ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО (МОРДОВСКОГО) ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ*
О. В. Бобкова (Мордовский государственный педагогический институт
им. М. Е. Евсевъева)
Статья посвящена проблеме социальной адаптации и интеграции школьников с ограниченными возможностями здоровья. Автором предлагается использование художественно-трудовой деятельности в области национального (мордовского) декоративно-прикладного искусства в качестве средства нравственного и эстетического воспитания, формирования элементарного уровня этнического и гражданского самосознания, духовного развития ребенка с нарушением интеллекта.
Ключевыге слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; национальная культура; национальное декоративно-прикладное искусство; социальная адаптация и интеграция.
Освоение социального опыта, социализация и включение в жизнь общества составляют главную цель развития каждого ребенка, независимо от особенностей его здоровья. Вместе с тем наличие физических или психических нарушений определяет своеобразие путей, ведущих к этой цели, необходимость обеспечения особых условий для ее достижения. По мнению ряда ученых (Л. И. Аксеновой, В. В. Воронковой, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой и др.), ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен «специфическим образом» осваивать содержание общеобразовательных программ и овладевать разнообразными навыками социальной компетентности, включающими не только элементарную ориентировку в окружающем пространстве и времени, социально-бытовую и социально-трудовую адаптацию, но и восполнение недостатка знаний об окружающем мире, различных сферах жизни общества [4].
Понимание недопустимости изоляции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальной и педагогической сферах становится ведущей тенденцией развития системы специального образования с 70-х гг. XX в. Переход к интеграции в сфере обучения, к включению детей с особыми образовательными потребностями в «общий поток» сегодня предстает необходимым условием обес-
печения для них равенства в реализации права на образование и самоопределение. При этом система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества [4].
Актуальные для нашей страны тенденции гуманизации общества определили усиление внимания к духовному, гуманитарному развитию личности и, в частности, к ее эстетическому и нравственному воспитанию. В качестве источника происхождения эстетических и нравственных норм и понятий рассматривается исторический опыт народа. Выработанные в течение долгих веков, эти нормы и понятия выражены в духовной культуре, в произведениях изобразительного искусства, музыки и литературы. В соответствии с этим общие задачи нравственного и эстетического воспитания школьников определяются в педагогике как духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства, приобщения к культуре своего народа и народов мира.
Говоря о культуре, отечественные ученые (М. С. Каган, Б. С. Ерасов и др.) предполагают органичную взаимосвязь ее материального, художественного и духовного компонентов. В контексте современных научных взглядов культура
*Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 09-06-23602а/В «Мордовское декоративно-прикладное искусство в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика».
© Бобкова О. В., 2010
111!111Й1И1!Ш № 4,
трактуется как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса) [3].
По Д. Б. Лихачеву, национальное, народное искусство — это мир особого отношения к труду, к жизни в целом. Предметы народного искусства — не только часть национального быта, но и символическое выражение представлений об устройстве мира, историческая память народа, мир его духовного опыта и неотъемлемая часть культуры Отечества [2].
М. А. Некрасова подчеркивает, что народное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников позволяет воспитывать в них культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира [2].
По мнению исследователей данной проблемы, усвоение школьниками нравственных основ и эстетических идеалов, присущих духовной культуре определенного этноса, возможно при условии активного включения детей в учебно-познавательную деятельность. Она обеспечивает сознательное овладение знаниями об особенностях национального искусства и их объективных причинах, навыками и умениями как определенной базой для решения художественно-творческих задач при изготовлении изделий в традиционных техниках.
В качестве следующего условия выступает особый выбор содержания обучения и воспитания, обеспечивающий усвоение учащимися выработанных народом на протяжении его истории ценностных ориентиров. На основе «присвоения» ребенком этих ценностей должно происходить объединение его внутреннего духовного мира и представлений о мире, выраженных в народном искусстве. Подобным образом реализуется принцип создания в сознании «целостной картины мира», присущий художественной педагогике [3].
Творческая направленность занятий по ознакомлению с национальным искусством подразумевает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности ребенка, приобретение им собственного чувственного, интеллектуального, практического опыта, способности самостоятельного выбора решений на основе индивидуальной мотивации и художественно-эстетической оценки окружающего мира и произведений народного искусства.
