Научная статья на тему 'Основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений'

Основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
610
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА / HIGH SCHOOL STUDENTS / MORBIDITY / SOCIOHYGIENIC MONITORING FUNDAMENTALS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинова Е. Г., Кучма В. Р.

Социально-экономические преобразования, неблагоприятная экологическая среда жизнедеятельности в условиях промышленного мегаполиса негативно отразились на уровне жизни и заболеваемости студентов (n = 2160). Интенсивность учебной подготовки способствовала повышению уровня общей заболеваемости, болезней нервной системы. Региональный социально-гигиенический мониторинг в системе надзора за условиями подготовки специалистов в высшей школе обосновывает программы профилактики ухудшения здоровья, качества и образа жизни студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF SOCIOHYGIENIC MONITORING OF EDUCATIONAL CONDITIONS IN HIGH SCHOOL STUDENTS

Socioeconomic transformations and the poor environment of an industrial megalopolis negatively affected quality of life and morbidity rates in students (n = 2160). Academic intensity contributed to an increase in overall morbidity and morbidity from nervous system involvement. The regional sociohygienic monitoring of high-school training conditions within the framework of the surveillance system substantiates programs to prevent worse health and life quality in high school students.

Текст научной работы на тему «Основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений»

Гигиена детей и подростков

О Е. Г. БЛИНОВА, В. Р КУЧМА, 2012 УДК 613.96:378

Е. Г. Блинова1, В. Р. Кучма2

основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений

1ГОУ ВПО Омская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России; 2НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, Москва

Социально-экономические преобразования, неблагоприятная экологическая среда жизнедеятельности в условиях промышленного мегаполиса негативно отразились на уровне жизни и заболеваемости студентов (п = 2160). Интенсивность учебной подготовки способствовала повышению уровня общей заболеваемости, болезней нервной системы. Региональный социально-гигиенический мониторинг в системе надзора за условиями подготовки специалистов в высшей школе обосновывает программы профилактики ухудшения здоровья, качества и образа жизни студенческой молодежи.

Ключевые слова: студенты высшей школы, заболеваемость, основы социально-гигиенического мониторинга

Е. G. Blinova, VR. Kuchma - FUNDAMENTALS OF SOCIOHYGIENIC MONITORING OF EDUCATIONAL CONDITIONS IN HIGH SCHOOL STUDENTS

‘Omsk State Medical Academy, Ministry of Health and Social Development of Russia;

“Research Institute of Hygiene and Health Care in Children and Adolescents, Research Center of Children’s Health,

Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Socioeconomic transformations and the poor environment of an industrial megalopolis negatively affected quality of life and morbidity rates in students (n = 2160). Academic intensity contributed to an increase in overall morbidity and morbidity from nervous system involvement. The regional sociohygienic monitoring of high-school training conditions within the framework of the surveillance system substantiates programs to prevent worse health and life quality in high school students.

Key words: high school students, morbidity, sociohygienic monitoring fundamentals

Ухудшение здоровья детей и подростков в последние десятилетия способствовало формированию негативных тенденций в показателях здоровья студенческой молодежи, определяющей интеллектуальный потенциал и будущее развитие России. По мнению ведущих ученых, недостаточно изучены как особенности состояния здоровья студенческой молодежи, так и факторы, формирующие его на этапе профессиональной подготовки [1, 2, 7, 8, 10, 12, 17].

Одним из важнейших механизмов управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения является система социально-гигиенического мониторинга, главной задачей которого являются определение причинно-следственных связей, идентификация рисков для здоровья разных групп населения [3, 9, 11, 13-15]. Дальнейшее развитие системы социальногигиенического мониторинга должно проходить по пути дифференциации и оценки рисков для социально значимых групп [4 - 6, 8 16, 18].

Необходимость совершенствования стратегии и тактики обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия студентов в период профессионального обучения определила цель исследования - научное обоснование системы регионального социальногигиенического мониторинга условий обучения и показателей здоровья учащихся высшей школы для

Блинова Е. Г. - канд. мед. наук, доц., проф. РАЕ; Кучма В. Р. - д-р мед. наук, проф., зам. дир. НЦЗД РАМН, дир. ин-та ([email protected])

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Материалы и методы

Объектом исследования являлись условия жизнедеятельности и показатели здоровья, функционального состояния, качества и образа жизни 2160 студентов (75,4% девушек и 24,6% юношей) трех учреждений высшего профессионального образования - медицинского (416 человек), педагогического (701) и технологического (1043) направлений подготовки специалистов крупного промышленного центра Сибири - Омска. Средний возраст обследованных студентов составил 19,71 ± 0,29 года, в том числе девушек - 19,62 ± 0,27 года, юношей - 19,81 ± 0,29 года.

