Сиваша; ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ!
РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ, ИНФОРМАЦИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ (по материалам республиканского семинара-практикума)*
В настоящее время наметилась тенденция к осознанию того, что устойчивое развитие общества и преодоление большинства кризисных процессов и явлений зависят от состояния образования и образованности человека. В образовании решающее значение имеют интересы трех групп субъектов — государства, общества и личности. Это означает, что реалистичные государственные интересы должны сочетаться с интересами общества, конкретных групп населения и отдельных граждан. Образовательная парадигма, складывающаяся в современном обществе, ориентируется на новое содержание, иные подходы, иные права и отношения между людьми, новый педагогический менталитет.
Социально значимой характеристикой последнего десятилетия становится идея гуманизации индивидуального и общественного сознания, в соответствии с которой высшей целью и смыслом существования общества признается человек. В этом контексте человек с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особой поддержке со стороны государства, общественной помощи и заботе, обеспечивающей ему более полную и полноценную интеграцию в общество.
Коллективом преподавателей кафедры коррекционной педагогики и специальных методик Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева разносторонне исследуются возможности проектирования и реализации технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Результаты многолетней работы ежегодно обсуждаются в рамках семинара-практикума «Современные технологии обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ». Традиционный семинар прошел на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната г. Краснослободска (Республика Мордовия) в феврале 2010 г. В нем приняли участие представители Министерства образования республики, директор и представители центра социальной защиты детства, руководители и педагоги государственных специальных (коррекционных)
образовательных учреждений, преподаватели вузов.
С приветственной речью выступила директор центра социальной защиты детства Н. Н. Наумова, которая подчеркнула, что Мордовия, как и вся Россия, переживает этап модернизации, изменения и обновления системы образования, в том числе образования детей с нарушением интеллекта. В специальных (коррекционных) школах эти изменения находят отражение в активном поиске и внедрении инновационных подходов к разработке педагогических технологий.
От лица организаторов семинара-практикума к участникам обратилась зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальных методик МГПИ им. М. Е. Евсевьева д.п.н. доц. Н. В. Рябова. Она акцентировала внимание собравшихся на необходимости совершенствования образования детей с нарушением интеллекта посредством проектирования и реализации разнообразных педагогических технологий; более подробно остановилась на технологиях формирования социально-бытовых знаний и социально-бытовых умений.
В докладе «Здоровьесберегающие технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида» к.п.н. доц. А. Н. Гамаюнова отметила, что в России наблюдается рост числа детей с биологическими и социальными рисками, в связи с чем особую актуальность приобретают здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление психофизического и психологического здоровья детей. Для организации мониторинга динамики здоровья учащихся в практике работы образовательного (коррекционного) учреждения как одного из эффективных механизмов формирования здорового образа жизни докладчиком был предложен «Паспорт здоровья школьника», адаптированный с учетом возможностей учащихся с нарушением интеллекта. Теоретические положения были проиллюстрированы примерами из опыта внедрения данных технологий в образовательный процесс специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Саранска в выступлении учителя данной школы О. В. Аношкиной.
* Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по теме «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427).
11111111111* № 1,
Проблемы применения педагогических технологий в процессе организации художественно-речевой деятельности учащихся с нарушением интеллекта были освещены в сообщении к.п.н. доц. И. В. Абрамовой. Особое внимание ею было уделено целевому, содержательному и результативному компонентам технологии.
О. А. Бибина, к.п.н. доц., выступила с докладом «Формирование умения сравнивать геометрические фигуры у старшеклассников с нарушением интеллекта», в котором рассмотрела приемы сравнения и сопоставления при изучении геометрического материала. По мнению автора, использование данных приемов способствует активизации мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, формированию у них не только осознанных геометрических знаний, но и прочных измерительных и чертежных навыков, развитию мотивов учебной деятельности, познавательного интереса.
К.п.н. доц. Г. В. Брыжинская в докладе «Изучение обыкновенных дробей в специальной (коррекционной) школе VIII вида» отметила, что методика обучения математике располагает разработками эффективных приемов обучения, и рассказала о практических исследованиях усовершенствованной методики с обыкновенными дробями с помощью элементов педагогической системы М. Монтессори. Далее последовала серия сообщений учителей специальной (коррекционной) школы г. Саранска, в котрых они делились опытом работы применения элементов М. Монтессори в обучении учащихся с нарушением интеллекта.
В докладе к.п.н. доц. О. В. Бобковой «Изготовление поделок с использованием национального орнамента в специальной (коррекционной) школе VIII вида» были раскрыты особенности ознакомления учащихся с национальным декоративно-прикладным искусством. В процессе данной деятельности у учащихся формируются представление о родном крае, эмоционально-положительное отношение к нему, ощущение связи со своим народом. Исследователем было подчеркнуто, что цель и задачи духовного развития могут быть реализованы при условии понимания и учета учителем специфики творческой природы народного искусства и особенностей психического развития детей.
С сообщением «Организация артпедагогиче-ской работы в процессе трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида» выступила к.п.н. доц. Н. Н. Кузьмина. Она проанализировала и выделила виды художественного ручного труда, которые способствуют развитию формообразующих движений, композиционному построению поделки, развитию мелкой моторики рук и пальцев, художественно-эстетическому
воспитанию ребенка. Материалы сообщения были проиллюстрированы примерами из опыта практических работников образовательных учреждений. Например, учитель О. Я. Корочкова раскрыла возможности применения технологии пластилино-графии в обучении учащихся младших классов.
Доклад к.п.н. доц. Н. Г. Минаевой «Технологии ремонтных работ в трудовом обучении учащихся с проблемами в развитии» был посвящен проблемам организации профессионально-трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта во внеурочное время. Известно, что выпускники специальных школ на рынке труда не выдерживают конкуренции со своими сверстниками, окончившими общеобразовательные школы. Одним из путей решения данной проблемы могут быть поиск новых направлений профессионально-трудовой подготовки, введение новых трудовых специальностей. Докладчик ознакомил слушателей с программой подготовки по профилю выполнения различных видов ремонтных работ в помещении, разработанной для учащихся 8—9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
В докладе к.п.н. доц. И. Е. Пушковой «Технология организации краеведческой работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида» была предложена система планирования, содержания, форм и методов краеведческой работы, в которой нашли отражение линии исторического, литературного, географического, природоведческого краеведения Республики Мордовия. Теоретический доклад был проиллюстрирован сообщениями педагогов специальных (коррекционных) школ.
Практико-ориентированная часть семинара была посвящена проблемам реализации педагогических технологий в специальном (коррекционном) образовательном учреждении и прошла в виде мастер-класса. Были показаны коррекционное занятие по развитию психомоторики (с учащимися 4 класса), урок швейного дела (с учащимися 9 класса), занятие кружка «Фитоживопись» (с учащимися старших классов), воспитательное мероприятие «Мы за чаем не скучаем» (с учащимися младших классов).
На заседании круглого стола, который завершил работу семинара-практикума, все присутствующие поделились своими впечатлениями об увиденном, дали высокую оценку совместной деятельности ученых и практиков по разработке и внедрению педагогических технологий в образовательный процесс специальных (коррекционных) школ и высказались за необходимость и в дальнейшем применять такую форму сотрудничества преподавателей МГПИ им. М. Е. Евсевьева и практических работников специальных образовательных учреждений республики.
Н. В. РЯБОВА, доктор педагогических наук, доцент,
И. Е. ПУШКОВА, кандидат педагогических наук, доцент