Научная статья на тему 'Менструальная функция девочек-подростков, рожденных путем операции кесарева сечения'

Менструальная функция девочек-подростков, рожденных путем операции кесарева сечения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юшко К. О., Бельская Г. Д., Иванян А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менструальная функция девочек-подростков, рожденных путем операции кесарева сечения»

УДК: 616-053.31: 618.5-0.89.888.61

МЕНСТРУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ, РОЖДЕННЫХ ПУТЕМ ОПЕРАЦИИ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ

К.О. ЮШКО, Г.Д. БЕЛЬСКАЯ, А.Н. ИВАНЯН*

Женская репродуктивная система является сложным интегральным образованием с тонкой организацией составляющих ее структур. Благополучное развитие и становление функции репродуктивной системы девочки находится в зависимости от многих факторов. На центральные и периферические отделы репродуктивной системы на всех этапах ее развития непосредственно влияет соматическое здоровье девочки, особенно состояние эндокринной, иммунной и центральной нервной системы. В период полового созревания происходит функциональное напряжение системы «гипоталамус - гипофиз - периферические эндокринные железы». Оно при действии на организм неблагоприятных факторов может трансформироваться в стойкие нарушения эндокринного статуса. Это способствует возникновению гинекологической патологии и последующему нарушению репродуктивной функции и фертильности [2-3,5-7]. В немногочисленных публикациях содержатся данные о процессах метаболической и эндокринной адаптации. В ответ на низкий при рождении уровень адаптивных гормонов, организм новорожденных, извлеченных путем кесарева сечения, отвечает напряжением компенсаторноприспособительных реакций эндокринной системы. Отклонения в гормональной адаптации расценены, как проявления минимальных эндокринных дисфункций организма в ответ на отсутствие родового стресса с риском срыва гормональной адаптации при неблагоприятном течении неонатального периода. Патология беременности и родов, заболевания матери оказывают вредное влияние на нервно-психическое развитие детей в отдаленные сроки после операции [1, 8-9]. Основным патогенетическим механизмом поражения ЦНС у детей, рожденных абдоминальным путем, является анте- и интранатальная гипоксия плода и новорожденного. Более значимой оказалась связь между влиянием повреждающих факторов и патологией нервной системы у детей в возрасте 3 лет и к 7 годам [4, 1]. Возможность развития у детей отклонений, связанных с патологией родов в более поздние периоды жизни указывает на важность изучения последствий оперативного родоразрешения для плода [5].

Цель исследования - изучение менструальной функции у девочек-подростков, рожденных путем кесарева сечения.

Материалы и методы. В процессе выполнения работы были использованы методы медицинского обследования и статистические методы. Комплекс методов клинического обследования включал оценку соматического, гинекологического анамнеза и менструальной функции девочек. Объектом статистического исследования являлись две выборочные совокупности. В первую выборку Ух были отобраны девушки в возрасте 18 лет, рожденные путем операции кесарева сечения. Объем выборки У1 составил 80 единиц наблюдения. Во вторую выборку У2 были отобраны девушки в возрасте 18 лет в популяции детей, родившихся через естественные родовые пути без помощи акушерских пособий и операций. Объем выборки У2 также составил 80 единиц наблюдения. У каждой единицы наблюдения в обозначенных выборках состояние менструальной функции характеризовалось 19 признаками, измеряли которые в номинальной дихотомической шкале. При проведении статистического анализа основными задачами были: вычисление относительных частот (долей) 95 % доверительных интервалов для каждой градации изучаемого дихотомического признака в выборочных совокупностях У1 и У2; проверка статистических гипотез об отсутствии значимых различий между статистическими распределениями изучаемых дихотомических признаков в выборочных совокупностях У1 и У2. Проверка статистических гипотез велась с использованием точного критерия Фишера на уровне значимости а=0,05.