Оценку состояния здоровья первокурсников проводили по данным доврачебного (на базе скрининг-тестов) и врачебного этапов осмотров - врачами узкой специализации. По показаниям использовали углубленное обследование студентов (п = 2160). Анализ динамики состояния здоровья студентов за время обучения оценивали по данным заболеваемости (выкопировка сведений о заболеваемости из медицинских карт студентов (форма № 025). За 5 лет обучения была проанализирована заболеваемость 10 800 студентов.

Изучение образа жизни студентов (п = 1512) проводили по авторским анкетам, включавшим не только детальную оценку образа жизни, но и сведения о материальных, жилищных условиях жизни студентов. Ка-

35

[гиена и санитария 1/2012

чество жизни оценивали с использованием американской методики MOS SF-36 у 6121 студента.

Выбор вузов проводили с учетом востребованности профиля подготовки и суммарного объема учебной нагрузки (медицинский профиль с высокой учебной нагрузкой, педагогический профиль со средней учебной нагрузкой, технологический профиль со средней учебной нагрузкой). Необходимый объем выборки определен согласно формуле случайного бесповторного отбора с учетом численности омских студентов очной формы обучения.

Результаты и обсуждение

Мониторинг условий обучения студентов в вузах. Условия воспитания и обучения в обследованных вузах можно оценить как удовлетворительные. Отмечен ряд нарушений гигиенических требований к расположению вузов, площадям помещений и оборудованию. Установлено несоответствие нормативным значениям производительности естественной вытяжной вентиляции, в значительном числе случаев имелись нарушения параметров искусственной освещенности (39% измерений), температурно-влажностного режима (39,7%), а также уровней электромагнитных полей (5,6%).

Результаты проведенных исследований показали, что аудиторная нагрузка составляла от 27 до 36 ч в неделю во всех обследованных вузах.

Объем суммарной нагрузки (аудиторной и внеаудиторной) превышал предусмотренные Положением о высшем профессиональном образовании 54 академических часа на 2 академических часа только в медицинском вузе за счет внеаудиторной подготовки. В медицинской академии режим обучения особенно нерационален - продолжительность перерывов между занятиями составляла в среднем 1,5 ч из-за необходимости переездов в другие корпуса и клиники, что приводило к увеличению продолжительности учебного дня до 9 академических часов. В расписании не учитывалась необходимость внеаудиторной домашней подготовки. Большое количество сложной информации требовалось переработать за ограниченный промежуток времени, что способствовало нервно-психическому перенапряжению студентов.

Результаты изучения трудоемкости 98 предметов (570 протоколов), в которых учитывались время, затрачиваемое на самостоятельную подготовку к занятиям (внеаудиторная нагрузка), отношение к предмету, объем материала, организация занятия, работоспособность и другие показатели, позволили выделить 4 степени трудоемкости (в баллах) изучавшихся предметов.

Первая степень трудоемкости - предметы, которые содержат абстрактные понятия и требуют значительного объема запоминания (М = 14 баллов; о = ± 0,5; т = ± 0,3; Cv = ± 10,7). Это математические, специализированные естественные дисциплины (фармакология, физиология, патофизиология, анатомия, патологическая анатомия, биохимия, топографическая анатомия, гистология, терапия, иммунология, ортодонтия) и т. п. Лекционные занятия по дисциплинам I степени трудоемкости оцениваются в 7 баллов. Для предметов I степени трудоемкости внеаудиторная нагрузка была равна 2,5 академическим ч.

