла выявлен у 41,3% девушек. Гипоменструальный синдром наблюдался у 15,1%, аменорея — у 7%, ги-перполименорея — у 25,5%, альгоменорея — у 11,5% обследованных девушек. По результатам осмотра и УЗИ выявлена патология со стороны внутренних гениталий (поликистоз, аномалии развития, гиперплазия эндометрия и т. д.). Авторы относят таких девушек к группе высокого риска по развитию гинекологической, а в будущем акушерской патологии.

По данным С. А. Гаспарян и соавт. [4], среди молодых женщин с первичным бесплодием в детском и юношеском возрасте каждая 2—3-я страдала хроническими инфекциями или обменно-эндок-ринными заболеваниями. Первичной альгомено-реей страдала каждая 3-я больная, нарушения менструальной функции в виде ановуляторных циклов обнаружены у 40%, в виде овуляторных с лютеино-вой и фолликулиновой недостаточностью — у 6,7%, однако И. В. Кузнецова и А. Н. Стрижаков [6] отмечают, что к нарушениям менструальной функции следует относиться дифференцированно.

При сборе анамнеза у молодых и юных женщин 3. В. Малышева [7] отметила нарушение менструальной функции у 48,3%, в том числе нерегулярный менструальный цикл — у 35%. Автором отмечена высокая частота нарушений менструальной функции, что создает условия для развития осложнений в реализации репродуктивной функции женщин. Полученные результаты совпадают с исследованиями, проведенными М. Г. Газазян [3], — отклонения в становлении репродуктивной системы, выявленные в 46,5%, с наиболее частым проявлением нарушения менструального цикла.

Г. Я. Клименко, Е. В. Веселова [5] в своих исследованиях установили, что хронические заболевания мочеполовой системы у девушек-студенток в возрасте 19—21 года встречались в 2,4 раза чаще, чем у старшеклассников (15—17-летние).

При изучении гинекологической заболеваемости [8] на 1-м году обучения различные заболевания выявлены у 16,3% студенток основной и у 6,9% студенток контрольной групп (кольпиты — 9,7%, аднекситы — 2,9%, эрозии шейки матки — 3,7% в основной группе; аналогичные показатели контрольной группы составили 3,5, 1,7 и 1,7% соответственно). На 3-м году уровень гинекологической заболеваемости вырос до 27,6% у студенток основной группы (кольпиты — 17,5%, аднекситы — 7,2%) и до 13,9% у студенток контрольной группы (кольпиты — 6,1%, аднекситы — 2,6%, эрозии шейки матки — 2,6%).

Нами проведено изучение состояния здоровья 4202 студенток в возрасте от 17 до 23 лет 3 вузов: медицинского (3248), технического (433) и химического (521).

При этом проводились углубленные медицинские осмотры с участием специалистов (терапевт, хирург, отоларинголог, окулист, невропатолог, гинеколог, гигиенист, психолог и др.), а также лабораторные и инструментальные исследования. По специально разработанной анкете изучались объемы и распределение учебной нагрузки, режим дня, условия проживания, питания и др., особое внимание уделялось возрасту менархе, становлению, длительности менструального цикла, продолжительности и интенсивности менструальных выделений, степени болезненности. По показаниям применяли тесты функциональной диагностики, УЗИ внутренних половых органов, определялось содержание в крови и мочеполовых гормонов в I и II фазы менструального цикла. Кроме этого, были проведены гинекологические осмотры с целью выявления заболеваний (по показаниям дообследование и лечение).

Во время осмотров другими специалистами было установлено, что распространенность хронических заболеваний и функциональных отклонений

у студентов I курса у девушек в 2,6 раза выше по сравнению с юношами. Ведущими среди них являлись заболевания органов пищеварения, нервной системы, эндокринные нарушения. За период обучения в вузе состояние здоровья студенток значительно ухудшилось, главным образом за счет заболеваний органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, зрения, ЛОР-органов, сердечно-сосудистых и гинекологических заболеваний. Аналогичные данные получены учеными Воронежа [5]. Установлено, что у студенток в возрасте 21—25 лет по сравнению с 15—17-летними подростками значительно преобладали хронические заболевания нервной системы, органов чувств, пищеварительной и мочеполовой систем и подкожной клетчатки (соответственно в 2,9, 2,6, 2,4 и 3,2 раза).

Изучался возраст появления менархе в период полового созревания. Средний возраст менархе — 12 лет и 6 мес, что согласуется с данными литературы [1, 5]. Нормальное становление отмечено у 71,1%, раннее — у 12,7%, позднее — у 3,1% и длительное становление — у 13,1% девушек.

При изучении характера менструальной функции были выявлены отклонения в продолжительности цикла, длительности и интенсивности менструальных выделений, степени болезненности у студенток разных курсов. Всего нарушения у студенток медицинского вуза были выявлены в 24,9%, технического — в 39,5% и химического в 67% случаев. Таким образом, у студенток технического и химического вузов нарушения менструальной функции отмечаются достоверно чаще.

