Научная статья на тему 'Об адаптационном потенциале как одном из показателей состояния здоровья студенток медицинского колледжа'

Об адаптационном потенциале как одном из показателей состояния здоровья студенток медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аслоньянц А. М., Нефёдова Л. В., Нефёдов П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об адаптационном потенциале как одном из показателей состояния здоровья студенток медицинского колледжа»

ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2007 - Т. ХГУ, № 4 - С.84

Выводы. Среди девушек-подростков отмечаются нарушения менструальной функции, зависящие от факторов риска, в т.ч. и от осложненного перинатального анамнеза. Эти факторы риска имеют следовую реакцию в постнатальном онтогенезе, оказывая повреждающее действие на гипоталамус, который является одним из звеньев в становлении и регуляции репродуктивной функции. Но статистические распределения отклонений от нормального менструального цикла значимо не различаются у девушек, рожденных оперативно и у рожденных через естественные родовые пути, то есть не зависят от способа родоразрешения.

Литература

1. Байбарина Е.Н. и др. // Рос. вест. перинатол. и педиатрии.- 2003.- №4.- С.8-11.

2. Захарова Л.В. // Рос. педиатр. ж.- 2000.- №4.- С.25-30.

3. Кулаков В.И. и др. Рук-во по амбулаторнополиклинической помощи в акушерстве и гинекологии.- М.: ГЭОТАР-Медиа.- 2006.- С.397.

4. Кулаков В.И. и др. Кесарево сечение.- М.: Триада - Х.-2004.- С.26-30.

5. Лопатина Т.В., Кохно НИ. // Репродуктивное здоровье детей и подростков.- 2006.- №5.- С.12-17.

6. Манухин И.Б. и др. Клинические лекции по гинекологической эндокринологии.- М.: Мед. информ. Агент-во.- 2003.-С.3-9.

7. Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология.- М.: Мед. информ. агенство.- 2003.- С.105.

8. Шабалов Н.П. Неонатология.- М.: МЕДпресс-информ.-2006.- Т.1.- С. 109-114.

9. Шабалов Н.П, Цвелев Ю.В. Основы перинатологии.- М.: МЕДпресс-информ.- 2002.- С.388-389.

10. Bailit J. L. et al. // Am J ОЬвІеІ Gynecol.- 2002.- P.187.

11. KenichiM. et al. // Am J ОЬвІеІ Gynecol.- 2004.- P.191.

УДК 616-003.96-055.23-057.875(086.5)

ОБ АДАПТАЦИОННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ КАК ОДНОМ ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

А.М. АСЛОНЬЯНЦ, Л.В. НЕФЁДОВА, П.В. НЕФЁДОВ*

В постсоциалистический период обоснованную тревогу вызывает стабильная тенденция к росту общесоматической заболеваемости детей и подростков России. Кроме того, отмечено ухудшение показателей их физического развития [3, 5]. При современных технологиях и организации обучения в школе состояние здоровья учеников ухудшается и к моменту завершения среднего образования практически здоровых подростков остаётся не более 10-15% [4]. Помимо причин социально-экономического характера, выявлены недостатки воспитания и обучения, сопровождающиеся ростом суммарной учебной нагрузки, интенсификацией учебного процесса. Распространенность среди подростков вредных привычек способствует ухудшению состояния их здоровья [4, 6]. Важно изучение состояния здоровья молодёжи, в том числе продолжающей обучение в медицинском колледже.

Применительно к условиям Краснодарского края со своими особенностями крупного агропромышленного региона юга России такие исследования не выполнялись. Среди показателей состояния здоровья особая роль отводится оценке адаптационных возможностей организма [1-2]. Это имеет значение при гигиенической оценке санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений и процесса адаптации учащихся к учебным нагрузкам в плане их адекватности физиологическим возможностям. Одним из показателей, характеризующих состояние здоровья подростков, является адаптационный потенциал (АП), расчет и гигиеническая оценка которого производится по математической модели, имеющей вид [1-2]: АП=0,011ЧСС+0,014АДсист.+0,008АДдиаст.+0,014возраст (лет)+ +0,009вес(кг)-0,009рост(см)-0,27(баллы).

