ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2007 - Т. ХГУ, № 4 - С.84
Выводы. Среди девушек-подростков отмечаются нарушения менструальной функции, зависящие от факторов риска, в т.ч. и от осложненного перинатального анамнеза. Эти факторы риска имеют следовую реакцию в постнатальном онтогенезе, оказывая повреждающее действие на гипоталамус, который является одним из звеньев в становлении и регуляции репродуктивной функции. Но статистические распределения отклонений от нормального менструального цикла значимо не различаются у девушек, рожденных оперативно и у рожденных через естественные родовые пути, то есть не зависят от способа родоразрешения.
Литература
1. Байбарина Е.Н. и др. // Рос. вест. перинатол. и педиатрии.- 2003.- №4.- С.8-11.
2. Захарова Л.В. // Рос. педиатр. ж.- 2000.- №4.- С.25-30.
3. Кулаков В.И. и др. Рук-во по амбулаторнополиклинической помощи в акушерстве и гинекологии.- М.: ГЭОТАР-Медиа.- 2006.- С.397.
4. Кулаков В.И. и др. Кесарево сечение.- М.: Триада - Х.-2004.- С.26-30.
5. Лопатина Т.В., Кохно НИ. // Репродуктивное здоровье детей и подростков.- 2006.- №5.- С.12-17.
6. Манухин И.Б. и др. Клинические лекции по гинекологической эндокринологии.- М.: Мед. информ. Агент-во.- 2003.-С.3-9.
7. Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология.- М.: Мед. информ. агенство.- 2003.- С.105.
8. Шабалов Н.П. Неонатология.- М.: МЕДпресс-информ.-2006.- Т.1.- С. 109-114.
9. Шабалов Н.П, Цвелев Ю.В. Основы перинатологии.- М.: МЕДпресс-информ.- 2002.- С.388-389.
10. Bailit J. L. et al. // Am J ОЬвІеІ Gynecol.- 2002.- P.187.
11. KenichiM. et al. // Am J ОЬвІеІ Gynecol.- 2004.- P.191.
УДК 616-003.96-055.23-057.875(086.5)
ОБ АДАПТАЦИОННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ КАК ОДНОМ ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
А.М. АСЛОНЬЯНЦ, Л.В. НЕФЁДОВА, П.В. НЕФЁДОВ*
В постсоциалистический период обоснованную тревогу вызывает стабильная тенденция к росту общесоматической заболеваемости детей и подростков России. Кроме того, отмечено ухудшение показателей их физического развития [3, 5]. При современных технологиях и организации обучения в школе состояние здоровья учеников ухудшается и к моменту завершения среднего образования практически здоровых подростков остаётся не более 10-15% [4]. Помимо причин социально-экономического характера, выявлены недостатки воспитания и обучения, сопровождающиеся ростом суммарной учебной нагрузки, интенсификацией учебного процесса. Распространенность среди подростков вредных привычек способствует ухудшению состояния их здоровья [4, 6]. Важно изучение состояния здоровья молодёжи, в том числе продолжающей обучение в медицинском колледже.
Применительно к условиям Краснодарского края со своими особенностями крупного агропромышленного региона юга России такие исследования не выполнялись. Среди показателей состояния здоровья особая роль отводится оценке адаптационных возможностей организма [1-2]. Это имеет значение при гигиенической оценке санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений и процесса адаптации учащихся к учебным нагрузкам в плане их адекватности физиологическим возможностям. Одним из показателей, характеризующих состояние здоровья подростков, является адаптационный потенциал (АП), расчет и гигиеническая оценка которого производится по математической модели, имеющей вид [1-2]: АП=0,011ЧСС+0,014АДсист.+0,008АДдиаст.+0,014возраст (лет)+ +0,009вес(кг)-0,009рост(см)-0,27(баллы).
* Кубанский ГМУ, г. Краснодар, Россия, E-mail: [email protected]
Адаптация характеризуется как удовлетворительная, когда А<1,93 баллов, напряжение адаптации - при АП=1,94-2,16, адаптация неудовлетворительная - при АП=2,17-2,39, срыв адаптации - при АП>2,40 [7]. Объектом исследований были учащиеся 1-3 курсов медицинских колледжей Краснодарского края. Исследования проводили в условиях эксперимента. Комплексная гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия колледжей показала, что они относятся ко II группе.