Еще одним условием эффективности педагогического воздействия с целью художественно-эстетического воспитания школьников является обеспечение непрерывности этого процесса в разные возрастные периоды. Только при таком целостном воздействии на ребенка возможно его духовное, личностное становление на основе единых ценностных идеалов [3].
Развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с недостатками умственного развития), воспитание у них положительных черт характера — одно из ведущих направлений в работе специальной (коррекционной) школы. Решение данной проблемы обеспечивает подготовку ее воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе, активизирует их скрытые возможности.
Личностное развитие детей с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и в норме, но в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах.
Важный момент в работе по воспитанию школьника с нарушением интеллекта — правильный учет его возможностей, которые чаще всего лежат в сфере его практической деятельности. Формирование логических обобщений достигается только на основе большого количества упражнений наглядно-практического характера. Именно поэтому в системе обучения и воспитания учащихся специальной школы большое место отводится ручному труду, художественнотрудовой деятельности, практическим упражнениям, различным внеклассным и внешкольным занятиям соответству-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ющего содержания (например, занятиям в кружках).
Немаловажное значение имеет ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на уроках рисования, ручного труда и внеурочных занятиях. Такие занятия составляют фундамент эстетического развития и воспитания нравственных качеств учащихся специальной школы, усвоения ими основ духовно-нравственного опыта и эстетических идеалов народа. Характер изделий, их практическая значимость, эстетические свойства, простота и доступность многих традиционных художественных техник делают подобную работу привлекательной для школьников. Благодаря этому детьми легче усваиваются знания о бытовых и трудовых национальных традициях, верованиях, отраженных в предметах декоративно-прикладного искусства. Наглядно-практическая основа обучения, включающая проведение систематических наблюдений изделий народных мастеров в сочетании с самостоятельным изготовлением учащимися наиболее простых предметов в доступных техниках, обеспечивает осознанное и прочное усвоение знаний и умений.
Успешность школьников в ходе выполнения подобной работы способствует коррекции недостатков их психофизического развития, формированию у них положительной «Я-концепции» как составляющей механизма самоуправления личности. Результатом становится повышение качества деятельности ребенка в других сферах [1].
Следует отметить, что эстетическое воспитание является составной частью общей системы коррекционно-развивающего воздействия на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и в частности с нарушением интеллекта. Постоянное руководство со стороны воспитателей, учителей и родителей позволяет на начальном этапе обеспечить усвоение школьниками наиболее простых из принятых в обществе эстетических норм, например, ношения чистой и аккуратной одежды.
Задача воспитания у учащихся эстетического восприятия и понимания окружающего мира, а также духовных достижений и ценностей общества — произведений искусства (художественной литературы, живописи, музыки, театра, кино) — наиболее трудоемкая. Выбор объектов для изучения должен производиться с учетом их доступности для понимания детей. Педагогами особо отмечается значение ознакомления школьников с нарушением интеллекта с народным, национальным, искусством. Яркость, жизнерадостность народного искусства, простота и жизненность художественных образов делают его доступным для понимания учащихся любого возраста и уровня развития. Это обусловливает интерес к нему со стороны школьников, их самостоятельность и активность в изучении соответствующего материала, отсутствие необходимости принуждения к занятиям со стороны взрослых. Знания и умения в данной области обеспечивают детям возможность реализовать себя в продуктивной, общественно значимой творческой деятельности.
Художественно-трудовая деятельность учащихся, связанная с освоением основ народного искусства (в том числе характерного для той местности, где находится школа), способствует формированию у них элементарного уровня этнического и гражданского самосознания, т. е. осмыслению личностью своего места в мире, отношения к родной культуре, осознанию себя как субъекта этноса, гражданина Российского государства. По мнению исследователей (Л. Н. Комиссаровой, И. Ю. Левченко, С. М. Ми-ловской и др.), достижение этого возможно лишь тогда, когда учащийся активно включается в познавательную деятельность, вводится в ситуацию «диалога с культурой» [1].
