УДК: 618.177-07
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ВИТАМИНОМ D ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК С НАРУШЕНИЯМИ МЕНСТРУАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Л. И. Герасимова1, М. С. Денисов2, Н. В. Шувалова3, Т. Г. Денисова12
1 Кафедра акушерства и гинекологии, Государственное автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения Чувашской Республики
2Кафедра акушерства и гинекологии; 3кафедра фармакологии, клинической фармакологии и биохимии Медицинского факультета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Адрес переписки: 428000, г. Чебоксары, Красная площадь, 3. E-mail: [email protected]
Качество репродуктивного здоровья девушек, вступающих в фертильный возраст, оказывает прямое влияние на демографические процессы. Репродуктивное здоровье студентов заслуживает внимания ввиду больших социальных ожиданий от этой группы молодежи. В настоящее время установлено, что дефицит витамина D является этиопатогенетическим фактором развития широкого спектра острых и хронических заболеваний. Рецепторы к витамину D обнаружены в репродуктивных тканях, включая яичники, матку, плаценту, яички, и в гипофизе. Следует предположить, что дефицит витамина D может обусловить нарушения репродуктивного здоровья. Проанализирован анамнез менструальной функции и изучено содержание витамина D у девушек-студенток с нарушениями менструальной функции. По результатам исследования у всех девушек-студенток с нарушениями менструальной функции обнаружен дефицит витамина D.
Ключевые слова: репродуктивное здоровье, девушки-студентки, нарушения менструальной функции, дефицит витамина D.
VITAMIN D PROVISION OF FEMALE STUDENTS WITH MENSTRUAL FUNCTION DISORDERS L. I. Gerasimova1, M. S. Denisov2, N. V. Shuvalova3, T. G. Denisova12
1Department of Obstetrics and Gynecology, Postgraduate Doctors' Training Institute, Ministry of Health of Chuvash Republic
2Department of Obstetrics and Gynecology,3 Department of Pharmacology, Clinical Pharmacology and Biochemistry, Faculty of Medicine, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov
Reproductive health of the girls of fertility age influences the demographic processes. Reproductive health of students requires attention due to high social expectations for this group of young people. Nowadays it has been defined that vitamin D deficiency affects a wide range of acute and chronic diseases. Receptors to vitamin D are found in reproductive tissues, including the ovaries, uterus, placenta, testicles and in pituitary gland, so there is an association of vitamin D with many troubles in the field of reproductive health. The following has been analyzed: the medical history of the menstrual function in female students, the content of vitamin D in female students with menstrual function disorders. It has been defined vitamin D deficiency in the girls with menstrual dysfunction.
Key words: reproductive health, female students, menstrual dysfunction, vitamin D deficiency.
Репродуктивное здоровье является неотъемлемой составляющей здоровья человека и имеет важнейшее значение для дальнейшего воспроизводства населения и обеспечения стабильного развития общества. Проблема репродуктивного здоровья девушек и женщин стала центром внимания здравоохранения, так как качество репродуктивного здоровья определяет здоровье нации, проблемы демографии и является основой процветания России. Прямое влияние на демографические процессы оказывает состояние репродуктивного здоровья девушек, вступающих в фертильный возраст [1-3].
Медико-демографическая ситуация в стране характеризуется снижением рождаемости, что во многом связано с неудовлетворительным состояни-
ем репродуктивного здоровья молодежи, вступившей в фертильный возраст. Именно в этом возрасте завершается физическое и психическое развитие, половое созревание, формируется репродуктивный потенциал. Но, к сожалению, для этого возраста характерны и основные дисфункциональные нарушения, в том числе и в репродуктивной сфере [2, 4].
Репродуктивное здоровье студентов заслуживает особого внимания ввиду больших социальных ожиданий от этой группы молодежи. Потребность в реализации себя в роли супруга и родителя относится к основным потребностям человека в том возрасте, к которому относится студенчество [5, 6].
Витамин D - важный прегормон, участвующий во многих метаболических процессах. В настоящее время установлено, что дефицит витамина D затра-
О Р И Г И Н А Л Ь Н Ы Е С Т А Т Ь И
гивает широкий спектр острых и хронических заболеваний. Экспертами ВОЗ (2010) подчеркивалось, что статус витамина D очень важен в профилактике большого количества отклонений в функционировании организма человека. Выявлена связь дефицита витамина D с длительным течением многих заболеваний.