Вторая степень трудоемкости (M = 10 баллов; о = ± 1,99; т = ± 0,32; Cv = ± 19,9) - специализированные профессиональные предметы, освоение которых, поми-

мо информационной нагрузки, связано с выполнением разных видов деятельности: хирургия, травматология, инфекционные болезни, эпидемиология, микробиология, гигиена, психология, педагогика, психиатрия, моделирование, маркетинг, менеджмент, экономика, организация планирования производства, макетирование изделий, композиция костюма и т. п. Лекционные занятия по дисциплинам второй степени трудоемкости оцениваются в 5 баллов. Для предметов II степени трудоемкости внеаудиторная нагрузка составила 1,5 академического часа.

Третья степень трудоемкости - общественные дисциплины, иностранные языки и литература, естественные дисциплины, искусство, общеобразовательные предметы (M = 7 баллов; о = ± 2,0; т = ± 0,6; Cv = ± 29,9), такие как исторические, философские, социологические дисциплины, политология, статистика, социология, возрастная психология, управленческие решения. Лекционные занятия по дисциплинам III степени трудоемкости оцениваются в 3,5 балла. Для предметов III степени трудоемкости внеаудиторная нагрузка была равна 1,5 академического часа.

Четвертая степень трудоемкости - предметы, изучение которых, помимо умственного труда, требует значительного объема физических действий (M = 4 балла; о = ± 1,5; т = ± 0,9; С = ± 34,9). В их°Рчис-ло вошли технологии, уход за больными, физическое воспитание, военная подготовка. Лекционные занятия оцениваются в 2 балла. Для предметов IV степени трудоемкости внеаудиторная нагрузка была равна 1 академическому часу.

Применение разработанной шкалы трудоемкости предметов показало, что превышение дневной и недельной учебной нагрузки способствовало снижению умственной работоспособности студентов, формированию утомления, неудовлетворительной адаптации у 3,6-5,2% девушек и у 9-15,4% юношей. Установлены достоверные зависимости (г = 0,6, р < 0 ,05) между недельным распределением предметов по трудоемкости и степенью напряженности механизмов адаптации у студентов в условиях высокой аудиторной нагрузки (36,15 ± 0,61 ч в неделю). Состояние напряженной адаптации, при которой необходимые функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов, наблюдалось у 41,7% студентов.

У учащихся, занимающихся по нерациональному расписанию, отмечено увеличение напряженности адаптационных механизмов и сокращение продолжительности сна. По данным опроса, утомление после занятий испытывают 91,6% студентов, головную боль

- 75%, боль и неприятные ощущения в области сердца

- 66,6% респондентов, головокружение при перемене мест, повышенное артериальное давление отмечают 16,7%, обмороки - 8,3%.

У 30% студентов отмечалась повышенная тревожность, у 25% - негативные эмоциональные переживания.

Дополнительным фактором увеличения физиологической цены получения высшего образования выступают экзаменационные стрессорные воздействия. Считают чрезвычайной ситуацией экзаменационные итоговые формы контроля знаний 75,6% студентов-медиков, 64,7% будущих педагогов и 60,8% будущих работников сферы обслуживания. Факторный анализ показал, что наибольший вклад в развитие стрессор-ной ситуации на экзамене вносит исходный уровень

36

здоровья (вклад в общую дисперсию составляет 67%), второй фактор определяется дефицитом сна и высоким эмоциональным напряжением (19%) и третий фактор (8,5%) - это способность организма к восстановлению исходного состояния.

Корреляционный анализ позволил определить достоверные зависимости между количеством итоговых форм контроля знаний (зачетов, экзаменов) и заболеваемостью по обращаемости (болезни нервной системы и контроль знаний - r = 0,9, р < 0,05; болезни органов пищеварения и контроль знаний - г = 0,7, р < 0,05) студентов всех профилей подготовки. В большей степени это было выражено у студентов-медиков.

Мониторинг здоровья и физического развития студентов. Здоровье студентов, принятых на обучение, не имело существенных различий в обследованных вузах. Из 2160 студентов более половины (58,1%) имели хроническую патологию, в структуре которой преобладали болезни органов пищеварения (20,1%), глаз (14,7%), болезни костно-мышечной системы (14,9%), эндокринной системы (13,6%), ЛОР-заболевания (13,3%) и болезни мочеполовой системы (10,8%). В структуре функциональных нарушений болезни глаз занимают первый ранг, второй ранг представлен нарушениями болезней системы кровообращения. Третий ранг принадлежит болезням органов дыхания. Болезни костно-мышечной системы находятся на четвертом месте. К пятому рангу относятся болезни органов пищеварения.