В структуре нарушений менструальной функции наибольший удельный вес у студенток медицинского вуза составили альгоменорея (28,1%), дисфункция яичников (26,7%), альгогиперполиме-норея (22%) и гиперполименорея (20,4%), у студенток технического вуза — дисфункция яичников (33,3%), гиперполименорея (29,8%), альгоменорея (24%) и альгогиперполименорея (11,1%), у студенток химического вуза — гиперполименорея (39%), альгогиперполименорея (22,9%), альгоменорея (20,6%) и дисфункция яичников (10,3%). В последние годы чаще встречаются такие отклонения, как гиперполименорея, дисфункция яичников, альгоменорея и гиперполименорея. Полученные данные были получены в исследованиях и другими авторами [2].

При изучении воспалительных заболеваний внутренних половых органов нами установлено, что их распространенность среди студенческой молодежи медицинского, технического и химического вузов носит различный характер и составляет 29,1, 37,6 и 18,8% соответственно. У студентов-ме-диков заболеваемость от 1-го ко 2-му году обучения увеличилась в 2 раза (24,9 и 46,8%), к последнему году обучения воспалительные заболевания внутренних половых органов (эрозии, кольпиты, ад-некситы) уменьшились после проведенной лекарственной и нелекарственной терапии в 2 раза. У студенток технического вуза эти заболевания от 1 -го к последнему году наблюдались в большем проценте случаев (от 33,6 до 40,8). У девушек, обучающихся в химическом вузе, отмечен рост этих заболеваний в 4 раза (от 7,5 до 31,4%). При сборе анамнеза и его анализе мы обратили внимание на то, что из общего числа обследованных студенток с те-

ми или иными воспалительными заболеваниями, 97% студенток имели половые связи (с 13—17, реже с 18 лет), из них каждая 3-я студентка медицинского и химического и каждая 2-я технического вуза незамужняя.

В структуре гинекологических заболеваний студенток медицинского, технического и химического вузов наиболее часто встречались эрозии шейки матки (52,6, 38,1, 41,5%), воспаление придатков и матки (27,7, 24,5, 35,1%) и кольпиты (18,9, 19,6, 23,4% соответственно).

Полученные результаты исследований позволили нам сделать вывод, что каждая 3-я студентка обследованного контингента имела те или иные отклонения со стороны состояния специфических органов женского организма.

Доброкачественные образования придатков матки и молочных желез (мастопатии) у студенток медицинского вуза были выявлены в незначительном проценте (0,2, 0,5 соответственно), тогда как у студенток технического вуза эти изменения наблюдались значительно чаще (17,8%). У обследованных студенток химического вуза подобные отклонения отсутствовали.

Все девушки, у которых были выявлены те или иные отклонения, взяты нами под динамическое диспансерное наблюдение. В тесном содружестве с главными врачами и врачами других специальностей студенческих поликлиник нами были проведены лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия в удобное для студенток время: сочетание лекарственных и нелекарственных методов лечения, а также санитарно-просветительская и разъяснительная работа (групповые лекции, беседы о половом воспитании, о венерических и воспалительных заболеваниях, мерах контрацепции, о вреде для здоровья абортов, употребления алкоголя, курения и т. д.).

В результате проведенных мероприятий заболеваемость резко сократилась (на 70—75%) от 1-го к последнему курсу обучения студенток, и у большинства из них наступило полное выздоровление, после чего студентки были сняты с диспансерного наблюдения.

Таким образом, высокая заболеваемость среди студенческой молодежи диктует необходимость проведения целенаправленной работы по диспансеризации больных, а своевременное рациональное лечение в юношеском возрасте поможет снизить число больных с нарушениями репродуктивной системы, что является профилактикой вышеуказанных нарушений у будущих матерей. Наряду с этим, начиная с раннего возраста, необходимо обязательно проводить большую санитарно-про-светительскую работу в каждой возрастной группе как среди девочек и девушек, так и среди мальчиков и юношей.

Литература

1.

2.

Андреева М. В., Квартовкина Л. К., Андреев В. А. // Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления развития: Материалы Всероссийской конф. — М., 1999. — С. 47— 48.

Баранов А. Н. // Материалы второго съезда Российской ассоциации врачей акушеров-гинекологов. — М., 1997. - С. 206-207.

3. Газазяи М. Ч., Желобенко А. В. // Проблемы эндокринологии в акушерстве и гинекологии. — М., 1997. - С. 209-210.

4. Гаспарян С. А., Латенкова Н. Ю., Рогов В. М., Стар-ненкова Т. Я. // Проблемы эндокринологии в акушерстве и гинекологии: Материалы второго съезда Российской ассоциации врачей-акушеров и гинекологов. - М., 1997. - С. 30-32.