Поскольку VDR и 1а-гидроксилазы обнаружены в репродуктивных тканях, включая яичники, матку, плаценту, яички, и в гипофизе, можно с высокой долей вероятности предположить наличие связи дефицита витамина D с многими проблемами в области репродуктивного здоровья [7, 8].
Витамин D индуцирует более 3000 генов, многие из которых играют определенную роль в развитии плода, 26 из них имеют широкий спектр проверенных биологических действий, в том числе ингибирова-ние клеточной пролиферации и индукции конечной дифференцировки, ингибирование ангиогенеза и продукции ренина, стимуляция выработки инсулина и производство макрофагов, индукция апоптоза [9, 10]. Экспериментальные исследования показали, что при развитии дефицита витамина D у самок крыс меняется брачное поведение и наблюдается снижение уровня рождаемости. Так как уровень 1,25 (OH) 2D3 определяет модуляцию активности яичников, наблюдались гипергонадотропный гипогонадизм, гипоплазия матки, нарушение фолликулогенеза, аномальное развитие фолликулов, бесплодие [11].
Целью исследования явилась оценка обеспеченности витамином D девушек-студенток с нарушениями менструальной функции.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Девушкам с нарушениями менструальной функции (68 пациенток: 22 - с дисфункциональными маточными кровотечениями; 18 - с аменореей; 28 - с альгоменореей - исследуемая группа) был определен уровень витамина D в крови. Также 23 пациентки с физиологическим менструальным циклом составили контрольную группу. Забор крови осуществлялся из локтевой вены в пробирку в объеме 5,0 мл. Исследование уровня витамина D проводилось методом иммуноферментного анализа наборами фирмы BIOMEDICA GRUPPE (Германия). Для определения 25-ОН витамин D использовался иммуноферментный набор для количественного определения 25-гидроксивитамина D и других ги-дроксилированных метаболитов в сыворотке крови (Набор IDS OCTEIA 25-Hydroxy Vitamin D). Принцип метода IDS OCTEIA 25-Hydroxy Vitamin D тест основан на методе иммуноферментного анализа, в котором количественно определяются 25-OH Vit D и другие гидроксилированные метаболиты в сыворотке и плазме. Калибраторы, контроли и образцы разводят биотинилированным 25-OH Vit D. В ходе реакции 25-OH Vit D калибраторов, контролей и образцов конкурирует с биотинилированным 25-OH
Vit D за места связывания на высоко специфичных овечьих анти-25-OH Vit D антителах, сорбированных в лунках планшета в течение 2-х часов при комнатной температуре. После аспирации реагента и промывки в планшет добавляется пероксидаза хрена, конъюгированная с авидином, формируется комплекс, количественно определяемый далее в ходе инкубации с субстратом ТМБ. Интенсивность развившейся окраски обратно пропорциональна содержанию 25-OH Vit D в стандарте/образце/контроле. По результатам измерения контролей строится калибровочная кривая, концентрация 25-OH Vit D в образцах определяется с использованием данной кривой. Признанный критерий оценки экзогенной обеспеченности витамином D - уровень 25-ОН Vit D в крови: нормальное содержание в крови - 20-35 нг/мл, недостаток - 10-20 нг/мл, дефицит - гиповитаминоз - 10 нг/мл и ниже, авитаминоз - ниже 5 нг/ мл. Гипервитаминоз D - выше 70 нг/мл.
Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью пакетов программы Statistica for Windows (версия 6.1) методами параметрической и непараметрической статистики (критерии Стьюдента, Манна-Уитни).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Нами проанализирован анамнез менструальной функции девушек-студенток и обнаружено, что у 13 девушек с дисфункциональными маточными кровотечениями (58,5% случаев) наблюдалось позднее наступление менархе - после 13 лет; в настоящий момент отмечены нерегулярные менструации у 14 девушек (63,0%), а у остальных - в настоящее время менструации регулярные, но при этом наблюдаются сбои один раз в 2-3 месяца; гиперполименорея выявлена у 8 девушек (36,0%).