Обучение студентов-медиков с наиболее интенсивной учебной нагрузкой привело к росту уровня общей заболеваемости, болезней нервной системы, органов дыхания, кровообращения, мочеполовой системы к завершающему периоду обучения. Характерной была повышенная обращаемость по поводу заболеваний нервной системы в период наиболее напряженных сессий (экзамены по фармакологии, патофизиологии, патологической анатомии).

При обучении по специальностям сервиса общая заболеваемость студентов, болезни нервной системы, органов пищеварения и дыхания имели наибольший прирост на средней ступени подготовки во время введения новых форм преподавания (элективов) и проведения контроля знаний (курсовых работ и проектов). Процесс обучения студентов этой специализации включает разработку и изготовление моделей одежды из разнообразных тканей. Такая специфика могла повлиять на увеличение обращаемости студентов по поводу болезней костно-мышечной системы и болезней кожи и подкожной клетчатки на завершающем этапе обучения.

В период подготовки студентов педагогического вуза отмечался рост обращаемости по поводу болезней нервной и костно-мышечной систем, что также свидетельствует о достаточной напряженности учебного процесса. Установлены корреляционные зависимости между количеством итоговых форм контроля в период сессий и заболеваемостью студентов по обращаемости (болезни нервной системы и контроль знаний - r = 0,7, р < 0,05; болезни органов пищеварения и контроль знаний - r = 0,8,р < 0,05.)

Результаты мониторинга физического развития студентов показали, что с достижением полового созревания ростовые процессы замедляются.

Использование разработанных в настоящем исследовании региональных шкал регрессии позволило выявить, что наиболее неблагоприятное физическое

развитие наблюдается в группе девушек 17 и 19 лет: дефицит массы тела выявлен у 20,6 и 17,4% студенток, избыток массы тела - у 2,1 и 5,5%, низкий рост - у 1,9% студенток, а нормальное физическое развитие - у 76,8 и 78,3% соответственно. В группе юношей 17 и 19 лет дефицит массы тела установлен у 5,2 и 2,9%, а нормальное физическое развитие - у 93,9 и 94,1% соответственно. Отклонения в физическом развитии вносят вклад в формирование потерь здоровья студентов за период обучения.

Мониторинг питания студентов и потерь здоровья, связанных с алиментарным фактором. В структуре заболеваемости студентов болезни органов пищеварения занимают одно из лидирующих мест. Отмечена неблагоприятная динамика их распространения среди обследованных студентов. Так, в начальный период получения высшего образования средний уровень заболеваемости болезнями органов пищеварения, по данным обращаемости, составил 11 837,4 на 100 тыс., а на старших курсах этот показатель вырос в 1,4 раза (г = 0,9, р = 0,035).

В режиме работы столовых и буфетов недостаточно учитываются расписание занятий, продолжительность пребывания учащихся в учебном заведении, а также бюджетные возможности студентов. Ассортимент буфетной продукции включает продукты малой биологической ценности (кондитерские изделия, газированные напитки, гамбургеры и т. п.).

Организация питания студентов и фактическое питание учащихся во всех вузах характеризуется недостаточным учетом особенностей учебного режима, а также бюджетных возможностей учащихся; нерациональным распределением энергетической ценности приемов пищи (на поздний ужин приходится 40,4%), недостаточной калорийностью рациона: у юношей - на 27,2% ниже нормы физиологических потребностей, у девушек - на 10,8% за счет дефицита белков и углеводов; несбалансированностью минерального (кальция, магния, железа) и витаминного (ретинола, витаминов группы B 31,1-27,3%) состава; клиническими признаками витаминной недостаточности А (у 20,7% студентов), С (у 30%), группы В (у 70%) и недостаточной обеспеченностью (по содержанию их в плазме крови) витамином Е и каротиноидами. Витаминная коррекция в период сессии достоверно уменьшала количество студентов с недостаточной обеспеченностью ретинолом и Р-каротином, что свидетельствует о ее эффективности.

Мониторинг качества питания с учетом вероятностного риска потребления пищевых веществ представлен в табл. 1.