Результаты. Девочки-подростки основной и контрольной группы были сопоставимы по социально-бытовым условиям жизни, репродуктивному поведению, наличию вредных привычек. При сборе анамнеза выяснялись следующие данные: время возникновения и характер перенесенных, острых инфекционных и хронических экстрагенитальных заболеваний, травм и их ос-

* Смоленская ГМА, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28, 214019 т. 554722 каф. акушерства и гинекологии ФПК и ППС, г. Смоленск, ул. Фрунзе, д.40

ложнений, оперативных вмешательств, контакты с больными туберкулезом; возраст и последовательность появления вторичных половых признаков, в т.ч. менархе; перенесенные заболевания. Комплексная оценка состояния здоровья девочек выражалась в виде отнесения к одной из «групп здоровья». Подростков с

I и У группой здоровья выявлено не было. Ко II группе здоровья были отнесены 67,5% девочек основной и 85% девочек контрольной группы (р<0,05). К III группе здоровья - 30% девочек основной и 12,5% контрольной (р<0,05), к IV - 3,8% основной и 2,5% контрольной соответственно (р>0,05).Таким образом, в основной группе уровень состояние здоровья был ниже. Подавляющее большинство девочек имели нормосомный тип развития. Степень полового развития определялась с учетом выраженности развития молочных желез, особенностей распределения и интенсивности оволосения, наличия и характера менструаций. По данным диспансерного осмотра детским гинекологом в возрасте 1314 лет половое развитие расценено как своевременное у всех девочек контрольной группы. Одной девочке основной группы выставлен диагноз задержки полового развития. Анализируя встречаемость гинекологических заболеваний, отметим, что только 31,3% девушек из основной и 30% девушек из контрольной групп не имели нарушений репродуктивной функции. Вуль-вовагиниты и сальпингиты встречались часто в анамнезе в обеих группах (48,8% и 47,5%). При анализе специфических инфекционных гинекологических заболеваний достоверных различий не выявлено (р>0,05). При изучении менструальной функции оценивалось: возраст менархе, регулярность и длительность менструального цикла, продолжительность кровотечения, обильность и болезненность менструаций.

Таблица

Показатели менструальной функции девушек-подростков

Признак Абсолютные частоты Относительные частоты (доли) Результат вычислений

У1 У2 У1 У2

возраст менархе -в норме (11-15 лет) 70 72 0,875 0,9 ^=0,401>о=0,05

-раннее начало 0 1 0 0,013 ^=0,5>о=0,05

-позднее начало 10 7 0,125 0,087 р=0,304>о=0,05

регулярность менструального цикла -регулярный 65 71 0,812 0,887 ^=0,134>о=0,05

-нерегулярный 15 9 0,188 0,113

длительность кровотечения -нормальная 71 74 0,887 0,925 ^=0,29>а=0,05

-олигоменорея 1 0 0,012 0 ^=0,5>о=0,05

-гиперполименорея 8 6 0,1 0,075 ^=0,39>а=0,05

продолжительность цикла -нормальная 54 61 0,125 0,763 ^=0,146>а=0,05

-опсоменорея 10 8 0,012 0,1 ^=0,401>а=0,05

-пройоменорея 1 2 0,012 0,025 ^=0,5>а=0,05

болезненность -отсутствует 8 11 0,1 0,138 ^=0,313>а=0,05

-умеренная 55 51 0,688 0,638 ^=0,308>а=0,05

-выраженная 17 18 0,213 0,225 ^=0,5>а=0,05

Регулярный менструальный цикл наблюдался у 65 лиц основной и 71 подростка контрольной группы (табл.). Установление регулярного менструального цикла в течение первых двух лет произошло у 37 девушек основной и у 33 контрольной группы. Нормальная длительность менструального кровотечения отмечена в 71 и 74 случаях соответственно. Олигоменорея встретилась у одной девушки, рожденной путем операции кесарева сечения. Гиперполименорея выявлена у 8 из 6 обследуемых. Интервал между кровотечениями 28±7 дней был у 54 лиц основ -ной и 61 подростка контрольной групп. Опсоменорея наблюдалась в 10 случаях в основной группе и в 8 случаях контрольной. Пройоменорея встречалась в 1 и 2 случаях соответственно. Величина кровопотери менее 50 миллилитров была у 5 подростков, рожденных путем операции кесарева сечения и 4 подростков, рожденных через естественные родовые пути. Обильные кровянистые выделения - у 7 и 6 девушек. Умеренные кровянистые выделения - у 68 и 70 девушек соответственно. Умеренная болезненность сопровождала менструальные выделения в 55 случаях основной и в 51 случае контрольной группы. Альгодисменорея отмечалась у 17 и 18 девушек, а отсутствие болезненности в 8 и

11 случаях.