Мордовское декоративно-прикладное искусство обладает всеми характеристиками народного творчества, отмеченными нами ранее. Истоки и причины его своеобразия кроются в особенностях местного традиционного уклада жизни и
111!111Й1И1!Ш № 4,
труда, что делает его, с нашей точки зрения, понятным, эмоционально близким и привлекательным для учащихся. Успешному усвоению национального декоративно-прикладного искусства школьниками с нарушением интеллекта способствуют и некоторые своеобразные его черты: геометрический характер и достаточная простота орнаментальных мотивов, яркость, но вместе с тем четкая определенность цветовых сочетаний и др. В то же время специфика личностного развития таких детей определяет необходимость и особенности реализации личностного подхода при ознакомлении их с национальным (мордовским) декоративно-прикладным искусством.
Важнейшим фактором эффективности личностного развития ребенка с нарушением интеллекта является его включение в активную, общественно значимую деятельность под руководством взрослых.
Наиболее существенных результатов в работе с учащимися младшего возраста помогает добиться продуктивная деятельность (трудовая, изобразительная, художественно-трудовая), что обусловлено особенностями их психофизического развития (в частности, наглядно-действенным характером мышления). Привлекательность подобных заданий для детей и, как следствие, большая успешность их выполнения способствуют формированию у школьников устойчивого интереса к занятиям. В свою очередь, наличие заинтересованности со стороны учащихся позволяет избегать принуждения в обучении.
В процессе изучения школьниками искусства родного края значительно проще создать ситуации общения в повседневной жизни, в том числе с народными мастерами — носителями национальных культурных традиций, языка. Ими могут быть родственники учащихся, что делает процесс обучения более эмоциональным и личностно значимым. Также это обеспечивает комплексность коррекционно-образовательного, коррекционно-развивающего и коррекционновоспитательного воздействия на детей
(не только на уроках, но и во внеурочное время) и его систематичность, что особенно важно для учащихся с нарушением интеллекта и является непременным условием прочного овладения ими учебным материалом.
Овладение техническими приемами изготовления изделий и декорирования их в национальном стиле способствует формированию у школьников целенаправленной деятельности. Так как обучение опирается на заинтересованность учащихся, на создание эмоционально-положительного отношения к национальному искусству, это помогает развитию способности к проявлению волевых усилий в достижении поставленной цели деятельности (даже если она определена при помощи педагога), ее продуктивного результата.
Исходя из вышеприведенных характеристик деятельности по ознакомлению школьников с нарушением интеллекта с мордовским декоративно-прикладным искусством, мы сформулировали ряд положений, которыми необходимо руководствоваться для обеспечения наибольшей эффективности реализации его потенциальных возможностей в коррекционнообразовательном, коррекционно-развивающем и коррекционно-воспитательном воздействии на учащихся, в решении задач их духовного развития.
Важнейшее положение составляет необходимость осуществления личност-но ориентированного подхода в обучении. Мы полагаем, что целью работы по ознакомлению школьников с нарушением интеллекта с мордовским декоративно-прикладным искусством должно стать не только и не столько накопление запаса знаний и умений, сколько развитие положительных качеств личности и коррекция специфических отклонений. Это будет в большей степени способствовать осознанному усвоению ими нравственных и эстетических идеалов, лежащих в основе национальной культуры, ее духовного и художественного компонентов. Сообщая детям сведения о культуре и истории родного края, педагог рассматривает каждого ребенка как
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
личность, имеющую некоторое своеобразие вследствие специфики психофизического развития, но в то же время обладающую всеми правами и возможностями членов социума, в том числе правом быть наследниками культурных богатств своего народа.
Мордовское декоративно-прикладное искусство (его история и современная интерпретация профессиональными художниками) является важной составной частью культурной жизни республики. Знакомство с ним детей с нарушением интеллекта — одно из условий их успешной социализации. При этом мы считаем, что школьники данной категории способны осознать и усвоить заложенные в нем этические и эстетические ценности.