Таблица 1

Процент студентов, имеющих высокий и средний риск недостаточного потребления пищевых веществ

Пищевые вещества Ранг М I

Белки, мг/кг 1,5 18,2 7,1

Витамин C 3,4 42,2 13,7

Железо 3,58 37,6 14,6

Витамин В2 3,91 49,4 18,4

Кальций 4,58 59,5 22,6

Ретиноловый эквивалент 5,25 59,5 22,6

Витамин В, 5,75 67,4 26,0

37

[гиена и санитария 1/2012

В среднем за период наблюдения 18% студентов имели средний и высокий риск недостаточного потребления белков, средний и высокий риск недостаточного содержания в рационах витамина C имели 42,1% студентов. Содержание железа в рационе 37,6% студентов ниже физиологических потребностей.

В результате были определены ранги риска пищевых веществ студенческого рациона. Отмечен высокий процент студентов по величине риска недостаточного содержания в рационе витамина B (49,4), кальция (59,5), ретинолового эквивалента (64,3) и витамина B1 (67,4).

Мониторинг качества и образа жизни студентов. Субъективная оценка студентами своего образа жизни показала, что не придерживаются режима дня 76% респондентов, недостаточная продолжительность ночного сна отмечена у 24-40%. Регулярно занимаются спортом только 5,8% студентов, предпочитают пассивный отдых 41% респондентов. Курят 20,7% опрошенных, не употребляют спиртные напитки лишь 12,2%, пробовали наркотики 9,7%. Значительное число (44,1%) ответивших были не удовлетворены бытовыми условиями.

С целью определения факторов, способствующих развитию хронических заболеваний, рассчитывался относительный риск появления заболеваний у студентов с разным образом жизни. Оказалось, что у студентов, имеющих неудовлетворительные жилищные условия, в 1,2 раза выше вероятность развития хронических заболеваний, чем при удовлетворительных жилищных условиях. Наибольший относительный риск (2,3%) развития хронических заболеваний в период обучения связан с фактором ухудшенного питания (учитывалась регулярность питания, полнота набора продуктов, продолжительность интервалов между приемами пищи и др.). У курящих и употребляющих алкоголь студентов в 1,4 раза выше риск развития хронических заболеваний, чем у студентов без вредных привычек.

Факторный анализ качества жизни студентов позволил выделить 7 главных компонент, которые объясняют 76,4% вариации.

Сочетание переменных первой компоненты (медикосоциальной - 24,8% от общей дисперсии) определяет отрицательное влияние на работоспособность, ролевое функционирование, связанное с физическим состоянием студентов, таких факторов, как наличие хронического заболевания, неблагоприятных условий проживания, в том числе отсутствия отдельной комнаты для занятий, неадекватного режима питания. Вторую компоненту (учебный фактор - 14,1% от общей дисперсии) обусловливают физическое состояние, связанное со здоровьем, жизненная активность и утомление, ухудшение физического и эмоционального состояния, которое ограничивает социальную активность. В третью компоненту (10,3% от общей дисперсии) наибольший вклад внесли переменные, характеризующие влияние образа жизни, в том числе продолжительность сна, потребность учиться, ролевое функционирование, работа, выполнение повседневных обязанностей. Четвертую компоненту (медико-биологическую - 9,3% от общей дисперсии) составила переменная, характеризующая незначительную интенсивность боли, связанная с наличием хронического заболевания, снижающая качество жизни, влияющая на выполнение работы, на занятие физической культурой. Пятую компоненту (психологоэкономическую - 7,1% от общей дисперсии) составили

напряженное эмоциональное состояние, уменьшающее объем и качество работы и способствующее увеличению затрат времени на ее выполнение, недостаточный отдых в выходные дни и неудовлетворительное материальное положение молодых людей, экологическое состояние места проживания до поступления в вуз. Шестую компоненту (алиментарную - 5,7% от общей дисперсии) составляют физическое и эмоциональное функционирование, особенности питания (предпочтение растительной, животной пищи или раздельного питания), недостаточное внимание к физической культуре, гиподинамия, материальное положение студентов. Седьмую компоненту (социальную - 5% от общей дисперсии), можно трактовать как влияние недостаточного отдыха на социальное функционирование студентов.

Факторный анализ показал влияние образа жизни на качество жизни студентов, определил приоритетные направления совершенствования качества жизни и условий жизнедеятельности студентов.