Изучение расписаний учебных занятий выявило значительные погрешности, которые могут негативно отражаться на умственной работоспособности учащихся. Учитывая, что в медицинских колледжах в настоящее время обучаются преимущественно девушки в возрасте 15-23 лет, АП определяли именно у этого контингента учащихся. При этом, как правило, увеличение возраста девушек совпадало с увеличением времени их обучения в колледже. Всего АП был рассчитан у 288 девушек.
Проведенная работа показала, что у обследованных девушек с возрастом происходит отчетливое увеличение величин минимальных (от 1,703 в возрасте 15 лет до 1,864 балла в возрасте 23 года с некоторым повышением адаптационных возможностей организма у девушек 16-летнего возраста, у которых среднее значение АП составляло 1,54 балла), максимальных (от 1,841 у 15-летних девушек до 2,616 баллов у 23-летних), а также средних величин АП (от 1,761 у 15-летних до 2,3315 баллов у 23-летних студенток). Отмеченная тенденция ухудшения с возрастом адаптационных возможностей организма учащихся - девушек, которая проявляется увеличением количественных значений АП, позволила разработать простые и достаточно точные математические модели прогноза зависимости АП от возраста на примере обследованных студенток медицинского колледжа, которые были реализованы с помощью компьютерной программы «8ТАТОКАР». Модель прогноза минимальных значений АП у учащихся девушек с увеличением их возраста (следовательно, с длительностью их обучения в колледже) имеет следующий вид:
У=0,0319-Х+1,1123,гдеУ- адаптационный потенциал (баллы), Х - возраст девушек, лет. Коэффициент корреляции = 0,79; Я2 = 62,54; стандартная ошибка = 0,078. Сравнение фактических минимальных значений АП и рассчитанных по математической модели показало погрешность в разных возрастных группах девушек от 0,98% до 6,67%. Модель прогноза максимальных значений АП у девушек с увеличением их возраста имеет следующий вид: У=0,083175-Х+0,64635. Обозначения те же. Коэффициент корреляции = 0,911; Я2 = 82,9657; стандартная ошибка = 0,1192. Сравнение фактических максимальных значений АП с рассчитанными по математической модели показало погрешность в разных возрастных группах девушек от 2,% до 7,2%.
Математическая модель прогноза среднестатистических по базе данных значений АП для учащихся девушек с увеличением их возраста имеет вид: У=0,06942-Х+0,692525.Коэффициент корреляции = 0,9646; Я2=93,04; стандартная ошибка равна 0,06. Сравнение фактических и расчетных по модели данных АП показало расхождение от 0,72% до 4,23%.
Проведенная работа показала отчетливую тенденцию к снижению адаптационных возможностей как одном из показателей состояния здоровья студенток в процессе обучения в медицинском колледже, что может негативно отражаться на усвоении учащимися программного материала, послужила основанием для изучения причин ухудшения адаптационного потенциала учащихся и разработки адекватных профилактических мероприятий. Полученные данные могут быть использованы для сравнительной оценки АП девушек - студенток учебных заведений не только среднего, но и высшего профессионального образования.
Литература
1. Баевский Р.М. // Вест. АМН СССР.- 1987.- № 8.- С. 73.
2. Баевский Р.М. // Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний.- М,1997.
3. Заболеваемость населения России в 2004 г.. Стат. материалы // Здравоохр. Росс. Фед.- 2006.- № 2 - С. 41-51.
4. Кучма В.Р. // Гигиена детей и подростков.- М.- 2001.
5. Онищенко Г.Г.// Гигиена и санит.- 2001.- № 5.- С. 7-11.
6. Онищенко Г.Г. // Мат-лы X Всеросс. съезда гигиенистов и сан. врачей.- Кн. 1.- М.- 2007.- С. 32-45.
7. Соловьев В.Н. и др. // Успехи совр. естествознания.-2004.- № 7.- С. 122-125.