С нашей точки зрения, успешность обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта в процессе ознакомления с национальными эстетическими и нравственно-этическими нормами, отраженными в декоративно-прикладном искусстве, во многом зависит от учета своеобразия личности ребенка, его потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей. При определении содержания обучения и выборе видов художественно-трудовой деятельности следует исходить из интересов учащихся, их возраста и уровня подготовленности, практической значимости осваиваемой техники. Например, девочкам, обучающимся в младших классах, во внеурочное время может быть предложено изучение элементов национальной вышивки. При этом педагог может опираться на знания и умения, полученные детьми на уроках ручного труда в соответствии со специальной программой школы. В свою очередь, старшеклассницы могут познакомиться с приемами шитья и декорирования национального костюма, используя знания и умения, полученные ранее на уроках ручного труда, внеурочных занятиях по национальной вышивке, а также усвоенные в ходе обучения по профилю «Швейное дело».
Систематичность, постепенный переход от простого к сложному, опора на ранее усвоенные знания и умения, их по-
стоянное закрепление и совершенствование, перенос в новые виды деятельности позволяют обеспечить более осознанное и прочное усвоение нового материала, способствуют большей успешности школьников в художественно-трудовой деятельности и соответственно формированию у них уверенности в своих силах, положительной и адекватной «Я-кон-цепции», возникновению устойчивого интереса к занятиям.
Необходимо учитывать, что не всем учащимся доступно усвоение материала в полном объеме. Каждому из них должно быть предложено изготовление изделий соответствующего степени и характеру дефекта уровня сложности. Соблюдение этого условия требует от учителя большой предварительной работы по индивидуализации заданий и продумыванию объема и вида помощи каждому ребенку.
Другой, выделенный нами аспект заключается в необходимости положительного стимулирования школьников в процессе художественно-трудовой деятельности. При оценке качества выполняемых детьми изделий учитывается уровень индивидуальных возможностей. В любой работе педагог должен выделить положительные характеристики, причем оцениваться должны также волевые усилия, проявленные учеником в достижении цели, его стремление довести работу до конца.
Крайне необходимым представляется возникновение интереса к подобной деятельности со стороны учащихся, так как занятия декоративно-прикладным искусством рассматриваются в специальной педагогике как возможность формирования у детей умения самостоятельно организовывать свою досуговую деятельность. Такой выбор проведения свободного времени учеником (или выпускником) специальной школы возможен только при наличии сформированного устойчивого интереса.
Особое значение для осознания школьниками практической значимости занятий национальным декоративно-прикладным искусством, создания атмосфе-
111!111Й1И1!Ш № 4,
ры эмоционально-заинтересованного отношения к работе имеет проведение выставок детских работ. При отборе изделий на выставку также должны учитываться способности и индивидуальные возможности учащихся. Объективная и доброжелательная оценка и разъяснение ученикам положительных качеств и недостатков работ способствуют формированию у школьников адекватной самооценки, стимулируют проявление ими волевых усилий к совершенствованию своей деятельности.
Следует также отметить, что лично-стно ориентированный подход в обучении национальному декоративно-прикладному искусству школьников с нарушением интеллекта способствует формированию у них элементов творчества. В основе народного искусства лежат воспроизведение традиционных декоративных элементов и вариации в области их компоновки и цветового решения для создания новой декоративной композиции. С учетом этого педагогом могут быть предложены упражнения, связанные с комбинированием традиционных декоративных элементов и созданием собственных вариантов орнамента.
Таким образом, недостатки психофизического развития школьников с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) придают своеобразие их личностному развитию. Они затрудняют, но не исключают возможно-
сти формирования у детей духовных потребностей и запросов (в познании, эстетическом наслаждении). Важнейшим условием эффективности личностного развития ребенка с нарушением интеллекта, формирования у него представлений о нравственных нормах и эстетических чувств является его включение в активную деятельность под руководством взрослых. Обучение школьников с нарушением интеллекта национальному декоративно-прикладному искусству можно рассматривать как одну из реальных возможностей решения многих задач в достижении цели развития личности учащихся, что должно обеспечить их успешную интеграцию в современное общество.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. — М. : Изд. центр «Академия», 2001. — С. 35—37.
2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / под ред. Т. Я. Шпика-ловой, Г. А. Поровской. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
3. Нурутдинова, Л. Р. Культурологические основы эстетического образования / Л. Р Нурутдинова // Гуманитарные науки. Педагогика. — 2007. — № 5. — С. 88—93.
4. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; под ред. Н. М. Назаровой. — М. : Изд. центр «Академия», 2000. — 400 с.
Поступила 29.03.10.