Мониторинг антропогенного загрязнения среды обитания и влияние на распространенность заболеваний среди студентов. Влияние загрязнения атмосферного воздуха Омска на обращаемость студентов по поводу болезней органов дыхания оказывали следующие переменные: пассажирский легковой транспорт, загрязнение атмосферного воздуха диоксидом серы, ацетальдегидом, оксидом углерода (г = 0,87, р = 0,03; r = 0,78, р = 0,008; r = 0,83, р = 0,04; r = 0,85, р = 0,03 соответственно). Комплексный показатель загрязнения воздуха Омска отражает статистически значимое влияние на заболеваемость костно-мышечной системы и соединительной ткани у студентов (г = 0,86, р = 0,03). Загрязнение р. Иртыш сбросом сточных вод, содержащих нитраты, сульфаты, фосфор, оказывает статистически значимое влияние на общую заболеваемость (г = 0,85, р = 0,03; г = 0,84, р = 0,03) и распространение болезней мочеполовой системы среди студентов (г = 0,82, р = 0,046; г = 0,94, р = 0,006; г = 0,85, р = 0,03 соответственно). Загрязнение рекреационных зон оказывает статистически значимое влияние на общую заболеваемость и распространение болезней мочеполовой системы среди студентов (г = 0,85, р = 0,03; г = 0,96, р = 0,003).

Социально-экономический мониторинг уровня жизни. Уровень жизни студенческой молодежи, как показали данные анкетирования, достаточно низкий. Средний доход на одного человека в семье у 40% студентов меньше прожиточного минимума. Как следствие суточный набор продуктов студенческого меню не соответствовал нормам физиологических потребностей. В связи с этим необходим учет вклада социальноэкономических факторов в формирование потерь здоровья учащейся молодежи.

Структура потребления основных продуктов студентами зависит от реальных денежных доходов и показателя, характеризующего среднедушевые доходы населения. Выявлены коэффициенты корреляции между показателями среднедушевых доходов населения, в том числе студенческого, и продуктами, дефицитными по отношению к физиологическим нормам потребностей: рыбопродукты (г = 0,96, р = 0,01), фруктами (г = 0,95, р = 0,014), а также продуктами, содержащимися в недостаточном количестве - маслом растительным (r = 0,93, р = 0,023), овощами (г = 0,99, р = 0,001), и продуктами, превышающими физиологические нормы потребностей - хлебопродуктами (г = 0,95, р = 0,013).

38

Таблица 2

Статистические параметры влияния социально-экономической, антропогенной и учебной нагрузки на здоровье студентов в условиях промышленного центра в период обучения в вузе

Переменная Уравнение регрессии Р F R R2 R2ciop X

Общая заболеваемость у = 351893,8 - 2648,1 • х 0,006 (1,8) = 10,796 р < 0,011 0,80 0,60 0,52 Реальные денежные доходы, % от показателя в предыдущий год

То же у = -116722,4 + 1422,9 • х 0,009 (1,8) = 11,671 р < 0,009 0,77 0,59 0,54 Индекс потребительских цен на мясо и птицу, % от показателя в предыдущий год

Болезни нервной системы у = -2130,7 + 629,5 • х 0,006 (1,8) = 14,108 р < 0,006 0,80 0,60 0,59 Количество итоговых форм контроля за семестр

То же у = 28046,6 - 40,8 • х 0,03 (1,8)= 5,8 р < 0,04 0,70 0,40 0,40 Аудиторная нагрузка

Болезни органов дыхания у = -140886,8 - 0,54 • х 0,05 (1,8) = 5,7 р < 0,05 0,60 0,40 0,40 Легковой автотранспорт

Примечание. Уравнение регрессии со значениями коэффициентов; р - уровень значимости коэффициентов; F - критерий значимости модели; R - коэффициент корреляции; R2 - коэффициент детерминации связи; R2 - скорректированный коэффициент детерминации свя-

зи; X - переменные среды обитания. Все модели значимы.

С учетом уровня потребления продуктов питания и физиологических норм потребностей были выделены 3 группы продуктов. В первую группу вошли продукты, потребление которых населением превышало физиологические нормы, - картофель, сахар и хлеб. Вторую группу составили продукты недостаточного (менее 30% от физиологических норм) потребления - овощи и бахчевые культуры, мясо и мясопродукты, масло растительное, молоко и молочные продукты. В третью группу вошли продукты, составляющие дефицит относительно физиологической потребности (менее 50% от физиологических норм) -рыба и рыбопродукты, а также фрукты и ягоды. Аналогичные данные были получены при оценке питания студентов - темп снижения содержания рыбных, овощных и молочных продуктов за 3 года наблюдения составил в среднем -44,2, -27,3 и -4,1% соответственно. Наиболее неблагоприятная тенденция наблюдалась у студенток: -61,6, -46,6 и -4,3% соответственно.