5. Клименко Г. Я., Веселова Е. В. // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы первой Всероссийской науч. конф. - М., 1995. - С. 114-116.

6. Кузнецова И. В., Стрижаков А. Н. // Проблемы эндокринологии в акушерстве и гинекологии: Материалы второго съезда Российской ассоциации вра-

чей-акушеров и гинекологов. — М., 1997. — С. 56— 57.

7. Малышева 3. В. // Там же. — С. 72—73.

8. Семятов С. М. // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы первой Всероссийской науч. конф. — М., 1995. - С. 212-213.

Поступила 10.11.2000

Summary. Menstrual function and gynecologic morbidity were studied in 4202 female students from medical, engineering, and chemical institutes. They were found to have al-gomenorrhea, ovary dysfunction, algo-hyper-polymenorrhea, hyper-polymenorrhea. Among genital inflammations there were predominant erosion of the cervix uteri, adnexitis, and colpitis. After therapeutical and conditioning measures the vast majority of girls convalesced.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 613.96:378]-07

77. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ХРОНИЧЕСКУЮ СОМАТИЧЕСКУЮ ПАТОЛОГИЮ

Северный государственный медицинский университет, Архангельск; Поморский государственный университет, Архангельск

Обучение в вузе объективно требует большого напряжения всех систем организма [2]. Интенсивная умственная деятельность студентов связана с включением механизмов адаптации, высокое психоэмоциональное напряжение отражается на работоспособности студентов и требует усилия внимания, памяти, мышления [17]. Сдача экзаменов и зачетов создает стрессовую ситуацию с активизацией всех адаптивных сил организма [18], что может привести к перегрузкам вегетативной и эндокринной систем, высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы и как следствие стать звеном в возникновении психосоматических заболеваний

[4, 23].

Здоровье студентов является необходимым условием учебы в вузе, между тем данные литературы свидетельствуют об увеличении заболеваемости студентов [13], частота хронических заболеваний у которых колеблется в широких пределах [9, 15, 19]. Так, по мнению Т. Н. Грошевой и соавт. [12], у 48% студентов имеются различные заболевания, но наиболее часто обнаруживаются болезни органов пищеварения и ЛОР-органов. В то же время, по сведениям Л. М. Асхабовой, П. М. Махуловой [3], 60,2% студентов имеют различную соматическую патологию, среди которой на первое место выходят болезни нервной системы и органов дыхания. По данным Е. Г. Щукиной [24], у 77% студентов вуза были выявлены признаки социально-психологической дезадаптации, в том числе у 37% — депрессивные тенденции и у 20% — признаки невроти-зации.

Среди часто встречающихся жалоб студентов — неуверенность в своих возможностях, заниженная самооценка, ощущение страха, снижение работоспособности [1, 11]. Некоторые с трудом приспосабливаются к вузовским условиям, к усвоению дисциплин, специфических для приобретения будущей специальности, испытывают трудности в профессиональном самоопределении [12]. Причинами социально-психологической дезадаптации нередко являются конфликты в отношениях с родителями, сложности при смене места жительства,

а также наличие хронических заболеваний [10]. В то же время остаются недостаточно изученными, требующими научного обоснован™ и практической разработки вопросы, касающиеся обследования студентов с отклонениями в здоровье, в том числе изучения их психосоциальной адаптации к учебе.

Целью данного исследования явилось выявление особенностей психосоциальной дезадаптации студентов, имеющих хронические соматические заболевания.

Обследовано 114 студентов III курса факультетов гуманитарной направленности Поморского государственного университета Архангельска (78 девушек и 36 юношей); средний возраст составил 20,11 ± 0,32 года.

Для достижения цели исследования все студенты по состоянию соматического здоровья были разделены на 2 группы. В 1-ю группу вошли 75 (65,79%) человек, имеющих хронические соматические заболевания, во 2-ю — 39 (34,21%) студентов без соматических заболеваний, с отсутствием жалоб на состояние здоровья. Контрольную группу составил 21 студент (15 юношей и 6 девушек) факультета физического воспитания (средний возраст 20,96 ± 0,85 года), они относились к категории практически здоровых и регулярно занимались спортом. Исследование проведено в период между сессиями, действие стрессовых факторов, обусловленных сдачей экзаменов и зачетов, исключалось.

Для комплексного изучения особенностей психосоциальной адаптации студентов были выбраны экспериментально-психологические методики, наиболее полно оценивающие психоэмоциональное состояние, личностные особенности и систему взаимоотношений с окружающими, включающие следующие психологические тесты: Миннесотский многоаспектный личностный опросник (ММР1), тест реактивной и личностной тревожности Ч. Спил-бергера—Ю. Ханина, тест САН, опросник "Личностный дифференциал", методика "Незаконченные предложения".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.