Среди девушек с альгоменореей у 20 (71,4%) наступление менархе отмечалось до 12 лет, а у девушек с аменореей первые менструации отмечались и в 14, и в 15, и в 16 лет, затем - периоды отсутствия менструаций от 5-6 месяцев до 1-2 лет, пока они не обратились за медицинской помощью.
Анализ антропометрических данных показал, что у девушек-студенток с такими нарушениями менструальной функции, как дисфункциональные маточные кровотечения и альгоменорея индекс массы тела чаще соответствовал 17-18 кг/м2, а у девушек с аменореей - 26-27 кг/м2.
При исследовании содержания витамина D в крови отмечено, что у девушек-студенток с физиологическим менструальным циклом (контрольная группа) уровень витамина D в пределах нормальной экзогенной обеспеченности и составил 22,5±1,3 нг/ мл (р>0,01).
Выявлено что у студенток с альгоменореей уровень витамина D снижен и составил 17,7±1,6 нг/ мл; у девушек-студенток с дисфункциональными маточными кровотечениями также отмечен дефицит
витамина D - 14,7±1,6 нг/мл; а у девушек с аменореей обнаружен самый низкий уровень витамина D - 11,7±1,8 нг/мл (р>0,01).
Таким образом, дефицит витамина D не может считаться проблемой прошлого, так как существуют доказательства целого ряда возможных неблагоприятных последствий для репродуктивного здоровья женщин, связанных с низкой обеспеченностью витамином D. Дефицит витамина D у женщин начинает ассоциироваться с более низкой рождаемостью и повышенным риском развития нарушений менструальной функции. Назначение препарата витамина D, возможно, благотворно повлияет на состояние репродуктивной функции.
выводы
У девушек-студенток с нарушениями менструальной функции выявлен дефицит витамина D, причем выраженный дефицит витамина D выявлен у девушек-студенток с аменореей и индексом массы тела 26-27 кг/м2.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акушерство: национальное руководство. Под ред. Айламазяна Э.К., Кулакова В.И., Радзинского В.Е., Савельевой Г.М. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2014.
2. Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. М.: ГЕОТАР-Медиа; 2012.
3. Tesso DW, Fantahun MA, Enquselassie F. Parent-young people communication about sexual and reproductive health in E/Wollega zone, West Ethiopia: Implications for interventions Reproductive Health. 2012;9:13. Доступно по: http://www.reproductive-health-journal.com/content/pdf/1742-4755-9-13.pdf.
4. Гинекология: национальное руководство. Под ред. Кулакова В.И., Савельевой Г.М., Манухина И.Б. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009.
5. Яцкевич Н.М. Гинекологическая заболеваемость студенток: факторы риска, возможности прогнозирования, ранней диагностики, профилактики и реабилитации: Дис. ... канд. мед. наук. Иркутск; 2004.
6. Ajuwon AJ, Olaleye A, Faromoju B, Ladipo О. Sexual behavior and experience of sexual coercion among secondary school students in three states in North Eastern Nigeria. BMC Public Health. 2006;6:310. Доступно по: http://www.biomedcentral.com/content/ pdf/1471-2458-6-310.pdf.
7. Васильева Э.Н., Денисова Т.Г., Гунин А.Г., Тришина Е.Н. Дефицит витамина Д во время беременности и грудного вскармливания (обзор литературы). Современные проблемы науки и образования. 2015;4. Доступно по: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=21135
8. Мальцева Л.И., Васильева Э.Н. Новые подходы к оценке роли витамина D в репродуктивном здоровье женщины. Практическая медицина. 2013;7(76):45-51.
9. Hossein-Nezhad A, Holick MF. Optimize dietary intake of Vitamin D: an epigenetic perspective. Curr Opin Clin Nutr Metab Care. 2012 Nov;15(6):567-579.
10. Hossein-Nezhad A, Holick MF. Vitamin D for health: a global perspective. Mayo Clin Proc. 2013 Jul;88(7):720-755.
11. Halloran BP, DeLuca HF. Influence of vitamin D deficiency on fertility and reproductive ability in the female rat. J Nutr. 1980 Aug;110(8):1573-1580.