Факторная модель системы здоровье студентов-среда обитания. Результаты корреляционного анализа влияния антропогенного, социально-экономического и учебного факторов на формирование заболеваний среди студентов, позволившие создать факторную модель системы переменных здоровье студентов-среда обитания, представлены в табл. 2.

Вклад изучавшихся факторов и формирование заболеваемости студентов в период обучения определен методом главных компонент. Первый (социально-экономический) фактор определяет наибольшее влияние (49% от общей дисперсии) на общую заболеваемость студентов. Он нагружен переменными, характеризующими прожиточный минимум, реальную среднемесячную начисленную заработную плату, индекс потребительских цен на основные продукты питания.

Второй (экологический) фактор (22% от общей дисперсии) - техногенная нагрузка на общую заболеваемость студентов, проживающих в условиях мегаполиса с развитой промышленностью и автотранспортом. Он включает переменные, характеризующие загрязнение воздуха контаминантами - этилбензол, формальдегид, фенол, толуол, аммиак, выбросы в атмосферу летучих органических соединений, выбросы автотранспорта, количество образовавшихся отходов.

Третий (учебный) фактор (12% от общей дисперсии) нагружен переменными, характеризующими образовательный процесс, - количеством итоговых форм контроля знаний в течение 10 семестров обучения в вузе.

Таким образом, проведенные исследования позволили выявить наиболее информативные и значимые по степени влияния показатели системы окружающая среда-процесс подготовки специалистов-здоровье студентов. Установлены закономерности и новые факты, характеризующие особенности формирования здоровья студентов в период профессионального обучения в вузе, что подтверждает целесообразность применения системного подхода и комплексной оценки факторов в системе среда обучения-здоровье студенческого населения. Рассчитаны математические модели системы, позволяющие определить основные направления профилактики потерь здоровья в период подготовки специалистов. Обследованные вузы являются по специализации наиболее распространенными, что позволяет экстраполировать полученные выводы и рекомендации на другие учреждения высшей школы.

Полученные данные свидетельствуют о многофакторном характере формирования потерь здоровья молодежи в период обучения в вузе. Для предупреждения потерь здоровья студентов необходимо включение учащихся высшей школы в систему государственного социально-гигиенического мониторинга.

В действующую систему государственного социально-гигиенического мониторинга на региональном уровне необходимо включение в качестве маркерных показателей данных общей заболеваемости (персонифицированные данные), патологической пораженности, уровня физического развития, фактического питания и пищевого статуса, показателей качества и образа жизни, объема и характера учебной нагрузки, условий обучения.

Регионально ориентированные целевые программы по профилактике нарушений здоровья студентов должны иметь комплексный характер и осуществляться на основе межсекторального взаимодействия структур законодательной и исполнительной власти в сфере здравоохранения, образования и социальной защиты.

Литер атур а

1. Агаджанян Н. А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е. и др. // Гиг. и сан. - 2005. -№ 3. - С. 48-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Баранов А. а., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (19041959-2004). Монография. - М., 2006.

3. Большаков А. М., Дмитриев А. Д. // Гиг. и сан. - 2003. -№ 6. - С. 75-77.

39

[гиена и санитария 1/2012

4. Головкова И. П., Лескина Л. М. // Медицина труда и пром. экол. - 2001. -№ 12. - С. 28-32.

5. Измеров Н. Ф. Медицина труда. Введение в специальность: пособие для последипломной подготовки врачей. - М., 2002.

6. Кучма В. Р. // Гиг. и сан. - 2004. -№ 6. - С. 11-14.

7. Миннибаев Т. Ш., Кузнецова Л. Ю., Михеева Л. В. и др. // Вестн. РАМН. - 2001. -№ 12. - С. 11-13.

8. Новикова И. И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного промышленного центра: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Омск, 2006.