Выводы. Среди девушек-подростков отмечаются нарушения менструальной функции, зависящие от факторов риска, в т.ч. и от осложненного перинатального анамнеза. Эти факторы риска имеют следовую реакцию в постнатальном онтогенезе, оказывая повреждающее действие на гипоталамус, который является одним из звеньев в становлении и регуляции репродуктивной функции. Но статистические распределения отклонений от нормального менструального цикла значимо не различаются у девушек, рожденных оперативно и у рожденных через естественные родовые пути, то есть не зависят от способа родоразрешения.

Литература

1. Байбарина Е.Н. и др. // Рос. вест. перинатол. и педиатрии.- 2GG3.- №4.- С.8-11.

2. Захарова Л.В. // Рос. педиатр. ж.- 2GGG.- №4.- C25-3G.

3. Кулаков В. И. и др. Рук-во по амбулаторнополиклинической помощи в акушерстве и гинекологии.- М.: ГЭОТАР-Медиа.- 2GG6.- С.397.

4. Кулаков В.И. и др. Кесарево сечение.- М.: Триада - Х.-2GG4.- С.2б-3G.

5. Лопатина Т.В., Кохно Н.И. // Репродуктивное здоровье детей и подростков.- 2GG6.- №5.- С.12-17.

6. Манухин И. Б. и др. Клинические лекции по гинекологической эндокринологии.- М.: Мед. информ. Агент-во.- 2GG3.-С.3-9.

7. Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология.- М.: Мед. информ. агенство.- 2GG3.- С.Ю5.

8. Шабалов Н.П. Неонатология.- М.: МЕДпресс-информ.-2GG6.- Т.1.- С. 1G9-114.

9. Шабалов Н.П, Цвелев Ю.В. Основы перинатологии.- М.: МЕДпресс-информ.- 2GG2.- С.388-389.

1G. Bailit J. L. et al. // Am J Qbstet Gynecol.- 2GG2.- P.187.

11. KenichiM. et al. // Am J Оbstet Gynecol.- 2GG4.- P.191.

УДК 616-003.96-055.23-057.875(086.5)

ОБ АДАПТАЦИОННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ КАК ОДНОМ ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

А.М. АСЛОНЬЯНЦ, Л.В. НЕФЁДОВА, П.В. НЕФЁДОВ*

В постсоциалистический период обоснованную тревогу вызывает стабильная тенденция к росту общесоматической заболеваемости детей и подростков России. Кроме того, отмечено ухудшение показателей их физического развития [3, 5]. При современных технологиях и организации обучения в школе состояние здоровья учеников ухудшается и к моменту завершения среднего образования практически здоровых подростков остаётся не более 10-15% [4]. Помимо причин социально-экономического характера, выявлены недостатки воспитания и обучения, сопровождающиеся ростом суммарной учебной нагрузки, интенсификацией учебного процесса. Распространенность среди подростков вредных привычек способствует ухудшению состояния их здоровья [4, 6]. Важно изучение состояния здоровья молодёжи, в том числе продолжающей обучение в медицинском колледже.

Применительно к условиям Краснодарского края со своими особенностями крупного агропромышленного региона юга России такие исследования не выполнялись. Среди показателей состояния здоровья особая роль отводится оценке адаптационных возможностей организма [1-2]. Это имеет значение при гигиенической оценке санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений и процесса адаптации учащихся к учебным нагрузкам в плане их адекватности физиологическим возможностям. Одним из показателей, характеризующих состояние здоровья подростков, является адаптационный потенциал (АП), расчет и гигиеническая оценка которого производится по математической модели, имеющей вид [1-2]: АП=0,011ЧСС+0,014АДсист.+0,008АДдиаст.+0,014возраст (лет)+ +0,009вес(кг)-0,009рост(см)-0,27(баллы).