* Кубанский ГМУ, г. Краснодар, Россия, E-mail: [email protected]

Адаптация характеризуется как удовлетворительная, когда А<1,93 баллов, напряжение адаптации - при АП=1,94-2,16, адаптация неудовлетворительная - при АП=2,17-2,39, срыв адаптации - при АП>2,40 [7]. Объектом исследований были учащиеся 1-3 курсов медицинских колледжей Краснодарского края. Исследования проводили в условиях эксперимента. Комплексная гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия колледжей показала, что они относятся ко II группе.

Изучение расписаний учебных занятий выявило значительные погрешности, которые могут негативно отражаться на умственной работоспособности учащихся. Учитывая, что в медицинских колледжах в настоящее время обучаются преимущественно девушки в возрасте 15-23 лет, АП определяли именно у этого контингента учащихся. При этом, как правило, увеличение возраста девушек совпадало с увеличением времени их обучения в колледже. Всего АП был рассчитан у 288 девушек.

Проведенная работа показала, что у обследованных девушек с возрастом происходит отчетливое увеличение величин минимальных (от 1,703 в возрасте 15 лет до 1,864 балла в возрасте 23 года с некоторым повышением адаптационных возможностей организма у девушек 16-летнего возраста, у которых среднее значение АП составляло 1,54 балла), максимальных (от 1,841 у 15-летних девушек до 2,616 баллов у 23-летних), а также средних величин АП (от 1,761 у 15-летних до 2,3315 баллов у 23-летних студенток). Отмеченная тенденция ухудшения с возрастом адаптационных возможностей организма учащихся - девушек, которая проявляется увеличением количественных значений АП, позволила разработать простые и достаточно точные математические модели прогноза зависимости АП от возраста на примере обследованных студенток медицинского колледжа, которые были реализованы с помощью компьютерной программы «8ТАТОКАР». Модель прогноза минимальных значений АП у учащихся девушек с увеличением их возраста (следовательно, с длительностью их обучения в колледже) имеет следующий вид:

У=0,0319-Х+1,1123,гдеУ- адаптационный потенциал (баллы), Х - возраст девушек, лет. Коэффициент корреляции = 0,79; Я2 = 62,54; стандартная ошибка = 0,078. Сравнение фактических минимальных значений АП и рассчитанных по математической модели показало погрешность в разных возрастных группах девушек от 0,98% до 6,67%. Модель прогноза максимальных значений АП у девушек с увеличением их возраста имеет следующий вид: У=0,083175-Х+0,64635. Обозначения те же. Коэффициент корреляции = 0,911; Я2 = 82,9657; стандартная ошибка = 0,1192. Сравнение фактических максимальных значений АП с рассчитанными по математической модели показало погрешность в разных возрастных группах девушек от 2,% до 7,2%.

Математическая модель прогноза среднестатистических по базе данных значений АП для учащихся девушек с увеличением их возраста имеет вид: У=0,06942-Х+0,692525.Коэффициент корреляции = 0,9646; Я2=93,04; стандартная ошибка равна 0,06. Сравнение фактических и расчетных по модели данных АП показало расхождение от 0,72% до 4,23%.

Проведенная работа показала отчетливую тенденцию к снижению адаптационных возможностей как одном из показателей состояния здоровья студенток в процессе обучения в медицинском колледже, что может негативно отражаться на усвоении учащимися программного материала, послужила основанием для изучения причин ухудшения адаптационного потенциала учащихся и разработки адекватных профилактических мероприятий. Полученные данные могут быть использованы для сравнительной оценки АП девушек - студенток учебных заведений не только среднего, но и высшего профессионального образования.

Литература

1. Баевский Р.М. // Вест. АМН СССР.- 1987.- № 8.- С. 73.

2. Баевский Р.М. // Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний.- М,1997.

3. Заболеваемость населения России в 2004 г.. Стат. материалы // Здравоохр. Росс. Фед.- 2006.- № 2 - С. 41-51.

4. Кучма В.Р. // Гигиена детей и подростков.- М.- 2001.

5. Онищенко Г.Г.// Гигиена и санит.- 2001.- № 5.- С. 7-11.

6. Онищенко Г.Г. // Мат-лы X Всеросс. съезда гигиенистов и сан. врачей.- Кн. 1.- М.- 2007.- С. 32-45.

7. Соловьев В.Н. и др. // Успехи совр. естествознания.-2004.- № 7.- С. 122-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.