9. Онищенко Г. Г. // Социально-гигиенический мониторинг -практика применения и научное обеспечение. - СПб., 2000. - Т 1. - С. 13-21.

10. Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. - М., 2004.

11. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. - 2005. -№ 2. - С. 3-6.

12. Романова Т. А. Роль медико-социальных факторов в формировании здоровья детей и подросткового возраста и пути совершенствования профилактической помощи: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2008.

13. Сухарева А. Г. // Гиг. и сан. - 2002. -№ 4. - С. 64-67.

14. Тутелъян В. А. // Социально-гигиенический мониторинг -практика применения и научное обеспечение. - СПб., 2000. - Т 2. - С. 295-307.

15. Тутелъян В. А. // Вестн. РГМУ. - 2004. -№ 7. - С. 31-36.

16. Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Куликова А. В. // Вестн. РАМН. - 2009. -№ 5. - С. 37-40.

17. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. - Новосибирск, 2003.

18. Якубова И. Ш. Гигиеническое обоснование системы управления состоянием здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. -СПб., 2001.

Поступила 20.05.11

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.955:616-053.2-084:614.2

Л. М. Медведь, А. В. Ляхович, А. Н. Коломенская, Н. Б. Мирская, М. Р. Гутман

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Учащихся

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова

В статье отражены наиболее приоритетные в методологическом плане формы взаимодействия семьи и школы, необходимые для результативного сотрудничества по формированию здоровья школьников. Представлены результаты исследования, проведенного в экспериментальных школах, которое показало уровень реализации здоровъесберегающих, воспитательных и образовательных функций семьи.

Ключевые слова: здоровъесбережение учащихся, взаимодействие семъи и школы, информированность, мотивация

L. М. Medved, А. VLyakhovich, А. N. Kolomenskaya, N. В. Mirskaya, М. R. Gutman — FAMILY-SCHOOL INTERACTION IN SOLVING THE PROBLEM OF PUPILS' HEALTH PRESERVATION

Research Institute of Public Health and Public Health Care Management

I. M. Sechenov First Moscow State Medical Academy, Moscow

The paper covers the most methodological priority forms of a family-school interaction, which are necessary for effective collaboration in molding children’s health. It gives the results of a study conducted at experimental schools, which showed the level ofperformance of heath-preserving, tutorial, and educational functions of a family.

Key words: pupils ’ health preservation, family-school interaction, awareness, motivation

Здоровъесбережение школьников остается насущной проблемой общеобразовательных учреждений. Формирование гигиенической мотивации осуществляется наиболее успешно в коллективе, где сохранение здоровья его членов выступает в качестве цели и конечного результата. В частности, таким коллективом является коллектив школьного комплекса в

Медведъ Л. М. - философ, специалист по общественному здоровью и здравоохранению, ст. науч. сотр. лаб. формирования здоровья детей и молодежи (т. 8(499)246-22-83); Ляхович А. В. - д-р мед. наук, проф., зав. отд. проблем формирования общественного здоровья (т. 8(499)245-19-42); Коломенская А. Н. - врач-педиатр, невролог, специалист по общественному здоровью и здравоохранению, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. формирования здоровья детей и молодежи (akolomenskaya@ mail.ru); Мирская Н. Б. - врач-гигиенист, специалист по общественному здоровью и здравоохранению, д-р мед. наук, зав. лаб. формирования здоровья детей и молодежи (т. 8(499)245-13-28); Гутман М. Р. - врач, науч. сотр. лаб. формирования здоровья детей и молодежи (т. 8(499)245-13-28).

общеобразовательных учреждениях, имеющих статус школы здоровья. Школьный комплекс - это особая образовательная структура, в которой приоритетными являются все его субъекты - учащиеся и их родители, педагоги, администрация школы и медицинские работники.

Целью эксперимента по обучению здоровью в учебном процессе школ является создание коллектива единомышленников в отношении ценности здоровья и его формирования в период школьного обучения. Добиться этого можно, воздействуя на сознание участников этого процесса путем выявления потребностей в информации, заполнения информационных ниш, формирования мотивации на основе представления о здоровье как основополагающей ценности и вовлечения всех членов школьного сообщества в повседневную деятельность по сохранению этой ценности.

Ожидаемым результатом этого воздействия станет формирование стереотипа поведения учащихся, адекватного здоровью.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.