* Кубанский ГМУ, г. Краснодар, Россия, E-mail: pv37@list.ru

Адаптация характеризуется как удовлетворительная, когда А<1,93 баллов, напряжение адаптации - при АП=1,94-2,16, адаптация неудовлетворительная - при АП=2,17-2,39, срыв адаптации - при АП>2,40 [7]. Объектом исследований были учащиеся 1-3 курсов медицинских колледжей Краснодарского края. Исследования проводили в условиях эксперимента. Комплексная гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия колледжей показала, что они относятся ко II группе.

Изучение расписаний учебных занятий выявило значительные погрешности, которые могут негативно отражаться на умственной работоспособности учащихся. Учитывая, что в медицинских колледжах в настоящее время обучаются преимущественно девушки в возрасте 15-23 лет, АП определяли именно у этого контингента учащихся. При этом, как правило, увеличение возраста девушек совпадало с увеличением времени их обучения в колледже. Всего АП был рассчитан у 288 девушек.

Проведенная работа показала, что у обследованных девушек с возрастом происходит отчетливое увеличение величин минимальных (от 1,703 в возрасте 15 лет до 1,864 балла в возрасте 23 года с некоторым повышением адаптационных возможностей организма у девушек 16-летнего возраста, у которых среднее значение АП составляло 1,54 балла), максимальных (от 1,841 у 15-летних девушек до 2,616 баллов у 23-летних), а также средних величин АП (от 1,761 у 15-летних до 2,3315 баллов у 23-летних студенток). Отмеченная тенденция ухудшения с возрастом адаптационных возможностей организма учащихся - девушек, которая проявляется увеличением количественных значений АП, позволила разработать простые и достаточно точные математические модели прогноза зависимости АП от возраста на примере обследованных студенток медицинского колледжа, которые были реализованы с помощью компьютерной программы «ЗТАТОЯАР». Модель прогноза минимальных значений АП у учащихся девушек с увеличением их возраста (следовательно, с длительностью их обучения в колледже) имеет следующий вид:

У=0,0319-Х+1,1123,гдеУ- адаптационный потенциал (баллы), Х - возраст девушек, лет. Коэффициент корреляции = 0,79; Я2 = 62,54; стандартная ошибка = 0,078. Сравнение фактических минимальных значений АП и рассчитанных по математической модели показало погрешность в разных возрастных группах девушек от 0,98% до 6,67%. Модель прогноза максимальных значений АП у девушек с увеличением их возраста имеет следующий вид: У=0,083175-Х+0,64635. Обозначения те же. Коэффициент корреляции = 0,911; Я2 = 82,9657; стандартная ошибка = 0,1192. Сравнение фактических максимальных значений АП с рассчитанными по математической модели показало погрешность в разных возрастных группах девушек от 2,% до 7,2%.

Математическая модель прогноза среднестатистических по базе данных значений АП для учащихся девушек с увеличением их возраста имеет вид: У=0,06942-Х+0,692525.Коэффициент корреляции = 0,9646; Я2=93,04; стандартная ошибка равна 0,06. Сравнение фактических и расчетных по модели данных АП показало расхождение от 0,72% до 4,23%.

Проведенная работа показала отчетливую тенденцию к снижению адаптационных возможностей как одном из показателей состояния здоровья студенток в процессе обучения в медицинском колледже, что может негативно отражаться на усвоении учащимися программного материала, послужила основанием для изучения причин ухудшения адаптационного потенциала учащихся и разработки адекватных профилактических мероприятий. Полученные данные могут быть использованы для сравнительной оценки АП девушек - студенток учебных заведений не только среднего, но и высшего профессионального образования.

Литература

1. Баевский Р.М. // Вест. АМН СССР.- 1987.- № 8.- С. 73.

2. Баевский Р.М. // Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний.- М,1997.

3. Заболеваемость населения России в 2004 г.. Стат. материалы // Здравоохр. Росс. Фед.- 2006.- № 2 - С. 41-51.

4. Кучма В.Р. // Гигиена детей и подростков.- М.- 2001.

5. Онищенко Г.Г.// Гигиена и санит.- 2001.- № 5.- С. 7-11.

6. Онищенко Г.Г. // Мат-лы X Всеросс. съезда гигиенистов и сан. врачей.- Кн. 1.- М.- 2007.- С. 32-45.

7. Соловьев В.Н. и др. // Успехи совр. естествознания.-2004.- № 7.- С. 122-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.